Проект по экологическому образованию и воспитанию младших школьников «Сбережем природу Донского края»
методическая разработка по окружающему миру (2, 3, 4 класс)

Шевченко Надежда Геннадьевна

Изучая природу Ростовской области в естественном состоянии, учащиеся на основе непосредственных впечатлений будут осмысливать нормы и правила поведения в природе, на конкретных примерах убедятся, что естественнонаучные знания являются основой взаимодействия человека и окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologich_vospit_maou_sosh37_shevchenko.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по экологическому образованию и воспитанию

младших школьников

«Сбережем природу Донского края»

Составитель:

Шевченко Надежда Геннадьевна - учитель начальных классов МАОУ СОШ №37

Актуальность проекта.

Сегодня мы прекрасно понимаем, что бескрайние степи, полноводные реки, богатая природными дарами донская земля нуждаются в защите и бережном отношении. От того, насколько прозрачным воздухом мы дышим, насколько чистую воду пьём, зависит здоровье людей и благополучие подрастающего поколения.

Однако в настоящее время наблюдается недостаточный уровень  экологического воспитания. Часто молодые родители не прививают детям любовь к родному краю, бережного отношения  к природе,  а наоборот, показывают потребительское отношение, показывая ребёнку  пример вседозволенности. Поэтому с самого раннего детства детям нужно прививать интерес к изучению родного края,  закреплять и углублять знания и бережное отношение к природе родного края.

Народная мудрость гласит: «Любить – значит, знать». Необходимо научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее. Будущее находится в руках молодых, и если мы не сможем вовлечь их в охрану природы, то мы не преуспеем в наших усилиях спасти красоту и богатства Донского края, и всю среду жизни людей Земли.

В процессе экологического образования и реализации проекта «Сбережем природу Донского края» будет происходить не только сообщение учащимся определенных знаний, но и применение, развитие умений и навыков на практике. Различные направления проекта будут приучать детей к самостоятельной творческой работе, развивать инициативу, содействовать выбору будущей профессии, способствовать развитию творческих способностей учащихся, их оздоровлению.

Изучая природу Ростовской области в естественном состоянии, учащиеся на основе непосредственных впечатлений будут осмысливать нормы и правила поведения в природе, на конкретных примерах убедятся, что естественнонаучные знания являются основой взаимодействия человека и окружающей среды.

Цель проекта

Основной целью проекта «Сбережем природу Донского края» является формирование у детей младшего школьного возраста представления о природе Донского края и адекватного понимания места человека в ней, а также воспитание бережного и ответственного отношения к окружающему миру в целом.

С этой позиции можно выделить следующие задачи реализации проекта «Сбережем природу Донского края»:

Образовательные:

1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование знаний о природных объектах и явлениях Донского края.

2.  Повышать экологическую грамотность детей.

3. Формирование целостного восприятия природы, развитие которой оказывается во все большей зависимости от человека.

4.  Познакомить с произведениями донских писателей.

Воспитательные:

1. Формирование осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность.

2. Воспитание бережного отношения  к природе родного края.

3. Развивать партнерские взаимоотношения  с  семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания школьников.

Развивающие:

1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира.

2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации.

3. Развивать у детей осознанно – бережное отношение  к объектам природы, воспитывать патриотизм, любовь  к своему краю.

Участники проекта:

Любовь к природе и бережное отношение к ней необходимо закладывать с детства, начиная с любви к своему дому, малой Родине, поэтому проект разработан для учащихся 1-4 классов. Проект может быть реализован как самостоятельная работа отдельного класса, так и в форме соревнования между классами по проделанной работе и качеству выполненных заданий.

Также проект может быть реализован и как конкурс между школами.

Методы реализации проекта:

анкетирование, игровые практикумы, беседы, лекции, тренинги общения и т.д.

Формы реализации проекта:

индивидуальные, групповые и массовые.

Сроки реализации проекта: от 1 года.

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы «Сбережем природу Донского края»:

- у школьников будет сформировано  представление о природе Донского края,  базовые экологические знания и культура поведения в природе;

- сформируется банк данных по экологической обстановке Ростовской области;

- школьники приобретут новые умения и навыки по охране окружающей среды;

- учащиеся поймут взаимосвязи в природе, станут более бережно относиться к ней, соблюдая нормы и правила поведения в природе;

- полученные сведения о состоянии природных ресурсов Ростовской области будут доводиться до населения;

- дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы;

- реализация проекта позволит активизировать систему работы с родителями и общественностью по формированию у детей ответственного отношения к природе в целом.

Описание проекта.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный:

- постановка цели и задач проекта, определение круга проблем, предварительная работа с детьми и их родителями;

- провести анкетирование среди учащихся и их родителей с целью выявления уровня осведомлённости в области природы Донского края (знание растений и животных нашего региона;  проблем экологии и др.);  об экологических проблемах, происходящих в мире.

