Проект "Домашние питомцы"
проект по окружающему миру

Найко Елена Александровна

Проект «Домашние питомцы» направлен на изучение и популяризацию роли домашних животных в жизни семьи, особенно в воспитании и развитии детей. В рамках проекта рассматриваются психологические, социальные и физические преимущества общения с питомцами, включая развитие ответственности, эмпатии и улучшение эмоционального состояния ребенка. Особое внимание уделяется выбору подходящего животного с учётом здоровья, условий проживания и готовности семьи к уходу. Проект предлагает рекомендации по подготовке ребенка к появлению питомца и созданию безопасной и комфортной среды для животного. Цель проекта — помочь семьям сделать осознанный и ответственный выбор, способствующий гармоничному развитию ребенка и укреплению семейных отношений через взаимодействие с домашними животными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_domashnie_pitomtsy_moy.docx933.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Теремок» №171»

Проект

«Домашние питомцы»

   

C:\Users\user\Desktop\pets_about.jpg

                                                                             

                                                                              Подготовила:

                                                                                       воспитатель: Найко                                                      Елена Александровна

               Познавательно – творческий проект «Домашние питомцы»

                                                                                                                                                                                              У меня есть новый друг,
                                                                                              Он обнюхал все вокруг
                                                                               Стол, диван, журнал и книжку
                                                                                         Он еще совсем малышка.
                                                                                          Лает громко как звонок,
                                                                                         Ну конечно, он — щенок!

                                                                                               Л. Луканова

     Вид проекта – познавательно - творческий

     Время реализации проекта: краткосрочный

     Участники проекта: дети группы комбинированной направленности 5-6 лет, воспитатели, родители воспитанников.

     

 Актуальность проекта:

В наше время многие люди убеждены, что домашние животные оказывают положительное влияние на здоровье и психическое состояние человека. Более того, исследования подтверждают, что питомцы могут сделать своих хозяев более счастливыми.

Воспитание бережного отношения к животным имеет огромное значение в дошкольном возрасте. Мир животных привлекает детей, а наличие питомца в доме играет важную роль в их воспитании. При вовлечении ребенка в уход за домашними животными взрослые развивают его чувствительность, умение сопереживать и готовность помогать. Мы, как родители и воспитатели, обязаны научить детей правильному общению с животными: быть мягкими и ненавязчивыми, учитывать желания своих четвероногих друзей и понимать их эмоциональное состояние.

Домашний питомец учит детей ответственности. Ребенок понимает, что животное — это не просто игрушка, требующая повседневного ухода, кормления и выгула. Умение взаимодействовать с питомцем поможет ребенку в будущем, развивая его чувство ответственности за собственные действия.

Почти каждый ребенок в нашей группе имеет домашнего любимца и с радостью делится историями о них с друзьями и педагогами. Учитывая этот интерес, мы решили реализовать проект под названием «Домашние питомцы».

      Цель проекта: обобщить и систематизировать знания детей о домашних животных; создать условия для понимания ответственности за питомца; вдохновить детей на заботу о своих меньших друзьях.

Задачи проекта:

  • образовательные

Расширять представления детей о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, чем питаются, какую пользу приносят). Формировать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, считалок.

  • развивающие

Развивать память, мышление, воображение, коммуникативные навыки; любознательность, познавательный интерес, эмоциональную отзывчивость. Обогащать словарный запас, развивать связную речь.

  • воспитательные

 Воспитывать гуманное отношение к домашним животным.

       

Предполагаемый результат:

- дети знают и называют виды домашних питомцев;

- имеют представления об особенностях внешнего вида;

- имеют представление о пользе и вреде, которую приносят людям те или иные домашние питомцы;

- владеют обобщающим понятием: домашние животные;

- умеют  составлять описательный рассказ о своём питомце с использованием опорной схемы;

- родители примут активное участие  в проекте, увидят значимость данной темы для развития и формирования у детей гуманного отношения к животным.

       

 Формы работы:

- НОД

- Дидактические игры

- Подвижные игры

- Сюжетно-ролевые игры

- Речевые игры

- Чтение художественной литературы

- Музыкально-ритмические движения

         

Результаты проекта:

- Фотоальбом «Наши четвероногие друзья»

- Выставка рисунков и поделок «Друзья наши меньшие»

- Участие в акции «Поможем бездомным животным»

 Этапы реализации проекта:

Реализация проекта предполагает несколько этапов:

    1. Организационный этап

- сбор информации, работа с интернет - источниками;

- разработка плана проектной деятельности;

- создание презентации  о домашних животных;

- разработка сценариев мероприятий

- привлечение родителей к активному участию в проекте.

   

 2. Практический этап:

Оформление ППРОС

- оформление каталога «Домашние питомцы» в уголке познавательного развития;

- организация выставки фотографий «Наши четвероногие друзья» (совместно с родителями);

- изготовление взрослыми совместно с ребенком поделок домашних питомцев различными способами: оригами, аппликация, из бросового материала и др.

Работа с родителями

Анкетирование «Мое отношение к домашним питомцам».

Консультации:

«Домашние животные в жизни ребенка».

«Пушистые воспитатели»

Памятка для родителей «Советы по выбору домашних животных для детей».

Папки – передвижки. Стихи, загадки, потешки, скороговорки, дидактические игры, вопросы и задания, пословицы и поговорки по теме.

Рекомендации: «Читаем детям дома о животных» (перечень литературы).

Совместная деятельность родителей с детьми

  • Беседы родителей с детьми о домашних животных.
  • Выполнение творческих заданий.
  • Помощь детям в выставке рисунков.
  • Чтение художественной литературы дома.
  • Помощь в создании альбома.

Работа с детьми

Познавательное развитие

 НОД. Тема: «Домашние питомцы». 
Цель:   Расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, чем питаются, какую пользу приносят). Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.

Просмотр познавательных  презентаций «Домашние животные»

Цель: развитие познавательного интереса, любознательности.

Рассматривание энциклопедий «Домашние животные»

Цель: развитие познавательного интереса, любознательности.

Социально – коммуникативное развитие

  • Беседа «Правила поведения при общении с животными».

Образовательные задачи: формировать умение действовать в опасной ситуации, навыки безопасного поведения; умение осознавать, что следует быть осторожными с домашними животными, не раздражать их, опасаться агрессивных действий с их стороны, и главное-необходимость ухаживать за ними.

  • Рассматривание фотографий, иллюстраций домашних животных и их детенышей.
  • Наблюдения на прогулке: «Кошки», «Собаки».
  • Сюжетно-ролевая игра  «Ветеринарная лечебница»

Образовательные задачи: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.

  • Дидактические игры: «Что не так?», «Исправь ошибку», «Большой – маленький», «Чей домик», «Я знаю 5 названий домашних животных», «Кто как говорит», «Кто, чем питается», «Четвертый  – лишний», «Исправь предложение», «Объясни выражение», «Найди хвосты», «Подбери признаки к существительным», «Сосчитай до пяти» и др.
  • Выставка книг о животных.
  • Просмотр мультфильмов: «Варежка», «Простоквашино», «Бобик в гостях у Барбоса».

