Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру
План-конспект по окружающему миру
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 66.5 КБ | |
| 82 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по теме:
«Какой бывает транспорт»
Тип урока: комбинированный
Цели урока : 1 Уточнение уже имеющихся знаний детей о транспорте.
Познакомить с различными видами транспорта, его назначением, учить определять назначение специального транспорта по внешним признакам автомобиля, учить группировать транспорт по назначению.
2. Развитие умения пользоваться полученными знаниями при решении различных учебных задач, которые требуют логического мышления, сосредоточения, классификации, сравнения и анализа, других умственных операций.
3. Познакомить детей с профессиями людей, работа которых связана с транспортными средствами, показать значение транспорта в жизни человека; развивать у учащихся кругозор и познавательный интерес. Содействовать воспитанию чувства уважения к людям разных профессий.
Методы: наглядные, словесные, практические, создание ситуаций выбора, создание проблемных ситуаций.
Формы: индивидуальные, фронтальные
Средства: учебник, тетрадь, ИКТ.
Оборудование: учебник « Мир вокруг нас» А. А. Плешаков 1 часть, рабочая тетрадь № 1, иллюстрации транспортных средств, схемы –цветные карандаши, презентация «Транспорт».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Проверка дом. задания.
- Что такое экономика?
-Какие отрасли экономики вы знаете?
. - Что является основным помощником в строительстве?
- Какие машины нужны на стройке?
- К какой отрасли экономики мы их отнесём?
2.Новый материал.
У. Отгадайте загадки. Попытайтесь подумать, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.
Какая будет у нас тема урока?
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носи обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
Ходит город – великан
На работу в океан. (Корабль)
Что за птица:
Песен не поёт,
Гнезда не вьёт,
Людей и груз везёт. (Самолёт)
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй. (Метро)
О каких машинах идёт речь? К какому виду транспорта вы их отнесёте?
Сегодня на уроке мы будем говорить о транспорте.
- Кто знает, что называют транспортом?
Слово «Транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого оно обозначает «перемещать».
Сначала транспортом называли грузовые морские суда, которые перевозили из дальних стран различные продукты: кофе, чай, различные пряности; и увозили товары, которые продавали в дальних странах наши купцы.
Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо»
- Зачем нам нужен транспорт? (для передвижения и перевозки грузов)
- Какой транспорт вы знаете?
- Как вы думаете, каким транспортом пользовались люди, когда ещё не было ни машин, ни самолётов, ни поездов…? (первое транспортное средство – лошадь)
- Какие современные виды транспорта вы знаете?
- Чем они отличаются друг от друга? (способом передвижения.: по земле,
по воде, в воздухе, под землей)
- На какие группы можно разделить весь транспорт?
У. Я буду называть транспортные средства. А вы определите каким образом они передвигаются. По воде, по земле, по суше или по воздуху?
Трамвай, троллейбус, автобус, автомобиль?
Д. Этот транспорт передвигается по земле.
У. Как можно назвать такой транспорт?
Д. Это наземный транспорт
У. Вертолёт, самолёт, аэроплан?
Д. Это воздушный транспорт.
У. Какой вы знаете водный транспорт?
Д. Пароходы, теплоходы, баржи.
У. Почему этот транспорт мы называем водным?
Д. Потому, что он передвигается по воде.
У. Что мы отнесём к подземному транспорту?
Д. Метро.
Вывод: транспорт бывает наземным, воздушным, водным, подземным (на доске вывешивается схема – опора)
У. Все эти средства служат для одной цели – перевозке. Что они перевозят?
Д. Людей и грузы.
У. Как называется транспорт. Если он занимается перевозкой людей?
Д. Пассажирский.
У. Если транспорт перевозит только грузы?
Д. Грузовой.
У. Но есть ещё транспорт, который выполняет специальные перевозки: милиция, скорая помощь, пожарная. Такой транспорт называется специальным.
Игра «Что у кого?»
