Проект "Юные друзья природы"
проект по окружающему миру (2, 3 класс)

Широких Ирина Геннадиевна

Проект для учащихся начальных классов, который направлен на вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, в мероприятия социально экологической направленности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shirokih_ig_proekt_yunye_druzya_prirody.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

Широких Ирина Геннадиевна, учитель начальных классов МАОУ «Медико-биологический лицей» г.Саратова, Саратовская область, Российская Федерация. Е-mail: irina-shirokih@yandex.ru

ПРОЕКТ «ЮНЫЕ ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»

Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком.

Актуальность проекта обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

  • у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;
  • низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания;
  • обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективу своего роста в усвоении учебного содержания;
  • младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности [1, с. 15].

Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях основного обучения, активизировать интерес к обучению, приблизить учебную деятельность к познавательной необходима исследовательская программа. Чтобы решить проблему: освоение исследовательского вида деятельности в начальной школе, поступил заказ от администрации лицея об открытии факультативного курса, «Я - исследователь». В школьной программе не запланирован курс обучения научно-исследовательской деятельности. А эта программа предполагает работу и с одаренными детьми, и развивать творческие таланты обучающихся [2, с. 10].

Таким образом, методической основой проекта стала составленная мной программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальногонаправления «Я - исследователь», адаптированная модифицированная, составленная

на основе авторской программы факультативного курса «Я - исследователь» (автор А.И. Савенков).

Тип: исследовательский проект

Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи:

  • развитие познавательных способностей младших школьников;
  • обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
  • развитие практических природоохранных навыков.

Участники проекта: учащиеся 2 «Г» класса (34 человека) 8-9 лет, их родители, учащиеся 1-4 классов Ленинского района г.Саратова
Сроки: 2024-2025 уч. год
Место реализации: МАОУ «Медико-биологический лицей» г.Саратова

Партнеры проекта: родители, учителя начальных классов ОУ Ленинского района г.Саратова, муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр туризма, краеведения и морской подготовки»

Степень реализации проекта: проект завершен.

Поэтапный план реализации проекта
I этап – Погружение в проект (сентябрь – октябрь 2024 г.)

Задачи: обсуждение проблемы; выбор темы и названия проекта; определение цели и задач, продуктов проекта; организация сотрудничества с муниципальным учреждением дополнительного образования «Центр туризма, краеведения и морской подготовки».

Мероприятия:

1. Занятия факультативного курса «Я - исследователь»

2. Участие в волонтёрских акциях:

07.09.24 - Городская волонтерская экологическая акция «Чистый город – зеленый город»

16.09.24_12.05.2025 - Лицейская волонтерская акция «Спасем дерево»

10.10.24 - Обл. акция «Украсим лесами Губернию нашу»

Ожидаемый результат: вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, в мероприятия социально экологической направленности.

II этап – Организация деятельности (ноябрь 2024 г.)

Задачи: формирование первоначальных проектно-исследовательских умений; определение состава проектных групп, распределение ролей: руководителя группы, теоретика, практика, аналитика; определение направления работы в связи с задачами проекта каждой группы и индивидуальных исследовательских работ; составление развернутого плана работы над проектом; организация участия в проекте областного экологического центра «Наши пернатые друзья».

Мероприятия:

1. Занятия факультативного курса «Я - исследователь»

Практическая часть программы содержит проведение индивидуальных исследовательских работ и групповых проектов по окружающему миру. Поскольку наш лицей имеет   медико-биологическую   направленность, темы   исследовательских работ детей связаны, в основном, с естественнонаучными дисциплинами. Во втором классе учащиеся принимают участие в проекте по изучению растений. Каждая команда выбирает свою тему. Например, ученики 2 класса в рамках исследовательского проекта «Зеленые ростки» работали над темами:

I команда «Оптимисты», тема проекта: «Условия для роста и развития растений»

II команда «Ростки будущего», тема проекта: «Черенкование комнатных растений в разных жидкостях»

III команда «Фасолинки», тема проекта: «Выращивание семян фасоли в разных грунтах».

2. Учащиеся 2 класса приняли активное участие в изготовлении кормушек для птиц. Было изготовлено 30 кормушек. Ребята вместе с папами и дедушками смастерили добротные, удобные и уютные столовые для птиц. Ребята разместили кормушки на территории лицея, ближайшего микрорайона, в садах за городом.

Ожидаемый результат:

Распределение учащихся на команды по интересам, выбор капитанов, которые руководят всей работой группы. Изготовление и размещение кормушек для птиц на территории Саратовской области.

III этап – Осуществление деятельности (декабрь 2024 г.- март 2025 г.)

Задачи: практическая реализация основных этапов исследования; формирование первоначальных умений в проведении и оформлении эксперимента; организация и проведение районной социально значимой акции «Птичий гомон»; работа по осуществлению групповых мини-проектов и исследовательских работ, расширение коммуникативных контактов за счет выхода учащихся за пределы класса с результатами выполненных работ.

Мероприятия:

1. Занятия факультативного курса «Я - исследователь»

  • Проведение экспериментов с растениями: по проращиванию семян в разных условиях; по проращиванию семян фасоли в разных грунтах; по черенкованию комнатных растений.
  • Создание презентаций групповых проектов: «Оптимисты», «Ростки будущего», «Фасолинки».
  • Создание презентаций исследовательских работ для выступления на научно-практических конференциях.
  • Проведение тренинга по подготовке к защите проектов и исследовательских работ.

