Технологическая карта урока окружающего мира "Наша страна - Российская Федерация" (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Тема урока «Наша страна – Российская Федерация»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления у учащихся знаний об экологической безопасности как одной из видов безопасности человека.

Задачи урока

Дидактические:

1. Изучить географическое положение и административное деление Российской Федерации.

2. Ознакомиться с символикой субъектов Российской Федерации.

3. Развить навыки работы с картой и групповой работы.

Развивающие:

1. Развивать логическое воображение обучающихся, память, речь посредством выполнения упражнений;

2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные:

1.  Совершенствовать навыки сотрудничества;

2.  Совершенствовать навыки анализа своей работы.

 

Планируемые результаты

Предметные:

1. Знать субъекты Российской Федерации и их символику.

2. Знать географическое положение и административное деление Российской Федерации.

3. Уметь работать с политико – административной картой

Личностные:

1. Развитие начальных (элементарных) представлений о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения.

2. Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 17.09.2024

Школа: Академический лицей №95

Класс: 3-4

Урок: 302

Время: 8:00 – 8:40   Кабинет: 214

Студент: Кузнецова Александра Федоровна

Группа: 33

Учитель: Маркина Светлана Владимировна

Методист: Горячёва Светлана Леонидовна

Тема урока «Наша страна – Российская Федерация»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления у учащихся знаний об экологической безопасности как одной из видов безопасности человека.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Изучить географическое положение и административное деление Российской Федерации.
  2. Ознакомиться с символикой субъектов Российской Федерации.
  3. Развить навыки работы с картой и групповой работы.

Предметные:

  1. Знать субъекты Российской Федерации и их символику.
  2. Знать географическое положение и административное деление Российской Федерации.
  3. Уметь работать с политико – административной картой

Развивающие:

  1. Развивать логическое воображение обучающихся, память, речь посредством выполнения упражнений;
  2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные:

     1. Развитие начальных (элементарных) представлений о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения.

     2. Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании.

Воспитательные:

    1.  Совершенствовать навыки сотрудничества;

    2.  Совершенствовать навыки анализа своей работы.

УМК: «Школа России», учебник (А.А. Плешаков): «Окружающий мир» 3 класс, 1 часть, презентация.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа

Формы организации, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность

Ф

Метод:

Словесный

Приём:

Психологический

Настрой

Лист успеха

Психологически настраивает учащихся класса на урок. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Федоровна и сегодня я проведу урок окружающего мира. Садитесь, пожалуйста.

Повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь и пожелайте хорошей работы на уроке.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных принадлежностей.

УУКД: выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; проявлять уважительное отношение к собеседнику

УУРД: выстраивать последовательность действий;

Презентация

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф, И

Метод:

Словесный:

Беседа

Практический:

упражнение

Организует повторение материала предыдущего урока.

- На прошлом уроке вы изучали тему «Общество». Я предлагаю вам в парах решить кроссворд. Но прежде чем начать, давайте вспомним правила работы в парах.

- Ребята, какое слово у вас сложилось по середине?

Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар.

Работать должны оба. Один говорит, другой слушает.

Своё несогласие высказывай вежливо.

- У нас получилось слово Россия.

УУПД: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта

Распознавать достоверную и недостоверную информацию

УУКД: Ответственно выполнять свою часть работы в паре;

Строить речевое высказывание;

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности

Презентация

Раздаточный материал

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Метод:

словесный

Приём:

беседа

Лист успеха

Подводит обучающихся к формулированию темы и целей урока. Организует составление плана.

Тогда предположите какая тема нашего урока?

Опираясь на подсказку, сформулируйте цель нашего урока

Узнать…

Научиться…

- Посмотрите на план, кажется не хватает некоторых слов:

1.Вспомнить, что такое …

2.Научиться находить субъекты России на …

3.Выполнить … работу

4.Сделать …

- Какой пункт плана мы уже выполнили?

- Ребята, посмотрите у вас на партах лежит лист успеха. В чём мы можем себя оценить? Если вы успешно справились с заданием, то поставьте галочку в три круга, если были трудности, то в два круга, если совсем не справились, то одну галочку.

- Тема урока «Наша страна - Россия»

- Узнать о субъектах России

- Научиться находить на карте субъекты России

1. Вспомнить, что такое общество

2.Научиться находить субъекты России на карте

3.Выполнить самостоятельную работу

4.Сделать выводы

-  Вспомнить, что такое общество

УУКД: формулировать и принимать цель совместной деятельности

Строить речевое высказывание;

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности

Презентация

Лист успеха

«Открытие» детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Метод:

Словесный

Приём:

Эвристическая

Беседа

Организует «открытие» новых знаний.

- Ребята, а что означает слово «федерация»?

- Верно. Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Государственным языком России является русский язык. У каждого субъекта есть свой герб.

Знакомство с политической картой Российской Федерации.

Наша великая страна состоит из 89 субъектов Российской Федерации. 48 областей; 24 республики; 9 краёв; автономная область (она одна — Еврейская); 4 автономных округа; 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь)

- Все субъекты Российской Федерации представлены на политико- административной карте России.

- Ниже представлены условные обозначения. Каждому субъекту присвоено определённое число, это помогает быстрее найти субъект. Здесь указано, как изображены границы нашей страны, а также границы полярных владений, столица и центры субъектов России.

- Ребята, а в каком регионе проживаем мы?

- Какой город является центром нашей области?

-Какие ещё субъекты Российской Федерации вы знаете? Покажите их на карте.

Отвечают на вопросы учителя.

Федерация означает «объединение, союз»

- Мы проживаем в Челябинской области

- Центром нашей области является город Челябинск.

