Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Рац Оксана Евстахиевна

Карта отражает технологии здоровьесберегающие и проектные. Данная технологическая крта составлена по требованиям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Красная Книга»

( 2 класс, УМК «Школа России»)

Технологическая карта изучения темы

Дата: 21.11.2023 год

Учебный предмет: окружающий мир

Класс: 2

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технология построения урока: ИКТ - технология, технология проектной деятельности

Тема урока: Красная книга

Цель урока: 

  • познакомить детей с Красной книгой РФ и Красной  книгой Иркутской области;

Задачи урока:

  • познакомить  с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных;
  • углублять и расширять знания учащихся о редких и нуждающихся в охране растениях и животных РФ;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать интерес к  родной природе, познавательную активность, критичность мышления, внимательность.

Основные термины, понятия: заповедник, заказники, Красная книга

Планируемый результат:

Предметные умения:

  • умение характеризовать средства сохранения природы;
  • обогащение кругозора учащихся новыми знаниями о растениях Красной книги России, Красной книги Иркутской области.
  • умение работать с картой нашего края.                        

Личностные УУД:

  • определять правила работы в парах;
  • применять навыки делового сотрудничества в группе;
  • развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • самооценка на основе критериев успешности;
  • выражать положительное отношение к процессу познания;
  • проявлять уважение к одноклассникам.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • выполнять учебное действие;
  • планировать учебное сотрудничество;
  • работать по плану, инструкции;
  • контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • сравнивать результаты своей работы с образцом;
  • оценивать результаты своей деятельности;
  • оценивать весомость приводимых суждений.

Познавательные УУД:

  • анализировать информацию учебника;
  • выделять необходимые знания для решения задачи;
  • составлять модели-схемы;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
  • проводить анализ учебного материала;
  • проводить классификацию, указывая на основание классификации;
  • делать выводы;
  • выделять существенные признаки предметов.

  Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • аргументировать свои суждения.

Организация пространства:

Формы работы:

  • фронтальная
  • групповая
  • индивидуальная

Книгопечатная продукция:

  • учебник,  I часть, Плешаков А.А. «Окружающий мир» Издательство: "Просвещение", 2017 год

Технические средства обучения:

  • компьютер,
  • телевизор.

Экранно-звуковые пособия:

  • презентация в  Power Point.

Технология изучения

Этапы урока

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат (УУД)

I Организационный момент

Приветствие. Дети присаживаются. Читаю стихотворение.

(Слайд 2) Ужасно интересно всё то, что неизвестно! Мы тайны разгадаем и мир большой познаем!

-Ребята, сегодня на уроке мы будем работать творчески, с интересом, с удовольствием. (Слайд 3)

-Вместе с вами на уроке будет путешествовать маршрутный лист самооценки. Результаты после работы каждый сможет отметить на своём листе.

Слушают

По ходу урока заполняют маршрутный лист самооценки

Л: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания

Р: владение навыками самоконтроля

II Актуализация знаний. Минутка календаря.

На слайде ребус. Дети отгадывают его.

Ученица в роли синоптика рассказывает о погоде на сегодня

Рассказ учителя о народном календаре

Эмоциональный настрой на урок

-Я предлагаю всем поработать.

(Слайд 4) Разгадайте ребус.

(Слайд 5) Ответ: календарь.

-Оцените свою деятельность в маршрутном листке.

(Слайд 6)

-Кто выступит в роли синоптика и расскажет о погоде на сегодня? Елизавета Найдёнова - Сегодня 21 ноября; температура воздуха - ; облачность - ; осадки - ; ветер - .

-Спасибо, Лиза.

(Слайд 7 с фоном музыки из прогноза погоды) Через несколько дней наступит 24 ноября. По народному календарю - это Мартынов день. Начало больших морозов. По этому дню определяли будущие прогнозы на зиму. Если в этот день осадки, то быть оттепели до 4 декабря. С этого дня матушка - зима встаёт на ноги и вступает в полноправие.

(Слайд 8) А если на небе много звёзд, то жди в следующем году добрый урожай грибов и ягод!

(Слайд 9) Кого заинтересовал народный календарь, то вы можете проверить его приметы самостоятельно. Воспользоваться календарём можно в нашей школьной библиотеке.

