Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Окружающий социальный мир".
рабочая программа по окружающему миру
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними);
- использование в воспитании детей возможности школьного урока, поддержание использования на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися.
- формирование финансовой грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 278 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора
КОУ «Радужнинская школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
от__________________ 20__ г. №_________
______________________________________
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР
для обучающихся с умеренной умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
11б класс
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Казыева Б.Б.,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
МО учителей начальных классов и воспитателей ГПД Методическим советом
Протокол от «____» ________ 202___ г. № ___ Протокол от «____» ________202___г. №___
Руководитель МО _______________ Председатель МС____________
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир»
разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115»
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23 декабря 2020 года № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- письмом Минобрнауки от 07.08.2014 № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования»;
- Закон ХМАО – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. № 68-оз;
- приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа –Югры от 13 августа 2015 г. № 1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организации, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории ХМАО – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»;
- приказом от 20.08.2019 г. № 264 «Об утверждении АОП» ( с изменениями от 25.08.2022 № 262);
- приказом от 30.08.2022 № 311 «Об организованном начале 2022-2023учебного года»;
- приказом от 30.08.2022 № 312 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана».
Цели и задачи образования с учетом психофизических особенностей обучающейся
Обучающиеся 11б класса испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними);
- использование в воспитании детей возможности школьного урока, поддержание использования на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися.
- формирование финансовой грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах;
Общая характеристика учебного предмета
В процессе обучения у обучающихся формируются представления о родном городе, в котором они проживают, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, обучающиеся учатся выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую они включены, учатся соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Учатся ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы их жизни и здоровью, в частности, учатся быть внимательными и осторожными на улице, дома, в школе. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у обучающихся типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др. Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.). Программа представлена следующими разделами: «Школа», «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Традиции и обычаи», «Страна».
В соответствии с письмом Минобрнауки от 07.08.2014 № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования», а также в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы с цель Стратегии – формирование финансово грамотного поведения граждан, повышение уровня их финансовых знаний, обеспечение доступа граждан к достоверной и надёжной информации о финансовых услугах, в том числе для эффективной защиты прав граждан в качестве потребителей финансовых услуг, в данной программе предусмотрена интеграция модуля «Финансовая грамотность» в рамках реализации разделов: «Продукты питания»; «Предметы и материалы, изготовленные человеком»; «Транспорт»; «Город»; «Страна».
В программе предусмотрена реализация материала с использованием электронных образовательных ресурсов рекомендованных к использованию в образовательных организациях Министерством просвещения таких как – «Всероссийский урок безопасности 2022-2023» группы компании «Просвещение»,
Дистанционное образование для школьников Учи.ру, «CoreApp — онлайн-платформа для создания и совершенствования образовательных материалов».
Формы учебной деятельности:
- викторина:
- урок-игра;
- виртуальная экскурсия;
- экскурсия;
- сюжетно-ролевая игра;
- просмотр учебного фильма;
- беседа и др. формы, используемые при обучении.
Виды деятельности:
- проблемно-ценностное общение;
- познавательная и др. виды, используемые при обучении
Работа по обогащению и актуализации словаря.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Предметная область: Окружающий мир
Предмет: «Окружающий социальный мир».
Согласно учебного плана КОУ«Радужнинской школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», реализующего адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, учебный курс по предмету «Окружающий социальный мир» рассчитан на 3 часа в неделю, 34 учебных недели, 102 часа в год.
Требования к уровню подготовки обучающейся по данной программе
Личностные результаты:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
1) Представления о мире, созданном руками человека
• Интерес к объектам, созданным человеком.
• Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
• Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
• Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
• Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
• Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
• Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
• Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
• Умение находить друзей на основе личных симпатий.
• Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
• Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
• Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
• Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.
• Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
• Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
5) Представления об обязанностях и правах ребенка.
• Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.
• Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.
6) Представление о стране проживания Россия.
• Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.
• Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).
• Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
Содержание учебного предмета
Школа
Представление о себе как члене коллектива класса. Знание положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку. Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) школьных принадлежностей. Знание назначения школьных принадлежностей.
Квартира, дом, двор
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный),. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Узнавание (различение) помещений квартиры (комната,спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон).. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного).Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник.
Предметы быта
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели.
Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.
Продукты питания
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов. Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов. Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш. Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов.. Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки). Знакомство со способами обработки (приготовления) мучных изделий. Знание правил хранения мучных изделий. Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые). Знакомство со способами обработки (приготовления) круп и бобовых
Предметы и материалы, изготовленные человеком
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.). Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла. Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.). Знание свойств металла (прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет в воде). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.). Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся). Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла). Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).
Город
Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры, улицы (проспекты, переулки), площади (Октябрьская, Ленина и др.), здания, парки). Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал (железнодорожный, автовокзал), службы помощи (больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный, драматический и др.), цирк, жилой дом. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон). Знание особенностей деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице.
