Проект по экологическому образованию и воспитанию младших школьников «Сбережем природу Донского края»
методическая разработка по окружающему миру (2, 3, 4 класс)
Изучая природу Ростовской области в естественном состоянии, учащиеся на основе непосредственных впечатлений будут осмысливать нормы и правила поведения в природе, на конкретных примерах убедятся, что естественнонаучные знания являются основой взаимодействия человека и окружающей среды.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по экологическому образованию и воспитанию
младших школьников
«Сбережем природу Донского края»
Составитель:
Шевченко Надежда Геннадьевна - учитель начальных классов МАОУ СОШ №37
Актуальность проекта.
Сегодня мы прекрасно понимаем, что бескрайние степи, полноводные реки, богатая природными дарами донская земля нуждаются в защите и бережном отношении. От того, насколько прозрачным воздухом мы дышим, насколько чистую воду пьём, зависит здоровье людей и благополучие подрастающего поколения.
Однако в настоящее время наблюдается недостаточный уровень экологического воспитания. Часто молодые родители не прививают детям любовь к родному краю, бережного отношения к природе, а наоборот, показывают потребительское отношение, показывая ребёнку пример вседозволенности. Поэтому с самого раннего детства детям нужно прививать интерес к изучению родного края, закреплять и углублять знания и бережное отношение к природе родного края.
Народная мудрость гласит: «Любить – значит, знать». Необходимо научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее. Будущее находится в руках молодых, и если мы не сможем вовлечь их в охрану природы, то мы не преуспеем в наших усилиях спасти красоту и богатства Донского края, и всю среду жизни людей Земли.
В процессе экологического образования и реализации проекта «Сбережем природу Донского края» будет происходить не только сообщение учащимся определенных знаний, но и применение, развитие умений и навыков на практике. Различные направления проекта будут приучать детей к самостоятельной творческой работе, развивать инициативу, содействовать выбору будущей профессии, способствовать развитию творческих способностей учащихся, их оздоровлению.
Изучая природу Ростовской области в естественном состоянии, учащиеся на основе непосредственных впечатлений будут осмысливать нормы и правила поведения в природе, на конкретных примерах убедятся, что естественнонаучные знания являются основой взаимодействия человека и окружающей среды.
Цель проекта
Основной целью проекта «Сбережем природу Донского края» является формирование у детей младшего школьного возраста представления о природе Донского края и адекватного понимания места человека в ней, а также воспитание бережного и ответственного отношения к окружающему миру в целом.
С этой позиции можно выделить следующие задачи реализации проекта «Сбережем природу Донского края»:
Образовательные:
1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование знаний о природных объектах и явлениях Донского края.
2. Повышать экологическую грамотность детей.
3. Формирование целостного восприятия природы, развитие которой оказывается во все большей зависимости от человека.
4. Познакомить с произведениями донских писателей.
Воспитательные:
1. Формирование осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность.
2. Воспитание бережного отношения к природе родного края.
3. Развивать партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания школьников.
Развивающие:
1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира.
2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации.
3. Развивать у детей осознанно – бережное отношение к объектам природы, воспитывать патриотизм, любовь к своему краю.
Участники проекта:
Любовь к природе и бережное отношение к ней необходимо закладывать с детства, начиная с любви к своему дому, малой Родине, поэтому проект разработан для учащихся 1-4 классов. Проект может быть реализован как самостоятельная работа отдельного класса, так и в форме соревнования между классами по проделанной работе и качеству выполненных заданий.
Также проект может быть реализован и как конкурс между школами.
Методы реализации проекта:
анкетирование, игровые практикумы, беседы, лекции, тренинги общения и т.д.
Формы реализации проекта:
индивидуальные, групповые и массовые.
Сроки реализации проекта: от 1 года.
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы «Сбережем природу Донского края»:
- у школьников будет сформировано представление о природе Донского края, базовые экологические знания и культура поведения в природе;
- сформируется банк данных по экологической обстановке Ростовской области;
- школьники приобретут новые умения и навыки по охране окружающей среды;
- учащиеся поймут взаимосвязи в природе, станут более бережно относиться к ней, соблюдая нормы и правила поведения в природе;
- полученные сведения о состоянии природных ресурсов Ростовской области будут доводиться до населения;
- дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы;
- реализация проекта позволит активизировать систему работы с родителями и общественностью по формированию у детей ответственного отношения к природе в целом.
Описание проекта.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный:
- постановка цели и задач проекта, определение круга проблем, предварительная работа с детьми и их родителями;
- провести анкетирование среди учащихся и их родителей с целью выявления уровня осведомлённости в области природы Донского края (знание растений и животных нашего региона; проблем экологии и др.); об экологических проблемах, происходящих в мире.
- осуществить выбор предметных направлений, тем и видов деятельности;