Речевое развитие

  • НОД. Тема: «Домашние животные и их детеныши».

Образовательные задачи: закрепить и систематизировать представления детей о домашних животных; активизировать  активный словарный запас по теме; закрепить умение сравнивать части тела домашних животных и выделять отличительные признаки с помощью опорных схем;

закрепить умение составлять простые распространенные предложения; учить составлять рассказ-описание по плану-схеме; развивать память, слуховое внимание, логическое мышление. (Приложение 1)

  • Составление рассказа по серии сюжетных картин «История о кошке».
  • Рассказ – описание «Мой любимый питомец»
  • Викторина «Домашние животные»
  • Отгадывание загадок о домашних животных с использованием ИКТ.

Образовательные задачи: уметь внимательно слушать загадку, выделять главные признаки, соотносить их с конкретным животным, называть его и объяснять, как отгадывал загадку.

  • Чтение художественной литературы: К. Паустовский «Кот – ворюга», Л.Толстой «Пожарные собаки»,С. Маршак «Усатый – полосатый», Н.Костарёва «Щенок», Н. Носов «Живая шляпа» и др.

Художественно – эстетическое развитие

Рисование:

«Мой любимый домашний питомец».

«Сидит кошка на окошке»

Лепка:

«Щенок»,«Аквариум с рыбками» (пластилинография)

Оригами: «Собачка», «Кролик».

Слушание «Кто как голос подаёт»

Физическое развитие

Подвижные игры:

«Мыши водят хоровод», «Лохматый пес», «Воробьи и собачка», «Кролики»

Образовательные задачи: учить детей чётко проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко; повышать двигательную активность.

 3. Заключительный этап:

- Организация выставки рисунков «Друзья наши меньшие».

- Создание альбома «Наши четвероногие друзья»

- Акция «Поможем бездомным животным» (совместно с родителями и социальными партнерами).

- Презентация проекта.

Выводы: 

В процессе работы над проектом дети проявили активный познавательный интерес. Проект предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки,  приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения, дети с удовольствием рассказывали о своих питомцах, делились информацией со сверстниками.

Полученные знания  способствовали развитию у детей ответственности за того, кого приручили.

Реализация этого проекта способствовала   сближению родителей, детей и педагогов. Ведь ничто  так не сближает, как совместное творчество и открытие чего-то нового.

Список используемой литературы.

  1. Дмитриев Ю. Домашние животные. М.: Олимп: АСТ, 1997.
  2. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М.: Просвещение, 2020.
  3. Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990.
  4. Шорыгина Т. А. Домашние животные. Какие они? М.: Гном и Д, 2020

ВИКТОРИНА

для детей 5-6 лет (дошкольного возраста)

«Домашние животные»

Образовательные задачи: закрепить знания детей о домашних животных; развивать мышление, память, внимание, творческие способности; воспитывать бережное, внимательное отношение к природе и окружающим.

      Оборудование: 2 колокольчика; иллюстрации домашних животных; книги о домашних животных; «чёрный ящик», в котором находятся «подарки домашних животных»: яйцо, клубок ниток, варежки, шапка, шарф, носочки, связанные вручную, гусиное или куриное перо, упаковки из-под молока, масла, творожка, сметаны, сыра и т.д.; сувениры для детей.

Ход викторины:

      Дети заранее рассажены двумя группами - командами. На столе у каждой команды стоит колокольчик, с помощью которого они сообщают, что их ответ готов.

     Ведущий: Дети! Внимание! Внимание! Всем занять свои места! Сегодня мы проверим, как хорошо вы знаете удивительных животных, которые живут рядом с человеком. И я предлагаю вам первое интересное задание.

1-й конкурс-разминка «Песни-песенки».

     Ведущий: Ребята, вспомните, пожалуйста, в каких песнях рассказывается или упоминается о домашних животных.

Команды поочерёдно называют песни. Например, «Два весёлых гуся», «Человек собаке друг», «Три белых коня», «Танец маленьких утят», «Собака бывает кусачей», «Облака - белокрылые лошадки» и т.д. Если дети затрудняются назвать песню, можно дать им послушать отрывки известных детских песен и провести конкурс «Отгадай песню».)

     Ведущий: А теперь нам надо отгадать, кого называют домашними животными.

Целый день паслись у сосен

Две подружки - Ме и Му.

Мяу грел бочок на солнце,

Бе весь день мешал ему.

Кря купался рядом в речке,

Кукареку песни пел,

Гав валялся на крылечке,

Хрю под кустиком сопел.

А теперь, дружок, напомни,

Назови по именам

Всех, кто в этот жаркий полдень

На глаза попался нам.

2-й конкурс «Догадайся!»

Ребята отгадывают загадки и находят отгадки среди предложенных картинок.

Кто так заливисто поёт

О том, что солнышко встаёт? (Петух.)

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)

Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается.

На цепи сидит, дом сторожит. (Собака.)

Голодная мычит, сытая жуёт,

Всем ребятам молоко даёт. (Корова.)

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь.)

Щиплет травку поутру

Да дерёт с берёз кору.

Головой кивая мне,

Говорит не «му», а «ме». (Коза.)

В травке зёрнышко найдёт

И детей к себе зовёт.

От окна недалеко

Слышно нам весь день «ко-ко». (Курица.)

Друг за другом ровно в ряд

По реке они скользят.

Говорят они: «Кря-кря!»

Что нам грозные моря! (Утки.)

Кто имеет пятачок

Не зажатый в кулачок?

А нога его - копытце,

Ест и пьёт он из корытца. (Поросёнок.)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже с завитком рога. (Баран)

3-й конкурс «Хитрые вопросы»

Дети отвечают на вопросы ведущего.

1.Какие домашние животные выкармливают своих детёнышей молоком? Назовите правильно мам и их детёнышей. (Корова, лошадь, коза, овца, свинья, крольчиха, кошка, собака.)

2.По внешнему виду эти зверьки очень похожи: маленькая мордочка, длинные ушки, короткий хвост, тело покрыто шерстью. Своих детёнышей выкармливают молоком. Но один живёт в лесу, а другой - возле человека. Оба кормятся травой, но одному чаще достаются молодые веточки, а другому - морковка, капуста, картошка, сено. О каких зверьках идёт речь? (О зайце и кролике.)

3.Какие породы собак вы можете назвать? Что ещё об этих породах вы знаете? Воспитатель выслушивает ответы детей и расширяет их знания о породах собак. Заранее можно подготовить фотографии или рисунки.

   

Ведущий: Дворняжка - самая распространённая порода собак. Её можно увидеть в каждом дворе. И хотя у дворняжек нет родословной, их любят не меньше, чем породистых собак. Лайка получила своё название по звонкому заливистому лаю, который помогает охотнику понять, где она находится и где её добыча. Овчарки в прошлом помогали пасти овец, теперь они часто «служат» в армии и милиции. Пудель - одна из любимых пород комнатных собак, очень подвижная, игривая и умная и т.д.

