Главные вкладки

    Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
    рабочая программа (1 класс) на тему

    Шептухина Татьяна Викторовна

    Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка  представляет собой систему комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе программно-методических  материалов «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ  ИНТЕЛЛЕКТА». / Под ред. И.М. Бгажноковой: - М.:ГУМАНИТАРНЫЙ  ИЗДАТЕЛЬСКИЙ  ЦЕНТР  ВЛАДОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rech_i_ak_1_klass_sheptuhina_t.v.docx123.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

    «РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

    УТВЕРЖДЕНА

    приказом директора

    КОУ «Радужнинская школа для обучающихся

    с ограниченными возможностями здоровья»

    от «___» __________ 201__ г. №______

    Индивидуальная адаптированная рабочая программа

    по учебному предмету

    РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

    для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    1 класс надомное обучение

    Ф.И.О.

    на 2016/2017 учебный год

    Составитель: Шептухина Т.В.

    учитель начальных классов,

    первая квалификационная категория

    РАССМОТРЕНО                                                                                       СОГЛАСОВАНО

    МО учителей надомного обучения                                                            методическим советом

    Протокол от «___» ______2016 г. №___                                                   Протокол от «___» ______2016 г. №___

    Руководитель МО ____________ Ф.И. О.                                                 Председатель методического совета

                                                                                                                           ______________________Ф. И. О.                                                    

    Пояснительная записка.

    Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка  представляет собой систему комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе программно-методических  материалов «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ  ИНТЕЛЛЕКТА». / Под ред. И.М. Бгажноковой: - М.:ГУМАНИТАРНЫЙ  ИЗДАТЕЛЬСКИЙ  ЦЕНТР  ВЛАДОС, 2010, и следующих  нормативно -  правовых документов: 

    1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ(ред. от 13.07.2015);
    2. Закон ХМАО – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. №68-оз (ред. от 11.03.2015);
    3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067);
    4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»:
    5. Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;
    6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
    7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
    8. Приказ ДОиМП Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования  на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий» от 13.08.2015 № 1087;
    9. Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 августа 2016 г. №10-Исх-7483 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, в 2016-2017 учебном году»;
    10. Приказ от 19.08.2016 № 220 «Об организованном начале 2016-2017 учебного года»;
    11. Приказ от 19.08.2016 № 217 «Об утверждении учебных планов на 2016-2017 учебный год»
    12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
    13. Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 марта 2015 № 345 «Об утверждении плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
    14. Приказ от 07 апреля 2015 г. «Об утверждении плана действий по обеспечению введения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
    15. Приказ  от 01.09. 2016 №250 «Об организации индивидуального обучения на дому Лучицкого Павла».

    Основные задачи

    • Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка понимание обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других, графических изображений), неспецифических жестов.
    • Пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и другие).
    • Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для  решения соответствующих возрасту житейских задач.
    • Обучение глобальному чтению в доступных ребёнку пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение чтением и письмом на доступном уровне.

    Общая характеристика учебного предмета

    Содержание предмета «речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами:

    1. Коммуникация.
    2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
    3. Чтение и письмо.

    Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся:  взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).

         Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.

          Раздел  «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.

    Место учебного предмета в учебном плане.

         В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения.

         Учебный план по предмету «Речь и альтернативная практика» входит в обязательную часть учебного плана организации, в одну из шести  образовательных областей -  «Язык и речевая практика». Общий объём нагрузки и максимальный объём нагрузки обучающихся определён требованиями Стандарта и рассчитан на 3 часа в неделю, общее   количество часов за год 102 часа.

    Планируемые результаты освоения  АОП

    Возможные результаты освоения АОП

    В соответствии с требованиями ФГОС к АОП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

     Личностные

    • Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как «Я»);
    • Освоение роли ученика. Формирование интереса (мотивации) к учению.
    • Владение правилами поведения в учебной ситуации.
    • Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;
    • Владение        навыками        сотрудничества        со        взрослыми        и        детьми        в разных
    • социальных ситуациях доступным образом.
    • Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации.

    Предметные

    • Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка:
    • понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
    • умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.
    • Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными:
    • понимание обращённой речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
    • умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации.
    • Умение пользоваться доступными средствами коммуникаций в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:
    • умение вступать в контакт;
    • умение использовать средства  альтернативной коммуникации в процессе общения.
    • Глобальное чтение в доступных ребёнку пределах, понимание смысла узнаваемого слова:
    • узнавание и различение напечатанных слов;
    • использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
    • Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму: узнавание и различение образов графем (букв).
    • Чтение и письмо.

    Формирование базовых учебных действий происходит через включение в программу учебного предмета  задач  подготовки ребенка к нахождению и обучению сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся, формирование учебного поведения, умения выполнять задания от начала до конца в течение определенного периода времени, умения самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий.

    Содержание учебного предмета

    Раздел: Коммуникация

    Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом). Привлечение к себе внимания звуком (словом). Выражение своих желаний звуком (словом). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом). Выражение благодарности звуком (словом). Ответы на вопросы звуком (словом, предложением). Задавание вопросов предложением. Прощание с собеседником звуком (словом).

    Коммуникация с использованием невербальных средств. Зависимая коммуникация: формирование, интерпретация и формулирование сообщения с помощью партнера. Независимая коммуникация: самостоятельно формулируемое сообщение. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия),  удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.

    Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности,своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).

    Раздел: Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации"

    Импрессивная речь

    Непреднамеренное обучение в естественных ситуациях. Наблюдение за действиями учителя. Называние предметов и явлений. Побуждение к действию, игры-имитации, игры на повторение и подражание. Соотнесение объектов с изображением и словом, обозначающим объект. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих  действия предмета (пить, есть, сидеть,  стоять,  бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание предложений. Понимание содержания элементарного текста.