Транспорт
Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного транспортного средства. Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения воздушного транспорта. Узнавание (различение) составных частей воздушного транспортного средства. Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.).
Традиции, обычаи
Знание народов нашей страны Знание обычаев разных народов Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций. Знание государственной символики и атрибутов. Знание нравственных традиций.
Страна
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на фото, видео). Знание государственных праздников. Знание названия столицы России. Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь, Третьяковская Галерея, Большой театр) на фото, видео. Знание достопримечательностей городов России. Знание прав и обязанностей гражданина России. Знание (различение) документов, удостоверяющих личность гражданина России (паспорт, свидетельство о рождении). Знание некоторых значимых исторических событий России. Знание выдающихся людей России.
Тематическое планирование
№п/п | Раздел и темы учебного предмета, | Количество часов | Количество контрольных, практических (лабораторных работ), экскурсии |
1. | Школа. | 15 | |
2. | Квартира, дом, двор | 20 | |
3. | Предметы быта | 7 | |
4. | Продукты питания | 11 | |
5 | Предметы и материалы, изготовленные человеком. | 13 | |
6. | Город | 14 | |
7. | Транспорт | 7 | |
8. | Традиции и обычаи | 11 | 1 комплексная проверочная работа |
9. | Страна | 4 | |
| Итого: | 102 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Наглядный учебный материал:
- таблицы;
- натуральные объекты;
- муляжи, макеты;
- предметные и сюжетные картинки;
- пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д.
Дидактический материал:
- Комплект «Загадки – отгадки».
- Карточки с заданиями для индивидуальной работы.
Технические средства обучения
- Компьютер
- ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)
- Всероссийский урок безопасности 2022-2023 https://safetylesson.prosv.ru/ ;
- Московская электронная школа (МЭШ) https://www.mos.ru/city/projects/mesh
- Дистанционное образование для школьников Учи.ру https://uchi.ru/teachers/lk/main
- «CoreApp — онлайн-платформа для создания и совершенствования образовательных материалов» https://coreapp.ai/app/builder/lesson/623abd352cecd685b480622f
Учебные пособия:
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под редакцией И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитарный издательский центр ″ВЛАДОС″, 2013 г. — 181 с. —(Коррекционная педагогика).
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др., под редакцией к.п.н., профессора И. М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2013 г. – 239 с.
Оценочные материалы
Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Текущий и итоговый контроль осуществляется в форме элементарных проверочных работ, практических проб, методом наблюдения по критерию относительной успешности. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (рисунков, уровня развития речи и др.).
По предмету «Окружающий социальный мир» согласно учебному плану на 2021-2022 учебный год запланировано проведение промежуточной аттестации в форме комплексной проверки знаний, умений, навыков обучающихся (проверочная работа). Оценочные материалы для проведения проверочной работы представлены в приложении.
Календарно-тематическое планирование
Содержание интеграции (тематическое планирование) модуля
«Финансовая грамотность»
в рамках изучения учебного предмета
«окружающий социальный мир» в 11б класс
№ п/п | Тема учебного предмета | Тематика включения (интеграции) | Дата проведения | |
План | Факт | |||
43. | Продукты питания, напитки. | Планирование семейного бюджета. Модуль 2 «Доходы и расходы семьи» | 16.12 | |
54. | Бумага | Деньги в | 25.01 | |
73. | Кафе, столовая. | Основы предпринимательства в игровой форме. Модуль 5 «Свое дело. | 16.03 | |
75. | Магазин. | Товары и покупки. Модуль 3 «Учимся копить и | 29.03 | |
84 | Правила поведения в общественном транспорте. | Планирование семейного бюджета. Модуль 2 «Доходы и расходы семьи» | 19.04 | |
Список литературы
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под редакцией И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитарный издательский центр ″ВЛАДОС″, 2013 г. — 181 с.(Коррекционная педагогика).
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др., под редакцией к.п.н., профессора И. М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2013 г. – 239 с.
- Маллер А. Р. Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью» - М., 2012
Интернет-ресурсы:
- http://www.razvitierebenka.com/2012/09/kartochki-elektro-pribori.html
- http://obuchalka-dlya-detey.ru/kartochki-pecs/kartochki-pecs-transport/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир»
Цель предмета: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения. Задачи предмета: знакомство с явлениями социальной...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для 2-4 классов
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, являются:- укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация...

Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка представляет собой систему комплексного психолого-педагог...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир"
Данный учебный предмет является важным в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы VIII вида, так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми ...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)
Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающегося с расстройствами аутистического спе...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс
Адаптированнаярабочая программа по учебному предмету«Окружающий социальный мир»для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир"
Адаптированная рабочая программа...
