рабочая программа по предмету: "Мир природы"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена на основе:
-адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
АООП УО (вариант 1) ГКОУ «Котовская школа-интернат», утвержденная приказом № 182 от #1075;.
-проекта рабочей программы «Мир природы и человека»
федерального государственного бюджетного научного учреждения
«Институт коррекционной педагогики»
-учебного плана ГКОУ «Котовская школа-интернат» на 2024-2025 учебный год
Программа курса «Мир природы и человека» реализует основные положения Концепции о стандартах специального образования.
«Мир природы и человека» в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. Программный материал по «Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и даёт учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. В процессе освоения программы создаются условия:
- для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Естествознание» и «География»;
- преемственная система знаний между названными предметами.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Мир природы и человека» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников.
Цель: совершенствование процесса социализации детей с интеллектуальными нарушениями путем решения практических задач.
Задачи:
-Уточнять имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;
-На основе наблюдений и простейших опытных действий расширят представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям окружающей среды;
-Вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и результаты опытных работ, отмечать фенологические данные;
-Формировать знания учащихся о природе своего края;
-Формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
Основные направления коррекционно-развивающей работы.
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие слухового внимания и памяти;
2. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации ;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
3. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
#1056;азвитие речи, овладение техникой речи.
6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В процессе реализации образовательной программы по предмету «Мир природы и человека» решаются коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения различных заданий
- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение коррекционных заданий
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений на развитие памяти.
- коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия
- коррекция и развитие тактильного восприятия
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).
- Умение выражать свои чувства.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Мир природы и человека»
Курс «Мир природы и человека» построен по концентрическому принципу, а также с учетом преемственности тематического планирования навесь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, дополнять их новыми сведениями.
Курс «Мир природы и человека» не строится по принципу планирования на определенный период, в нем представлены тематические блоки, последовательность и время изучения которых может варьироваться в зависимости от выбранного образовательным учреждением учебного графика (обучение по модулям, четвертям, триместрам).
На уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы. Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр и составления на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также разнообразной природоохранной деятельности обучающихся под руководством учителя.
Знания и умения по курсу «Мир природы и человека» необходимо реализовывать на уроках таких предметных областей, как язык и речевая практика, математика, искусство, технология, а также найти им применение в программе внеурочной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Мир природы и человека» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Естествознание» и служит пропедевтической основой для изучения предметов естествоведческого характера «Природоведение», «Биология», «География».
Рабочая программа рассчитана во 2 классе на 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Мир природы и человека»
Сезонные изменения в неживой природе.
Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца.
Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.
Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.
Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник.
Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш.
Наблюдения за зимующими птицами.
Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, еж.
Рыбы зимой.
Труд человека в разное время года
Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.
Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.
Неживая природа
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть.
Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры.
Вода горячая, холодная.
Значение воды для жизни растений, животных, человека.
Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа
Растения
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4 растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла.
Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус.
Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями.
Огород. Овощи (3–5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.
Растения садов и огородов данной местности.
Уход за растениями сада и огорода.
Животные
Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк.
Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло , воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки. Отношение человека к животным.
Рыбы (2–3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.
Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.
Человек. Безопасное поведение
Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.
Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Мир природы и человека».
#1051;ичностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;
- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
Метапредметные результаты
а) регулятивные базовые учебные действия:
- входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);
- самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения);
- использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;
- самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
- корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);
- принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе.
б) познавательные базовые учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,
- характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
- находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;
- использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);
- называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
- знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;
- знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.
в) коммуникативные базовые учебные действия
- умением вступать в контакт и работать в группах;
- умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;
- умение обращаться за помощью и принимать помощь;
- умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со-переживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Предметные результаты
2 класс
Минимальный уровень
- называть изученные объекты и явления;
- различать 2–3 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
- различать наиболее распространенные овощи и фрукты;
- различать домашних и диких животных, рыб;
- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи;
- различать признаки времен года.
Достаточный уровень
- правильно называть изученные объекты и явления;
- различать 3–4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
- различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;
- различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
- выполнять элементарные гигиенические правила;
различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в природе.
6. ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА ПО УСВОЕНИЮ ПРОГРАММЫ
Класс имеет разделение на 2 группы:
Ученики 1группы (достаточный уровень) активны на уроках, охотно выполняют задания с минимальной помощью учителя. Они работоспособны, выполняют задание в полном объёме.
