Конспект урока окружающего мира в 1 классе УМК «Школа России»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
конспект урока окружающего мира по теме"первоцветы"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира в 1 классе
УМК «Школа России»
март, 2025 года
Тип | Урок изучения и первичного закрепления новых знания |
Вид | Комбинированный |
Цель | Формировать у обучающихся знаний о раннецветущих растениях, закреплять умения учащихся определять растения-первоцветы, уметь устанавливать взаимосвязи в природе в весеннее время; уточнить знания о жизни растений весной; повторить экологические правила; развивать мышление и речевые умения. |
Задачи: | |
предметные | Изучить биологические особенности первых весенних цветов |
метапредметные | -Формировать навыки самостоятельной работы. - Развивать познавательный интерес, внимание, память, мышление. |
личностные | - Формировать бережное отношение к природе, к проблеме истребления редких цветов. |
Планируемые результаты | Узнают: - о жизни растений весной; - какие первоцветы занесены в Красную книгу; - лечебные свойства первоцветов. Научатся: - отличать раннецветущие растения по внешнему виду; - правильно вести в природе. |
Технологии, методы и формы проведения занятия | Личностно-ориентированная, игровая, ИКТ технологии. Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: рассказ, беседа, игра, практическая работа, разгадывание загадок. |
Оборудование | у учителя
у учащихся
|
Ход урока
I Организация внимания
-Вступительное слово учителя
Утром ранним кто-то странный заглянул в мое окно
На ладони появилось ярко рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной.
-Солнце встречает нас теплотой и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вас только радость. Протяните руки к солнышку, поздоровайтесь с ним. Пусть для вас оно станет другом. Сегодня у нас в классе много гостей. Посмотрите на них, улыбнитесь, подумайте, как хорошо, что мы все собрались вместе.
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость беспокойство. Забудьте о них. Я желаю вам хорошего настроения.
II Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности.
- Беседа
-Вспомните, какое сейчас время года?
Работа в группах
-Какие признаки весны вы знаете?
-Чтобы вам было легче ответить на вопрос, поработаем в группах с листами опорных сигналов. Положите их перед собой, и продолжите предложения.
-Проверим, что же у вас получилось.
- Обобщающий рассказ.
-Весной солнце стало светить ярче, а греть лучше. Небо теперь высокое, по нему плывут легкие белые облака. Дни становятся длиннее. Снег стал таять, и на проталинах появилась первая зеленая травка. На деревьях набухли почки, а некоторые уже зацвели.
-Какие растения распустили свои цветочки-сережки? (орешник, ива)
Писатель Виталий Бианки, его книги можно взять и прочитать в нашей библиотеке, заметил: есть не одна, а целых три весны.
Первая весна – полевая. Она началась, когда на полях появились первые проталинки, освободилась первая земля.
Вторая весна – весна речная. Она начинается тогда, когда тысячи маленьких ручейков от талого снега попадают в речку и на реке начинается ледоход.
III Изучение нового материала
- Введение в тему
-Слышите, куда мы с вами попали? Что это шумит?
-Правильно, мы с вами попали в весенний лес.
-А какие правила нужно соблюдать в лесу?
Я надеюсь, что мы будем настоящими друзьями лесу.
-Третья весна, по словам В.Бианки, - лесная.
- Сообщение темы и постановка целей урока
-Тема нашего урока: Первоцветы
-Чему бы вы хотели научиться на уроке? Что узнать?
- Беседа
-Приступила к работе весна-красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: Какую бы ей картину нарисовать? Вот стоит перед ней лес, хмурый, унылый. А дай-ка я разукрашу его по-своему, по-весеннему. Взяла она тонкие кисти, Чуть - чуть тронула зеленью ветки деревьев, взяла яркие краски и легонько пробежала по проталинам. И чудо: из под земли показались цветы.
-Какие цветы можно увидеть ранней весной?
- Работа по учебнику
Откройте учебники. Рассмотрите иллюстрации.
-Какие цветы увидели вы на иллюстрациях?
-А какое растение появляется первым в наших лесах?
