Технологии реализации рабочих программ учебных курсов внеурочной деятельности по экологии
учебно-методический материал по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Добычина Ольга Борисовна

Особенностью младшего школьного возраста является любознательность. Высокая поисковая активность –это бесценный дар, которым необходимо умело пользоваться для развития его мышления и речи, расширения кругозора, формирования общей и экологической культуры. Поэтому педагогически целесообразно в практике экологического образования младших школьников использовать такие технологии, которые предполагают организацию активного и самостоятельного открытия нового знания об окружающем мире. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии реализации рабочих программ учебных курсов внеурочной деятельности по экологии

(слайд 1)

Особенностью младшего школьного возраста является любознательность. Ребенок начинает осознавать себя субъектом познания, у него проявляется потребность самому докопаться до сути событий и явлений. Высокая поисковая активность –это бесценный дар, которым необходимо умело пользоваться для развития его мышления и речи, расширения кругозора, формирования общей и экологической культуры. Поэтому педагогически целесообразно в практике экологического образования младших школьников использовать такие технологии, которые предполагают организацию активного и самостоятельного открытия нового знания об окружающем мире.

Технология: Экологическая экскурсии

Задачи экологических экскурсий в учебном курсе внеурочной деятельности вы видите на слайде

(слайд) В ходе экологических экскурсий в начальном общем образовании решаются следующие задачи: 1) обучение навыкам экологических наблюдений в природе; 2) расширение и систематизация знаний о взаимосвязях в природе и об ее охране; 3) мотивация применения полученных экологических знаний в повседневной жизни; 4) развитие познавательного интереса, расширение кругозора, пополнение активного экологического словаря младших школьников; 5) отработка правил личного безопасного поведения в природе; 6) воспитание бережного, рационального отношения к окружающей среде.

        Учебный потенциал экскурсий заключается в том, что младшие школьники наблюдают природные явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. В  основе лежит экскурсионный метод сообщения знания, что предполагает наглядность и обязательное сочетание показа с рассказом, а также организацию деятельности обучающихся. Знания, полученные таким образом, оказываются прочными и остаются в «долгой» детской памяти. Экскурсии способствуют формированию экологической грамотности, экологического мышления детей. Например, экскурсия «Деревья и кустарники»

(слайд) . Задания для наблюдения: 1. Как узнать название дерева, когда на нем нет листьев? 2. Рассмотрите силуэты деревьев и кустарников на пришкольном участке. 3. Какие деревья и кустарники высажены на пришкольном участке? 4. Назовите известные способы сохранения деревьев и кустарников в зимний период.

        Деятельность обучающихся должна быть организована таким образом, чтобы она ориентировалась на выявление нарушений в природе, например таких, как загрязнение территории, по которой проходит экскурсия, состояние растительного покрова, «экологических следов» человеческой деятельности и т. д.

(слайд)

Задание 1. Определите состояние травы, деревьев и кустарников, степень вытоптанности участков парка или леса, загрязненности во-доема, реки, пруда, озера. По итогам наблюдения ответить на вопрос: что можно сделать для охраны природы?

Задание 2. Выберите одно дерево и дайте оценку его состояния.

Название__________________________________________________

Примерный возраст (молодое, старое, очень старое). Подчеркните

Определите состояние дерева (удовлетворительное, неудовлетворительное). Подчеркните.

Что можно сделать для улучшения его состояния?_____________».

Задание 3. Рассмотрите растения. Распознайте их. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

п/п

Название растения

Описание

зеленое

увядшее

цветет

есть плоды

Что нравится вам на пришкольном участке?____________________

___________________________________________________________

Что бы вы хотели изменить?_________________________________

___________________________________________________________

Оцените экологическое состояние пришкольного участка: неудовлетворительное (много сорняков и вредителей, растения вянут, им нужна помощь человека); удовлетворительное (растения в хорошем состоянии, сорняков и вредителей мало). Подчеркните 

        

        Ключевым педагогическим результатом таких экскурсий является то, что младшие школьники учатся устанавливать соответствующие причинно-следственные связи, на практике определять правила экологически грамотного поведения. В процессе экскурсионной деятельности оценивают экологическое состояние объекта. Учитель подводит детей к вопросу: что можно сделать для охраны природы?  

