Мир природы и человека.Обобщение знаний по теме «Осень». Наблюдения за погодой.
план-конспект урока по окружающему миру

 Кулакова Ирина Александровна
Тема урока: Обобщение знаний по теме «Осень». Наблюдения за погодой. Цель урока: Уточнение, закрепление, обобщение основных признаков осени (похолодание, созревание плодов и семян, изменение окраски листьев, листопад, исчезновение насекомых, отлёт птиц в тёплые края, подготовка зверей к зимовке). Задачи урока: Предметные средствами обыгрывания обобщить знания учащихся об изменениях в природе; способствовать расширению кругозора об изменениях в природе, посредством обобщения знаний, полученных в процессе наблюдений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Дата_____________

Тема урока: Обобщение знаний по теме «Осень». Наблюдения за погодой.

Цель урока: Уточнение, закрепление, обобщение основных признаков осени (похолодание, созревание плодов и семян, изменение окраски листьев, листопад, исчезновение насекомых, отлёт птиц в тёплые края, подготовка зверей к зимовке).
Задачи урока:
Предметные

средствами обыгрывания обобщить знания учащихся об изменениях в природе;
способствовать расширению кругозора об изменениях в природе, посредством обобщения знаний, полученных в процессе наблюдений.
Метапредметные
создание условий для осознания школьниками процесса обучения;
способствовать развитию наблюдательности учащихся, монологической речи, умения анализировать, делать выводы;
создание условий для формирования умений и навыков в групповой работе;
работать над развитием эмоционально- чувственной сферы учащихся.

БУД:

Личностные- осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы.

Коммуникативные- вступать в контакт и работать в коллективе.

Регулятивные-адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты.

Познавательные – выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка
Материалы: презентация; карточки с листьями; материал для рефлексии; яблоки;  картинки с изображением животных; учебник.
                                                   Ход урока
I. Организационный момент. 

Рефлексия настроения и эмоционального состояния
- Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Сейчас у нас урок – мир природы и человека. Что изучаем на этих уроках?

-У меня на доске висят три картинки: солнышко, тучка с солнышком, тучка с дождиком. Я попрошу вас прикрепит человечка, который у вас на парте под соответствующую картинку. Если у вас хорошее настроение - туда, где солнышко, если есть какая –то тревожность, не совсем хорошее настроение – туда, где солнышко с тучкой, а если у вас совсем плохое настроение – туда, где тучка с дождиком. (ребята выходят к доске и показывают таким образом настрой на урок).
II. Определение темы и задач урока
1. Загадка
- Ребята, отгадайте загадку и назовите время года, о которому мы будем говорить на уроке.
«Плащ золотистый она надевает,
Тёплое лето она провожает,
Птиц отправляет в дальние страны,
Нам оставляет дожди и туманы»
- Это осень. (слайд №1)
2. Игра «Доскажи словечко»
- На предыдущем уроке мы с вами говорили о том, какие изменения произошли в природе, давайте вспомним. А для этого мы поиграем в игру «Доскажи словечко»

1. Почему я не в футболке,
Куртку тёплую надел?
Почему же? Почему же?
Стало (холодно теперь)
2. Почему повсюду лужи,
Нам зонты носить не лень?
Почему же? Почему же? 
Каплет(дождик) целый день.

3. Почему желтеют травы,
Листья по ветру летят?
Почему же? Почему же?
Потому что(листопад).
4. Почему в лесу так тихо,
Птицы гнёзд своих не вьют?
Почему же? Почему же?
Улетают все (на юг).
5. «Почему похолодало?»-
Звери беспокоятся.
Чтобы зиму пережить,
Пора нам к ней (готовиться).

6. «Почему же? Почему же?-
Вдруг спросил Антошка,
«Много фруктов на столе,
А в подвале картошки.
На столе, уж, каравай.
Почему же? Почему же?»
Значит, собран (урожай)
7. Комары и мошки больше не кусают,
Пчёл , шмелей не видно- тоже не летают.
Жуки и бабочки куда-то упорхнули.
Почему же? Почему же?
Насекомые(уснули). 