– У человека глаза, а у автомобиля? (фары)
– У человека сердце, … (мотор)
– У автомобиля колёса, … (ноги)
– У человека кровь, … (бензин)
– Человек вытирает руками, … (дворниками)
– Для переноски вещей у человека есть сумка, … (багажник)
– Человек может заболеть, … (ломается)
У. Ребята, а как называется профессия человека, который управляет автомобилем?
Д. Водитель, шофёр.
У. Какие ещё профессии, связанные с работой на транспорте вы знаете?
Д. Машинист, таксист, капитан, пилот, проводник и др.
Игра «Отгадай»
– Подумайте, ребята, людям каких профессий принадлежат эти слова?
1. Встаём мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить на работу. (Водитель)
2. С огнём бороться мы должны –
С водою мы напарники.
Мы очень людям все нужны,
Так кто же мы? (Пожарники)
3. – Малый вперёд, полный вперёд, так держать! (Капитан)
4. – Уважаемые пассажиры, мы рады приветствовать вас на борту нашего авиалайнера! (Стюардесса)
Физминутка. (учитель показывает изображение транспортного средства, дети называют его, относят к одной из групп, выполняют движения)
- Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук. (Поезд)
Дети встают в колонну и мерно двигаются (идут друг за другом), одновременно делая движения руками подобно рычагам паровозных колес.
Загудел паровоз
И вагончики повез
Чох-чох, чох-чох, чу-чу
Я далеко укачу.
- В небо ракета стрелою взлетела,
В ней космонавт сильный и смелый.
Дети встают в колонну (можно врассыпную), поднимают вверх руки, делая их “лодочкой” вверх (острие ракеты направлено в небо) и так шагают друг за другом на время полета.
- Самолет летит, летит,
Летчик смелый в нем сидит.
Дети встают в колонну, разведя руки в стороны (крылья) и бегут друг за другом.
- А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает.
Весла в руки мы берем,
Быстро к берегу гребем.
К берегу пристала лодка
Мы на берег спрыгнем ловко.
И поскачем по лужайке
Будто зайки, будто зайки.
Дети встают врассыпную, вытянув руки в стороны, качаясь вправо-влево и вверх-вниз. Изображают, как гребут веслами. Останавливаются, приседают. Прыгают вперед, скачут как зайцы.
- Мы ехали, ехали,
К мосту подъехали
Въехали, съехали
Снова поехали
Ехали, ехали
К яме подъехали
Яму объехали
И к дому поехали. (Легковой автомобиль)
Дети встают в колонну, идут друг за другом, имитируя руками вращение руля, опускают руки вниз, поднимают их вверх, тянутся, приседают, “едут”, приседают, делают поворот, “едут”, останавливаются.
Пароход большой плывет,
Капитан его ведет. (Пароход)
Дети встают врассыпную, ставят руки перед грудью, вперед, ладони соединяют как “ковшик” (обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, а большие пальцы подняты вверх) и двигаются свободно по группе.
- Транспорт какого вида мы не назвали? (воздушный и подземный)
- Что мы отнесём к подземным средствам передвижения? (метро)
- Почему называем транспорт воздушным? Что к нему отнесём?
- Все названные транспортные средства служат одной цели. Какой? (перевозке)
- Что же они перевозят? (грузы, людей)
- Таким образом, в зависимости оттого, что перевозит транспорт, его можно разделить ещё на группы. На какие?
- Если транспорт перевозит грузы, то его называют …..
- Если транспорт перевозит людей (пассажиров), то это ….
- А ещё ребята есть специальный вид транспорта. Как вы думаете, что мы к нему отнесём?
Слово «специальный» в переводе обозначает «особый». Эти машины нужны для очень ответственной работы, их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь. Посмотрите на эти машины и запомните телефоны для их вызова.
Но есть еще одна специальная машина, которая может заменить собой все предыдущие. Это - машина МЧС. Вызывают ее по телефону 01.
Кроме этих машин, есть еще автомобили, которые перевозят продукты, почту или участвуют в спортивных соревнованиях. Они тоже относятся к специальному транспорту.
