ТКУ по Окружающему миру 3 класс Тема урока: «Тела, вещества, частицы» УМК: "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 59.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дата: 24.09.2024 Школа: МАОУ «Академический лицей №95 г. Челябинска» Класс: 3 - 11 Урок: 2 | Студент: Гнётова Анастасия Сергеевна Группа: 43 Учитель: Литвинова Ирина Александровна Методист: Горячёва Светлана Леонидовна | |
Время: 8:55 – 9:35 | Кабинет: 213 | |
Тема урока: «Тела, вещества, частицы»
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цель урока: создание условий для знакомства с телами и их составом.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Дать представление о понятиях «тела», «вещества» и «частицы». 2. Научить различать тела, вещества, частицы. | Предметные: 1. Объяснять, что такое тела, вещества и частицы. 2. Научить описывать тела, вещества, частицы. |
Развивающие: 1. Закрепить знания об экологии. 2. Развивать логическое и образное мышление. | Личностные: 1.Проявлять интерес к окружающей среде. 2.Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками. |
Воспитательные: 1.Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. 2. Развивать положительное отношение к занятия окружающего мира. |
УМК: «Школа России» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., 3 класс 1 часть. Презентация, учебник, рабочий лист.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (3 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф: фронтальная М: беседа П: эмоциональный настрой | Приветствует обучающихся - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке. - Прозвенел и смолк звонок Начинается урок Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. - Предлагаю установить несколько правил для того, чтоб наш урок прошёл продуктивно и увлекательно. А для того, чтоб узнать, что это за правила, вам необходимо посмотреть на слайд и к каждому началу предложения найти свою концовку. Кто готов начать работу, поднимите правую руку. - Отлично! Можем начинать наш урок. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок. | УУКД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. УУЛД: самоопределение к учебной деятельности. | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (7 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф: фронтальная М: беседа П: опрос Взаимоконтроль | Повторение пройденного материала. - Давайте вспомним материал с прошлого урока. - Чем отличаются звёзды от планет? - Отлично! - Обратите внимание, на ваших партах лежат рабочие листы. Попрошу вас сейчас подписать их в правом верхнем углу. - Для того, чтоб убедиться, верно ли вы помните прошлую тему, предлагаю вам выполнить 1 упражнение в рабочем листе. Вам необходимо восстановить верную последовательность наблюдения за звёздным небом. - На выполнение задания вам даётся 2 минуты. 1)Наблюдения необходимо проводить в те вечера, когда небо затянуто облаками и звезды хорошо видны. 2)Наблюдать звёздное небо нужно только со взрослыми. 3)Чтобы ориентироваться в мире звёзд, важно различать их северную и южную части неба. 4)Поблизости не должно быть ярких фонарей, мешающих наблюдению. 5)Для определения созвездий, необходимо обратиться к атласу звёздного неба или книгам. -Время вышло, обменяйтесь рабочими листами с соседом по парте и проверьте с ответами на слайде. | Отвечаем на вопросы учителя. 1)Наблюдать звёздное небо нужно только со взрослыми. 2)Наблюдения необходимо проводить в те вечера, когда небо затянуто облаками и звезды хорошо видны. 3)Поблизости не должно быть ярких фонарей, мешающих наблюдению. 4)Чтобы ориентироваться в мире звёзд, важно различать их северную и южную части неба. 5)Для определения созвездий, необходимо обратиться к атласу звёздного неба или книгам. | УУКД: слушать и понимать речь других. УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом. УУРД: уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности. УУКД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение, учитывать мнение каждого. УУКД: слушать и понимать речь других. | Презентация Раздаточный материал |
Постановка учебной задачи (3 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф: фронтальная М: беседа П: формулирование темы, целей и плана урока | Определяет тему урока, совместно с детьми ставит цель урока. А какую тему урока мы будем сегодня изучать , вы узнаете, выполнив следующее задание. - Посмотрите, пожалуйста , на слайд. Здесь три столбика слов, скажи, какие из них тебе знакомы, мы говорили о них на прошлых уроках, а какие –нет. Глобус, карта, тела , Равнина, вещества, гора, Природа, океан, частицы. Из оставшихся слов попробуй сформировать тему урока. (тела, вещества, частицы). - Какую цель можно поставить на данный урок? - А для того, чтоб вам было проще её поставить, давайте воспользуемся словом-помощником со слайда: Я узнаю… - У каждого из высказавшихся я услышала хорошую цель на урок. - Для того, чтоб наш урок был более структурированным, предлагаю составить план: Познакомиться