Тема: Родной край. Знаменитые люди родного края.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Светлана Петровна Будз

Цель: обобщить и закрепить знания детей о своей малой Родине, о любимом     Крыме, познакомить с его знаменитыми людьми.

Задачи:

  • дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где он родился и вырос и следует знать историю своего региона.
  • Развивать навыки речевого общения, воспринимать на слух читаемый текст.
  • Обогащать словарный запас, формировать грамотный строй речи.
  • Воспитывать патриотические чувства и гордость за свой народ и край.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Родной край. Знаменитые люди родного края.

Цель: обобщить и закрепить знания детей о своей малой Родине, о любимом     Крыме, познакомить с его знаменитыми людьми.

Задачи:

  • дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где он родился и вырос и следует знать историю своего региона.
  • Развивать навыки речевого общения, воспринимать на слух читаемый текст.
  • Обогащать словарный запас, формировать грамотный строй речи.
  • Воспитывать патриотические чувства и гордость за свой народ и край.

1.Личностные УУД

  • Воспитание чувства гордости за национальные достижения.
  • Воспитание уважительного отношения к своей стране.
  • Понимание роли человека в обществе.
  • Формирование основ экологической культуры.

2.Регулятивные УУД

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

3.Познавательные УУД

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характер
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами урока.
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам.

4.Коммуникативные УУД

  • -готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Тип урока: открытие новых знаний

 Оборудование: карта Крыма, фишки трех цветов (красный, желтый, зеленый), тестовые работы (18 шт.), карточки «Шифровка», «Найди соответствия», «Синквейн», презентация «Знаменитые люди», ролики, выставка мастера народного промысла Светланы Условой, награды детей.                           

Ход урока.

1.Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Вот звонок нам дал сигнал

И работать час настал.

Надо всем нам улыбнуться,

Вправо -влево повернуться

И в работу окунуться.

Ах, как хочется трудиться,

Делать все охото,

Чтоб трудом своим гордиться

Пусть кипит работа.

А работать мы будем под девизом

«Думай, смело отвечай,

Наш мир прекрасный познавай!»

2. Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации.

А начнём мы с небольшой тестовой работы, которая покажет, а что же вы уже знаете.

Тестовая работа (работа в парах)

  1. Как называется страна, в которой мы живем?

а) Русь                      б) Россия                   в) Российское государство

           2. Другое название нашей страны

а) федерация            б) Российская Федерация       в) Российский Союз

           3. Слово «федерация» в переводе с латинского обозначает

а) союз, объединение        б) братский народ          б) союз вековой

           4. Столица Российской Федерации _______________________

           5. Основной закон нашей страны – это…

а) Красная книга                б) Кодекс                         в) Конституция

           6. Государственные символы Российской Федерации – это…

а) береза, медведь, балалайка          б) гимн, герб, флаг            в) гимн, береза

           7.Неофициальные символы Российской Федерации – это…

а) береза, медведь, балалайка          б) гимн, герб, флаг            в) гимн, береза

           8. Глава нашего государства

а) царь                                 б) президент                   в) император

           9. Президент нашей страны____________________________________

           10. Одна из строк гимна гласит

а) Россия – отличная наша держава

б) Россия – великая наша держава

в) Россия – священная наша держава

         11. Как называется наша малая Родина, наш регион?________________ ___    12. Столица нашего региона? _________________________________

          А теперь проверим тесты, поменявшись работами в парах.

А проверить вам поможет аудиозапись. Кстати, а вы знаете, что 19 февраля 1878 года американский изобретатель Томас Эдисон разработал прибор для механической записи и воспроизведения звука, который назвал фонограф. Это изобретение стало началом эры аудиозаписи. Главная заслуга прибора заключалась в том, что звук, записанный на фольге, можно было воспроизвести. (Включаю запись)

  1. б) Россия
  2. б) Российская Федерация
  3. а) Союз, объединение
  4. Москва
  5. в) Конституция
  6. б) Гимн, герб, флаг
  7. а) Береза, медведь, балалайка
  8. б) Президент
  9. В.В. Путин
  10. в) Россия – священная наша держава
  11.  Республика Крым
  12. Симферополь

              Итак, мы проживаем на прекрасном, волшебном полуострове под названием Крым.  Если вы считаете, что ваша группа справилась с заданием на высоком уровне, то пусть на нашей карте загорится красный огонек, если на достаточном уровне, то желтый, если на среднем, то зеленый.

            А о ком же пойдет речь на сегодняшнем уроке? Ваша задача разгадать шифровку, которая пришла к нам. Из данной записи следует убрать английский буквы, оставив только русские и прочитать получившуюся фразу. Поработайте в группах.

Прием «Шифровка»

 ЗVНАМЕWНИFGТЫЕ ЛЮLUДИ РWQОДНОRГО КРZАЯU

Оцените, как вы выполнили данное задание (приклеивают фишки).

