Средние века, время рыцарей и замков.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Вислоцкая Елена Александровна

Конспект урока окружающего мира. Тема "Средние века, время рыцарей и замков". Во время урока учащиеся знакомятся с эпохой Средневековья, учаться делать сравнительный аналих духовных учений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchiy_mir_srednie_veka_4_klass.odt43.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет : Окружающий мир

Тема: Средние века, время рыцарей и замков

Цель: Познакомить учащихся с основными изменениями в социальных отношениях, экономике , культуре и духовной сфере, которые происхлдили в эпоху Средневековья. 

Задачи: Образовательная познакомить детей с периодом средневековья,  дать знания о исторических понятиях, процессах, персоналий истории данного периода.Развивающая: развить умения анализировать материал, выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы.Продолжить развитие навыков работы с исторической картой.Воспитательная: воспитать чувство уважения к истории и культуре других народов. Развить познавательный интерес к истории.

Технологии: здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения.

Планируемые результаты:Предметные: получают знания об исторической эпохе, излагают и обосновывают суждения о значении наследия Средних веков для современного мира.

Метапредметные УУД: познавательные: проводят обобщение, систематизацию и анализ исторического материала по заданным критериям; регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения; коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности

Оборудование : интерактивная доска, УМК «Школа России»- учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2.Работа по теме урока.

Проходит актуализация знаний:

- с какой эпохой развития человеского общества мы с вами знакомились на прошлом уроке?

- по каким источникам ученые составляют представление о данной эпохе?

-какие яркие события истории Древнего мира вам запомнились?

- кто из вас знает, какая эпоха наступила после эпохи Древнего мира?

Просмотр видеофрагмента «Средние века. Видеоурок» / 3 мин/

Итак, мы узнали, что население в средние века делилось на две большие группы : феодалы и зависимые крестьяне. Сегодня наш с вами словарь, ребята, должен обогатиться новыми слова.

Словарная работа:

1.Зависимый крестьянин продолжал вести хозяйство на прежнем своём наделе, но за пользование им был обязан отдавать господину определённое количество продуктов собственного труда или денег- оброк.

2.В Средние века продукты питания и вещи изготавливали не для продажи, а для собственного потребления- натуральное хозяйство.

3.Средневековое общество в Европе делилось на большие группы людей, которые отличались друг от друга закреплёнными за ними правами и обязанностямипередающимися по наследству- сословия.

4.Феод — это населённое крестьянами земельное владение, пожалованное господином — сеньором — своему подчинённому человеку, обязующемуся за владение феодом нести военную службу- вассал.

Давайте ребята , нарисуем схему :

 феодальная лестница.

3.Физминутка

4. Работа по теме урока

Важную роль в жизни человека в средние века играла религия. Религия возникла в древнем мире, она отображала представления людей о мироустройстве.Религия — тип мировоззрения, опирающийся на веру в сверхъестественное и священное.

Признаки религии:

1. вера в сверхъестественное;

2. организованное поклонение высшим силам;

3. стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала.

Религиозная вера включает в себя:

1. нормы морали, которые объявлены происходящими от Божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;

2. определённые юридические нормы, которые также объявлены или появившиеся непосредственно в результате вдохновенной Богом деятельности законодателей;

3. веру в боговдохновенность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т.п.

4. веру в спасительную силу для души человека ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, молитва, пост, богослужение и т.п.)

- С какими религиями вы знакомы?

Давайте прочитаем, об основных религиях и их догмах. / работа с учебником/

5 Закрепление изученного материала

класс делится на команды. Каждая команда заполняет колонку в рабочей тетради. Происходит обсуждение каждой записи, совместно с учителем заполняется окончательный вариант записи в рабочей тетради.

1 название религии

2 священная книга

3 святые, пророки, легендарные личности

4 основные идеи

5 распространение в нашем регионе


сравнения

Буддизм

Христианство

Ислам

Время и место
зарождения

VI – V вв. до н.э. Индия

I в. н. э. Восточные провинции Римской империи

Начало VII в. н.э. Азия,
Аравийский полуостров

Территория, на которой
проживают люди, исповедующие религию

Южная, Юго-Восточная
и Восточная Азия. В России – Тува, Бурятия и
Калмыкия

Преимущественно Европа и Северная Америка

Ближний Восток, Северная Африка. В России –
Татарстан, Башкортостан,
республики Кавказа

Священная книга

Типитака
(«Три корзины»)

Библия

Коран

Основные идеи

Через размышление и
созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к
спасению и, соблюдая
заповеди святого учения,
прийти к совершенству.
Одна из важнейших заповедей – любовь и милосердие ко всем живым
существам, независимо от
того, добрые они или
злые.

Идея греховности человека как причина всех его
несчастий и учение об
избавлении от грехов путём молитвы и покаяния.
Проповедь терпения,
смирения, прощения
обид.

Человек – существо слабое, склонное к греху, он
не в состоянии ничего
добиться в жизни самостоятельно. Ему остаётся
уповать на милосердие и
помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю.

Есть ли представители в нашем регионе, привести примеры  культовых сооружений, храмов

дацаны

Одигитриевский собор

Соборная мечеть

6 .Подведение итогов урока.

Закончите предложения:

-Я приобрел…

-Я научился…

-Я смог…

-Меня заинтересовало…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

-Мне понравилось…

7 .Домашнее задание: составить кроссворд «Религия в средние века»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" (УМК "Школа России"). 4-й класс

Урок окружающего мира по теме"Средние века: время рыцарей и замков"(УМК "Школа России").4-й классс презентацией...

Средние века: время рыцарей и замков (Окружающий мир, 4 класс)

Конспект урока с мультимедийным приложением по окружающему миру, 4 класс УМК "Школа России"...

Урок по Окружающему миру "Средние века. Время рыцарей и замков"

На уроке дети узнают о эпохе средневековья. Выполняют мини -проекты по созданию гербов рыцарей....

Средние века – времена рыцарей и замков.

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме " Средние века – времена рыцарей и замков". УМК "Школа России" 4 класс....

"Средние века :время рыцарей и замков" 4 класс "Школа России"

Методическая разработка  по окружающему миру с применением технологии развития критического мышления.На уроке учащиеся ведут работу в группах. Дети используют прием "Верю не верю" на стадии вызов...

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Средние века. Время рыцарей и замков.

Урок с использованием интерактивной доски по программе "Школа России"....