(Быкарев А, Тыщенко З, Келлер В.)
Ученики 2 группы (минимальный уровень)используют помощь учителя, самостоятельно не могут ответить на вопрос, выполнить задание по карточке, медлительны, неработоспособны. Они отвечают по показу, плану ,картинкам, пиктограммам. Им требуется больше времени на выполнение работы, упрощённые задания.
(Мухортов Е, Вершинин И, Люшнин Т,КочкинаА, Мартыненко А, Сарри А, Лебедев М, СвечниковаА)
7. КРИТЕРИИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Мир природы и человека»
Во 2 классе в течение учебного года отметки обучающимся выставляются со II полугодия. Результат продвижения обучающихся в развитии в I полугодии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи).
Основные требования к знаниям учащихся:
1-ый уровень:
Правильно называть изученные объекты и явления;
Различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
Различать наиболее распространённые овощи и фрукты и объяснять, где они растут, как используются человеком;
Различать диких и домашних животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
Выполнять элементарные гигиенические правила;
Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе
2-ой уровень:
Правильно называть изученные объекты и явления;
Различать 2-3 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
Различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
Различать диких и домашних животных, рыб;
Различать признаки времён года;
Содержание разделов
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Контрольные работы |
Неживая природа. Долгота дня | 4 | ||
Времена года. Осень | 6 | 1 | |
Неживая природа. Вода | 4 | ||
Времена года. Зима | 6 | ||
Живая природа. Растения | 4 | 1 | |
Живая природа. Животные | 4 | ||
Времена года. Весна | 5 | ||
Живая природа. Человек | 6 | 1 | |
Времена года. Лето | 5 | 1 | |
Итого: | 68 | 4 | |
8. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема предмета | Кол-во часов | Дата | Программное содержание | Дифференциация видов деятельности обучающихся | |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | |||||
Неживая природа. Долгота дня – 4 часа | ||||||
1 | Влияние солнца на смену времен года | 1 | 1 четверть | Рассматривание рисунка Показ разных времен года на рисунке Рассказ о влиянии солнца на смену времен года Чтение стихов-закличек Ответы на вопросы о дате рождения, о занятиях в разное время года | Рассматривают рисунок Показывают разные времена года в естественных условиях и на рисунке Читают о влиянии солнца на смену времен года Слушают стихи-заклички Отвечают на вопросы о дате рождения, о занятиях в разное время года с помощью учителя | Рассматривают рисунок Показывают разные времена года естественных условиях и на рисунке Рассказывают о влиянии солнца на смену времен года Читают стихи-заклички Отвечают на вопросы о дате рождения, о занятиях в разное время года самостоятельно |
2 | Сутки | 1 | Прослушивание вводного слова учителя о сутках Рассматривание рисунка Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь Дополнение предложений Ответы на вопросы о занятиях людей в разное время суток | Прослушивают вводное слово учителя о сутках Рассматривают рисунок Наблюдают за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь в естественных условиях Дополняют предложения с помощью учителя Отвечают на вопросы о занятиях в разное время года с помощью учителя | Прослушивают вводное слово учителя о сутках Рассматривают рисунок Наблюдают за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь в естественных условиях на картинках Дополняют предложения самостоятельно Отвечают на вопросы о занятиях в разное время года | |
3 | Долгота дня летом | 1 | Рассматривание рисунков Дополнение предложений Составление рассказа о долготе дня и ночи летом Ответы на вопросы по теме урока Объяснение смысла пословицы | Рассматривают рисунок Дополняют предложения с помощью учителя Составляют рассказ о долготе дня и ночи летом с опорой на картинки с помощью учителя Отвечают на вопросы с помощью учителя | Рассматривают рисунок Дополняют предложения Составляют рассказ о долготе дня и ночи летом Отвечают на вопросы Объясняют смысл пословицы | |
4 | Долгота дня зимой | 1 | Рассматривание рисунков Дополнение предложений Составление рассказа о долготе дня и ночи зимой Ответы на вопросы по теме урока Объяснение смысла пословицы | Рассматривают рисунки Дополняют предложения с помощью учителя Составляют рассказ о долготе дня и ночи зимой с опорой на картинки с помощью учителя Отвечают на вопросы с помощью учителя | Рассматривают рисунок Дополняют предложения Составляют рассказ о долготе дня и ночи летом Отвечают на вопросы самостоятельно Объясняют смысл пословицы | |