УУПД: Анализировать информацию, формулировать выводы и подкреплять доказательствам

Устанавливать причинно-следственные связи.

УУКД: Ответственно выполнять свою часть работы в группе;

Строить речевое высказывание;

УУРД: Планировать действия по решению учебной задачи; Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности

Презентация

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф, И

Метод:

Практический

(упражнения)

Словесный

Приём: беседа

Лист успеха

 

Организует работу по первичному закреплению нового знания.

- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «ДаНет». Если вы согласны с высказыванием, то поднимайте большой палец вверх, а если не согласны – вниз.

Наше государство называется Российская Федерация

Россия – многонациональная страна

Столица нашей страны – город Санкт-Петербург

Государственным языком России является татарский

На территории Российской Федерации 89 субъектов

В нашей стране 48 областей

Нашей стране 7 краёв

Центром Челябинской области является город Златоуст

- Какой пункт плана мы с вами выполнили?

- Оцените себя в листе успеха.

Выполняют задания учителя.

- Мы научились находить на карте субъекты России.

УУПД:

Анализировать информацию, формулировать выводы и подкреплять доказательствам

Устанавливать причинно-следственные связи.

УУКД: ответственно выполнять свою часть работы в группе;

Строить речевое высказывание;

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности

Презентация,

Раздаточный материал

Лист успеха

Видео

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

Метод:

Практическая

работа

Организует работу по закреплению нового способа действия с проверкой.

- А теперь давайте выполним самостоятельную работу. Ваша задача отметить верный вариант ответа.

- Ребята, поменяйтесь работами со своим соседом. Посмотрите на экран и проверьте работу своего товарища. Если всё верно нарисуйте солнышко, если есть одна ошибка-облако, а если две и более ошибок-тучку с дождём.

- Какой пункт плана мы выполнили?

- Оцените себя в листе успеха.

Выполняют самостоятельную работу.

1 вариант

1 – Б, Г

2 – Б

3 – А

4 – В

5 – Б

2 вариант

1 – А

2 – Б

3 – А

4 – А, В

5 – Б, Г

- Выполнили самостоятельную работу.

УУПД: Анализировать информацию, формулировать выводы и подкреплять доказательствам

Устанавливать причинно-следственные связи.

УУКД: ответственно выполнять свою часть работы в группе;

Строить речевое высказывание;

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности

Презентация,

Раздаточный материал

Лист успеха

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Метод:

Практический

(упражнения)

Словесный

Приём: беседа

Организует работу в группах.

- Челябинская область – субъект России. Столицей Челябинской области является город Челябинск. Город Челябинск расположен на реке Миасс. На гербе Челябинска изображён верблюд.

- Ребята, а теперь я предлагаю вам разделиться на группы по 4 человека. У вас на парте лежит листочек, в котором рассказывается о каком-либо субъекте Российской Федерации. Ваша задача догадаться о каком субъекте говориться и рассказать по плану:

- Название субъекта (показать на карте)

- Столица субъекта

- Где расположена?

- Как выглядит герб субъекта?

- Какие народы проживают на территории субъекта?

(Представлен текст, в котором указана только столица, задача обучающихся найти субъект на карте в учебнике по столице. Также указана другая информация)

Выступление по подгруппам

Выполняют задание.

Завод выбросил отходы в реку, люди поймали рыбу, а потом отравились, потому что загрязняющие вещества попали в организм человека.

УУПД: Анализировать информацию, формулировать выводы и подкреплять доказательствам

Устанавливать причинно-следственные связи.

УУКД: ответственно выполнять свою часть работы в группе;

Строить речевое высказывание;

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности

Презентация,

Рефлексия деятельности

 (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Метод:

Словесный

Приём:

Эвристическая беседа

Создаёт условия для самооценки и взаимооценки обучающихся.

Давайте вспомним, какая тема нашего урока?

Какую цель мы ставили на урок?

Поднимите руки те, кто считает, что мы достигли цели.

- Ребята, опираясь на лист успеха, ответьте на вопрос.  Если во всех пунктах у вас три галочки – поднимите зелёный карандаш. Если в каких-либо заданиях возникли трудности - жёлтый. Если ничего не получилось – красный.

-Спасибо за работу! До новых встреч!

Выполняют самооценку своей деятельности на уроке.

-- Тема урока «Наша страна - Россия»

- Узнать о субъектах России

- Научиться находить на карте субъекты России

УУКД: строить речевое высказывание;

УУРД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира «Страна городов» 4 класс УМК «Школа России»

Цель урока: формирование представления о Древней Руси; познакомить с достопримечательностями Древнего Киева и Великого НовгородаЗадачи урокаДидактические:Познакомить с достопримечательностями Др...

Технологическая карта урока окружающего мира "Страна городов" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тема урока «Страна городов»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний об облике и жизни Древнерусских городов и знакомство учащихся с архитектурными пам...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Проект «Города России» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представлений о достопримечательностях Москвы, Челябинска, Нижнего Новгорода, Магнитогорска; изучение известных исторических объек...

Технологическая карта урока окружающего мира «Страны мира. Проект страны мира» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока:  введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию.Задачи урокаДидактиче...

Технологическая карта урока "Окружающий мир" на тему "Основной закон России и права человека " (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний о конституции РФ, представление о правах человека.Задачи урокаДидактические:1.  знать, что такое Конституция РФ, пр...

Технологическая карта урока окружающего мира «Начало Российской империи» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о исторических событиях, связанных с деятельностью Петра I.Планируемые результатыПредметные:1.  Знать некоторые биографические сведения о Петр...