    Экспрессивная речь

    Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные        принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление)  слов, указывающих  на  предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) предложений.

    Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

    Сообщение собственного имени посредством мануальных знаков и графических символов при помощи зависимой или независимой коммуникации. Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством зависимой или независимой коммуникации. Использование графического, предметного символа или мануального знака для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического, предметного символа или мануального знака для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического символа или мануального знака для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.).

    Использование графического, предметного символа или мануального знака для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.

    Использование графического, предметного символа или мануального знака для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др. Использование напечатанного слова, графического символа или мануального знака для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др. Использование графического символа или мануального знака для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.) Составление простых предложений с использованием графического, предметного символа или мануального знака.

    Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического, предметного символа или мануального знака. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического, предметного символа или мануального знака. Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического, предметного символа или мануального знака. Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического, предметного символа или мануального знака. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического, предметного символа или мануального знака.

    Раздел  «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.

    Чтение

    Основными видами работы являются беседы; прослушивание коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки. Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Развитие слухового восприятия и речевого слуха является основой для усвоения звуков речи. Обучающийся учится различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д., практически знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук; учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов. В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития обучающегося, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.

    Программа данного раздела состоит из следующих разделов:

    • Неречевые звуки.
    • Речевые звуки.
    • Слово.
    • Предложение.
    • Слог.
    • Повторение.

    Письмо

    Письмо - сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями детей с умеренной умственной отсталостью, с одной стороны, и с сами процессом письма, с другой стороны.

    У детей с умеренной умственной отсталостью грубо нарушены или слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития, на самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

    Дети не ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх - низ, ближе - дальше, под - над, около - внутри и т.д.

    Сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма.

    Программа по письму состоит из 6 разделов:

    1. Рисование фигуры по шаблону с последующим закрашиванием.
    2. Рисование фигуры по трафарету, контуру с последующим раскрашиванием.
    3. Рисование прямых вертикальных линий.
    4. Рисование прямых горизонтальных линий.
    5. Рисование прямых наклонных линий.
    6. Повторение.

    Тематическое планирование

    Раздел и темы

    учебного предмета, курса

    Количество часов

    Виды учебной деятельности

    Текущий и промежуточный контроль.

    Формы контроля

    Раздел 1. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

    17ч

    Слушание, объяснение учителя.

    Работа с пиктограммами, фотографиями.

    Наблюдение за демонстрацией учителя.

    Вводный -

    выявление уровня знаний умений с помощью мониторинга.

    Текущий освоение учебного материала по темам, разделам через практические задания, выполнение упражнений, наблюдение, игры.

    Итоговый контроль выполнения поставленных задач с помощью

    выявления уровня знаний умений с помощью мониторинга.

    Раздел 2. Чтение

    31ч

    Наблюдение за демонстрацией учителя.

    Работа с раздаточным

    материалом, карточками,

     условно-графическими

    схемами, схемами к

    предложению, словам.  

    слова –  картинки к

    условно-графическим

    схемам предложения.

    Просмотр мультфильмом

     (Колобок, Репка),

    Слушание учителя.

    Работа по презентации.

    Работа с раздаточным материалом (картинки «Овощи»).

    Анализ схем.

    Наблюдение за демонстрацией учителя.

    Неречевые звуки.

     

    Речевые звуки.

    Слово. (Выделение слова как единицы речи)

    10ч

    Предложение. (Выделение предложения как единицы речи; составление предложений).

    Деление предложений на слова.

    Слог (деление слов на слоги).

    Раздел 3: Письмо

    37ч

    Наблюдение за демонстрацией учителя.

    Работа с раздаточным материалом, карточками,  условно-графическими схемами, схемами к  предложению, словам.  Слова –  картинки к  условно-графическим схемам предложения. Рисование по шаблону. Раскрашивание фигур. Разучивание, слушание объяснения  учителя. Рисование, обводка по трафарету Слушание, объяснение учителя. Рисование линий. Упражнение. Использование ТСО.

    Рисование фигуры по шаблону с последующим раскрашиванием.

    11ч

    Рисование фигуры по трафарету, контуру с последующим раскрашиванием.

    Рисование вертикальных линий.

    14ч

    Рисование горизонтальных линий.

    Повторение по пройденным разделам.

    17ч

    Итого

    102 ч.

    Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

    Требования к материально-техническим условиям

    Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует  действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам  охраны труда работников образовательных организаций.

    Временной режим образования обучающихся

    Временной режим соответствует постановлению  от 10.07.2015 года  №26  СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».  

    Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:

    • специально подобранные предметы,
    • графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы,  таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),
    • алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),

    электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием, записывающие и воспроизводящие устройства (например: Language Master “Big Mac”, “Step by step”, “GoTalk”, “MinTalker” и др.), а также компьютерные программы, например: PicTop и синтезирующие речь устройства (планшетный компьютер) и др.

    Технические средства обучения

    • Компьютер
    • ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)

    Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.

    Учебно-научная:

    1. Кириллова Е.В. Логоредическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие.- М:ТЦ Сфера
    2. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА) – М.: АСАДЕМА, 2001.

    Интернет источники:

    http://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos  Типы уроков по ФГОС в школе: требования к урокам нового типа, виды уроков и примерная структура урока каждого типа.

    Учебно-методическая:

    1. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы – М.: Владос, 2010.
    2. Власова Т.А. Отбор детей во вспомогательную школу. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
    3. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учебное пособие – М.: АСАДЕМА, 2001.
    4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1- 4 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М. Просвещение, 2008.