(получается следующая схема)
3. Закрепление изученного
А)Игра «Доскажи словечко» (называют транспортное средство и дают ему характеристику)
Дом на рельсах тут как тут
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай –
Отправляется ... (трамвай – общественное, наземное, пассажирское транспортное средство.)
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни ... (машина)
Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет –
Это мой ... (велосипед)
Бежит при ветре споро
Без весел и мотора ... (парусник)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Винтокрылый ... (вертолет)
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Бежит .... (автомобиль)
Весь мир прочитал
Сообщенье в газетах,
Что Белка и Стрелка
Летали в ... (ракетах)
В этом доме тишина,
Много окон, дверь одна.
Дом летит под небеса.
За окошком вся страна.
Дом отправился в полет.
Значит это ... (самолет)
Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка ...
Кто такая? ... (электричка)
Создавать я начал флот.
Превратилась губка в ... (плот)
- Какой же бывает транспорт?
- Как вы думаете, какой транспорт является наиболее безопасным средством передвижения? (каждый опасен по-своему)
- Как избежать опасных ситуаций, связанных с транспортом? (правила поведения)
Когда-то основным транспортным средством людям служили лошади. Сейчас их почти полностью заменили машины. Люди, конечно, выигрывают от такой замены. А природа?
- Как же быть?
Ведь мы не можем отказаться от современных транспортных средств? (велосипед, троллейбусы, трамваи, весельные и парусные лодки. а также изобретать современные транспортные средства, которые не будут загрязнять окружающий мир)
Самостоятельная работа
Работа в тетрадях № 1. Отметить карандашами разных цветов название водного, воздушного и подземного транспорта буква ПГС отметить пассажирский, грузовой и специальный транспорт.
- Итог урока.
– Какие виды транспорта вы знаете?
– Основное назначение транспорта?
– Какой транспорт мы называем специальным?
- Домашнее задание. (по выбору)
- Придумать и нарисовать экологически чистое транспортное средство будущего.
- Нарисовать знаки, изображающие, как избежать опасных ситуаций, связанных с транспортными средствами.
Предварительный просмотр:
План-конспект урока окружающий мира
Тема урока: “Воздух и его охрана”
Цель: создание благоприятных условий для формирования представления о составе воздуха и его свойствах.
Образовательные: систематизировать представление у обучающихся о воздухе как о смеси газов, о свойствах воздуха. Способствовать пониманию обучающимися о необходимости предпринимать специальные меры по охране воздуха.
Развивающие: развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения дополнительного материала, создание проблемой ситуаций; развивать мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные: воспитание бережного отношения к окружающей среде, создание условий для воспитания коммуникативных умений, самовоспитание при работе в группах;
Здоровьесберегающие: соблюдение гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, проведение физминуток, создание благоприятного эмоционального и психологического климата в классе для восприятия учебного материала.
Планируемые результаты:
Личностные: испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды; понимать свою роль в деле охраны окружающей среды.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, выполнения действий по алгоритму, логически рассуждать и доказывать, моделировать; сформирование представления о деятельности исследователя; развитие умения использовать информацию.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: формирование умения выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу или правилу; оценивание своей деятельности по оценочной характеристики других; умение определять учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие речи, умения работать в паре, слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.
Предметные: знать состав и свойства воздуха; знать меры по охране воздуха.
Тип урока: предметный урок
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Основные образовательные ресурсы урока: учебник, проектор, презентация, раздаточный материал (разноцветные полоски 18 шт., карточки с темой урока 18 шт. настольный теннисный мячик 1шт., теннисные шарики 2 шт., мяч.), наглядный материал (весы, настольные теннисные шарики, коробка, стакан, трубочка, цветные геометрические фигуры, апельсин, пакет).
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
- Организация начала урока.
1) Приветствие.
У:- Здравствуйте, ребята!
2) Мотивация к обучению и познанию.
У:- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Я думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с другом.
II. Актуализация умений и знаний.
1) Фронтальный опрос.
У:-Ребята, что вы изучали на прошлом уроке?
О:- Разнообразие веществ
У:- Наука изучающая вещества?
О:- Химия.
У:- Какое самое важное свойство соли вы знаете?