  1. Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока. 

А вы знаете, кто такие знаменитые люди?

- Какие синонимы можно подобрать к слову «знаменитый»? (Известный, прославленный, выдающийся, заслуженный, блистательный, признанный, легендарный).

 Давайте немного поиграем. Игра «Ассоциация». По описанию узнайте выдающуюся личность России. За каждый правильный ответ вы крепите фишку на карте.

  • Шел пешком, Москва, рыбный обоз, первый Московский университет – Михаил Васильевич Ломоносов
  • Периодическая система химические элементов – Дмитрий Иванович Менделеев
  • Восток 1, Байконур – Юрий Алексеевич Гагарин
  • Женщина, первая, космос – Валентина Владимировна Терешкова

Физминутка «Самолет»

Так о ком, как вы думаете, пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?

- А вот кого из знаменитых крымчан вы знаете?  Давайте же этому и посветим наш урок.

4. Открытие новых знаний  

Итак, первое задание. В группах выполнить «Мини-проекты», заполнив информацией отведенные места по листах, которая будет у вас на столах.

1 группа. Амет-Хан Султан - советский военный летчик, заслуженный летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза. Родился в городе Алупке. В детстве, побывав в Артеке, впервые увидел там самолет. С того момента он жил мечтой подняться в небо. Это желание привело его в Симферопольский аэроклуб, а позже - в Качинское авиационное училище, которое было главным по подготовке пилотов России. Амет-Хан быстро освоил теорию полета, тактику и навыки воздушной стрельбы, и выпускные экзамены сдал успешно.

Султан прошел всю войну, от первого до последнего дня. Менялись самолеты, рос список сбитых им вражеских машин, добавлялись награды. Ас налетал многие тысячи километров, но душа летчика всегда стремилась в родные края – в Крым.

После окончания войны Амет-Хан Султан становится летчиком-испытателем летно-исследовательского института в городе Жуковский Московской области.

Погиб Султан при выполнении испытательного полета на летающей лаборатории. Похоронен в Москве.

Интересные факты

Амет-Хан Султан входил в состав «воздушного спецназа», где воевали лучшие советские пилоты. Всего за время войны сбил 30 самолётов противника и ещё 19 - в составе группы.

Он освоил и испытал 100 типов летательных аппаратов, имел множество наград.

В Крыму именем прославленного летчика названа улица в Алупке, школа, где учился Амет-Хан, площадь и аэроклуб в Симферополе.

В родном городе летчику установлен памятник, открыт музей.

2 группа. Алемдар Сабитович Караманов - композитор, автор Государственного гимна Республики Крым, член Союза композиторов России - родился в Симферополе. В семье имелся рояль, и мать Алемдара, Полина Сергеевна, которая неплохо играла, заметив интерес сына-дошкольника к музыке, начала обучать его основам музыкальной грамоты и игры на фортепиано. Они занимались по несколько часов не только в выходные дни, но и в будни - перед тем, как пойти в детский сад. У мальчика был абсолютный слух, и в семь лет его приняли в музыкальную школу при Симферопольском музыкальном училище. Закончив музыкальное училище - он был в числе талантливых выпускников - поступил в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского.

В консерватории молодой композитор создал произведения, многие из которых впоследствии были отнесены к «золотому фонду советской музыкальной культуры». Закончив в Москве консерваторию и аспирантуру, Караманов вернулся в родной Симферополь, где и продолжил писать музыку: для фортепиано, к кинофильмам.

 

Интересные факты

В семилетнем возрасте мальчик записал свое первое музыкальное сочинение.

В память Алемдара Караманова в Симферополе проводится Международный конкурс молодых пианистов. Его именем названы улица в Симферополе, музыкальная школа № 2 и даже астероид. В Симферополе на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

3 группа. Евгений Владимирович Вульф – русский ботаник, флорист, специалист в области исторической географии растений.

Родился и жил в городе Симферополе в дворянской семье. После окончания Симферопольской гимназии поступил в Московский университет на физико-математический факультет. А затем в Венском университете получил диплом по специальности ботаника (мир растений)

Ушел из жизни замечательный ботаник трагически. Погиб в Ленинграде во время блокады в декабре 1941 года. Евгению Владимировичу достался один маленький осколочек бомбы, но он угодил в сердце. Его тело случайно нашли спустя несколько дней в морге. Похоронили ученого в последний день 1941 года на Серафимовском кладбище Ленинграда.

Интересные факты

Евгений Владимирович вложил много сил и труда в развитие Никитского ботанического сада, где он работал в течение 12 лет.  Он организовал ботанический музей, заново создал Гербарий крымской флоры.