    Учебно-практическая:

    1. Волина В. В.  Праздник Букваря  / В. В. Волина. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1997. -384 с.      
    2. Городилова В. И. Чтение и письмо / В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева. – М. : Аквариум, СПб. : Дельта, 1995. – 384 с.
    3. Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи : пособие для воспитателей и родителей / И. С. Лопухина. – М. : Аквариум, 1996. – 384 с.
    4. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов / Е. А. Пожиленко.  – М. : ВЛАДОС, 1999. – 216 с.
    5. Попова Г. П. Занимательное азбуковедение / Г. П. Попова, В. И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2005. – 252 с.
    6. Туманова Т. В. Исправление звукопроизношения у детей: дидактический материал / Т. В.Туманова ; под ред. Т. Б. Филичёвой. – М. : Гном-Пресс, 1999. – 96 с.
    7. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы / Авт. – сост. В. Н. Иванкова. – М. : ООО Аквариум-Принт, 2007. – 256 с.
    8.  Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений.- М.: АСАДЕМА, 200г. 200с.
    9.  Волкова Ю.С. Опорные схемы для составления описательных  рассказов: дидактический материал.- Харьков: ЧП АМГРО ПЛЮС, 2006. – 38с.
    10. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1991. – 200с.
    11. Валентина Гербова. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий, Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

    Материально-техническое обеспечение

    Наглядно-дидактический материал:

    • Волкова Ю.С. Опорные схемы для составления описательных  рассказов: дидактический материал.
    • Н.Е. Ильянова Серия сюжетных картинок «День рождение цыплёнка» демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР.
    • Музыкальная книга. Буквы русского алфавита.
    • Аудиокассеты с записями различных звуков.
    • Мозаика, шнуровка, пазлы, приспособления для нанизывания предметов на шнур.
    • Разрезные и парные картинки.
    • Дидактическая игра «Бусы».
    • Дидактическая игра «Форма и цвет».
    • Трафареты, шаблоны.
    • Штриховки.
    • Рамки-вкладыши.

    СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ

    Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

    п/п

    Изучаемый раздел

    Индикаторы

    1 полугодие

    На конец года

    1

    Коммуникация с использованием вербальных средств

    Умение реагировать на собственное имя.

    Умение приветствовать и прощаться с собеседником звуком (словом).

    2

    Коммуникация с использованием невербальных средств

    Умение продуцировать мануальные знаки с помощью движений собственного тела.

    Умение пользоваться системой графических символов.

    3

    Импрессивная речь

    Понимание обращенной речи.

    понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических символов.

    Понимание предложений.

    Понимание содержания элементарного текста.

    4

    Экспрессивная речь

    Умение употреблять отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы в соответствии с коммуникативной ситуацией.

    Умение употреблять

    -собственное имя

    -называние имён членов семьи

    -называние слов, обозначающих предмет

    5.

    Чтение и письмо

    Элементы глобального чтения.

    Умение узнавать (различать) напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия предметов, действий.

    Умение использовать карточки с напечатанными словами как дополнительное средства коммуникации.

    Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

    Умение узнавать (различать) образы графем (букв).

    Умение производить графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

    Начальные навыки чтения и письма.

    Узнавание звука в слоге (слове).

    Соотнесение звука с буквой.

     Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове).

    Называние буквы.

    Чтение слога.

    Написание буквы (слога, слова).

    Условные обозначения

    Уровни освоения (выполнения) действий / операций

    1. Пассивное участие / соучастие:

    - действие выполняется взрослым

    (ребенок позволяет что-либо сделать с ним)

    -

    1. Активное участие. Действие выполняется ребенком:

    - со значительной помощью взрослого

    дд

    - с частичной помощью взрослого

    д

    - по последовательной инструкции (изображения или вербально)

    ди

    - по подражанию или образцу

    до

    - самостоятельно с ошибками

    сш

    - самостоятельно

    с

    Сформированность представлений

    1. Представления отсутствуют

    -

    1. Не выявить наличие представлений

    ?

    1. Представления на уровне:

    - использования по прямой подсказке

    пп

    - использования с косвенной подсказкой (изображение)

    п

    - самостоятельного использования

    +

    Календарно тематическое планирование.

    102 часа (3 часа  в неделю)

    1 четверть – 25 ч

    2 четверть – 21 ч

    3 четверть – 32 ч

    4 четверть – 24 ч

    урока

    Дата проведения

    Тема урока

    Цели урока

    Тип урока

    Методы

    и приемы

    Формируемые

    БУД

    Словарь

    план

    факт

    1 четверть – 25 ч

    Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

    01.09

    Слово- приветствие «здравствуйте».

    формировать навыки установления, поддержания и завершения контакта. Употребление   слов приветствий жестом.

    Вводный урок.

    наглядный, словесный, практический

    Освоение роли ученика. Формирование интереса (мотивации) к учению.  Владение правилами поведения в учебной ситуации.

    Организовывать свое рабочее место под руководством учителя, правильно сидеть за партой.

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков.

    Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить с помощью мимики, жестов, речевых звуков, слов.

    Взаимодействовать со взрослыми и с сверстниками в учебной и свободной деятельности.

    здравствуйте

    06.09

     Слова приветствия.

    формирование новых знаний

    наглядный, словесный, практический

    привет   здравствуйте  

    07.09

    Слова приветствия.

    Упражняться   в   употреблении   слов приветствий символом

    формирование новых знаний

    привет   здравствуйте  

    Чтение.  Неречевые звуки. 

    08.09

    Звуки  вокруг нас.

    Знакомить с понятием «звук». Знакомство со звуками А, У, М, Х

    формирование новых знаний

    наглядный, словесный, практический

    13.09

    Звук. Его источник.

