ТКУ по Окружающему миру 3 класс Тема урока: «Тела, вещества, частицы» УМК: "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Нацвлишвили Анастасия Сергеевна

Конспект урока по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_3_klass_tela_veshchestva_chastitsy.docx59.76 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 24.09.2024

Школа: МАОУ «Академический лицей №95 г. Челябинска»

Класс: 3 - 11

Урок: 2

Студент: Гнётова Анастасия Сергеевна

Группа: 43

Учитель: Литвинова Ирина Александровна

Методист: Горячёва Светлана Леонидовна

Время: 8:55 – 9:35  

Кабинет: 213

Тема урока: «Тела, вещества, частицы»

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: создание условий для знакомства с телами и их составом.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Дать представление о понятиях «тела», «вещества» и «частицы».

2. Научить различать тела, вещества, частицы.

Предметные:

1. Объяснять, что такое тела, вещества и частицы.

2. Научить описывать тела, вещества, частицы.

Развивающие:

1. Закрепить знания об экологии.

2. Развивать  логическое и образное мышление.

Личностные:

1.Проявлять интерес к окружающей среде.

2.Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками.

Воспитательные:

1.Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

2. Развивать положительное отношение к занятия окружающего мира.

УМК: «Школа России» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., 3 класс 1 часть. Презентация, учебник, рабочий лист.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(3 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф: фронтальная

М: беседа

П: эмоциональный настрой

Приветствует обучающихся

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

- Прозвенел и смолк звонок

   Начинается урок

   Тихо девочки за парту сели,

   Тихо мальчики за парту сели,

   На меня все посмотрели.

- Предлагаю установить несколько правил для того, чтоб наш урок прошёл продуктивно и увлекательно. А для того, чтоб узнать, что это за правила, вам необходимо посмотреть на слайд и к каждому началу предложения найти свою концовку. Кто готов начать работу, поднимите правую руку.

- Отлично! Можем начинать наш урок.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Настраиваются на урок.

УУКД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

УУЛД: самоопределение к учебной деятельности.

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(7 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф: фронтальная

М: беседа

П: опрос

Взаимоконтроль

Повторение пройденного материала.

- Давайте вспомним материал с прошлого урока.

- Чем отличаются звёзды от планет?

- Отлично!

- Обратите внимание, на ваших партах лежат рабочие листы. Попрошу вас сейчас подписать их в правом верхнем углу.

- Для того, чтоб убедиться, верно ли вы помните прошлую тему, предлагаю вам выполнить 1 упражнение в рабочем листе. Вам необходимо восстановить верную последовательность наблюдения за звёздным небом.

- На выполнение задания вам даётся 2 минуты.

1)Наблюдения необходимо проводить в те вечера, когда небо затянуто облаками и звезды хорошо видны.

2)Наблюдать звёздное небо нужно только со взрослыми.

3)Чтобы ориентироваться в мире звёзд, важно различать их северную и южную части неба.

4)Поблизости не должно быть ярких фонарей, мешающих наблюдению.

5)Для определения созвездий, необходимо обратиться к атласу звёздного неба или книгам.

-Время вышло, обменяйтесь рабочими листами с соседом по парте и проверьте с ответами на слайде.

Отвечаем на вопросы учителя.

1)Наблюдать звёздное небо нужно только со взрослыми.

2)Наблюдения  необходимо проводить в те вечера, когда небо затянуто облаками и звезды хорошо видны.

3)Поблизости  не должно быть ярких фонарей, мешающих наблюдению.

4)Чтобы  ориентироваться в мире звёзд, важно различать их северную и южную части неба.

5)Для  определения созвездий, необходимо обратиться к атласу звёздного неба или книгам.

УУКД:

слушать и понимать речь других.

УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом.

УУРД: уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности.

УУКД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение, учитывать мнение каждого.

УУКД:

слушать и понимать речь других.

Презентация

Раздаточный материал

Постановка учебной задачи

(3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф: фронтальная

М: беседа

П: формулирование темы, целей и плана урока

Определяет тему урока, совместно с детьми ставит цель урока.

А какую тему урока мы будем сегодня изучать , вы узнаете, выполнив следующее задание.

- Посмотрите, пожалуйста , на слайд. Здесь три столбика слов, скажи, какие из них тебе знакомы, мы говорили о них на прошлых уроках, а какие –нет.

Глобус, карта, тела ,

Равнина, вещества, гора,

Природа,  океан, частицы.

Из оставшихся слов попробуй сформировать тему урока. (тела, вещества, частицы).

- Какую цель можно поставить на данный урок?

- А для того, чтоб вам было проще её поставить, давайте воспользуемся словом-помощником со слайда:

Я узнаю…

- У каждого из высказавшихся я услышала хорошую цель на урок.

- Для того, чтоб наш урок был более структурированным, предлагаю составить план:

Познакомиться с…

Узнать…

Выполнить…работу.

Подвести …

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

-Тела.

-Вещества.

-Частицы.