Он тщательно изучал растительный мир Крыма. Маршруты его исследований пролегали большей частью по центральным и восточным яйлам Крыма: Чатыр-Даг, Демерджи. Им было написано много книг, путеводителей по родной земле.

Может кто-то и из вас станет ученым, кто-то экологом, известным на весь мир. Ведь многие из вас уже сейчас пишут проектные, исследовательские работы, участвуют в конкурсах, где призывают к бережному отношению природы. (Включаю ролик).

Оцените свою работу и приклейте фишки к карте.

И в нашем маленьком городе Джанкое очень много знаменитых людей. Это художник Владимир Литвин, выставку которого мы недавно посетили. Не так давно стали участниками выставки икон «Мир и свет православной иконы», где свои работы представили Нина Ивановна Сухопольская, Светлана Нехчина, Татьяна Фиалковская, Роман Носов. А сегодня у нас в гостях Светлана Услова, которая изучает культуру и традиции Руси. (Выступление или видео).

(Идет презентация) Нельзя не вспомнить Ивана Айвазовского- известного художника. Его картины– «Девятый вал», «Черное море». В Феодосии он построил городской фонтан, открыл галерею, школу искусств и спроектировал железную дорогу на свои средства. За свою биографию Иван Айвазовский создал около шести тысяч работ.

Иван Айвазовский начал рисовать с ранних лет. В роли полотна при этом выступали заборы, дома, альбомы и даже песок. Один раз рисунки в городе увидел местный губернатор, который был настолько поражён талантом мальчика, что потребовал у подчинённых разыскать его, чтоб познакомиться.

Окна мастерской Айвазовского смотрели в сторону двора, поэтому моря с них не было видно. Он писал свои марины по памяти, исключительно точно передавая различные состояния моря.

Самой дорогой среди всех картин Айвазовского стало полотно «Вид Константинополя и Босфора», купленное в 2012 году на британском аукционе примерно за 153 миллиона рублей.

Владимир Натанович Орлов – известный детский поэт, прозаик, драматург. Его называют «крымским Маршаком». Родился в городе Симферополе в семье типографского рабочего.  Очень рано научился читать. Его стихи известны как в России, так и за рубежом.

5.Первичное закрепление

Прием «Найди соответствие»

Алемдар Караманов                 летчик

Иван Айвазовский                    композитор

Светлана Услова                        художник

Амет-Хан Султан                      художник

Владимир Литвин                     ботаник

Евгений Вульф                    мастер народного художественного промысла

Владимир Орлов                        поэт

(Фишки)

Хочу обратить ваше внимание на нашу выставку. Это ваши достижения: кубки, медали, грамоты. Это ваш труд, ваше старание, желание себя развивать, а не стоять на месте. Знаменитым может стать каждый из вас. Но что для этого нужно?

- Стремление

- Колоссальный труд и постоянная, ежедневная работа над собой

- Увлеченность делом

- Желание создать для народа, для своей страны полезные изобретения, открыть новые горизонты, порадовать успехами в спорте, искусстве

6. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности

Синквейн (в группах) на доске карточки

(Фишки)

Закончи фразу:

Теперь я знаю….

Я могу рассказать…

Хочу ещё …

Крым богат интересными людьми, их много, как огоньков на этой карте. Но обо всех невозможно поговорить на одном уроке. При любой возможности посещайте музеи, выставки, библиотеки, прекрасные места Крыма, где вы узнаете о других поэтах и писателях, ученых и биологах. Каждый гражданин своей страны должен знать ее историю, прошлое и настоящее.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Дома самостоятельно подберите информацию о других известных людях Крыма и расскажите нам самое интересное на следующем уроке.  

 А на следующем уроке мы поговорим о взаимоотношениях людей и о таких качествах как доброта и гуманизм, справедливость и уважение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Знаменитые люди Курского края"

В презентацию включена информация о наиболее известных людях Курского края, внесших неоценимый вклад в развитие области и государства....

Конспект урока окружающего мира на тему "Труд людей родного края"

Урок окружающего мира "Труд людей родного края" (ПНШ)....

Знаменитые люди Воронежского края

С воронежским краем связано много имён известных людей. В память о них названы улицы, музеи, школы, они в памяти воронежцев....

Знаменитые люди Хабаровского края

Данная презентация содержит материал об известных людях Хабаровского края.Презентация подходит для уроков окружающего мира (региональный компонент), для классных часов, внеурочной деятельности....

Внеклассное мероприятие Знаменитые люди Владимирского края"

Занятие знакомит детей с известными людьми Владимирского края. Способствует развитию патриотических чувств и уважения к людям, которые внесли вклад в рвзвитие Владимирского края. На занятии использова...

Презентация "Знаменитые люди Красноярского края: В.И. Суриков"

Презентация о жизни и творчестве русского художника Красноярского края  В.И.Сурикова...