« Страны- соседи России»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Беджисова Инна Вадимовна

Цель:  познакомить детей со странами, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.

Задачи:

Образовательные: организовать  деятельность обучающихся по изучению политической карты с целью знакомства с государствами, которые являются «соседями» России.

Развивающие: развивать наглядно-образное и логическое мышление, речь, воображение и творческие способности.

Воспитательные: воспитывать патриотизм и уважительное отношение к странам – соседям России, их обычаям и культуре.

Планируемые предметные результаты: учащиеся научатся находить и показывать на карте страны и их столицы.

Метапредметные УУД:

Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных источниках.

Регулятивные:  принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать на итоговые вопросы.

Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать  на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Личностные УУД: формировать внимательное поведение, вырабатывать способность к решению проблем.

Оборудование: политическая карта мира; проектор, презентация, видеофильмы о странах — соседях России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока150.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

                                  МБОУ СОШ № 3

                           

         

             

               Тема: « Страны- соседи России»

Открытый  урок по окружающему миру

Учитель : Беджисова И. В.

 

                                                           Владикавказ   2025г.

Дата: 14.04.2025г.

Класс: 3 «В»

Учитель: Беджисова И. В.

Цель:  познакомить детей со странами, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.

Задачи:

Образовательные: организовать  деятельность обучающихся по изучению политической карты с целью знакомства с государствами, которые являются «соседями» России.

Развивающие: развивать наглядно-образное и логическое мышление, речь, воображение и творческие способности.

Воспитательные: воспитывать патриотизм и уважительное отношение к странам – соседям России, их обычаям и культуре.

Планируемые предметные результаты: учащиеся научатся находить и показывать на карте страны и их столицы.

Метапредметные УУД:

Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных источниках.

Регулятивные:  принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать на итоговые вопросы.

Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать  на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Личностные УУД: формировать внимательное поведение, вырабатывать способность к решению проблем.

Оборудование: политическая карта мира; проектор, презентация, видеофильмы о странах — соседях России.

Ход урока

I.  Организационный момент

Очень я хочу учиться,
Не лениться, а трудиться.
Точно знаю – я смогу
И друзьям я помогу.

— Давайте пожмем друг другу руки и пожелаем удачи.

  1. Самоопределение к деятельности

Беседа

 Ребята как вы называете одноклассников, с которыми сидите за одной партой? (Соседями)

- Какие взаимоотношения у вас с соседом по парте?

— Кого мы еще называем соседом?

- А какие у вас отношения с соседями по дому?

— А как вы думаете, у нашей страны есть соседи? (Да)

— Почему мы называем их соседями? (У нас общая граница, мы живем рядом.)

- Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить на уроке? ( О соседях нашей страны.)

—Да, сегодня на уроке будем говорить о странах — соседях России.

- Какие цели поставим? ( Узнать, какие страны граничат с нашей страной, научиться их находить и показывать на карте, )

— Какую карту лучше выбрать для знакомства со странами — физическую или политическую? (Политическую, так как на ней показаны границы и территории государств.)

– Кто покажет на карте границу России? ( слайд 3)

– Сегодня мы отправимся в путешествие вдоль границ России и узнаем, какие страны являются нашими ближайшими соседями.

III.  Работа по теме урока

1. Путешествие. Работа с картой.

Дети работают в учебнике по политической карте на с.97. а учащимися-экскурсоводами рассказываются интересные факты о странах.

Страны Прибалтики

Мы начнем свое путешествие с северо-запада. Самой северной страной, имеющей сухопутную границу с Россией, является Норвегия. ( слайд 4,5,6)( сообщение)

—        Найдите и покажите эту страну на карте.

—        Назовите столицу этого государства.

  Южнее Норвегии располагается Финляндия. ( слайд 7,8,9,10)( сообщение)

—        Найдите и покажите эту страну на карте.

—        Назовите столицу этого государства.

—        Какие государства граничат с Россией на западе? Прочитайте их названия.

(Эстония, Латвия, Литва.) ( слайд 11,12,13) ( сообщения)

—        Назовите их столицы. (Таллин, Рига, Вильнюс.)

Найдите и покажите их на карте. Назовите столицы этих государств.

—        Какая из этих трех стран граничит только с Калининградской областью России? (Литва.)

— Какая еще страна граничит с Калининградской областью? (Польша.)

