Мастер - класс. Распространение собственного педагогического опыта опыта .Урок окружающего мира в 4 классе.
опыты и эксперименты по окружающему миру (4 класс)

Статья рекомендована учителям начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учрежденение

«МОУ СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области»

Урок окружающего мира

по теме : «Птицы родного края»

4 «Б» класс

Учитель:   Насибова Л.А.

п. Горный

2024 г

Тема: Птицы.

Цели деятельности педагога: создать условия для обобщения полученных представлений о птицах, ознакомить с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлениями к полёту.

 Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся обобщать полученные представления о птицах;

 дать понятие о перелетных, зимующих, оседлых птицах, строение пера, значение птиц в жизни человека.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, ориентироваться учебнике.

Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и оценивать процесс и результат деятельности, осуществлять смысловое чтение; предметные – обобщать полученные представления о птицах; уточнять представления о том, что птицы это теплокровное животное, которое живёт (существует), то есть дышит, питается, передвигается, спит, строит жилище, даёт потомство; уметь объяснить и доказать необходимость бережного отношения к живым организмам;  понять пользу  птиц для человека;  логические – строить рассуждения, делать выводы; информационные – осуществлять поиск и выделение необходимой информации из опытов.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – ставить вопросы, обращаться за помощью в случае затруднений; развивать навыки работы с источниками информации, устную связную речь, внимание, мышление, память, любознательность, фантазию, находчивость познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки и способности; управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль, работать в группах; задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Личностные: самоопределение – проявлять ценностное отношение к природному миру, демонстрировать готовность следовать нормам природоохранного поведения.  воспитывать уважение к друг другу, бережное отношение к окружающему миру, к птицам; позитивное отношение к учёбе, интерес к уроку, самостоятельность  в получении знаний. 

Методы: проблемно-поисковый, словарно-наглядный

Оборудование: учебник “Окружающий мир” 3класс, картинки с изображением птиц, карточки с заданиями,

запись «Голоса птиц», презентация,

        

        

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать ваша любознательность.

2. Актуализация знаний.       

1.На предыдущих уроках мы знакомились с разнообразием животных.

 Давайте  назовём  всех животных по группам:

  звери, рыбы, насекомые, земноводные  (амфибии) ,

 пресмыкаюшиеся ( рептилии)

      1.Одноклеточные

2.Многоклеточные:

     Беспозвоночные (червь, улитка, осьминог, кальмар, медуза, насекомые, паук, (нет позвоночника)

           Позвоночные: рыбы, земноводные (амфибии) –лягушки, тритоны(живут на суше и в воде),  пресмыкающие (рептилии) –змея, ящерица, черепаха, крокодилы, хамелеон ( холоднокровные, размножаются на суше, откладывая яйца)

  1. « Кто такие пресмыкающиеся?»
  2. Индивидуальные  карточки  «Соотнеси слова в столбцах»

Сухопутные членистоногие с шестью ногами и

крыльями.

Паукообразные

Животные с восемью конечностями плетут паутину

Рыбы

Водные позвоночные животные с  обтекаемой формой

тела , покрыты чешуёй. Дышат с помощью жабр.

Пресмыкающиеся

Животные, обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат лёгкими.

Насекомые

Сухопутные позвоночные животные , покрытые чешуёй.

Дышат с помощью лёгких. Откладывают яйца.

Земноводные

3. Постановка проблемы и цели урока

- Ребята, мы продолжаем работу по изучению позвоночных животных, чтобы узнать, о ком пойдет речь сегодня, отгадайте загадку:

Кто отправляется в полет
В клюве веточку несет?
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…(
птица)  

- Приходилось ли вам слышать птичьи голоса? Когда птичьих голосов слышно больше – летом или зимой? Почему зимой меньше? (часть птиц улетает)

(Звучит запись «Голоса птиц»).

- Наш класс наполнился приятными звуками – пением и голосами птиц.

Мы будем говорить о пернатых друзьях. Они всегда привлекали людей своим мелодичным пением. Птиц очень много на земле - около 9 тыс. видов

4. Создание проблемной ситуации.

- Давайте мы с вами руками помашем,

И что-нибудь птичье давайте мы скажем.

А вдруг зазвучит?

А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем, что мы сидим?

(Учащиеся машут руками, подражают голосам птиц).

– Не вышло? Почему? (Дети объясняют, почему не могут взлететь).

Как вы считаете, что мы должны узнать на уроке, и какие задачи нам предстоит решить? Давайте сформулируем их.

(Узнать, кто такие птицы, как живут эти очаровательные создания и чем отличаются они от других живых существ? Выяснить, какие «изобретения» помогают птицам летать, и почему многие из них улетают в теплые края?)

