Методическая разработка урока окружающего мира по теме Золотое кольцо России 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе
Тема урока: «Золотое кольцо России»
Учитель начальных классов Лахман Е.Г.
УМК «Школа России»
Цели урока:
Обучающая:
- сформировать представление у обучающихся о Золотом кольце России, о городах Золотого кольца.
Развивающая:
- способствовать развитию познавательной мотивации, расширению кругозора;
- развивать умение определять цель, строить деятельность по её достижению, способность правильно формулировать мысли в процессе общения;
- развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь;
- формировать умения слушать и слышать одноклассников, учителя.
Воспитательная:
- способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за нашу страну через изучение достопримечательностей старинных русских городов.
Тип урока: «открытия» новых знаний
Форма урока: урок-путешествие
Оборудование: мультимедийная презентация, карта Золотого кольца России, листы с текстами, учебник, рабочая тетрадь.
Планируемые результаты
Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной стране.
Предметные: обучающиеся узнают, какие города входят в Золотое кольцо России, их расположение на карте и достопримечательности; почему эти города объединены в понятие «золотое кольцо».
Метапредметные:
Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие умения удерживать цель деятельности до получения её результата; осуществление контроля деятельности; оценивание результатов своей деятельности.
Познавательные: формирование умения выявлять особенности и сходства разных объектов в процессе их рассматривания.
Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой работе.
Используемые на уроке современные педагогические технологии:
- здоровьесберегающие технологии (эмоциональное воздействие на детей, физкультминутка),
- ИКТ,
- проблемное обучение (проблемная ситуация с удивлением, проблемные вопросы),
- игровая технология.
Методы обучения:
- частично-поисковые, проблемный (направлены на мотивацию учебной деятельности); - объяснительно-иллюстративный (организация и осуществление учебно-познавательной деятельности);
- репродуктивный (воспроизведение чего-либо по образцу или по памяти; в активной форме ученики самостоятельно определяют, выбирают алгоритм действий, а затем упражняются в его применении);
- беседа, диалоговое взаимодействие;
- практические (самостоятельная работа с текстами- заданиями).
Организационные формы урока: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Ход урока
I. Мотивация:
1. Положительный настрой на урок
- Здравствуйте, ребята.
- Посмотрите друг на друга. Подарите своим одноклассникам улыбку и частичку своего хорошего настроения, которое мы пронесём через весь наш урок.
2. Интеллектуальная разминка:
- На чем путешествовал Емеля?
- На какую планету летал Незнайка?
- Воздушный транспорт Бабы Яги?
- Другие виды транспорта в русских сказках?
- На какой машине нельзя ездить?
- Когда пешком идешь - ты пешеход, когда ты сел на пароход - ты…?
- У какой фигуры нет начала и конца?
2. Самоопределение к деятельности:
-Какие ассоциации вызывает у вас картинка? (СЛАЙД)
-Кому из вас приходилось путешествовать? Где вы бывали?
- Зачем люди путешествуют? Какие предметы могут понадобиться в путешествии?
-Помимо карты, бинокля, компаса я приготовила в дорогу…( СЛАЙД с кольцами)
– карточку со словом «кольцо» прикрепить на доску
-Какие бывают кольца?
- Какое является символом единства, сближения, является драгоценным?
- Золотое кольцо на слайде- в прямом или переносном значении употреблено слово золотое? (В прямом)
-Может ли это выражение употребляться в переносном смысле?
- В каком случае?
– карточку со словом прикрепить на доску
- Кто догадался, куда отправляемся в путешествие? (Отправляемся путешествовать по золотому кольцу)
- Предположите, где находится Золотое кольцо? (В России)
– карточку со словом прикрепить на доску
- Назовите тему урока.
- Какова цель нашего путешествия? ( Познакомиться с интересными древними городами России. Узнать об их достопримечательностях, об истории нашего государства.)
Приём «Знаю – Хочу узнать – Узнал»:
- Что вы знаете по этой теме?
- Что хотите узнать?
