Методическая разработка урока окружающего мира по теме Золотое кольцо России 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Лахман Елена Георгиевна
В разработке представлен подробный конспект урока окружающего мира по теме Золотое кольцо России, 3 класс, УМК Школа России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока   по окружающему миру   в 3 классе

Тема урока: «Золотое кольцо России»

Учитель начальных классов Лахман Е.Г.

УМК «Школа России»

Цели урока:

Обучающая:

- сформировать представление у обучающихся о Золотом кольце России, о городах Золотого кольца.

Развивающая:

- способствовать развитию познавательной мотивации, расширению кругозора;

- развивать умение определять цель, строить деятельность по её достижению, способность правильно формулировать мысли в процессе общения;

- развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь;

- формировать умения слушать и слышать одноклассников, учителя.

Воспитательная:

- способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за нашу страну через изучение достопримечательностей старинных русских городов.

Тип урока: «открытия»  новых знаний

Форма урока: урок-путешествие

Оборудование: мультимедийная презентация, карта Золотого кольца России, листы с текстами, учебник, рабочая тетрадь.

Планируемые результаты

Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной стране.

Предметные: обучающиеся узнают, какие города входят в Золотое кольцо России, их расположение на карте и достопримечательности; почему эти города объединены в понятие «золотое кольцо».

Метапредметные:

Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие умения удерживать цель деятельности до получения её результата; осуществление контроля деятельности; оценивание результатов своей деятельности.

Познавательные: формирование умения выявлять особенности и сходства разных объектов в процессе их рассматривания.

Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой работе.

Используемые на уроке современные педагогические технологии:

- здоровьесберегающие технологии (эмоциональное воздействие на детей, физкультминутка),

- ИКТ,

- проблемное обучение (проблемная ситуация с удивлением, проблемные вопросы),

- игровая технология.

Методы обучения:

- частично-поисковые, проблемный (направлены на мотивацию учебной деятельности); - объяснительно-иллюстративный (организация и осуществление учебно-познавательной деятельности);

- репродуктивный (воспроизведение чего-либо по образцу или по памяти; в активной форме ученики самостоятельно определяют, выбирают алгоритм действий, а затем упражняются в его применении);

- беседа, диалоговое взаимодействие;

- практические (самостоятельная работа с текстами- заданиями).

Организационные формы урока: фронтальная, парная,  групповая, индивидуальная.  

Ход урока

I. Мотивация:

1. Положительный настрой на урок

- Здравствуйте, ребята.

- Посмотрите друг на друга.  Подарите своим одноклассникам улыбку и частичку своего хорошего настроения, которое мы пронесём через весь наш урок.

2. Интеллектуальная разминка:

  • На чем путешествовал Емеля?
  • На какую планету летал Незнайка?
  • Воздушный транспорт Бабы Яги?
  • Другие виды транспорта в русских сказках?
  • На какой машине нельзя ездить?
  • Когда пешком идешь - ты пешеход, когда ты сел на пароход - ты…?
  • У какой фигуры нет начала и конца?

2. Самоопределение к деятельности:

-Какие ассоциации вызывает у вас картинка?  (СЛАЙД)

-Кому из вас приходилось путешествовать? Где вы бывали?  

- Зачем люди путешествуют? Какие предметы могут понадобиться в путешествии?

-Помимо карты, бинокля, компаса я приготовила в дорогу…( СЛАЙД с кольцами)

–  карточку со  словом «кольцо»  прикрепить на доску

-Какие бывают кольца?

- Какое является  символом единства, сближения, является драгоценным?

- Золотое кольцо на слайде- в прямом или переносном значении употреблено слово золотое? (В прямом)

-Может ли это выражение употребляться в переносном смысле?  

- В каком случае?

 –  карточку со  словом прикрепить на доску

- Кто догадался, куда отправляемся в путешествие?  (Отправляемся путешествовать по золотому кольцу)

- Предположите, где находится Золотое кольцо?  (В России)

  –  карточку со  словом прикрепить на доску

- Назовите тему урока.

- Какова цель нашего путешествия? ( Познакомиться с интересными древними  городами России. Узнать об их достопримечательностях, об истории нашего государства.)