-Еще не сошел снег, а подснежник уже радует взгляд. Маленькие белые цветы с тонкими нежными листочками, смело пробиваются сквозь толщу снег.
-Вспомните вопросы, которые мы поставили в начале урока. На какой из них мы ответили?
IVФизминутка
- Работа дополнительными источниками информации
-Отдохнули. Продолжим наше путешествие по весеннему лесу.
Откройтеучебники. Первая группа прочитает текст на стр. 46-47, вторая – на стр.48, а третья – на стр. 49. Читайте внимательно, чтобы потом вы смогли рассказать то, о чем прочитали.
-А как в нашей местности называют примулу?
-На что похожи цветы примулы?
-Недаром их называют ключиками от тепла и света.
- Проверка работы
-Молодцы, хорошо потрудились.
-А теперь, отгадайте загадку. О каком первоцвете идет речь?
Жёлтый глаз из-под земли
Первым дарят нам они.
Как их правильно назвать,
Если им земля, как мать?
-А почему он так называется?
-А вы знаете, что мать-и-мачеха это лекарственное растение
-Листья и цветки используются как мягчительное, дезинфицирующее, обволакивающее, отхаркивающее и противовоспалительное средство при бронхите, ларингите. Кроме того применяется при аллергии, артрите, малярии, отеках, эпилепсии, одышке, язве желудка, болезнях сердца, мочевого пузыря и почек.
-Узнали ли вы, почему первоцветы так называются?
-А о других цветах вы можете узнать из энциклопедий и на страницах интернета.
-Так почему же эти цветы так рано цветут?
– Растения, которые зацветают ранней весной в лесу, светолюбивы, и потому развиваются, пока деревья не оделись листвой, которая заслонит свет.
-Вот и ответили мы на последний поставленный вопрос.
- Беседа
-Как красиво в весеннем лесу. Рука так и тянется сорвать цветок и принести его домой.
-Но, как вы считаете, можно ли это делать? Почему?
-Из –за своей красоты первоцветы подвергаются большой опасности. А некоторые из них могут скоро исчезнуть.
-Можно ли их сохранить, чтобы они радовали наших детей и внуков.
-Исчезающие растения заносят в красную книгу. Красный цвет – цвет опасности. И растения, просят нас, поберечь их и сохранить. В нашем крае есть своя красная книга, в которую занесены исчезающие растения края.
-Это подснежник, рострел, печеночница. Но и другие растения, просят защиты. И мы должны их защитить.
-Что мы можем сделать для их защиты?
-Я надеюсь, что вы не допустите того, чтобы растения исчезли.
Тест
Какое растение не относится к первоцветам?
- Ветреница
- Мать-и-мачеха
- Хохлатка
- Роза
Как называется «ключик» от тепла и света?
- Медуница
- Первоцвет
- Ветреница
- Мать-и-мачеха
Какое растение занесено в Красную книгу?
- Подснежник
- Перелески
- Мать – и – мачеха
- Рефлексия
-Молодцы, мы хорошо потрудились.
-А что нового вы узнали?
V Рефлексия
-Подойдите к шкале успеха. И поставьте значок туда, где вы себя ощущаете.
Урок окончен. Встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Передайте друг другу частичку тепла и хорошего настроения. Поаплодируйте себе и своим друзьям. Если у вам все хорошо – над головой, если что-то не получилось – на уровне груди. А моя оценка вашей работы – аплодисменты.
Аспектный анализ урока окружающего мира, проведенного в 1 классе
- Аспект «Формирование общеучебных умений и навыков школьников»
- Цель анализа: проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся
- Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ на всех этапах урока.
- Цель:
- закреплять умения учащихся определять растения-первоцветы, уметь устанавливать взаимосвязи в природе в весеннее время;
- уточнить знания о жизни растений весной; повторить экологические правила;
- развивать мышление и речевые умения.
На уроке применяются индивидуальные, парные и групповые формы работы, фронтальный опрос учащихся, самостоятельная работа с учебником и хрестоматией, тестирование.
1этап Организационный | + использование презентации и минутки психологического настроя организовало учащихся, дало положительный настрой на урок |
2 этап Введение в тему | + с помощью представленных на экране заданий учителю удалось добиться того, чтобы учащиеся сформулировали тему урока |
3 этап Работа с иллюстрациями | +закрепляют полученные знания +активизирует внимание + наличие индивидуальной работы |