-Тела. Вещества. Частицы.

Познакомиться с телами, веществами, частицами.

Узнать, что такое тела, вещества, частицы.

Выполнить самостоятельную работу.

Подвести итоги.

УУКД: 

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

УУПД: формулировать с помощью учителя тему и цель урока.

УУРД: составлять план по решению учебной задачи.

Презентация

"Открытие" детьми нового знания

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф: фронтальная

М: беседа

Внешний контроль

1. Открытие для детей новых сведений.

Назовите ,что вы видите вокруг себя сейчас?

- Как назвать одним словом?

- Ученые называют предметы телами.  Странно, верно? Ведь, мы считаем, что тело есть у человека и животных. Оказывается, в науке телами называют все предметы, которые нас окружают.

Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.

 камень, кусок сахара, дерево , птица, проволока-  это тела. Перечислить все тела невозможно их бесчисленное множество.

Солнце, планеты, Луна тоже тела. Их называют небесными телами.

-Посмотрите на слайд, перед вами изображения тел. Вам необходимо разделить картинки на две группы.

По какому принципу разделила слова на группы?  Сделай вывод.

Вывод: Есть тела, которые созданы природой, а есть те, которые созданы руками человека.

Рассмотрим схему :Тела делятся на 2 группы - естественные тела (тела природы),  искусственные тела- тела созданные руками человека .

Приведите примеры искусственных и естественных тел.

         

- Закончите эту схему, приведя по 5 примеров

Тела состоят из веществ.

Например : кусок сахара тело, а сам сахар вещество; алюминиевая проволока –тело, алюминий вещество. Эти тела образованы одним веществом. 

Есть тела, которые состоят из нескольких веществ . Очень сложный состав имеют живые существа. Множеством разнообразных веществ образованы и тела животных, человека.

Итак, веществами называют то, из чего состоят тела.

- Проведем игру. Я буду  называть тело, а ты вещество.

Снежинка,

Мяч

Стакан

Гвоздь

Кирпич

Карандаш

- Посмотрите в свои рабочие лист на упражнение под номером 2 и объедините в 3 группы следующие вещества: молоко, железо, дым, вода, воздух, сок, дерево, стекло.

Назови в каких состояниях находятся эти вещества.

Существуют три формы состояния веществ

Какие?

Различают твёрдые, жидкие и газообразные вещества.

- Давайте снова заполним схему, приведя по 5 примеров:

-Итак, тело состоит из вещества. А из чего состоит вещество? 

-Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом.

 - Давайте проведём опыт. На каждом ряду стоит по стакану простой питьевой воды. Сейчас попробуйте добавить содержимое, которое я вам сейчас дам. Попробуйте растворить и сделать вывод.

1 ряд – сахар; 2 ряд – соль, 3 ряд – молоко.

- Что вы заметили?

Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размерам и форме отличаются от частиц других веществ.

- Ученые установили, что между частицами есть промежутки. В твердых веществах эти промежутки совсем маленькие, в жидких побольше, а в газах еще больше. В любом веществе все частицы постоянно движутся.

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

- Стол, стул, доска.

- Предметы.

- Дерево, облако, камень, река, трава – естественные;

Карандаш, компьютер, холодильник, телевизор, радио – искусственные.

-Снег

-Резина

-Стекло

-Железо

-Песок

-Дерево

- Различают твёрдые, жидкие и газообразные вещества.

УУРД:

соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания.

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

УУПД:

выделение необходимой информации.

УУПД: выявление причинно- следственных связей.

  Презентация

Учебник

Презентация

Видео

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф: фронтальная, парная

М: беседа

П: выполнение задания

Внешний контроль

Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.

 -Посмотрите пожалуйста на слайд и исправьте ошибки.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/09/26/tehnologicheskaya_karta_uroka_-_kopiya_3.docx_image1.jpg

-Обсудите в четвёрках, где же тут ошибки?

- На обсуждение у вас 2 минуты.

- Кто может ответить, где же тут ошибки?

- Остальные слушают внимательно и исправляют, если не согласны.

-Поднимите руку, кто считает также?

- Молодцы!

Выполняют задания.

УУПД: устанавливать существенный признак сравнения, критерии проводимого анализа.

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии

с целями 

УУРД:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

Презентация

Динамическая пауза

( 1 мин)

Организует динамическую паузу.

Выполняют упражнения динамической паузы.

Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф: индивидуальная

М: самостоятельная работа

П:  тест

Взаимоконтроль

Организовывает самостоятельную деятельность по освоению новых знаний.

- На ваших рабочих листах есть 3 упражнение. Необходимо решить тест

- На выполнение у вас 5 минут.

1 вариант:

1. Что не относится к небесным телам?

1) Солнце
2) звезда
3) космодром

2. Назови предмет, который не относится к естественным телам.

1) автомобиль
2) дерево
3) человек

3. К каким телам можно отнести лёд?

1) к твердым
2) к жидким
3) к газообразным

4. Укажи, что не относится к веществам.