Времена года. Осень – 4 часа | ||||||
5 | Изменения в природе осенью Экскурсия | 2 | , | Экскурсия в осенний парк Просмотр видео об осени Рассматривание схемы Составление рассказа по схемам Ответы на вопросы Чтение стихотворения Рассматривание картины Левитана, ответы на вопросы Называние осенних месяцев | Рассматривают листья деревьев на экскурсии Просматривают видео об осени Рассматривают схемы Составляют рассказ по картинкам с помощью учителя Отвечают на вопросы с помощью учителя Слушают стихотворение Рассматривают картины Левитана, отвечают на вопросы Называют осенние месяцы по картинкам с помощью учителя | Рассматривают листья деревьев на экскурсии Называют листья деревьев Рассматривают схемы и поясняют их Составляют рассказ по схемам самостоятельно Отвечают на вопросы Читают стихотворение Рассматривают картины Левитана, отвечают на вопросы Называют осенние месяцы самостоятельно |
6 | Растения осенью | 3 | , , | Просмотр видео Ответы на вопросы Называние деревьев, растений, кустарников, нахождение на картинке Рассматривание рисунка Соотнесение картинок | Просматривают видео Отвечают на вопросы с помощью учителя Называют 1-2 дерева, растения Находят их на картинке с помощью учителя Рассматривают рисунок Соотносят картинки и названия с помощью учителя | Просматривают видео Отвечают на вопросы Называют 2-3 дерева, растения, кустарника Находят их на картинке самостоятельно Рассматривают рисунок Соотносят картинки и названия самостоятельно |
7 | Животные и птицы осенью Перелётные птицы | 3 | , , | Рассматривание рисунка Чтение текста Называние перелётных птиц, узнавание на картинке Отгадывание загадок Ответы на вопросы о жизни и птиц животных осенью | Рассматривают рисунок Прослушивают текст Называют 1-2 перелётных птицы на картинке Отвечают на вопросы о жизни и птиц животных осенью с помощью учителя | Рассматривают рисунок Читают текст Называют 2-3 перелётные птицы на картинке Отвечают на вопросы о жизни и птиц животных осенью самостоятельно |
8 | Занятия людей осенью | 2 | , | Чтение текста Рассматривание рисунка Ответы на вопросы Называние осенних плодов по картинкам Знакомство с понятием «гербарий». Чтение стихотворения | Слушают текст Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы с помощью учителя. Называют 1-2 осенних плода в натуральном виде, соотносят их с картинкой Знакомятся с понятием «гербарий». Слушают стихотворение | Читают текст. Рассматривают рисунок. Отвечают на вопросы. Называют 2-3 осенних плода в натуральном виде и на картинке Знакомятся с понятием «гербарий». Читают стихотворение |
Неживая природа. Вода – 4 часа | ||||||
9 | Вода Свойства воды | 2 | , | Просмотр видео Проведение опытов с водой с помощью учителя Чтение текста | Просматривают краткое видео Проводят опыты с водой с помощью учителя Слушают текст Отвечают на вопросы с помощью учителя | Просматривают краткое видео Проводят опыты с водой под руководством учителя Читают текст Отвечают на вопросы |
10 | Температура воды Термометр | 1 | 2четверть | Составление рассказа как люди используют горячую воду Рассматривание рисунка Пользование термометром с помощью учителя Знакомство с термометром Практическая работа с термометром | Отвечают на вопросы учителя, как люди используют горячую воду Рассматривают рисунок Учатся пользоваться термометром Выполняют практическую работу с термометром с помощью учителя | Составляют рассказ, как люди используют горячую воду самостоятельно Рассматривают рисунок Пользуются термометром под руководством учителя Выполняют практическую работу с термометром под руководством учителя |
11 | Вода в природе Водоемы | 2 | , | Рассматривание рисунка Называние водоемов по картинке Ответы на вопросы учителя Составление рассказа о водоеме | Рассматривают рисунок Называют водоемы по картинке. Отвечают на вопросы с помощью учителя Составляют рассказ о водоеме по картинке и с помощью наводящих вопросов | Рассматривают рисунок. Называют водоемы по памяти и по картинке Отвечают на вопросы самостоятельно Составляют рассказ о водоеме с помощью опорных картинок |