      Определять источника звука с опорой на практические действия Дифференцировать звуки окружающего мира, соотнося их с речевыми звуками (не более трёх источников).

    формирование новых знаний

    Дидактическая игра «Какой речевой звук спрятался»

    14.09

    Звук. Его источник.

    Формировать понятие звук. (четыре источника). Упражнение в определении источника  звука  с  опорой  на  практические действия.

    формирование новых знаний

    Практические упражнения «Отгадай предмет по звуку».

    Письмо. Рисование комбинаций из вертикальных,  горизонтальных, наклонных   линий.

    15.09

    Работа карандашом, ручкой на листе бумаги.

    Знакомить с правильной посадкой при письме, с правильным расположением тетради. Работа мелом на доске и на листе ватмана карандашом  с крупными шаблонами букв А У М О Х С или геометрическими фигурами.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    практические

    Владение правилами поведения в учебной ситуации.

    Владение алгоритмом действий учебной ситуации.

    Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

    Преодоление импульсивности, непроизвольности.

    Ориентироваться в учебнике, тетради у доски под руководством учителя.

    Принимать информацию представленную в виде текста, рисунков, пиктограмм, графических схем.

    20.09

    Слова прощания.

     формирование новых знаний

    практические

    прямая палочка - заборчик, наклонная прямая палочка

    Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

    21.09

    Прямые линии.

    Рисовать прямые линии.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    наглядный, словесный, практический

    Освоение роли ученика. Формирование интереса (мотивации) к учению.  Владение правилами поведения в учебной ситуации.

    Организовывать свое рабочее место под руководством учителя, правильно сидеть за партой.

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков. Соблюдать

    простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить с помощью мимики, жестов, речевых звуков, слов.

    до свидания

    22.09

    Употребление   слов- приветствий жестами.

    Знакомить  со  словом  приветствие  «здравствуйте» жестом, символом формирование навыков установления, поддержания и контакта.

    Формирование новых знаний

    наглядный, словесный, практический

    до свидания

    27.09

    Употребление   слов- приветствий символом.

    обогащение словарного запаса; способствовать развитию навыков  произвольного запоминания

    28.09

    Речевая гимнастика для рук.

    Формирование новых знаний

    наглядный,

    словесный,

     практический

    29.09

    Речевая гимнастика для рук.

    разучивать речевую гимнастику для рук  по      пиктограмме. Укрепление мышц артикуляционного аппарата.

    Письмо. Рисование вертикальных линий. 

    04.10

    Прямые наклонные линии.

    Письмо прямых наклонных вертикальных линий по начальной точке сверху вниз (короткие и длинные). Работа карандашом в альбоме. Штриховка букв А У О

    формирование и закрепления умений и навыков.

    практические

    Владение правилами поведения в учебной ситуации.

    Владение алгоритмом действий учебной ситуации.

    Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

    Преодоление импульсивности, непроизвольности.

    Ориентироваться в учебнике, тетради у доски под руководством учителя.

    Принимать информацию представленную в виде текста, рисунков, пиктограмм, графических схем.

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков.

    05.10

    Ориентировка на листе бумаги.

    Упражнять в ориентировании на листе бумаги. Обучать умению держать карандаш и проводить произвольные линии на листе бумаги.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Беседа.

    Объяснение.

    Демонстрация.

    Упражнения.

    Работа  с тетрадью

    06.10

    Ориентировка на листе бумаги.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    11.10

    Рисование в альбоме круга по шаблону.

    Развитие навыков учебной деятельности: правильное расположение письменных принадлежностей

    формирование и закрепления умений и навыков.

    12.10

    Рисование мелом на доске произвольных линий, элементов букв Х,М,У.

    Обводка по шаблону квадрата пальцем в воздухе, на доске, на парте. Учить ориентироваться на листе бумаги, в пространстве.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    13.10

    Работа по шаблону.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Чтение. Речевые звуки.

    18.10

    Имитация звуков.

    Обучать имитации звуков окружающей среды речевыми звуками. Упражнение в имитации неречевых звуков речевыми (например, ш – шипит гусь, з – звенит комар, у – воет волк и т. п.). Использование пиктограмм, картинок.

    Вводный урок.

    Организовывать свое рабочее место под руководством учителя, правильно сидеть за партой.

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков.

    19.10

    Имитация звуков.

    формирование новых знаний.

    словесный,

     практический

     Чтение. Слово. Выделение слова как единицы речи.

    20.10

    Понятие «слово».

    Знакомить с понятием «слово». «Называние» предметов по картинкам.

    Вводный урок

    Беседа.

    Объяснение.

    Демонстрация.

    Упражнения.

    Работа  с тетрадью

    Формирование интереса (мотивации) к учению.

    Владение правилами поведения в учебной ситуации.

    Принимать информацию представленную в виде текста, рисунков, пиктограмм, графических схем.

    25.10

    Называние предмета.

    Знакомить с понятием «слово» и его условно - графическим изображением.

    Формирование новых знаний.

    26.10

    Слово и условно-графическая схема.

    Упражнять в условно – графической фиксации слова с последующим его «чтением».

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Чтение. Речевые звуки.

    27.10

    Звук  и слово.

    Упражнять в определении принадлежности имитационных речевых звуков конкретному живому предмету.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков.

    Кошка, собака, корова, филин.

    2 четверть – 21 ч

    Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

    08.11

    Слова – приветствия.

    Закреплять    умения     употреблять слова «привет», «здравствуйте» жестом, символом в коммуникативной ситуации.

    Вводный урок.

    наглядный,

    словесный,

     практический

    Формирование интереса (мотивации) к учению.  Владение правилами поведения в учебной ситуации.