- Ребята, а какой прогноз погоды в нашем классе сейчас? Покажите, пожалуйста, карточку, которая соответствует вашему настроению.

-Я думаю, что к концу урока ваша погода станет ещё лучше.

Отгадывают ребус

Работают с листком самооценки

Одна ученица выступает в роли синоптика (Найдёнова Елизавета)

Слушают рассказ учителя о народном календаре

Выбирают солнышко, облачко или тучку в соответствии с настроением

Р: выполнение и контроль учебного действия

П: умение слушать и слышать.

Л: восприятие речи учителя и проявление внимания.

К: умение выражать свои мысли

III  Постановка проблемы

Показ двух фотографий на слайде

Рассказ учителя

Вопросы учителя

Вопросы и вывешиваю на доску четыре цвета

(Слайд 10)

-Ребята, я бы хотела с вами посоветоваться. Перед вами две фотографии. Какую из них можно отправить на фотоконкурс "Мир заповедной природы"? Почему?  Как вы понимаете слово "заповедный"? Какое однокоренное слово знаете к этому слову?

(Слайд 11)

Заповедник - это территория, находящаяся под охраной, где запрещена охота на животных и птиц, где нельзя собирать ни цветы, ни травы. А какие заповедники нашей области знаете вы? Молодцы, правильно! Посмотрите на эти фотографии.

(Слайд 12 в сопровождении музыки леса)

"Витимский заповедник" - один из красивейших мест в нашей области. Там всё прекрасно. "Баргузинский заповедник" - один из старейших заповедников России. Создавался с целью восстановления и сохранения популяции соболя. "Байкальский заповедник" - единственный из заповедников на Байкале, который не имеет выход на берег озера. Посмотрите, как же прекрасны творения природы! Ими бы только восхищаться. Если бы не одно тягостное обстоятельство: растения заповедников очень редкие и им угрожает опасность исчезновения. Как вы думаете, а растения умеют разговаривать? Ребята, я слышу какой - то шум. Да это кто - то разговаривает. Кто же это?

-Ребята, почему растения, герои инсценировки, считают, что их защитит Красная книга? Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?

(Слайд 13)

-Кто сможет назвать тему урока? Какие вопросы возникают о данной теме?

(Слайд 14)

-Какие учебные задачи мы поставим перед собой? Что вы уже знаете о Красной книге? Что бы ещё хотели узнать? Оцените свою работу в маршрутном листе. Почему эта книга имеет такой цвет?

(Слайд 15)

-Каждый из вас слышал о Красной книге, но не все знают её историю. Про неё нам расскажет Науменко Варвара.

-Подумайте, по какому принципу выбирались цвета?

Выбирают фотографию для конкурса

Дают определение слову "заповедный" и называют "заповедник"

Называют заповедники

Рассматривают фотографии и по ходу отвечают на вопросы

Сценка "Разговор растений" (Оглы София и Дьяконов Назар)

Незабудка:

-Доброе утро, дорогой Ландыш.

Ландыш:

-Доброе утро, если оно доброе. Вот вчера к нам в лес приходили ребята на экскурсию. И когда меня увидели и моих братьев, то  набросились на нас. Даже и не знаю, как я жив остался! Остальных вырвали, собрали в букет и унесли домой.

Незабудка:

-Ой, мне страшно! Что же нам делать?

Ландыш:

- Я слышал от одной девочки, что есть какая - то Красная книга, которая берёт под охрану животных и растения.

Незабудка:

- Так давай скорее пойдём к этой книге. Пусть она нас защитит!!!

Отвечают на вопросы

Работа с маршрутным листом

Науменко Варвара:

-Учёные мира создали Международный союз охраны природы. В 1966 году Международная Красная книга была издана в необычном виде: обложка красная, а страницы разноцветные: красные, жёлтые, зелёные, чёрные.

П: выделение существенных признаков предметов, обобщение знаний

Л: проявление уважения к одноклассникам

Р: определение и формулирование цели деятельности на уроке

К: умение выражать свои мысли

Р: выполнение и контроль учебных действий

К: аргументирование своей точки зрения, умение выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли

IV Изучение нового материала ( проектная деятельность)

На разноцветных листках появляются слова: чёрный - исчезнувшие, красный - исчезающие, жёлтый - сокращающиеся, зелёный - восстановление.

Работа в группах по заданию.

