Семейный бюджет
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Дмитриченко Ольга Аркадьевна

Цели урока:

- познакомить с понятием «семейный бюджет»;

- воспитывать у учащихся экономное  отношение к семейному бюджету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_semeynyy_byudzhet.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Семейный бюджет (3 класс)

                                                                           

Цели урока:

- познакомить с понятием «семейный бюджет»;

- воспитывать у учащихся экономное  отношение к семейному бюджету, чувство милосердия;

-  развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.

Оборудование: мультимедиа презентация, таблички с фамилией семьи, «школярики», карточки, бланки переводов, кубики, калькуляторы.

Ход урока

№ слайдов

Содержание

СЛАЙД №2

СЛАЙД №3

СЛАЙД №4

СЛАЙД №5

СЛАЙД №6-7

СЛАЙД №8

СЛАЙД №9

СЛАЙД №10

СЛАЙД №11

СЛАЙД №12-16

СЛАЙД №17

СЛАЙД №18

СЛАЙД №19

СЛАЙД №20-21

I.  Организационный момент

II.  Повторение изученного

-  Ребята, отгадайте зашифрованное слово? (Бюджет.)        

-  Что такое бюджет? С каким бюджетом познакомились на последнем уроке?  

-    Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (Доходы.)

-    Как называются деньги, которые тратятся из бюджета? (Расходы.)

-    Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги.)

II. Введение в тему.

- Почему порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, но живут, так, что денег порой не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах? (Не умеют планировать свой семейный бюджет)

- Какая же будет сегодня тема урока? /Семейный бюджет/      

III. Работа над новой темой.

1. На уроке сегодня 4 группы – 4 семьи (Ивановы, Петровы, Казаковы и Сидоровы). Семейный бюджет пока у вас составляет 0 рублей.

- Вы знаете, из чего может складываться государственный бюджет. А из чего   складывается семейный бюджет? (доходов и расходов)

- На уроке мы должны заполнить эту таблицу и разобраться из чего состоят доходы в семейном бюджете и расходы.                          

- Какие доходы могут поступать в семейный бюджет? (З/плата, пенсия, стипендия, пособие, рента – доход от сдаваемой в аренду квартиры, проценты от сбережений).                                               

 - Так что такое доход семьи? (Сумма, заработанная членами семьи за месяц)                      

- Мы рассмотрели, из чего состоит доход семьи, но нам предстоит выяснить: куда тратится семейный бюджет.                                                

2. Один из важных ресурсов экономики – это умственный труд, благодаря чему предлагаю вам пополнить ваш семейный бюджет, при этом уберём из разговора слово «рубли». Вместо них у нас будет валюта школы №4 – «школярики». Ребята старшеклассники приготовили вам вопросы. (Вопросы звучат по ВИДЕО)

   * Кто на ваш взгляд более богат?                                 

Человек, которого морские волны выбросили на необитаемый остров с полным сундуком денег, или пенсионер, живущий в городе и получающий свою скромную пенсию? (Когда на деньги ничего нельзя приобрести, то они теряют свою ценность)                                                    

*  Тот, кто имеет достаточно денег, но ничего не может купить, так как на прилавках магазина пусто, или тот, у кого в карманах пусто, а  прилавки магазинов ломятся от товаров? (Оба персонажа одинаково бедны).

- За правильные ответы в ваш семейный бюджет поступили первые доходы, но если вы будете активно работать, то в ваш семейный бюджет сегодня увеличится.

3. Практическая работа (в группах)                                                                                                                      

- У вас, у каждой семьи, на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. Выберете то, на что  потратите свой месячный семейный бюджет.

Лекарства

Продукты

Одежда

Обувь

Бытовая химия

Транспорт

Велосипед

Музыкальная (спортивная) школа

Книги

Компьютер

Игрушки

Платежи и налоги

Видеокассеты (диски)

Посещение театра, цирка

Посещение боулинга

Туристическая поездка

- Давайте послушаем семью Ивановых.  

- Так, на что расходуется семейный бюджет? Внесём это в таблицу.                                                  

Семейный бюджет

Доходы

Расходы

Зарплата, пенсия, стипендия, пособие, проценты, рента, прибыль

Коммунальные платежи, налоги, питание, транспорт, одежда, обувь, культурный досуг, лечение, путешествия, мебель, предметы личной гигиены, бытовая химия и т.д.

- А что из всего перечня должно стоять на первом месте? (Добропорядочные граждане в первую очередь должны оплатить все налоги, платежи)

- А сейчас переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.                                                                                          

Лекарства – 2 ш.

Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт) – 50 ш.

Одежда – 10 ш.

Обувь – 5 ш.

Бытовая химия – 1 ш.

Транспорт – 10 ш.

Велосипед – 20 ш.

Музыкальная (спортивная) школа – 10 ш.

Книги – 1 ш.

Компьютер – 40 ш.

Игрушки – 3 ш.

Платежи и налоги – 20 ш.

