Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Звездное небо. Великая книга природы"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Потоцкая Анна Александровна

Конспект урока окружающего мира в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvyozdnoe_nebo._velikaya_kniga_prirody.doc623.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 4

Студентка: Потоцкая Анна Александровна

Образовательная система: Школа России 

Учебный предмет: Окружающий мир

Тема: Звёздное небо. Великая книга природы 

Тип урока: общеметодологической направленности

Цели:

Содержательная: познакомить с созвездиями как участками звездного неба.

Деятельностная: научить определять созвездия на звездной карте и на  небе.

Задачи:

Образовательные:

1.Формировать умение проводить самостоятельные наблюдения в природе;

2.Формировать умение формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

Воспитательные:

1.Формировать представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям.

Развивающие:

1.Формировать умение понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

2.Формировать умение выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

3.Формировать умение оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

4.Формировать умение использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

5.Формировать умение понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

6.Формировать умение проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

7.Формировать умение включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками.

8.Формировать умение формулировать ответы на вопросы;

9.Формировать умение слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

10.Формировать умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм).

Планируемые результаты

Предметные:

1.Умение проводить самостоятельные наблюдения в природе;

2.Умение формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

3.Умение называть способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта).

Личностные:

1.Представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям.

Метапредметные:

Регулятивные

1.Умение понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

2.Умение выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

3.Умение оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

Познавательные

1.Умение использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

2.Умение понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

3.Умение проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

Коммуникативные

1.Умение включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

2.Умение формулировать ответы на вопросы;

3.Умение слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

4.Умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм).

Оборудование: Презентация, карточки.

План урока:

  1. Этап мотивации

1.1.Приветствие

1.2.Проверка готовности

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1.Тест «Планеты солнечной системы»

2.2.Разгадывание кроссворда

  1. Этап выявления места и причины затруднения 
  2. Этап построения проекта выхода из затруднения

Формулирование темы урока, цели

  1. Этап реализации построенного проекта

5.1 Работа  по учебнику

5.2.Видимо, невидимо

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

6.1.Работа по учебнику. Беседа о созвездиях

6.2.Узнавание созвездий

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
  2. Этап включения в систему знаний и повторения
  3. Этап рефлексии учебной деятельности

                                                                                         Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у- ся в деят-ть на личностно- значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновении я у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1.Приветствие

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Анна Александровна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

1.2.Проверка готовности

- Проверьте свою готовность к уроку.

Фронтальная

 

Л1

К2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация

2.1.Дидактическая игра «Мяч со словами»

- Предлагаю вам проверить ранее полученные знания игрой. У меня в руках мяч, которым я буду бросать вам. При этом называя слово. Вы должны дать понятие этого слова или пояснение.

1. Солнечная система

2. Земля

3. Астроном

4.Спутник

5.Луна

6.Марс

7. Солнце

8. Звезда

9. Юпитер

10. Сатурн

2.2.Разгадывание кроссворда

- Хорошо, приступим к следующей игре. Будете работать в парах. На парте лежат кроссворды, заполните пустые ячейки.

1. Небесное тело, которое само светится. (Звезда.)

2. Звезда, вокруг которой вращается Земля. (Солнце.)

 3. Небесное тело, вращающееся вокруг звезды. (Планета.)

4. Планета Солнечной системы, следующая от Солнца после Земли. (Марс.)

5. Самое удаленное от Солнца небесное тело, карликовая планета. (Плутон.)

6. Естественный спутник, вращающийся вокруг Земли. (Луна.)

7. Пространство, окружающее Землю, звезды и планеты. (Космос.)

8. Планета, названная в честь бога торговли. (Меркурий.)

(Ключевое слово в выделенных клетках: астроном.)

-Ребята, а кто знает, кто такой астроном?

-А кто знает имя первого астронома, использовавшего в своих исследованиях телескоп?

-Галилео Галилей - итальянский ученый, великий физик, механик и астроном. Он стал одним из основателей точного естествознания, открыл пятна на Солнце, четыре спутника Юпитера, рельефность поверхности Луны, звездный состав Млечного Пути.

Индивидуальная

Индивидуальная

Самопроверка

Фронтальная

П2

К2

Р1

Р2

К2

Л1

К3

 3. Этап выявления места и причины затруднения.

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

— Отгадайте загадки.

Это что за потолок?

Он то низок, то высок,

Он то сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый —

Кружевной и темно-синий. (Небо.)

 

Яркие цветочки вечером расцветают,

а утром увядают. (Звезды.)

— О чем будем говорить на уроке? (О небе и звездах.)

— Что вы об этом уже знаете?

(Высказывания детей.

Фронтальная

Л1

Р1

К1

К2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

-Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Чтобы вы хотели узнать нового?

- Какую цель поставим на уроке?

- Какие задачи поставим на уроке? Что мы будем делать на уроке?

-Верно, продолжим нашу работу.

-Познакомимся со звездами

-Познакомиться со звездами и созвездиями.

-Работать с книгой. Решать задания.

Фронтальная

К1

К2

Р1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1.Работа с учебником

— Кто из вас наблюдал звездное небо? Расскажите о своих наблюдениях и впечатлениях.

— Вы делали это каким- то определенным образом? Сможете выделить основные правила?

- Существуют правила наблюдения звездного неба. Предлагаю с ними познакомится и сравнить .

(Чтение памятки «Как наблюдать звездное небо» на с. 17 учебника.)

— Задайте друг другу вопросы по данной памятке.

-Похожи данные правила на ваши?

-Будете ли вы теперь при наблюдении за небом пользоваться ими?

- Надеюсь вы их запомните и будете использовать в следующий раз.

