Технологическая карта урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: формирование у обучающихся представления о своей стране и её законах; узнать о правах школьника.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) формирование представления учащихся о жизни страны в послевоенное время, ознакомить с правами и законами;
| Предметные: 1) формировать представление о своей стране, её законах и своих правах; 2) знать даты принятия Конституции и Всеобщей Декларации прав человека. |
Развивающие:
| Личностные: 1) осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв; 2) выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках. |
Воспитательные: 1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе; 2) воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 252.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Дата: 25.04.2025 Школа: №1 Класс: 4Б Урок: 3 Время: 9:40 - 10:20 Кабинет: 106 | Студент: Галимова Е.А. Группа: 45 Учитель: Абакумова И.В. Методист: |
Тема урока «Основной закон России и права человека»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: формирование у обучающихся представления о своей стране и её законах; узнать о правах школьника.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) формирование представления учащихся о жизни страны в послевоенное время, ознакомить с правами и законами; | Предметные:
|
Развивающие: | Личностные: 1) осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв; 2) выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках. |
Воспитательные: 1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе; 2) воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
УМК: УМК «Школа России» А.А. Плешаков: 4 кл.: в 2 ч./А.А. Плешаков - Ч.2.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | 1. Приветствует обучающихся. 2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. - Здравствуйте ребята, подготовьтесь к уроку. | 1.Приветствуют учителя. 2.Организуют своё учебное место. | Р: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесные методы( беседа) Внешний контроль | 1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. 2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания». -Ребята, перед тем как мы начнём новую тему, давайте проверим, как вы запомнили прошлый материал - Я предлагаю вам выполнить небольшой тест, который я вам сейчас раздам. После выполнения вы проверите себя. - 1. В каком году на орбиту Земли был выведен первый искусственный спутник? 2. Как звали первого космонавта? 3. Когда Юрий Гагарин полетел на орбиту? 4. Сколько минут космонавт провёл на орбите? 5. Как назывался космический корабль, на котором Ю. Гагарин был на орбите? 6. В каком году на орбиту Земли была выведена космическая станция "Мир"? 7. Когда к власти СССР пришло новое руководство? 8. В каком году Советский Союз прекратил своё существование? | Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения. - 1957г -Юрий Алексеевич Гагарин -12 апреля 1961 -108 минут -Восток -1986 - В середине 1980-х годов -1991 | К: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. | Презентация (слайд 1) |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесные методы( беседа) Внешний контроль | Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. - Сейчас я вам предлагают определить о чём мы сегодня будем говорить. Поиграем в поле чудес! Итак, на доске вы видите пустые клетки. Ваша задача, отгадать какое слово здесь зашифровано. Для этого вы будете называть буквы алфавита и те, которые входят в состав слова, я буду вписывать Сначала, по цепочке буквы называет первый ряд. Теперь второй ряд предлагает свои варианты. Переходим к третьему. (игра продолжается до тех пор, пока ученики не составят слово) Итак, какое слово мы получили? Хорошо, молодцы. Что вам известно о Конституции? Что это такое? Ребята, коротко Конституция – это основной закон государства, который закрепляет права и свободы человека и гражданина. Итак, мы отгадали слово КОНСТИТУЦИЯ и сказали, что это основной закон государства Как думаете, как будет звучать тема нашего урока? Тема нашего урока будет звучать так: Основной закон России и права человека. -ем искать ответ на вопрос: Какая бывает промышлен | 1. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. 2. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме. Дети отгадывают слово, называя буквы - Конституция Дети называют определение слова Конституция | Р: умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. К: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели | Доска Презентация (слайд 2) |
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, П Словесные методы( беседа, рассказ учителя), Практический Внешний контроль |
Российская Федерация - это современное российское государство, образованное в 1991 году. Российская Федерация (равноправное название - Россия) получила это именование 25 декабря 1991 года. - В настоящее время в составе Российской Федерации находятся: 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округов — всего 83 субъекта РФ. - Говоря строкой гимна России, наше Отечество - это «братских народов союз вековой». В России живёт 160 народов. Как вы думаете, какие народы живут в России? - Верно! В России проживают русские, татары, якуты, башкиры, калмыки, удмурты и многие другие. - Ребята, мы с вами все равноправны. Все люди в нашей стране равноправны. Об этом записано в Основном законе страны в статье 19 Конституции Российской Федерации. - Кто-нибудь знает, что такое Конституция? (Выслушиваются ответы обучающихся) Конституция - (в переводе с латинского означает устройство, постановление) основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы взаимодействия представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Она была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. - Давайте подумаем, что такое закон. (Выслушиваются ответы обучающихся) Законы - это правила, обязательные для всех жителей страны. Главным документом, защищающий права человека, является Всеобщая Декларация прав человека. 10 декабря 1948 года на заседании Генеральной Ассамблей Организации Объединённых Наций была принята Всеобщая декларация прав человека. Декларация - это документ, провозглашающий важные принципы и правила. - В Декларации говорится о том, что у каждого из нас есть права, которые никто не может отнять. Знать свои права и обязанности - это долг каждого гражданина России. -Ребята, мы с вами узнали с вами что такое «Российская Федерация», «Закон», «Конституция» и «Декларация». И для того чтобы закрепить наши знания, сейчас мы выполним небольшое задание. Возьмите карточку Nº1. Вам необходимо к определению написать, что это такое. |