4 этап Работа по хрестоматии в группах | + расширение и углубление знаний по предмету +реализация межпредметных связей |
5 этап Рассказ о лекарственных растениях | +развитие оперативной памяти +развитие зрительной памяти |
6 этап Тестирование | +умение выбрать правильный ответ +закрепление полученных ранее знаний |
Рефлексия урока: отзыв Доволен ли ты прошедшим урок? | Да - 100 % учащихся |
-было ли тебе интересно? | Да - 100% |
-сумел ли ты закрепить свои знания? | Да - 100% |
- сумел ли ты показать свои знания? | Да - 90% |
Итог: работа проходила в сотрудничестве с учителем. Структурные элементы урока взаимосвязаны, наблюдался плавный логический переход от одного этапа к другому
Роль компьютера на уроке
- Орг. момент.
- Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности.
С помощью компьютера учащиеся прослушивают отрывки из произведений В. Бианки. Дается образец чтениями мастерами слова.
а) Работа с картиной «Ранняя весна» И.С.Остроухов
Представленная в презентации репродукция позволяет усилить эмоциональное восприятие материала.
- Постановка учебной задачи.
С помощью компьютера на экране проецируется чётко сформулированная цель и задачи урока.
- Открытие новых знаний
а) Работа с иллюстрациями
Проецируемые с помощью компьютера на экране первоцветы позволяют учащимся саморегулировать свою деятельность при изучении материала и осуществлять самоконтроль.
Физминутка
С помощью компьютера проведена зрительная разминка по методике Базарного.
б) Выявление первичного восприятия, работа в группах
Компьютер в руках учителя выступает в роли подсказчика и проверяющего, позволяет учащимся осуществить самопроверку и самоанализ результатов выполнения задания, используется учителем для проверки результатов работы вгруппах.
в) работа с загадкой
Использование компьютера позволяет провести заочную экскурсию в природу, увидеть цветение мать- и- мачехи
5. Закрепление учебного материала
6. Подведение итога урока. Домашнее задание
7. Рефлексия.
Компьютер используется учителем для проецирования итогов урока, для проведения рефлексии и показа домашнего задания на экране
Вывод:
- Работает для учителя и учащихся на всех этапах урока в соответствии с СаНПиН
- Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации
- Учителю компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала + иллюстратор + аниматор => повышение уровня познавательной активности учащимися
- Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.
- Компьютер помогает повысить ИКТ – компетенции учащихся.
Директор МОУ СОШ №16 ___________________ Е.М.Паршенцев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 3 класс, УМК "Школа России" Тема: "Семейный бюджет"
Технологическая карта урока по окружающему миру Тема: «Семейный бюджет»Цели урока:- Знакомство с семейным бюджетом;- формирование представление о структуре семейного бюджета.Планируем...

Конспект урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Города России». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о городах России.Планируемые результаты:Предметные: Знать:- особенности городов России.Уметь:- анализировать и делать выводы.Личностные: ...

Конспект урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Города России». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о городах России.Планируемые результаты:Предметные: Знать:- особенности городов России.Уметь:- анализировать и делать выводы.Личностные: ...

Конспект урока окружающего мира 2 класс УМК Школа России
Конспект урока окружающего мира 2 класс УМК Школа России...

Конспект урока окружающего мира 4 класс УМК "Школа России"
Конспект урока по окружающему мируТема: «Страницы истории 20-30 годов»Цели деятельности учителя: Сформировать представления учащихся о жизни страны в 20–30-е годы, ознакомление детей...

Конспект урока окружающего мира. 3 класс. УМК «Школа России». Тема: В царстве грибов
Цель урока: Формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы.Развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы. Задачи:обучающие: способствовать формированию предс...