О:- Она соленая на вкус, поэтому ей можно подсаливать еду
У:- Как определить содержится ли крахмал в продуктах?
О:- Капнуть йода.
У:- И что произойдёт?
О:- Продукт окрасится в сине-фиолетовый цвет.
У:- Что такое вещество?
О:- То, из чего состоят тела.
У:- Из чего состоят вещества?
О:- Из частиц, которые называются атомы.
- Открытие новой темы.
У:- Ребята, а вы знаете, кто такие учёные?
О:- Люди, которые, что-то исследуют и изучают.
У:- Сегодня предлагаю побывать в роле учёного. У нас свами будет «Лаборатории воздуха». Представьте, что мы в лаборатории. И что мы будем сегодня изучать, вы узнаете, если вы отгадаете загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый; и все же
Без него мы жить не можем.
- Что же это?
О:- Воздух.
У:- Молодцы.
У:- А тему нашего исследования, вы мне скажете как выполните задание. Сейчас вы будете работать в паре, я вам раздам карточки, на которых зашифрована тема нашего исследования, вам необходимо вычеркнуть лишние символы, знаки, цифры.
С3@ВОQ&Й3С#097Т7*$~=-В000А44
LLВQ@О2$0ЗД08У№*!*Х4:А199
У:- Кто расшифровал тему?
О:- Свойства воздуха.
У:-Правильно. Ребята, а что вы знаете о воздухе?
О:-Прозрачный, им дышат животные и люди ....
(Откуда ты это узнал? Кто тебе об этом рассказал?)
У:-Как вы думаете какова цель нашего урока?
О:-Исследовать воздух.
У:- Попробуем определить задачи нашего урока с помощью слов- помощников.
- Вспомним...
- Познакомимся...
О:- Вспомним, что такое воздух. Познакомимся со свойством воздуха.
У:-Ребята, вы правы, а так же узнаем:
Как человек использует воздух?
Какими свойствами обладает воздух?
Из чего он состоит?
Каково значение воздуха?
Как охранять воздух?
- Открытие новых умений, знаний.
1) Практическая работа
У:- Ребята, как раз для нашего исследования я принесла все необходимое. Я выберу помощника, что открыть коробочку.
У:- Что в ней находится?
О:- Ничего.
У:- Вы уверены? В них действительно ничего нет? А я думаю, что там все таки что-то есть.
(эксперимент с пакетом)
У:- Сейчас наполним пакет, мне нужен помощник, (даю пакет), наполни его. Полный пакет? Тяжело было ловить?
О:- Пакет полный. Нет.
У:- Сделайте вывод. Так есть ли воздух в нашей коробочке?
О:- Да.
У:- Мы свами доказали, что в коробочке находится воздух, а что нас окружает?
О:- Тоже воздух.
У:-Мы это доказали. О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом. Люди догадались об этом очень давно. Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».
Опыт № 1 Определим цвет воздуха
У:-У вас на столах лежат полоски разных цветов. Покажите мне полоску желтого цвета, зеленого, красного.
У какого цвета воздух?
О:- Воздух прозрачный.
У:- Воздух всегда прозрачный?
О:- Нет. Серый- дым костра, труб домов.
У:- Правильно. Прозрачен только чистый воздух, дым костра, труб домов загрязняют воздух частицами гари и пыли, тогда он становится не прозрачным.
У:- А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно.
Что вы видите вверху?
О:- Небо.
У:-Правильно. Мы привыкли называть небо воздушным океаном.
Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца.
Просмотр фильма.
Цель: ввести обучающихся в эмоционально-смысловую атмосферу фильма, создать мотивацию для его просмотра.
У:-От чего защищает воздушная оболочка нашу планету?
О:- От метеоритов, от опасных ультрафиолетовых лучей.
Опыт 2 Имеет ли воздух запах ?
У:-Давайте проверим. Закрой глаза и не открывайте. Понюхайте воздух, сейчас чем-нибудь пахнет?
О:- Нет.
Дети снова закрывают глаза.
Очищаю апельсин ,чтобы запах распространился.
