Итоговый урок «Родной край – часть большой страны»
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)
Материал можно использовать для создания проектной работы "Моя малая Родина". У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Родной дом дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом, городом...
Что же такое Родина? Все говорят об этом, но что же подразумевается под этим словом? Место где ты появился на свет? Страна, где прошло твоё детство? Или, быть может, где ты встретишь старость? Нет, Родина не определяется местом жительства и рождения. Настоящая Родина - это место, где человек чувствует себя частью этого места. Та страна, куда человек стремится возвращаться независимо от возраста и обстоятельств. Родина - тот уголок, который мы стремимся сберечь, защитить, сохранить. Там, где нам хорошо и свободно. Где мы можем быть самим собой. Родина – это место, где он провёл лучшие годы своей жизни, детские годы; это его судьба, к которой он ощущает свою сопричастность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал к уроку окружающего мира
Итоговый урок «Родной край – часть большой страны»
Проектная работа
Введение
Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след, свои вехи. Что-то в людской памяти стирается бесследно, а что-то ярким пятном ложится на карту истории. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть и будущего. Из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие всем народам.
У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Родной дом дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом, городом. Я родилась в Санкт-Петербурге, но… речь пойдет о деревне Фишнево, Псковской области, Бежаницкого района (10), потому что все свои каникулы я провожу именно в этой деревне, у бабушки, на малой Родине своей мамы. Захотелось как можно больше узнать об этом маленьком уголке огромной России.
Фишнево– маленькая деревня, которая может исчезнуть с современной карты Псковской области, как «умирают» деревушки по всей стране. А ведь они для кого-то были - – малой Родиной - зеркалом души – зеркалом культуры… В центре населенного пункта Фишнево находится заброшенный дом, похожий на старинные барские угодья. Я задалась вопросом, чей это дом? И давно ли он тут стоит?
Так я решила присоединиться к родителям и изучить историю малой Родины нашей семьи. В процессе воспитательно - образовательной деятельности взрослых и нас школьников активно и комплексно использовать знания о родном селе проводить мероприятия, направленные на приобретение этих знаний, то это будет способствовать развитию интереса и уважительного отношения к Малой Родине в частности, и к патриотическому воспитанию в целом, была выдвинута следующая гипотеза: возможно ли оказать помощь в развитии и восстановлении деревни? Ведь в Фишнево уже закрыли школу, библиотеку, собираются закрыть сельский клуб, разрушается барская усадьба... Молодые семьи уезжают в город, и многолюдно в деревне только во время каникул.
- Цели и задачи
Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта и общения с окружающим миром, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Цель работы: изучить и рассказать об истории малой родины моей мамы – деревни Фишнево, тем самым оказать помощь в развитии и восстановлении деревни.
Задачи исследования:
1. Провести анкетирование учащихся своей школы на тему малой Родины.
2. Собрать информацию о деревне Фишнево.
3. Провести опрос среди местного населения.
4. Побеседовать со своей бабушкой о истории и развитии этой деревни.
5. Поучаствовать в поиске информации по барыне и барскому дому.
5. Оказать помощь в развитии и восстановлении деревни.
В своей работе я буду использовать следующие методы исследования:
- анкетирование;
- опрос;
- изучение и поиск архивных документов;
- наблюдение;
- интервьюирование;
Объект исследования: деревня Фишнево.
Предмет исследования – архивные документы
Ожидаемые результаты:
1. Активный интерес участников проекта к приобретенным знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
2. Положительное влияние полученной информации на воспитание патриотизма, гуманного отношения к окружающим.
3. Обучение приемам исследовательской работы с различными источниками информации в целях получения новых знаний и формирования навыков работы с информацией.
4. Приобретение новых коммуникативных навыков.
5. Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме письма, рисунка, фотографии и др.
6. Развитие речи, обогащение словаря.
7. Активное участие взрослых (учителей, родителей) в реализации проекта.