12 | Значение воды | 3 | , , | Просмотр видео Рассматривание рисунка Составление рассказа о значении воды в природе по картинкам Ответы на вопросы учителя Чтение текста | Просматривают краткое видео Рассматривают рисунок Составляют рассказ о значении воды в природе по картинкам и с помощью наводящих вопросов и опорных картинок Отвечают на вопросы с помощью учителя Слушают текст | Просматривают краткое видео Рассматривают рисунок Составляют рассказ о значении воды в природе с помощью опорных картинок Отвечают на вопросы самостоятельно Читают текст |
Времена года. Зима – 4 часа | ||||||
13 | Время года: зима Признаки зимы Названия зимних месяцев | 3 | , , | Просмотр видео Рассматривание рисунка Называние признаков зимы Повторение названий зимних месяцев Работа с опорными словами Знакомство и объяснение смысла пословицы Чтение стихотворения | Просматривают видео Рассматривают рисунок Называют 1-2 признака зимы в естественных условиях и по картинке Повторяют названия зимних месяцев по картинке с помощью учителя Составляют словосочетания и предложения по опорным словам Слушают стихотворение Отвечают на вопросы с помощью учителя | Просматривают видео. Рассматривают рисунок. Называют 3-4 признака зимы по картинке Повторяют названия зимних месяцев Составляют предложения по опорным словам Объясняют смысл пословицы Читают стихотворение Отвечают на вопросы самостоятельно |
14 | Природа зимой Экскурсия | 2 | , | Экскурсия в зимний парк Подкормка птиц в кормушках Слушание рассказа учителя Ответы на вопросы | Наблюдают за растениями зимой в естественных условиях Кормят птиц в кормушках с помощью учителя Слушают рассказ учителя Отвечают на вопросы с помощью учителя | Наблюдают за растениями зимой в естественных условиях Кормят птиц в кормушках самостоятельно Слушают рассказ учителя Отвечают на вопросы самостоятельно |
15 | Растения и животные зимой | 3 | , , | Рассматривание иллюстраций Отгадывание загадки Чтение рассказа Описание животного по плану Отгадывание животного по описанию Называние диких животных | Рассматривают иллюстрации Читают часть рассказа Описывают животное по картинке с помощью учителя Отгадывают животное по описанию. Называют 2-3 диких животных Отвечают на вопросы с помощью учителя | Рассматривают иллюстрации Читают рассказ Описывают животное по плану самостоятельно Отгадывают животное по описанию Называют 3-4 диких животных Отвечают на вопросы самостоятельно |
16 | Занятия людей зимой | 2 | , | Прослушивание вводного слова учителя Рассматривание рисунков Называние зимней одежды по рисунку Называние видов деятельности людей зимой Рассказ об играх детей зимой Просмотр сказки «Два Мороза» Ответы на вопросы по рисунку Рисование в рабочей тетради снежинки Правила безопасности зимой: (гололед, сосульки с крыш) | Прослушивают вводное слово учителя Рассматривают иллюстрации Называют 2-3 предмета зимней одежды по рисунку Называют 2-3 вида деятельности людей, игры детей зимой по картинке Просматривают сказку «Два Мороза». Отвечают на вопросы с помощью учителя по результатам просмотра Срисовывают в рабочую тетрадь снежинку по образцу. Прослушивают правила безопасности зимой (как вести себя в гололед, какую опасность представляют сосульки) | Прослушивают вводное слово учителя Рассматривают иллюстрации Называют 3-4 предмета зимней одежды Называют 3-4 вида деятельности людей зимой Рассказывают об играх детей зимой Просматривают сказку «Два Мороза» Отвечают на вопросы самостоятельно по результатам просмотра Рисуют в рабочей тетради снежинки Прослушивают и дополняют правила безопасности зимой: (гололед, сосульки с крыш) |
Живая природа. Растения – 3 часа | ||||||
17 | Растения Части растений | 1 | 3четверть | Рассматривание изображения растений Называние по картинке частей растений Чтение текста Ответы на вопросы с опорой на рисунки Работа с опорными словами Заучивание стихотворения | Рассматривают изображения растений Называют части растений в натуральном виде с помощью учителя Читают часть текста Отвечают на вопросы с опорой на рисунки Составляют словосочетания и предложения по опорным словам Читают стихотворение | Рассматривают изображения растений Называют части растений в натуральном виде и на картинке Читают текст Отвечают на вопросы самостоятельно Составляют предложения по опорным словам Читают и заучивают стихотворение |
18 | Жизнь растений Комнатные растения | 2 | , | Рассматривание картинки Чтение текста Сравнение рисунков Проговаривание правил ухода за комнатными растениями Ответы на вопросы с опорой на картинки | Рассматривают картинки Читают часть текста Сравнивают рисунки Проговаривают правила ухода за комнатными растениями в естественных условиях с помощью учителя Отвечают на вопросы с опорой на картинки с помощью наводящих вопросов | Рассматривают картинки Читают текст Сравнивают рисунки и называют различия Проговаривают правила ухода за комнатными растениями с опорой на картинки Отвечают на вопросы самостоятельно |
