Конспект урока по окружающему миру на тему «Отечественная война 1812 года» 4 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Бондарь Александра Евгеньевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruayuschiy_mir_8_04.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:  08.04.19                                                                                                   Учитель: Прилипухова Наталья Александровна

Школа: МБОУ СОШ № 115                                                                                                                    

Класс: 4 в                                                                                                           Студентка: Бондарь Александра

                                                                                            ФИО методиста: Сачкова Т. А.

Технологическая карта урока окружающего мира.

«Отечественная война 1812 года»

Цели: Формирование первоначального представления об историческом периоде Отечественной войны 1812 года;

Показание значимости победы русского народа в Отечественной войне 1812года;

Формирование понятий: «отечественная война»,  «отечество», «партизаны», «партизанское движение».

Планируемые результаты

Предметные: 

- понимать значимость изучения Русской истории;

- владеть  основными знаниями об отечественной войне 1812 года и ее датами;

- знать понятия: «отечественная война», «отечество», «партизаны» и «партизанское движение».

Личностные:

- осознавать личностный смысл учения;

- проводить самооценку своих действий;

Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: УМК «Школа России», учебник Окружающий мир: 4кл.; учебная презентация,  лента времени, лист самооценки.

        

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный

момент, мотивация учебной деятельности

Психологический настрой

1 мин.

 Устное приветствие,

создаёт эмоциональный настрой на работу.

Подготовка класса к работе

Л: самоопределение

Р: целеполагание;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.

Актуализация необходимых знаний

Практич.: выполнение теста

5 мин.

 Предлагает учащимся выполнить тест на с. 93-94.

Выполняют тест с самопроверкой по образцу.

Осуществляют самооценку.

Отмечают успехи в листе самооценки.

П: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3.

Определение проблемы.

Формулировка темы и цели занятия.

Словесный: подводящий диалог

8 мин.

- Посмотрите на «ленту времени». Вспомните когда и с кем приходилось воевать нашему государству?  

- Сегодня мы поговорим ещё об одной войне, в которой принимало участие наше государство. Эта война получила название « Отечественной». Ни одна из предыдущих войн не имела такого названия.

- Чтобы узнать год нашего путешествия, надо решить математическую задачу.

«Это число записывается цифрами двух двузначных чисел; одно состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе меньше первого на 6».

-Правильно, это 1812 год. Отметим его на «ленте времени».

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с этой темой?

С помощью учителя формулируется цель урока:

«Узнать,  что за война была в 1812году и за какое отличие от других  войн она получила название « Отечественной».

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте вопросы.  

Ученики перечисляют  степняков-кочевников, немецких и шведских рыцарей, монголо-татар, поляков, шведов.

Решают задачу.

Говорят ответ: 1812 год.

Один из учеников отмечает на ленте времени  год Отечественной войны 1812года.

Формулируют тему урока

 « Отечественная война 1812года».

Ответы детей.- формулируют интересующие вопросы.

Р: целеполагание;

К: постановка вопросов;

П: общеучебные- самостоятельное выделение формулирование познавательной цели.

4.

Открытие нового знания.

Словесный: фронтальный вопрос

Литературоведческий анализ: толкование термина

Наглядный: предъявление термина на слайде

Словесный: опрос

Практич.: исследовательская работа по выявлению причин начала войны и раскрытия термина

Словесны: опрос группы

Практич.: исследовательская работа по событиям 1812 года

Словесный: опрос группы

Практич.: исследовательская работа по партизанскому движению 1812 года

Словесный: опрос группы

8 мин.

- Прежде чем мы начнем говорить об этой войне, давайте уточним для себя значение слова

«отечество».

- Где можно узнать значение слова?

- Какая же война называется

« отечественной»?

С помощью учителя формулируется определение

« отечественной войны».

Отечественная война - справедливая, освободительная

- Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками- исследователями. Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой войне. А в конце урока ответим на наш главный вопрос:

« Почему войну 1812 года называют отечественной?»

Для этого вы будете работать в группах. Каждая группа получит своё задание и подготовит выступающих.

Задание для первой группы.

Проблема: исследовать причины начала войны, раскрыть термин «отечественная война».

- Прочитайте текст на с. 112-113 учебника. Ответить на вопросы:

1. В каком году началась война?