Глава 2. Теоретическая часть
- Библиотека – источник знаний, творчества и развития
Мы живём в XXI веке. Это век компьютерных технологий. Сегодня люди в поисках информации прибегают к помощи сети Интернет. Но, несмотря на это, я отправилась сначала в библиотеку. Все же именно библиотеки – дома- хранилища, книг играют важную роль в современном обществе. В любую эпоху библиотека была и будет самым точным показателем интеллектуальной жизни общества. Библиотеки наряду с архивами и музеями выступают социальными институтами общественной памяти, главной задачей которых является сохранность и использование документальных, печатных и материальных источников информации. Они предлагают своим посетителям возможность обогащать свое интеллектуальное и культурное наследие, путешествовать во времени и пространстве через страницы книг. Я попыталась разобраться, что такое Родина, малая Родина, патриотизм.
Френсис Беккон (английский философ) сказал: «любовь к Родине начинается с семьи». И если существует гармония, любовь и порядок в семье, то все это и отразится на характере человека. Любовь к Родине начинается с любви к родителям. Ценя своих родных, человек будет так же ценить и свою родную страну и всячески ей сопереживать. Второе, с чего начинается Родина, — это любовь к вере предков и вообще к памяти предков. Я считаю, что житель той или иной страны должен знать историю тех земель, где он вырос и живёт до настоящего момента. Тяжело будет тому человеку, который не знает историю своего народа. Человек, он воспитан на земле, которая всегда была, есть и будет нашей. Вся сила в любви к семье, к отечеству, к природе.
2.2 Что такое Родина?
Что же такое Родина? Все говорят об этом, но что же подразумевается под этим словом? Место где ты появился на свет? Страна, где прошло твоё детство? Или, быть может, где ты встретишь старость? Нет, Родина не определяется местом жительства и рождения. Настоящая Родина - это место, где человек чувствует себя частью этого места. Та страна, куда человек стремится возвращаться независимо от возраста и обстоятельств. Родина - тот уголок, который мы стремимся сберечь, защитить, сохранить. Там, где нам хорошо и свободно. Где мы можем быть самим собой. Родина – это место, где он провёл лучшие годы своей жизни, детские годы; это его судьба, к которой он ощущает свою сопричастность.
Слово "Родина" произошло от древнего слова "род", которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством и каждый из нас - потомок какого-либо старинного древнего рода.
Именно с детских лет, взрослые приучают маленького человека любить и гордиться Родиной. Они учат уважать, любоваться, довольствоваться и развивать чувство патриотизма к своей стране. Познавая мир от взрослых, ребёнок приучается к традициям, религии и культуре своей семьи, а следственно и своего государства. В этом периоде жизни, он «впитывает всё как губка», запоминая даже малейшие детали.
Родина, родители, дом, семья - это корни каждого человека, это то, без чего невозможно жить на свете. Здесь и вода прозрачней, и небо голубей, и солнце ярче. С малой родиной начинается биография каждого человека (8).
2.3 Малая Родина
Говоря о детстве или юности, мы нередко употребляем такое словосочетание как «малая родина». Обычно без её описания не обходится ни одна автобиография или мемуары, да или просто интересные рассказы или воспоминания. Чаще всего это понятие связывается со становлением человека как личности. С восприятием им основных жизненных ценностей и семейных традиций, с началом социализации.
Именно малую родину упоминают, описывая формирование своей идентичности. И только потом уже начинаются рассуждения о более сложном и абстрактном понятии — о большой Родине, о стране.
Согласно определению, родиной считается место рождения человека. Место, где он вырос, где живут его близкие. То есть, строго говоря, именно малая родина является Родиной в прямом смысле этого слова.
Но мало просто знать о родине, ведь также важно ее сохранять и развивать для следующих поколений.
В современном мире на фоне переплетения культур все более заметной становится утрата патриотического сознания в нашем обществе. Воспитание любви к Малой Родине, накопление социального опыта жизни в своем селе или городе, ведь усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры начинается с детства.