Видеокассеты (диски) – 3 ш.

Посещение театра, цирка – 6 ш.

Посещение боулинга- 6 ш.

Туристическая поездка – 80 ш.

/Учащиеся с помощью калькулятора считают сумму, и учитель фиксирует её на доске/

- Но я вас забыла предупредить, что бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 ш.

4. Какая ситуация может складываться в семейном бюджете?

Доходы = расходы

Доходы > расходы             

Доходы < расходы        

- Какая формула будет наилучшей?

- В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Что в этом случае нам делать?

/Если экономия – отложим сбережения, если дефицит – нужно на чём-то сэкономить/

- На чём же мы можем сэкономить?                                                                                      

* на транспорте – если пользоваться проездным

* на коммунальных услугах – экономия электричества

* на продуктах - на сладостях, если есть приусадебный участок

* на одежде и обуви – если беречь, то продлится срок службы

* на посещениях театра? – не стоит обеднять свою жизнь из-за этого

- Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.

IV. Итог урока.

1. -  У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы заполнили таблицу основных доходов и расходов семейного бюджета.                                                        -  - Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? (лотерея, премия)

- А непредвиденные расходы?

2.  - Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили? (Работая в группах, дети выбирают из предложенных вариантов верные утверждения)

  •  Планируйте семейный бюджет исходя из доходов.
  • Уходя из дома, не забывайте выключать свет.
  • Требуя новую игрушку, подумай о  семейном бюджете.

- Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.

- Экономя семейный бюджет – откажись от экскурсии в музей.

- Сходил в магазин, оставь сдачу себе.

  • Бережно относись к своим вещам.
  • Напоминай родителям о своевременной оплате налогов.

- Чаще пользуйтесь услугами такси.

- Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы.

- Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями.

- Замечательные ваши советы, но чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно… трудиться. Ведь недаром говорят «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда».                                                                            

Труд твой полезен – коль он для людей,

Если для них не жалеешь ты дней:

Смотришь и пашешь, суп варишь иль сталь –

Нужному делу и силы не жаль!

3. – На наш электронный адрес пришло сообщение «Прошу помощи»:                                                                                                                                                                    

  • срочно нужна помощь маленькой Вере на дорогостоящую операцию;
  • талантливому скрипачу на покупку скрипки;
  • врачу - ветеринару для открытия приюта для бездомных собак;
  • спортсменам лыжникам для поездки на окружные соревнования;

- Обсудите в своей «семье», согласны ли вы помочь кому-либо из нуждающихся. В этом случае заполните квитанцию и положите деньги на тот или иной счёт в банке.

(Дети в группах выполняют задание, комментируя свой выбор.)

- Да, мы должны помогать друг другу, и я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, а завтра помогут тебе. Ведь не всё измеряется в деньгах. Главное…

Больше работаешь – лучше живёшь,

Лучше живёшь – больше людям даёшь,

Старым и малым, и тем, кто в нужде.

А будет нужно – помогут тебе.

Помни, мой друг, – в делах не зевай,

Прибыль свою и страны умножай.

Прибыль – трудам и уменью награда.

Как получить её? Думать тут надо.

Сложно? Не просто! Но ты уж прости,

В жизни у нас нет другого пути.

V Домашнее задание:                                                                      

  Представь, что ты на день рождения получил большую сумму денег. Составьте план своих расходов.

VI Рефлексия: зажмите руку в кулак и…

  • кому было интересно – разогните мизинец
  • кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный
  • кто хорошо работал – средний
  • кто помогал работе в группе – указательный
  • кому урок понравился - большой

                                                                   Дмитриченко Ольга Аркадьевна

учитель начальных классов

высшей категории

МАОУ г.Нягани «СОШ№1»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час. Семейный бюджет

Классный час о сохранении семейного бюджета для уч-ся начальной школы...

презентация " Семейный бюджет"

Материал к классному часу о семейном бюджете...

Урок по теме "Семейный бюджет"

Урок по окружающему миру  в 3 кассе по учебно-методическому комплекту  "Школа России". На уроке используется презентация и мультимедиа. Урок посвящается изучению нового материала. Цель урока...

Урок окружающего мира в 3 классе Тема : Семейный бюджет

Тема урока: Семейный бюджет(3 класс)Цели урока:- познакомить с понятием «семейный бюджет»; выявить правила сложения многозначных чисел.- воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бю...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Семейный бюджет"

Главной целью данного урока является - знакомство детей с понятием "семейный бюджет"....

Презентации к урокам окружающего мира в 3 классе по темам "Государственный бюджет" и "Семейный бюджет"

Данные презентации созданы для учеников 3 класса, занимающихся по учебнику А.А.Плешакова "Окружающий мир" с целью: создание условий для знакомства с новыми терминами: бюджет, расходы, доходы...

Конспект и презентация открытого урока по теме: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».

Тема: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».Цель: формирование представления о структуре семейного бюджета.Задачи: сформировать у обучающихся первоначальное...