Конспект урока окружающего мира в 1 классе УМК «Школа России»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Чемёркина Елена Вячеславовна

конспект урока окружающего мира по теме"первоцветы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13_razdel_2_konspekt_2.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира в 1 классе

УМК «Школа России»

март, 2025 года

Тип

Урок  изучения и первичного закрепления новых знания

Вид

Комбинированный

Цель

Формировать у обучающихся знаний о раннецветущих растениях, закреплять умения учащихся определять растения-первоцветы, уметь устанавливать взаимосвязи в природе в весеннее время; уточнить знания о жизни растений весной; повторить экологические правила; развивать мышление и речевые умения.

Задачи:

предметные

Изучить биологические особенности первых весенних цветов

метапредметные

 -Формировать навыки самостоятельной работы.

- Развивать познавательный интерес, внимание, память, мышление.

личностные

- Формировать бережное отношение к природе, к проблеме истребления редких цветов.

Планируемые результаты

Узнают:

- о жизни растений весной;

 - какие первоцветы занесены в Красную книгу;

- лечебные свойства первоцветов.

Научатся:

 - отличать раннецветущие растения по внешнему виду;

- правильно вести в природе.

Технологии, методы и формы проведения занятия

Личностно-ориентированная, игровая, ИКТ технологии.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: рассказ, беседа,  игра, практическая работа, разгадывание загадок.

Оборудование

у учителя 

  • персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с  названиями цветов
  • презентация учителя

у учащихся

  • учебник «Окружающий мир» для первого  класса в 2-х ч.

Ход урока

I Организация внимания 

-Вступительное слово учителя

Утром ранним кто-то странный заглянул в мое окно

На ладони появилось ярко рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло тонкий лучик золотой.

И как с первым лучшим другом

Поздоровалось со мной.

-Солнце встречает нас теплотой и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вас только радость. Протяните руки к солнышку, поздоровайтесь с ним. Пусть для вас оно станет другом. Сегодня у нас в классе много гостей. Посмотрите на них, улыбнитесь, подумайте, как хорошо, что мы все собрались вместе.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость беспокойство. Забудьте о них. Я желаю вам хорошего настроения.

II Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности.

  • Беседа

-Вспомните, какое сейчас время года?

Работа в группах

-Какие признаки весны вы знаете?

-Чтобы вам было легче ответить на вопрос, поработаем в группах с листами опорных сигналов. Положите их перед собой, и продолжите предложения.

-Проверим, что же у вас получилось.

  • Обобщающий рассказ.

-Весной солнце стало светить ярче, а греть лучше. Небо теперь высокое, по нему плывут легкие белые облака. Дни становятся длиннее. Снег стал таять, и на проталинах появилась первая зеленая травка. На деревьях набухли почки, а некоторые уже зацвели.

-Какие растения распустили свои цветочки-сережки? (орешник,  ива)

Писатель Виталий Бианки, его книги можно взять и прочитать в нашей библиотеке,  заметил: есть не одна, а целых три весны.

Первая весна – полевая. Она началась, когда на полях появились первые проталинки, освободилась первая земля.

Вторая весна – весна речная. Она начинается тогда, когда тысячи маленьких ручейков от талого снега попадают в речку и на реке начинается ледоход.

III Изучение нового материала

  • Введение в тему

-Слышите, куда мы с вами попали? Что это шумит?

-Правильно, мы с вами попали в весенний лес.

-А какие правила нужно соблюдать в лесу?

Я надеюсь, что мы будем настоящими  друзьями лесу.

-Третья весна, по словам В.Бианки, - лесная.

  • Сообщение темы и постановка целей урока

-Тема нашего урока: Первоцветы

-Чему бы вы хотели научиться на уроке? Что  узнать?

  • Беседа

-Приступила к работе весна-красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: Какую бы ей картину нарисовать? Вот стоит перед ней лес, хмурый, унылый. А дай-ка я разукрашу его по-своему, по-весеннему. Взяла она  тонкие кисти, Чуть - чуть тронула зеленью ветки деревьев, взяла яркие краски и легонько пробежала по проталинам. И чудо: из под земли показались цветы.

-Какие цветы можно увидеть ранней весной?