    Организовывать свое рабочее место под руководством учителя, правильно сидеть за партой.

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков.

    Привет, здравствуйте

    09.11

    Упражнение   в   употреблении   слов «пока», «до свидания».

    формировать навыки установления, поддержания и завершения контакта с помощью жестов, символов

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Пока, до свидания

    Письмо. Рисование горизонтальных линий.

    10.11

    Горизонтальные линии.

    Рисовать горизонтальные линии по двум заданным точкам, без точек на доске, в альбоме (в строке).

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Беседа.

    Объяснение.

    Демонстрация.

    Упражнения.

    Работа  с тетрадью

    Владение правилами поведения в учебной ситуации.

    Владение алгоритмом действий учебной ситуации.

    Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

    Преодоление импульсивности, непроизвольности.

    Ориентироваться в учебнике, тетради у доски под руководством учителя.

    Принимать информацию представленную в виде текста, рисунков, пиктограмм, графических схем.

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков.

    15.11

    Горизонтальные линии.

    Упражнение в рисовании на доске, в альбоме (не в строке) горизонтальных линий по двум заданным точкам.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    16.11

    Прямые наклонные линии. Буква М.

    находить  прямые наклонные линии на предметах, картинках. Рисовать их в воздухе, на доске.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    17.11

    Рисование бордюра из наклонных линий разных направлений.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Чтение. Выделение предложения как единицы речи; составление предложений.

    22.11

     

    «Предложение» и его условно-графическим изображением.

    Знакомить с понятием «предложение» и его условно-графическим изображением.

    Урок формирования новых знаний.

    наглядный,

    словесный,

     практический

    Формирование интереса (мотивации) к учению.

    Владение правилами поведения в учебной ситуации.

    Владение навыками сотрудничества        со взрослыми        и  детьми        в разных социальных ситуациях доступным образом.

    Владение алгоритмом действий в учебной ситуации;

    Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

    Преодоление импульсивности, непроизвольности.

    Принимать информацию представленную в виде текста, рисунков, пиктограмм, графических схем.

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков.

    23.11

    Условно – графическая фиксация заданных предложений с их последующим «чтением».

    Знакомить с понятием «предложение» и его условно-графическим изображением.

    Урок формирования и закрепления умений и навыков.

    24.11

    Составление предложений из 2 слов.

    Составлтьяпредложения с опорой на ситуативную картинку  с помощью опорных картинок и условно-графической схемы и последующее «чтение» с помощью педагога.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    29.11

    Составление предложений из 2-3 слов.

    Выкладывать предложения по образцу с помощью картинок.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    30.11

    Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Репка».

    Подбирать слова к картинке на сюжет сказки «Репка» в точном соответствии с количеством предложенных условно-графических изображений.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Письмо. Рисование фигуры по шаблону с последующим раскрашиванием.

    01.12

    Кодировка звуков окружающей среды.

    Кодировать звуки окружающей среды (цветными мелками в виде палочек, кружочков, точек и т. п.).

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Владение правилами поведения в учебной ситуации.

    Владение алгоритмом действий учебной ситуации.

    Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

    Преодоление импульсивности, непроизвольности.

    Ориентироваться в учебнике, тетради у доски под руководством учителя.

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков.

    06.12

    Работа по шаблону. Круг. Буква С.

    Формировать умения навыков работы с шаблоном. Обводить пальцем по шаблону круга (яблока) в воздухе, на доске, на парте.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Беседа.

    Объяснение.

    Демонстрация.

    Упражнения.

    Работа  с тетрадью

    07.12

    Работа по шаблону. Круг.

    Разучивать пальчиковые упражнения. Обучать умению раскрашивать круг.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    08.12

    Композиция из двух кругов.

    Рисовать в альбоме композиции из двух кругов (различных по цвету) по шаблонам с помощью учителя. Раскрашивание фигур.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    13.12

    Композиция из двух кругов по шаблону.

    Рисовать в альбоме композиции из двух кругов по шаблонам самостоятельно.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Самостоятельная работа.

    Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

    14.12

    Ознакомление со словами – «спасибо», «пожалуйста».

    употреблять слова, жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях Упражнение   в употреблении   слов приветствий жестом, символом.

    Урок формирования новых знаний.

    Формирование интереса (мотивации) к учению.  Владение правилами поведения в учебной ситуации.

    Организовывать свое рабочее место под руководством учителя, правильно сидеть за партой.

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков.

    Спасибо, пожалуйста

    15.12

    Слово – благодарность.

    формирование и закрепления умений и навыков.

     Чтение. Предложение. Выделение предложения как единицы речи; составление предложений.

    20.12

    Составление предложений.

    Составлять, кодировать, «чтение» предложения к слову «спасибо», «пожалуйста» с опорой на наглядность.

    Закрепление.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Владение алгоритмом действий в учебной ситуации;

    Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

    Преодоление импульсивности, непроизвольности.

    Принимать информацию представленную в виде текста, рисунков, пиктограмм, графических схем.

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков.

    Спасибо, пожалуйста.

    21.12

    Знакомство со сказкой «Колобок».

    Инсценировать сказку. Выстраивать сюжет по опорным картинкам.

    Вводный урок

    22.12

    Составление предложения по сказке «Колобок».

    Составлять, кодировать, «чтение» предложения по сказке «Колобок» с опорой на наглядность.

    Урок формирования новых знаний

    3 четверть - 32 ч.

    Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

    10.01

    Прослушивание сказки «Репка».

    Развивать способности слушать.

    Урок формирования новых знаний

    Формирование интереса (мотивации) к учению.  

    Чтение. Неречевые звуки.

