Конспект урока с использованием средств ИКТ по теме «Звездное небо - великая книга природы» (3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Тема: «Звездное небо - великая книга природы».

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: научить определять созвездия на звёздном небе.

Задачи:

Образовательные:

  • вывести правило наблюдения звёздного неба;
  • научить различать созвездия;
  • научить определять по атласу созвездия и наиболее яркие звезды в них.

Развивающие:

  • развить умение соотносить правила наблюдения за звездным небом с собственным практическим опытом;
  • развить умение формулировать выводы в результате совместной работы с классом;
  • развить умение осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Воспитательные:

  • воспитать познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_ispolzovaniem_ikt.docx452.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока с использованием средств ИКТ для детей младшего школьного возраста

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 3.

Тема: «Звездное небо - великая книга природы».

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: научить определять созвездия на звёздном небе.

Задачи:

Образовательные:

  • вывести правило наблюдения звёздного неба;
  • научить различать созвездия;
  • научить определять по атласу созвездия и наиболее яркие звезды в них.

Развивающие:

  • развить умение соотносить правила наблюдения за звездным небом с собственным практическим опытом;
  • развить умение формулировать выводы в результате совместной работы с классом;
  • развить умение осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Воспитательные:

  • воспитать познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • вывели правило наблюдения звёздного неба;
  • умеют различать созвездия;
  • умеют  определять по атласу созвездия и наиболее яркие звезды в них.

Метапредметные:

  • умеют соотносить правила наблюдения за звездным небом с собственным практическим опытом;
  • умеют формулировать выводы в результате совместной работы с классом;
  • умеют осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные:

  • проявляют познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мяч, дидактические материалы (карточки с созвездиями).

Ход урока

Содержание урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивационный этап

Включается музыка, связанная с космосом

https://disk.yandex.ru/i/L9qWrfuTS3vH-w 

  • Здравствуйте, ребята. Послушайте музыку, которая играет на фоне, и скажите, с чем она у вас ассоциируется.
  • Сегодня на уроке мы продолжим изучение космоса, а именно того, как он видится с планеты Земля.
  • На основе этого скажите, что мы конкретно будем рассматривать?
  • Мир, в котором мы живём, огромен, разнообразен, необозрим. Пространству нет ни начала, ни конца, оно беспредельно. Тем и интересно для изучения. И особенно интересные явления совершаются на небе. По небу движутся Солнце и Луна. А вид звездного неба – это бриллиантовая россыпь множества звезд, который всегда привлекал, завораживал человека. Когда-то очень давно один мудрец сказал, что если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли, то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем

Слушают музыку, делают предположения

2 минуты

Актуализация знаний

  • Предлагаю вам проверить ранее полученные знания игрой. Взгляните на колесо фортуны, как вы можете заметить на нем ваши имена. Мы будем его раскручивать и после того как выпадет чьё-то имя ему необходимо будет дать ассоциации к слову или пояснение, слово буду задавать я.

https://wordwall.net/ru/resource/84124024 

  1. Космос.
  2. Планета.
  3. Небо.
  4. Звезда.
  5. Сириус.
  6. Полярная звезда.
  7. Атлас-определитель.

Участвуют в игре. Вспоминают материал прошлых уроков

3 минуты

Выявление места и причины затруднения

  • Тема сегодняшнего урока звучит как «Звездное небо - Великая книга Природы». Как вы думаете, почему она так называется?
  • Звездное небо - Великая книга Природы. Кто сумеет её прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас Космоса.
  • Как вы понимаете эту фразу?
  • Каким образом мы можем ее прочесть? Какая цель нашего урока?
  • Цель: научиться «читать» звездное небо

Отвечают на вопросы учителя. Пробуют сформулировать цель урока

2 минуты

Построения проекта выхода из затруднения

  1. Формулируя цель, мы указали, что должны научиться «читать» звездное небо. Что значит «читать», ведь на небе нет букв?
  2. Соответственно, какие шаги нам предстоит совершить для достижения цели урока?
  3. Узнать, что можно «прочесть» на небе.
  4. Выяснить, как лучше «читать» звездное небо.