Разбираясь с понятиями Родина, малая Родина, нельзя не затронуть патриотизм. Защищать и любить Родину - это обязанность каждого человека. И не национальность или место проживания определяет это, а внутренние ощущения. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы являемся. Народная мудрость гласит: не зная прошлого, не поймешь и настоящего.
2.4 Что такое патриотизм?
Определение патриотизм-преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу, так формулировал этот термин С.И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка».
Патриотизм (греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа (9).
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим. Все это является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными. Воспитывать у нас. У детей любовь к родному дому, семье, школе, родному селу, городу и краю надо с первых лет жизни. Ученик должен понимать, что иметь свой дом, свою Родину большое благо. Все хорошее начинается с родного места, села, города, дома и матери - хранительницы очага.
3. Практическая часть
3.1 Местоположение и география деревни Фишнево
Фишнёво - деревня на юго-востоке Бежаницкого района Псковской области. Входит в состав сельского поселения Бежаницкая волость. Расположена в 6 километрах к юго-востоку от райцентра Бежаницы.
Численность населения деревни составляет 150 жителей (данные на 2019 год). Населенный пункт находится в центральной части района на бежаницкой возвышенности. В нескольких километрах находятся два озера Дубец и Пылец.
В деревне есть железнодорожная и автобусные станции, что облегчает жизнь местному населению.
3.2 История деревни Фишнево из рассказа моей прабабушки
Воспоминания моей прабабушки, Ивановой Татьяны Никитичны, которая провела часть своей жизни в этой деревне.
Деревня Фишнёво при барыне, Скородумовой Надежде Дмитриевне, имело название село Покровское, где она проживала в поместье, в своем большом барском доме. В состав имения входил большой парк, пруд с островком. После революции (1917 года), когда барыня покинула село, поместье перешло во владение семилетней Фишнёвской школы. Отопление в школе было печное. Печки с высоким металлическим каркасом. Большое крыльцо с красивыми колоннами. Перед школой располагалась большая площадка для проведения различных мероприятий (митингов, концертов, праздничных выступлений учеников и артистов, утренней зарядки). При школе был интернат для удаленных учеников. Работала столовая, на большой перемене детей кормили обедами бесплатно. Построили хорошее отдельное здание, где были оборудованы мастерские, чтобы обучать детей труду. Работала вечерняя школа. Обучение в Фишнёвской школе было бесплатное, но для тех, кто продолжал обучение в Бежаницкой школе - платное Дети во время летних каникул работали на сельскохозяйственных работах в колхозе. Плюс заготавливали веники для овцефермы. Дополнительно поощрялись конфетами.
Изначально наш колхоз назывался «Колхоз имени 18–го партсъезда». В него входили деревни: Фишнёво, Стайки, Иваново, Глубоково, Лоскино, Вандино, Тройкино, Ляпино, Язвы, Дощаново. Затем, при объединении (укрупнении) нашего колхоза присоединили находящийся рядом колхоз «Красный маяк», в который входили деревни: Тигощи, Назаркино, Ащеркино, Брагино, Вересимово, Юхново.