с… Узнать… Выполнить…работу. Подвести … | Отвечают на вопросы, поставленные учителем. -Тела. -Вещества. -Частицы. -Тела. Вещества. Частицы. Познакомиться с телами, веществами, частицами. Узнать, что такое тела, вещества, частицы. Выполнить самостоятельную работу. Подвести итоги. | УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. УУПД: формулировать с помощью учителя тему и цель урока. УУРД: составлять план по решению учебной задачи. | Презентация |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф: фронтальная М: беседа Внешний контроль | 1. Открытие для детей новых сведений. Назовите ,что вы видите вокруг себя сейчас? - Как назвать одним словом? - Ученые называют предметы телами. Странно, верно? Ведь, мы считаем, что тело есть у человека и животных. Оказывается, в науке телами называют все предметы, которые нас окружают. Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом. камень, кусок сахара, дерево , птица, проволока- это тела. Перечислить все тела невозможно их бесчисленное множество. Солнце, планеты, Луна тоже тела. Их называют небесными телами. -Посмотрите на слайд, перед вами изображения тел. Вам необходимо разделить картинки на две группы. По какому принципу разделила слова на группы? Сделай вывод. Вывод: Есть тела, которые созданы природой, а есть те, которые созданы руками человека. Рассмотрим схему :Тела делятся на 2 группы - естественные тела (тела природы), искусственные тела- тела созданные руками человека . Приведите примеры искусственных и естественных тел.
- Закончите эту схему, приведя по 5 примеров Тела состоят из веществ. Например : кусок сахара тело, а сам сахар вещество; алюминиевая проволока –тело, алюминий вещество. Эти тела образованы одним веществом. Есть тела, которые состоят из нескольких веществ . Очень сложный состав имеют живые существа. Множеством разнообразных веществ образованы и тела животных, человека. Итак, веществами называют то, из чего состоят тела. - Проведем игру. Я буду называть тело, а ты вещество. Снежинка, Мяч Стакан Гвоздь Кирпич Карандаш - Посмотрите в свои рабочие лист на упражнение под номером 2 и объедините в 3 группы следующие вещества: молоко, железо, дым, вода, воздух, сок, дерево, стекло. Назови в каких состояниях находятся эти вещества. Существуют три формы состояния веществ Какие? Различают твёрдые, жидкие и газообразные вещества. - Давайте снова заполним схему, приведя по 5 примеров: -Итак, тело состоит из вещества. А из чего состоит вещество? -Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. - Давайте проведём опыт. На каждом ряду стоит по стакану простой питьевой воды. Сейчас попробуйте добавить содержимое, которое я вам сейчас дам. Попробуйте растворить и сделать вывод. 1 ряд – сахар; 2 ряд – соль, 3 ряд – молоко. - Что вы заметили? Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размерам и форме отличаются от частиц других веществ. - Ученые установили, что между частицами есть промежутки. В твердых веществах эти промежутки совсем маленькие, в жидких побольше, а в газах еще больше. В любом веществе все частицы постоянно движутся. | Отвечают на вопросы, поставленные учителем. - Стол, стул, доска. - Предметы. - Дерево, облако, камень, река, трава – естественные; Карандаш, компьютер, холодильник, телевизор, радио – искусственные. -Снег -Резина -Стекло -Железо -Песок -Дерево - Различают твёрдые, жидкие и газообразные вещества. | УУРД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания. УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. УУПД: выделение необходимой информации. УУПД: выявление причинно- следственных связей. | Презентация Учебник Презентация Видео |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф: фронтальная, парная М: беседа П: выполнение задания Внешний контроль | Закрепление с детьми полученных знаний на уроке. -Посмотрите пожалуйста на слайд и исправьте ошибки. -Обсудите в четвёрках, где же тут ошибки? - На обсуждение у вас 2 минуты. - Кто может ответить, где же тут ошибки? - Остальные слушают внимательно и исправляют, если не согласны. -Поднимите руку, кто считает также? - Молодцы! | Выполняют задания. | УУПД: устанавливать существенный признак сравнения, критерии проводимого анализа. УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями УУРД: осознанно относиться к другому человеку, его мнению. | Презентация |
