Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Великий Новгород"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Урок формирования новых знаний, в ходе урока дети знакомятся с историей Новгорода, узнают об основных достопримечательностях этого города.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира во 2 классе

Тема: «Великий Новгород»

Цель: создать условия, благодаря которым у детей будут сформированы знания о Великом Новгороде;

Формируемые результаты:

Предметные: способствовать ознакомлению с достопримечательностями;

научатся перечислять главные достопримечательности.

Метапредметные:

Познавательные:

осуществлять поиск нужной информации в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира.

Регулятивные:

формировать у учащихся умения: принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Коммуникативные:

учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: понимают чувства других людей и сопереживают им

Оборудование: учебник «Окружающий мир» часть 1 , презентация, карточки с информацией достопримечательностей для учащихся, видеоролик.

Ход урока

I. Организационный момент

Для урока понадобятся учебник, тетрадь, пенал, цветные карандаши, клей-карандаш.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои.

Повторение изученного

Ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили о нашей стране, нашей Родине. Как называется наша страна? (Российская Федерация).

Ребята, какие символы есть у нашей страны (герб, флаг).

Что изображено на гербе? Какие цвета имеет наш флаг? (с.50 в печатной тетради №3- раскрасить флаг).

Какой город является столицей нашей страны?

Какие ещё города вы знаете?

II. Формулировка темы

Сегодня наш урок необычный, мы с вами отправимся в путешествие в прошлое.

- Ребята, послушайте стихотворение:

Новгородский край былинный.

Над кремлевскою стеной

Раздается звон старинный,

Колокольный, вечевой.

Над Софией голубь кружит.

Покружил и сел на крест.

Верно, честно храму служит.

Зорко смотрит он окрест.

По реке великой, вольной

Сам Садко в ладье плывет.

Величаво и спокойно

Песню звонкую поет.

И разносится та песня

По- над Волховом рекой,

Прославляя край чудесный,

Древний Новгород родной.

- О чем это стихотворение?

- О каком городе упоминается?

- Как вы думаете, почему я выбрала это стихотворение?

- Сформулируйте тему урока.

- Чему будем учиться?

III. Изучение нового

1. Сообщение ученика

        Один из старейших городов России – Великий Новгород. Этот город играл важную роль в событиях, происходивших на русской земле. Здесь, на новгородской земле, произошло объединение разных славянских племён. С той поры и ведется счет лет нашему государству.
        Располагался Новгород на знаменитом торговом пути «из варяг в греки», поэтому все купцы везли свои товары через него. В Новгороде шла самая большая торговля на Руси. Новгород был одним из крупнейших и богатых городов не только Руси, но и Европы того времени. За это его и называли Господин Великий Новгород.

Зарядка для глаз

Автобус.

Мы в автобусе сидим,

Во все стороны глядим.

Глядим назад, глядим вперед,

А автобус не везет.

Внизу речка – глубоко,

Вверху птички – высоко.

Щётки по стеклу шуршат

Все капельки смести хотят.

Колёса закружились

Вперёд мы покатились.

2. Работа по учебнику

- Давайте откроем учебник на стр. 123 и прочитаем , что нам рассказывают о Великом Новгороде.

- Как называли этот город в древности?

- Что делает судоходная река Волхов?

- Чем соединяют между собою эти две части?

- Что располагалось возле моста?

- Что происходило на этой площади?

- Что было найдено археологами?

- Что создавали Новгородские мастера?

- Что сохранилось в Великом Новгороде до наших дней?

- Назовите наиболее знаменитый храм.

- Что же означает «София»?

3. Рассмотрим план древнего Новгорода

- На берегах какой реки располагается Новгород?

- Как называлась одна часть города?

- Как называлась вторая сторона?

- Чем соединялись стороны города?

        Великий Новгород располагался на берегах реки Волхов, одна часть города называлась Торговая, здесь находились дома купцов, амбары для хранения товаров. Другая сторона называлась Софийская по имени главного новгородского храма – Собора Святой Софии. Софийская и Торговая стороны соединялись мостом через Волхов.

3. Чтение дополнительного рассказа  «Откуда произошло название Новгород»

        Древний Новгород не всегда был древним. Само название этого населенного пункта говорит о том, что он создавался при уже существующем городе. По одной из гипотез, Новгород возник на месте трех небольших поселков. Объединившись, они огородили свое новое поселение и стали Новым городом – Новгородом.

- Так откуда же произошло название Новгород?

4. Работа с текстом.

-Давайте прочитаем текст и подумаем,  чем занимались жители Новгорода?

        В Новгороде расцветало ремесло. Высокого уровня достигли кузнечное, оружейное, ювелирное дело, производство льняных тканей, столярное и плотницкое ремесло, каменное строительство. Изделия трудовых людей сбывались на шумном новгородском рынке. Тут продавалось множество мехов , торговали серебром, воском, медом, льном, моржовым жиром. Своего хлеба в Новгородской земле не хватало- его привозили из соседних земель. За богатыми товарами в Новгород съезжалось множество купцов, как на пристани Новгорода тогда говорили, «гостей». Немало было среди них и заграничных торговцев. Заморские «гости» привозили для продажи дорогие сукна, вина, медь, олово, сушеные фрукты, сладости.