19 | Овощи Сад | 2 | , | Описание овощей с опорой на рисунок Называние овощей, их признаков Рассматривание схемы, нахождение знакомых овощей Чтение текста Отгадывание загадки Чтение стихотворения Перечисление любимых овощей. Проговаривание рецепта салата и варенья Рисование овощей и фруктов в тетрадь Ответы на вопросы | Рассматривают изображения овощей Описывают овощи по рисунку с помощью учителя Называют 2-3 овоща Рассматривают схемы, находят знакомые овощи Читают часть текста Слушают стихотворение Перечисляют любимые овощи Слушают рецепт салата Раскрашивают овощи и фрукты в тетради Отвечают на вопросы с опорой на картинки с помощью учителя | Рассматривают изображения овощей Описывают овощи по схеме Называют 3-5 овощей Рассматривают схемы, находят знакомые овощи Читают текст вслух Читают вслух стихотворение Перечисляют любимые овощи Читают и повторяют рецепт салата и варенья Рисуют овощи и фрукты в тетради Отвечают на вопросы самостоятельно |
Живая природа. Животные - 3 часа | ||||||
20 | Животные домашние и дикие | 2 | , | Сравнение домашних и диких животных по картинке Рассматривание рисунков Составление рассказа о домашних и диких животных Ответы на вопросы Сравнение домашних и диких животных по картинке | Сравнивают домашних и диких животных по картинке с помощью учителя Рассматривают рисунки Составляют краткий рассказ о домашних и диких животных с помощью наводящих вопросов Отвечают на вопросы с опорой на картинки с помощью учителя | Сравнивают домашних и диких животных по картинке домашних и диких животных Отвечают на вопросы самостоятельно |
21 | Породы животных Сходство и различия | 3 | , , | Рассматривание изображения животных Сравнение домашнего и дикого животного Ответы на вопросы Рисование животного Чтение текста Составление рассказа Отгадывание загадки Ознакомление с правилами ухода за домашним питомцем Составление рассказа по рисунку | Рассматривают изображения животных Сравнивают домашнее и дикое животное с помощью учителя: кошка – рысь, собака – волк Отвечают на вопросы с опорой на картинки Раскрашивают животное Читают часть текста Составляют предложение по опорным словам Слушают правила ухода за домашним питомцем Составление краткий рассказ по рисунку с помощью учителя | Рассматривают изображения животных Сравнивают домашнее и дикое животное: кошка – рысь, собака – волк по представлению Отвечают на вопросы самостоятельно Рисуют животное в тетради Читают текст Составляют рассказ по картине Читают правила ухода за домашним питомцем |
22 | Рыбы | 2 | , | Рассматривание изображения рыбы Нахождение частей тела рыбы Ответы на вопросы Чтение текста Ответы на вопросы Составление рассказа по схеме Просмотр видео об аквариуме Рисование аквариума с рыбой | Рассматривают рисунки Находят части тела рыбы на картинке Отвечают на вопросы с опорой на картинки и с помощью учителя Читают часть текста Рассматривают схемы Составляют предложение по схеме Просматривают видео об аквариуме Срисовывают аквариум | Рассматривают рисунки Находят и называют части тела рыбы на картинке Отвечают на вопросы самостоятельно Читают текст Рассматривают схемы Составляют рассказ по схеме Просматривают видео об аквариуме Рисуют аквариум с рыбой |
Времена года. Весна - 4 часа | ||||||
23 | Сезонные изменения в природе весной Экскурсия | 2 | , | Экскурсия в весенний парк Наблюдение за набуханием почек на ветках (опыт) Определение времени года Называние признаков весны (потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи) Работа по схемам Закрепление правил поведения весной Составление рассказа по рисункам об основных приметах весны Названия весенних месяцев | Наблюдают за признаками весны, за набуханием почек на ветках Определяют время года в естественных условиях Слушают правила поведения в природе весной Составляют предложение по рисункам об основных приметах весны Называют весенние месяцы по картинкам | Наблюдают за признаками весны, за набуханием почек на ветках Определяют время года Называют по схемам 3-4 признака весны Читают и запоминают правила поведения в природе весной Составляют рассказ по рисункам об основных приметах весны Называют весенние месяцы |
