Главные вкладки

    конспект урок окружающего мира в малокомплектной школы. Тема "Грибы" - 2 класс, "Наш край"- 4 класс
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

    Савоник Ольга Владимировна

    Данный урок проведён в малокомплектной школе. Урок "Грибы" по УМК "Перспектива", урок "Мой край" по УМК "Школа России". Автор учебников - А А Плешаков.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_okruzhayushchego.doc293 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок в малокомплектной школе

    Окружающий мир 2 кл УМК «Перспектива» и 4 кл «Школа России»

    Учитель Савоник Ольга Владимировна

    Класс

    2

    4

    Тип урока

    Урок усвоения новых знаний

    Комбинированный

    Тема урока

    Грибы

    Наш край

    Цели:

    Сформировать представление о строении грибов, о связи  растений и грибов,  о съедобных и ядовитых грибах.

    Ввести правила: здорового образа жизни в осенний период; бережного отношения к природе.

    Научить использовать приобретённые умения и знания в практической деятельности.

    Познакомить детей с природой края, археологическими памятниками, проблемами экологии; совершенствовать навыки работы с картой.;

    Совершенствовать навыки связной речи, формировать умение работы с источниками информации;

    Научить использовать приобретённые умения и знания в практической деятельности.

    Планируемый результат:

    Личностные умения:

    проявлять бережное отношение к природе;

    проявлять интерес к изучению темы

    проявлять чуткое отношение к природе родного края, интерес к изучению темы.

    Метапредметные умения:

    Понять, почему грибы выделены в особое                                          

    царство живой природы; познакомиться                                      

    со строением грибов; научиться отличать                                  

    съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.                        

    Коммуникативные УУД:                                                                            

    - участвовать в диалоге; слушать и понимать

    других, высказывать свою точку зрения .

     Познавательные УУД:

      -определять съедобные и несъедобные  грибы,

    обосновывать своё мнение;

     - о правилах сбора грибов

     - определять круг своего незнания, планировать свою

     работу по изучению незнакомого материала;

     - сопоставлять и отбирать информацию, полученную

    из различных источников.

    Регулятивные УУД:

    -выполнять самопроверку учебного задания;

     -распределять обязанности для выполнения учебного

    задания в паре.  

    Познакомиться географическим положением Саратовской области, выяснить её расположение на карте природных зон, обобщить знания растительного, животного мира, а так же деятельности человека.

    Коммуникативные УУД:                                                                            

    - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, - ---- владение монологической речью в соответствии с нормами родного языка.

    Познавательные УУД:

    - находить на административной карте Саратовскую область Самойловский район,

    - анализировать данный объект с точки зрения географии, биологии, истории.

    - сопоставлять и отбирать информацию, полученную

    из различных источников.

    Регулятивные УУД

    - сопоставлять известные знания с неизвестными ранее,

    - выполнять самопроверку учебного задания.

    Предметные умения

     -  рассказывать об осенних изменениях в            

        природе,  

      - о грибах, о связи грибов с растениями;

      – о деятельности людей в осеннее время;                                                       - о правилах сбора грибов.              

    Рассказывать о своём крае с точки зрения различных областей знаний.

    Оборудование

    • презентация «Грибы»;
    • карточки с дополнительным материалом
    • плакат «Съедобные и несъедобные грибы»

    • презентация «Саратовская область»;
    • карточки с заданием тестового характера;
    • физическая карта РФ;
    • административная карта Саратовской области.
    • гербарий

    Ход урока                  

                           1      

    Организационный момент 1 мин

    Сегодня мы проводим урок в необычной для нас обстановке: компьютерном кабинете. Осмотритесь,

    Рассмотрите компьютер (моноблок)

    Настроимся на работу.

                           2

    Актуализация знаний учащихся 5 мин

          1. С какими цветами осеннего цветника мы познакомились на предыдущем уроке? (перечисли увиденные цветы на экране)
          2. Какие легенды связаны с гладиолусами? астрами?
          3. В какой стране особенно любят хризантемы?

    Проверка домашней работы  5 мин

    - Сколько природных зон на карте РФ?

    -Какая зона самая холодная? Самая большая по территории? Самая жаркая?

    - Что такое экологическое равновесие?

                          3

    Самоопределение к учебной деятельности 3 мин

    - Скажите, ребята, цветы мы отнесём к какой категории?

    - А растения относятся к живой природе или к неживой?

    - А что ещё можно отнести к живой природе?  

    - А грибы: растения? Докажите!

    - Может быть они животные?