5. Изучение нового материала.

1.-Посмотрите на доску и скажите какая птица лишняя и почему?

(воробей, сорока, голубь, скворец)

- Итак, как называются птицы, которые улетают на зиму в теплые края? (перелетные)
- Те, которые всю жизнь живут на одном месте? (зимующие)
- А птицы, которые не улетают, но и не живут на одном месте?
- Оседлые и кочующие птицы остаются на зиму в своих родных краях. 

2. Работа с учебником.

Давайте ответ на этот вопрос найдем в учебнике на стр131.

(В ходе опроса на доске появляются таблички:)

img2

-У вас на столах есть картинка птицы.  Вам нужно будет узнать к какой группе она относится (сова, синица, ласточка)

-Мы разделились на три группы.  Вы догадались, как будет называться ваша группа.

-Опрос названий групп (перелетные, кочующие, осёдлые)-раздать карточки с названием групп.

-Так кто такие перелетные, кочующие, осёдлые птицы? (ответы детей из учебника)

- А почему улетают перелетные птицы? (нет корма)

- Правильно. Осенью, когда исчезают насекомые, перелетные птицы отправляются в далекий путь в поисках корма.  Раньше всех улетают насекомоядные птицы, потом растительноядные.

-А как вы думаете, легко ли нашим зимующим птицам?

- Чем питаются те птицы, которые не улетают на зиму?

- Этого корма очень мало. Птицам с трудом удается утолить свой голод. Поэтому  они перелетают ближе к жилью человека.

-Как мы можем помочь им?  (Сделать кормушки и класть корм в кормушки)

- А сейчас немножко отдохнем и заодно проверим как вы знаете названия птиц.

6. Игра “ Птицы” (физминутка)

Учитель называет разных птиц. Если он называет что-то другое, дети должны хлопнуть в ладоши.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы,
Аисты, вороны
Галки,
макароны
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи
Аисты, кукушки,
Даже совы,  
плюшки.
Лебеди и утки
И спасибо шутке

7. Совместное открытие знаний. Объяснение нового материала.

- А кто из вас задавал себе вопрос: кто такие птицы? Чтобы лучше узнать и понять их, мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц.

- Попробуйте дать определение : Птицы – это….    

– А в чем их главная особенность?

Птицы поют песни, имеют клюв, умеют летать,  вьют гнёзда, хорошее зрение, несут яйца , тело покрыто перьями

– Согласны ли вы, что птицы – это все те, которые поют песни?

(Песни поют не только птицы, но и люди, даже дельфины и касатки, а они – не птицы. Значит, это не главная особенность птиц!)

– Умеют летать только птицы?

(Птицы умеют летать, но летают и бабочки, стрекозы, мухи, а страусы и пингвины не могут летать. Значит, мы не можем утверждать, что умение летать – главная особенность птиц).

– Птицы вьют гнезда. Что скажете? Согласны?

Птицы – прекрасные родители, кроме кукушки, которая подкладывает свои яйца другим птицам. Как умело, они строят гнезда.

Гнезда у птиц разные.

Рубрика «Это интересно!»

Иволга строит гнездо – гамачок.

Есть птицы, которые не гнезда вьют, а норки роют – ласточка береговушка.

Грач строит гнездо на вершине дерева.

Степной орел откладывает яйца прямо на землю, лишь изредка, подстилая, сухими ветками, обрывком шкуры, перьями, костями животных.

Очень сложные гнезда у сороки. Вначале из веток складывается объемная шаровидная камера с одним – двумя входами, затем внутри из сырой почвы.

Заслуживают внимания и гнездо – камышовки. Она строит гнездо на вертикальных стеблях, вьет гнездо из травинок и листьев тростника.

Рыжие печники. Они делают их из комочков глины, смешанной с навозом. Высохшее на солнце гнездо можно разбить разве что кувалдой

Самые искусные строители гнезд – ткачики. Они научились не только переплетать, но и связывать узлами растительные волокна и травинки. Они могут за несколько минут распустить на волокна большой пальмовый лист.

(Да, вьют гнезда, но есть такие птицы, которые кладут яйца на камни, а еще «вьют» гнезда некоторые рыбы, делает гнездо оса. Значит, «вить гнезда» – это не главная особенность птиц?)

Птицы хорошо летают?  Читаем стр. 130 в учебнике

– Птицы имеют хорошее зрение. Согласны?

Давайте проверим наши выводы с учебником на стр. 130. (пока дети читают, учитель вывешивает картинки птиц- орел, сокол, ястреб, коршун, гриф, сова)

-Какие это птицы? (хищники)

-Только птицы имеют клюв? Вы согласны? 

