Проектная работа: «Мои глаза – моё богатство»
проект по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8
с углублённым изучением математики»
Проектная работа:
«Мои глаза – моё богатство»
Валеологическая секция
Работу выполнил:
Водяник Григорий,
ученик 3-а класса
Руководитель:
Соловьева Ольга Владимировна,
учитель начальных классов МАОУСОШ №8
г.Старая Русса
2025 год
Оглавление:
- Введение 3
- Основная часть 4
- Теоретическая часть 4
- Строение органа зрения. 4
- Нарушения зрения. 4
1.3. Офтальмология – наука об органе зрения 5
1.4. Из жизни слепых людей. 6
III. Опыт. 6
IV. Заключение 6
V. Список используемой литературы 7
VI.Приложения 8
- Введение
Этой зимой мне немного не повезло – я поскользнулся и ударился лицом, после чего временно перестал видеть на один глаз. Синяк был настолько выраженным, что не позволял открыть веки. Было очень сложно адаптироваться в новых условиях: читать, писать, смотреть видео, да, и просто болтать с друзьями и играть. Я стал интересоваться: как это «быть незрячим»?
Цель моего исследования: узнать об органе зрения, способах лечения его заболеваний, жизни слепых людей.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- изучить литературу по данной теме;
- узнать строение глаза,
- собрать материал об истории развития офтальмологии;
- узнать о жизни слепых людей;
- поставить эксперимент с ограничением зрения.
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: орган зрения.
Актуальность исследования заключается в том, что не все из наших сверстников знают, как устроен орган зрения человека, какие нарушения в его работе случаются, как с ними боролись наши предки. Важно понять, как легко можно потерять такую замечательную способность – видеть!
Гипотеза: болезни глаз были всегда и люди всё лучше учатся справляться с нарушением зрения.
Методы исследования:
- сравнение,
- наблюдение,
- сбор информации,
- анализ полученных результатов.
II. Основная часть
1.Теоретическая часть
- . Строение органа зрения.
У человека есть 5 органов чувств: уши (слух), нос (обоняние), язык (вкус), кожа (осязание) и глаза (зрение). (Приложение №1) В совокупности все органы чувств дают нам представление о мире и позволяют наслаждаться жизнью в полной мере!! Человек до 80% основной информации получает через зрительный канал. И неспроста говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Орган зрения состоит из глазного яблока и затылочной области головного мозга, соединённых зрительным нервом. (Приложение №2) Своё название «глазное яблоко» глаз получил из-за своей схожести с этим фруктом. Глазное яблоко не случайно располагается в глазнице и окружено костями черепа - это необходимо для его защиты. Также защитными приспособлениями являются веки и слезы, которые предотвращают повреждения и попадание пыли и микроорганизмов в глаза, в том числе за счёт увлажнения и образования защитной плёнки на их поверхности. Для быстрой ориентации в пространстве глаз снабжён глазодвигательными мышцами. Их слаженная работа обеспечивает возможность получать единое трёхмерное изображение.
Глазное яблоко воспринимает окружающий мир и передаёт зрительный образ через зрительный нерв в мозг, где он обрабатывается и запоминается. К нарушению зрения может привести повреждение любого звена этой цепочки.
1.2. Нарушения зрения.
Нарушение зрения может быть полным и частичным. Травма, воспаление слизистой глазного яблока, сахарный диабет, заболевание сосудов глаза – всё это возможные причины снижения зрения. Частичное нарушение зрения может корректироваться разными способами: лекарственными средствами, гимнастикой, очками или операцией.
Абсолютное нарушение зрения -это слепота. Она бывает врожденной, когда ребенок уже рождается слепым, и приобретенной, возникшей в течение жизни.
В моем случае нарушение зрения было частичным и связано с сильным отеком век после травмы. Этот отек затруднял видение на один глаз и мне приходилось поворачивать голову в сторону поврежденного глаза.
- Офтальмология – наука об органе зрения.
Врач, который занимается нашими глазами, – это окулист или офтальмолог. В арсенале доктора теперь множество инструментов, аппаратов и лекарственных средств. А вот в глубокой древности было иначе…
Для лечения заболеваний глаз с давних времён применялись разнообразные средства и методы. Некоторые из них были очень необычны.¹