    - Тогда к какой группе относятся грибы?

    - Как они устроены?

    - Зачем они нужны лесу?

    -А какие бы вы ещё вопросы поставили о грибах?

    Например, какие из них ядовитые, а какие съедобные, какие правила сбора грибов?

    Письменная работа

    По карточке

                          4

    Постановка учебной задачи 1 мин

    - Хотите узнать ответы на все эти вопросы?

    Тогда сформулируем тему урока:

     «Грибы»

    Актуализация знаний учащихся 4 мин

    - послушай фрагмент песни моего детства. О чём она? Что ты услышал знакомого?

    - Что такое Родина? Что ты называешь, словом Родина?

    Итак, наша Родина – Россия. У каждого человека есть особенно близкие и дорогие сердцу места, где он родился, учился, начал трудиться, а часто и прожил всю жизнь. Это его родной край. Наш родной край – Саратовская область.

                         5

    Открытие новых знаний. 10 мин

    Ответ на 1 вопрос: к какой группе  относятся грибы, вы найдёте в учебнике на с. 125,

    А на 2 вопрос вам поможет ответить презентация.

    Самостоятельная работа учащихся с учебником, затем презентацию  (Слайд №3) рассмотреть самостоятельно и ответить на 2 вопрос.

    Постановка цели урока 5 мин

    - Что ты знаешь о Саратовской области?  

    - Нужно ли тебе подробнее узнать о твоём крае?

    Тогда сегодняшний урок так и назовём «Наш край»

    Изучение нового материала 15 мин

    - Рассмотри герб Саратовской области.

    - Какого цвета щит на гербе нашей области и что это обозначает?

    - Какая рыба изображена на гербе и что это значит?- Герб Саратовской области окружен декоративным венком из веток дубовых, лавровых и колосьев пшеницы.  Что это может значить?

                      6

    Физкультминутка:

    Дети шли, шли, шли

    И грибок в лесу нашли.

    Нагнули спинку – положили в корзинку.

    Самостоятельно прочитай материал о гербе (доп мат)

                           7

    Первичное закрепление 10 мин

    - проверим, что вам удалось выяснить:

    К какой группе относятся грибы? Повторить строение гриба с помощью картинки. (Слайд № 4)

    Выполнение задания в рабочей тетради самостоятельно.

    № 1, 2 с 52

    Продолжение работы по теме урока.

    На очереди следующий вопрос: для чего в лесу нужны грибы? Об этом вы узнаете из учебника

     на с 87.

    Продолжение работы по теме урока

    - Посмотри на карту РФ (в учебнике с144-145)  Отличается ли она от той, с которой мы работали? Это политико-административная карта России

    - Найди нашу область, её главный город, - изучи названия соседних областей.

     А на стене административная карта нашей Саратовской области. Найди на ней наш районный центр. Знакомые названия сёл.

    Проверка выполненной работы

    Саратовская область имеет большое количество соседей– их 8,  она характеризуется большим количеством водных ресурсов, главная река области - Волга, которая является  судоходной.

    - С помощью физической карты РФ определи, какая местность располагается на территории, как называется равнина?

    -В какой природной зоне находится наш край?

                           8

    Включение в систему знаний и повторение

     10 мин

    - Повторим, ребята, что нам удалось узнать о грибах:

    -К какой группе относятся? (Слайд № 5)

    - для чего в лесу нужны?

    - из каких частей состоят я вижу по работе.

    А знаете, ли вы, Мир грибов богат и разнообразен. Специалисты насчитывают до 100 тысяч видов грибов на нашей планете. В это число входят грибы, которые развиваются в виде плесени на стенах помещений, на чёрством хлебе, сыре, грибы поражающие растения и вызывающие заболевания людей. Из 10 тысяч видов шляпочных грибов около 2 тысяч шляпных грибов встречаются в нашей стране. К ним относятся съедобные и ядовитые грибы, разрушители древесины, источники биологически активных и лечебных веществ. Из этого числа более 300 видов съедобны.

    (Слайды № 6-10)

    Ну, названия грибов, умение различать ядовитые и съедобные , вы найдёте в учебнике и на таблице, я хочу вам показать разное строение шляпки: грибы бывают трубчатые и пластинчатые грибах. Трубчатый слой шляпки гриба похож на поролон или губку, (Слайд №11) а пластинчатый — на странички книги. 

    (Слайд № 12)

    Рассмотрите схемы и названия грибов, относящихся к той или иной группе.