2. Между какими странами шла война?

3. Кто первым начал войну и почему?

4. Кто возглавил французскую армию?

5. Кто возглавил русскую армию?

Задание для второй группы.

Проблема: исследовать главное сражение Отечественной войны 1812года.

- Прочитайте текст на с. 113 учебника, рассмотрите иллюстрацию на с. 114-115. Ответьте на вопросы.

1. Назовите главное сражение Отечественной войны 1812года.

2. Где оно произошло ?

3. Чем закончилось?

4. Какой момент боя был самым тяжёлым?

5. О чём можно рассказать, глядя на иллюстрацию на с. 114-115?

Задание для третьей группы.

Проблема: исследовать партизанское движение во время Отечественной войны 1812года и окончание войны.

- Прочитать текст на с. 116-117 учебника. Ответьте на вопросы.

1. Кто такие партизаны?

2. Кто стоял во главе одного из партизанских отрядов?

3. Как была изгнана французская армия за пределы России?  

Ответы детей.

Значение слов можно узнать в толковом словаре.

В толковом словаре С.Ю. Ожегова находят статью и зачитывают её.

Дают предполагаемые ответы.

Дети делятся на рабочие группы, получают задание и выполняют его.

Р: планирование, прогнозирование

П:моделированиелогические решения проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

К:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5.

Первичное закрепление

Частично-поисковый: поиск правильных ответов

Наглядный.: показ картины на экране

Словесный: рассказ

Словесный: беседа

Практич: работа с таблицей

Практич.: оценка собственной деятельности

8 мин.

-Работаем с картой, которая представляет образ империи Наполеона.(карта – 1 кадр презентации)

- Перечислите страны, на которые распространилась власть Наполеона.

- Какие страны не покорены Наполеоном?

- Что оберегало Англию от сильной Наполеоновской армии?

В 1811 году Наполеон писал: « Через 5 лет я буду господином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её».

- Подробнее с этим великим полководцем нас познакомит…

(портрет Наполеона – второй кадр презентации).

- Что запомнилось, поразило вас в этом сообщении.

В середине июня 1812 году французская армия под командованием Наполеона вторглась на территорию  России( дата начала войны и её название- третий кадр презентации).

- Какой полководец возглавил русскую армию? ( Портрет Кутузова – третий кадр презентации)

- Послушайте рассказ об этом главнокомандующем.

( Бородинское сражение-четвёртый кадр презентации)

Обе стороны понесли тяжёлые потери. Впоследствии Наполеон оценивал его как  самое

«ужасное» из всех данных им сражений и считал, что

« французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Главная цель Наполеона – разгром русской армии опять не была достигнута, но русские, не имея сил для продолжения битвы, утром отошли с поля боя.

( Совет в Филях – пятый кадр презентации).

1 сентября в Филях ( местечко под Москвой) был созван военный совет. М.И. Кутузов принял решение оставить Москву, что бы сохранить армию.

- Давайте порассуждаем, сдать врагу столицу - это проигрыш в войне или нет?

Позиции полководцев изучал и анализировал... Послушайте его выводы

(В.В. Мазуровский «Пожар в Москве в момент отступления армии Наполеона»- шестой кадр презентации)

Французская армия в Москве столкнулась с огромными трудностями: не было ни продовольствия, ни боеприпасов, в опустевшем городе пылали пожары.

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

7 октября Наполеон повернул в обратный путь.

 С этого момента вся инициатива перешла в руки русской армии.

Вокруг Москвы действовали сотни отрядов партизан и ополченцев. Они изматывали французскую армию мелкими атаками и стычками.

( Верещагин «Не замай! Дай подойти!»- седьмой кадр презентации)

 Поработаем с этими понятиями

( постепенно заполняется таблица на интерактивной доске).

Название

Ополчение

Партиз. отряд

Кто входил?

Горожане

Крестьяне

Организо

вывались

По плану

стихийно

Чем вооружены

оружие

Подручные

средства

Кто руково

дил?

Проф. военные

Народ.

лидеры

-Почему Наполеон не смог покорить Россию?  