- На какой главный вопрос мы должны с вами найти ответ? (Почему Золотое кольцо?)
- На каком транспорте мы отправимся в путешествие? (Обучающиеся перечисляют виды транспорта)
- Какие правила мы должны соблюдать во время путешествия? (Обучающиеся перечисляют правила безопасного путешествия)
-Что может нам помочь в путешествии? (карта)
- Зачем нам нужна карта? (Чтобы знать, куда отправиться в путешествие)
II. Работа по теме урока:
1. Начало путешествия
- Путешествие начинаем из сердца нашей Родины. Откуда? (Из Москвы) (Слайд)
- Где мы находимся? (Мы находимся на Красной площади)
- Посмотрите, слева Спасская башня с курантами, справа – храм Василия Блаженного.
- Сделаем фотографию на память. Достаньте свои фотоаппараты. (Обучающиеся и учитель «фотографируют» объект)
- Откройте рабочие тетради. Отметьте пункт отправления на карте. (Обучающиеся отмечают флажком город, в который они прибыли)
- Итак, в путь. Включайте своё воображение. Представьте, что мы мгновенно переносимся из города в город.
2. Сергиев Посад
(Слайд Сергиев Посад)
- Из Москвы мы отправляемся на северо-восток, в какой город? (Сергиев Посад)
- Найдите на карте в Рабочей тетради этот город, напишите название, отметьте флажком. (Обучающиеся в карте записывают название, отмечают флажком город, в который они прибыли)
Найдите в учебнике рассказ об этом городе. Прочитайте.
Почему этот город получил такое название?
-Что такое лавра?
Работа в группах:
-На столах лежат листы с текстами. Прочитайте дополнительный рассказ о городе на листе № 1, приготовьте вопросы по нему для других групп. Запишите на листочек.
- Проверяем, как вы выполнили задание. (Каждая группа задаёт вопрос)
-Какой вопрос (ответ) был самым лучшим?
- Сделаем фотографию на память. (Обучающиеся и учитель «фотографируют» объект.)
-Запишите в таблицу в тетради достопримечательности Сергиева – Посада. Что вы записали? (Ответы обучающихся)
-Продолжим путешествие.
3. Переславль- Залесский
-В какой город мы отправляемся теперь? (СЛАЙД)
Найдите в учебнике рассказ об этом городе. Прочитайте.
-Кто основал город? Чем он знаменит?
- Прочитайте дополнительный рассказ о городе на листе № 2, приготовьте вопросы по нему для других групп.
- Проверяем, как вы выполнили задание. (Каждая группа задаёт вопрос)
-Какой вопрос (ответ) был самым лучшим?
- Сделаем фотографию на память и поместим в маршрутный лист. (Обучающиеся и учитель «фотографируют» объект.)
-Запишите в таблицу в тетради достопримечательности Переславля - Залесского. Что вы записали? (Ответы обучающихся)
4. Ростов
Слайд
- Отправляемся дальше в город … (Ростов) (СЛАЙД)
- Отметьте город на карте. (Отмечают флажком город, записывают название.)
- Ростов – один из самых древних городов в Золотом кольце. Уже с давних времён его называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль, построенный во второй половине XVII века в центре города на берегу озера Неро. Что мы видим за его белыми стенами?
- Правильно, видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся мелодичным звоном и известны по всему миру. Каждый из 13 колоколов звонницы, от самого большого, весом в 32 тонны колокол «Сысой», до самого малого, звучит по- особенному.
- Вы хотите послушать знаменитый звон Ростовских колоколов?
- Слушайте внимательно. Потом вы мне скажете, какие ощущения вызвал у вас колокольный звон. Постарайтесь понять, где звучит самый большой колокол.
(Звучит Ростовский колокольный звон)
- Какие ощущения вызвал у вас колокольный звон?
- Делаем «фотографию» на память.
- Что вам запомнилось о городе Ростове?
-Запишите в тетрадь достопримечательности.
-Возьмите лист № 3. Вставьте пропущенные слова (текст с пропущенными словами о Ростове).
Проверка выполнения задания. Самооценка.