4.Почему кошка всегда моётся?

Действительно, кошка - очень чистоплотное животное. В деревнях кошка охотится на мышей - затаится и неожиданно нападает. А чтобы запах её не выдал, кошке надо часто мыться.

5.Мышка тоже живёт в доме. Можно ли её считать домашним животным? Можно, если эта мышка или крыса декоративная. Эти мышки живут в клетках и являются домашними питомцами.

6.Кто два раза рождается?

Птицы, в том числе и домашние. Если дети затрудняются дать ответ, им можно предложить загадку К. Чуковского, отгадав которую они догадаются, о ком идёт речь.

Был белый дом, чудесный дом.

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо -

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок.)

7.Почему петуха называют будильником?

8.Когда в сказках говорят: «Бежит - земля дрожит», о ком ведут речь? (О лошадях.)

4-й конкурс «Стихи о домашних животных».

      Участники каждой команды выразительно читают заранее подготовленные стихи. Для театрализации чтения можно использовать костюмы и любые предметы.

5-й конкурс « Наши любимые сказки».

     Ведущий: Дети, назовите сказки, героями которых были домашние животные. (Народные сказки «Курочка-Ряба», «Кот, Петух и Лиса», «Зимовье», «Сивка-Бурка», «Крошечка-Хаврошечка»; К. Ушинский «Спор животных», Н. Ершов «Конёк-Горбунок», В. Осеева «Добрая хозяюшка», С. Маршак «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке»и др.)

Если дети затрудняются называть сказки, можно  зачитать отрывки из некоторых из них, а дети их отгадают.

6-й конкурс-игра «Кто как голос подаёт».

      Один участник - водящий. Он становится спиной к детям. По команде ведущего кто-то из детей зовёт водящего так, как его могли бы позвать кто -  либо из домашних животных. Водящий отгадывает имя ребёнка, который его позвал и говорит, голосом какого домашнего животного или птицы он в этот момент говорил. Затем водящим становится другой ребёнок.

7-й конкурс « Скороговорки».

      Каждая команда получает скороговорку. Дети за 1 минуту должны научиться правильно и по возможности быстро её произносить.

  • Скороговорки на выбор:
  • Баран Буян залез в бурьян;
  • Наш Полкан попал в капкан.

8-й конкурс «Подарки домашних животных».

       Под музыку выносится «чёрный ящик». В нём: яйцо, клубок ниток, варежки, шапка, шарф, носочки, связанные вручную; гусиное или куриное перо, упаковки из-под молока, масла, творожка, сметаны, сыра и т.д. Дети по очереди вынимают из ящика предмет и отгадывают, кто из домашних животных мог его подарить людям.

9-й конкурс «Разговор с домашними животными».

      Дети берут в руки «домашних животных» - мягкие игрушки, которые принесли для этой игры: и по очереди благодарят их за ту пользу, которую они приносят людям. Первым образец показывает ведущий. Например, он говорит спасибо корове за вкусное молочно, маслице, сыр, сметанку. Обращает внимание детей на то, что коровку надо вдоволь кормить сочной травкой (а зимой сеном), поить чистой водой, чистить её домик и ласково с ней обходиться. Делается вывод, что для дружбы человека с домашними животными нужно заботливо и бережно к ним относиться.

   

  Ведущий: Наше путешествие заканчивается, пора возвращаться назад.

Звучит весёлая музыка. Воспитатель подводит итоги, определяет победителей и вручает  небольшие сувениры детям (календарики с изображением домашних питомцев).

Стихи о домашних животных.

Котенок

Если кто-то с места сдвинется,
На него котенок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котенок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдешь из наших лап!

Щенок

Хитроглазый мой щенок,
Шерстяные лапки...
Это кто у нас погрыз
Новенькие тапки?
В глазках вижу я ответ:
Нет, не я это, нет, нет!
Тапки сами в рот полезли
И нечаянно разлезлись...

ЛОШАДЬ

Посмотри на рысака!

Лоснятся его бока,

Он копытом землю роет,

Вьётся пламя золотое

Из расширенных ноздрей –

Хочет он скакать быстрей!

Разлетается красиво

Пышная, густая грива.

Взгляд горячий, огневой –

Как хорош рысак гнедой!

КОРОВА

Что корова нам даёт:

И сметану, и кефир,

Сливки, ряженку и сыр,

Творог, масло, простоквашу,

Молоко для вкусной каши

Нам даёт Бурёнка наша.

ХРЮШКА

В лужице  хрюшку увидела хрюшка:

- Это, конечно, не я, а подружка!

Ну и грязнуля подружка моя!

Просто прекрасно, что это не я!

ОВЦА

У овечки шерсть густая,

Она в кольца завитая.

Постригу свою овцу –

Тёплый шарф свяжу отцу,

Брату рукавицы,

Шапочку – сестрице,

Маме – свитер шерстяной.

Будет всем тепло зимой!

***

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами всё кормил,

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал.

Ещё бы! Он счастливым рос!

Теперь мой щенок не щен,

А пёс, настоящий!

Е.Благинина

БЫЧОК

Принесли мы для бычка

Полведерка молочка.

Но бычок  сказал нам:

- Му-у-у!  Молочко мне

Ни к чему, я уже

Большой бычок.

Дайте мне травы пучок!

А.Береснев

БЫЧОК

Ходит беленький бычок,

С черным пятнышком бочок.

Хочет съесть цветок ромашку –

Увидал на нем букашку.

И мычит: «Му-му-му!

Очень трудно рвать траву       самому!»

А.Ахундова

ЖЕРЕБЁНОК

Хвост – косичкой,

Ножки – спички,

Оттопырил вниз губу…

Весь пушистый, золотистый,

С белой звездочкой во лбу.

Юбку, палку, клок мочалки –

Что ни видит, все сосет.

Ходит сзади тети Нади,

Жучку дразнит у ворот.

Выйдет в поле – вот раздолье!

Долго смотрит вдаль – и вдруг

Взвизгнет свинкой,

Вскинет спинкой –

И галопом к маме в луг.

С.Чёрный

КТО КЕМ СТАНЕТ

Жил-был маленький щенок,

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая собака.

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал конем.

Бык, могучий великан,

В детстве был теленком.

Толстый увалень баран –

Тоненьким ягненком.

Этот важный кот Пушок

Маленьким котенком,

А отважный петушок –

Кро-о-охотным  цыпленком.

А из маленьких гусят

Вырастают утки –

Специально для ребят,

Тех, кто любит шутки.

А.Шибаев

КРОЛИК

Уже почти полмесяца

Есть кролик у меня.

Глаза его так светятся,

Как будто два огня.

Любит он морковочку,

Капустку, бураки.

Тепленькою мордочкой

Хлеб берет с руки.

В. Каризна

КОШКА

Вы со мной знакомы близко.

Я – приветливая киска.

Кверху – кисточки на ушках,

Когти спрятаны в подушках.

Чистоплотна, аккуратна,

Если гладят – мне приятно.

Не таю своих привычек –

Я люблю мышей и птичек.