В честь победы русского народа над французами в Москве построена триумфальная арка , Храм Христа Спасителя.( Триумфальная арка- презентация кадр восьмой, Храм Христа Спасителя – кадр девятый) 

- Оцените свою работу в листе самооценки.

Выступление детей первой группы.

- Италия, Германия, Пруссия, Польша, Испания, Австрия.

-Англия и Россия.

- Морской пролив.

Ученик читает заранее подготовленное сообщение.

Обмениваются впечатлениями.

- М.И. Кутузов.

Ученик читает заранее подготовленное сообщение.

Обучающие слушают сообщение, обмениваются впечатлениями.

Выступление детей второй группы.

Высказывают своё мнение.

Ученик формулирует вывод по заранее изученному материалу.

- Для Кутузова это был тактический маневр, что бы сохранить армию, а значит и всю Россию. Он говорил: « Потеря Москву не есть потеря России».

-Наполеон считал, что, войдя в Москву, он одержит победу и русское правительство попросит у него мира.

Но этого не произошло!

 Выступление детей третьей группВ выступлении детей звучат имена народных героев: Дениса Давыдова,

Герасима Курина, Ермолая Четверикова, Василисы Кожиной.

Война для России была освободительная, справедливая

  • Наполеон воевал не с одной армией, а со всем народом, который проявлял героизм и мужество.

Осуществляют самооценку,

заносят данные в индивидуальные листы.

Р: контроль, оценка, коррекция;

П.:умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

К:управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка действий партнёра

6.

Включение нового знания в систему знаний

 Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

5 мин.

Самостоятельная работа на карточке.

- Заполните пропуски в тексте.

В … году армия французского императора ……. перешла границу  России. На защиту Отечества поднялся весь …., поэтому войну называют …. Главнокомандующим русскими войсками был назначен полководец….. Главное сражение этой войны - ………. сражение  произошло …. сентября 1812года.

-В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, когда весь народ сражался с фашистскими захватчиками, в нашей стране был утверждён орден Кутузова, как одна из высших боевых наград. ( орден Кутузова – презентация кадр десятый)

Выполнение задания в рабочей тетради №1с. 39.

Оцените свою работу в индивидуальном листе.

Выполняют задание по карточкам

Проверка .

Ученик читает и устанавливают правильность выполнения задания.

Выполняют задание и делают взаимопроверку.

Оценивают работу.

Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения;

Л: самоопределение.

7

Рефлексия деятельности

( итог урока).

Практический: рефлексия на листочке

3 мин.

В начале урока мы поставили перед собой цель узнать о войне 1812 года и понять за какое  отличие от других войн она получила название
« Отечественной».

- Что запомнили об этом историческом событии?

 -Почему войну 1812 года называют Отечественной?

Оцените свою работу на уроке. Дополните предложения.

- Я узнал….

- Я научился….

- Мне понравилось…

-Я бы хотел….

(вопросы на экране – одиннадцатый кадр презентации).

Комментарии учителя.

- Оцените свою работу в индивидуальном листе самооценки.

Отвечают на вопросы.

Высказывают своё мнение

Дополняют предложения, оценивают себя в устной форме.

Дети оценивают себя и сдают листы самооценки.

П: рефлексия;

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

Л: смысло-образование

8

Домашнее задание.

2 мин.

  1. Прочитать текст на с. 112-119 учебника.
  2. Выполнить задание 2,3 на с. 40 рабочей тетради. Найти дополнительный материал по данной теме.

Записывают задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года"

Урок окружающего мира в 4 классе в форме  заочная экскурсия по теме "Отечественная война 1812 года".  Цель урока сформировать у учащихся представление о войне 1812 года, как одной из самых с...

урок окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года"

Конспект урока окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года" 4 класс УМК "Школа России"...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года". 4 класс.

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года" для 4 класса. Презентация знакомит учащихся с Отечественной войной 1812 года....

Урок окружающего мира по теме Отечественная война 1812 года

Маткриалы к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК "Перспектива"...

Урок по окружающему миру по теме "Отечественная война 1812 года"

Знакомство с основными событиями  Отечественной войны 1812 года,  с биографией М. В. Кутузова...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, её основными этапами и событиями, героями войны.Планируемы результаты:Предметные:...

Урок окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года"

В ходе урока дети знакомятся с военным прошлым нашей Родины....