Раздаю конверты № 1 каждой группе, в которой лежат ребусы. Раздаю конверты № 2, в которой инструкции о  последовательности выполнения учебной задачи.

Доклады учеников про цвета страниц Красной книги

-Мы полистали страницы Международной Красной книги. Оцените работу.

ФИЗМИНУТКА

-А сейчас я предлагаю создать Красную книгу нашей области.

-Вы сидите в группах. Каждая группа будет создавать свою книгу. А о ком, вы узнаете, разгадав ребус, который находится в конверте.

-Итак, отгадали ребусы? 1 группа - растения; 2 группа - звери; 3 группа - птицы; 4 группа - насекомые; 5 группа - рыбы. Молодцы! Но самое главное - это распределить  обязанности в группе, чтобы всё получилось. Выберите: кто режет, кто клеит, кто читает информацию, кто выполняет задание.

(Слайд 17)

После этого нужно подготовить сообщение  по плану. У каждой группы есть инструкция. Сначала прочитайте её. На выполнение задания 10 минут.

_А сейчас каждая группа представит нам свои "Красные книги". Расскажите о любом животном и растении, которое вы изучили по плану.

(Слайд 18) "Красная книга Иркутской области". Отметьте в маршрутном листе работу вашей группы.

Комарова Екатерина рассказывает про тех, которых мы никогда уже не увидим и  крепит картинки на доску.

Лю - юй Милана рассказывает про тех, которые особо редкие и вот - вот исчезнут и крепит картинки на доску.

Азимова Ойшабиби рассказывает про тех животных, количество которых быстро снижается и крепит картинки на доску.

Зыкова Алина рассказывает о животных , которых удалось сохранить и спасти от вымирания и крепит картинки на доску.

Работа с маршрутным листом.

Выполняют движения под музыку

Работают по группам

Защита проекта

Отмечают в маршрутном листе.

Р: выполнение и контроль учебных действий

П: умение извлекать нужную информацию

Р: планирование учебной деятельности.

Л: применение навыков делового сотрудничества.

К: аргументирование своей точки зрения.

Р: умение работать по инструкции.

Р: оценивание и анализ результата своей работы

V  Применение знаний на практике (этап закрепления)

Раздаю тесты

(Слайд 19)

-Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему "Красная книга". Возьмите тест и ответьте на вопросы, выбрав один ответ. Выбранные буквы запишите в таблицу ниже.

- Так, молодцы, справились? Какое слово получилось в итоге?

- У кого получилось данное слово, тот берёт конверт

№ 3  и надевает значки "Знатоков"

Отвечают на вопросы

Называют слово "ЗНАТОК"

Надевают значки и в листе отмечают справились с тестом или нет

П: умение выделять необходимые знания для решения задачи, проводить анализ учебного материала.

Р: умение оценивать весомость суждений.

Л: восприятие речи учителя, проявление внимания.

Р: умение оценивать и анализировать результаты своей работы

VI  Итог урока

Произносим клятву знатоков природы

-А сейчас все вместе произнесём клятву знатоков природы!

(Слайд 23)

Тайны природы раскроем! Будем с природой дружить! И никому не позволим! Нашу природу губить!!!

Читают клятву

П: умение обобщать свои знания.

К: умение выражать свои мыслив соответствии с нормами речевого высказывания.

VII  Рефлексия учебной деятельности

У детей на столах карточки с солнышком, тучкой и облачком

-А теперь покажите ещё раз погоду в конце нашего урока.

(Слайд 23)

Отметьте своё настроение в маршрутных листах

Выбирают карточку

Работают с маршрутным листом

Л: самооценка на основе критериев успешности.

Р: умение осуществлять итоговый контроль деятельности.

VIII  Домашнее задание

-Подготовить рассказ о животном или растении, занесённом в Красную книгу Иркутской области.

Отметьте в маршрутном листе задание на дом.

-Посмотрите, какую огромную работу вы проделали сегодня на уроке. Какие трудности возникли? Подумайте, как избежать их на следующих уроках.

Спасибо за урок.

Отмечают

Л: умение слушать учителя, выражать положительное отношение к процессу познания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс

Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс

Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Земля на карте. Путешествие по материкам и частям и света" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: “открытие” нового знанияЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о физической карте мира, умений находить и показывать океаны и материки. Задачи ...