Технологическая карта урока окружающего мира «Разнообразие веществ» (УМК: «Школа России», 3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирования представления  о разнообразии  веществ (соль, сахар, крахмал, кислота)  и их свойств.

Планируемые результаты:

Предметные:

1) обучающиеся узнают, какие бывают вещества, какими свойствами они обладают и как используются человеком;

2) создать условия для ознакомления учащихся с веществами: соль, сахар, крахмал, кислота, обучения правильному пользованию этими веществами.

Личностные:

1) развивать логику, мышление, коммуникативные возможности учащихся, умение сравнивать, анализировать, оценивать, выбирать главное;

2) развивать интерес к новому учебному материалу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Разнообразие веществ» 41.21 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 15.10.2024

Школа: МАОУ «СОШ №152 г. Челябинска»

Класс:

Урок: 3

Время: 15:45 – 16:25   Кабинет: 209

Студент: Ефимова Татьяна Николаевна

Группа: 45

Учитель: Евстифеева Наталья Александровна

Методист: Пометун Надежда Николаевна

Тема урока «Разнообразие веществ»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирования представления  о разнообразии  веществ (соль, сахар, крахмал, кислота)  и их свойств. 

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать у учащихся представления о разнообразии веществ;

2) формировать знания о науке «химия»;

3) Уметь различать вещества, их свойства, проводить наблюдение.

Предметные:

1) обучающиеся узнают, какие бывают вещества, какими свойствами они обладают и как используются человеком.

2) создать условия для ознакомления учащихся с веществами: соль, сахар, крахмал, кислота, обучения правильному пользованию этими веществами;

Развивающие:

1) развивать внимание, наблюдательность;

2) развивать речевые и коммуникативные умения;

3) развивать умение строить логические рассуждения.

Личностные:

1) развивать логику, мышление, коммуникативные возможности учащихся, умение сравнивать, анализировать, оценивать, выбирать главное;

2) развивать интерес к новому учебному материалу.

Воспитательные:

1) воспитывать добросовестное отношение к выполнению любого дела;

2) воспитывать интерес к предмету через содержание учебного материала.

УМК: «Школа России» А.А Плешаков. Окружающий мир, 2 класс. 2 часть.  Рабочая тетрадь. 2 часть. А.А Плешаков.  

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесный:  (беседа)

Внешний контроль

 1. Приветствует обучающихся.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Николаевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

1.Приветствуют учителя.

2.Организуют своё учебное место.

Обучающиеся настраиваются на урок.

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

Компьютер, интерактивная доска, рабочая тетрадь страница.

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: (беседа)

Внешний контроль

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

- Прежде чем перейти к изучению нового материала повторим то, что проходили на предыдущем уроке.

- Какая была тема на прошлом уроке?

Давайте проведём небольшую самостоятельную по ранее изученной теме.

- На выполнение задания я даю вам 3 минуты, можете приступать.

1) Подчеркни красным карандашом твёрдые вещества, синим – жидкие, зелёным – газообразные.

Углекислый газ, соль, железо, медь, водород, серебро, молоко, вода.

2) Укажи стрелками, что относится к телам, а что – к веществам.

Тела

гвоздь

железо

медь

проволока

ложка

алюминий

Вещества

- Итак, а теперь поменяйтесь карточками с соседом по парте, возьмите карандаш и проверьте друг друга, ответы вы можете увидеть на слайде.

- Поставьте друг другу оценку в соответствии с ключом:

0 ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

Более 3-х ошибок - «2»

 Высказывают предположения и доказывают свою  точку зрения.

- Тема: Тела, вещества, частицы

 

 К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися  через создание проблемной ситуации.

- Посмотрите на картинки, что на них изображено?

- Как одним словом можно это все назвать?

- Все верно, это вещества. А чем будет являться кусок сахара?

- А почему я не могу назвать его веществом?

- Правильно, веществ очень много и из них состоят тела.