Свинцовые шлаки, белила, оксид сурьмы, медные соли уксусной кислоты, сушёные розы и дождевая вода. Это далеко не полный состав мази, которой в Древнем Египте лечили воспаления глаз. Методы египетских окулистов и их рецепты описаны в папирусе Эберса – одном из древнейших медицинских трактатов в истории.
Судя по расшифровкам папируса, мази из тяжелых металлов и кислот помогали пациентам далеко не всегда. Сомнительными по эффективности были и лекарства из крови, мозгов и экскрементов животных. Поэтому лечение обязательно сопровождалось молитвами, изгоняющими духов болезни.
Знаменитый древнегреческий врач и учёный, Гиппократ, рекомендовал исцелять от глазных болезней с помощью горячих ванн и кровопускания – пациентам надрезали на голове кожу, якобы чтобы выпустить плохую кровь. (Приложение №3)
В допетровской Руси в арсенале лечебных средств первое место занимали растения: рябина, чистотел, шиповник, земляника и другие. Из средств животного происхождения больше всего ценилась рыбья печень – «печень осетра очи уздравливает от всех болезней и светлы творит». Полезным для глаз считался рыбий жир и яичный белок.
Когда появились очки в России – точно не известно. Но в конце XVII века продажа, подбор и починка очков были обычным явлением.
¹Викторов О.Н., Корсакова Н. КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ОФТАЛЬМОЛОГИИ: конспект лекций.
В моем случае после травмы обошлось применением геля и глазных капель.
1.4. Из жизни слепых людей.
Слепому человеку приходится заново учиться жить в новых условиях. Нужно освоиться в своем доме, научиться готовить и вести хозяйство, читать и ходить гулять. В этом ему будут помогать различные устройства (в том числе «говорящего типа»), специальный шрифт в виде выпуклых точек, собаки-поводыри и другое. Обучение и новые навыки нужно будет получить и родным инвалида. Для того, чтобы сильнее прочувствовать ощущения слепого, можно походить в плотной повязке целый день или сходить в специальный ресторан «В темноте» в Москве, где даже официанты слепые.
- Опыт.
Добровольцу завязывают глаза и дают предметы на выбор, просят описать их, просят сесть или встать, человек пробует сложить пенал, завязать шнурки. Спрашиваем у испытуемого: какие ощущения он испытал, трудно ли ему было?
IV. Заключение.
Сегодня очки, контактные линзы, лазерная коррекция зрения никого не удивляет. Арсенал современной медицины очень широк и эффективен. Но все же лучше беречь здоровье смолоду, в том числе глаза! Об этом нужно помнить при просмотре телевизора, игре в компьютерные игры, обращении с петардами и пиротехникой.
V. Список использованной литературы
- Викторов О.Н., Корсакова Н. КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ОФТАЛЬМОЛОГИИ: конспект лекций.
- От лечения глаз ударами до линз: как человечество улучшало зрение — 31.01.2023 — Статьи на РЕН ТВ https://ren.tv/longread/1071132-ot-lecheniia-glaz-udarami-do-linz-kak-chelovechestvo-uluchshalo-zrenie
- Материал сайта: https://mgkl.ru/patient/stroenie-glaza/
- Материал сайта: https://www.rmj.ru/articles/istoriya_meditsiny/Stranicy_istorii_razvitiya_oftalymologii_v_Rossii/
VI.Приложения
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3. Гиппократ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к исследовательской работе "Море и его богатства"
Слайд-шоу к защите исследовательской работы о море и его богатствах....

Печатная работа "Безопасность глазами детей" ( методическая статья)
Наша работа состояла из двух частей.Первая часть, теоретическая, требовала большой поисковой работы.Вторую часть, практическую, мы показывали в виде устного журнала....

Исследовательская работа "Береги глаза смолоду"
Посмотрите вокруг. Как много всего интересного: синее небо, яркое солнце, радужные цветы.А теперь давайте закроем глаза руками… И мы, практически, не можем рассказать о том, что происходит за окн...
Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...

Проектная работа «Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»
Конкурсная проектная работа«Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»....

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.
Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...