В деревне Фишнёво работала община, которая устраивала общественные обеды, особенно для детей. При деревне (колхозе) работал Сельсовет. Была «бондарная» мастерская, хорошая кузница, щеподральная мастерская, молокозавод, в котором изготавливали даже сыр. Со всех деревень колхозники свозили лишнее молоко на молокозавод. Располагался молокозавод на месте, где теперь живет семья Полякова Ивана. В 50-годы было построено здание, в котором располагалось правление колхоза во главе с председателем, Малафеевым Аркадием Васильевичем. Другая часть здания – клуб. В последствии в этом здании была устроена столовая. Этот клуб действительно являлся культурно – просветительским центром. Почти ежедневно демонстрировались кинофильмы, в том числе детские в дневное время. Здесь можно было поиграть в разные игры и взять книги для чтения. Перед клубом находилась спортивная площадка. В клубе располагались столы с настольными играми (шашками и шахматами) и с газетами и журналами. А вечером были танцы под хорошую музыку (под баян и аккордеон). В Фишнёво часто приезжали артисты. Художественная самодеятельность в Фишнёво славилась по всей области. С концертами ездили по деревням и районам, занимали первые места. Романов Николай Фролович (кузнец и мастер различных даров) имел непревзойденный голос как у великого оперного певца, Сергея Яковлевича Лемешева. Агроном, Найденова Александра, была многогранной исполнительницей всех номеров в концертах. Музыкальное сопровождение осуществлялось Делягиным Николаем, после окончания 10-летки был направлен на курсы баяниста. И наш сельский врач, Нина Васильевна, помогала в музыкальных номерах. Трио струнных инструментов: балалайка – Богданов Владимир, гитара – Эглид, домра – Либер, всегда было встречено «на бис». Под руководством учительницы, Маргариты Георгиевны Николаевой, был создан коллектив пожилых актеров. Также в 50-е годы был посажен хороший колхозный сад. Ухаживая за ним, воду для полива брали из «баринова пруда». На горе, где водопроводная башня, находилась пасека , за садом для разных спортивных мероприятий – стадион. Так же в этом саду был оборудован пруд для купания
По распоряжению Хрущева Н.С. повсеместно выращивали кукурузу. В личных усадьбах оставляли не 50 соток земли, а 30 (чтобы по мнению Хрущева колхозники меньше тратили время на своем хозяйстве). Было официальное разрешение на пользование 3 проездами на железнодорожном транспорте. В деревне на хорошем счету были: почта, медпункт, продуктовый магазин. Сначала промтоварный и продуктовый магазин был рядом со школой (это здание снесли). В колхозе была проведена мелиорация земли. В округе - радиофикация и электрическое освещение деревни Фишнёво и других деревень, асфальтирование. Колхозная автобаза была достаточно большая: имела гараж комбайнов, тракторов, автомашин, также имелась мастерская и заправочная (бензин, масла и запчасти.) Проводилась чистка общественных колодцев, созданы общественные колонки для воды. От школы и до «сушилки» была посажена березовая аллея. Сейчас осталось только несколько берез. За «старым бариновым парком» ухаживали жители деревни, так же активное участие принимали школьники. Очень хотели почистить «баринов пруд», пытаясь откачать из него воду, но этого сделать не удавалось, так как он каналом соединен с озером Дубец. Построен 2–х этажный кирпичный дом. Для лучших колхозников строили личные дома. И образовалась «Новая деревня».
Все очень любили общественную деревенскую баню. После парилки можно было искупаться в пруду. У детей в Фишнёво была создана «Тимуровская команда». Командир - Филиппова Тася, помощник командира Иванова Таня. Дежурный центр располагался в доме старушки Насти, в дальнейшем на этом месте построил свой дом Поляков Николай. А штаб команды находился на «бариновом островке». На входных дверях героев Великой Отечественной войны (ВОВ) имелись обозначения - звездочки. Эти дома находились под улучшенным вниманием команды. Большую помощь оказывали тимуровцы пожилым, больным и одиноким людям. Отучали «плохишей» от дурных привычек – от курения, ругани и плохих оценок в школе. По-немногу «плохиши» исправлялись. 1958 – 1960 гг в нашей стране проходило течение 25-тысячников для укрепления сельского хозяйства. В деревню Тигощи был направлен председателем колхоза коммунист Рамаз Мчедлидзе. Он приехал со своей женой, актрисой Мариной Ковалевой. Она снималась в фильмах «Сталинградская битва», «Тимур и его команда» и др. Они с собой привезли огромный контейнер книг. В последствии эти книги были переданы в Фишнёвскую библиотеку.