- Пора отправляться нам дальше.
5. Физкультминутка
6. Углич
(Слайд)
- Отправляемся дальше в город … (Углич).
- Отметьте город на карте. (Отмечают флажком город, записывают название.)
-Почему он так назван?
-Найдите в учебнике рассказ об этом городе. Прочитайте.
-Чем славится этот город Золотого кольца? Запишите в тетрадь достопримечательности.
-Найдите ошибку в следующих утверждениях. (слайд)
-В городе Угличе мы задержимся до следующего урока, а затем продолжим наше путешествие.
III. Рефлексивно-оценочный этап урока
1.Учитель читает стихотворение В. Степанова
-Послушайте стихотворение о городах Золотого кольца. Назовите те, в которых мы еще не побывали.
Города старинные, звон колоколов.
Словно птицы-лебеди Суздаль и Ростов.
На широкой Волге Плёс и Кострома,
Башенки резные, чудо - терема.
Города старинные - к солнышку лицом -
Для России стали Золотым кольцом.
- Почему же для России они стали Золотым кольцом? Кто догадался?
- В каком значении употреблено слово золотое- в прямом или переносном?
- Города украшают нашу Родину. Маршрут назван Золотым кольцом, потому что достопримечательности и история городов бесценны для России.
2. Приём «Знаю – Хочу узнать – Узнал»:
- Что нового для себя вы узнали на уроке? карточка Узнал
(Ответы обучающихся)
3. Рефлексия
- Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами виртуально побывали? Представьте, что
вы работаете в туристической фирме. Путешествие в какой город вы порекомендуете туристу? Почему? Что в нем особенного, интересного, познавательного?
- Ребята, когда мы возвращаемся из путешествия, что привозим домой?
(Сувениры, фотографии). И мы сделаем сувениры, но сувениры необычные- учебные.
- Поднимите руку, кто сделает рисунок?
- Кто приготовит интересный рассказ?
IV. Подведение итогов
- Вот и подошёл к концу наш первый урок-путешествие по Золотому кольцу России.
Я благодарю всех за активную работу на уроке. Спасибо!
V. Домашнее задание:
Подготовить рассказ (можно в виде презентации) о достопримечательностях одного из городов или рисунок.
Дифференцированное домашнее задание
Дополнительные материалы
Переславль-Залесский
Переславль-Залесский - находится между Москвой и городом Ярославль, на берегу озера Плещеево и входит в Золотое кольцо России. Переславль город небольшой, но чтобы осмотреть его и выходных не хватит.
Памятник Юрию Долгорукому
Переславль-Залесский основал тот же человек, что и Москву- Юрий Долгорукий. В память об этом князе при въезде в город поставили памятник, отлитый из бронзы.
Переславльский Кремль и соборы
Кремль - главная достопримечательность города. Его небольшая территория засажена газоном и деревьями, а вблизи друг от друга находятся православные церкви: собор Спаса Преображения, Александра Невского и Владимирский Собор.
Музей чайника
Не в каждом городе найдется музей чайнику. А в Переславле-Залесском есть такое чудо и занимает оно здание ярко-синего цвета. Это очень популярное место, и даже не заходя внутрь, сразу понимаешь, здесь тебя ждет что-то необычное. Начинаешь улыбаться, глядя на юмористические таблички, например: «Кипим от счастья» и т.д.
В музее собраны более 130 экспонатов со всех уголков страны. Чайники, попавшие в коллекцию очень разные: большие и маленькие и даже один громадный. Медные и фарфоровые. В виде различных птиц. А еще там есть сахарницы, предметы быта и русская печь.
Музей утюга
В музее есть 200 старинных утюгов: чугунных, угольных, паровых и газовых. Там же регулярно проходит Праздник утюга, когда туристам позволяют испытать утюги в действии.
Дом Берендея
Туристы нередко начинают осмотр с
музея под названием "Дом Берендея". Этот яркий, красочный музей расположен в центре города. Здесь расскажут про быт и русские обычаи, пригласят на чай и научат расписывать настоящую матрешку. Особенно весело можно провести здесь масленичные гуляния. Хороши экскурсии, посвященные яблочному и медовому спасу.
