Технологическая карта урока окружающего мира "Экологическая безопасность" (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Тема урока «Экологическая безопасность»

 

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления у учащихся знаний об экологической безопасности как одной из видов безопасности человека.

Задачи урока

Дидактические:

1. Раскрыть понятие «экологическая безопасность»

2. Ознакомить с основными правилами экологической безопасности.

Развивающие:

1. Развивать логическое воображение обучающихся, память, речь посредством выполнения упражнений;

2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные:

1. Совершенствовать навыки сотрудничества;

2. Совершенствовать навыки анализа своей работы.

 

Планируемые результаты

Предметные:

1. Знать определение понятия «экологическая безопасность».

2. Знать правила экологической безопасности.

Личностные:

1. Развитие начальных (элементарных) представлений о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения.

2. Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 12.03.2024

Школа: Академический лицей №95

Класс: 2-6

Урок: 2

Время: 8:55 – 9:35   Кабинет: 214

Студент: Кузнецова Александра Федоровна

Группа: 33

Учитель: Диброва Галина

Методист: Горячёва Светлана Леонидовна

Тема урока «Экологическая безопасность»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления у учащихся знаний об экологической безопасности как одной из видов безопасности человека.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Раскрыть понятие «экологическая безопасность»
  2. Ознакомить с основными правилами экологической безопасности.

Предметные:

  1. Знать определение понятия «экологическая безопасность».
  2. Знать правила экологической безопасности.

Развивающие:

  1. Развивать логическое воображение обучающихся, память, речь посредством выполнения упражнений;
  2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные:

     1. Развитие начальных (элементарных) представлений о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения.

     2. Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании.

Воспитательные:

    1.  Совершенствовать навыки сотрудничества;

    2.  Совершенствовать навыки анализа своей работы.

УМК: «Школа России», учебник (А.А. Плешаков): «Окружающий мир» 3 класс, 2 часть, презентация.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа

Формы организации, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность

Ф

Метод:

Словесный

Приём:

Психологический

Настрой

Лист успеха

Психологически настраивает учащихся класса на урок. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Федоровна и сегодня я проведу урок окружающего мира. Садитесь, пожалуйста.

Повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь и пожелайте хорошей работы на уроке.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных принадлежностей.

УУКД: выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; проявлять уважительное отношение к собеседнику

УУРД: выстраивать последовательность действий;

Презентация

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф, И

Метод:

Словесный:

Беседа

Практический:

упражнение

Организует повторение материала предыдущего урока.

-  Мы закончили изучение раздела. Как называется раздел?  

- Как вы понимаете слово безопасность?

- У вас на партах лежит карточка № 1. Записаны утверждения, ваша задача отметить знаком «+», если вы согласны с утверждением и знаком «-», если не согласны. На это задание у вас есть 2 минуты.

- Давайте проверим. Кто правильно расставил знаки? У кого нет ни одной ошибки, поставьте отметку 5, у кого есть 1-2 ошибки поставьте отметку 4, у кого 3-4 ошибки, поставьте отметку 3, у кого больше 4 ошибок нарисуйте грустный смайлик и ещё раз повторите правила безопасности во время грозы, с животными и с опасными грабами и ягодами.

- Ребята, посмотрите на эту картинку. Что вы видите?

https://pictures.pibig.info/uploads/posts/2023-04/1680357093_pictures-pibig-info-p-risunok-leto-krasnoe-krasivo-54.jpg

- А теперь, посмотрите на следующую картинку. Что изображено на ней?

− Произошло нарушение в окружающем мире. Кто в этом виноват?                                                                                                                

- Знаете ли вы как называется наука, которая учит нас бережному отношению к окружающей среде?

Наша безопасность

Безопасность – защита от опасности

- Мы видим яркое солнышко, реку, луг с цветами, зелёные деревья, бабочек.

- На ней изображена загрязнённая река, много мусора.

- В этом виноват человек.

- Такая наука называется экология.

УУПД: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта

Распознавать достоверную и недостоверную информацию

УУКД: Ответственно выполнять свою часть работы в группе;

Строить речевое высказывание;

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности

Презентация

Раздаточный материал

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Метод:

словесный

Приём:

беседа

Лист успеха

Подводит обучающихся к формулированию темы и целей урока. Организует составление плана.

