опыты по окружающему миру (Воронова)
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Урок с опытами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-eksperiment.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Компоненты паспорта

Описание проекта

1.

ФИО участника

2.

Тема проекта

Разнообразие веществ

3.

Актуальность проекта

Актуальность - Проект "разнообразие веществ" может быть весьма актуальным и интересным для учеников 3 класса на уроках окружающего мира. Необходимость можно обосновать следующим образов, в рамках этого проекта учащиеся могут изучить различные виды веществ, их свойства, состав и применение в повседневной жизни. Это позволит детям лучше понять мир вокруг себя и обогатить свои знания в области химии.

Проблема – учащиеся часто не осознают, что разнообразные вещества, такие как: сахар, поваренная соль, крахмал и кислоты являются не только продуктами питания, но и химическими веществами с определёнными свойствами и функциями в окружающем мире.

Гипотеза - если будет организован жксперимент, то у учащихся сформулируется понимание о свойствах и пользе таких веществ как поваренная соль, сахар, крахмал, кислоты.

4.

Объект исследования

Вещества: поваренная соль, сахар, крахмал, кислоты.

5.

Цель проекта

Для учителя: обучение учащихся основам химических процессов, их классификации, свойств и применений различных веществ

Для ученика: выяснить свойства и функции веществ.

Задачи:

  1. Развивать исследовательские навыки;
  2. Формировать представление о веществах, как о составляющей части окружающего мира;
  3. Узнать какие бывают вещевтсва;
  4. Узнать какими свойствами обладают вещества;
  5. Узнать как человек использует вещесвта;
  6. Учиться описывать вещества по плану
  7. Исследовать при помощи опытов.

6.

Тип проекта

По количеству участников - групповой

По продолжительности – краткосрочный

По направлению - исследовательский

По учебному предмету - межпредметный

По содержанию – учебно образовательный

По масштабу - малый

По сложности - средний

По уровню контактов между участниками – внутриклассный

7.

Этапы реализации

проекта (включая исследовательский),

краткое их описание

  1. Подготовительный этап – определение темы, постановка цели, составление плана работы.

Вводная беседа о веществах, их роли в нашей жизни.

* Постановка проблемы: многообразие веществ вокруг нас.

* Формулирование цели и задач проекта.

* Формирование групп, распределение ролей.

2. Исследовательский этап

* Работа с различными источниками информации (учебник, энциклопедии, интернет).

* Проведение опытов по изучению свойств различных веществ (с помощью разбавленной настойки йода определить есть ли крахмал в продуктах).

* Фиксирование результатов наблюдений в рабочей тетради.

3. Обобщающий этап

* Обсуждение результатов исследований в группах.

* Оформление результатов работы в виде презентаций, буклетов, плакатов, макетов.

* Подготовка к защите проекта.

4. Презентационный этап

* Защита проектов.

* Оценка работы групп.

* Подведение итогов, рефлексия.

8.

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: Знакомство учащихся с солью, сахаром, крахмалом и кислотами, их свойствами и признаками через проведение опытов и наблюдений.

Гипотеза исследования: Внешний вид не всегда позволяет точно определить вещество, поэтому для их распознавания необходимо изучить их свойства.

Методы исследования: Наблюдение, эксперимент (опыт), сравнение, демонстрация, анализирование.

Оборудование для проведения исследования:

* Для опытов:

* Соль, сахар, крахмал, сода, лимонная кислота, уксус.

* Вода, стаканы, ложки, тарелки, пипетки.

* Бумага, йод (раствор),

* Увеличительное стекло.

* Для фиксации результатов: тетради, ручки, карандаши, фломастеры, таблицы для заполнения, картинки с изображением соли, сахара, крахмала.

Ход исследования:

Урок 1. Соль и сахар: знакомство и сравнение

1. Вводная беседа:

* Вспомнить, что такое вещество.

* Обсудить, где встречаются соль и сахар в повседневной жизни.

2. Изучение внешнего вида:

* Выдать каждой группе образцы соли и сахара.

* Задание: рассмотреть соль и сахар (без вкуса!), описать внешний вид (цвет, форма кристаллов) используя увеличительное стекло. Зарисовать увиденное.

3. Опыт 1. Растворимость:

* В два стакана налить одинаковое количество воды. В один добавить соль, в другой - сахар. Размешать.

* Наблюдение: что происходит с солью и сахаром в воде?

* Вывод: соль и сахар растворяются в воде.

4. Опыт 2. Кристаллизация:

* Капнуть растворы соли и сахара на стекло. Оставить до высыхания.

* Наблюдение: что образуется на стекле после высыхания?

* Вывод: при испарении воды соль и сахар выделяются в виде кристаллов.

Урок 2. Крахмал: секреты и превращения.

1. Вводная беседа:

* Обсудить, где встречается крахмал (картофель, мука, хлеб).

2. Изучение внешнего вида:

* Выдать каждой группе образцы крахмала.

* Задание: рассмотреть крахмал, описать его внешний вид.

3. Опыт 1. Взаимодействие с йодом:

* Капнуть на крахмал раствором йода.

* Наблюдение: что происходит с цветом крахмала?

* Вывод: крахмал синеет при взаимодействии с йодом. Это его отличительное свойство.

4. Опыт 2. Крахмал в продуктах:

* Капнуть раствором йода на кусочек хлеба, картофеля.

* Наблюдение: меняется ли цвет продуктов?

* Вывод: некоторые продукты содержат крахмал.

Урок 3-4. Кислоты: свойства и признаки.

1. Вводная беседа:

* Обсудить, где встречаются кислоты (лимон, уксус, кефир).

* Важно! Подчеркнуть, что пробовать кислоты на вкус нельзя!

2. Опыт 1. Взаимодействие с содой:

* В две тарелки насыпать немного соды.

* В одну тарелку капнуть уксус, в другую - выжать сок лимона.

* Наблюдение: что происходит с содой?

* Вывод: кислоты (уксус, лимонный сок) вступают в реакцию с содой, выделяя газ.

9.

Продукт проекта

Мини – энциклопедия «Удивительный мир веществ»

10.

Перспектива проекта

Дети оформляют результаты своих исследований в виде небольшой энциклопедии с описаниями и рисунками соли, сахара, крахмала, кислот. Можно добавить интересные факты, загадки, кроссворды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе («Воспитание на социокультурном опыте в рамках программы «ИСТОКИ»)

Дата проведения: 05.12.2009г.ТЕМА:  Защитники земли Русской.ЦЕЛИ: 1) Раскрыть детям образ «богатыря, защитника, Родины».             2)...

Развитие наблюдательности младших школьников в ходе практических работ и опытов на уроках "Окружающего мира"

Статья о развититии наблюдательности младших школьников на уроках "Окружающего мира" средством практических работ и опытов. Как научить детей, смотря - видеть, слушая - слышать, замечать происход...

Обобщение опыта "Исследовательская деятельность на уроках окружающего мира"

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся,  по своей структуре соответствующая научной деятельности, характериз...

Опыты на уроках Окружающего мира

описание опытов на уроках окружаещего мира...

Пути и средства эффективного изучения программного материала на уроках окружающего мира (из опыта работы)

Материал содержит сведения о различных способах знакомства с текстовым материалом учебника для эффективной работы на уроке....

Конспект предметного урока с опытом по окружающему миру yа тему: «Свойство воды»

Цель: получение обучающимися знаний в ходе проведения опыта...

Опыты по окружающему миру

Опыты по окружающему миру.Занимательные опыты по окружающему миру. По разным временам года. Вселенная время календарь...