    Прочитайте на с 88-89 учебника и запомните внешний вид съедобных и несъедобных грибов.

    Какие правила сбора грибов знаете?

    А наука о грибах называется «микология» (слайд №  13)

         Обобщение и систематизация знаний и умений

          Презентация Саратовская область (слайд 2) - Итак, наша область занимает территорию площадью чуть больше 100 тысяч км2.  Как и все другие области нашей страны, имеет свои символы: герб, флаг. Саратовская область — родина лучших в мире сортов твёрдых и сильных злаков. В области проживают люди разных национальностей. Наша область имеет свои особенности. О них мы сейчас и будем вести речь.

    Область расположена на Восточно-Европейской равнине, в умеренном поясе Земли. Основная природная зона области – лесостепь и лишь на юге начинается степная зона.

    Какие растения преобладают: деревья, кустарники, травы?              На территории нашей области есть и растения лесной зоны, и степной, попробуй догадаться, какие (слайд 5)

    . Какие животные обитают в нашей местности? (Слайды 6-8)

    Кроме природных богатств, в нашей области развито и промышленное производство: добыча полезных ископаемых: природный газ, песок, глина; электроэнергетика: Балаковская АЭС, Саратовская ГЭС; пищевая промышленность: производство молочных продуктов Белая долина, мясокомбинат Дубки, Михайловская птицефабрика, есть в Саратовской области и промышленные предприятия: производятся троллейбусы, холодильники, морозильники, свечи зажигания, строительное стекло. Но, конечно, самая главная отрасль – это сельское хозяйство. как думаешь, с чем  связано развитие именно этой отрасли? С плодородным характером почв. Люди занимаются выращиванием сельскохозяйственных культур. Выбери из гербария полевые культуры, которые сеют в нашей местности. (запись в карточке), напиши каких домашних животных разводят в нашей местности.

     Какие растения и животные охраняются государством, рассмотри на экране. (Слайды №9) и прочитай доп. литературу

    А ещё одним из достопримечательностей   в Саратовской области является Хвалынский национальный парк: вспомни, что такое национальный парк?    Рассмотри несколько фотографий. (Слайды № 10-11)                                                                                                                          

                          9

    Рефлексия 3 мин

    Что сегодня нового узнали о грибах?

    -Расскажите о значении грибов для леса.

    -Назовите грибы, которые вам приходилось собирать в       лесу.

    -Перечислите съедобные и несъедобные грибы.

    Рефлексия.

    - Что нового ты сегодня узнал о своём крае?

    - Что бы ты ещё хотел выяснить?

    - Как ты думаешь, наша область достойна того, чтобы о ней узнали в мире?

                          10

    Домашнее задание: 1 мин

    1. Ещё раз перечитать материалы учебника с 86-89,

    2. Выполнить задания в рабочей тетради с 52-53

    Домашнее задание:

    С помощью карточки-помогайки составить доклад о нашем крае, попробуй найти факты, не упомянутые на нашем уроке.

                         11

    Литература

    1. Учебник «Окружающий мир» М.: «Просвещение» 2011 г,
    2. Рабочие тетради.   Авторы: А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая.

    Интернет-ресурсы:

    http://kidsrisunki.ru/skachat

    http://rybalka.mykostroma.ru/i…

    Литература

    1. Учебник «Окружающий мир» М.: «Просвещение» 2008 г,
    2. Рабочие тетради.   Авторы: А.А.Плешаков

    Интернет-ресурсы:

    http://saratov.rfn.ru

    http://top

    http://gikaqabi.ucoz.ru/news/o

    ?

    1. Что такое грибы?    (Учебник с 125)

    2. Как грибы устроены?      (Презентация слайд № 2, 3)

    3. Для чего грибы нужны в лесу?         (Учебник с 87)

    4. Как различить съедобные и несъедобные грибы?  (Учебник с 88-89)

    5. Правила сбора грибов (сформулировать самостоятельно)

    ?

    1. Что такое грибы?    (Учебник с 125)

    2. Как грибы устроены?      (Презентация слайд № 2, 3)

    3. Для чего грибы нужны в лесу?         (Учебник с 87)

    4. Как различить съедобные и несъедобные грибы?  (Учебник с 88-89)

    5. Правила сбора грибов (сформулировать самостоятельно)


    Саратовская область – единственная в России, соединяющая в себе три природные зоны: лесостепь, степь, полупустыню. На территории области обитает 70 млекопитающих и 250 видов птиц. В последнее время значительно увеличилось число редких и исчезающих животных, нуждающихся в охране.