—        Назовите ее столицу. (Варшава.) ( слайд 7) ( сообщение)

- Ребята, откройте рабочую тетрадь на с.52, задание № 3. Соедините стрелками названия стран с названиями их столиц. Что общего у этих стран ?

Белоруссия и Украина

       - Возвращаемся к работе с учебником на с. 97

—        В какие страны мы попадем, продвигаясь дальше воль  границы нашей страны? (В Белоруссию и Украину.) ( слайд 8,9,10) ( сообщения)

—        Назовите столицы этих государств. (Минск, Киев.) Покажите на карте.

         

Южные и юго-восточные соседи

—        Прочитайте названия стран, граничащих с Россией на юге и юго-востоке. Назовите их столицы. (Ответ. Абхазия — Сухум, Южная Осетия — Цхинвал, Грузия — Тбилиси, Азербайджан — Баку, Казахстан — Астана, Монголия — Улан- Батор, Китай — Пекин, Северная Корея, или Корейская Народно-Демократическая Республика, — Пхеньян.)

—        Какие страны располагаются между Черным и Каспийским морями? Назовите их столицы и найдите их на карте. (Абхазия, Южная Осетия, Грузия и Азербайджан.)

( слайд 11,12,13,14) ( сообщения)

- Ребята, откройте рабочую тетрадь на с.51, задание № 1. Соедините стрелками названия стран с названиями их столиц. Где проходит граница России с этими странами ?

  - Возвращаемся к работе с учебником на с. 97

 —        В какую страну можно попасть из Азербайджана, обогнув Каспийское море? Найдите ее на карте. (В Казахстан.) ( слайд 15)

Эта страна – соседка России имеет с ней самую протяжённую границу.

—        Назовите столицу Казахстана. (Астана.)

—        В какую страну мы попадем из Казахстана, двигаясь дальше по границе? Найдите ее на карте. (В Монголию.) ( слайд 16)

—        Назовите столицу Монголии. (Улан-Батор.)

—        Назовите государство, в котором живет больше людей, чем в другой стране мира. Найдите его на карте. (Китай.) ( слайд 17,18)

—        Назовите столицу Китая. (Пекин.)

—        Какой страной заканчивается наше путешествие вдоль сухопутных границ? (Северной Кореей.)

Назовите её столицу и покажите на карте. (Пхеньян.) ( слайд 19)

- Ребята, откройте рабочую тетрадь на с.52, задание № 4.

  Работа в учебнике на с.97

—        Какие государства можно назвать «морскими соседями» нашей страны? (Япония, США, штат Аляска) ( слайд 20,21)

-  Где они расположены?         Покажите их на карте.

Столица Японии – город Токио.

 США, штат Аляска – город Джуно.

2. Проверка выполненных заданий в рабочей тетради  стр. 51, 52.

Ответ. Норвегия — Осло, Финляндия — Хельсинки, Эстония — Таллин,  Латвия — Рига,  Литва — Вильнюс, Польша — Варшава, Белоруссия — Минск, Украина — Киев, Грузия — Тбилиси, Азербайджан — Баку, Казахстан — Астана, Монголия — Улан-Батор, Китай — Пекин, Северная Корея — Пхеньян.

  1. Музыкальная физкультминутка «Мы попрыгаем»
  2. Закрепление изученного материала

1. Игра «Покажи страну»

Учитель называет страну-соседа, а учащиеся по цепочке находят ее на карте и показывают остальным.

2. Самостоятельная работа тетрадь с.53

Напиши названия стран , которые обозначены на карте и имеют только морские границы с России.

  1. Рефлексия

Беседа

          У нашей страны много разных соседей. Среди них есть и большие ,и маленькие государства.

- Как должны жить соседи? Как должны строить свои отношения?

- Какую цель ставили в начале урока?

- Вы достигли поставленной цели?

—        Что нового вы узнали?

VII.  Подведение итогов урока

— В какой стране вам захотелось побывать? Почему?

Итак, Россия имеет сухопутные границы со следующими странами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, Абхазией, Южной Осетией, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Монголией, Китаем, Северной Кореей. Морские границы Россия имеет с Японией и США.

VIII. Оценивание

— Ребята, покажите с помощью смайликов, которые лежат у вас на парте, как вы поработали на уроке.

