Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Наш край"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Симонова Ирина Викторовна

В данном материале представлена разработка открытого урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Наш край". Разработку можно использовать как на уроках окружающего мира, так и для проведения классных часов, во внеурочной деятельности. Учащиеся знакомятся с особенностями природы, растительного и животного мира родного края.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_kray.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения урока: 10 .12.2020 года

Учебный предмет: Окружающий мир

Класс: 4

Учитель: Симонова Ирина Викторовна

УМК « Школа России». Авторы учебника: А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова

Тема урока: «Наш край»

Цели урока: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека.

Формируемые УУД: познавательные – осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные – устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран; физическая карта полушарий;  карта Астраханской обл. презентация «Наш край», раздаточный материал, жетоны.

Ход урока.

I.Орг. момент

Цель этапа: настрой учащихся на урок, установка на сотрудничество (работу в группах)

1. Эмоциональный настрой

- Ребята,

Я рада новой встрече с вами

И с нетерпеньем жду того,

Как вы поделитесь с друзьями

Тем, что когда-то, что-то и о чём-то вы узнали

И наблюдали вы чего.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

2. Настрой на работу в группах (слайд)

- Определите правила сотрудничества, выберите правила, которыми будете пользоваться при работе в группе.

Девиз групповой работы: (слайд)

2. Актуализация знаний.    

Карта полушарий

Учитель:    - Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

                     - Да, это наша большая Родина.

                     - Какой город является главным в России? (Москва)

                     - Это столица нашей большой Родины.

                     - Вспомните и назовите природные зоны нашей страны

                     протяжённостью с севера на юг.

Дети: Зона Арктических пустынь, тундра, лесная зона, зона степей, зона пустынь, побережье Чёрного моря.   

Карта природных зон

 Учитель:    - Как называется область, в которой мы живём?

                     - В какой географической части России расположена Астраханская область?        

Административная карта

                     - Какой город является главным на нашей территории?

3. Проблемный вопрос.

Учитель:    - Как вы думаете, какие природные зоны охватывает территория только нашей области? Сможете ли вы сразу ответить на этот вопрос?

                     - Это на уроке нам предстоит выяснить.

4. Сообщение темы урока.   О чудесном нашем крае  О прекрасном милом крае,

                                                  Будет разговор,     Где мы все живём!

5. Определение задач урока.

Учитель:     - Что бы вы хотели знать о своём крае?

Дети:   ЗАДАЧИ: I. Где расположена наша маленькая Родина?

                               II. Кто наши соседи?

                               III. Каков наш край в сравнении с другими странами, округами, краями?

                                IV. Чем богат наш край?

                                V. Какие полезные ископаемые залегают в астраханской земле?  (Вывешиваю на доску цели урока.)

Учитель:    - На эти вопросы вы сегодня будете искать ответы, работая в группах.

                     - В конце урока вам, ребята, нужно будет ответить коротко, что вы расскажете  заграничному гостю о своём крае.

6. Изучение нового материала.

Учитель: (физическая карта) - Астраханская область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины в пределах Прикаспийской низменности, в умеренных широтах, в зоне пустынь и полупустынь, которые используются в основном как пастбища. Область узкой полосой протянулась по обе стороны от Волго-Ахтубинской поймы на расстоянии более 400 км. Поверхностные воды Астраханской области представлены рекой Волгой с многочисленными водотоками (около 900 единиц), пресными и солёными водоёмами (около 1000 единиц) и крупнейшим замкнутым водоёмом планеты — Каспийским морем.   Заливаемые полыми водами на длительный период пространства дельты служат нерестилищем для важных промысловых рыб — русского осетрасеврюгибелуги и других. Протяжённость региона с севера на юг составляет более 400 км, а с востока на запад максимально 120 км. Озера Астраханской области занимают особое место. По происхождению они делятся на тектонические, запрудные, смешанные. (ТЕКТОНИ́ЧЕСКИЙ, -ая, -ое. Геол. 1. Относящийся к движениям и деформациям земной коры, являющийся их результатом. Тектонические явления.) К тектоническому типу относится озеро Баскунчак. Основной ландшафт области представлен молого-волнистой пустынной равниной, осложнённой огромными массивами бугров, песков, сухими ложбинами, озёрами, карстовыми формами рельефа и др. Самой высокой точкой является гора Большое Богдо — 161,9 м, расположенная на северо-востоке области.  

