Формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира
презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (3 класс)

Текст является основной единицей любой информации. Он - необходимый компонент любой сферы жизни в нормативной документации, художественной и учебной литературе. В связи с вышеизложенным, основной задачей младшего школьника, для того чтобы уметь сделать собственный вывод из полученной информации, нужно уметь воспринять, проанализировать текст и осмыслить его, что в дальнейшем поможет сформировать у ребенка интерес к самому научному знанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti.pptx1.82 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование читательской грамотности младших школьников

Слайд 2

Дети имеют низкую скорость чтения; Зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении; Не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста; Затрудняются кратко пересказать содержание.

Слайд 3

Читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач . Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

Слайд 4

Приемы и задания, используемые на уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности.

Слайд 5

Задания для 1 класса.

Слайд 6

Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

Слайд 7

слт сткн звтрк крн бнн срфн квдрт ткнь прд брбн мскрд флг хлт крмн крндш мрт бгж тркн пргрф зкз срй клсс крнвл пнм брн шлш згдк пст кнт стрт срнч тхт плт скзк тлнт плн Прочитай слова, вернув буквы на место. Мы обычные слова, Всех нас знает каждый. Мы содержим буквы А Трижды или дважды Иногда всего одну (Только не в начале). Но сегодня - ну и ну! Все они сбежали.

Слайд 8

5) Рассмотри картинки и определи, как выглядел цирк шапито, в котором побывала семья Кузнецовых. Отметь нужную картинку знаком  . Зрителям нельзя вставать с места во время представления. Зрителям нельзя кормить цирковых животных. Зрителям нельзя громко разговаривать. Дополни ещё одно правило. Зрителям нельзя _____________________________________________ Буква «К» стоит в начале слова Буква «К» стоит в середине слова Буква «К» стоит в конце слова 1) Выйдя из дома, семья Кузнецовых увидела эту афишу. Куда приглашала афиша? Отметь правильный ответ знаком  □ в кино □ в театр □ в цирк 2) Мама с папой стали читать афишу, а их маленький сын Коля тут же начал искать на афише предметы, в названиях которых есть его любимая буква «К». Найди и ты 3 таких предмета на афише и впиши слова с буквой «К» в нужную ячейку таблицы 3) В каком городе живёт семья Кузнецовых? Вставь пропущенное слово. Семья Кузнецовых живёт в городе ____________________________. 4) Папа, мама и Коля пошли на представление. В кассе им продали 2 билета. Найди и подчеркни на афише информацию, которая объясняет: почему билетов 2, а не 3. 6) Перед представлением зрителям напомнили правила поведения в цирке: □ □

Слайд 9

Задания для 2 класса.

Слайд 10

3 .Кто в лес, кто по дрова. Отгадай пословицу по двум словам. 1.Коса, камень. 2.Дело, мастер. 3 .Лес, дрова 4 .Безделие, рукоделие 1.Нашла коса на камень. 2.Дело мастера боиться . 4 .Не учи безделию, а учи рукоделию. Правильные ответы:

Слайд 11

Добро помни, а забывай. Умная ложь лучше правды. Ученье свет , а неученье - _______ Каково начало , таков и _________ Лучше свое отдать, нежели взять. Д опиши предложения словами с противоположным значением и объясни смысл пословицы. з ло глупой т ь ма конец чужое

Слайд 12

Иногда по неосторожности мы спугивали её с ______ и тогда, бережно раздвинув колючие ветки барбариса или крыжовника, разглядывали, как лежат в гнезде __________-маленькие, пёстренькие яички. Случалось иногда, что ________ , наскучив нашим любопытством, бросала гнездо; тогда мы, увидя, что несколько _____ птички в гнезде нет и что она не покрикивает и не вертится около нас, как то всегда бывало, доставали яички или всё гнездо и уносили к себе в комнату, считая, что мы законные ___________ жилища, оставленного матерью. мать владельцы маленькие Поставьте в пропущенные слова в текст . гнёзда дней

Слайд 13

Задания для 3 класса.

Слайд 14

Внимательно рассмотри афишу и ответь на вопросы.

Слайд 15

№ зада- ния Задания 1. Ответьте на вопросы, используя текст билета. 1.Какой адрес у театра? 2.Сколько стоит билет на спектакль? 3.Назовите дату спектакля. 4.Назовите время начала спектакля. 5.Название спектакля. 6.В каком случае можно обменять билет на спектакль? 2. Я предлагаю вам составить памятку «Правила поведения в театре», используя информацию из билета. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. П рочитайте записку от мамы. Заполните пропуски, сделанные в записке, опираясь на содержание билета. Записка. Я ушла на работу. Не забудь, что мы идем сегодня в ________________. Нам необходимо доехать на автобусе до остановки _________________, там найти дом №_____. Зайти в ____________________ вход. Наш ряд_______, твоё место ________. 4. Подумайте, посмотрите ли вы спектакль, если доберетесь до здания театра в 19:05? Подтвердите свой ответ словами из текста. 5. Прочитайте.Вы вовремя приехали в театр. Перед антрактом ведущая объявила, что по серии и номеру билета будет розыгрыш лотереи. Ведущая предупредила, что в случае выигрыша нужно обратиться к организаторам мероприятия. Выигрышным оказался билет серия ВА №032430. Выиграл ли ваш билет? Обведите верный ответ. 1. ДА НЕТ 2. К кому должен обратиться победитель лотереи 6. Нарисуйте афишу, максимально, используя информацию из билета.