- Давайте назовём ещё раз, какие признаки осени мы вспомнили?
(Похолодание, идут холодные затяжные дожди, часты туманы, меняется цвет листьев, начинается листопад, исчезают насекомые, улетают птицы, звери готовятся к зиме, созревают плоды и семена.)  (Слайд №2)
- Значит сегодня на уроке мы будем говорить о каком времени года? (Об осени.)
III. Работа по теме урока. Закрепление и обобщение знаний учащихся по теме урока
1. Сообщение Синоптика (один ученик рассказывает о погоде дня)
2. Беседа
- После какого времени года приходит осень?

– Сколько осенних месяцев вы знаете?
- Назовите их.

(Рассказ учащихся о каждом месяце с опорой на слайды)

1. В сентябре тепло, как летом,
И цветы кругом цветут.
Школьники идут учиться,
Их уроки в школе ждут. (слайд №3)
- В народе его называли «златоцвет», почему?

2. В октябре желтеют листья
И багряные леса,
Листопад украсит землю.
Ах, какая красота! (слайд №3)
- В народе называли «листопад», почему?

3. В ноябре дождливо, сыро,
Небо тучами закрыто,
Лужи, грязь, завяли травы,
И тепло уже забыто. (слайд №3)
- В народе называли «ворота зимы», т.к. после ноября наступает зима

IV. Физкультминутка
- Покажем, как мышка бежит за зёрнышками.
- Как зайчик прыгает под кустик?
- Как хитрая лиса крадётся?
- Как медведь ищет берлогу?
-Как листочки опадают с веточек?
3. Животные осенью.

- Расскажите, а как же некоторые животные готовятся к зиме (картинки животных на доске). 

1.Пора мне, зайчику линять,
Пора мне шубку поменять.
Зимой быть серым не могу – 
Меня заметят на снегу. (слайд №4)
2. А я спешу, спешу, спешу.
Я на сучках грибы сушу.
Орешков делаю запас,
Вот так стараюсь! В добрый час! (слайд №4)

3. В берлогу скоро лягу спать,
За осенью зима опять.
Пусть мне во сне приснится мёд,
Проснусь, когда весна придёт. (слайд №4)
4. Я тоже буду спать, как мишка,
Я поохотился за лето:
Грибы искал, мышей ловил.
Мне надо отдохнуть за это,
Устал я, выбился из сил. (слайд №4)

5.Перелетные и оседлые птицы.
- Посмотрите на слайд, назовите, какие птицы вам знакомы (Слайд №5)
- Этих птиц называют перелётными. Подумайте почему?
- Посмотрите на следующий слайд, назовите, каких птиц вы знаете
- Этих птиц называют «осёдлыми».
V. Подведение итога. Рефлексия содержания учебного материала.
- Я попрошу вас продолжить такие предложения: (слайд №7)
Я узнал …  Я повторил… Я запомнил…
VI. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
- В начале нашего урока вы показывали своё настроение. У кого оно изменилось, переставьте человечка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «Наблюдение за погодой»

Работа над данным проектом имеет свою специфику. Она ведется  на протяжении учебного года силами всего класса. В целом всю работу в рамках данного проекта можно представить в виде четырех э...

Дневник наблюдений за погодой (осень)

Наблюдаем за погодой осенью....

Презентация к уроку окружающий мир в 1 классе по программе "Планета знаний" по теме "Осень"

Знакомство с осенними изменениями в природе, с перелётными и зимующими птицами....

урок немецкого языка в 3 классе по учебнику И.Л. Бим " Немецкий язык. 3 класс"по теме " Осень. Какая сейчас погода"

Данный урок заверщающее занятие по теме " Осень Какая сейчас погода". Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений....

Презентация " Курчатовский проект. Наблюдение за погодой"

Работа над данным проектом имеет свою специфику. Она ведётся практически на протяжении учебного года. В целом всю работу в рамках данного проекта можно представить в виде четырёх этапов: введение в ...

Конспект урока немецкого языка в 3 классе. Тема раздела: «Осень. Какая сейчас погода?». Тема урока: «Мы играем и поем» «Wir spielen und singen»

Данный урок предназначен для  обобщения лексико-грамматических навыков по теме "Осень"; для организации деятельности учащихся по коррекции знаний и способов действий;  для развития...