Экологический проект на тему «Посадили огород, посмотри что в нем растет» во второй младшей группе
проект по окружающему миру

Лозина Анна Александровна

Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно- продуктивной творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogorod_na_okne.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект на тему «Посадили огород, посмотри что в нем растет» во второй младшей группе.

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели группы, родители.

Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в весеннее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.

Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений, родители.

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно- продуктивной творческой деятельности.

Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Основные мероприятия проекта:

  • Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.
  • Исследовательская и практическая деятельность детей по

изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.

  • Презентация проекта «Чудо-огород на окошке растет».

Продолжительность проекта: долгосрочный апрель 2024 г.

Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.

  1. Обоснование социальной значимости проекта

Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в

зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник

может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи

познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами.

Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за

растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность,

целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к

познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки

активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для

поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и

луковиц, используя для этого огород на окне.

  1. Целипроекта

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно- продуктивной творческой деятельности.

Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

  • Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
  • Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
  • Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
  • Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Основные этапы и направления реализации цели проекта:

Подготовительный этап Деятельность педагога:

  • Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
  • Составление плана работы над проектом.
  • Сбор материала необходимого для реализации проекта.
  • Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).
  • Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
  • Изготовление дидактических игр и пособий. Деятельность детей:
  • Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.

Взаимодействие с семьей.

  • Сбор необходимого материала для создания огорода.
  • Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта. Практическая работа

Деятельность педагога:

  • Беседа с детьми познавательного характера.
  • Организация предметно – развивающей среды по теме.
  • Подготовка информации для родительских уголков.

Деятельность детей:

  • Посадка лука, укропа в землю.
  • Уход за растениями - полив, рыхление
  • Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
  • Игровая, двигательная деятельность.
  • Участие в практической деятельности.
  • Лепка овощей из пластилина.
  • Отгадывание загадок про овощи и фрукты. Совместная деятельность взрослых и детей:
  • Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
  • Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
  • Просмотр фильмов  о растениях.
  • Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
  • Труд в огороде. Подведение итогов Деятельность педагога:
  • Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
  • Презентация проекта.
  • Представление опыта. Деятельность детей:
  • Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
  • Участие в презентации проекта «Огород на окне» Распространение опыта:
  • Ознакомление педагогов МАДОУ с удачно выполненной работой.
  • Оформление альбомов, фотовыставок для родителей. Мероприятия по реализации проекта
  1. Беседы:
  • «Что такое огород и что на нём растёт»,
  • «Что такое «Огород на окне»,
  • «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
  1. Опытно-экспериментальная деятельность:
  • «Вода и росток»,
  • «Солнце и росток»,
  • «Проращивание лука».
  1. Практическая деятельность:
  • Отбор и посев лука.
  • Полив, уход и наблюдения за культурами.
  1. Экологические занятия по темам:
  • «Первые всходы»
  • «Мир овощей».
  1. Игровая деятельность:
  • Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу».
  • Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
  • Рассматривание различных семян.
  • Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».
  1. Художественно - творческая деятельность детей.
  • Раскрашивание картинок.
  • Рисование «Лук от всех недуг».
  • Аппликация «Помидоры в банке».
  • Лепка «Овощи большие и маленькие».
  1. Речевое развитие.
  • Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки»,«Пых».
  • Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базарапришла».
  • Рассказ детей по теме: «А у нас вогороде».
  • Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
  1. Оформлениеальбома

«Наш лук от всех недуг».

  1. Консультация дляродителей

«Помощь ребенка на огороде». Ресурсное обеспечение.

  1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
  2. Экологическийуголок.
  3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр ит.д.
  4. Технические средства: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат и т.д. Предполагаемое распределение ролей в проектнойгруппе

Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.

Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.

Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.

  1. Рабочий план реализации проекта Этапы реализациипроекта
  1. Подготовительный (февраль) 1.Определение цели и задачпроекта.
  1. Анализ имеющихся условий в группе, детскомсаду.
  2. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)

лука.

  1. Разработка комплексно - тематического планаработы
  2. Создание условий для организации работы в «огороде наокне»
  1. Основной (февраль, март,апрель)
  1. Рассматривание семян (укропа, салата, помидора) посадка семяни
  1. Исследовательская и практическая деятельность детей поизучению

особенностей выращивания культурных насаждений:

  • подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
  • оформление огорода наокне;
  • Наблюдение за растениями. 3.Отражениерезультата

через художественно-творческую деятельность.

  1. Заключительный(апрель)
  1. Анализ полученныхрезультатов.
  2. Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!». 3.Презентация проекта «Чудо –огород на окошкерастет».
  1. Ожидаемыерезультаты

Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия,

необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие

детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за

растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность,

целеустремленность.

  1. Перспективы дальнейшего развития проекта

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо

способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут

самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для

роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились

наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

Литература:

  1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.:2005.
  2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.:2006.
  3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры вдошкольном детстве», М. «Просвещение»,2005.
  4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей»,2006.
  5. Интернетресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника с детьми второй младшей группы Тема: «Новоселье в новой группе»

Цель:Максимально облегчить процесс адаптации в новой группе, установить добрые, доверительные отношения для дальнейшего сотрудничества детского сада и родителей.Задачи:1. Облегчить процесс адапта...

Проект во второй младшей группе "Огород на подоконнике"

Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познава...

Проект во второй младшей группе "Волшебная водица"

Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить. Дошкольники &ndash...

Конспект занятия во второй младшей группе Тема «Сравнение двух групп предметов».

Конспект занятия во второй младшей группеТема  «Сравнение двух групп предметов».Цель:Обучающая:обучать сравнивать две группы предметов способом наложения одной группы предметов н...

Презентация на тему: «Современные инновационные подходы по нравственно- патриотическому воспитанию» во второй младшей группе.

Уважаемые коллеги!Предлагаю Вашему вниманию презентацию на тему" "Современные инновационные подходы по нравственно-патриотическому воспитанию" для детей 3-4 лет.В презентации описан опы...

ПРОЕКТ НОД с детьми второй младшей группы по теме «Магазин игрушек»

Цель: Формирование у детей социально - нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной,  продуктивной. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие и...

Проект НОД с детьми второй младшей группы по теме «Домашние животные»

Цель: Развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов у детей, включение их в систему социальных отношений....