2. Для проведения районной социально значимой акции «Птичий гомон» (заочный конкурс детского творчества, посвящённый Международному дню птиц) разработала положение районного конкурса. Ознакомив с ним администрацию и коллег, подала заявку на проведение данного конкурса в рамках района в отдел Образования Ленинского района г. Саратова. Получив одобрение, собрала творческую рабочую группу из заинтересованных коллег.

Целью конкурса является привитие бережного отношения к природе и формирование активной гражданской позиции в ходе социально значимой деятельности.

Конкурс проводился с 1 по 30 марта 2025 года для учащихся 1-4-х классов общеобразовательных учреждений Ленинского района города Саратова по 5 номинациям: Старинная русская традиция - изготовление и развешивание скворечников или других искусственных гнездовий; Литературная - стихи, сочинения, рассказы о птицах, о помощи им в зимнее время, интересные случаи из своих наблюдений за пернатыми и т.д.; Произведения ИЗО – рисунки в любой технике исполнения на заданную тему; Мультимедийные издания- мультимедийные презентации, цикл фотографий, электронные фотоальбомы о мероприятиях по оказанию помощи пернатым; Кроссворд - в любой технике исполнения на заданную тему.

Итоги Конкурса были подведены жюри 27 марта 2025 года.
В состав жюри вошли специалисты отдела образования Ленинского района, учителя МАОУ «Медико-биологический лицей», педагоги школ Ленинского района г.Саратова.

Итогом обсуждения работ является протокол заседания жюри, на основании которого участникам присуждаются звания Дипломантов конкурса. В каждой номинации и возрастной группе определяются победители и призеры. В 2025 году в конкурсе приняло участие 168 обучающихся из 27 образовательных учреждений Ленинского района г. Саратова. По итогам голосования членов жюри победителями конкурса стали 23 человека, призёрами 70 человек.

3. Продолжение оказания помощи птицам в зимний период. Ребята регулярно подсыпали корм в кормушки. Во время прогулки второклассники вели наблюдения за прилетающими птицами, делали записи в дневниках наблюдений. Наблюдения за птицами на кормушках велись в осенний, зимний и весенний период.

В марте был сделан отчет об участии 2 класса в областном проекте «Наши пернатые друзья».

По итогам проекта коллектив учащихся был награжден Дипломом I степени.

Ожидаемый результат:

Создание презентаций групповых проектов и исследовательских работ для выступления на научно-практических конференциях. Реализация творческих способностей учащихся, получение навыков практической природоохранной деятельности, расширение персонального портфолио педагогов. Создание отчета по итогам областного проекта «Наши пернатые друзья».

IV этап – Презентация (апрель-май 2025г.)

Задачи: презентация групповых проектов на классной научно-практической конференции; презентация индивидуальных исследовательских работ на научно-практических конференциях разного уровня; рефлексия (самооценка и самоанализ).

Мероприятия:

1. Результаты исследовательских проектов каждая команда представила на классной научно-практической конференции «Мы – юные исследователи» 19 мая 2025 года, где жюри подвело итоги и наградило победителей. В состав жюри приглашаю своих бывших выпускников. Как показал опыт, ребята с большим интересом принимают участие в оценивании исследовательских работ младших товарищей.

2. Ежегодно являюсь организатором лицейская научно-практической конференции для учащихся 1-4 классов «Первые шаги в науке». 11 февраля 2025 года в лицейской конференции приняло участие 12 юных исследователей.

3. В результате проделанной работы, четверо моих второклассников подготовили и представили исследовательские работы на научно-практических конференциях разного уровня.

Ожидаемый результат: умение презентовать свою работу на научно-практической конференции.

Наша работа к всеобщей радости получила достойную оценку. К концу 2-го класса, подводя итоги нашей исследовательской работы, мы подсчитали свои награды. Юные исследователи завоевали 11 дипломов на научно-практических конференциях разного уровня. Дети и родители были очень горды своими успехами, которые помогают ребятам самоутвердиться и стать успешными в сегодняшней жизни.

Библиографический список:

  1. Савенков А.И. Программа исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2015.
  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2018.
  3. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: «Академия», 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Мы - друзья природы"

Цели: Дать представление о полной взаимосвязи человека и природы; об   ответственности человека за окружающий мир; показать, что человек – частица природы; учить детей выполнять законы прир...

Сценарий экологического телемоста "Мы - друзья природы"

Цель: Экологическое просвещение: ·                   Углубление экологических, природоохранных знаний. ·...

Программа кружка "Друзья природы"

Программа направлена на формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников....

сценарий классного часа "Мы друзья природы" в форме экологического телемоста

Пояснительная записка классного часа. Категория участников:  учащиеся 3 класса. Форма проведения: телемост. Тема: «Мы – друзья природы!». Взаимодействие: родители – медицинские работн...

Экологический праздник "Мы- друзья природы" в з классе

Экологический праздник "Мы- друзья природы" для формирования целестного взгляда на окружающий мир и бережного отношения к природе родного края....

Мы - друзья природы

Разработка внеклассного мероприятия по охране природы во 2 классе...

Экологический праздник "Мы- друзья природы" в зклассе

Презентация  к экологическому празднику , можно использовать на уроках окружающего мира...