 Следует предусмотреть задания для постэкскурсионной работы со школьниками: например, подготовка сочинений, создание выставок природы, проведение экологических игр и викторин. 

(слайд) В экскурсию в природу может быть включена экологическая тропа. Учебная экологическая тропа является одной из разновидностей экологических маршрутов. Ключевые функции экотропы –воспитание культуры поведения людей в природе, формирование экологического мировоззрения наряду с обогащением природоведческих и краеведческих знаний.

(слайд) Тропа может выполнять свою воспитательную функцию только при условии соблюдения человеком правил поведения на маршруте: использовать уже имеющиеся тропинки, не рвать цветы, причинять как можно меньше беспокойства животным, не оставлять мусора, останавливаться на привал только в специально предназначенных для этого местах и т. п.).

Хорошо организованная экологическая тропа способствует охране природы.

Формат учебной экотропы позволяет использовать игровые ситуации, конкурсы, соревнования, экологические акции и праздники, проблемные ситуации и учебные исследования.

        (слайд) В экологическом воспитании подрастающего поколения музеи занимают важное место. Музей может рассматриваться как площадка для реализации нестандартных подходов в организации внеурочной деятельности экологической направленности. То, что узнает обучающийся в ходе экскурсии в музей, гораздо лучше усваивается и надолго запоминается им. Специфика организации музейного дела дает возможность объединить в единое целое информацию об экологии, истории родного края, рассмотреть с региональной точки зрения особенности местной флоры и фауны.  

Например, для организации экологического просвещения младших школьников могут быть использованы экспозиции музеев Челябинска: Краеведческий музей, музей леса

(слайд) Действующие экспозиции в региональных музеях могут быть использованы для проведения музейных занятий по темам, показанным на слайде.

 Учителем могут быть использованы следующие методы при организации внеурочной деятельности.

(слайд) 1. Демонстрационный метод. Показ экспонатов (музейных предметов), мультимедийных презентаций, фотографий, рисунков, схем и т. п. сопровождается устное изложение темы (материала) музейного занятия. Рассматривание музейных объектов сопровождается пояснением по каждому из них.

2. Вопросно-ответный метод (метод диалога). Во время экскурсии по музею младшие школьники могут быть включены в диалог с экскурсоводом. Это дает ему определенную обратную связь. С помощью вопросов также легче контролировать усвоение детьми темы занятия, обучающиеся могут быть вовлечены в занимательную беседу, могут проявить свои знания, учатся размышлять. Для младшего школьного возраста вопросы должны быть прямыми, то есть предполагающими ответ.

3. Ролевой метод (игра). В организованной экскурсоводом коллективной игре у обучающегося формируется потребность воздействовать на окружающую среду, он получает возможность выбора действия с опорой на собственные интересы, внутренний творческий потенциал, индивидуальность.

(слайд) 4. Метод погружения –это метод, в основе которого эффект погружения в событийную среду, внедрения ребенка в конкретное время, картину природы путем воссоздания объекта со всеми его взаимосвязями, включения воображения и ассоциативного мышления юного посетителя музея. Эффект погружения достигается особенностями построения экспозиции, ее сюжетностью, научной обоснованностью, скрупулезным воссозданием отдельных деталей объектов живой природы, высоким уровнем дизайна.

5. Проблемный метод. Во время музейного занятия создаются проблемные ситуации, в ходе которых младшие школьники взаимодействуют с подлинным музейным экспонатом или с его дубликатом и стараются найти верное решение.

6. Практический метод. В музейное занятие может быть включено выполнение письменных, графических, предметных  работ (изготовление поделок, сувениров и пр.). Среди приемов практического метода наиболее значимый –прием учебной работы с материальными предметами (например, по ходу рассказа экскурсовод или музейный педагог показывает, как пользоваться тем или иным предметом –школьники воспроизводят этот процесс).