- разработать тематическое планирование по разным предметным направлениям с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
2. Основной:
Практическая деятельность по формированию высокого уровня осведомлённости учащихся начальной школы о природе Донского края, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, ответственного и бережного отношения к природе в целом:
- реализация плана работы, проекта по экологическому воспитанию школьников;
- вовлечение учащихся в практическую природоохранную деятельность;
- внедрение интерактивных форм работы.
3. Обобщающий:
- подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.
В ходе реализации программы «Сбережем природу Донского края» проектная деятельность учащихся строится по нескольким направлениям:
- формирование знаний об экологии, природе Донского края;
- экологический мониторинг окружающей среды;
- пропаганда идей охраны природы, экологии Ростовской области и всей планеты;
- практические дела по благоустройству и защите окружающей среды от загрязнений, разрушений.
Программа «Сбережем природу Донского края» реализуется через различные виды деятельности учащихся.
1. Познавательная:
- Изучение флоры и фауны Ростовской области.
- Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав произрастающих в городе Таганроге.
- Знакомство с Красной книгой Ростовской области.
- Знакомство с водоемами Донского края.
- Знакомство и чтение художественных произведений, описывающих природу Донского края.
2. Исследовательская (индивидуальные и групповые проекты):
- Экологический мониторинг (наличие водоемов дает возможность провести исследование водных объектов, их загрязнённости). В данном исследовании помощь должны оказать специалисты.
- «Влияние растительного мира Донского края на жизнедеятельность человека» (изучение растениеводства Ростовской области).
- «Растения и мы» (обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека; показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли; изготовление справочника лекарственных трав).
- «Водоемы Ростовской области» (изучение живой природы водоема и его экологических проблем; бережное использование воды; растения и животные водоёмов).
- «Мой домашний питомец» – творческий или исследовательский проект о своем питомце.
- «Флора города Таганрога» или «Фауна города Таганрога» - индивидуальные или групповые исследования, описывающие растения или животных.
3. Практическая:
- Проводятся экологические конкурсы:
а) рисунка «Природа и человек», «Мир природы вокруг нас»,
б) фотографии «Протянем руку помощи...», «Красота глазами ребенка»,
в) рассказа «Природа Донского края – наше богатство»,
г) экологических листовок, газет: «Социальная реклама в области сбережения воды; сохранения природных ресурсов».
Творческие работы школьников оформляются в виде сборника.
- Сбор трав и изготовление гербария.
- Создание композиционного панно из растений.
- Уборка пришкольного участка.
- Участие в озеленении пришкольного участка и других районов города.
- Школьники участвуют в уборке прибрежной территории Таганрогского залива.
4. Участие в акциях:
- Школьники готовят выставки, беседы, сочиняют и вывешивают листовки посвященные сбережению природы Донского края.
- Организуют и проводят экологические конкурсы и викторины по знанию природы Донского края.
- Ученики участвуют в проведении экологических акций: «Берегите дерево», «Покормите птиц», «Каждой пичужке - своя избушка», «Чистая вода», «Берегите первоцветы» и др.
Все организованные и проведенные дела и мероприятия, классы могут оформить в виде портфолио «Летопись добрых дел по сохранению природы Донского края». К участию в мероприятиях необходимо привлекать родителей.
Все виды работ учеников - исследовательская, практическая, познавательная, творческих и др. способствуют познанию объектов природы Донского края и грамотному взаимодействию с ними, усвоению норм поведения в окружающей среде.
Постепенно формируется экологическое мышление. Учащиеся учатся видеть и замечать красоту, любить и ценить все, что их окружает в природе. И как результат формируется экологическая культура.
Задача данного проекта состоит в обеспечении комплексного подхода к формированию экологической культуры младших школьников в процессе изучения природы Донского края. Конечным результатом должно стать не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать природную среду. Учащиеся не только знают, что нужно беречь природу, но и пытаются ей помочь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Природа Донского края»
Предметная выставка творческих практических работ по проекту: «У природы нет плохой погоды»...

«Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы.»
Учу детей любить и охранять окружающую природу....

Проект по экологическому образованию и воспитанию младших школьников «Сбережем природу Донского края»
В процессе экологического образования и реализации проекта «Сбережем природу Донского края» будет происходить не только сообщение учащимся определенных знаний, но и применение, развитие умений и навык...

Методическое пособие "Природа донского края"
Методическое пособие "Природа донского края" (составлено в соавторстве с Т. В. Барсуковой) в четырех частях....

План по теме самообразования: «Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края».
Актуальность моей темы самообразования «Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края» заключается в том, чтобы не только познакомить детей с жи...

Проект по экологическому образованию и воспитанию младших школьников «Сбережем природу Донского края»
Сегодня мы прекрасно понимаем, что бескрайние степи, полноводные реки, богатая природными дарами донская земля нуждаются в защите и бережном отношении. От того, насколько прозрачным воздухом мы дышим,...