Марина Ковалева и Нина Комиссарова организовали студию художественной самодеятельности. «Работу на сцене пришлось оставить: муж был направлен на укрепление колхоза «Красный маяк», что в Псковской области. Приехав в деревню Тигощи, Марина осваивает специальность библиотекаря, потом занимается работой секретаря парткома» (Интернет сссылкаhttps://dzen.ru/a/WuSYoQCz3WSmDsqg). В деревне Тройкино проживал местный художник, его звали Богомаз. Он великолепно оформлял всю наглядную агитацию в колхозе. Так же вдоль дороги располагались огромные агитационные плакаты, оформленные этим творческим человеком. Колхоз имел большое количество коров. Телят содержали в отдельных фермах деревни Ащеркино. Молоко сдавалось государству. В поселке Сущево находился огромный молокозавод, куда отвозили молоко. В деревне Глубоково - свиноферма. Привозили свиней из Белоруссии. Колхоз долгое время имел овцеферму. Для общественного скота заготавливали силос, выращивали корнеплоды: брюкву, кормовую свеклу, которые хранили в буртах (глубоко вырытые ямы). Заготовка сена была в колхозе самой горячей порой. В этой работе принимали участие все, в том числе и дети. Колхозников обязывали большую часть заготавливаемого сена отдавать в колхоз. Учет был такой: 9 стогов колхозу – 10-я для себя. Выращивали много картофеля, сеяли зерновые культуры (рожь, пшеницу, ячмень, овес, кукурузу, лён). Вначале рожь и пшеницу женщины жали серпами вручную. За заработанные трудодни с колхозниками рассчитывались сначала зерном, даже два раза давали мёд. Каждый дом имел свое личное хозяйство: корову, овец, свиней, кур. Некоторые держали уток, гусей, индеек. У некоторых имелись пчелиные пасеки. Люди любили свою землю и благоустраивали ее. Всегда в деревне люди много работали. Секретарем партийной организации колхоза был Мишенков Геннадий Ильич. Неосвобожденным секретарем огромной комсомольской организации - Иванова Татьяна. Создали молодежную бригаду по выращиванию телят в деревне Ащеркино. При библиотеке в деревне Фишнёво (библиотекарь Малафеева Евдокия Игнатьевна) организовали работу по распространению книг для чтения по всем деревням. Избранная редколлегия постоянно выпускала стенгазеты о ходе текущих сельскохозяйственных работ в бригадах колхоза. Вывешивалась стенгазета на уличной доске объявлений. Отмечались лучшие работники денежными премиями и подарками. Провожали призывников в армию с почестями. На всех фермах были оборудованы красные уголки – места отдыха животноводов и для краткого, своевременного обсуждения текущих планов и внедрения лучшего опыта в работе. Люди из числа интеллигенции, состоящих в обществе по распространению научных и политических знаний, проводили среди населения беседы о жизни в стране и мире. Интеллигенция в ночное время и выходные дни принимала активное участие в работах на зерновых сушилках, льнообрабатывающем пункте у «барского пруда» (13).
3.3. С чего началось участие нашей семьи в развитии деревни.