- осуществить выбор предметных направлений, тем и видов деятельности;

- разработать тематическое планирование по разным предметным направлениям с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

2. Основной:

Практическая деятельность по формированию высокого уровня осведомлённости учащихся начальной школы о природе Донского края, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, ответственного и бережного отношения к природе в целом:

- реализация плана работы, проекта по экологическому воспитанию школьников;

- вовлечение учащихся в практическую природоохранную деятельность;

- внедрение интерактивных форм работы.

3. Обобщающий:

- подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.

В ходе реализации программы «Сбережем природу Донского края» проектная деятельность учащихся строится по нескольким направлениям:

- формирование знаний об экологии, природе Донского края;

- экологический мониторинг окружающей среды;

- пропаганда идей охраны природы, экологии Ростовской области и всей планеты;

- практические дела по благоустройству и защите окружающей среды от загрязнений, разрушений.

Программа «Сбережем природу Донского края» реализуется через различные виды деятельности учащихся.

1. Познавательная:

- Изучение флоры и фауны Ростовской области.

- Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав произрастающих в городе Таганроге.

- Знакомство с Красной книгой Ростовской области.

- Знакомство с водоемами Донского края.

- Знакомство и чтение художественных произведений, описывающих природу Донского края.

2. Исследовательская (индивидуальные и групповые проекты):

- Экологический мониторинг (наличие водоемов дает возможность провести исследование водных объектов, их загрязнённости). В данном исследовании помощь должны оказать специалисты.

- «Влияние растительного мира Донского края на жизнедеятельность человека» (изучение растениеводства Ростовской области).

- «Растения и мы» (обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека; показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли; изготовление справочника лекарственных трав).

- «Водоемы Ростовской области» (изучение живой природы водоема и его экологических проблем; бережное использование воды; растения и животные водоёмов).

- «Мой домашний питомец» – творческий или исследовательский проект о своем питомце.

- «Флора города Таганрога» или «Фауна города Таганрога» - индивидуальные или групповые исследования, описывающие растения или животных.

3. Практическая:

- Проводятся экологические конкурсы:

а) рисунка «Природа и человек», «Мир природы вокруг нас»,

б) фотографии «Протянем руку помощи...», «Красота глазами ребенка»,

в) рассказа «Природа Донского края – наше богатство»,

г) экологических листовок, газет: «Социальная реклама в области сбережения воды; сохранения природных ресурсов».

Творческие работы школьников оформляются в виде сборника.

- Сбор трав и изготовление гербария.

- Создание композиционного панно из растений.

- Уборка пришкольного участка.

- Участие в озеленении пришкольного участка и других районов города.

- Школьники участвуют в уборке прибрежной территории Таганрогского залива.

4. Участие в акциях:

- Школьники готовят выставки, беседы, сочиняют и вывешивают листовки посвященные сбережению природы Донского края.

- Организуют и проводят экологические конкурсы и викторины по знанию природы Донского края.

- Ученики участвуют в проведении экологических акций: «Берегите дерево», «Покормите птиц», «Каждой пичужке - своя избушка», «Чистая вода», «Берегите первоцветы» и др.

Все организованные и проведенные дела и мероприятия, классы могут оформить в виде портфолио «Летопись добрых дел по сохранению природы Донского края». К участию в мероприятиях необходимо привлекать родителей.

Все виды работ учеников - исследовательская, практическая, познавательная,   творческих и др. способствуют познанию объектов природы Донского края и грамотному взаимодействию с ними, усвоению норм поведения в окружающей среде.

Постепенно формируется экологическое мышление. Учащиеся учатся видеть и замечать красоту, любить и ценить все, что их окружает в природе. И как результат формируется экологическая культура.

Задача данного проекта состоит в обеспечении комплексного подхода к формированию экологической культуры младших школьников в процессе изучения природы Донского края. Конечным результатом должно стать не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать природную среду. Учащиеся не только знают, что нужно беречь природу, но и пытаются ей помочь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Природа Донского края»

Предметная выставка творческих практических работ по проекту:  «У природы нет плохой погоды»...

Экологические проблемы природы Донского края.

Разработка занятия по курсу "Доноведение"...

Проект по экологическому образованию и воспитанию младших школьников «Сбережем природу Донского края»

В процессе экологического образования и реализации проекта «Сбережем природу Донского края» будет происходить не только сообщение учащимся определенных знаний, но и применение, развитие умений и навык...

Методическое пособие "Природа донского края"

Методическое пособие "Природа донского края" (составлено в соавторстве с Т. В. Барсуковой) в четырех частях....

План по теме самообразования: «Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края».

Актуальность моей темы самообразования «Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края» заключается в том, чтобы не только познакомить детей с жи...

Проект по экологическому образованию и воспитанию младших школьников «Сбережем природу Донского края»

Сегодня мы прекрасно понимаем, что бескрайние степи, полноводные реки, богатая природными дарами донская земля нуждаются в защите и бережном отношении. От того, насколько прозрачным воздухом мы дышим,...