Ростов Великий
Ростов – один из древнейших городов России. Основан град этот великий был в 862 году на берегу большого озера Неро. А первым князем Ростовским был великий Ярослав Мудрый.
Ростовский кремль
Кремль Ростова был резиденцией – жилищем, - владыки духовного, потому называют его еще «Митрополичьим двором». А основан он был в 17 веке. Имеет кремль 11 башен, соборы, церкви да палаты пышные. «Палатами» в старые времена называли жилые комнаты. Хоть и называется сооружение «кремлём», что значит «город-крепость», защитного значения он никогда не имел.
Земляные валы
В 1632 году в Ростове Великом решили возводить земляные валы. Для этого пригласили инженера иностранного, большого мастера по строительству городов и подкопов. Представили инженера лично царю Михаилу Федоровичу. Иностранец показал государю модель крепости, и государь остался доволен ею. Повелел крепость в Ростове возвести, как образец для других городов. Управились за два года: стены возвели крепкие и высокие, валы водой наполнили. И так мастера удалые постарались, что стоят валы и сегодня, и века простоят – не дрогнут.
Церковь Спаса на торгу
Одна из самых древних в Ростове церковь Спаса на торгу. «На торгу» потому что построена была среди рядов торговых и лавок купеческих. И молиться в нее ходили не горожане ростовские, а купцы приезжие. Первый раз в летописях русских написали о ней ни много, ни мало 800 лет назад! Церковь эта необычная - не златоглавая. Купола у нее ярко-синие, да такие красивые, глаз
не отвести
Музей «Русский Ветроград»
Ветроград – слово старинное. Означает оно «сад» или «виноградник». Перед музеем этим можно увидеть лабиринт необычный. Выложен он из множества камней. В древности люди считали, что юноша, который выход из лабиринта нашел – воином могучим стал и может вести в битву войско русское.
Музей финифти
Вид искусства «финифть» - это роспись красками тонких стекловидных поверхностей, из которых мастера изготовляют украшения, посуду и шкатулки. Ростов на весь мир славится своими изделиями с финифтью. Искусство это пришло к нам из Византии. Переняли мастера русские ремесло сказочное, да такие выучились вещицы красивые изготавливать, что стало искусство это гордостью России-матушки.
Сергиев Посад
В далеком 1337 году в глухом лесу появился монастырь. Основал его Сергий Радонежский с братом своим – Стефаном. Сергий был человеком добрым и духовным, люди его любили и селились неподалеку от него. Так спустя века городок вырос. Императрица Екатерина Великая велела именовать поселение это городом. Так появился Сергиев Посад.
Троице-Сергиева лавра
Троице-Сергиева лавра – мужской монастырь с древней историей. Основан был в 1337 году. Он и стал тем зернышком, из которого потом вырос город Сергиев Посад. Основал лавру святой Сергий Радонежский, который при жизни много чудес творил и людям помогал.
Троице-Сергиева Лавра состоит из пятидесяти сооружений разных – церквей да колоколен, откуда по праздникам доносится волшебный звон колоколов.
Загорская матрёшка
Матрёшка – самая необычная достопримечательность города. Потому что это не здание и не площадь, а игрушка. А «загорской» ее называют, потому что город Сергиев Посад раньше носил имя Загорск.
Сергиев Посад считается родиной русской матрёшки – яркой расписной деревянной куклы. Да не только родиной, а старейшим центром
изготовления матрёшек в России. В 1904 году в городе была создана фабрика матрёшек, которая работает и сегодня. А чтобы увидеть, какими были матрешки сто лет назад можно посетить самое сказочное место города – Музей игрушки.