-Кто догадался или знает тему нашего сегодняшнего урока? Как она звучит?
Тема урока: «Разнообразие веществ» 

-Кто попробует поставить цели на наш урок?

Цель: познакомиться с разнообразными веществами и их свойствами. 

– На уроке мы будем искать ответ на вопрос:  Какая бывает  промышл

 1. Выдвигают        варианты формулировок цели,                      

участвуют в их обсуждении.

- Соль, алюминий, сахар, крахмал.

- Вещества

- Кусок сахара – это тело

- Потому что тело состоит из множества веществ.

- Тема урока: «Разнообразие веществ»

- Цель: познакомиться с разнообразными веществами и их свойствами.

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для  достижения цели

Презентация

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесный:  (рассказ учителя)

Практический: выполнение заданий.

Взаимоконтроль.

Самопроверка

1. Организовывает работу обучающихся.

- Как вы думаете, сколько веществ на Земле?

- В настоящее время известно несколько миллионов различных веществ. Причем они существую как в природе, так и созданные человеком, то есть искусственные.

- Как вы думаете, какая наука занимается изучением веществ?

- Все верно, наука, изучающая вещества называется – химия.

- Ребята посмотрите на слайд и скажите, как вы думаете, что это за камень?

-Откроем учебник на странице 48. И прочитаем.

-Расскажите что вы узнали на отметку.

- А как называется вещество, которое можно спутать с солью?

-Всё верно обратимся к стр. 49 прочитаем первые 2 абзаца.

-Расскажите на отметку что вы узнали?

- А кто знает, какое вещество используют, когда варят кисель?

-Расскажите на отметку о чём вы узнали?

- Ребята, я однажды попробовала лимон и он такой кислый. А почему он такой, кто может сказать?

- Верно, у веществ существует еще одна группа – это кислоты.

Открывает 50 стр. давайте прочитаем.

-Расскажите на отметку о чём вы узнали?

- А вы знали, что у каждого из нас тоже есть кислота? Кто знает, что это за кислота? Или где она у нас находится ?

- Верно, в нашем желудке кислота называется – соляная.

- Также кислоты используют некоторые насекомые.

- Как вы думаете, что это за насекомые?

- Муравьи, ради обороны, при опасности они выпускают жидкость (кислоту), которая позволяет им защитить себя.

- Это можно проверить простым способом, если засунуть тоненькую палочку в муравейник и вытащить, то можно ее понюхать и ощутить.

А теперь ребята мы переходим с вами к самой интересной части нашего урока.

Это «Эксперименты»

Открываем рабочие тетради на странице 26.

Перед вами таблица которую вы будете заполнять походу нашего эксперимента. В неё находятся 3 колонки 1.название предмета;2 обнаружили ли крахмал?. 3.рисунок

Итак начнём.

Мы с вами оказались в лаборатории.

Нам для сегодняшнего эксперимента понадобиться, яблоко, хлеб, картофель, банан.

А самое главное нам нужен йод.

Капаем на яблоко-реакции нет.

На хлеб-реакция есть.

Картофель – есть

Банан – есть.

-Всё верно.

Давайте встанем и немножко отдохнём

ФИЗМИНУТКА

1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.

Очень много

- Химия

-это соль

-сахар

-крахмал

- В нем содержатся кислоты

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

Презентация, раздаточный материал

Рабочая тетрадь

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф

Словесный: беседа

Практический метод

(упражнение)

Внешний контроль

  1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

Откройте рабочие тетради на странице 25. Посмотрите, попугай составил для вас кроссворд, в котором он хочет, чтобы вы убедились, что не так уж и мало, знаете о веществах.

- Давайте вместе разгадаем кроссворд. Начнем разгадывать по цепочке. И параллельно вы записываете ответы в рабочую тетрадь.

  1. Отвечают на вопросы учителя.

По горизонтали:

Вода

Сахар

Кислоты

Глюкоза

По вертикали:

Сода

Алюминий

Железо

Крахмал

Соль

П : умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

И, П

Словесные методы

Практические методы

Внешний контроль

- Сейчас мы  с вами переходим к самостоятельной работе.

