Конспект урока "Явления природы весной"
план-конспект урока по окружающему миру

Галина Шисловская

Конспект урока для обучающихся коррекционной школы (8 вид, умеренная умственная отсталость)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx39.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект урока

 «Явления природы весной»

                                                        Составил учитель: Шисловская Г.В.

Первая квалификационная категория

                                                        

Санкт-Петербург

2024


Фамилия, имя, отчество педагога, должность

Шисловская Галина Викторовна

Наименование учреждения, город

ГБОУ школа №439

Класс:

Дата:

Тема урока:

«Явления природы весной»

Продолжительность по времени

40 минут

Тип занятия

урок первичного обобщения и закрепления ЗУН

Форма проведения урока:

классический урок.

Цель урока:

Формирование представлений об изменениях, происходящих в природе весной.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Продолжать знакомить обучающихся с весенними природными явлениями через речевые, наглядные и звуковые образы.
  2.  Расширять пассивный словарь детей за счет слов: проталины, капель, ручьи, ледоход, цветение.
  3. Учить различать изменения в природе весной.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать высшие психические функции: мышление, память, внимание.
  2. Развивать зрительное, тактильное и слуховое восприятия.
  3. Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к окружающему природному миру.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе.

Методы обучения

Словесный: беседа, вопросы.

Наглядный: показ видео, иллюстраций, картинок.

Практический: использование упражнений: «Разрезные картинки»; «Собери солнце»; «Веселый ручеек».

Методическое и техническое обеспечение занятия

Средства технические: проектор, коммуникатор,

аудиозапись «Звуки весеннего леса».

Наглядный материал: изображение солнца с лучами на теплой грелке; иллюстрации с изображением явлений природы.

Раздаточный материал: разрезные картинки, раздаточные карточки.

Предварительная работа

Экскурсии и наблюдения в природе.

Чтение художественной литературы о весне, Рассматривание картин о весне, иллюстраций.

Беседа о Весне, весенних признаках.

Использованная литература

Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // alekscdt.narod.ru. – Загл. С экрана.

Ход урока

Название упражнений,

частные задачи

Деятельность педагога

Деятельность

детей

  1. Вводная част.
  1. Организационный этап

Ритуал –

приветствие.

-Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь.

- Посмотрите на меня.

- Звенит звонок(колокольчик), начинаем урок (пиктограмма).

- Я пришел сюда учиться(жест).

- Не лениться, а трудиться(жест).

- Учимся старательно(жест).

- Слушаем внимательно(жест). Молодцы.

- Я, Г.В. (карточка с именем доску) пришла на урок.

- Кто сегодня пришел на урок?

(дети вывешивают карточку с именем к фото).

- Дима(жест) «Я пришел учиться».

- Саша (жест) «Я пришел учиться».

- Илья(жест) «Я пришел учиться».

- Молодцы. Садитесь за столы.

Обращают внимание на гостей,здороваются

жестом.

Слова соотносят с жестом.

На доску

вывешивают карточку с именем.

Сообщение

темы и цели урока.

Урок: «Окружающий природный мир» (вывешивается карточка с названием урока на доску).

- Ребята, что мы делаем на уроке?

- На уроке «Окружающий природный мир», мы говорим о природе.

- Все изменения, которые происходят в природе, называют явлениями природы.

- Явления природы зависят от времени года.

- Какое сейчас время года? Весна.

- Сегодня, на уроке, мы будем говорить об изменениях природы, которые происходят весной.

-Тема урока: «Явления природы весной».

(вывешивается карточка с названием темы).

Отвечают на вопрос жестами: учиться, слушать, смотреть, думать говорить.

  1. Мотивация учебной деятельности

Сюрпризный момент.

Пришла весна.

- Солнце ярче светит, дует теплый ветер, снег растаял.

- Эта новость не проста. Это значит, к нам пришла – Весна.

(открывается плакат с изображением Весны).

- Весна - замечательное время года.

Смотрят на плакат.

II. Основная часть

  1. Актуализация знаний и умений

Упр. «Разрезные картинки».

- составлять целое из частей.

(на столе у каждого обучающегося картинка).

- Посмотрите, на картинку.

- На картинке время года – Весна.

- Соберите такую же картинку из отдельных частей.

- Молодцы, вывешиваем работы на доску.

Собирают разрезнуюкартинку пообразцу.

Повторение месяцев весны: март, апрель, май.