(слайд)

Например, тема музейного занятия посвящена птицам родного края. Младшие школьники получают карточку-задание, которую они должны заполнить в зале, где представлен животный мир родного края.

Карточка-задание

1. Найдите в музее витрину с птицами Челябинской области.

2. Среди экспонатов найдите следующих птиц: грач, сорока, ворона, скворец.

3. Внимательно рассмотрите этих птиц. По каким признакам можно различить этих птиц? Опишите птиц.

Грач ___________________________________________________.

Сорока _________________________________________________.

Ворона _________________________________________________.

Скворец _________________________________________________.

4. Рассмотрите гнезда этих птиц. Как они выглядят?

Подчеркните, из чего состоят гнезда: веточки, сухая трава, листья, глина, шерсть животных, перья и пух.

5. Сделайте рисунок гнезда одной из этих птиц, которую вы наблюдали самостоятельно.

        Задаем вопрос экологической направленности: Какое правило нужно выполнить, если вы случайно встретил гнездо птицы? Почему?

        Заканчивается музейное занятие закреплением, которое проводится учителем в школе. Лучшей формой закрепления и осмысления полученных в музее впечатлений и знаний является творческая работа как наиболее естественный для детей способ освоения экологической информации.

        Но не всегда педагоги могут посетить с детьми музей и даже объект природы в естественной среде. В своей работе я использую вид из окна. Из игровой рекреации 3 этажа с детьми следим за сезонными изменениями в природе, прилетом птиц - это чайки, лебеди, цапли, утки, строительство гнезда сороками. Мы рассматриваем водоем — озеро Выпущенное, горы, растения.

(слайд) Также помогают виртуальные экскурсии.  Виртуальная экскурсия включает рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала: фотографий, репродукций, видеофрагментов, аудиозаписей.

В современных условиях виртуальную экскурсию можно представить как слайд-шоу с помощью компьютерных технологий. Многообразие онлайн-ресурсов с виртуальными экскурсиями позволяет сделать процесс экологического образования обучающихся начальной школы интересным и эффективным.

(слайд) Например, ресурс «AIRPANO. Виртуальные путешествия вокруг света» (https://www.airpano.ru. создан в 2006 году. ПОКАЗ

В рамках проекта AirPano.ru осуществляются съемки наиболее значимых и интересных уголков планеты. На сайте проекта уже представлено более 4200 панорам, показывающих с воздуха около 400 известных точек Земли, включая Северный полюс, Антарктиду, извержения вулканов, съемки из стратосферы, Ленские столбы, Байкал, приморский парк тигров, северное сияние на Кольском полуострове, национальный парк на Сахалине «Остров Монерон», горный Алтай, Кроноцкий заповедник на Камчатке, Куршская коса на Балтике, Эльбрус и т.д. Проект трижды получал грант Русского географического общества.

(ВИДЕО)

(слайд) На сайте Министерства культуры Челябинской области (https://mincult.gov74.ru/mincult/overview/o%20ministerstve/virt.htm)

размещены виртуальные экскурсии в Государственный исторический музей Южного Урала, Национальные парки «Таганай» и «Зюраткуль» и прочие природные памятники Челябинской области. 

ПОКАЗ

(слайд) Ресурс «Яндекс.Панорама» (https://yandex.ru) позволяет смотреть панорамы улиц городов России и других государств. Представляет собой расширение возможностей Яндекс.Карты.

 Исследование «Установление уровня загрязнения воздуха на пришкольном участке».

 По санитарно-гигиеническим нормам от границ школы до дороги должно быть не менее 25 м, до магазинов и предприятий –50 м, до жилых домов –не менее 10 м. Соответствует ли расположение вашей школы этим нормам?

