Конспект урока окружающего мира на тему "Труд людей родного края"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Чупина Наталья Александровна

Урок окружающего мира "Труд людей родного края" (ПНШ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 21.04.2017                                                                                               Учитель: Селихова Ф.М.

Школа: №95                                                                                               Студентка: Чупина Наталья, 34 группа

Класс: 1-1                                                                                                       Методист: Горячёва С.Л.

Кабинет: 314

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тема: Труд людей родного края

Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с трудом людей родного края.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться распознавать, как труд влияет на людей и расширять кругозор.

Личностные: развивать учебно-познавательный интерес к новому  материалу; ориентировать  на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; формировать положительный психологический климат в детском коллективе, развивать позитивное отношение к себе, как успешной личности.

Тип урока: комбинированный;

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 1 класс, 2 часть, О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, карточки с заданиями, презентация.


Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Наталья Александровна, и сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я, садитесь.

Проверять готовность к уроку

Настраиваться на урок (К.);

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный, беседа

5 мин.

Давайте с вами немного повторим пройденное. Итак, внимание на экран!

Викторина:

1. Как называется наша Родина? (А.Россия)

2. Выберите столицу нашей страны – России..(В. Москва)

3. Какие 3 символа, есть у каждой страны? (А.Флаг; Б. Герб; Д.Гимн)

4. Что изображено на гербе нашей страны? (А.Двуглавый орел)

5. Выберите цвета, которые есть на флаге нашей страны (А.Белый; Б.Красный; Д.Синий). Молодцы, вспомнили!

А теперь ответьте мне на вопрос: «Где мы живем?»

У каждого населенного пункта есть свое название. Попробуйте объяснить мне, происхождение названия нашего города. (Челябинск)

Многие названия связаны с географическим положением. Например, село Мирное, где живут Маша и Миша Ивановы, получило название от речки Мирной, а улица Знаний – в честь первой маленькой школы, которая была построена еше дедушками и бабушками учащихся и на месте которой стоит сейчас их школа.

Вот, скажите в честь кого обычно называли улицы? (В честь выдающихся людей, которые показали себя либо во время войны, либо сделали что-то для города)

Итак, ребята, назовите мне  названия  парков, улиц и домов, которые вы знаете. Давайте с вами попробуем разобраться, о чем нам  могут рассказать эти улицы, парки, дома. (Могут рассказать много интересного о жизни наших предков, родителей, бабушек и дедушек.) Совершенно верно, ведь такие знаменитые улицы, дома  и парки,  прославили люди, которые уже добились высот в каком-либо деле).

Отвечать на вопросы.

Слушать и рассуждать.

Осмысливать уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя (Р.)

III.Постановка учебной задачи

Словесный, беседа

Наглядный, иллюстрация

5 мин.

Вы сейчас будете работать в группах по 4 человека. Ваша задача будет заключаться в том, чтобы составить из слов, знаменитую русскую пословицу и объяснить ее смысл. Но, прежде чем приступить, что нам нужно вспомнить? (Правила работы в группах.)

Итак, правила вы можете увидеть на экране, а именно это:

1.Выбрать лидера в вашей группе;

2. Еще раз проговорить, что нужно сделать в данном задании;

3. Выслушать мнения всех участников данной группы;

4. Не спорить, а доказывать и размышлять;

5. Стараться понять друг друга.

6. Прийти к общему выводу;

7. Лидер группы прочитывает нам пословицу и объясняет ее смысл так, как поняла его команда.

Ну что же начнем, я даю вам 3 мин на обсуждение. Когда будете готовы, поднимите руки всей своей мини-группой, чтобы я могла видеть что вы готовы продолжать работу. (Пословицы: 1. «Потрудись весной- сытым будешь зимой», 2. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», 3. «Кто любит труд, того люди чтут», 4. «Какие труды такие плоды», 5. «Труд человека кормит, а лень портит»; 6. «Старанье и труд к счастью ведут»; 7. «Упорно трудиться – будет хлеб в закромах водиться».)

Сейчас, с вами посмотрим что же у вас получилось!