Глобальное чтение.

- Посмотрите, на каждой картинке время года – Весна, но картинки разные.

- Потому, что весна разная.

- На этой картинке еще лежит снег.

- Это начало весны –первый месяц.

- Дима, назови 1-й месяц весны – март (читаем вместе).

- На этой картинке бегут ручьи.

- Это середина весны – второй месяц.

- Саша, назови 2-й месяц весны – апрель (читаем вместе).

- Посмотрите, здесь зеленая трава.

- Это конец весны –третий месяц.

- Илья, назови 3-й месяц весны – май (читаем вместе).

- У весны три месяца: март, апрель, май.

- За три месяца природа меняется.

- Какой сейчас весенний месяц?

- Сейчас март, начало весны.

Смотрят на картинки. Соотносят картинку с названием месяца, отвечают на вопросы с помощью коммуникатора

Просмотр видео

Явления природы весной.

(5 мин)

- Весна приглашает нас на экскурсию.

- Мы увидим, как меняется природа весной.

- Смотрим (видео).

- Ребята, вам понравилась экскурсия?

- Какие явления природы, мы увидели, давайте об этом поговорим.

Смотрятвидео.

«Явления природы».

- формирование представлений о явлениях;

- активизация словаря.

Греет солнце.

Д/игра «Собери солнце»

- Посмотрите, что это (картинка) - солнце.

- Весной солнце яркое, теплое.

- Солнце греет, становится тепло.

- Сегодня, к нам в класс, заглянуло солнце.

- Потрогайте солнце ладонями – тепло.

(дети дотрагиваются до солнца с теплой грелкой).

- Мы видим солнце (картинка) в виде яркого круга и лучей, похожих на треугольники.

(у каждого на столе ковролин и геометрические фигуры)

- Покажите круг. Покажите треугольник.

- Соберите солнце из геометрических фигур.

- Молодцы, у каждого получилось, вывешиваем работы.

- Солнце – это явление природы.

- Читаем слово «солнце» - карточку ставим в словарь. «Явления природы».

Отвечают жестом, с помощью коммуникатора

Показывают геом.фигуры. Выполняют задание по словесной инструкции с опорой на образец.

Появились

проталины.

- На улице еще много снега.

- Солнце греет и снег тает.

- Места, где снег растаял, и открылась земля называют ПРОТАЛИНЫ (картинка) - снег протаял.

- Читаем слово «проталины», карточку ставим в словарь.

- Посмотрите на картинку, лежит снег.

- Открывайте, кусочки снега, мы увидели – проталины.

- На проталинах появляется первая зеленая трава, первые весенние цветы.

Рассматривают снег, проталины на подносе.

Отвечают с помощью коммуникатора

Звенит

капель

- А на крышах домов тают сосульки, стекают капельками воды.

- Послушайте (аудио) – это растаявший снег капает с крыш.

- Это явление называют – КАПЕЛЬ (картинка). 

- Читаем слово: КАПЕЛЬ - карточку ставим в словарь.

- Постучите каждым пальчиком по ладони – кап – кап – кап. - Так звенит капель весной. Молодцы.

Стучат по ладони каждым пальцем обеих рук.

Бегут ручьи.

К/ упр. «Бежит ручеек»

-развитие мелкой моторики

- А на земле появляются лужи и весенние ручейки (картинка).

- РУЧЬИ – это явление природы. Читаем слово: «ручьи» карточку ставим в словарь.

- Сделайте свой весенний ручеек.

- Возьмите шнурок, вденьте его в желобки.

- Молодцы. Весенний ручеек вывешиваем на доску.

Вдевание синего шнурка в желобки.

Ледоход на реке

- Ребята, на прогулке вы ходили по льду?

- По льду ходили медленно, аккуратно. Лед скользкий.

- На реке тоже лежит лед.

- Весной лед ломается на куски.

- Посмотрите, это кусочки льда, потрогайте.

- Весной лед трещит, ломается на куски и плывет по реке.

- Это явление называют – ЛЕДОХОД (картинка).

- Слово «ледоход» запоминаем, карточку ставим в словарь.

Рассматривание кусочков льда на подносе в воде.

Начинается цветение.

- Ребята, весной меняются растения - появляются первые цветы, деревья начинают цвести, распускаются листочки.

- Посмотрите, и у нас на веточках - листочки.

- Этот период называют – ЦВЕТЕНИЕ.