В помощь придет «Яндекс.Карты»

 Разработка маршрута виртуальной экскурсии предполагает отбор объектов, выстраивание их последовательности: в какой последовательности должны просмотреть обучающиеся, на какие объекты нужно обратить особое внимание, какие наблюдения должны произвести обучающиеся.

Работа младших школьников  сводится к зрительному и слуховому восприятию учебного материала и фиксации ключевой учебной информации, представленной в ходе виртуальной экскурсии. Для реализации деятельностного подхода в содержание виртуальной экскурсии можно включить игры, конкурсы, викторины. Самостоятельное совершение виртуальной экскурсии младшими школьниками или же выполнение разнообразных, нестандартно сформулированных заданий к ней переводит такую экскурсию из разряда чисто иллюстративной в разряд исследовательской, что значительно увеличивает их дидактическую значимость и потенциал. Способом проверки может выступать как письменный, так и устный опрос, учитель может предложить обучающимся задания, например: «опишите просмотренную виртуальную экскурсию, составьте отзыв (рисунок, буклет, мини-сочинение, сообщение о каком-либо объекте) об увиденном в ходе виртуальной экскурсии, составьте описание виртуальной экскурсии для родителей, подготовьте вопросы для соседа по парте». Виртуальные экскурсии пусть не полностью, но частично могут решить проблему редкого посещения музеев и ограниченных возможностей по путешествию по стране и миру.

(слайд) Для усиления практической составляющей экологического образования младших школьников на занятиях проводятся лабораторные работы. На таких занятиях дети учатся работать с приборами, самостоятельно проводить опыты и делать соответствующие выводы по их результатам. Лабораторная работа может быть как частью занятия, так и занимать целое учебное занятие. При выполнении лабораторной работы практикуются два вида работ: фронтальная –выполнение общего задания всеми обучающимися класса в определенный отрезок времени –и индивидуальная по заданиям разного содержания и уровня сложности.

Опыт –это неотъемлемая часть лабораторных работ.

В начальной школе учитель показывает такие опыты с природными объектами, которые младшие школьники не могут провести сами ввиду их сложности или опасности. А также если учитель не может обеспечить необходимыми лабораторными приборами каждую парту.

Во время демонстрации опыта учащимся задаются вопросы: «что вы наблюдаете? почему это происходит? какое свойство природного тела (или явление) было установлено в результате опыта?»

 После проведения опыта делают обобщения и выводы –проводится беседа по вопросам: «Какое свойство объекта или явления изучалось посредством опыта?», «Какое оборудование использовалось? Какое назначение имеет каждый (назвать конкретно) прибор?», «Как протекало явление? Почему?», «Когда и где можно наблюдать такое явление в природе?».

(слайд) ПРАКТИКА Исследование «Чистая и грязная вода».

Описание: взять две ёмкости и наполнить одну чистой водой, а другую водой из застоявшейся лужи или из болотца. Добавить в обе емкости немного раствора окислителя –марганцовокислого калия. В водопроводной воде он станет розовым, в воде из лужи обесцветится.

(слайд) Вывод: мы установили способ, позволяющий отличить грязную воду от чистой. Было установлено, что в теплую погоду в стоячей воде скапливаются органические вещества.   

Проектная деятельность для младшего школьного возраста не является ведущей для данного возраста, поэтому ее организация в начальной школе имеет ряд особенностей, а именно: дети выполняют проекты под руководством педагога коллективно, так как проектная технология в начальной школе носит обучающий характер.

 Проектная работа в начальной школе –это поиск обучающимися решения, это ответ на поставленный вопрос, это сбор и анализ информации. В начальной школе все это сделать особенно сложно, поэтому в школьной практике широко применяются прообразы проектной деятельности в виде творческих заданий или специальной системы проектных задач.

(слайд) Количество заданий в проектной задаче равно количеству действий, которые необходимо совершить младшим школьникам, чтобы задача была решена, а именно создан реальный «продукт», который можно представить публично и оценить. Прежде всего в проектной задаче должна быть описана проблемная ситуация. Учитель подбирает такую проблемную ситуацию, чтобы ее решение предполагало несколько возможных вариантов конечного «продукта».