В темноте я зорко вижу,

Понапрасну не обижу.

Но дразнить меня опасно –

Я царапаюсь ужасно.

В.Стоянов

МЫШКА

Мышка вылезла из норки,

Мышка очень хочет есть.

Нет ли где засохшей корки?

Может в кухне корка есть?

А на кухне возле шкафа

Видит мышка – чья-то лапа.

Лапа пестрая,

Когти острые.

Эй, мышка, не зевай:

Поскорее убегай!

Убегай из этих мест,

А то кошка съест.

А.Введенский

СИРОТА

Кот украл на кухне сало,

На крыльцо с добычей сел

И решил, подумав: — Мало,

Я б ещё чего-то съел.

Влез он в погреб тише мыши,

Сливки съел и холодец,

И над ухом вдруг услышал:

— Ну, попался, наконец?!

Хворостину кот увидел,

Стало боязно коту,

Закричал он: — Помогите!

Обижают сироту!!!

В.Шуржик

***

К домашним животным

мы тех отнесём,

С которыми в тесном   контакте живём:

Коровы и лошади, овцы и козы,

Мы их укрываем в тепле от мороза.

Их кормим и поим,

коль надо – стрижём,

Их ласково гладим, всегда бережём.

Они к нам привязаны, очень послушны

И к голосу нашему неравнодушны.

Они нам дают молоко и сметану,

Другие нас возят везде неустанно,

А третьи нам дом охраняют,

Еду от мышей сберегают.

Л.Г.Парамонова

КОЗЁЛ МЕФОДИЙ

- Кто там ходит в огороде?

- Это я, козел Мефодий.

- По каким таким делам?

- Помогаю сторожам.

Я капусту охраняю,

Каждый лист оберегаю…

- Почему капусту вдруг,

А не редьку и не лук?

Ты забыл о них, выходит?

- Ничего я не забыл,

Но на все не хватит сил.

Лук стеречь я не умею,

А от редьки я худею.

А капуста – хороша,

И нужны ей сторожа,

Потому что самый вкусный,

Очень вкусный –

Лист капустный!

А.Крылов

ХРЮШКА

Хрюшка гуляла в плохую погоду,
Хрюшка глотала холодную воду,
Хрюня простыла и стала чихать,
Стали родители горько вздыхать.
И уложили в кроватку малышку,
Доктор ей градусник ставит под мышку,
Капает капли в больной пятачок,
Колет уколами окорочок.
Хрюшке болеть не понравилось,
Хрюшка взяла и поправилась.

П.Синявский

УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Несчастная кошка порезала лапу,

Сидит и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить Кошкину лапу,

Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге,

Шумит, и кричит, и на кошку глядит.

А кошка отчасти идет по дороге,

Отчасти по воздуху плавно летит!

Д.Хармс

СТО

У кота была мечта:

Досчитать в уме до ста.

Место выберет потише,

Призадумается кот,

Но опять выходят мыши

И заводят хоровод.

Чтобы трудные задачи

Не мешал решать никто,

Кот повел себя иначе…

А мышей на старой даче

Оказалось ровно сто.

В.Бояринов  

ПОДАРОК

Раскрывается корзинка.

В ней подарок, да какой!

Не игрушка, не картинка –

Песик маленький, живой.

Уши мягкие, как тряпки,

Нос – как пуговка звонка

Неуверенные лапки

Разъезжаются слегка.

Шелковистой теплой спинкой

Жмется ласково к ногам…

Не игрушку, не картинку –

Друга подарили нам!

М.Стремнин

Конспект занятия в группе комбинированно направленности для детей 5-6 лет.

Тема: «Домашние животные и их детёныши»

Цель: укрепить и систематизировать знания детей о домашних животных; развивать активный словарный запас по теме, а также стимулировать словообразовательные способности речи.

Задачи:

образовательные: укрепить навык сравнения частей тела домашних животных и выделения характерных признаков с использованием опорных схем; формировать умение составлять простые, распространённые предложения; учить создавать рассказ-описание, следуя плану-схеме.

развивающие: развивать память, слуховое внимание и логическое мышление.

воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру и бережное отношение к животным.

Предварительная работа:

  • Повторение названий домашних животных.
  • Отгадывание и запоминание загадок о домашних животных.
  • Рассматривание картинок с изображениями домашних животных (обсуждение и называние частей тела, детёнышей, мест обитания, рациона).
  • Рисование домашних животных.

Оборудование:

  • картинки с изображениями домашних животных и их детёнышей
  • дидактическая игра «Кто где живёт?»
  • мяч
  • дидактическая игра «Как домашние животные помогают людям?»
  • опорные схемы для сравнения домашних животных
  • схема для составления описательного рассказа
  • наборное полотно
  • указка
  • игра «Танграм».

Ход занятия:

  1. Организационный момент
  2. Игра-упражнение «Угадай животное»

- Ребята, отгадайте какое животное я сейчас буду описывать.

  • Лохматая, пятнистая, злая – собака.
  • Большая, спокойная, рогатая – корова.
  • Сильная, резвая, стройная – лошадь.
  • Толстая, неторопливая, ленивая – свинья.
  • Кудрявая, тонконогая, пугливая – овца.
  • Маленькая, пушистая, ласковая – кошка.
  • Рогатая, бородатая, бодливая – коза.

Ребёнок отгадавший животное находит его изображение и  размещает картинку с изображением домашних животных на наборном полотне.

- Молодцы, ребята, вы правильно назвали всех животных.

3.  Мотивация.

-О ком были эти загадки? (О домашних животных).

-Почему их называют «домашними»? (Потому что они живут рядом с человеком, который о них заботится и приносит пользу).

- Сегодня на занятии мы поговорим о домашних животных.

4. Дидактическая игра «Назови ласково»

- Давайте ласково назовём домашних животных.

Корову назовём – коровушкой, лошадь… (Лошадь назовём лошадкой).

Козу – козочкой.

Свинью – свинкой.

Собаку – собачкой.

Кошку – кошечкой.

Овцу – овечкой.

5. Дидактическая игра «Кто, где живёт?» 

- Вспомним, где обитают домашние животные, и расселим их по местам проживания.

Ребята с помощью картинок находят жилище каждого животного и поселяют его туда.

Дети:

  • Корова живёт в коровнике,
  • лошадь – в конюшне,
  • овца и коза – в хлеве,
  • свинья – в свинарнике,
  • собака – в конуре,
  • кошка живёт в доме вместе с хозяином.

- Молодцы, вы все правильно расселили животных.

6. Дидактическая игра «Чья мама, чьи детки?»

- Ребята, у наших домашних животных убежали их детеныши и потерялись. Детеныши никак не могут найти своих родителей. Поможем им вернуться?

Поможем мамам вернуть своих малышей?

У детей на столах находятся детёныши домашних животных.

-  Один, два, три — маму найди

-Макар, кто у тебя? (Это поросёнок).

- Кто его мама? (его мама свинья).