Формулируют задачи урока

2 минуты

Реализация построенного проекта

  • Посмотрите, какое огромное количество звезд и какие они разные! Когда можно увидеть звезды на Земле? Можно ли это сделать сейчас?
  • Верно, нельзя, почему?
  • Тогда, чтобы узнать о том, что можно «прочесть» на звездном небе сейчас, когда светло, мы можем воспользоваться онлайн-моделью звездного неба. Эта модель показывает звездное время в реальном времени.

https://www.solarsystemscope.com/ 

  • Посмотрите на него и скажите, что это за белые точки?
  • Верно, это звезды, а что можете сказать о линиях, которые соединяют эти точки? Что они образуют? Знакомы ли вам очертания?
  • На звездном небе мы можем увидеть созвездия. Что это за понятие такое?
  • Посмотрите на онлайн-модель звездного неба. Какие созвездия вы знаете? Вы увидели, как много созвездий, и когда они выделены, их легко обнаружить, но на настоящем небе мы увидим лишь звезды без линий, а значит, нам надо узнать, как это можно сделать. Есть предположения?
  • Мы можем обратиться в атлас-определитель, откройте стр. 212 и ознакомьтесь с теми созвездиями, которые там представлены.
  • Вы когда-нибудь наблюдали за звездным небом? Расскажите о своих наблюдениях и впечатлениях.
  • У вас есть опыт в этом, а значит, основываясь на нем, попробуйте в группах составить правила того, как же правильно и лучше всего можно наблюдать за звездами.
  • Каждая группа поделитесь своими наработками.
  • Обобщим сказанное и выделим основные правила:
  1. Наблюдать за звёздами нужно вместе со взрослыми.
  2. Наблюдения нужно проводить в те вечера, когда небо не затянуто облаками и звезды хорошо видны.
  3. Поблизости не должно быть ярких фонарей, мешающих наблюдению.
  4. Чтобы ориентироваться в мире звёзд, важно различать северную и южную части неба. В северной части неба находится ковш Большой Медведицы. Если же встать спиной к ковшу, перед вами будет южная часть неба.
  5. Для определения созвездий служит атлас-определитель или специальная карта звёздного неба. Рассматривают книгу или карту во время наблюдений с помощью карманного фонарика.

Отвечают на вопросы:

- Созвездие - это группа звезд, объединенная общим названием, участки, на которые разделено небо.

Называют знакомые созвездия.

В группах составляют правила наблюдения за звездами

18 минут

Физкультминутка

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

Можно взять перо Павлина,

Тронуть стрелки на Часах,

Покататься на Дельфине,

Покачаться на Весах.

Над Землёю ночью поздней,

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят

Выполняют физкультминутку

1 минута

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

  • Давайте вернемся к модели звездного неба и попробуем определить на нем созвездия. Тот, кто его найдет, может выйти к доске и показать

Определяют созвездия, указывают на доске

4 минуты

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  • Мы не можем сейчас полноценно использовать данные правила, но мы можем попробовать определить созвездия. Каждой паре будет выдана фотография звёздного неба (см. приложение 1). Ваша задача - определить, какое созвездие на нем изображено, и объяснить, почему вы так считаете.
  • Теперь сверьте свои ответы с теми, что я написала на доске

Выполняют задание в парах. Выполняют самопроверку

4 минуты

Рефлексия учебной деятельности на урок

  • Вы сегодня многое узнали. Предлагаю проверить ваши знания, но в интересной форме. У каждого будет таблица, которая состоит из трех столбцов. В первом столбце будет утверждение, во втором столбце вы указываете, верное оно или нет, в третьем столбце также надо указать, верное ли оно, но только после просмотра видео. То есть сейчас должны заполнить только второй столбец.

 https://disk.yandex.ru/i/qnPUtL1Adm9Sjg   

  • Итак, кто в каком утверждении допустил ошибку? Есть ли предположение, почему?
  • Сегодняшний урок подошел к концу. Спасибо за урок, до свидания

Смотрят видеоролик и заполняют таблицу

Утверждение

До

После

Наблюдая за звездным небом пользоваться можно только атласом

Если на небе видно созвездие Большой Медведицы, то, значит, мы наблюдаем звездное небо Южного полушария

На хвосте Большой Медведицы расположена Полярная Звезда

4 минуты

Приложения

Приложение 1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Звездное небо - великая книга природы"

УМК  "Школа России"  Окружающий мир  А.А Плешаков. По теме  "Звездное небо - великая книга природы". С использованием ЭОР....

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Звездное небо - Великая книга Природы

Звездное небо - Великая книга ПриродыЦели: сформировать представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба; учить находить со­звездия на звездной карте и в ночном небе...

Конспект урока по окружающему миру по теме -Звездное небо - Великая книга Природы

Конспект урока по окружающему миру по теме -Звездное небо - Великая книга Природы (4 класс)...

Технологическая карта урока окружающего мира " Звездное небо - Великая Книга Природы" ( 3 класс) , УМК "Школа России"

Цель урока: формирование у обучающихся представления о звездах, созвездиях как участками звездного неба.Задачи урока:Дидактические:1.Дать представление о звездах и созвездиях.2.Познакомить обучающихся...

Технологическая карта к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Звездное небо – Великая книга Природы"

Тип урока: урок «открытие» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся представления о звездах, созвездиях как участков звездного неба.Задачи урокаПланируемые результатыДидактичес...