          Одним из таких видов является степной сурок или байбак. Он занесен в Красную книгу Саратовской области. Байбак является одним из самых крупных в семействе беличьих: длина его тела 50—70 см, масса достигает 5, 7 кг. От других сурков байбака легко отличить по короткому хвосту и однотонной песчано-жёлтой окраске. Питаются байбаки растительными кормами, но овощные и сельскохозяйственные культуры повреждают редко. Воды обычно не пьёт, ему хватает влаги, содержащейся в растениях, или утренней росе. Потребляет и животные корма — саранчу, моллюсков, гусениц. Однако в неволе сурки охотно едят мясо. Запасов на зиму байбак не делает.

        Саратовская область является второй по величине в Европе (после Испании) местом гнездования  дрофы. Это значит, что мы несём большую ответственность за сохранение этой птицы! Дрофы относятся к семейству журавлеобразных. На территории Саратовской области обитают дрофы обыкновенные и стрепеты.  Держатся как в одиночку, так  и стаями. С целью сохранения дрофы, в 1983 году, создан Федеральный заказник «Саратовский».  Научные сотрудники занимаются сбором брошенных яиц; в вольерном хозяйстве села Дьяковка яйца закладывают в инкубатор, выращивают и адаптируют к природным условиям молодых дроф.

    Мой край

    1. Название
    2. Положение на карте
    3. Природа моего края
    4. Экономика (отрасли производства)
    5. Охрана окружающей среды

    (Герб окружен золотым декоративным венком, состоящим из переплетающихся дубовых, лавровых ветвей и пшеничных колосьев, перевитых золотой лентой. Лазоревый цвет щита обозначает речные просторы Волги и красоту малых рек, протекающих на территории области. Стерляди символизируют изобилие рыбных запасов, чистоту реки Волги и малых рек области. Дубовые ветки в декоративном венке обозначают силу, мужество и стойкость народов земли саратовской в периоды лихолетья. Лавр олицетворяет победу над врагами и славу русского оружия. Колосья пшеницы символизируют природные и растительные богатства, изобилие, хлебосольство жителей, трудолюбие народа. Золотые ленты - богатство, могущество и постоянство)

    1. Дерево – символ России

    2. Областной центр нашей области

    3. Крупный населенный пункт, где живет много людей, работающих на фабриках и заводах.

    4. Как называется страна, в которой мы живем?

    5. Торжественная песнь.

    6. Село, в котором мы живем.

          - Какое слово получилось в выделенной колонке?

    Проверочная работа по теме «Экологическое равновесие»

    1. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:

    ива         белая куропатка          кречет  __________________________

    дуб           сойка           сова  _____________________________________

    растения             тушканчик             змея  ___________________________

    сайка          тюлень             белый медведь _____________________________

    растения         косуля         барс _____________________________________

    растения          суслик      орел-беркут ________________________________

    2.. Вставь пропущенное слово:

    А) _________________________лесов по берегам рек приводит к тому, что река мелеет и высыхает.

    Б) _________________________земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнёзда, которые погибают во время полевых работ.

    В) Сточные воды и мусор, попадающие в моря, приводят к их _______________________

    Г) От вездеходов и тракторов в тундре нарушается ________________________________

    Название областного центра _____________________________________________

    Природная зона _______________________________________________________

    Главная река _______________________________________________________

    Животные нашей области _____________________________________________

    ____________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________

    Растения ______________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    Сельскохозяйственные культуры: __________________________________________

    _____________________________________________________________________

    Животноводство ________________________________________________________

    _________________________________________________________________________

    Картинки цветов

         1

           2

       3

    4

         5

                                                                             

    6


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока окружающего мира "Знай и люби свой край" 4 класс

    Данный конспект урока поможет учителю провести урок обобщения знаний по разделу. Использование различных форм работы позволяет развивать познавательную и творческую деятельность учащихся....

    Конспект урока окружающего мира "В школе" 2 класс Школа России

    Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: В школеЦели урока:- изучить правила поведения в школе, «опасные места» в школьном здании; учить определять положительные и отрицатель­ные качества поведения ...

    Конспект урока окружающего мира 4 класс "Водные богатства нашего края"

    Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Водные богатсво нашего края". УМК "Школа России"...

    Конспект урока окружающего мира на тему "Труд людей родного края"

    Урок окружающего мира "Труд людей родного края" (ПНШ)....

    Конспект урока окружающего мира «Страны мира» (УМК «Школа России», 2 класс)

    Цели деятельности учителя: Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Плани...