Технологическая карта урока окружающего мира "Сокровища Земли под охраной человечества" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Бондарева Наталья Андреевна
Данная технологическая карта разработана для урока окружающего мира в 4 классе по теме "Сокровища Земли под охраной человечества". Урок посвящен изучению природных богатств планеты, их роли в жизни человека и необходимости их охраны. С помощью разнообразных методов, включая групповую работу, дискуссии и презентации, учащиеся освоят понятия о рациональном использовании ресурсов и экологической ответственности.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата:

Ф.И.О. студента: Бондарева Н.А.

Тема урока: Сокровища Земли под охраной человечества

Класс: 4

Цель: познакомить учащихся с понятием охраняемых территорий и важностью охраны природных ресурсов, формировать понимание ценности природного разнообразия и его сохранения.

Задачи:

Дидактические:

- Обсудить охраняемые природные территории и их значение для экосистемы.

- Научить учащихся анализировать информацию о различных охраняемых объектах.

Развивающие:

- Развивать критическое мышление через проектную деятельность, навыки работы в команде и презентации своих идей.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство ответственности за охрану природы.

- Формировать уважение к природным ресурсам и природе в целом.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап   урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф-фронтальная,

 И-индивидуальная,

П-парная,

Г-групповая

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личност

ные

I. Подготовительный этап

1.1. Мотивационный этап

1.2. Актуализация знаний

1.3. Подведение к теме урока

1.4. Целеполагание

1.5. Планирование деятельности

Мотивировать детей на плодотворную работу; актуализировать уже имеющиеся знания умения и навыки; спланировать дальнейшую деятельность на уроке

Словесный

Прозвенел звонок веселый.  

Мы начинать урок готовы.  

Будем слушать,  

рассуждать,  

И друг другу помогать

- Здравствуйте, ребята! Давайте проверим, все ли готовы к уроку? Сверьтесь со сладом.

- А сейчас хотелось бы узнать, у скольких экологов знаний на «5», я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы на листочках будете отвечать на них только «да» или «нет»:  

1. Человек - властелин и покоритель природы.  

2. Древние люди остро чувствовали свою зависимость от капризов окружающей среды.  

3. Экология - это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. 4. Причинами загрязнения вод Мирового океана являются нефтепродукты,  

промышленные и бытовые отходы, сточные воды полей и ферм, ядовитые и радиоактивные отходы,  

которые сбрасывает человек в моря и океаны.  

5. Вырубка тропических лесов не является экологической проблемой Земли.  

6. Весь мусор, выбрасываемый людьми, быстро самоуничтожается.  

7. Международная экологическая организация Гринпис имеет эмблему с изображением панды.  

8. Всемирный фонд дикой природы собирает и распределяет средства, необходимые для охраны редких видов организмов.

- А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

Тема нашего урока сегодня будет связана с сокровищами, как вы думаете какие бывают сокровища? (Драгоценные, природные, нравственные) Как вы думаете, какие сокровища нужно охранять? (Все)

Сформулируйте тему урока. Тема нашего урока «Сокровища Земли под охраной человечества».

Давайте сформулируем цель нашего урока, опираясь на тему (познакомиться с объектами Всемирного наследия, понять красоту и неповторимость этих достопримечательностей). Ваши ответы правильные и если их объединить, то получится цель, которую вы можете увидеть на слайде. Прочитайте.

Теперь предлагаю вам составить план нашего урока. Молодцы! Давайте посмотрим на план, представленный на слайде.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют взаимопроверку

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему урока

Формулируют цель урока

Читают цель со слайда

Составляют план урока

Знакомятся с планом урока

Ф

И

П

Ф

1 слайд

2 слайд

3 слайда

4 слайд

5 слайд

Актуализация знаний по теме «Мир глазами эколога»

П: Умение формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях

Р: Нацеливание на успешную деятельность

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Формирование положительного мотива для изучения природы; пробуждение интереса к изучению; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

II. Основной этап

2.1. Усвоение новых знаний

2.2. Практическая работа

Сформировать представление о том, что у людей на Земле существуют уникальные природные и культурные ценности, требующие охраны.

Словесный, наглядный

Практический

Ребята, а как вы думаете, что такое Всемирное наследие? (Всемирное наследие — это самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры). Прочитайте определение со слада.

Всемирное наследие включает в себя объекты природы (Всемирное природное наследие) и творение человека (Всемирное культурное наследие).

Существует список Всемирного наследия, который содержит несколько сотен объектов, гибель или разрушение которых будет значительной потерей для всего человечества.