Тогда предположите какая тема нашего урока?

Опираясь на подсказку, сформулируйте цель нашего урока

Узнаем…

- Посмотрите на план, в нём пропущены слова, в парах обсудите какие нужно вставить слова или словосочетания и восстановите наш план.

1.Вспомнить правила безопасности на …

2.Узнать, что такое …

3.Узнаем правила …

4.Выполним …

5.Сделаем …

- Какой пункт плана мы уже выполнили?

- Посмотрите, у вас на партах лежит карточка № 2. Что мы уже с вами знаем?

- Верно. Оцените, насколько хорошо вы правила безопасности на природе и поставьте «√» в круг.

- Если вы знаете все правила, поставьте «√» в три кружочка, если у вас возникли затруднения, вы что-то забыли, поставьте «√» в два, если вы не справились, то поставьте «√» в один круг.

- Отлично! Так мы будем заполнять каждый пункт.

- Тема урока «Экологическая безопасность»

- Узнаем, что такое экологическая безопасность и правила экологической безопасности.

Вспомнить правила безопасности на природе

Узнать, что такое экологическая безопасность

Узнаем правила экологической безопасности

Выполним самостоятельную работу

Сделаем вывод.

- Мы вспомнили правила поведения на природе.

УУКД: формулировать и принимать цель совместной деятельности

Строить речевое высказывание;

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности

Презентация

Лист успеха

«Открытие» детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Метод:

Словесный

Приём:

Эвристическая

Беседа

Объяснение

Лист успеха
Практический
Приём:

Упражнение

Организует «открытие» новых знаний.

- Ребята, вспомните, что такое экология. Что называют окружающей средой? От чего может загрязняться окружающая среда?

- Ребята, посмотрите на картинку. В окружающей среде загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют цепью загрязнения.

http://okrugmir.ru/test/images3/68.jpg

- Как вы думаете, что такое экологическая безопасность?

- Посмотрите, сколько у вас много мнений. Кто же прав? Чтобы точно знать, что такое экологическая безопасность, предлагаю вам собрать определение. Посмотрите части этого определения рассыпались, давайте восстановим его.

- Что у вас получилось?

Существует 4 вида экологической безопасности

Воздух. Источниками загрязнения являются транспорт и различные предприятия. Они загрязняют воздух, который отрицательно влияет на здоровье человека.

Вода. Воду загрязняют не только предприятия, но и сам человек, выбрасывая мусор в неположенных местах, такая вода является вредной для человека. К тому же, чтобы очищать воду, добавляют хлор, который тоже очень вреден для человека. Необходимо пользоваться фильтром, который очищает воду и от бактерий, и от хлора.

Почва. Фабрики и заводы загрязняют воздух, образуются дождевые тучи, идёт дождь, в котором много вредных веществ, загрязняется почва, также некоторые предприятия сливают отходы на почву. Разве может на загрязнённой почве вырастить полезные растения и корм для животных?

Растения и животные. Загрязнённый воздух, вода и почва отрицательно влияют не только на человека, но на животных и растения.

- Ребята, как вы думаете легко ли оставаться человеку здоровым, если он дышит загрязнённым воздухом, пьёт загрязнённую воду и использует продукты, которые содержат в себе загрязняющие вещества?

https://otvet.ya.guru/media/im/Hx/8q/Hx8qHobUbpw6uaApBjESvwA2LjS4Ar.png

- Какой пункт плана мы выполнили?

- Оцените себя в листе успеха.

Отвечают на вопросы учителя.

Экология- наука о связи живых существ с окружающей средой.

Всё, что нас окружает, и с чем мы связаны.

 Экологическая безопасность-это защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды.

-Узнали, что такое экологическая безопасность.

УУПД: Анализировать информацию, формулировать выводы и подкреплять доказательствам

Устанавливать причинно-следственные связи.