24 | Растения весной | 2 | , | Наблюдение за молодой листвой на деревьях Показ объектов природы на рисунках, ответы на вопросы Составление рассказа о цветении березы и тополя Нахождение и называние распустившихся цветов Заучивание заклички Составление рассказа о приходе весны по картинке | Наблюдают за молодой листвой на деревьях Рассматривают и показывают объекты природы весной на рисунках Отвечают на вопросы с опорой на картинки Составляют предложение о цветении березы и тополя с помощью учителя Находят и называют 2-3 весенних цветка Слушают стихотворение-закличку Составляют предложения о приходе весной по картинке | Наблюдают за молодой листвой на деревьях Показывают и называют объекты природы весной на рисунках Отвечают на вопросы Составляют рассказ о цветении березы и тополя Находят и называют 3-4 весенних цветка Заучивают закличку Составляют рассказ о приходе весны по картинке |
25 | Животные и птицы весной | 2 | , | Чтение текста Рассматривание рисунка Показ животных и птиц на рисунке Просмотр видео Ответы на вопросы Составление рассказа о жизни животных и птиц весной | Читают часть текста Рассматривают рисунок Показывают 2-3 животных и птиц на рисунке Просматривают видео Отвечают на вопросы с опорой на картинки Составляют предложение о жизни животных и птиц весной по картинке с помощью учителя | Читают текст Рассматривают рисунок Показывают 3-4 животных и птиц на рисунке Просматривают видео Отвечают на вопросы Составляют рассказ о жизни животных и птиц весной с опорой на картинку самостоятельно |
26 | Занятия людей весной | 2 | , | Рассматривание рисунка Чтение текста Ответы на вопросы Чтение стихотворения Рассказ о занятиях людей весной Проговаривание правил безопасности на водоемах весной | Рассматривают рисунок Читают часть текста Отвечают на вопросы с опорой на картинки Читают часть стихотворения Составляют предложение о занятиях людей весной по картинке с помощью учителя Прослушивают правила безопасности на водоемах весной | Рассматривают рисунок Читают текст Отвечают на вопросы Читают стихотворение Составляют рассказ о занятиях людей весной по картинке Зачитывают и проговаривают правила безопасности на водоемах весной |
Живая природа. Человек – 4 часа | ||||||
27 | Гигиена тела человека Закаливание | 1 | 4четверть | Чтение текста Рассматривание рисунка Ответы на вопросы Составление рассказа о пользе закаливания по картинкам Разучивание комплекса утренней гимнастики | Рассматривают рисунок Читают часть текста Отвечают на вопросы с опорой на картинки Составляют предложение о пользе закаливания по картинке с помощью учителя Разучивают комплекс утренней гимнастики (2-3 упражнения) | Рассматривают рисунок Читают текст Отвечают на вопросы Составляют рассказ о пользе закаливания с опорой на картинки Разучивают комплекс утренней гимнастики (3-4 упражнения) |
28 | Питание человека Органы пищеварения | 2 | , | Рассматривание рисунка Нахождение и называние на картинке органов пищеварения человека Чтение текста Ответы на вопросы Выбор полезных продуктов по рисунку | Рассматривают рисунок Находят и называют на картинке органы пищеварения человека с помощью учителя Читают часть текста Отвечают на вопросы с опорой на картинки Выбирают 1-2 полезных продукта по рисунку | Рассматривают рисунок Находят и называют органы пищеварения человека по схеме Читают текст Отвечают на вопросы Выбирают 2-3 полезных продукта |
29 | Пища человека Правильное питание | 2 | , | Рассматривание рисунка Называние принципов правильного питания Выбор меню на день Запись в тетрадь главных правил питания Составление рассказа о пользе фруктов и овощей | Рассматривают рисунок Называют основы правильного питания Выбирают меню на день с помощью учителя. Составляют предложение о пользе фруктов и овощей с опорой на картинку Отвечают на вопросы с опорой на картинки | Рассматривают рисунок Называют принципы правильного питания Выбирают меню на день с помощью учителя Составляют рассказ о пользе фруктов и овощей Отвечают на вопросы |
30 | Профилактика пищевых отравлений | 2 | , | Прослушивание вводного слова учителя Рассматривание рисунков Проговаривание основных правил профилактики пищевых отравлений Составление рассказа по рисунку Чтение стихотворения | Прослушивают вводное слово учителя Рассматривают рисунки Проговаривают основные правила профилактики пищевых отравлений по картинке Составляют предложение по рисунку Читают часть стихотворения Отвечают на вопросы с опорой на картинки | Прослушивают вводное слово учителя Рассматривают рисунки Проговаривают основные правила профилактики пищевых отравлений Составляют рассказ по рисунку Читают стихотворение Отвечают на вопросы |