Мой дедушка, Авдеев Александр Алексеевич (1954 – 2022 гг.), приехал в эту деревню еще в начале 70-х годов по распределению педагогического училища и сразу устроился на работу учителем физической культуры в Фишнёвскую среднюю общеобразовательную школу. Человек он был очень активный, деятельный, по праву говоря общественник. В школе физрука никогда не было, дети вообще не понимали, что это за урок и что нужно делать на нем. Была распространена мода на курение. С приездом такого деятельного человека со своими правильными взглядами на жизнь, а дедушка мой никогда не курил и не употреблял алкоголь, население сначала его приняло с опаской, а чуть позже вернулась мода на здоровый образ жизни. Он быстро нашел общий язык с администрацией района, председателем местного колхоза, которые в свою очередь иногда помогали ему в реализации некоторых проектов. В течении двух лет он построил для школы спортивную площадку с турниками, проложил лыжную трассу и ночную в том числе. Желающие приходили вечерами после работы, брали лыжи и катались по освещенной трассе, а кто хотел мог поиграть в настольный теннис, который находился в «спортивном домике». Была также построена хоккейная коробка, где чуть позже выступали уже школьники в сборной команде и выигрывали областные хоккейные матчи. Дедушка начал развивать в районе туризм, спортивное ориентирование, зимнее ориентирование, причем с такой скоростью, что наши фишневские ребята уже выезжали на область и соревновались на одном уровне с городскими. Школа была обвешана грамотами, дипломами и спортивными наградами. Спортом занимались постоянно, несмотря на активную сельскую жизнь, бегали кроссы, играли в футбол, хоккей, воллейбол, дворовые игры. В деревне проводилось очень много соревнований районного уровня, особенно часто лыжные гонки. И это все организовывал и проводил мой дедушка Саша (ФИО).
Но еще одним увлечением моего дедушки была музыка. Отслужив в Советской армии, он привез с собой списанные акустические колонки, гитары, барабаны. И вскоре создал с местными ребятами вокально – инструментальную группу «Сувенир». Играть можно было только в местном клубе. Места было мало, и тогда дедушка решил построить летнюю танцевальную площадку. По рассказам очевидцев, это площадка была знаменита на всю область, столько народа приезжало на танцы. Даже из города Пскова и Великих Лук. Дедушка создал и детские вокальные ансамбли, которые выезжали не раз на конкурсы. Было очень интересно.
Прошли годы. Школу закрыли, шла оптимизация по району. Спортивный домик сгорел вместе со всем инвентарем, устроили поджог местные хулиганы. Начался отток населения, оно сокращалось и уже мало кто помогал ухаживать за этими объектами, да и уже не такой популярностью они пользовались.
Моя бабушка, Авдеева Вера Николаевна, работает в местном доме культуры с 18 лет, то есть всю свою жизнь. Но в 2016 году под оптимизацию попадает и дом культуры, место где население всегда посещает все развлекательные и творческие мероприятия. С большим трудом удалось его отстоять. Правда всех уволили, оставили просто здание, убрав оттуда все штатные единицы. Было тяжело. Весь энтузиазм за проведение мероприятий на себя взяли местные жители. Начали потихоньку вовлекаться в процесс.
В 2020 году деревню накрывает страшный ураган, который уничтожил исторический барский парк: сломал вековые деревья, снес крыши домов и хозяйственные постройки. Это стало скорее переломным моментом, когда население стало объединяться. Организовали первый РАСШИФРОВАТЬ (ТОС) «Возрождение» – общественное объединение, которое до сих пор работает и привлекает средства на развитие деревни. С помощью ТОС был восстановлен частично парк, в 2024 году восстановлена танцевальная площадка и хоккейная коробка, на 2025 год есть проект по очистке барского пруда.
3.4. Мое участие в возрождении культурных традиций д. Фишнево
Моя мама, как патриот своей Малой Родины, очень хочет и нас сестрой влюбить в это место. И это у нее получается.
Все началось с того, что она начала проводить детские дворовые игры. Я даже помню то первое занятие, когда мы с ребятами знакомились, хотя жили на одной улице. Мы стали играть, общаться, веселиться. С каждым разом детей становилось все больше и больше. Затем мама организовала спортивную секцию, мы начали бегать. (см. Приложение фото ...) В конце лета решили провести соревнования по легкой атлетике, участников было немного, но медали были настоящие. Летом 2022 года в нашем ДК уже проводились кружки по лепке, рисованию, танцам, театральному искусству. (см. Приложение фото ...) Даже в июле мы отыграли свой первый детский музыкальный спектакль «Бременские музыканты», зал был битком. (см. Приложение фото ...) В восторге были все и взрослые, и дети. В конце лета уже второй год подряд проходит масштабный праздник «Прощай лето!». (см. Приложение фото ...) На нем ребята показывают все свое мастерство в пении, танцах, актерском мастерстве. Ну и конечно же наши соревнования по легкой атлетике, в честь памяти моего дедушки, которые организовывает моя мама. И в этом году на соревнованиях участвовали ребята со всего района. (см. Приложение фото ...)
