Урок окружающего мира. Почвы 4 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

. «Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr._mir_pochvy_-4_klass.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Задание. «Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету»

Наименование предмета: Окружающий мир

УМК: «Начальная школа 21 века»

Класс: 4

Составные части учебного занятия

Содержание

Тема учебного занятия

Тема: «Почвы России. Опыт «Состав почвы»

Цели и задачи учебного занятия

Цель учебного занятия:

1. Формировать у учащихся понятие “почва”;

2. Ознакомить с составом почвы, ее свойствами, значением почвы для жизни растений и мелких животных;

3. Продолжать учить детей выделять существенные признаки предмета (почвы), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать заботливое отношение к природе.

Задачи:

#1044;ать представление о составе почвы. Показать значение перегноя.

2. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность.

3. Развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы.

4. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию - почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов - аккуратность.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира; пониманию причин успеха в учёбе; ориентации на понимание предложений и оценок учителя и товарищей, ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Познавательные метапредметные:

содействовать развитию умения анализировать изучаемый объект (почву) с выделением существенных признаков.

Коммуникативные метапредметные:

создать условия для учебного взаимодействия учащихся.

Регулятивные метапредметные:

развивать способность ставить учебные цели и задачи, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою деятельность.

Предметные: содействовать развитию умений осуществлять запись информации, полученной в ходе исследования; планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение состава почвы, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Краткое учебное содержание

Практическая работа по инструкции.

Изучение свойств почвы.

Охрана почв.

Виды организации учебной деятельности

Опыты и исследовательская деятельность.

Работа на уроке - фронтальная, групповая, в паре.

Учебные задания для разных этапов учебного занятия

  1. Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне.

#1055;овторение пройденного материала

О чем мы с изучили на прошлом уроке (Природные зоны России. Степи и пустыни). Ребята, давайте проверим ваши знания, ответив на вопросы теста «Природные зоны России. Степи и пустыни».

Взаимопроверка. Слайд.

- Молодцы! Хорошо справились с заданием.

3. Постановка темы и цели урока.

Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование. Представьте, что вы находитесь не в классе, а в учебной лаборатории.

А мы с вами исследователи. Все записи будем вести в листе исследователя.

Прежде чем приступим к нашему исследованию, давайте послушаем рассказ М.Ильина «Чудесная кладовая».

-Ребята, как вы думаете, что писатель Ильин назвал «кладовой»? (Земля, почва…)

- Так о какой же чудесной кладовой пойдет сегодня речь на нашем уроке?

- Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже догадались, как она называется?

- Действительно, тема урока - "Почва" (на доску вывешивается карточка "Почва")

4. Коллективное составление плана урока

- Научные сотрудники работают по плану.

- Я предлагаю и вам составить план работы на уроке.

- Знаете ли Вы, что такое почва?

- Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (карточка "Что такое почва?")

- Что еще хотели бы узнать о почве?

- Какими свойствами она обладает? (карточка "Свойства почвы")

- Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет)

- Значит, с чем познакомимся?

- Кто догадался?

- С видами почв. (карточка "Виды почв")

- А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует? ("Почва человеку")

На доске закрепляются карточки с пунктами плана урока:

"Что такое почва?"

"Свойства почвы"

"Виды почв"

"Почва человеку"

- Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей)

Приступим к работе, ответим на вопрос первого пункта нашего плана:

- Что же такое почва? (ответы детей)

- Найдите определение слова «Почва» в учебнике с.37. (работа в парах). Один ученик зачитывает.

Почва-это верхний плодородный слой суши, в котором живут растения, животные и микроорганизмы.

- Как вы думаете, каким же важным свойством обладает почва? (плодородием)

- Как вы понимаете смысл этого слова?

- Найдём значение этого слова в толковом словаре. ( Сегодня со словарем работают ученики за 1 партой)

Выдвижение гипотезы.

- У вас на столах почва и лупа, рассмотрите её и предположите, что входит в состав почвы.

Проверить ваши предположения нам помогут опыты.

Сейчас вы будете выполнять исследования, а результаты запишите в листе исследователя. Будьте внимательны, наблюдательны, помните о правилах работы в группе. (Инструктаж по ТБ)
У каждой группы на столе есть инструкция по которой вы будете работать.

5. Практическая работа в группах

(4группы)

Каждая группа получает инструкцию по проведению опыта. После проведения опыта, группа делает выводы.

Группа 1.

  1. Возьмите стакан с водой
  2. Опустите туда комочек почвы
  3. Запишите, что вы видите и сделайте вывод?

Вывод:

(Из почвы идут пузырьки. В почве есть воздух, он помогает растениям дышать).

Группа 2.