Это удивительное млекопитающее живет в Австралии, имеет клюв, похожий на утиный, перепонки на лапках, да к тому же несет яйца. (Утконос.) i?id=ef04fb8acc36b66aa0498a7a2f557b1b&n=33&h=190&w=285

Морда ехидны вытянута в узкий «клюв» длиной 75 мм, прямой или чуть изогнутый. Он представляет собой адаптацию к поиску добычи в узких щелях и норах, откуда ехидна достает её своим длинным липким языком. echnide

- Для чего нужны клюв  птице?  А у всех ли птиц клюв одинаковый? Как вы думаете?

С помощью клюва птицы  добывают пищу,  чистят  перья, собирают  материал для  постройки  гнезда  и  защищаются от врагов.

 По  форме  клюва  можно судить,  каким  кормом питается  птица.

Птичьи клювы приспособлены для схватывания и удержания самого разного корма.

Загнутый вниз клюв пернатых  хищников удобен для разрывания мяса.

 Клювы рыбоядных птиц напоминает по форме дротик или пинцет.              

У зерноядных птиц клюв короткий и крепкий. Им они разбивают твердые семена.  

Клюв у насекомоядных тонкий и острый. Им удобно доставать насекомых из трещин.

Водоплавающие птицы питаются водорослями и мелкими водными животными. В поисках пищи они широким клювом процеживают воду.

Клюв с мешком у пеликанов используется в качестве сети для ловли рыбы.

-Более подробно написано в книге . Сказка В.Бианки «Чей клюв лучше?» - Прочитайте!

– Только птицы несут яйца. Так ли это?

(Птицы несут яйца, но откладывают яйца еще и крокодилы, черепахи, змеи.)

- Можно утверждать, что это главные умения птиц? (Нет.)

– Есть еще что-то? А как считаете вы, что является главной особенностью птиц? Чем отличаются они от других живых существ?

Вывод: тело птиц покрыто перьями – это главный отличительный признак.

2. Значение пера

- Большие перья на крыльях помогают птицам летать. Перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановку. Это маховые и рулевые перья. 

- Маленькие перья (пух). Они удерживают воздух вокруг тела и заменяют птицам одежду.  У маленьких перьев есть стержень, волоски – бородки.

- Эти перья находятся на туловище и защищают тело от механических повреждений , придают ему форму, под ними пух согревает тело. t тела постоянная. Птицы – теплокровные животные.

11. Подведение итога: Нужны ли нам птицы?

 

 Давайте

Проведём опрос: Нужны нам птицы или нет?

За – поднимаете руки

Против – топаете ногами

Почему вы отдали свой голос за птиц?

Вывод: Птицы дороги нам не только приносимой пользой, но и как украшение нашей Родины.

- Какую помощь птицам мы можем оказать?

Чтобы создать условия пернатым, надо принять активное участие в озеленении местности, в котором мы живем.

 12. Рефлексия «Дерево творчества»

-Мы сейчас с вами вместе сделаем дерево творчества.  И тем самым подведем итог урока. У вас на листочках нарисовано дерево, есть птички.

-Если вам работа на уроке была интересная, творческая  - птички на верхних веточках

- Если  вам  не все было понятно, но в целом было интересно - птички на нижних веточках 

- Если многое не понятно, трудно было работать на уроке - птички внизу дерева

Слайд 8

13. Итог урока.

                 И закончить наш урок я бы хотела вот таким стихотворением:

Берегите птиц,
Птиц вы берегите, 
Ласточек, стрижей,
Ворон и синичек,
В поле, и в саду
В степи, и в пустыне,
Где только можно – 
Люди, берегите!

14. Д/з: .подобрать интересные факты из жизни птиц. Чтение стр. 130 -131


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование технологии критического мышления на уроках окружающего мира"

Цель мастер-класса - познакомить участников  с технологией развития критического мышления (ТРКМ) на уроках окружающего мира как технологией, ориентированной  на формирование УУД; осмыслить в...

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта...

мастер -класс "Приёмы создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира как средство формирования универсальных действий"

Демонстрируются приёмы создания проблемной ситуации на мотивационно-целевом этапе урока окружающего мира. Дана таблица "Методическая копилка"...

Форма распространения собственного педагогического опыта. Тема представляемого педагогического опыта

Форма распространения собственного педагогического опыта.Тема представляемого педагогического опыта...

Мастер- класс «Формирование навыков смыслового чтения на уроках окружающего мира»

Формировать навык смыслового чтения, можно не только на уроках литературного чтения, но и на других общеобразовательных предметах....

Мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках окружающего мира» - презентация

Мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках окружающего мира» - презентация...

Мастер-класс "Применение модульной системы экспериментов на уроках окружающего мира".

Виды применения  модульной системы экспериментов на уроках окружающего мира....