У:-А сейчас?
О:- Да, пахнет апельсином.
У:- Какой вывод можно сделать?
О:- Чистый воздух не пахнет, но он хорошо присваивает чужие запахи.
У:-Чем может пахнуть воздух?
О:- Свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т.д
Опыт 3. Имеет ли воздух вкус?
У:-Давайте проверим, попробуйте высунуть язычки и лизнуть воздух. Какой вывод мы можем сделать?
О:- Воздух не имеет вкуса.
Опыт 4. Имеет ли воздух вес? Можно ли его взвесить?
У:-На весы кладем сдутые шарики (весы находятся в равновесии).
Что мы видим?
О:- Вес одинаковый.
У:- Правильно (надуваем один из шариков, взвешиваем).
Что произошло?
О:- Один шарик перевесил.
У:- Какой вывод мы можем сделать?
О:- Воздух имеет вес.
У:-Знаменитый ученый Галилео Галилей более 300 лет тому назад взвесил воздух. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. Затем откачал из шара воздух, заткнул отверстие и снова положил на весы. Шар стал легче! Так ученый пришел к выводу, что воздух имеет вес.
Под счетам ученых, вес всего воздуха, окружающего Землю, равняется примерно 5200 триллионам тонн.
Опыт 5 Давайте выясним, что легче воздух или вода.
У:- Как вы думаете, что легче вода или воздух?
О:- Воздух.
У:- Сейчас с помощью опыта узнаем правильный ответ.
Разделение обучающихся на 2 группы. Первой группе дается воздушный шарик, второй теннисный мячик.
У:- На столах стоят чашки с водой. Опустите шарики в воду. Что с ним происходит?
Дети по группам проводят опыт
О:- Шарик всплывает.
У:- Как человек применяет это свойство воздуха?
О:- Надувные матрасы, жилеты, лодки
У:- Какой вывод мы можем сделать?
О:- Вывод: воздух легче воды.
Опыт 6 Имеет ли воздух форму ?
У:- На доске геометрические фигуры. (Жёлтый круг, треугольник, квадрат)
У:-Чем эти фигуры отличаются?
О:- Формой.
У:- Верно. А какой формы воздух?
Чтобы это узнать мы проведём ещё один эксперимент. Возьмите шарики и заполните их воздухом.
Дети по группам выполняют задание.
О:- Он может принять любую форму.
У:- Какой вывод?
О:- Вывод: воздух не имеет формы. Он приобретает форму того предмета, в котором содержится.
Физминутка.
Для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища:
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
Опыт 7. Воздух упругий или нет?
Показываю надутый шарик и мяч.
У:- Что находится внутри шара и мяча?
О:- Воздух.
У:- А теперь легонько сожмите. Легко ли сжимается шарик и мяч?
О:- Нет.
У:- Какой вывод можно сделать?
О:- Вывод: воздух упругий
У:- Как человек применяет это свойство воздуха?
О:- Мячи, надувные лодки, колеса автомобилей
У:- Во всем мире много миллионов автомобилей. И все они ездят как бы по воздушной подушке. Благодаря тому, что в камерах автопокрышек находится сжатый воздух, машины едут плавно.
Опыт 8. Может ли воздух двигаться?
У:- При помощи того, что лежит у вас на столах докажите одну из гипотез.
Ветер - это движение воздуха.
Дети находят веер и машут им.
У:- Как вы думаете, что происходит в природе, когда воздух начинает быстро двигаться?
О:-Начинается ветер.
У:- Ураганы, торнадо, смерчи, колыхание деревьев.
Какие ветра называют бедствием, стихией.
У:- Давным-давно люди заметили, что ветер способен двигать, поднимать или переносить разные предметы на некоторое расстояние. «А нельзя ли приручить ветер?» – думали они.
Так человечество изобрело парус, что позволило кораблям быстрее передвигаться, освободив матросов от тяжёлой работы гребцов.
У:- Были изобретены лопасти ветряной мельницы, приводящие в движение весь механизм.
У:- А как в домашних условиях люди применяют это свойство воздуха?