- Читаем слово: «цветение», ставим карточку в словарь.

работа со стендом «словарь»

- Ребята, посмотрите, на наш словарь.

- Мы выделили слова, давайте их прочитаем:

солнце, проталины, капель, ручьи, ледоход, цветение.

- Это явления природы.

Физкультминутка

Физминутка. предупреждение утомляемости.

- А сейчас давайте встанем на разминку.

(выполняют движения под музыку)

- Молодцы, садитесь. Продолжаем урок.

Дети

повторяют движения

Систематизация и обобщение

Д/игра «Четвертый лишний»

- упр. в отборе

явлений природы.

(на столе картинки различных сезонных явлений).

- Ребята, перед вами лежит картинка.

- Посмотрите, на картинке - время года Весна.

- Выберете карточки с явлениями природы весной.

- Саша, назови, какие карточки ты выбрал.

- Дима, назови, карточку, которую ты оставил.

- Молодцы, вывешиваем работы.

Прикладывают карточки с весенними явлениями природы

III.Заключительная часть

Закрепление материала

Работа с мнемосхемой; с коммуникатором

- обобщать представления о явлениях природы.

- А сейчас расскажем о «Явлениях природы весной».

- Составим рассказ.

- Илья, иди к доске.

- Слушайте внимательно.

- Я называю слова, а вы находите картинку, ставите ее в таблицу.

Илья делает у доски.

Пришла весна.

- Илья, смотри на картинку, назови. Молодец, садись.

- Дима, иди к доске.

Греет

солнце.

Появились проталины.

Звенит капель.

- Дима, смотри на картинки, назови их. Молодец, садись.

- Саша, иди к доске, продолжаем рассказ.

Бегут

ручьи.

На реке ледоход.

Началось цветение.

- Саша, смотри на картинки, назови их. Молодец, садись.

- Мы составили рассказ: «Явления природы весной».

Пришла весна.

Греет

солнце.

Появились проталины.

Звенит капель.

Бегут

ручьи.

На реке ледоход.

Началось цветение.

- Дима, иди к доске.

- Дима, смотри на картинки, расскажи нам о явлениях природы весной. Молодец, садись.

Составляют мнемотаблицу.

Озвучивают фразу с помощью коммуникатора

Подведение итогов

Итог урока.

- Ребята, сегодня мы говорили о весне.

- Вспомнили три месяца весны, вы собрали картинки.

- Мы отметили важные явления природы весной: солнце, проталины, капель, ручьи, ледоход, цветение.

- Посмотрите на наши солнышки, весенние ручейки.

- Молодцы. Сегодня вы хорошо занимались.

Организованное окончание урока

- Вставайте в круг.

- Скажем: «Я молодец», «Я хороший».

- Звенит звонок.

- Урок окончен (жест)

(убираем карточку с названием урока, ставим карточку перемена.

- Скажите, до свидания гостям.

Используют жесты.


   Раньше был сугроб до крыши (поднимаем руки вверх).

   А теперь все ниже, ниже (приседаем).

   Тает снег, кругом вода (топаем).

   Не пройти нам не куда (поднимаем плечики)

   По земле ручьи бегут – там и тут, там и тут (волнообразные)

   И деревья все проснулись (руки вверх, покачать).

   И от снега отряхнулись. Пробудились ото сна.

   Это к нам идет Весна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Обобщение по теме "Русские писатели о природе.Весна," 3 класс. Учебник "Литературное чтение" Климанова Л.Ф.

В конспекте использованы фрагменты из музыкального произведения Вивальди "Концерт весна", а также отрывки стихотворений известных русских поэтов. Урок предназначен для 3 класса....

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме "Живая и неживая природа весной". 2 класс. "Школа России "

Урок разработанв соответстии с требованиями ФГОС, в разработку конспекта включены  названия используемых ЭОР...

Конспект "Природа весной"

Коррекционная  педагогика...

Конспект воспитательного занятия "Весна - пробуждение природы"

Тема: «Весна – пробуждение природыЦель: уточнять и расширять представления воспитанников о признаках ранней весны.Задачи: 1. Формировать умение строить высказывание, активизировать...

Конспект урока по окружающему миру (2 класс). Тема: «Живая природа весной». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о признаках весны в живой и неживой природе; формирование представления о связи изучаемых предметов с жизнью.Планируемые результатыПредметные: Знать посл...