Это козлёнок, ягнёнок, жеребёнок, телёнок, котёнок, щенок. (Их ищут мамы: овца, коза, лошадь, корова, кошка, собака). (Картинки с изображением детёнышей размещаются на наборном полотне рядом с картинками взрослых животных.)

 - Молодцы, ребята. Мамы благодарны вам за помощь, за то что вы  помогли им отыскать и вернуть  их детёнышей.

7. Физминутка «Кошка».

Села кошка под кусточек,

Сыра съела кусочек,

Встала кошка, потянулась,

Её шерстка развернулась».

(Импровизация движений: сесть на корточки, похлопать по животику, встать, потянуться, погладить живот.)

8. Дидактическая игра «Как домашние животные помогают людям?»

- Ребята, давайте вспомним, как домашние животные приносят пользу людям.

Ребята выбирают себе картинку животного и подбирают своему животному какую пользу он приносит.

  • Кошка… Дети: – Кошка ловит мышей, поднимает настроение.
  • Собака… Дети: – Собака охраняет дом и человека.
  • Лошадь… Дети: – Лошадь перевозит грузы.
  • Овца и коза… Дети: – Овца и коза дают шерсть.
  • Корова, коза, лошадь, овца… Дети: – Они дают молоко.
  • Что дают свинья, лошадь, коза, овца… Дети: – Это мясо.

- Умнички! Вы отлично, правильно ответили.

9. Игра «Что у кого?»

(Сравнение частей тела и выделение отличительных признаков)

- Посмотрите на домашних животных. Назовите одинаковые части тела у всех.

Дети: – Голова, уши, туловище, хвост, ноги.

- Ребята, посмотрите на схему и назовите отличительные признаки коровы, лошади, свиньи, кошки, собаки, козы, овцы.

(Дети выходят к доске, показывают и выделяют особенности животных.)

Дети: 

  • У коровы загнутые рога, есть вымя, сильные ноги с копытами, длинный хвост с кисточкой на конце.
  • У лошади длинная грива, быстрые и сильные ноги с копытами, хвост похож на метлу.
  • У свиньи нос пятачком, короткие ноги, на ногах копыта, хвост крючком.
  • У кошки чуткие уши, большие круглые глаза, длинные усы, мягкие лапки с когтями, пушистый хвост.
  • У собаки лохматая шерсть, на лапах когти, длинный хвост.
  • У козы длинные рога, есть бородка, вымя, на ногах копыта.
  • У овцы кудрявая шерсть, тонкие ноги, копыта.

- Хорошо рассказали, молодцы!

10. Упражнение «Составь рассказ» (создание рассказа-описания по схеме)

- Ребята, давайте составим рассказ о домашних животных, следуя плану-схеме.

План: 

  1. Кто это?
  2. Где живёт?
  3. Внешний вид (отличительные признаки)
  4. Чем питается?
  5. Как зовут детёнышей?
  6. Какую пользу приносит?

- Прослушайте пример.

Это корова. Корова – домашнее животное. Она живёт в сарае, в коровнике.

У коровы загнутые рога, есть вымя, сильные ноги с копытами, длинный хвост с кисточкой на конце. Корова питается травой и хлебом. Её детёныш – телёнок. Корова приносит пользу людям, даёт молоко и мясо.

- Кто хочет составить рассказ о своём животном?

(Несколько детей выбирают животного и рассказывают о нем)

Молодцы, у вас получились хорошие рассказы.

11. Рефлексия.

О каких животных мы сегодня говорили? (О домашних животных).

- Почему их так называют? (Потому что они живут рядом с человеком, который ухаживает за ними и они приносят пользу).

-  Что вам понравилось на занятии?

- Сегодня все работали хорошо, старались. Молодцы!

- А теперь сыграем в игру «Танграм» (соберём животное по схеме).

Анкетирование «Отношение родителей к домашним питомцам»

Уважаемые родители!
Данное анкетирование направлено на изучение вашего отношения к домашним питомцам и их роли в жизни семьи с детьми 5-6 лет. Ответы будут использованы для анализа и не подлежат оглашению.

Основная информация

  1. Ваш возраст:
  • Менее 25 лет
  • 25-34 года
  • 35-44 года
  • 45-54 года
  • 55 лет и старше
  1. Количество детей:

Отношение к питомцам

  1. Есть ли у вас домашние питомцы?
  • Да
  • Нет
  1. Если «Да», то кого именно? (Выберите все подходящие варианты)
  • Собака
  • Кошка
  • Птица
  • Грызун (кролик, морская свинка и т.д.)
  • Рептилия (змея, ящерица и т.д.)
  • Рыбы
  • Другие (укажите):
  1. Как вы относитесь к домашним питомцам?
  • Очень положительно
  • Положительно
  • Нейтрально
  • Отрицательно
  • Очень отрицательно
  1. Как вы считаете, как наличие домашнего питомца влияет на ребенка? (Выберите все подходящие варианты)
  • Учит заботе и ответственности
  • Развивает эмпатию
  • Создает эмоциональную связь
  • Способствует физической активности
  • Возникают аллергии или другие проблемы со здоровьем
  • Другие (укажите):
  1. Какое время вы готовы уделять заботе о питомце?
  • Менее 30 минут в день
  • 30 минут - 1 час в день
  • Более 1 часа в день
  • Время не определено
  1. Какой главный аспект заботы о питомцах вам наиболее важен?
  • Кормление
  • Уход и гигиена
  • Прогулки и физическая активность
  • Общение и внимание
  • Ветеринарные проверки
  • Другие (укажите):

Заключение

  1. Что бы вы посоветовали другим родителям, которые рассматривают возможность заведения домашнего питомца?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за ваше участие!

 Ваше мнение очень важно для нас и поможет лучше понять влияние домашних питомцев на детей.

Консультация для родителей: «Домашние животные в жизни ребенка»

C:\Users\Елена\Desktop\prekrasnyi-portret-domasnego-zivotnogo-s-rebenkom-v-okruzenii-cvetov.jpg

Уважаемые родители!

Воспитание детей — это сложный и важный процесс, в котором ключевую роль играют различные факторы. Одним из таких факторов являются домашние животные. В этой консультации мы рассмотрим, как домашние питомцы могут повлиять на жизнь вашего ребенка и каким образом выбрать правильного спутника для вашей семьи.

1. Значение домашних животных для детей

Эмоциональная поддержка:
Домашние животные могут стать верными друзьями для ребенка, предоставляя эмоциональную поддержку в трудные времена. Они помогают развивать чувство привязанности и любви.

Развитие ответственности:
Ухаживание за питомцем требует регулярного внимания и заботы. Это отличная возможность научить ребенка ответственности — кормить, гулять и заботиться о благополучии животного.

Обогащение социального опыта:
Общение с животными может способствовать развитию социальных навыков. Дети учатся понимать потребности других существ, что усиливает их навыки эмпатии.

Физическая активность:
Домашние животные, особенно собаки, способствуют физической активности и активности во время прогулок. Это помогает детям быть более энергичными и здоровыми.