Приём «Знаю – Хочу узнать – Узнал»:

- Что вы знаете по этой теме?  

- Что хотите узнать?

- На какой главный вопрос мы должны с вами найти ответ?    (Почему Золотое кольцо?)

- На каком транспорте мы отправимся в путешествие? (Обучающиеся перечисляют виды транспорта)

- Какие правила мы должны соблюдать во время путешествия? (Обучающиеся перечисляют правила безопасного путешествия)

-Что может нам помочь в путешествии? (карта)

- Зачем нам нужна карта?  (Чтобы знать, куда отправиться в путешествие)

II. Работа по теме урока:

1. Начало путешествия

- Путешествие начинаем из сердца нашей   Родины. Откуда?   (Из Москвы)  (Слайд)  

- Где мы находимся?   (Мы находимся на Красной площади)

- Посмотрите, слева Спасская башня с курантами, справа – храм Василия Блаженного.

- Сделаем фотографию на память. Достаньте свои фотоаппараты. (Обучающиеся и учитель «фотографируют» объект)

- Откройте рабочие тетради. Отметьте пункт отправления на карте. (Обучающиеся отмечают флажком город, в который они прибыли)

- Итак, в путь. Включайте своё воображение. Представьте, что мы мгновенно переносимся из города в город.

2.  Сергиев Посад     

(Слайд Сергиев Посад)    

- Из Москвы мы отправляемся на северо-восток, в какой город?  (Сергиев Посад)

- Найдите на карте в Рабочей тетради этот город, напишите название, отметьте флажком. (Обучающиеся в карте записывают название, отмечают флажком город, в который они прибыли)

Найдите в учебнике рассказ об этом городе. Прочитайте.

Почему этот город получил такое название?

-Что такое лавра?

Работа в группах:

-На столах лежат листы с текстами. Прочитайте дополнительный рассказ о городе на листе № 1, приготовьте  вопросы по нему для других групп. Запишите на листочек.

- Проверяем, как вы выполнили задание.   (Каждая группа задаёт вопрос)

-Какой вопрос (ответ) был самым лучшим?

- Сделаем фотографию на память.  (Обучающиеся и учитель «фотографируют» объект.)

-Запишите в таблицу в тетради достопримечательности Сергиева – Посада. Что вы записали? (Ответы обучающихся)

-Продолжим путешествие.

3. Переславль- Залесский

-В какой город мы отправляемся теперь? (СЛАЙД)

Найдите в учебнике рассказ об этом городе. Прочитайте.

-Кто основал город? Чем он знаменит?

- Прочитайте дополнительный рассказ о городе на листе № 2, приготовьте  вопросы по нему для других групп.

- Проверяем, как вы выполнили задание.   (Каждая группа задаёт вопрос)

-Какой вопрос (ответ) был самым лучшим?

- Сделаем фотографию на память и поместим в маршрутный лист.  (Обучающиеся и учитель «фотографируют» объект.)

-Запишите в таблицу в тетради достопримечательности Переславля - Залесского. Что вы записали? (Ответы обучающихся)

4. Ростов  

Слайд

- Отправляемся дальше в город …    (Ростов) (СЛАЙД)

- Отметьте город на карте. (Отмечают флажком город, записывают название.)

- Ростов – один из самых древних  городов в Золотом кольце. Уже с давних времён его называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль, построенный во второй половине XVII века в центре города на берегу озера Неро. Что мы видим за его белыми стенами?

- Правильно, видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся мелодичным звоном и известны по всему миру. Каждый из 13 колоколов звонницы, от самого большого, весом в 32 тонны колокол «Сысой», до самого малого, звучит по- особенному.          

- Вы хотите послушать знаменитый  звон Ростовских колоколов?

- Слушайте внимательно. Потом вы мне скажете, какие ощущения вызвал у вас колокольный звон. Постарайтесь понять, где звучит самый большой колокол.

(Звучит Ростовский колокольный звон)

- Какие ощущения вызвал у вас колокольный звон?

- Делаем «фотографию» на память.