    11.01

    Работа над содержанием сказки «Репка»

    Определять источник звука с опорой на практические действия (не более трёх источников). Имитация голосов персонажей сказки.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Владение правилами поведения в учебной ситуации.

    Организовывать свое рабочее место под руководством учителя, правильно сидеть за партой.

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков.

    Чтение. Слово. (Выделение слова как единицы речи)

    12.01

    Кодирование слов, к сюжетной картинке.

     «Подпись» сюжетной картинки к сказке «Репка» словами с их последующим «чтением» по порядку и в разбивку.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Владение алгоритмом действий в учебной ситуации;

    Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

    Преодоление импульсивности, непроизвольности.

    Принимать информацию представленную в виде текста, рисунков, пиктограмм, графических схем.

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков.

     Чтение. Предложение. (Выделение предложения как единицы речи; составление предложений).

    17.01

    Русская народная сказка «Репка».

    Подбирать одну из двух картинок к заданному предложению, фиксация предложения условно-графическим изображением и последующее «чтение». Работа над содержанием.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Чтение. Деление предложений на слова.

    18.01

    Составление предложения по схеме.

    Составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам, на основе содержания сказки «Репка».

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Владение правилами поведения в учебной ситуации.

    Владение алгоритмом действий в учебной ситуации;

    Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

    Преодоление импульсивности, непроизвольности.

    Принимать информацию представленную в виде текста, рисунков, пиктограмм, графических схем.

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков.

    19.01

    Составление предложений по схеме.

    Составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по предметной картинке и условно-графическому изображению с подстановкой различных слов-действий. на основе содержания сказки «Репка»

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Чтение. Слог (деление слов на слоги).

    24.01

    Понятие «слог».

    Знакомить  с понятием «слог» и его условно-графическим изображением (полоски, более короткие, чем слова или квадраты). Сказка «Колобок»

    Урок формирования новых знаний

    Формирование интереса (мотивации) к учению.

    Владение правилами поведения в учебной ситуации.

    Владение навыками сотрудничества        со взрослыми        и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом.

    Владение алгоритмом действий в учебной ситуации;

    Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

    Преодоление импульсивности, непроизвольности.

    Принимать информацию представленную в виде текста, рисунков,пиктограмм, графических схем.

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков.

    25.01

    Деление слов, состоящих из двух слогов.

    Упражнять в делении слов, состоящих из двух слогов, на слоги с опорой на тактильно-двигательные ощущения и условно-графическое изображение слога.

    Урок формирования новых знаний

    26.01

    Деление слов, состоящих из двух слогов.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Письмо. Рисование фигуры по шаблону с последующим раскрашиванием.

    31.01

    Раскрашивание фигур с опорой на рисунок.

    Развивать мелкую моторику рук. Работать над содержанием сказки «Колобок» Рисовать композиции из двух фигур по шаблонам с опорой на рисунок.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Беседа.

    Объяснение.

    Демонстрация.

    Упражнения.

    Работа  с тетрадью

    Владение правилами поведения в учебной ситуации.

    Владение алгоритмом действий учебной ситуации.

    Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

    Преодоление импульсивности, непроизвольности.

    Ориентироваться в учебнике, тетради у доски под руководством учителя.

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков.

    01.02

    Композиции из двух фигур.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    02.02

     

    Композиции из геометрических фигур.

    Обводить по контуру цветными карандашами композиции из геометрических фигур с помощью учителя с последующим раскрашиванием.

    Урок формирования новых знаний

    07.02

    Контурные изображения фигур.

    Знакомить с контурным изображением фигур. Обводить по контуру квадратов различной величины с последующим раскрашиванием.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Рисование вертикальных линий.

    08.02

    Упражнения в ориентировке на строке.

    Знакомить с рабочей строкой (в альбоме: ширина – 3 см). Формировать умения ориентироваться на строке (верхняя линия, нижняя линия)

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Владение правилами поведения в учебной ситуации.

    Владение алгоритмом действий учебной ситуации.

    Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

    Преодоление импульсивности, непроизвольности.

    Ориентироваться в учебнике, тетради у доски под руководством учителя.

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков.

    начало, середина, конец.

    09.02

    Упражнения в ориентировке на строке

    Писать вертикальные линии. Находить их на предметах, картинках.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Беседа.

    Объяснение.

    Демонстрация.

    Упражнения.

    Работа  с тетрадью

    13.02

    Произвольное рисование вертикальных линий.

    Знакомить с буквой Х, выкладывать из палочек. Штриховка Рисование на доске, в альбоме (не в строке) вертикальных линий по двум заданным точкам.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    14.02

    Вертикальные линии.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    1502

    Рисование вертикальных линий по начальной точке.

    Формировать представления  о строке, отрабатывать умения ориентироваться на ней.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

    21.02

    Употребление слова «хорошо».

    Упражнять в  употреблении  слова

    «хорошо» жестом, символом в коммуникативной ситуации

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Формирование интереса (мотивации) к учению.  Владение правилами поведения в учебной ситуации.

    Организовывать свое рабочее место под руководством учителя, правильно сидеть за партой.

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков.

    22.02

    Употребление слова «хорошо».

    Закреплять    умение     употреблять слово «хорошо» жестом, символом в коммуникативной ситуации.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Письмо. Рисование фигуры по трафарету, контуру с последующим раскрашиванием.

    28.02

    Рисование простых фигур с помощью трафарета.

    Знакомить с трафаретами простых фигур и соотнесение их с предметами окружающей действительности

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Владение правилами поведения в учебной ситуации.

    Владение алгоритмом действий учебной ситуации.

    Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

    Преодоление импульсивности, непроизвольности.