2. Выбор домашнего животного

C:\Users\Елена\Desktop\Без имени.jpg

При выборе питомца важно учитывать:

  • Аллергии и здоровье: Убедитесь, что у вас и вашего ребенка нет аллергий на определенные виды животных.
  • Размер и порода: Выберите животных, которых будет легко содержать в вашем жилье. Некоторые породы собак лучше подходят для семей с детьми, чем другие.
  • Готовность к ответственности: Убедитесь, что вся семья готова брать на себя ответственность за питомца. Обсудите, кто будет заботиться о животном и как это будет организовано.

3. Подготовка к появлению питомца

  • Обучение: Прежде чем приносить животное домой, научите ребенка основам ухода за питомцем. Объясните, как правильно обращаться с ним.
  • Создание безопасного пространства: Подготовьте отключаемую зону для питомца в вашем доме, где он сможет чувствовать себя комфортно и безопасно.
  • Обсуждение правил: Установите четкие правила относительно того, как обращаться с животным и что можно, а что нельзя делать.

4. Поддержка и внимание

Помните, что внимание к питомцу должно быть постоянным. Убедитесь, что у вашего ребенка есть время и силы для заботы о новом друге. Регулярно обсуждайте с ним, как он себя чувствует, и помогайте решать возникающие вопросы.

Заключение

Домашние животные могут стать важной частью жизни вашей семьи и оказать положительное влияние на развитие вашего ребенка. Они учат заботе, ответственности и любви. Однако, важно помнить, что жизнь с питомцем — это также труд и обязательство. Прежде чем принять решение, тщательно подумайте и подготовьтесь к этому шагу.

Если у вас есть вопросы или дополнительные переживания по поводу домашних животных, не стесняйтесь обращаться за помощью. Мы готовы помочь!

Рассказы про домашних животных

для детей дошкольного возраста

В. Бианки «Кошкин питомец»

У нашей кошки весной родились котята, но их у неё отняли. Как раз в этот день мы пойма ли в лесу маленького зайчонка.C:\Users\Анюта\Desktop\домашнипе задания\домашние животные\img1.jpg

Мы взяли и подложили его кошке. У кошки было очень много молока, и она охотно стала кормить зайчонка.

Так зайчонок и вырос на кошкином молоке. Они очень подружились и даже спят всегда вместе.

Смешней всего, что кошка научила зайчонка-приёмыша драться с собаками. Как только собака забежит к нам на двор, кошка бросается на неё и яростно царапает. А следом за ней подбегает заяц и так барабанит передними лапами, что у собаки шерсть клочьями летит. Все собаки кругом боятся нашей кошки и её питомца-зайца.

Вопросы для обсуждения

• Кто тебе понравился больше в рассказе В. Бианки: кошка или её питомец? Почему? Расскажи, как кошка выкормила зайчонка. Как стали жить кошка с зайчонком? Чему научила кошка своего питомца-зайца? Расскажи, как заяц защищался от собак. Как автор называет зайца в рассказе «Кошкин питомец»? (Приёмыш, питомец). Почему он так называется?

Н. Сладков «Мурлыка»

Жил-был у бабушки кот. Звали кота Мурлыкой. Больше всего на свете любил Мурлыка молоко.

Летом кот уважал молоко холодное. Такое, чтоб из запотевшей крынки. Только достанет бабушка крынку из колодца — Мурлыка тут как тут! Хвост торчком и мурлычет так, что усы дребезжат.

Налакается холодного молока — и на завалинку. Лапки вверх, глаза заведёт — холодный живот на солнце греет.

Зато зимой подавай Мурлыке молоко топлёное. Сперва пенку съест, потом до капельки вылакает.

Распарится, разомлеет — и заскребётся в дверь. Горячим животом сразу на снег — остужает.

День и ночь — сутки прочь. Мурлыка то греет живот, то студит. А в свободное время лакает молоко. Ловить мышей ему некогда.

Долго ли, коротко ли — умерла бабушка. Стал Мурлыка жить у бабушкиной внучки.

Хотите знать, что он сейчас делает?

Тогда посмотрите в окно. Если за окном лето — значит, кот Мурлыка живот греет, а если зима — остужает.

Живёт не тужит. Мышей не ловит. А мурлычет так, что усы дребезжат. И хвост трубой.

К. Д. Ушинский «Бишка»

«А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!»

Понюхала собачка книжку да и прочь пошла. «Не моё, — говорит, — дело книги читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноску тащу — будет с меня и этого».C:\Users\Анюта\Desktop\домашнипе задания\домашние животные\bishka.jpg

Вопросы для обсуждения

• Послушай рассказ К. Д. Ушинского «Бишка». О ком в нём говорится? Как рассказывает собака о том, что она делает для человека?

К. Д. Ушинский «Коровка»

Некрасива коровка, да молочко даёт. Лоб у неё широк, уши в сторону; во рту зубов недочёт, зато рожища большие; хребет — остриём, хвост — помелом, бока оттопырились, копыта двойные. Она травушку рвёт, жвачку жуёт, пойло пьёт, мычит и ревёт, хозяйку зовёт: «Выходи, хозяюшка; выноси подойничек, чистый утиральничек! Я деточкам молочка принесла, густых сливочек».

Л. Воронкова «Петушиное слово»

Стадо отдыхало у самой речки, под вербами. Коровы стояли в холодке, дремали.

Но скоро пришли доярки, разбудили коров. Доярки увидели Ваню и начали спрашивать у бабушки:

— Это что ж, Захаровна, новый дояр у нас?

— Или в пастухи пришёл наниматься?

— Что вы, что вы, — отвечала бабушка, — это же мой внучек Ваня.

Доярки шутили, смеялись, будто и не знали, что Ваня бабушкин внучек.

Потом бабушка сказала:

— Я доить стану. А ты, Ваня, иди к речке, искупайся. Да сорви лопушок на голову, а то солнышком напечёт.

Ваня спустился к речке. Искупался. Поиграл с рыбками. На мелком месте, где солнце до дна прогревает воду, всегда толпятся маленькие рыбки. Вспугнёшь их — они сразу рассыплются, разлетятся, как серебряные стрелки. А стоишь тихо в воде — снова соберутся вокруг ног. Играют.

В речке Ваня нарвал зелёной осоки. Нашёл в кустах лопушок, положил себе на голову вместо шляпы. И уселся под вербами. Сидит и плетёт из осоки плётку.

А пастух дядя Андрей тут же в холодке лежит, накрыл лицо кепкой и спит.

Вдруг что-то случилось. Загремел подойник, доярка Матрёна закричала, начала браниться:

— Ах противная! Ах негодная, чтоб тебя волки съели.

И ударила свою корову. Корова побежала от неё. Бежит, фыркает, хвост трубой...

Бабушка как раз кончила доить Бурёнку.

— Матрёша, разве можно корову бить?

— А как же её не бить? — с досадой ответила Матрёша. — Ногой по ведру ударила, молоко пролила! А теперь вот бегает — поймай её! Не поймаешь. И молока не даст, ни за что не даст. Такая противная!