  1. Возьмите бумажную салфетку
  2. положите на нее немного почвы
  3. сильно сожмите.
  4. Стряхните почву в лоток. Что осталось на салфетке?

Вывод:

(Влажное пятно. В почве есть вода, необходимое вещество для жизни растений)

Группа 3.

  1. Бросьте комочек почвы в воду
  2. что произошло в стакане
  3. Что вы видите на дне стакана?
  4. Стакан поставить под документ-камеру.

Вывод:

(Вода в стакане стала мутной .На самом дне видны песчинки, а сверху – глина. В состав почвы входит песок и глина. Песок разрыхляет почву, глина- удерживает влагу)

Группа 4.

  1. Рассмотрим почву под микроскопом
  2. Что еще входит в состав почвы?

Вывод:

(листья, остатки насекомых, песок, трава. В составе почвы есть перегной)

Опыт 5. (Проводит учитель)

- Возьмем несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет.) Стекло положить под документ-камеру.

- Кто догадался, что это такое? (Это минеральные соли.)

Молодцы. Делаем вывод. В почве есть соли.

Опыт 6. (Проводит учитель)

- Высушенный комочек почвы кладу в керамическую чашку, грею на спиртовке. Что вы чувствуете? (Появление дыма с запахом)

-Что может гореть? (остатки насекомых, листьев). Значит, что входит в состав почвы? Перегной (гумус)

Каждая группа зачитывает свой опыт и сделанные выводы, при возникновении трудностей одноклассники помогают сделать правильный вывод.

Все ответы детей учитель записывает на доске в виде Кластера «Состав почвы».

#1056;абота по учебнику. Стр.39

Фронтальный опрос.

Задание. Прочитайте текст.

-Какой вред наносит неразумная деятельность человека?

(неправильная обработка удобрений, строительство зданий; вырубка лесов; выпас скота)

- А как вы думаете какие меры может предпринять человек для того, чтобы уберечь землю? (надо сажать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, зимой проводить снегозадержание, применять удобрения и ядохимикаты в меру)
6. Этап закрепления новых знаний.

Работа в парах.

В течение 5 минут ответить на вопросы:

  1. Почему земля – «кормилица»?
  2. Возможна ли жизнь без почвы?
  3. Что произойдет с растениями, животными, людьми, если вдруг исчезнет почва?
  4. Отчего зависит плодородие почвы?

5. Почему пахотное поле, находящееся даже на небольшом понижении, распахивать необходимо поперек склона?

(Одна пара отвечает, другие дополняют)

Диагностические материалы для оценивания результатов обучения

7. Итог урока. Рефлексия.

Какие открытия мы сделали на уроке?

Итак, наши предположения о том, что почва состоит из воды, воздуха, песка, глины, перегноя, оказались верными.

Сегодня на уроке я узнал ….(Слайд )

Теперь я умею …

Было интересно…

Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся мне …

Оцените свою работу по листу исследователя. У кого «5», «4», «3»

– Молодцы ребята, хорошо поработали на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока окружающего мира "Почва-кормилица" 3 класс, УМК "Гармония"

Разработка урока по теме "Почва - кормилица" с национально-региональным компонентом. тип урока: изучение нового материала, оборудование - презентация, учебник - тетрадь О.Т.Поглазовой "Окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме «Почва», УМК «Планета знаний»

Данный урок проводится по предмету Окружающий мир 3 класс УМК " Планета знаний". Тема урока : "Почва её состав и свойства". На уроке поствлены задачи:Формировать понятие «почва», представление о ее об...

Урок окружающего мира 3 класс "Что такое почва?"

Проведение опытов, использование ИКТ....

Презентация к уроку окружающего мира "Почва - среда жизни организмов". 3 класс.

Презентация к уроку окружающего мира "Почва - среда жизни организмов" по учебнику Н.Ф. Виноградовой. 3 класс....

Урок окружающего мира 3 класс "Почва - важнейшая часть экосистемы", ОС "Школа 2100"

Урок мастер-классЦели:- Образовательные:1)способствовать формированию у учащегося понятия почвы2)помочь учащемуся выявить причину плодородия почв с учетом новых знаний о круговороте веществ3)продолжит...

Урок окружающего мира "Почва.Состав почвы." 3 класс УМК "Планета знаний"

Занимательный и содержательный урок  с мини-исследованием....

Урок окружающего мира. 4 класс. УМК "Школа XXI века". Почва и её свойства.

Урок окружающего мира. 4 класс. УМК "Школа XXI века". Почва и её свойства.Оборудование: спиртовка, стакан (2 на группу), зеркальце (стекло -1 на группу), палочки, вода, почва - сырая, сухая,...