1) кусок сахара
2) вода
3) алюминий

5. Отметь состояние вещества, в котором оно имеет определённую форму.

1) жидкое
2) газообразное
3) твердое

2 вариант:

1. Вещество в каком состоянии принимает форму сосуда, в котором находится?

1) в жидком
2) в газообразном
3) в твердом

2. В каком состоянии вещество может занять все предоставленное ему пространство?

1) в жидком
2) в газообразном
3) в твердом

3. Укажи, в каких телах промежутки между частицами самые маленькие.

1) в жидком
2) в газообразном
3) в твердом

4. Ученики перечисляли жидкие вещества. Кто из ребят правильно справился с заданием?

1) Аня назвала стол, стул, тарелку.
2) Илья назвал воду, чай, молоко.
3) Вова назвал пар, кефир, карандаш.

5. Кирилл зарисовывал в тетради искусственные тела. Какой предмет он не должен был изображать?

1) телевизор
2) гриб
3) кастрюлю

- Обменяйтесь листом со своим соседом по парте и проверьте работу друг друга с ответами на слайде.

-Оцените работу друг друга 0 ошибок – 5 ; 1 ошибка – 4; 3 ошибки – 3.

Выполняют задание и проводят самопроверку.

1 вариант:

1-3
2-1
3-1
4-1
5-3

2 вариант:
1-1
2-2
3-3
4-2
5-2

УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме.

УУКД: взаимодействовать, сотрудничать в процессе фронтальной работы.

УУРД:

умение доказывать и обосновывать свою точку зрения.

Раздаточный материал

Презентация

Включение в систему знаний, повторение (10 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф: парная

М: наглядный

П: выполнение задания

Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

-Посмотрите на слайд и выполните задания. Отвечать следует только по поднятой руке:

1)Выберите вещества, которые НЕ относятся к твёрдым:

Глина, молоко, соль, песок, почва, мел, сок, воздух.

2)В какой строчке указаны только вещества:

А – Алюминий, соль, железо.

Б – Линейка, проволока, крахмал.

В – Мел, сок, воздух.

- Молодцы!

- Вы смогли справиться с заданием без затруднений!

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

-Молоко, сок, воздух, вода.

- А – Алюминий, соль, железо.

УУПД: ориентироваться в своей системе знаний;

УУРД: осуществлять контроль деятельности.

УУРД:

оценивать свою деятельность, деятельность одноклассников.

Презентация

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф: фронтальная

М: беседа

П: рефлексия

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

- Подведём итоги нашей работы.

-Какая была тема сегодняшнего урока?

- Что такое тело? Вещество? Частица?

- Какую цель мы ставили на сегодняшний урок?

- Поднимите руку, кто считает, что мы достигли её.

- А теперь продолжите, пожалуйста,

фразы на слайде:

На уроке я узнал...

Мне на уроке удалось...

Мне было трудно...

Мне было интересно...

- Спасибо.

- Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Оцените свою работу на уроке. Покажите зелёный карандаш, если вам было всё понятно и вы выполнили все задания успешно, жёлтый карандаш, если у вас возникли некоторые трудности, красный, если вам было сложно выполнять задания. Спасибо за урок!

Анализируют работу на уроке, высказывают своё мнение. Подводят итоги.

Продолжают фразы.

УУПД:

уметь структурировать знания.

УУПД: объяснять своими словами значение изученных понятий;

УУКД:

уметь оформлять свою мысль в устной форме.

УУРД:

уметь адекватно оценивать работу.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира по теме: "Твердые тела, жидкости и газы" Школа 2100. 1 класс.

Тип урока: изучение нового материала.Цель: формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению и применению понятие "тело", свойства твердых тел, жидкостей и газов...

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "В гости к весне". УМК "Школа Россия", 2 класс.

Презентация содержит иллюстративный материал по заданной теме, в котором отражаются весенние изменения в живой и неживой природы. Презентация способствует развитию  наблюдательности, умения анали...

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "В гости к весне". УМК "Школа Россия", 2 класс.

Презентация содержит иллюстративный материал по заданной теме, в котором отражаются весенние изменения в живой и неживой природы. Презентация способствует развитию  наблюдательности, умения анали...

Урок по окружающему миру на тему "В царстве грибов" по УМК "Школа России" в 3 классе

Цели урока: обучающие: способствовать формированию представлений о грибах как об отдельном царстве природы; ознакомлению с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов; расширению кругоз...

Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы» УМК "Школа России"

Тип урока: Урок открытия новых знанийОбразовательная цель:  создать условия для ознакомления с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы», формирования представлений о телах и веществах, ис...

Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Тела, вещества, частицы. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о телах, веществах, частицах.Планируемые результатыПредметные:знать: понятия: «тела», «вещества», «частицы»;ум...

Технологическая карта урока окружающего мира «Тела, вещества, частицы» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний у учащихся о телах, веществах, частицах, а также познакомить с разнообразием веществ.Задачи уро...