— Нехорошо так-то, нехорошо, — сказала бабушка, — тут разобраться надо! Её слепень укусил, хотела слепня согнать да нечаянно по ведру ударила. За что же её бранить? Не нарочно ведь. Понять нужно.

Матрёша хотела подойти к сердитой корове.

— Стой, Пеструшка, стой!

Но Пеструшка покосилась на неё, засопела и опять убежала.

— Не верит она тебе, — сказала бабушка, — один раз ударила, можешь и в другой раз ударить. Дай-ка я с ней поговорю.

Бабушка подошла к Пеструшке, приласкала её, почесала за рогами — это коровы очень любят. Потом достала из кармана чистую тряпочку и вытерла ей слёзы на глазах, потому что Пеструшка от обиды плакала.

— Ну, вот и всё, коровушка моя, вот и конец раз

дору. Не сердись, не обижайся. Доиться надо. Ну-ка иди, Матрёша. Пеструшка на тебя больше не сердится. И ты с ней будь поласковей.

Матрёша подошла, погладила Пеструшку и села доить. Доярки окружили бабушку.

— Захаровна, скажи нам, почему это тебя коровы слушаются?

Тут пастух дядя Андрей сдвинул кепку с лица и сказал сонным голосом:

— Она петушиное слово знает.

— Ох, Захаровна! — закричали доярки. — Скажи и нам это слово. Волшебное оно, что ли?

— А слово это очень простое, — ответила им бабушка. — Коровушек понимать надо, уважать их надо. А главное, надо их любить. Вот и все моё волшебство.

Вопросы для обсуждения с детьми

• Что ты узнал о корове из рассказа К. Д. Ушинского? Какую полезную еду даёт людям корова? Как выглядит корова? Что она ест летом, а что ест зимой? Как называется домик для коровы? Как корова зовёт хозяйку? Нарисуй корову, которая пасётся на лугу,

• Расскажи, где летом пасётся корова. Кто пасёт коров? Что делает пастух, чтобы коровы вышли к нему?

К. Д. Ушинский «Козёл» 

Идёт козёл мохнатый, идёт бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытками постукивает: идёт, блеет, коз и козляток зовёт. А козочки с козлятками в сад ушли, травку щиплют, кору гложут, молодые прищепы портят, молочко деткам копят; а козлятки, малые ребятки, молочка насосались, на забор взобрались, рожками передрались.C:\Users\Анюта\Desktop\домашнипе задания\домашние животные\kozel-ushinskiy.jpg

Вопросы для обсуждения

Погодите, ужо придёт бородатый хозяин — всем вам порядок даст!

• Что ты узнал о козах из рассказа К. Д. Ушинского? Как выглядит козёл? Как он зовёт коз с козлятками? Что делают в саду козы с козлятами? Как играют в саду маленькие козлятки? Кого в рассказе называют бородатым хозяином: человека или козла?

Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; её звали Боб.C:\Users\Анюта\Desktop\домашнипе задания\домашние животные\1677577844_papik-pro-p-illyustratsii-k-rasskazu-tolstogo-pozharni-23.jpg

Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали её — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные думали, что в доме есть ещё что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

Н. Романова «Котька и птичка»

Мой рыжий маленький Котя (так зовут моего котёнка) был потрясён: птичка, жёлтенький кенар, сидела в клетке в его доме, рядом с ним.

Дело в том, что у Коти с птичками были свои взаимоотношения, свой счёт. Котя жил на девятом этаже, птички летали рядом. Казалось, протяни лапку — и птичка твоя.

Больше того: птички садились на подоконник. Котька мчался со всех ног, прыгал на окно, но ни разу ему не удавалось никого поймать.

Боясь, что Котька выпадет, я тут же закрывала окно, и Котька чувствовал, что его наказали. Ещё бы: птички словно дразнили его, а он по другую сторону стекла ничего не мог с ними сделать.

И вот теперь птичка в комнате. Живая птичка сидит в клетке и смотрит на него.

Конечно, зря радовался мой Котя. Птичка была приготовлена не для него.

Клетку с птичкой поставили на шкаф. Котька ещё маленький и на шкаф забраться не может. Тогда Котька делает вид, что птичка ему совсем не нужна, садится на стул и дремлет. Я выхожу из комнаты. Тем временем Котька, оставшись один, придумывает такое, чего я никак не могла предвидеть.

Открыв дверцу шкафа, Котька забирается сначала на первую полку, потом на вторую, на третью, ещё немножко — и он окажется на самом верху, где стоит клетка с птичкой. Но тут я вхожу в комнату.

Нет, это невозможно — спасения от Котьки нет. Я выгоняю Котьку за дверь.

Маленького жёлтенького кенара я вынимаю из клетки и слушаю, как часто и беспокойно бьётся его сердце.

— Хорошая птичка, — говорю я, — хорошая птичка.

Кенар трогательно и нежно смотрит на меня, словно понимает: во мне спасение.

— Хорошая птичка, милая птичка.

Я даю кенару поесть, кенар садится на жёрдочку и смотрит на меня.

Подумать только, я ощущаю, что птичка, маленький жёлтенький кенар, точно так же меня понимает, как мой Котька. Это новость для меня.

У меня в жизни было три кота, а птичек — никогда не было. И я не могла представить себе, что птичка, крохотное создание с маленькими глазками, может так разумно смотреть. Я даже как-то смущаюсь, ставлю клетку опять наверх, сажусь на диван и тихо сижу. Словно что-то я сейчас такое узнала, отчего просто так, сразу не займёшься другим делом, а надо сесть и подумать...

Вскоре Котя понял, что дело не в том, что он не сможет поймать птичку, а гораздо серьёзнее: в доме появилось ещё одно маленькое существо, и теперь все заняты не Котей, а птичкой.

Котя ревнует, Котя страдает. И это страдание, эта ревность видны в Котькиных глазах. И в хвосте, и во всем Котьке, вдруг увядшем и поникшем.

Я утешаю Котьку, я чешу ему шею (это он особенно любит), говорю ему, что по-прежнему его люблю, но ничего не помогает, Котька перестаёт есть и впадает в спячку. Он спит, и спит, и спит...

Животные очень чувствительны к отношению хозяев. Особенно мой Котька, которого я набаловала, и вот результат.

Однако я не очень горюю, потому что знаю то, чего не знает Котька. А именно, что жёлтенький кенар проездом в моей квартире. Временно у меня остановился, на несколько дней. Едет же он к Ивану Фёдоровичу, который живёт под Москвой в городе Железнодорожном.

Всё началось с того, что однажды открылась дверь, и к Ивану Фёдоровичу вошли две маленькие девочки. Одна из них держала клетку с птичкой.

— Это вам, — сказали девочки.

Когда-то у Ивана Фёдоровича жили птицы, но это было давно. До войны.

Я про войну вспомнила, потому что никак нельзя не вспомнить про войну, если рассказываешь об Иване Фёдоровиче.

Много прошло времени, а у Ивана Фёдоровича всё ещё болят раны, которые он на войне получил. Ходит он с костылём. Один живёт; правда, в квартире у себя он один, а в городе у него много друзей. И каждому хочется прийти к Ивану Фёдоровичу и сделать ему что-нибудь приятное.