- Что вам запомнилось о городе Ростове?

-Запишите в тетрадь достопримечательности.

 -Возьмите лист № 3. Вставьте пропущенные слова (текст с пропущенными словами о Ростове).

Проверка выполнения задания. Самооценка.

- Пора отправляться нам дальше.                                                                                  

5. Физкультминутка

6. Углич

(Слайд)

- Отправляемся дальше в город …    (Углич).

- Отметьте город на карте. (Отмечают флажком город, записывают название.)

-Почему он так назван?

-Найдите в учебнике рассказ об этом городе. Прочитайте.

-Чем славится этот город Золотого кольца? Запишите в тетрадь достопримечательности.

-Найдите ошибку в следующих утверждениях. (слайд)

-В городе Угличе мы задержимся до следующего урока, а затем продолжим наше путешествие.

III. Рефлексивно-оценочный этап урока

1.Учитель читает стихотворение В. Степанова

-Послушайте стихотворение о городах Золотого кольца. Назовите те, в которых мы еще не побывали.

Города старинные, звон колоколов.

Словно птицы-лебеди Суздаль и Ростов.

На широкой Волге Плёс и Кострома,

Башенки резные, чудо - терема.

Города старинные - к солнышку лицом -

Для России стали Золотым кольцом.

- Почему же для России они стали Золотым кольцом? Кто догадался?

- В каком значении употреблено слово золотое-  в прямом или переносном?

- Города украшают нашу Родину. Маршрут  назван Золотым кольцом, потому что достопримечательности и история городов бесценны для России.

2. Приём «Знаю – Хочу узнать – Узнал»:

- Что нового для себя вы узнали на уроке? карточка Узнал

  (Ответы обучающихся)

3. Рефлексия

- Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами виртуально побывали? Представьте, что

вы работаете в туристической фирме. Путешествие в какой город вы порекомендуете туристу? Почему? Что в нем особенного, интересного, познавательного?

- Ребята,  когда мы возвращаемся из путешествия, что привозим домой?

(Сувениры, фотографии). И мы сделаем сувениры, но сувениры необычные- учебные.

- Поднимите руку, кто сделает рисунок?

- Кто приготовит интересный рассказ?

IV.        Подведение итогов

- Вот и подошёл к концу наш первый урок-путешествие по Золотому кольцу России.

Я благодарю всех за активную работу на уроке. Спасибо!

V. Домашнее задание:

Подготовить рассказ (можно в виде презентации) о достопримечательностях одного из городов или рисунок.

Дифференцированное домашнее задание

Дополнительные материалы

Переславль-Залесский

Переславль-Залесский - находится между Москвой и городом Ярославль, на берегу озера Плещеево и входит  в Золотое кольцо России. Переславль город небольшой, но чтобы осмотреть его и выходных не хватит.

Памятник Юрию Долгорукому

Переславль-Залесский основал тот же человек, что и Москву- Юрий Долгорукий. В память об этом князе при въезде в город поставили памятник, отлитый из бронзы.

Переславльский Кремль и соборы

Кремль - главная достопримечательность города. Его небольшая территория засажена газоном и деревьями, а вблизи друг от друга находятся православные церкви: собор Спаса Преображения, Александра Невского и Владимирский Собор.

Музей чайника

Не в каждом городе найдется музей чайнику. А в Переславле-Залесском есть такое чудо и занимает оно здание ярко-синего цвета. Это очень популярное место, и даже не заходя внутрь, сразу понимаешь, здесь тебя ждет что-то необычное. Начинаешь улыбаться, глядя на юмористические таблички, например: «Кипим от счастья» и т.д.

В музее собраны более 130 экспонатов со всех уголков страны. Чайники, попавшие в коллекцию очень разные: большие и маленькие и даже один громадный. Медные и фарфоровые. В виде различных птиц. А еще там есть сахарницы, предметы быта и русская печь.

Музей утюга

В музее есть 200 старинных утюгов: чугунных, угольных, паровых и газовых. Там же регулярно проходит Праздник утюга, когда туристам позволяют испытать утюги в действии.