Как вы думаете, как расшифровывается аббревиатура ЮНЕСКО? (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) Чем она занимается? Всемирная организация ЮНЕСКО принимает решение о включении объектов в список Всемирного наследия и следит за сохранением этих объектов. Любой объект Всемирного наследия находится под охраной международного права.

Существуют критерии (требования) для определения объекта, достойного для включения в Список Всемирного наследия:

1. Уникальность творения человеком или природой.

2. Памятник исторической цивилизации.

3. Эстетический или технический шедевр.

Этим критериям соответствуют природные и культурные объекты Всемирного наследия. Давайте рассмотрим некоторые природные и культурные наследия:

- Озеро Байкал (Россия)

- Московский Кремль (Россия)

- Водопад Виктория (Южная Африка)

- Кижи (Россия)

- Водопад Игуасу (Аргентина)

- Тадж-Махал (Индия)

- Леса Коми

- Афинский Акрополь (Греция)

- Остров Врангеля

(Россия)

- Мемфис (Египет)

- Большой Барьерный риф

(Австралия)

- Исторический центр

Санкт-Петербург

Ребят, теперь запишите эти всемирные наследия,

распределив у себя в тетрадях их на две группы,

природное наследие и культурное.

А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте своих соседей.

Всемирная организация ЮНЕСКО имеет свою

эмблему, посмотрите на нее.

В виде какой формы эта эмблема? (Земного шара)

В виде формы земного шара.

Как вы думаете, что обозначают части этой эмблемы?

Квадрат в центре обозначает

творение человека,

а внешний круг представляет

символ природы. Ребята, давайте встанем и немного разомнёмся!

ФИЗМИНУТКА

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп

Мы топаем ногами, топ, топ

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем

Мы низко приседаем и прямо мы встаем

На носочки поднимайся

Приседай и выпрямляйся

Раз, два - выше голова

Три, четыре – руки шире

Отпустили тихо нос

Пять, шесть - тихо сесть.

Размялись? Давайте продолжим.

Теперь, ребят, мы разделимся на 3 группы: первая группа будет читать статью про Озеро Байкал, вторая группа про международную Красную книгу, а третья группа про Большую панду.

Давайте вспомним правила работы в паре. (Называют правила)

Работайте в группе, определите кто будет рассказывать, после вашей подготовки группа будет выходить к доске, и каждый человек из группы должен что-то сказать про свою тему.

Представляют свои темы.

Отвечают на вопросы учителя

Слушают учителя

Отвечают на вопрос учителя

Слушают учителя

Выполняют задание

Выполняют взаимопроверку

Слушают учителя

Отвечают на вопросы учителя и отвечают на вопросы

Выполняют физминутку, повторяя действия за учителем

Делятся на 3 группы

Вспоминают правила работы в группе

Представляют свои проекты

Ф

П

Ф

Г

6 слайд

7 слайд

8 слайд

9 слайд

10 слайд

11 слайд

12 слайд

13, 14, 15 слайды

Умение различать объекты Всемирного культурного наследия и Всемирного природного наследия; Осознание причины создания Списка Всемирного наследия и Красной книги; Умение приводить примеры животных и растений, занесённых в Красную книгу России и по всему миру; Понимание необходимости охраны человечеством объектов Всемирного природного и культурного наследия

Р: Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

П: Делать и формулировать выводы, подкреплять их доказательствами

К: Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Представления обучающихся о всемирном наследии, Красной книге, ЮНЕСКО; обогащение лексического запаса обучающихся новыми словами; осознание необходимости получения знаний и их роли в современном мире

III. Заключительный этап

3.1. Подведение итогов

3.2. Рефлексия

3.3. Информация о домашнем задании

Подведение итогов, рефлексия и оценка результатов деятельности обучающихся

Словесный

Ребят, что вы узнали сегодня на уроке? Что было интересным для вас?

Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов:

- улыбающийся - у вас все получилось на уроке, вам понравился урок;

- обычный у вас что-то не получилось, был обычный урок;

- грустный смайлик - у вас совсем ничего не получилось, вы ничего нового не узнали, вам не понравился урок.

Давайте запишем домашнее задание.

Изучить тему «Сокровища Земли под охраной человечества». С помощью энциклопедии, другой дополнительной литературы или интернета подготовьте сообщение об одном из объектов Всемирного наследия, об одном из животных международной Красной книги (на выбор)

Вот и подошёл к концу наш урок. До свидания!

Подводят итоги урока

Проводят рефлексию

Слушают и записывают домашнее задание

Ф

И

Ф

16 слайд

17 слайд

Р: Планировать действия по решению

учебной задачи для получения результата; корректировать

свои учебные действия для преодоления ошибок

П: Делать и формулировать выводы, подкреплять их доказательствами

К: Выражать эмоции в соответствии с целями

и условиями общения в знакомой среде; проявлять

уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила

ведения диалога и дискуссии, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и

аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое

высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Осознание сопричастности к прошлому, настоящему

и будущему; первичные представления о человеке, как о защитнике окружающей среды, об ответственности

Задание 2

Тема/класс

Примеры заданий

1.