УУКД: Ответственно выполнять свою часть работы в группе;

Строить речевое высказывание;

УУРД: Планировать действия по решению учебной задачи; Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности

Презентация

Раздаточный материал

Лист успеха

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф, И

Метод:

Практический

(упражнения)

Словесный

Приём: беседа

Лист успеха

 

Организует работу по первичному закреплению нового знания.

- Ребята, теперь нам нужно узнать какие существуют правила экологической безопасности. Какие вы можете назвать?

- Отлично.. Ваша задача в группах определить какое правило к какой группе относиться и отметить соответствующей цифрой. Давайте вспомним правила работы в группе.

- Какой пункт плана мы выполнили?

- Оцените себя в листе успеха.

Выполняют задания учителя.

Узнали правила экологической безопасности.

УУПД:

Анализировать информацию, формулировать выводы и подкреплять доказательствам

Устанавливать причинно-следственные связи.

УУКД: ответственно выполнять свою часть работы в группе;

Строить речевое высказывание;

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности

Презентация,

Раздаточный материал

Лист успеха

Видео

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

Метод:

Практическая

работа

Организует работу по закреплению нового способа действия с проверкой.

- А теперь давайте выполним самостоятельную работу. У вас в рабочих листах найдите № 3. Ваша задача отметить верный вариант ответа.

- Ребята, поменяйтесь работами со своим соседом. Посмотрите на экран и проверьте работу своего товарища. Если всё верно нарисуйте в пустом прямоугольнике улыбающегося смайлика, если есть одна ошибка-недовольного, а если две и более ошибок-грустного смайлика.

- Какой пункт плана мы выполнили?

- Оцените себя в листе успеха.

Выполняют самостоятельную работу.

- Выполнили самостоятельную работу.

УУПД: Анализировать информацию, формулировать выводы и подкреплять доказательствам

Устанавливать причинно-следственные связи.

УУКД: ответственно выполнять свою часть работы в группе;

Строить речевое высказывание;

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности

Презентация,

Раздаточный материал

Лист успеха

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Метод:

Практический

(упражнения)

Словесный

Приём: беседа

Организует работу рабочих листах.

- Ребята, давайте посмотрим задание № 4. Что нужно сделать?

- Верно, необходимо восстановить цепь загрязнения.

- Расскажите, опираясь на картинки цепь загрязнения. Составьте свою цепь загрязнения.

- Посмотрите на задание № 5. Вам необходимо отметить неверные утверждения.

- Почему мы отметили именно этот вариант?

Дополнительное задание: учитель предлагает обучающимся создать условный знак к правилам.

Выполняют задание.

Завод выбросил отходы в реку, люди поймали рыбу, а потом отравились, потому что загрязняющие вещества попали в организм человека.

УУПД: Анализировать информацию, формулировать выводы и подкреплять доказательствам

Устанавливать причинно-следственные связи.

УУКД: ответственно выполнять свою часть работы в группе;

Строить речевое высказывание;

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности

Презентация,

Рефлексия деятельности

 (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Метод:

Словесный

Приём:

Эвристическая беседа

Создаёт условия для самооценки и взаимооценки обучающихся.

Давайте вспомним, какая тема нашего урока?

Какую цель мы ставили на урок?

Поднимите руки те, кто считает, что мы достигли цели.

-Что такое экологическая безопасность? Какие правила вы запомнили?

Молодцы.

- Ребята, опираясь на лист успеха, закрасьте планету. Если во всех пунктах у вас три галочки – зелёным цветом. Если в каких-либо заданиях возникли трудности-жёлтым цветом. Если ничего не получилось – красным цветом.

-Спасибо за работу! До новых встреч!

Выполняют самооценку своей деятельности на уроке.

- Экологическая безопасность

Узнать, что такое экологическая безопасность и правила экологической безопасности.

УУКД: строить речевое высказывание;

УУРД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: формирование у учащихся знаний о некоторых городах России, их культуре и достопримечательностях.Задачи урокаДидактические:сформировать знания о городах России;сформировать знания о достопр...

Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о городах Золотого кольца России и их достопримечатель...

Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России. Плес, Иваново, Суздаль, Владимир." (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России. Плес, Иваново, Суздаль, Владимир»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о городах Золотого к...

Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о городах Золотого кольца ...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...