Дом Берендея

Туристы нередко начинают осмотр с

музея под названием "Дом Берендея". Этот яркий, красочный музей расположен в центре города.  Здесь расскажут про быт и русские обычаи, пригласят на чай и научат расписывать настоящую матрешку. Особенно весело можно провести здесь масленичные гуляния. Хороши экскурсии, посвященные яблочному и медовому спасу.

Ростов Великий

Ростов – один из древнейших городов России. Основан град этот великий был в 862 году на берегу большого озера Неро. А первым князем Ростовским был великий Ярослав Мудрый.

Ростовский кремль

Кремль Ростова был резиденцией – жилищем, - владыки духовного, потому называют его еще «Митрополичьим двором». А основан он был в 17 веке. Имеет кремль 11 башен, соборы, церкви да палаты пышные. «Палатами» в старые времена называли жилые комнаты. Хоть и называется сооружение «кремлём», что значит «город-крепость», защитного значения он никогда не имел.

Земляные валы

В 1632 году в Ростове Великом решили возводить земляные валы. Для этого пригласили инженера иностранного, большого мастера по строительству городов и подкопов. Представили инженера лично царю Михаилу Федоровичу. Иностранец показал государю модель крепости, и государь остался доволен ею. Повелел крепость в Ростове возвести, как образец для других городов. Управились за два года: стены возвели крепкие и высокие, валы водой наполнили. И так мастера удалые постарались, что стоят валы и сегодня, и века простоят – не дрогнут.

Церковь Спаса на торгу

Одна из самых древних в Ростове церковь Спаса на торгу. «На торгу» потому что построена была среди рядов торговых и лавок купеческих. И молиться в нее ходили не горожане ростовские, а купцы приезжие. Первый раз в летописях русских написали о ней ни много, ни мало 800 лет назад! Церковь эта необычная - не златоглавая. Купола у нее ярко-синие, да такие красивые, глаз

не отвести

Музей «Русский Ветроград»

Ветроград – слово старинное. Означает оно «сад» или «виноградник». Перед музеем этим можно увидеть лабиринт необычный. Выложен он из множества камней. В древности люди считали, что юноша, который выход из лабиринта нашел – воином могучим стал и может вести в битву войско русское.

Музей финифти

Вид искусства «финифть» - это роспись красками тонких стекловидных поверхностей, из которых мастера изготовляют украшения, посуду и шкатулки. Ростов на весь мир славится своими изделиями с финифтью. Искусство это пришло к нам из Византии. Переняли мастера русские ремесло сказочное, да такие выучились вещицы красивые изготавливать, что стало искусство это гордостью России-матушки.

Сергиев Посад

В далеком 1337 году в глухом лесу появился монастырь. Основал его Сергий Радонежский с братом своим – Стефаном. Сергий был человеком добрым и духовным, люди его любили и селились неподалеку от него. Так спустя века городок вырос. Императрица Екатерина Великая велела именовать поселение это городом. Так появился Сергиев Посад.

Троице-Сергиева лавра

Троице-Сергиева лавра – мужской монастырь с древней историей. Основан был в 1337 году. Он и стал тем зернышком, из которого потом вырос город Сергиев Посад. Основал лавру святой Сергий Радонежский, который при жизни много чудес творил и людям помогал.

Троице-Сергиева Лавра состоит из пятидесяти сооружений разных – церквей да колоколен, откуда по праздникам доносится волшебный звон колоколов.

Загорская матрёшка

Матрёшка – самая необычная достопримечательность города. Потому что это не здание и не площадь, а игрушка. А «загорской» ее называют, потому что город Сергиев Посад раньше носил имя Загорск.

Сергиев Посад считается родиной русской матрёшки – яркой расписной деревянной куклы. Да не только родиной, а старейшим центром

изготовления матрёшек в России. В 1904 году в городе была создана фабрика матрёшек, которая работает и сегодня. А чтобы увидеть, какими были матрешки сто лет назад можно посетить самое сказочное место города – Музей игрушки.