    Ориентироваться в учебнике, тетради у доски под руководством учителя.

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков.

    01.03

    Обводка по контуру кругов различной величины.

    Обводить по контуру круги различной величины с последующим раскрашиванием.

    Контрольный урок.

    02.03

    Обводка по контуру треугольников различной величины.

    Обводить по контуру треугольников различной величины с последующим раскрашиванием. Строить из треугольников простые фигуры.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

    07.03

    Слова – живые предметы.

    Определять источник звука с опорой на практические действия (не более трёх источников).

    Урок формирования новых знаний

    Организовывать свое рабочее место под руководством учителя, правильно сидеть за партой.

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков.

    Мама

    бабушка

    Чтение. Слово. (Выделение слова как единицы речи)

    09.03

    Слова – живые предметы.

    Кодировать слова.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Преодоление импульсивности, непроизвольности.

    Принимать информацию представленную в виде текста, рисунков, пиктограмм, графических схем.

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков.

    Мама

    папа бабушка

    14.03

    Упражнение в условно – графической фиксации слов.

    Упражнять в условно – графической фиксации слов (2-3) с последующим «чтением» их по порядку .

    формирование и закрепления умений и навыков.

    15.03

    Слова по теме:

      Овощи.

    Подбирать слова по теме «Овощи», их условно-графически кодировать и последующее «чтение».

    формирование и закрепления умений и навыков.

    16.03

    Составление простых предложений.

    Составлять простые предложения по предметной картинке «Овощи», кодирование и «чтение».

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Письмо. Рисование фигуры по шаблону с последующим раскрашиванием.

    21.03

    Раскрашивание предметных картинок.

    Раскрашивать фигуры, предметы по теме «Овощи»

    Контрольный урок.

    Владение правилами поведения в учебной ситуации.

    Владение алгоритмом действий учебной ситуации.

    Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

    Преодоление импульсивности, непроизвольности.

    Ориентироваться в учебнике, тетради у доски под руководством учителя.

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков.

    22.03

    Упражнения для кистей и пальцев рук.

    Упражнять кисти и пальцы рук на основе подражания действиям с предметами.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    23.03

    Разучивание пальчиковых упражнений.

    Разучивать пальчиковые упражнения. Рисовать в альбоме квадраты, круги по шаблону. Раскрашивать фигуры.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    24.03

    Рисование композиции «Овощи в вазе».

    Рисовать в альбоме композицию из трёх фигур по шаблонам с помощью учителя.

    Комбинированный урок.

    4 четверть – 24 ч

    Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

    05.04

    Ознакомление со словами «спасибо» жестом, символом.

    формировать умение понимать обращенную речь

    Урок сообщения новых знаний

    Организовывать свое рабочее место под руководством учителя, правильно сидеть за партой.

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков.

    Спасибо

    пожалуйста

    Письмо. Рисование комбинаций из вертикальных,  горизонтальных, наклонных   линий.

    06.04

    Работа карандашом, ручкой на листе бумаги.

    Работа мелом на доске и на листе ватмана карандашом  с крупными шаблонами букв Ш Л.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Практические

    Наглядные

     

    Беседа.

    Объяснение.

    Демонстрация.

    Упражнения.

    Работа  с тетрадью

    Владение правилами поведения в учебной ситуации.

    Владение алгоритмом действий учебной ситуации.

    Преодоление импульсивности, непроизвольности.

    Ориентироваться в учебнике, тетради у доски под руководством учителя.

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков.

    11.04

    Работа карандашом, ручкой на листе бумаги.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    12.04

    Работа с шаблонами.

    Буква Ш, Л.

    Закреплять умения обводить фигуры по шаблону. Штриховать буквы Ш.Л.

    Комбинированный урок

    Чтение. Слово. (Выделение слова как единицы речи). 

    13.04

    Слово и условно-графическая схема.

    Упражнять в «подписи» картинки словами (схемы слов) с их последующим «чтением».

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Практические

    Наглядные

    Владение алгоритмом действий в учебной ситуации;

    Принимать информацию представленную в виде текста, рисунков, пиктограмм, графических схем.

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков.

    Шалаш

    Лампа

    лом

    18.04

    Условно – графическая фиксации слова.

    Фиксировать слова в условно-графической схеме с последующим его «чтением».

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Практические

    Наглядные

     словесные

    Повторение.

    Письмо. Рисование фигуры по трафарету, контуру с последующим раскрашиванием.

    19.04

    Кодировка звуков окружающей среды.

    Кодировать звуки окружающей среды (цветными мелками в виде палочек, кружочков, точек и т. п.).

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Владение правилами поведения в учебной ситуации.

    Владение алгоритмом действий учебной ситуации.

    Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

    Преодоление импульсивности, непроизвольности.

    Ориентироваться в учебнике, тетради у доски под руководством учителя.

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков.

    Автобус

    Шапка

    ваза

    20.04

    Кодировка звуков окружающей среды.

    Кодировать звуки окружающей среды (цветными мелками в виде палочек, кружочков, точек и т. п.).Буква О

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Практические

    Наглядные

     словесные

    Овцы

    Перо

    нож

    Чтение. Предложение. (Выделение предложения как единицы речи; составление предложений).

    25.04

    Составление предложений по условно-графической  схеме.

    Составлять предложения по условно-графической схеме с опорой на картинки. Буква У

    формирование и закрепления умений и навыков.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Практические

    Наглядные

     словесные

    Формирование интереса (мотивации) к учению.

    Владение правилами поведения в учебной ситуации.

    Владение алгоритмом действий в учебной ситуации;

    Принимать информацию представленную в виде текста, рисунков, пиктограмм, графических схем.

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков.

    Зонт держит девочка.