  • Работа по учебнику

Откройте учебники. Рассмотрите иллюстрации.

-Какие цветы увидели вы на иллюстрациях?

-А какое растение появляется первым в наших лесах?

-Еще не сошел снег, а  подснежник уже радует взгляд. Маленькие белые цветы с тонкими нежными листочками, смело пробиваются сквозь толщу снег.

-Вспомните вопросы, которые мы поставили в начале урока. На какой из них мы ответили?

IVФизминутка

  • Работа дополнительными источниками информации

-Отдохнули. Продолжим наше путешествие по весеннему лесу.

Откройтеучебники. Первая группа прочитает текст на стр. 46-47, вторая – на стр.48, а третья – на стр. 49. Читайте внимательно, чтобы потом вы смогли рассказать то, о чем прочитали.

-А как в нашей местности называют примулу?

-На что похожи цветы примулы?

-Недаром их называют ключиками от тепла и света.

  • Проверка работы

-Молодцы, хорошо потрудились.

-А теперь, отгадайте загадку. О каком первоцвете идет речь?

Жёлтый глаз из-под земли
Первым дарят нам они.
Как их правильно назвать,
Если им земля, как мать?

-А почему он так называется?

-А вы знаете, что мать-и-мачеха это лекарственное растение

-Листья и цветки используются как мягчительное, дезинфицирующее, обволакивающее, отхаркивающее и противовоспалительное средство при бронхите, ларингите. Кроме того применяется при аллергии, артрите, малярии, отеках, эпилепсии, одышке, язве желудка, болезнях сердца, мочевого пузыря и почек.

-Узнали ли вы,  почему первоцветы так называются?

-А о других цветах вы можете узнать из энциклопедий и на страницах интернета.

-Так почему же эти цветы так рано цветут?

– Растения, которые зацветают ранней весной в лесу, светолюбивы, и потому развиваются, пока  деревья не оделись листвой, которая заслонит свет.

-Вот и ответили мы на последний поставленный вопрос.

  • Беседа

-Как красиво в весеннем лесу. Рука так и тянется сорвать цветок и принести его домой.

-Но, как вы считаете, можно ли это делать? Почему?

-Из –за своей красоты первоцветы подвергаются большой опасности. А некоторые из них могут скоро исчезнуть.

-Можно ли их сохранить, чтобы они радовали наших детей и внуков.

-Исчезающие растения заносят в красную книгу. Красный цвет – цвет опасности. И растения, просят нас, поберечь их и сохранить. В нашем крае есть своя красная книга, в которую занесены исчезающие растения края.

-Это подснежник, рострел, печеночница. Но и другие растения, просят защиты. И мы должны их защитить.

-Что мы можем сделать для их защиты?

-Я надеюсь, что вы не допустите того, чтобы растения исчезли.

Тест

Какое растение не относится к первоцветам?

  • Ветреница
  • Мать-и-мачеха
  • Хохлатка
  • Роза

Как называется «ключик» от тепла и света?

  • Медуница
  • Первоцвет  
  • Ветреница
  • Мать-и-мачеха

Какое  растение занесено в Красную книгу?

  • Подснежник
  • Перелески
  • Мать – и – мачеха
  • Рефлексия

-Молодцы, мы хорошо потрудились.

-А что нового вы узнали?  

V Рефлексия

-Подойдите  к шкале успеха.  И поставьте значок туда, где вы себя ощущаете.

Урок окончен. Встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Передайте друг другу частичку тепла и хорошего настроения. Поаплодируйте себе и своим друзьям. Если у вам все хорошо – над головой, если что-то не получилось – на уровне груди. А моя оценка вашей работы – аплодисменты.

Аспектный анализ урока окружающего мира, проведенного в 1 классе

  1. Аспект  «Формирование общеучебных умений и навыков школьников»
  2. Цель анализа:  проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся
  3. Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ на всех этапах урока.
  4. Цель:
  • закреплять умения учащихся определять растения-первоцветы, уметь устанавливать взаимосвязи в природе в весеннее время;
  • уточнить знания о жизни растений весной; повторить экологические правила;
  • развивать мышление и речевые умения.