5.2. Работа с текстом

- Какая звезда расположена ближе всего  к  Земле?

- А вы знаете, почему солнце светится?

— Как вы думаете, почему звезды светятся? (Потому что они горячие, ведь Солнце — тоже звезда, а мы знаем, что Солнце — это раскаленный газовый шар.)

- А какие вы знаете виды звезд? Предлагаю вам познакомится с текстом, в котором вы найдете ответ на этот вопрос.

- После того как внимательно поработаете с тексом, составьте по нему шпаргалку на отдельном листе, подпишите его. Она должна состоять из схем и опорных  слов, но так, чтобы вы могли пересказать текст, опираясь на них.

Цвет звезд может быть разным (красный, желтый, белый, голубой), что зависит от их температуры. Красные звезды сравнительно холодные, желтые — горячие (например, звезда Солнце). У белых звезд температура на поверхности составляет 10 000 °C. И самые яркие звезды — голубые, их температура на поверхности — 30 000 °C. Также различны звезды по величине — встречаются гиганты и карлики. Самые крупные звезды в 2400 раз больше Солнца. В них могла бы поместиться наша Солнечная система до орбиты Сатурна. Самые маленькие — белые карлики, их размер не превышает десятой доли Солнца. А Солнце — звезда средней величины. Существуют звезды пульсары, двойные звезды (система двух звезд, в которой главная звезда — желтая, а спутник — белая или голубая). Звездное небо загадочно и таинственно. Наша Галактика — Млечный Путь состоит из 200 млрд звезд.

- Сдайте мне свои шпаргалки. Теперь проверим, помогут ли ваши шпаргалки ответить вашим товарищам.

Размышления детей.

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют задания

Фронтальная

Индивидуальная

 

П2

Р1

К2

Пр1

Пр2

П2

Р2

К2

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

6.1. Работа с учебником. Беседа о созвездиях


-Скажите, когда вы смотрели на звезды, они были хаотично расселены по небу или же они что-то образуют?

-Кто знает, что такое созвездие?

-Откройте р/т на стр 11. Прочитайте 1 задание.

- В древности созвездием называли непосредственно эти фигуры, которые образуют звезды. В современной астрономии созвездия - это участки неба со всеми расположенными на них звездами.

-Современные астрономы разделили небо на 88 созвездий. Мы их узнаем по наиболее ярким звездам, которые образуют ту или иную фигуру.

-Названия большинству звезд и созвездий даны еще в древности. Чаще всего они связаны с какими-нибудь мифами и легендами. В старинных звездных атласах созвездия изображали в виде людей и животных, которые действовали в этих мифах и легендах.

-Откройте, пожалуйста, учебник на странице 18. Внимательно прочитайте текст. Проверьте соседа на знание материала.

 - Теперь закройте учебники и запишите то, что запомнили.

6.2. Знакомство с созвездиями

- С теорией мы познакомились, теперь давайте познакомимся с основными созвездиями, которые можно найти на ночном небе.

(Просмотр видео).

Выполнение задания

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Пр2

Пр1

Р2

К1

Пр1

Пр3

К3

К4

Р2

К2

П1

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

- Ребята, как много нового мы с вами узнали, правда?  Теперь предлагаю закрепить ваши знания и проверить вашу внимательность. Я читаю текст, в котором допущено семь ошибок, ваша задача найти ошибки и записать правильный вариант.

 

 Текст: Наблюдать за звездами лучше всего одному и в безоблачную погоду. Цвет звезд может быть разным: красным, желтым, зеленым, голубым. Он зависит от их температуры. Самые яркие звезды красные. Самая близкая к Земле звезда – Солнце. Наша галактика называется Молочный путь. Она состоит примерно из 200 млрд звезд.

Созвездия - это участки неба со всеми расположенными на них звездами. На конце ручки ковша созвездия Большой медведицы расположена звезда Сириус. Самая яркая звезда – Полярная. Она указывает на юг.

Индивидуальная Взаимопроверка

Пр2

Пр1

П2

Р1

К2

Л1

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Работа с печатными тетрадями

-Откройте печатные тетради на стр.11. Предлагаю вам выполнить задания 1-4.

 

Выполняют задания печатной тетради

Фронтальная

К1

Р2

П2

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности,

— Почему звездное небо называют Великой книгой Природы?

— Какова была цель урока?

- Как вы думаете, достигли ли мы цели?

- О чем вы сегодня узнали на уроке?

-Я предлагаю вам закончить некоторые из фраз.

-Мне понравился урок тем…

-Я ошибался, но буду…

-Я научился…

-Спасибо за работу на уроке. До свидания.

Фронтальная

К1

К2

Л1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс , автор учебника Плешаков А.А. УМК "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира по теме "Самый маленький материк. Природа Австралии", 4 класс по Занкову

Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: расширить представление об освоении мира и открытии новых земель, показать необычность растительного и животного мира Австралии.Предполагаемый результ...

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Великий Новгород"

Урок формирования новых знаний, в ходе урока дети знакомятся с историей Новгорода, узнают об основных достопримечательностях этого города....

Конспект урока окружающего мира по теме "Неживая и живая природа" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование понятия "живая природа", "неживая природа; раскрытие связи между живой и неживой природой.Планируемые результаты Предметные:Знать:...

Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: «Человек – защитник природы». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование у школьников понимания необходимости и важности заботы о природе, дружбы с природой; знакомство учеников с заповедными местами России, Челябинской области.Плани...

Конспект урока окружающего мира на тему: «Правила поведения в природе»

Конспект урока окружающего мира на тему: «Правила поведения в природе»Тема урока: «Правила поведения в природе»Тип урока: Изучение новогоЦели: познакомить с термином «эко...