— Молодцы, большинство из вас довольны своей работой. Вы сегодня действительно хорошо потрудились.

Домашнее задание

  1. Учебник: прочитать текст на с. 96- 99, ответить на вопросы раздела «Проверь себя»  на с. 99

2.        Рабочая тетрадь: с.53 № 6

3.        Индивидуальные задания: подготовить устные сообщения о стране северной Европы.

Приложение №1

Наши ближайшие соседи

8.bmp

Приложение №2

• Эстония – столица Таллинн. Обычный эстонский ландшафт — луга и леса, озера и реки, топи и заводи, острова и болота. В Эстонии сохранились представители

растений и животных, которые давно исчезли в других странах Европы.

•        Латвия – столица Рига. В Латвии самый широкий водопад в Европе - Вентас румба. На территории Латвии 2000 озер и почти 126.000 ручьев и рек. Первая портативная мини-видеокамера была изобретена латышом Вальтером Заппом в 1937 г.

•        Литва – столица Вильнюс. В Литве растет один из самых старейших дубов Европы. Считается, что дереву около 2000 лет, его ствол с трудом могут обхватить восемь человек. Вильнюсский университет в Литве основан в 1579 г. В 1836 г. в Клайпеде (Литва) в течение сезона дирижировал Рихард Вагнер.

• Польша – столица Варшава. Если вы пришли к поляку в дом, то вам обязательно предложат тапочки. Отказаться, значит обидеть хозяина.

•        Белоруссия – столица Минск. Само название Беларусь произошло от двух слов? Белая Русь. Так называли эти земли с XIII в. Оказывается, прародитель нашего Деда Мороза родом из Белоруссии, и зовут его Зюзя. Дед Зюзя — бог мороза и холода, одет в тулуп, в руках ледяная булава, ходит без шапки, босиком.

•        Украина – столица Киев. Чувство юмора, артистизм прославили украинцев на весь мир, а также талант к созданию художественных произведений: вышивка, резьба по дереву, ткачество, гончарство.  На Украине самый большой запас марганцевой и железной руды в мире. Самое древнее поселение людей обнаружено в Ровенской области в селе Межиречье. Его возраст 14—15 млн лет, оно построено из костей мамонта. Там же найдена самая древняя карта на мамонтовой кости.

•        Абхазия – столица Сухум. Вместо хлеба абхазцы едят мамалыгу — густую кашу, сваренную из кукурузной муки. Климат и природа здесь благоприятны для жизни до глубокой старости, поэтому среди абхазцев так много долгожителей. В Ботаническом саду Абхазии собрано более 5 тыс. видов, форм и сортов растений со всего мира. Озеро Рица насыщенного голубого цвета, который не меркнет и не темнеет даже в самую ненастную погоду.

•        Южная Осетия – столица Цхинвал. Рельеф Южной Осетии горный, Кавказский хребет закрывает страну от холодных северных ветров, поэтому средняя температура января +4 °С. Основной продукцией производства являются фрукты — яблоки и груши.

•        Грузия - столица Тбилиси. В грузинском языке есть слова, в которых идут 8 согласных подряд. Обычно в Грузии поют мужчины, исполняя песню на три голоса. Минеральную воду «Боржоми» разливают из того же источника, что и в 1890 г. Знамя Победы над Рейхстагом водрузил грузин М. Кантария.

•        Азербайджан – столица Баку. Первая нефтяная вышка построена в Азербайджане, в Баку, в середине XX в. Там же был спущен на воду первый в мире танкер и стали вести морскую добычу нефти. На территории Азербайджана есть село Чардахлы, в котором родились семь Героев Советского Союза, два маршала и 12 генералов.

. • Казахстан – столица Астана. Казахи очень гостеприимны. Их гостеприимство доходит до такой степени, что они могут подарить гостю любую вещь, которая понравится гостю. В Казахстане жил говорящий слон Батыр. Он мог подражать звукам речи людей, лаю собак. Лошади впервые одомашнены на территории Казахстана. На высокогорном катке Казахстана Медео установлено 120 мировых рекордов. Первый спутник и первый человек отправлены в космос с космодрома Байконур в Казахстане.