Музей игрушки

Основал музей игрушки Николай Бартрам в 1918 году. Он очень любил игрушки и коллекционировал их. А потом решил поделиться красотой своей коллекции с людьми и открыл музей, куда каждый и сейчас может прийти, чтобы увидеть старинные и современные игрушки русских и заморских мастеров. Здесь есть и деревянные игрушки, и глиняные, есть игрушечные зверюшки и персонажи русских сказок, а есть и целые игрушечные города! Всего коллекция музея насчитывает более 30 тысяч игрушек!

Гремячий ключ

Недалеко от Сергиева Посада есть чудо - водопад Гремячий ключ. По легенде, когда водопад еще не существовал, на его место приходил молиться Сергий Радонежский. Вода в нем течет чистая, быстрая, как речка горнЗолотое кольцо России. Углич

Старинный Углич поставили на берегу Волги в 937 году, там, где поворот реки образует угол. Он старше Москвы на 200 лет, и имеет очень богатую историю. Город небольшой и, чтобы увидеть все самое интересное, не нужно никуда переезжать.

Древний Кремль, переживший много событий

В древней Руси города начинали строить с крепости (кремля). Для защиты от врагов насыпали валы, рыли рвы, возводили деревянные стены и за ними строили дома.

 У угличского Кремля вместо рвов с водой протекали реки Волга и Шелковка и Каменный ручей. Когда прорыли канал, крепость оказалась на острове. Сегодня, чтобы пройти на территорию современного Кремля, надо перейти по мосту. Возведенные позже каменные стены разрушились от времени и битв, но некоторые строения горожане сохранили.

Спасо- Преображенский Собор – главное строение Кремля

На территории Кремля, где селились люди, главным всегда было место для моления. Поэтому строились и украшались церкви и храмы. Деревянные, они разрушались врагами или временем, горели от пожаров. На их месте

строились другие. Красивый каменный Собор построили в начале XVIII века по указу царя Петра I. Строили его русские крепостные мастера.

Княжеские палаты

В XV веке угличский князь Андрей Горяй приказал построить каменные хоромы для проживания. Необыкновенно красивое здание из красного крупного кирпича стоит и сегодня. Здесь с 1584 года жил царевич Дмитрий, младший сын Ивана Грозного, со своей матушкой.

Музей истории гидроэнергетики

В Угличе множество интереснейших мест и музеев. Но музей гидроэнергетики занимает особое место. По его современным залам с интерактивными экспонатами можно, не скучая, ходить очень долго. Он расскажет о развитии гидроэнергетики в стране, строительстве ГЭС, шлюзов и каналов. Действующие модели покажут работу турбин, передачу электроэнергии по стране, процесс шлюзования и другие интересные вещи.

Ростов – один из самых _______  городов в Золотом кольце. Уже с давних времён его называли ________. Самая замечательная часть города – Ростовский ______, построенный во второй половине XVII века в центре города на берегу озера Неро.

Видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся мелодичным звоном и известны по всему миру. Каждый из ____ колоколов звонницы, от самого большого, весом в _____ тонны колокол «Сысой», до самого малого, звучит по- особенному.

image1616618892426.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья об уроке окружающего мира на тему "Золотое кольцо России" 3 класс

здесь кратко описан ход урока и анализ деятельности детей....

Конспект урока окружающего мира по теме «Золотое кольцо России» 3 класс

Цели деятельности учителя: формировать представления учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом....

Урок окружающего мира по теме "Золотое кольцо России". 3 класс.

Урок окружающего мира по теме "Золотое кольцо России". 3 класс.Урок окружающего мира по теме "Золотое кольцо России". 3 класс. Цели урока:1.Познакомить детей с интересными гор...

Конспект урока окружающего мира по теме "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о городах, входящих в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностях.Планируемые результаты»Предметные:Знать названия городо...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Золотое кольцо России – 1 часть» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о городах, которые входят в Золотое кольцо России, знакомство с их достопримечательностями и местоположением на карте.Зад...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Золотое кольцо России – 2 часть» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о городах, которые входят в Золотое кольцо России, знакомство с их достопримечательностями и местоположением на карте.Зад...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Золотое кольцо России – 3 часть» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование умений определять местоположение городов Золотого кольца России на карте, распознавать основные достопримечательности городо...