Ребят, а вот подумайте внимательно и ответьте мне на такой вопрос, какая общая тема у этих пословиц? (Труд). А о труде кого мы с вами будем говорить? (О труде людей). А какого края? (Нашего). Теперь, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. («Труд людей родного края»). А как вы понимаете, что такое «Труд»? (Труд – полезная деятельность человека, направленная на достижение определенных целей). Какие же цели поставим на нашем уроке? (Изучить и рассмотреть труд людей).

Слушать внимательно учителя.

Повторять правила работы в группах.

Составить пословицу.

Определять тему урока и ставить цели.

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К);

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей урока (Р);

IV.Открытие нового знания

Наглядный, демонстрация

Словесный, беседа

Словесный, беседа

Практический, упражнение

Видеометод, просмотр

Словесный, беседа

18 мин.

Молодцы, идем с вами дальше, сейчас я вам предлагаю разгадать загадки:

1) Кто у постели больного сидит?

И как лечиться, он всем говорит.

Кто болен – он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, - разрешит погулять (Доктор)

Молодцы! Скажите, а как он использует свой труд? Во благо себя? Или других людей? Почему?

2)Он учит детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать. (Учитель)

3) Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (Повар)

4)С огнем бороться мы должны-

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы?...(Пожарные)

5) В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он…(Артист)

6) Работник этот хоть куда!

Сопровождает поезда. (Железнодорожник)

7) На станке детали точит

Этот кадровый рабочий, без его умелых рук,

Не собрать ни танк, ни плуг. (Токарь)

8) Его работы ждет земля,

Едва рассвет лучи зажжет.

Весной расчешет он поля,

наступит осень – пострижет. (Фермер)

9) Он «тесто» в кадке замесил

Но цель его – не калачи,

Горшок цветочный смастерил,

Потом обжег его в печи. (Гончар)

10) Он науку изучил.

Землю – словно приручил,

Знает он, когда сажать,

Сеять как и убирать.

Знает все в краю родном,

И зовется… (Агроном).

Вот мы и узнали с вами, что каждый труд человека, хоть и в профессии. но он важен не только им самим, но и другим людям. Город наш, как вы знаете, он миллионник. Это значит, что у нас много разных и интересных профессий.

А профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность. Обратите внимание на слово «трудовая». Что это значит? (Трудовая – человеческая деятельность, фиксированная по времени и сопровождающаяся рядом функций).

А сейчас, давайте с вами сравним труд рабочего на заводе и учителя в школе. Скажите в чем различие? Обсудите в парах. (Это два вида труда умственный и физический). Ребята, тем самым, мы можем сделать вывод, что любой труд почетен! У каждого в профессии – своя задача! Если мы не будем делать общее дело, тогда весь мир будет опустошен, вы только представьте, если у нас будут все учителями и будут только учить, тогда некому будет работать на заводах, или же все будут  докторами, а учить детей некому будет. Все люди должны взаимодействовать и углубляться в различные науки, таким образом можно говорить, что все профессии должны обязательно существовать, а также взаимодействовать между собой.

Итак, ребята, мы сегодня отправимся с вами в те места, где необходим труд людей.

Обратите внимание на слайд, первое место, которое мы с вами посетим, вы узнаете, расшифровав слово (слайд) Правильно: это место «город». Рассмотрите иллюстрацию, и ответьте мне на такой вопрос, как трудятся люди в городе?  (В парках, скверах подрезают деревья, кустарники, и нижнюю часть деревьев белят известью)

Как вы думаете, для чего они это делают? (Защищают ствол от паразитов). Хорошо, а еще чем они занимаются? (чистят крыши, вывозят снег, сажают деревья).

Вы правы ребята! А сейчас еще раз посмотрите на слайд, вам нужно отгадать ребус и узнать следующее место, которое мы с вами посетим. (Буква, расположенная поверх другой буквы, читается как «по». Это «поле»)

Ребята, сейчас я вам включу видеофрагмент смотрите его внимательно! Итак, что вы увидели в нем? Как здесь люди трудятся? (Засевают поля, высаживают картофель и т.д.) Скажите, а какие машины помогают людям на полях? Раньше людям помогало такое орудие, как борона, она обрабатывала почву (слайд). Сейчас так как наш мир не стоит на месте существуют другие машины, такие как бульдозер, трактор и т.д. Как думаете, им легко или сложно дается такой труд? Почему?