Наша деревня славится тружениками. Каждую весну население собирается на субботники, где приводят общественное место в порядок. Привлекаемся и мы - дети, работу нам дают посильную. Справляются все. Это позволяет воспитывать в человеке уважение ко всему что окружает. На данный момент приведены в порядок – детская площадка, часть парка, барские постройки, территория яблоневого сада, центральная площадь. (см. Приложение фото ...)
В этом году мама с бабушкой организовали местных жителей для помощи фронту в повязке маскировочных сетей. Ежедневно группы приходят в ДК и занимаются волонтерской деятельностью. (см. Приложение фото ...)
3.4 Архив – зеркало культуры, зеркало памяти
Параллельно с этим мама с волонтерами занимается поиском в архивах информации про барыню, которая проживала в этой деревне, где сохранился ее бом, парк, пруд и некоторые постройки. Архив - это учреждение, где хранятся старые документы, книги, письменные памятники.
Архив по праву можно назвать зеркалом культуры, зеркалом памяти. так как он играет важную роль в сохранении и передаче социальной памяти общества. 12 В них содержат документы, записи и артефакты, которые отражают историю и культуру народов. Они помогают сохранить исторические материалы, которые могут быть потеряны или уничтожены. Кроме того, архивы отражают культурные, социальные и политические изменения, которые происходили в обществе. 2 Через доступ к архивной информации историки и краеведы получают возможность пролить свет на факты прошлого и развить у молодого поколения интерес к истории и традициям.
Вместе мы посетили Псковский государственный архив (см. приложение, фото 8,9), где нашли много интересной информации (2). И сразу начали обрабатывать данные (см. приложение фото 10). План усадьбы (см. приложение фото7) (6,4), года жизни барыни (1850-1920 гг). А также часть ее генеалогического древа (отец, мать, родная сестра и муж) (1). Отец – Дмитрий Иванович Дараган (1813-1892), мать – Антонина Ивановна Гауэр, сестра – Мария Дмитриевна Дараган, муж – Федор Михайлович Скородумов. Герб семьи Скородумовых (см. приложение, фото 14).
Описание герба: в лазуревом щите внизу накрест две серебряные с золотыми рукоятками шпаги, над ними в середине серебряный равноконечный крест, вверху три летящие пчёлы. Над щитом дворянский коронованный шлем. Намет: лазуревый, подложенный серебром (3).
Так как основное место где была зарегистрирована барыня это был город Санкт - Петербург, то пришлось ехать в архив в Петербурге. Там меня впечатлили масштабы исторических документов. В нем мы провели много времени, но нашли тоже много чего интересного (см. приложение, фото 13). А именно, что после революции Надежда Дмитриевна отправилась из поместья в Петербург, где умерла в 1920 году от истощения. Ей было 70 лет. Похоронена на Новодевичьем кладбище. Это нам помогло узнать годы ее жизни.
Начали потихоньку заниматься восстановлением барского дома. На данный момент вставлены окна, отремонтирована крыша, восстановлено крыльцо с колоннами. И все это пока на свои средства (см. приложение фото 6).
Но постепенно население стало проявлять интерес и помогать нам. Например, уже было проведено 3 субботника, на которых смогли убрать территорию от зарослей и кустарников (см. приложение фото 12). Местная администрация заинтересовалась и начала помогать, а именно предлагать свою помощь в проведении различных грантов для финансирования восстановления (7). Например, в этом 2025 году мы подали заявку на грант по очистке барского пруда.