        Если учесть, что Новгород находился на знаменитом пути «из варяг в греки», то чем еще могли заниматься новгородцы? Для чего изготовляли ремесленные изделия? Для личного пользования или для продажи? (Для продажи).

Физминутка

- Встаём из – за своих мест и становимся так, чтобы не мешать друг другу.

- Сейчас мы с вами немного поиграем. Я вам буду показывать картинку, а вы решите – символизирует она нашу страну, нашу Родину или нет. Если это символ страны – вы хлопаете; если нет – топаете. И так, начинаем!

                      Родина                                                 не Родина

                     Лапти                                                  Футбольный мяч

                    Родина – мать                                      Эйфелева башня    

                     Хохлома                                              Цветок сакуры

                     Гармонь                                               Слон

                     Березка                                                Хоккей

                     Храм                                                 Статуя Свободы

5. Просмотр видеофильма «Господин Великий Новгород».

6. Достопримечательности Новгорода

        Мы с вами много узнали про Великий Новгород. А сейчас я предлагаю вам стать экскурсоводами и самим составить рассказ о достопримечательностях этого города. Для этого нам необходимо разделиться на команды по 6 человек и выбрать капитана. Рассказ о городе вам поможет составить путевой лист. У вас в конвертах есть фотографии достопримечательностей Новгорода, их названия и описание. Внимательно изучив эти материалы вы сможете составить путевой лист и представить рассказ об одной из достопримечательностей классу.

Дети читают информацию на памятках, рассматривают фотографии и составляют путевые листы. После этого представитель от каждой команды рассказывает об одной из достопримечательностей (фото на экране).

1) Софийский собор (Храм Святой Софии)

Главный храм Великого Новгорода. Создан в 11 веке. Один из древнейших храмов на территории России. На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя. По легенде голубь присел отдохнуть на крест собора. Сама Богородица открыла одному из монахов тайну, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

2) Памятник 1000-летия России

        Монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания на Русь Рюрика - основателя династии русских правителей - князей и царей. Памятник находится в новгородском детинце (кремле), напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.

3) Новгородский детинец

        Крепость Великого Новгорода. Расположен на левом берегу реки Волхов. Первое упоминание новгородского детинца в летописях относится к 1044 г. и связано со строительством первой крепости князем Владимиром Ярославичем. Здесь находится самый древний храм России – Софийский собор и памятник «Тысячелетие России».

4) Река Волхов

        Эта река делит Новгород на две половины, или стороны: на правую – и левую. Правая называлась Торговой, потому что здесь находился главный городской рынок – торг. Левая носила название Софийской с той поры, как в конце Х в. на этой стороне был построен соборный храм св. Софии.

5)  Торг

        Исторический архитектурный комплекс, расположенный на торговой стороне города. Когда-то на этом месте собиралось новгородское вече, велась торговля, у берегов реки стояли многочисленные суда. Каждый торговый ряд был отведен под конкретный товар. Потому они и назывались Кафтанный, Хлебный, Мыльный, Рыбный и другие.        

7. Работа со стихотворением

- А сейчас давайте прочитаем стихотворение

Новгородский край былинный.

Над кремлевскою стеной

Раздается звон старинный,

Колокольный, вечевой.

Над Софией голубь кружит.

Покружил и сел на крест.

Верно, честно храму служит.

Зорко смотрит он окрест.

По реке великой, вольной

Сам Садко в ладье плывет.

Величаво и спокойно

Песню звонкую поет.

И разносится та песня

По- над Волховом рекой,

Прославляя край чудесный,

Древний Новгород родной.

- О чем это стихотворение?

- О каких достопримечательностях говорится в стихотворении?

IV. Закрепление

На чём располагался Великий Новгород

Какие хозяйственный отрасли развивались успешнее?

Почему Новгород получил название Господин Великий Новгород?

 Опишите Великий Новгород.

V. Итог урока

- О каком городе мы сегодня говорили?

- Какие достопримечательности вы запомнили?

VI. Рефлексия

Ребята продолжите фразы:

Сегодня на уроке я узнал …

На уроке мне было интересно …

Мне было не понятно …

Домашнее задание: с.123-124 в учебнике, читать, подготовить пересказ.

Список литературы:

  1. Виноградова Н.Ф.  «Окружающий мир» 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч.  Москва.: Вентана-Граф., 2018.
  2. Электронный ресурс: https://www.tripadvisor.ru/Attractions-g298502-Activities-Veliky_Novgorod_Novgorod_Oblast_Northwestern_District.html
  3. Электронный ресурс: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_591velikij_novgorod_serebryanoe_koltco_ro_194906.html
  4. Электронный ресурс: https://infourok.ru/konspekt-uroka-istorii-po-temegospodin-velikiy-novgorod-673664.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

Конспект урока окружающего мира"В мире живой природы"

Урок окружающего мира во 2 классе построен в соответствии с ФГОС с использованием информационно-комунникативных технологий...

Конспект урока окружающего мира на тему "Наше отношение к миру"

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о человеке, как части природы.Тип урока: Комбинированный.Оборудование: УМК «Школа России»; раздаточный материал....

Конспект урока окружающего мира по теме: "Как мы общаемся с миром", 1 класс, УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с  органами чувств и признаками, отличающих человека от других живых существ.Планируемые результаты:Предметные:Знать:-органы чувств;- признаки, от...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...