Ребята, у кого есть дома огород? Кто из вас любит трудиться на нем? Какую работу вы выполняете, чтобы вырастить хороший урожай? Скажите это чей труд? Хорошо.

Отгадывать загадки.

Слушать внимательно преподавателя.

Обсуждать данный вопрос в парах.

Расшифровывать слово.

Отвечать на поставленные вопросы.

Смотреть видеофрагмент и размышлять.

Извлечение из рассказа необходимой информации (П);

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания (К);

Извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации. (П.)

V. Физкультминутка

2 мин

А теперь пришло время отдохнуть, встаньте со своих рабочих мест и повторяйте движения за мной.

Молодцы, садитесь!

Выполнять физические упражнения.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный, беседа

3 мин.

Сейчас я вам прочитаю притчу про труд. Ваша задача высказать свое мнение по данной притчи.

Итак, начнем! Притча называется «Два серпа».

«Один кузнец сковал два серпа и продал их крестьянину. Крестьянин их наточил, оставил один в сарае, а другой взял в поле. От работы серп стал красивым и блестящим.

После жатвы оба серпа снова оказались в одном сарае и стали с удивлением разглядывать друг друга. Серп, пролежавший всё время без дела, покрылся ржавчиной и пылью. Он с завистью глядел на своего красивого и блестящего собрата.

-Как тебе такое удалось? – неудоменно спросил он.- Ведь я не трудился и всё это время спокойно лежал в этом сарае.

-Красивым и блестящим стал я от труда, - ответил ему другой серп. – Тебя же изувечило безделье.

О чем данная притча? Скажите, какой вывод можно сделать? (Труд – это важнейший человеческий фактор, без которого не может быть человека).

Слушать притчу и отвечать на поставленные вопросы.

Структурировать знания (П);

Корректировать свои мысли(Р).

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

6 мин.

Для того, чтобы проверить, как вы усвоили новую

тему, предлагаю вам решить тест.

1) Какая главная мысль была на уроке?

А. Труд людей; Б. Профессии людей

2) Что же такое труд?

А. Это когда человек ленится; Б. Полезная деятельность человека, направленная на достижение определенных целей; В.Работа, требующая умственного и физического напряжения.

3) Продолжи пословицу: «Труд человека кормит, а лень …….»

А. Делает счастливым; Б. Портит; В. Приносит пользу

4) О каких профессиях шла речь на нашем уроке?

А. Доктор Б. Судья В. Железнодорожник Г. Учитель Д. Парикмахер

5) Кому в сегодняшней притче кузнец отдал два скованных серпа?

А. Боярину Б.Врачу В. Кузнецу

Посмотрите на слайд и проверьте себя:

1) А

2) А, В

3) Б

4) А, В, Г

5) В

Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы, сегодня вы поработали на пять. Встаньте те, у кого одна или две ошибки. Сегодня вы поработали на четыре, дома вам нужно будет еще раз уделить внимание пройденной теме. Остальные, кто сделал три ошибки и больше, сегодня вы поработали недостаточно, дома вам нужно будет усердно поработать над этой темой.

Отвечать на вопросы теста.

Организовывать самопроверку.

Принимать и сохранять поставленную учебную задачу. (Р.)


Планировать свои действия в соответствии с поставленной учебой задачей. (Р.)

VII.Включение в систему знаний

Словесный, беседа

1 мин.

О чем мы сегодня с вами говорили? (О труде людей)

Какие цели ставили на урок? Мы их достигли? (слайд)

Отвечать на вопросы, высказывать свое мнение

Структурировать знания(П);

VIII.Рефлексия деятельности

Словесный, объяснение

3 мин.

Сейчас каждый из вас получит по листику (шаблон), на нем  напишите кем вы хотите стать и какой труд вы будете использовать, ведь мысли как правило материальны!  Свой листик, наклейте на наше дерево успеха!

Спасибо за урок! До новых встреч!

Формулировать конечный результат своей работы на уроке.

Самооценка (Л);

Адекватно понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности (Л).



Предварительный просмотр:

1) Какая главная мысль была на уроке?

А. Труд людей; Б. Профессии людей

2) Что же такое труд?

А. Это когда человек ленится;

 Б. Полезная деятельность человека, направленная на достижение определенных целей;

В.Работа, требующая умственного и физического напряжения.