Символы Астраханской губернии (слайд)

Астраханская область граничит[11]:

- А где мы с вами живём? (ролик Полёт Пчелы – с. Житное   3 мин ) в 2020 году село Житное празднует своё 400-летие. В каком году основано село? (1620)

Работа в группах  «Приём 6 шляп»

Учитель: - Группа выбирает себе командира. Он зачитывает всей группе задание на карточке, распределяет по частям задания между участниками группы. Участники могут выбрать задание по желанию. Из перечня ответов вы выбираете нужные вам, возможны дополнения, на основе своих познаний по данному вопросу. Ответ всей группы будет оцениваться одной отметкой согласно следующим требованиям: 

(доска)    Требования к ответу:

  1. Рассказ должен быть подробным, эмоциональным.
  2. Сопровождать рассказ необходимым показом на карте.
  3. Отвечать должны все участники группы.
  4. Командир оценивает ответ всей группы по тем параметрам, которые имеются у вас на парте на листочках.

- На подготовку даётся 5 мин.

Самостоятельная работа

Задания.

I группа: Где расположена наша Астраханская область? Отметить на контурной карте её границы.

(назвать равнины, возвышенности, природную зону, климатические условия)

II группа: Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с другими

округами, республиками, краями?

(назвать с какими областями граничит наша Астраханская область. Сравнить площадь нашей области с площадями других территорий стран, округов.)

III группа: Чем богат наш край?

( рассказать о водных ресурсах нашей области)

IV группа: Чем богат наш край?

( рассказать о растениях нашей области)

V группа: Чем богат наш край?

( рассказать о животных нашей области)

VI группа: Какие полезные ископаемые залегают  в нашей области?

( рассказать о добыче полезных ископаемых, где их применяют).

Фиксировать на доске групповой порядок выполнения задания.

7. Физкультминутка  1.Стряхнули с себя лень и усталость.

                               2. Потянулись к звездным далям.

                               3. Спрятались (присели) от бед и опасностей.

                               4. Улыбнулись одноклассникам

                                 5. Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами.

8. Проверка работы групп. Оценивание ответов командирами групп.

Группа выходит к доске и выполняет своё задание

Учитель дополняет ответы участников групп обобщением и показом слайдов мультимедиа.  

Дополнения: (видеоролик Астраханский заповедник)

Итог урока.

Учитель: - Итак, подведём итог урока. Расскажите коротко, о чём же вы расскажете иностранцам про свой край?

- Мы с вами должны гордиться своим краем. Давайте вспомним слова  Михаила Пришвина (из упражнения по русскому языку): «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

Рефлексия :

- Положите жетоны в шляпу, цвет которой соответствует вашим эмоциям и впечатлениям от проведённого урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира "Знай и люби свой край" 4 класс

Данный конспект урока поможет учителю провести урок обобщения знаний по разделу. Использование различных форм работы позволяет развивать познавательную и творческую деятельность учащихся....

Конспект урока окружающего мира "Твой родной край"

Данный урок разработан для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"....

конспект урок окружающего мира в малокомплектной школы. Тема "Грибы" - 2 класс, "Наш край"- 4 класс

Данный урок проведён в малокомплектной школе. Урок "Грибы" по УМК "Перспектива", урок "Мой край" по УМК "Школа России". Автор учебников - А А Плешаков....

Конспект урока окружающего мира в 4 классе: «ОХРАНА ВОДОЁМОВ НАШЕГО КРАЯ»

формировать представления о водоёмах нашего края;познакомить со значением водоёмов и их значением;воспитывать экологически грамотного, социально активного школьника, бережно относящегося к природе;обо...

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете  самостоятельная работа учеников, направленная на разв...

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Водные богатства нашего края"

Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Водные богатсво нашего края". УМК "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира на тему "Труд людей родного края"

Урок окружающего мира "Труд людей родного края" (ПНШ)....