О:- Пылесос, фен, вентилятор.
У:- Какой вывод можно сделать?
О:- Вывод: ветер движется
Опыт 9 . Можно ли воздух услышать?
У:- Можно ли услышать воздух?
О:- Нет.
У:- Чтобы подтвердить или опровергнуть ваш ответ, проведём опыт.
Воздушные шары наполняются воздухом, а затем воздух выпускается из шарика.
У:- Какой вывод можно сделать?
О:- Воздух можно услышать.
У:- Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются.
Опыт 10. Можно ли увидеть воздух?
У:- Можно ли увидеть воздух?
О:- Нет?
У:- Почему вы так думаете?
О:- Потому что воздух прозрачный.
У:- Чтобы доказать или опровергнуть ваш ответ, проведём опыт.
Берётся стакан с водой и трубочка, при помощи соломинки дуют в сосуд с водой.
У:- что мы наблюдаем?
О:- При помощи зрения в некоторых случаях можно обнаружить воздух.
2) Фронтальная работа.
У:- На этом наши опыты заканчиваются, теперь мы поговорим о составе воздуха.
Состав воздуха.
Помните в первом опыте у нас был видеоролик? И нам рассказали, что без воздуха человек может быть 2-3 минут. Попробуйте задержать дыхание и сосчитайте про себя. Какое время вы смогли обойтись без воздуха?
О:- Минуту, две.
У:-Без еды человек может обходиться несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут. Воздух нужен людям, животным, растениям, чтобы дышать, а значит – жить.
Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух – это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода – поменьше, а углекислого газа – совсем мало.
У:- А какой газ, по-вашему, самый важный?
О:- Кислород.
У:- Почему?
О:- Он необходим для дыхания
У:- Верно. Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные….
У:- Почему же тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе?
О:- Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха.
У:- Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам. Почему выражение «нечем дышать» все чаще встречается в разговорах большинства жителей городов?
О:- Люди загрязняют воздух.
У:- Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Все большее количество жителей нашей планеты страдают болезнью – астмой. У больных людей сильно затруднено дыхание, они задыхаются.
У:- Какие ещё источники загрязнения воздуха можете назвать?
О:- Автомобили, свалки, трубы заводов, пожары
У:- Что же делать? Ждать, пока наша планета превратится в безжизненную пустыню? Какие меры должен предпринимать человек, чтобы сохранить, очистить, пока ещё не поздно, воздух на планете?
О:- Способы охраны воздуха: фильтры на заводах и фабриках, посадка растений в городах, использование невредных видов транспорта, топлива.
У:-День защиты окружающей среды – 5 июня.
VII. Закрепление изученного материала.
1) Игра “Не ошибись”
У:- Перед чем как закончить наш урок, проверим, что вы запомнили, а для этого сыграем в игру. Я первая вопрос и кидаю мячик, тот кто поймал ловит и отвечает, и возвращает мне мяч. Если поймавший не ответил на вопрос, не выкрикиваем, я повторно кину мячик.
1. Отчего защищает воздушная оболочка нашу планету?
2. Чего больше всего в воздухе?
3. Способы охраны?
4. Кто выделяет кислород?
5. Кто загрязняет воздух?
6. Какие есть источники загрязнения воздуха?
7. День защиты окружающей среды – 5 июня
8. Свойства воздуха?
9. Сколько человек моет обойтись без воздуха?
10. Кто дышит углекислым газом?
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Вам понравился работать в «Лаборатории воздуха»?
Дружная совместная работа в нашей лаборатории помогла нам многое узнать. На этом пока наши исследования заканчиваются и нам необходимо сделать отчет о проделанной работе.
На доске появляется нарисованный шар.
Раздаю детям вырезанные шары.
Если вам было интересно, и вы узнали что-то новое нарисуйте на шарике улыбку,
если скучно, а если неинтересно - грустную улыбку.
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание: Составить кроссворд по теме «Воздух».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса
Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....
Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова
Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки" Программа "Гармония"...
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)
Данное дидактическое пособие было создано с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также, прописаны методические реком...