Музей игрушки
Основал музей игрушки Николай Бартрам в 1918 году. Он очень любил игрушки и коллекционировал их. А потом решил поделиться красотой своей коллекции с людьми и открыл музей, куда каждый и сейчас может прийти, чтобы увидеть старинные и современные игрушки русских и заморских мастеров. Здесь есть и деревянные игрушки, и глиняные, есть игрушечные зверюшки и персонажи русских сказок, а есть и целые игрушечные города! Всего коллекция музея насчитывает более 30 тысяч игрушек!
Гремячий ключ
Недалеко от Сергиева Посада есть чудо - водопад Гремячий ключ. По легенде, когда водопад еще не существовал, на его место приходил молиться Сергий Радонежский. Вода в нем течет чистая, быстрая, как речка горнЗолотое кольцо России. Углич
Старинный Углич поставили на берегу Волги в 937 году, там, где поворот реки образует угол. Он старше Москвы на 200 лет, и имеет очень богатую историю. Город небольшой и, чтобы увидеть все самое интересное, не нужно никуда переезжать.
Древний Кремль, переживший много событий
В древней Руси города начинали строить с крепости (кремля). Для защиты от врагов насыпали валы, рыли рвы, возводили деревянные стены и за ними строили дома.
У угличского Кремля вместо рвов с водой протекали реки Волга и Шелковка и Каменный ручей. Когда прорыли канал, крепость оказалась на острове. Сегодня, чтобы пройти на территорию современного Кремля, надо перейти по мосту. Возведенные позже каменные стены разрушились от времени и битв, но некоторые строения горожане сохранили.
Спасо- Преображенский Собор – главное строение Кремля
На территории Кремля, где селились люди, главным всегда было место для моления. Поэтому строились и украшались церкви и храмы. Деревянные, они разрушались врагами или временем, горели от пожаров. На их месте
строились другие. Красивый каменный Собор построили в начале XVIII века по указу царя Петра I. Строили его русские крепостные мастера.
Княжеские палаты
В XV веке угличский князь Андрей Горяй приказал построить каменные хоромы для проживания. Необыкновенно красивое здание из красного крупного кирпича стоит и сегодня. Здесь с 1584 года жил царевич Дмитрий, младший сын Ивана Грозного, со своей матушкой.
Музей истории гидроэнергетики
В Угличе множество интереснейших мест и музеев. Но музей гидроэнергетики занимает особое место. По его современным залам с интерактивными экспонатами можно, не скучая, ходить очень долго. Он расскажет о развитии гидроэнергетики в стране, строительстве ГЭС, шлюзов и каналов. Действующие модели покажут работу турбин, передачу электроэнергии по стране, процесс шлюзования и другие интересные вещи.
Ростов – один из самых _______ городов в Золотом кольце. Уже с давних времён его называли ________. Самая замечательная часть города – Ростовский ______, построенный во второй половине XVII века в центре города на берегу озера Неро.
Видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся мелодичным звоном и известны по всему миру. Каждый из ____ колоколов звонницы, от самого большого, весом в _____ тонны колокол «Сысой», до самого малого, звучит по- особенному.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья об уроке окружающего мира на тему "Золотое кольцо России" 3 класс
здесь кратко описан ход урока и анализ деятельности детей....
Конспект урока окружающего мира по теме «Золотое кольцо России» 3 класс
Цели деятельности учителя: формировать представления учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом....

Урок окружающего мира по теме "Золотое кольцо России". 3 класс.
Урок окружающего мира по теме "Золотое кольцо России". 3 класс.Урок окружающего мира по теме "Золотое кольцо России". 3 класс. Цели урока:1.Познакомить детей с интересными гор...

Конспект урока окружающего мира по теме "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о городах, входящих в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностях.Планируемые результаты»Предметные:Знать названия городо...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Золотое кольцо России – 1 часть» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о городах, которые входят в Золотое кольцо России, знакомство с их достопримечательностями и местоположением на карте.Зад...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Золотое кольцо России – 2 часть» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о городах, которые входят в Золотое кольцо России, знакомство с их достопримечательностями и местоположением на карте.Зад...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Золотое кольцо России – 3 часть» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование умений определять местоположение городов Золотого кольца России на карте, распознавать основные достопримечательности городо...