Вы выполняете его на карточках(подписать) после чего я соберу вы их сдадите и я поставлю вам отметки.

Тест «Разнообразие веществ».                                      Какая наука изучает вещества?

  • Экология
  • Биология
  • Химия

Какое вещество в природе встречается в виде камня?

  • Соль
  • Сахар
  • Крахмал

Какое вещество добывают из тростника и свёклы?

  • Соль
  • Сахар
  • Крахмал

 Каким веществом удобряют растения?

  • Солью
  • Сахаром
  • Крахмалом

Какое вещество добавляют, когда варят кисель?

  • Соль
  • Кислоту
  • Крахмал

.Какое вещество  может быть лимонным, яблочным и щавелевым?

  • Соль
  • Кислота
  • Крахмал

.Какое вещество может быть опасно для здоровья человека?

  • Соль
  • Кислота
  • Крахмал

.В каком продукте нет крахмала?

  • В яблоке
  • В хлебе
  • В картофеле

 Какие дожди вредны для растений?

  • Грибные
  • Грозовые
  • Кислотные

  1. Выполняют самостоятельную работу.

Выполняют самостоятельную работу.

 

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Презентация

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

- А сейчас отгадайте несколько загадок, но ответ будет приниматься только по поднятой руке.

Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище – каждому нужна.

В пище применяюсь я,

Но вот опасный для тебя.

Меня следует развезти,

Могу ожог я нанести.

В поле родился, на заводе творился, в стакане растворился.

Хоть как пудра, нежен, бел, а не сахар и не мел.

Он в кисель из года в год превращает нам компот.


- Соль

-Уксусная кислота

-  Сахар

- Крахмал

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической  и диалогических высказываний.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

 Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

Наш урок подходит к концу, давайте ответим на вопросы

- С какими веществами мы сегодня познакомились на уроке?

- Где мы их встречаем каждый день?

- С какими из этих веществ мы должны быть предельно осторожны?

-Какая была тема нашего урока? Цель?

- Полезно ли для жизни, то что вы сегодня узнали?

За хорошую работу вы получаете наклейки.

 - Сахар, соль, крахмал, кислоты

- В повседневной жизни, на кухне

- С кислотами

- Тема урока: «Разнообразие веществ». Цель: познакомиться с веществами и их свойствами.

- Да

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Окружающего мира "Разнообразие веществ" (3 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления о разнообразии веществах, какими свойствами они обладаю и как используются человеком;Задачи урока:Дидактические:1 ...

Технологическая карта урока окружающего мира "Разнообразие животных" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о различии животных по классификациям.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) познакомить с новой классификацией животных, их видовыми пр...

Технологическая карта урока окружающего мира "Разнообразие веществ" (3 класс УМК "Школа России")

Тема урока «Разнообразие веществ»Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цель урока: формирование у обучающихся представления о веществах и их свойствахЗадачи урока Дидакт...

Технологическая карта урока окружающего мира «Разнообразие веществ» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления о различных веществах и их свойствах.Дидактические задачи урока:1. Дать представление о таких веществах как поваренная соль, сахар, крахмал, кислот...

Технологическая карта урока окружающего мира «Разнообразие животных»(УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока:формирование у обучающихся знаний о разнообразии животных и их группах.Задачи урока:Дидактические:1. Сформировать у обучающихся понятие «зоология».2. Познакомить обучающихся с г...

Технологическая карта урока окружающего мира «Разнообразие растений» УМК "Школа России" 3 класс

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о разнообразии растений и их группах.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Сформировать у обучающихся понятие «ботаника»;2. Позна...

Технологическая карта урока окружающего мира «Разнообразие веществ в природе соль, сахар, вода, природный газ» (3 класс)

Цель урока: формирование знаний о разнообразии веществ в природе, а именно о соли, сахаре, воде, природном газе.Дидактические:1. Дать представление о разнообразии веществ в природе.2.  Дать опред...