•         Монголия – столица Улан-Батор. Монголы очень наблюдательны. По поведению домашних животных они могут очень точно предсказывать погоду. Монголия — это страна, в которой можно проехать не одну сотню километров и не встретить ни одного человека. Монголы являются одними из лучших борцов сумо. В стране проживает четвертая часть (25%) всех барсов, обитающих на Земле.

•        Китай – столица Пекин. В Китае вы не найдёте на столе ни ложки, ни вилки, там едят только палочками. Бумага, порох, компас и печатная машина изобретены в Китае. 4000 лет тому назад путешественник Марко Поло привез из Китая в Европу секреты приготовления мороженого и макаронных изделий. В Китае 3240 телевизионных каналов. Пьют чай китайцы более 1800 лет (в России — около 400 лет).

•        Северная Корея или КНДР – столица Пхеньян. В Корее живет самый трудолюбивый народ в мире. От начала до конца страны можно проехать за 5 часов на автобусе. Почти во всех школах мальчики учатся отдельно от девочек.

•        Япония – столица Токио. Вместо рукопожатия японцы используют поклоны. Кланяться они будут столько, сколько вы будете кланяться им в ответ. В Японии самые дешевые рыба и мясо, но самые дорогие фрукты. Снеговиков в этой стране лепят из двух шаров, а не из трех, как во всем мире. Во всех северных городах Японии, где зимой выпадает снег, подогревают тротуары и улицы. Гололеда не бывает, и снег убирать не надо. В Японии нет мусорных баков, так как весь мусор перерабатывается.

•        Соединённые Штаты Америки - США – столица Вашингтон. Это государство расположено на другом материке. Но в северной части Северной Америки расположен один из штатов США – Аляска. От восточного побережья России Аляску отделяет лишь сравнительно неширокий Берингов пролив. США состоят из 50 штатов. Шоколадное яйцо «Киндер-сюрприз» запрещено к продаже, так как согласно закону нельзя вкладывать несъедобные предметы в продукты питания. Принято дарить четное количество цветов в букете. Американцы трудолюбивы: многие работают с 6 утра до полуночи.

•        Финляндия – столица Хельсинки. При общении важно смотреть финну в глаза, иначе вас могут заподозрить в неискренности. При этом не рекомендуется повышать голос, активно жестикулировать. В Финляндии самая чистая питьевая вода. Конечно же ее спокойно можно пить из крана. Финны считаются самыми большими любителями кофе в мире. В этой стране запрещен мультфильм «Ну, Погоди!» за излишнюю жестокость.  А еще Финляндия, а точнее ее северная часть Лапландия – это родина Санта Клауса.

•        Норвегия – столица Осло. Официальное название: "Королевство Норвегия". Норвегия – страна бесчисленного количества озер (около полумиллиона). А около 200 озер занимают площадь 10 км2.В Норвегии не принято улыбаться и разговаривать с незнакомыми людьми в общественном транспорте. Если так поступите, то окружающие примут это за грубое и некультурное поведение. Норвегию считают местом зарождения современного лыжного спорта. Дословно с норвежского слово «лыжи» означает «кусок дерева».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Соседи России" 1 часть

Данная презентация рассказывает о странах, граничащих с Россией на северо-западе и западе.Может использоваться на уроках окружающего мира при изучении данной темя....

Презентация "Соседи России", 2 часть

Данная презентация рассказывает о южных соседях России. Может быть использована на уроках окружающего мира  при изучении данной темы....

Презентация "Соседи России", 3 часть

Данная презентация иллюстрирует информацию о юго-восточных и восточных странах-соседях России. Может быть использована на уроках окружающего мира по данной теме....

презентация "Страны - соседи".

Данная презентация способствует формированию основ мировоззрения уч-ся, расширению их  кругозора , повышению интереса к изучению в будущем географии, истории. Может помочь в решении  задач п...

Страны-соседи.

Материал презентации знакомит детей со странами,которые граничат с Россией, знакомит их с государственным флагом стран, с их достопримечательностями, историей и культурой....

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Ближайшие соседи России» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний работы с картой; формирование представлений о ближайих соседях России. Планируемые результаты Предметные: знать как работать с картой; страны соседей Рос...

Конспект урока по окружающему миру. 3 класс "Страны - соседи России".

Цели урока:Знакомство с странами, которые граничат с Россией.Понимание важности знания своих соседей.Овладение информацией о количестве стран, граничащих с Россией, и площади этих стран.Задачи урока:Р...