3) Продолжи пословицу: «Труд человека кормит, а лень …….»

А. Делает счастливым; Б. Портит;

В. Приносит пользу

4) О каких профессиях шла речь на нашем уроке?

А. Доктор; Б. Судья ;

В. Железнодорожник; Г. Учитель Д. Парикмахер.

5) Кому в сегодняшней притче кузнец отдал два скованных серпа?

А. Боярину; Б.Врачу ; В. Кузнецу

1) Какая главная мысль была на уроке?

А. Труд людей; Б. Профессии людей

2) Что же такое труд?

А. Это когда человек ленится;

 Б. Полезная деятельность человека, направленная на достижение определенных целей;

В.Работа, требующая умственного и физического напряжения.

3) Продолжи пословицу: «Труд человека кормит, а лень …….»

А. Делает счастливым; Б. Портит;

В. Приносит пользу

4) О каких профессиях шла речь на нашем уроке?

А. Доктор; Б. Судья ;

В. Железнодорожник; Г. Учитель Д. Парикмахер.

5) Кому в сегодняшней притче кузнец отдал два скованных серпа?

А. Боярину; Б.Врачу ; В. Кузнецу

1) Какая главная мысль была на уроке?

А. Труд людей; Б. Профессии людей

2) Что же такое труд?

А. Это когда человек ленится;

 Б. Полезная деятельность человека, направленная на достижение определенных целей;

В.Работа, требующая умственного и физического напряжения.

3) Продолжи пословицу: «Труд человека кормит, а лень …….»

А. Делает счастливым; Б. Портит;

В. Приносит пользу

4) О каких профессиях шла речь на нашем уроке?

А. Доктор; Б. Судья ;

В. Железнодорожник; Г. Учитель Д. Парикмахер.

5) Кому в сегодняшней притче кузнец отдал два скованных серпа?

А. Боярину; Б.Врачу ; В. Кузнецу

1) Какая главная мысль была на уроке?

А. Труд людей; Б. Профессии людей

2) Что же такое труд?

А. Это когда человек ленится;

 Б. Полезная деятельность человека, направленная на достижение определенных целей;

В.Работа, требующая умственного и физического напряжения.

3) Продолжи пословицу: «Труд человека кормит, а лень …….»

А. Делает счастливым; Б. Портит;

В. Приносит пользу

4) О каких профессиях шла речь на нашем уроке?

А. Доктор; Б. Судья ;

В. Железнодорожник; Г. Учитель Д. Парикмахер.

5) Кому в сегодняшней притче кузнец отдал два скованных серпа?

А. Боярину; Б.Врачу ; В. Кузнецу



Предварительный просмотр:

1. «Потрудись весной - сытым будешь зимой»

 

2. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

3. «Кто любит труд, того люди чтут»

4. «Какие труды

такие плоды»

 

5. «Труд человека кормит, а лень портит»

 6. «Старанье и труд к счастью ведут»

7. «Упорно трудиться-будет хлеб в закромах водиться»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира "Знай и люби свой край" 4 класс

Данный конспект урока поможет учителю провести урок обобщения знаний по разделу. Использование различных форм работы позволяет развивать познавательную и творческую деятельность учащихся....

Урок окружающего мира во 2 классе "Родной край - частица Родины" по программе "Начальная школа XXI века"

Тема: «Родной край – частица Родины»Цели:1.      Познакомить детей с государственными символами города Менделеевска; расширить знания о своем родном городе;2....

Конспект урока окружающего мира на тему: "Достопримечательности родного края" (УМК "Эльконин-Давыдов", 3 класс)

Цели деятельности учителя:·        формирование представлений о достопримечательностях города Челябинска;·        ра...

Конспект урока окружающего мира, 4 класса Тема «Наш край».

Данный конспект урока поможет учащимся узнать ближе свой край, познакомиться с традициями народов, воспитание бережного отношения к природе и природным ресурсам....

Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Твой родной край» УМК "Школа России"

Тема урока: «Твой родной край» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование представления учащихся о родном крае, изучение географического положения Челяб...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Наш край"

В данном материале представлена разработка открытого урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Наш край". Разработку можно использовать как на уроках окружающего мира, так и для проведения...