(Выслушиваются ответы обучающихся) Ответы:
| Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения. Л: целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей | Презентация Раздаточный материал 1 |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф Словесные методы( беседа) Практический метод (упражнение) Внешний контроль |
- Молодцы, теперь поработаем с учебником, откройте стр. 160-161 - Перечислите права ребёнка и объясните как вы их понимаете. |
Объяснения детей | П : умение работать с моделями объектов, сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза. | Учебник |
Физкультминутка | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха | И, П Словесные методы (инструктаж) Практические методы (упражнение) Внешний контроль |
- Отлично, возьмите карточку №2 и выполните задание. Даю вам 3 минуты. |
1 вариант
2 вариант
| Р: выполнение контроля и оценки работы. | Раздаточный материл 2 |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | Теперь мы поговорим о правах. Во времена второй мировой войны произошло много преступлений, много кровопролития и люди решили, что так жить невозможно. Поэтому, после войны, были приняты документы, защищающие права человека. 10 декабря 1948 года на общем собрании Организации Объединённых Наций была принята Всемирная Декларация защиты прав человека. Знаете ли вы что значит ООН? Организация Объединённых Наций - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности. Главная их задача: Мир во всем мире В этом документе указаны слова “Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах” Что вам известно о правах? Какие права вам известны? Вот некоторые из них - Право на жизнь. - Право на свободу. - Право на личную неприкосновенность. - Право на труд. - Право на отдых. - Право на свободу слова. - Право на образование. - Право на медицинское обслуживание. А давайте вспомним некоторые сказки из детства, где нарушались некоторые из прав. В сказке «Колобок» какое право было нарушено из перечисленных? В сказке «Волк и семеро козлят» какое право нарушается? А в сказке «Золушка»? В сказке «Дюймовочка»? А в сказке «Гуси-лебеди»? Ребята, мы имеем право на безопасность, защиту, свободу. - Как вы думаете, что в нашей жизни является самым дорогим, самым ценным? - Человек имеет право на жизнь. Об этом в Конституции в разделе права статья 20. Никто не может отнять у человека жизнь. Попытка убить другого человека карается законом. - Чтобы мы были счастливы и не болели, что ещё является не менее ценным? - Каждый имеет право на охрану здоровья и мед. обслуживание статья 41. Все равны перед законом и имеют право на защиту законом. Особую заботу и права имеете вы - дети. 1 июня отмечается Международный день защиты детей. Специально оговорено право на защиту чести и достоинства ребёнка, никому не позволено оскорблять или унижать маленького человека. Забота о соблюдении всех прав ребёнка, прежде всего, лежит на родителях. Для этого у родителей есть право решать многие вопросы за ребёнка: в какую школу отдать, какие читать книги и т.д. Но ребёнок тоже не должен забывать, что родители подарили ему жизнь, поэтому он должен заботиться о них, слушаться их. - Как видите, в современном обществе каждый человек с рождения имеет много прав. Но не надо забывать, что кроме прав, у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создаёт человеку условия для жизни и развития его личности. | (предположения детей) Право на жизнь, потому что лиса съела колобка Тоже на жизнь, так как волк хотел съесть козлят Право на свободу, право на отдых Право на свободу, так как крот хотел заточить её в «подземелье» и не отпускать Право на личную неприкосновенность, так как Гуси-лебеди похитили мальчика - жизнь - здоровье
| П: выделение необходимых данных. К: построение монологической и диалогических высказываний. | Презентация |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные методы (беседа) Самоконтроль | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. Настало время подвести итог Давайте скажем, о чем вы сегодня узнали? 1.Что такое Конституция? 2. А что такое законы? 3. Где прописаны все права человека? 4. Когда отмечается День защиты детей? 5. Какой документ защищает права детей? | Оценивают свою работу.
| П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру "ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА"
Данный урок направлен на ознакомление детей с их правами и обязанностями, а также на права жителей нашей страны в общем....

Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...

Конспект урока окружающего мира "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя:· формирование знаний о Конституции РФ;·...
Конспект урока по окружающему миру "Основной закон России и права человека" (4 класс, УМК "ПНШ")
Цели деятельности учителя: формирование представления об основном законе – Конституции; формирование представлений о правах человека.Планируемые результаты:Предметные: Знать: что такое Конституц...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК "Школа России", 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Дата:02.05.2022г....
План-конспект урока окружающего мира «Основной закон России. Права человека» (4 класс).
Цель урока: сформировать представление об основном законе Российской Федерации – Конституции, познакомить учащихся с правами гражданина России.Задачи урока:Образовательные: разъяснить учащимся с...