Слайд 16

Коала похож внешне на маленького плюшевого мишку, из-за чего его нередко называют "сумчатым медведем". На самом деле он родственник кускусов и опоссумов. Коала весит до 15 кг, бесхвостый, на крупной голове с голым носом — круглые лохматые уши. Он живет на деревьях, а на землю спускается лишь для того, чтобы перебраться с одного эвкалипта на другой. Питаются эти забавные "плюшевые мишки" только листвой нескольких видов эвкалиптов и потому целиком зависят от благополучия этих деревьев. Самка коалы трогательно заботится о своем единственном чаде: чуть ли не целый год носит подросшее дитя на спине, отпуская его только на время кормежки. Коала совершенно непуглив; если его побеспокоить во время трапезы (а ест этот зверь почти все время, когда не спит), он медленно, будто нехотя — ну кто там еще!.. — повернет голову в вашу сторону и будет продолжать спокойно жевать, поглядывая, почти не мигая, круглыми глазами-пуговицами. Такая манера поведения сложилась у зверя из-за отсутствия в Австралии "собственных" крупных древолазающих хищников: никто не мешал "сумчатому мишке" спокойно поглощать листья эвкалиптов. Но когда в Австралии появились первые белые поселенцы, которые и ведать не ведали о какой-то там охране природы (а кто в те времена думал об этаких "пустяках"?!)" зато очень хорошо разбирались в пушнине и мясе, животному пришлось туго. Впрочем, сейчас ему ничего не грозит: очаровательное создание стало одним из символов Австралийского материка и находится под строгой охраной. Прочитай внимательно и вдумчиво текст. Кто такие коалы?

Слайд 17

К каждому заданию ты должен дать ответ. Выбери правильный вариант ответа или впиши свой вариант ответа там, где это требуется. При выполнении заданий не забывай пользоваться прочитанным текстом. Есть ли у коалы хвост? ____________ Можно -ли сказать, что коала очень прожорлив? Докажи свой ответ словами из текста. ___________________________________________ На каком материке обитает коала? 1)в Америке 2)в Австралии 3)в Африке 4.Объясни смысл выделенного слова в предложении: . Но когда в Австралии появились первые белые поселенцы, которые и ведать не ведали о какой-то там охране природы животному пришлось туго._____________________________ 5. Можно ли коалу назвать заботливой матерью? Приведи доказательство, используя текст._____________________________________________________________ 6. Чем питаются коалы? _____________________________________________________ 7.Подумай и напиши: Почему коала находится под строгой охраной? ______________ 8. Для чего коала спускается на землю? -1)чтобы отыскать новый корм -2)чтобы покормить детеныша -3)чтобы перебраться на другой эвкалипт 9. Используя текст произведения, допиши к прилагательным существительные, восстановив словосочетания. -лохматые……. - очаровательное………., -забавные ……. 10.Выпиши из текста предложение, подтверждающее, что коала непуглив._________

Слайд 18

Задания для 4 класса.

Слайд 19

Байкал - пресноводное озеро на юге Восточной Сибири. Оно расположено на высоте 465 метров и окружено горами. Это самое глубокое озеро в мире: его глубина 1620 метров. В нём самое большое количество пресной воды в мире! (В) него впадает 336 рек, а вытекает одна Ангара. На озере 27 островов. На зиму оно замерзает. В озере обитает 1800 видов животных и растений. На его берегах стоят два города: Слюдянка и Байкальск. Задания на умение извлекать информацию и интерпретировать её.

Слайд 20

Заполните таблицу, используя информацию из текста. Что такое Байкал? Озеро Место нахождения На юге Восточной Сибири Особенности расположения На высоте 465 метров, окружено горами Глубина 1620 метров Ценность озера Самое большое количество пресной воды в мире Впадающие реки 336 рек Вытекающие реки Ангара Острова 27 Состояние зимой Замерзает Животные и растения 1800 видов Города, расположенные на берегах озера Байкальск, Слюдянка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Профессиональные компетенции педагога, обеспечивающие формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира.

Владение технологией продуктивного чтения, использование разнообразных приемов, форм и методов работы с текстом при изучении окружающего мира нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимис...

Формирование познавательных УУД у младших школьников при работе с текстом на уроке русского языка

Русский язык является не только предметом, но и средством  обучения. А универсальные учебные действия являются неотъемлемой состовляющей основного содержания образования....

Формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира

Значительная роль в овладении  читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебн...

Формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира

В данной работе представлен опыт использования приёма   преобразования информации из одной формы в другую (т. е. умения представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы)  по ф...

Методическая разработка "Методика формирования умений работать с литературой на уроках «Окружающего мира»"

Методика формирования умений работать с литературой на уроках «Окружающего мира» ...

Методические рекомендации по формированию умения работать с текстом на уроках окружающего мира

Методические рекомендации по формированию умения работать с текстом на уроках окружающего мира...