    У девочки зонт.

    26.04

    Кодирование предложений.  

    Кодировать предложения из двух слов. Рисовать линии, или наклеивать горизонтальные полоски при кодировании предложений (схемы к предложению).

    Названия животных:

    Медведь, волк, лиса, белка, заяц.

    27.04

    Кодирование предложений

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Практические

    Наглядные

     словесные

    Дети идут

    Мальчики рисуют.

    Чтение. Слово. (Выделение слова как единицы речи).

    02.05

    Работа с шаблонами.

    Буква Н.

    Закреплять умения обводить фигуры по шаблону. Штриховка букв Н

    Комбинированный урок

    Практические

    наглядные

    Формирование интереса (мотивации) к учению.

    Владение правилами поведения в учебной ситуации.

    Владение навыками сотрудничества        со взрослыми        и детьми        в разных социальных ситуациях доступным образом.

    Владение алгоритмом действий в учебной ситуации;

    Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

    Преодоление импульсивности, непроизвольности.

    Принимать информацию представленную в виде текста, рисунков, пиктограмм, графических схем.

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков.

    Нос

    Нож нога

    03.05

    Слово и условно-графическая схема.

    Упражнять в «подписи» картинки словами (схемы слов) с их последующим «чтением».

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Нина

    04.05

    Условно – графическая фиксации слова.

    Фиксировать слова в условно-графической схеме с последующим его «чтением».

    формирование и закрепления умений и навыков.

    телефон

    10.05

    Кодирование 3-4 слов, предложенных учителем к сюжетной картинке.

    Комбинированный урок

    Практические

    Наглядные

     словесные

    Письмо. Рисование фигуры по трафарету, контуру с последующим раскрашиванием.

    11.05

    Кодировка звуков окружающей среды Буква М.

    Кодировать звуки окружающей среды (цветными мелками в виде палочек, кружочков, точек и т. п.).

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Беседа.

    Объяснение.

    Демонстрация.

    Упражнения.

    Работа  с тетрадью

    Владение правилами поведения в учебной ситуации.

    Владение алгоритмом действий учебной ситуации.

    Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

    Преодоление импульсивности, непроизвольности.

    Ориентироваться в учебнике, тетради у доски под руководством учителя.

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков.

    Мак

    Маша

    Мурка

    13.05

    Кодировка звуков окружающей среды Буква С.

    Кодировать звуки окружающей среды (цветными мелками в виде палочек, кружочков, точек и т. п.).

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Лиса

    Сова

    собака

    16.05

    Кодировка звуков окружающей среды

    Буква Х.

    Кодировать звуки окружающей среды (цветными мелками в виде палочек, кружочков, точек и т. п.).

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Практические

    Наглядные

     словесные

    Хлеб

    Халат

    муха

    Чтение. Речевые звуки.

    17.05

    Буква ы.

    Произносить имитационные речевых звуки с изменением силы звучания.

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Практические

    Наглядные

     словесные

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков.

    Письмо. Рисование фигуры по трафарету, контуру с последующим раскрашиванием.

    18.05

    Кодировка звуков окружающей среды Буква М.

    Кодировать звуки окружающей среды (цветными мелками в виде палочек, кружочков, точек и т. п.).

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Объяснение.

    Демонстрация.

    Упражнения.

    Работа  с тетрадью

    уметь обводить фигуры по шаблонам, трафаретам с последующим закрашиванием

    Розы

    Берёзы

    машины

    Чтение. Предложение. (Выделение предложения как единицы речи; составление предложений).

    23.05

    Составление предложений по условно-графической  схеме.

    Составлять предложения по условно-графической схеме с опорой на картинки. Буква ы

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Практические

    Наглядные

     словесные

    Формирование интереса (мотивации) к учению.

    Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

    Принимать информацию представленную в виде текста, рисунков, пиктограмм, графических схем.

    Слушать и отвечать на вопросы с помощью жестов, мимики, речевых звуков.

    У Наны шары.

    Чтение. Слово. (Выделение слова как единицы речи).

    24.05

    Слово и условно-графическая схема.

    Упражнять в «подписи» картинки словами (схемы слов) с их последующим «чтением».

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Практические

    Наглядные

     словесные

    Мыло

    Мы

    сын

    Письмо. Рисование фигуры по трафарету, контуру с последующим раскрашиванием.

    25.05

    Кодировка звуков окружающей среды Буква Р.

    Кодировать звуки окружающей среды (цветными мелками в виде палочек, кружочков, точек и т. п.).

    формирование и закрепления умений и навыков.

    Объяснение.

    Демонстрация.

    Упражнения.

    Работа  с тетрадью

    Владение правилами поведения в учебной ситуации.

    Владение алгоритмом действий учебной ситуации.

    Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

    Преодоление импульсивности, непроизвольности.

    Ориентироваться в учебнике, тетради у доски под руководством учителя.

    30.05

    Кодирование предложений условно-графической схемой.

    Кодировать предложение их 2-3 слов условно-графической схемой. Наклеивать горизонтальные полоски при кодировании предложений (схемы к предложению).

    Обобщающий урок.

    Самостоятельная работа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям

    Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...

    Адаптированная программа по предмету «Домоводство» АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) 3 класс

    Рабочая адаптированная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант II) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта обучающих...

    Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями (Ва

    Аттестация обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тя...

    Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3 б класс

    Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обуча...

    Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

    В данной рабочей программе представлены цели, задачи учебного предмета. Раскрыто основное содержание, планируемые результаты освоения программы, тематическое планирование...

    Рабочая программа по учебному предмету "Физическая культура" обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    В рабочей программе представлено содержание предмета, его место в учебном плане школы, количество часов по классам, тематическое планирование....