Узнавание.

Ученик демонстрирует базовые знания, умения и навыки, выполняет задания типа «Сделай по образу», «Вставь пропущенную букву», «Прочитай текст». Задания этого уровня применяют на этапе актуализации ранее полученных знаний.

Прочитай текст и ответь на вопросы

Текст:

Львы, тигры и слоны – это не только величественные животные, но и символы дикой природы. Каждый год погибают тысячи животных из-за охоты и уничтожения их естественной среды обитания. Все мы можем помочь, поддерживая заповедники и не покупая продукцию, которая была произведена с нарушением правил охраны природы.

Вопросы:

1. Какие животные упоминаются в тексте?

2. Каковы основные угрозы для этих животных?

3. Как можно помочь в их охране?

2.

Воспроизведение. Ученики воспроизводят ранее полученные знания. Задания этого уровня используют на этапе постановки учебной задачи и актуализации знаний. Например, предлагают заполнить пропущенные слова в тексте.

Используйте слова из рамки, чтобы заполнить пропуски в тексте.

Словарь: заповедник, охрана, биоразнообразие, редкие виды, угроза, экосистема

Текст:

Сокровища земли – это …, которые необходимо защищать. Каждое животное и растение играют важную роль в … и помогают поддерживать баланс в природе. Однако многие виды находятся под … исчезновения из-за деятельности человека. Для их защиты созданы …, где соблюдаются правила … природы. Все мы можем внести свой вклад в сохранение … нашей планеты.

3.

Понимание. Ученики понимают и применяют полученные знания. Задания этого уровня используют на этапе открытия новых знаний. Например, предлагают распределить слова по двум группам: «древние славяне» и «древняя Русь»

Ниже приведены слова, связанные с темой Сокровища земли под охраной человечества. Распределите их на две группы: Редкие виды и Меры охраны.

Слова: Заповедник, тигр, охрана, угрозы, биоразнообразие, красная книга, лев, защита окружающей среды, животные, природный парк

4.

Применение в знакомых условиях. Ученики самостоятельно преобразуют усвоенную информацию в знакомых ситуациях. Например, решают тест, где нужно выбрать правильный ответ.

Тест на тему «Сокровища земли под охраной человечества». Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Какое из животных является редким видом?

а) Кошка

б) Тигр

в) Собака

г) Корова

2. Что такое Красная книга?

а) Книга для рисования

б) Список редких и исчезающих видов растений и животных

в) Учебник по истории

г) Справочник по искусству

3. Какая из следующих мер не относится к охране природы?

а) Создание заповедников

б) Уничтожение среды обитания

в) Проведение экологических акций

г) Запрет на охоту на редкие виды

4. Почему важно сохранять биоразнообразие?

а) Чтобы обеспечить стабильные экосистемы

б) Чтобы делать красивые фотографии

в) Чтобы избавиться от ненужных растений

г) Чтобы оставить природу на произвол судьбы

5. Что мы можем сделать для охраны природы в своем городе?

а) Провести акцию по сбору мусора

б) Уничтожить все старые деревья

в) Игнорировать проблемы экологии

г) Не заботиться о растениях

5.

Применение в новых условиях. Ученики самостоятельно преобразуют усвоенную информацию в незнакомых ситуациях. Например, составляют памятку «Как одеваться в холодную погоду».

Составьте памятку для туристов, которые собираются посетить заповедник. В памятке отразите правила поведения и советы по охране природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Наша страна - Россия". 1 класс УМК "Начальная школа XXI века".

Урок составлен по ФГОС в виде технологической карты. Тема урока: "Наша страна - Россия". УМК "Начальная школа XXI века"....

Технологическая карта урока окружающего мира (УМК «Школа России», 2 класс) Тема: Презентация проектов "Родной посёлок", "Красная книга, или Возьмем под защиту", "Профессии".

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами• формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно о...

Технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспектива" 1 класс. Автор: Плешаков А.А. Тема урока Как ухаживать за комнатными растениями

Данный урок предназначен для 1 класса по программе "Перспектива". На уроке дети знакомятся с темой " Как ухаживать за комнатными растениями". В урок входит работа с электронным приложением, а так же п...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Осязание" 2 класс

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Осязание" 2 класс...

Технологическая карта урока окружающего мира «Земля на карте» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Земля на карте» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирование представлений о понятии «физическая карта мира»; знакомство с океанами и мат...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...