(слайд) Например, проектная задача «Приспособленность животных к обитанию в водной среде». Дети заполняют таблицу: Название животного, место обитания, способ перемещения. Ищут животное в витрине музея, схематично зарисовывают это животное.

По итогам выполнения этой проектной задачи, детям предлагаются следующие задания: Обсудите результаты в группе. Подготовьте сообщение для других групп. Какой вывод по работе можно сделать? Какая дополнительная информация вам была нужна, чтобы выполнить это проектное задание?

(слайд) Технология экологических квест-игр

Квест рассматривается как специально организованный вид исследовательской деятельности в игровой форме, в рамках которой обучающиеся осуществляют поиск экологической информации по указанным адресам, включающий также поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и пр. Ключевая роль в игровом процессе отводится решению головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.

 Экологическая квест-игра «Юные экологи» проводится для обучающихся 2-го класса. Игра проходит по станциям, которые определены  маршрутным листом. Задача состоит в том, чтобы выполнить поочередно задания на каждой станции. Предстоит пройти 8 станций, на каждой из которой дети получают определенное количество баллов за выполненное задание. За правильное выполнение задания будут выдаются буквы, из которых в конце надо составить ключевое слово квест-игры.

В конце игры будет подсчитывается количество заработанных баллов и определяется победитель игры. Время мероприятия: 40 минут.

Оборудование: маршрутный лист, раздаточный материал, грамоты.

        Занимательность и доступность экологических знаний также обеспечивают экологические игры. Дидактические экологические игры могут проводиться как в классе, так и на природе.

(слайд)        Например, экологическая игра «Польза –вред» проводится на учебном занятии. Дети встают в круг.

ПОКАЗ: Учитель задает вопрос: «Какая польза от пчелы?» Дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется: «Какой вред от пчелы?» Аналогические вопросы задаются про волка, мышей и пр.

- «Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли и все окружающее стало бы хорошим?»

Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и даже может погибнуть. В конце игры педагог помогает детям сделать вывод о том, что нет вредных существ, нет полезных, в природе нет ничего лишнего, все необходимое.

        Экологические игры позволяют совместить двигательную активность и познание, поэтому их логично проводить на свежем воздухе или открытом пространстве.

(слайд) Например, игра «Хрупкость экосистемы».

Приготовить веревку. Учитель называет детей разными компонентами экосистемы (например, болото, или лес, или река), живые и неживые. Все встают в круг, берутся за веревку наподобие паутины. Отступают чуть назад, натягивая веревку. Учитель дает вводную фразу: здесь будет… (лесозаготовки, строительство объекта, осушение болота и т. д.). Один ребенок уходит, отпуская веревку, общая веревка ослабевает. Так, наглядно дети понимают взаимосвязи в природе и гибель целых экосистем.

(слайд) Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности младшего школьника, направленный на достижение планируемых  результатов основной образовательной программы начального общего образования.

Медведи https://www.airpano.ru/360video/video-kambalnaya-river-bear/

Камчатка. Долина гейзеров https://www.airpano.ru/360video/vr-valley-of-geysers/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению: «Умники и Умницы» в 3 классе

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познава­тельных способностей Холодовой Ольги Анатольевны.Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-разви...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юные экологи"

Программа курса «Юные экологи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.О...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Математика вокруг нас» составлена на основе следующих источников:Закон РФ№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для 1дополнительного Б класса на 2023 – 2024 учебный год

        РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса внеурочной деятельности«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»для 1дополнительного Б класса на 2023 – 2024 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для 4В класса на 2022 – 2023 учебный год

Актуальность и назначение программы         Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «учебная лаборатория «Грамотный читатель» 1 класс

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «учебная лаборатория «Грамотный читатель» разработана в соответствии с пунктом 31.1 ФГОС НОО и реализуется 3 года с 1 по 3 кл...