Заключение. Знание истории своей малой родины развивает интерес к истории своей страны в целом. Такие знания помогают улучшить связь человека с его культурой и традициями, развить патриотизм. В настоящее время перспективы развития и поддержания исторического образования среди молодежи в России остаются очень обнадеживающими.
В современной России делается упор не только на просвещение молодого поколения в области знаний истории, но и на поддержание интереса к истории посредством проведения различных мероприятий: конференций, фестивалей, конкурсов, акций... Благодаря этому, люди смогут лучше понять значение малой Родины, своих корней и своего происхождения, углубиться в культурные и традиционные ценности своей страны, а также проявить заинтересованность в общественной жизни своего населённого пункта.
Мне очень хочется, чтобы люди наконец обратили внимание на те места, где они живут, отдыхают, проводят время, и не просто обратили, а стали помогать в развитии. Ведь когда много единомышленников дела идут куда быстрее.
Я надеюсь, что моя работа поможет в восстановлении культурно – исторического места. И в дальнейшем сюда будут приезжать туристы!
И может быть на примере моего участия, участия всех школьников и их родителей начнет свое восстановление умирающая деревня или село. Ведь каждый из вас вернувшись в свои образовательные учреждения будут рассказывать об услышанном и увиденном.
Продуктом моего проекта является буклет с информацией о малой Родине, ее красоте и нашей возможности все это сохранить для будущих поколений.
Список используемой литературы :
- Руммель, Витольд Владиславович (1855-1902). Родословный сборник русских дворянских фамилий / В. В. Руммель, В. В. Голубцов. - СПб. : А. С. Суворин, 1886 - 1887. - 2 т.
- Государственное казенное учреждение Псковской области Государственный архив Псковской области, г. Псков ул. Петрова, 1.
- https://gerbovnik.ru/
- Закон и земство. С.А. Шипов-Шульц, 1900г, 385 стр.
- Российский государственный исторический архив (РГИА), г. Санкт-Петербург, Заневский проспект, д. 36.
- Списки населенных мест Российской империи. Псковская губерния. Санкт – Петербург, 1885 год., 190 стр.
- Администрации Бежаницкого района. Адрес: рп. Бежаницы, ул. Комсомольская, 12
- Бороноев А.О.//Общество. Среда. Развитие.- 2020 №3 – с.60-66.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Изд-во ИТИ Технологии, 1949. С. 525.
- https://yandex.ru/maps/geo/derevnya_fishnevo/53137773/?ll=29.983478%2C56.937464&z=14
- Сыродеева А. Мир малого. - М.: Ин-т философии РАН, 1998. - 124 с.
- Бороноев А.О. Малая родина и проблемы региональной политики, https://cyberleninka.ru/article/n/malaya-rodina-i-problemy-regionalnoy-politiki
- Воспоминания жительницы деревни (https://vk.com/@fihnevo-vospominaniya-zhitelnicy-derevni-fishnevo-ivanovoi-tatyany)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Родной край – часть большой страны» урок по окружающему миру в 4 классе
Цель: обобщение знаний по разделу «Родной край – часть большой страны».Задачи: Формировать у обучающихся умения систематизации и обобщения полученных знаний, применения их на практике....

Презентация к уроку окружающего мира " Родной край - часть большой страны"(г.Курск)
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Родной край-часть большой страны"...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор А.А.Плешаков....
Урок. Родной край-часть большой страны.
Урок. Родной край-часть большой страны....

Урок по окружающему миру в 4 классе "Родной край - часть большой страны".
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор А.А.Плешаков.Тема урока: Водные богатства нашего края Учитель Бондаренко И. В Цели урока: познакомить...

Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края. 4 класс
Выкладываю презентацию к уроку "Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края" в 4 классе. План-конспект урока размещу позднее...

Презентация к уроку окружающего мира на тему "Родной край - часть большой страны"(4 класс)
Презентация на тему: «Родной край — часть большой страны» Республика Адыгея....