Вот и девочки пришли и принесли птичку Машу.

И тогда Клуб певчих птиц, который в Москве находится (а в Москве у Ивана Фёдоровича тоже много друзей), подарил Ивану Фёдоровичу жёлтенького кенара, чтобы Маше было не скучно.

Так что жёлтенького кенара ждет канарейка Маша.

Только совсем они не похожи. Маша не жёлтая, как кенар, а рябая: и серая, и белая, и зеленоватая.

И вообще Маша попроще. Кенар изящный, одухотворённый, совсем особенный. Вот я и беспокоюсь, понравятся ли они друг другу? Ведь если, к примеру, самке не нравится самец, она может его и заклевать.

А мне так жёлтенький кенар очень нравится, даже захотелось свою птичку завести. Но с собаками, говорят, птицы ещё уживаются, а с кошками — никак. Только и следи, только двери и закрывай, и всё равно уследить невозможно — обязательно кошка подкараулит птичку. Ведь кошки умудряются даже клетки открывать. Так что, видно, жить мне без птиц.

К. Д. Ушинский «Бодливая корова» 

Была у нас корова, да такая характерная, бодливая, что беда. Может быть, потому и молока у неё было мало. Помучились с ней и мать, и сёстры. Бывало, прогонят в стадо, а она или домой в полдень придерёт, или в житах очутится — иди, выручай! Особенно, когда бывал у неё телёнок, — удержу нет! Раз даже весь хлев рогами разворотила, к телёнку билась, а рога-то у неё были длинные да прямые. Уж не раз собирался отец ей рога отпилить, да как-то всё откладывал, будто что предчувствовал старый. А какая была увёртливая да прыткая! Как поднимет хвост, опустит голову да махнёт, — так и на лошади не догонишь.C:\Users\Анюта\Desktop\домашнипе задания\домашние животные\51.jpg

Вот раз летом прибежала она от пастуха, ещё задолго до вечера, был у ней дома теля. Подоила мать корову, выпустила теля и говорит сестре, девочке этак лет двенадцати: «Погони, Феня, их к речке, пусть на бережку попасутся, да смотри, чтоб в жито не затесались. До ночи ещё далеко: что им тут без толку стоять!» Взяла Феня хворостину, погнала и теля, и корову; пригнала на бережок, пустила пастись, а сама под вербой села и стала венок плести из васильков, что по дороге во ржи нарвала; плетёт и песенку поёт.

Слышит Феня, что-то в лозняке зашуршало, а речка-то с обоих берегов густым лозняком обросла. Глядит Феня, что-то серое сквозь густой лозняк продирается, и покажись глупой девочке, что это наша собака Серко. Известно: волк на собаку совсем похож, только шея неповоротливая, хвост палкой, морда понурая и глаза блестят; но Феня волка никогда вблизи не видала. Стала уже Феня собаку манить: «Серко, Серко!» — как смотрит: телёнок, а за ним корова несутся прямо на неё, как бешеные. Феня вскочила, прижалась к вербе, не знает, что делать; телёнок к ней, а корова их обоих задом к дереву прижала, голову наклонила, ревёт, передними копытами землю роет, рогато прямо волку выставила. Феня перепугалась, обхватила дерево обеими руками, кричать хочет — голосу нет. А волк прямо на корову кинулся, да и отскочил: с первого разу, видно, задела его рогом. Видит волк, что нахрапом ничего не возьмёшь, и стал он кидаться то с той, то с другой стороны, чтобы как-нибудь сбоку в корову вцепиться или теля отхватить, — только куда ни кинется, везде рога ему навстречу. Феня всё ещё не догадывается, в чём дело, хотела бежать, да корова не пускает, так и жмёт к дереву. Стала тут девочка кричать, на помощь звать: «Ратуйте, кто в Бога вируе, ратуйте!» Наш казак пахал на взгорке, услышал, что и корова-то ревёт, и девочка кричит, кинул соху и прибежал на крик. Видит казак, что делается, да не смеет с голыми руками на волка сунуться; такой он был большой да остервенелый; стал казак сына кликать, что пахал тут же на поле. Как завидел волк, что люди бегут, унялся, огрызнулся ещё раз, два, завыл, да и в лозняк. Феню казаки едва домой довели — так перепугалась девочка. Порадовался тогда отец, что не отпилил корове рогов.

К. Д. Ушинский «Лошадка» C:\Users\Анюта\Desktop\домашнипе задания\домашние животные\orig.jpg

Конь храпит, ушами прядёт, глазами поводит, удила грызёт, шею, словно лебедь, гнёт, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей — чёлка, на ногах — щётка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные.

— Садись и пошёл! За тридевять земель, в тридесятое царство!

Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит.

Вопросы для обсуждения

• Какой момент рассказа Н. Романовой «Котька и птичка» понравился тебе больше всего? Почему? О ком этот рассказ? Как появилась птичка кенар в доме? Почему это не понравилось Котьке? Что он стал делать сначала? Почему он потом стал страдать? Как он вёл себя, когда ревновал? Что помогла понять тебе автор рассказа? Как ты понял слова автора: «Животные очень чувствительны к отношению хозяев»?

• Послушай, как описывает коня К. Д. Ушинский в рассказе «Лошадка». Каким ты представляешь этого коня? Какого цвета у него шерсть? С чем автор сравнивает гриву коня? (С волной.) Какая у него шея? (Изогнута красиво, как лебединая.) Послушай ещё раз: «Конь храпит, ушами прядёт (шевелит), удила грызёт, копытом землю роет...» Как ты думаешь, этот конь спокойно отдыхает или нетерпеливо ждёт, когда хозяин поскачет на нём? Какие ещё слова в рассказе помогут тебе правильно ответить на этот вопрос? Есть ли в рассказе слова, которые часто встречаются в сказках?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муравьи как домашние питомцы. Исследовательская работа ученика 5 класса Ананьева Георгия

Мы привыкли видеть домашними питомцами кошек, собак, хомяков и попугаев. А муравьев, маленьких суетливых трудяг в лесу или "отвратительных рыжиков" в квартире, мы не замечаем.Но для меня мур...

Мои питомцы

Разработка урока по английскому языку...

проект домашние питомцы

Описание проекта "Домашние питомцы"...

Мини- проект по окружающему миру "Наши питомцы" Планета знаний

В конце учебного года мы с ребятами выполнили мини-проект "Наши питомцы"В нём ребята рассказали о животных,которые живут у них дома: Аквариумные рыбки,пернатые питомцы,всё о собаках,всё о кошках....

Мини- проект по окружающему миру "Наши питомцы" Планета знаний

В конце учебного года мы с ребятами выполнили мини-проект "Наши питомцы"В нём ребята рассказали о животных,которые живут у них дома: Аквариумные рыбки,пернатые питомцы,всё о собаках,всё о кошках....

Познавательный материал для классных часов "Наши домашние питомцы"

Познавательная информация для классныз часов о домашних животных...