Времена год. Лето – 4 часа | ||||||
31 | Изменения в природе летом Экскурсия | 2 | , | Просмотр видео Рассматривание рисунков Называние летних месяцев Называние признаков лета Чтение текста Ответы на вопросы Составление рассказа об изменениях в природе летом | Просматривают видео Рассматривают рисунки Называют летние месяцы по календарю Называют 1-2 признака лета по картинке Читают часть текста Отвечают на вопросы с опорой на картинки | Просматривают видео Рассматривают рисунки Называют летние месяцы самостоятельно Называют 2-3 признака летав натуральном виде в естественных условиях Читают текст Отвечают на вопросы Составляют рассказ об изменениях в природе |
32 | Растения летом | 2 | , | Рассматривание рисунков Чтение текста, запоминание названия ягод, цветов Составление рассказа Рисование рисунка о правилах поведения в лесу Рассматривание рисунка, составление по нему рассказа о летнем лесе | Рассматривают рисунки Читают часть текста, называют 2-3 ягоды, цветка Отвечают на вопросы с опорой на картинки Составляют по нему предложение о летнем лесе | Рассматривают рисунки Читают текст Называют 3-4 ягоды, цветка Отвечают на вопросы Составляют рассказ Рисуют рисунок о правилах поведения в лесу Рассматривают рисунок Составляют по нему рассказ о летнем лесе |
33 | Животные летом | 3 | , , | Рассматривание рисунка Запоминание и называние детенышей Определение по рисунку способа питания и места проживания животных Рассматривание и называние опасных насекомых Слушание текста, ответы на вопросы | Рассматривают рисунки Запоминают и называют 2-3 детеныша животных Определяют по рисунку способ питания и место проживания животных Рассматривают опасных насекомых на картинке Слушают текст Отвечают на вопросы с опорой на картинки | Рассматривают рисунки Запоминают и называют 3-4 детеныша животных Определяют способы питания и места проживания животных Рассматривают и называют опасных насекомых на картинке Читают текст Отвечают на вопросы |
34 | Занятия людей летом Безопасные летние каникулы | 2 | , | Называние летней одежды Составление рассказа Рассматривание рисунка Составление рассказа о своих любимых занятиях во время прогулок летом Повторение правил безопасности в летние каникулы | Показывают и называют и 2-3 предмета летней одежды Составляют предложение с опорой на картинки Слушают объяснение, почему летом и зимой обязательно носить головной убор, отвечают на вопросы Рассматривают рисунок Повторяют 1-2 правила безопасности в летние каникулы | Называют и показывают 3-4 предмета летней одежды Рассматривают рисунок Составляют рассказ о своих любимых занятиях во время прогулок летом Повторяют 2-3 правила безопасности в летние каникулы |
9. ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТОВЫХ РАБОТ:
№ п/п | Название | Дата |
1. | Тестовая работа. Вводная работа. | |
2. | Промежуточный тест. | |
3. | Итоговый тест. | |
Итого | Тесты -3 |
10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА »
Учебники: 1. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М. Просвещение, 2019.
2. Кудрина С.В. Окружающий мир: учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида - М. Владос, 2009.
3. Худенко Е.Д. Развитие речи: учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида - М. Аркти, 2007
Программно-методическое обеспечение:
1. И.М. Бгажнокова Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы – М., Просвещение, 2013.
#1041;рыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».М.: Вако, 2004
3. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4классы): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.: ВАКО, 2005г.
4. Карточки по темам
5 Раздаточный материал.
#1058;СО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ.
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа).
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс.
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 1 класс.
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 1 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека "
Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека "2 класс дя детей с РАС...

Рабочая программа по предмету " Мир природы и человека", 1 (доп) класс вариант 8.3
Рабочая программа по предмету " Мир природы и человека", 1 доп класс вариант 8.3 для детей с РАС...