На уроке применяются индивидуальные, парные и групповые формы работы, фронтальный опрос учащихся, самостоятельная работа с учебником и хрестоматией, тестирование.

1этап

Организационный

+ использование презентации и минутки психологического настроя организовало учащихся, дало положительный настрой на урок

2 этап

 Введение в тему

+ с помощью представленных на экране заданий учителю удалось добиться того, чтобы учащиеся сформулировали тему урока

3 этап

Работа с иллюстрациями

+закрепляют полученные знания

+активизирует внимание

+ наличие индивидуальной работы

4 этап

Работа по хрестоматии в группах

+ расширение и углубление знаний по предмету                                   +реализация межпредметных   связей

5 этап

Рассказ о лекарственных растениях

+развитие оперативной памяти                                                  

 +развитие зрительной памяти

 6 этап

Тестирование

+умение выбрать правильный ответ

+закрепление полученных ранее знаний

Рефлексия урока: отзыв

Доволен ли ты  прошедшим  урок?

Да - 100 % учащихся

-было ли тебе интересно?

Да - 100%

-сумел ли ты закрепить свои знания?

Да - 100%

- сумел ли ты показать свои знания?

 Да - 90%

 Итог: работа проходила в сотрудничестве с учителем. Структурные элементы урока взаимосвязаны, наблюдался плавный логический переход от одного этапа к другому

 Роль компьютера на уроке

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности.

С помощью компьютера учащиеся прослушивают отрывки из произведений В. Бианки. Дается образец чтениями мастерами слова.

а) Работа с картиной  «Ранняя весна» И.С.Остроухов

Представленная в презентации репродукция позволяет усилить эмоциональное восприятие материала.

  1. Постановка учебной задачи.

С помощью компьютера на экране проецируется чётко сформулированная цель и задачи урока.

  1. Открытие новых знаний

а) Работа с иллюстрациями 

Проецируемые  с помощью компьютера на экране первоцветы  позволяют учащимся саморегулировать свою деятельность при изучении материала и осуществлять самоконтроль.

Физминутка

С помощью компьютера проведена зрительная разминка по методике Базарного.

б) Выявление первичного восприятия, работа в группах

Компьютер в руках учителя выступает в роли подсказчика и проверяющего, позволяет учащимся осуществить самопроверку и самоанализ результатов выполнения задания, используется учителем для проверки результатов работы вгруппах.

в) работа с загадкой

Использование компьютера позволяет провести заочную экскурсию в природу, увидеть цветение мать- и- мачехи

5.   Закрепление учебного материала

6.   Подведение итога урока. Домашнее задание

7.   Рефлексия.

Компьютер используется учителем для проецирования итогов урока, для проведения рефлексии и показа домашнего задания на экране

Вывод:

  • Работает для учителя и учащихся на всех этапах урока   в соответствии с СаНПиН
  • Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации
  • Учителю компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала + иллюстратор + аниматор => повышение уровня познавательной активности учащимися
  • Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.
  • Компьютер помогает повысить ИКТ – компетенции учащихся.

Директор МОУ СОШ №16 ___________________ Е.М.Паршенцев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 3 класс, УМК "Школа России" Тема: "Семейный бюджет"

Технологическая карта урока по окружающему миру Тема: «Семейный бюджет»Цели урока:- Знакомство с семейным бюджетом;- формирование представление о структуре семейного бюджета.Планируем...

Конспект урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Города России». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о городах России.Планируемые результаты:Предметные: Знать:- особенности городов России.Уметь:- анализировать и делать выводы.Личностные: ...

Конспект урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Города России». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о городах России.Планируемые результаты:Предметные: Знать:- особенности городов России.Уметь:- анализировать и делать выводы.Личностные: ...

Конспект урока окружающего мира 2 класс УМК Школа России

Конспект урока окружающего мира 2 класс УМК Школа России...

Конспект урока окружающего мира 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему мируТема: «Страницы истории 20-30 годов»Цели деятельности учителя: Сформировать представления учащихся о жизни страны в 20–30-е годы, ознакомление детей...

Конспект урока окружающего мира. 3 класс. УМК «Школа России». Тема: В царстве грибов

Цель урока: Формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы.Развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы. Задачи:обучающие: способствовать формированию предс...