Динамическая пауза ( 1 мин) | Организует динамическую паузу. | Выполняют упражнения динамической паузы. | ||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин) | Повторение и закрепление ранее изученного | Ф: индивидуальная М: самостоятельная работа П: тест Взаимоконтроль | Организовывает самостоятельную деятельность по освоению новых знаний. - На ваших рабочих листах есть 3 упражнение. Необходимо решить тест - На выполнение у вас 5 минут. 1 вариант: 1. Что не относится к небесным телам? 1) Солнце 2. Назови предмет, который не относится к естественным телам. 1) автомобиль 3. К каким телам можно отнести лёд? 1) к твердым 4. Укажи, что не относится к веществам. 1) кусок сахара 5. Отметь состояние вещества, в котором оно имеет определённую форму. 1) жидкое 2 вариант: 1. Вещество в каком состоянии принимает форму сосуда, в котором находится? 1) в жидком 2. В каком состоянии вещество может занять все предоставленное ему пространство? 1) в жидком 3. Укажи, в каких телах промежутки между частицами самые маленькие. 1) в жидком 4. Ученики перечисляли жидкие вещества. Кто из ребят правильно справился с заданием? 1) Аня назвала стол, стул, тарелку. 5. Кирилл зарисовывал в тетради искусственные тела. Какой предмет он не должен был изображать? 1) телевизор - Обменяйтесь листом со своим соседом по парте и проверьте работу друг друга с ответами на слайде. -Оцените работу друг друга 0 ошибок – 5 ; 1 ошибка – 4; 3 ошибки – 3. | Выполняют задание и проводят самопроверку. 1 вариант: 1-3 2 вариант: | УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме. УУКД: взаимодействовать, сотрудничать в процессе фронтальной работы. УУРД: умение доказывать и обосновывать свою точку зрения. | Раздаточный материал Презентация |
Включение в систему знаний, повторение (10 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф: парная М: наглядный П: выполнение задания | Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке. -Посмотрите на слайд и выполните задания. Отвечать следует только по поднятой руке: 1)Выберите вещества, которые НЕ относятся к твёрдым: Глина, молоко, соль, песок, почва, мел, сок, воздух. 2)В какой строчке указаны только вещества: А – Алюминий, соль, железо. Б – Линейка, проволока, крахмал. В – Мел, сок, воздух. - Молодцы! - Вы смогли справиться с заданием без затруднений! | Отвечают на вопросы, поставленные учителем. -Молоко, сок, воздух, вода. - А – Алюминий, соль, железо. | УУПД: ориентироваться в своей системе знаний; УУРД: осуществлять контроль деятельности. УУРД: оценивать свою деятельность, деятельность одноклассников. | Презентация |
Рефлексия деятельности (3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф: фронтальная М: беседа П: рефлексия | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. - Подведём итоги нашей работы. -Какая была тема сегодняшнего урока? - Что такое тело? Вещество? Частица? - Какую цель мы ставили на сегодняшний урок? - Поднимите руку, кто считает, что мы достигли её. - А теперь продолжите, пожалуйста, фразы на слайде: На уроке я узнал... Мне на уроке удалось... Мне было трудно... Мне было интересно... - Спасибо. - Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Оцените свою работу на уроке. Покажите зелёный карандаш, если вам было всё понятно и вы выполнили все задания успешно, жёлтый карандаш, если у вас возникли некоторые трудности, красный, если вам было сложно выполнять задания. Спасибо за урок! | Анализируют работу на уроке, высказывают своё мнение. Подводят итоги. Продолжают фразы. | УУПД: уметь структурировать знания. УУПД: объяснять своими словами значение изученных понятий; УУКД: уметь оформлять свою мысль в устной форме. УУРД: уметь адекватно оценивать работу. | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира по теме: "Твердые тела, жидкости и газы" Школа 2100. 1 класс.
Тип урока: изучение нового материала.Цель: формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению и применению понятие "тело", свойства твердых тел, жидкостей и газов...

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "В гости к весне". УМК "Школа Россия", 2 класс.
Презентация содержит иллюстративный материал по заданной теме, в котором отражаются весенние изменения в живой и неживой природы. Презентация способствует развитию наблюдательности, умения анали...

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "В гости к весне". УМК "Школа Россия", 2 класс.
Презентация содержит иллюстративный материал по заданной теме, в котором отражаются весенние изменения в живой и неживой природы. Презентация способствует развитию наблюдательности, умения анали...

Урок по окружающему миру на тему "В царстве грибов" по УМК "Школа России" в 3 классе
Цели урока: обучающие: способствовать формированию представлений о грибах как об отдельном царстве природы; ознакомлению с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов; расширению кругоз...

Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы» УМК "Школа России"
Тип урока: Урок открытия новых знанийОбразовательная цель: создать условия для ознакомления с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы», формирования представлений о телах и веществах, ис...
Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Тела, вещества, частицы. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о телах, веществах, частицах.Планируемые результатыПредметные:знать: понятия: «тела», «вещества», «частицы»;ум...

Технологическая карта урока окружающего мира «Тела, вещества, частицы» (УМК «Школа России», 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний у учащихся о телах, веществах, частицах, а также познакомить с разнообразием веществ.Задачи уро...













