Проектная работа: «Мои глаза – моё богатство»
проект по окружающему миру (3 класс)

Соловьёва Ольга Владимировна

Проектная работа: "Мои глаза - моё богатство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poterya_zreniya.doc552.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8

с углублённым изучением математики»

Проектная работа:

«Мои глаза – моё богатство»

Валеологическая секция

Работу выполнил:

Водяник Григорий,

ученик 3-а класса

Руководитель:

Соловьева Ольга Владимировна,

учитель начальных классов            МАОУСОШ №8

г.Старая Русса

2025 год

Оглавление:

  1. Введение                                                                                                 3
  2. Основная часть                                                                                    4
  1. Теоретическая часть                                                                             4
  1. Строение органа зрения.                                                          4
  2. Нарушения зрения.                                                                   4

     1.3.    Офтальмология – наука об органе зрения                           5

          1.4.    Из жизни слепых людей.                                                          6

III. Опыт.        6

IV. Заключение                                                                                              6  

V. Список используемой литературы                                                       7

VI.Приложения                                                                                              8

  1. Введение

Этой зимой мне немного не повезло – я поскользнулся и ударился лицом, после чего временно перестал видеть на один глаз. Синяк был настолько выраженным, что не позволял открыть веки. Было очень сложно адаптироваться в новых условиях: читать, писать, смотреть видео, да, и просто болтать с друзьями и играть. Я стал интересоваться: как это «быть незрячим»?

Цель моего исследования: узнать об органе зрения, способах лечения его заболеваний, жизни слепых людей.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

- изучить литературу по данной теме;

- узнать строение глаза,

- собрать материал об истории развития офтальмологии;

- узнать о жизни слепых людей;

- поставить эксперимент с ограничением зрения.

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: орган зрения.

Актуальность исследования заключается в том, что не все из наших сверстников знают, как устроен орган зрения человека, какие нарушения в его работе случаются, как с ними боролись наши предки. Важно понять, как легко можно потерять такую замечательную способность – видеть!

Гипотеза: болезни глаз были всегда и люди всё лучше учатся справляться с нарушением зрения.

Методы исследования:

- сравнение,

- наблюдение,

- сбор информации,

- анализ полученных результатов.

II. Основная часть

1.Теоретическая часть

  1. . Строение органа зрения.

У человека есть 5 органов чувств: уши (слух), нос (обоняние), язык (вкус), кожа (осязание) и глаза (зрение). (Приложение №1) В совокупности все органы чувств дают нам представление о мире и позволяют наслаждаться жизнью в полной мере!! Человек до 80% основной информации получает через зрительный канал. И неспроста говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Орган зрения состоит из глазного яблока и затылочной области головного мозга, соединённых зрительным нервом. (Приложение №2) Своё название «глазное яблоко» глаз получил из-за своей схожести с этим фруктом. Глазное яблоко не случайно располагается в глазнице и окружено костями черепа - это необходимо для его защиты. Также защитными приспособлениями являются веки и слезы, которые предотвращают повреждения и попадание пыли и микроорганизмов в глаза, в том числе за счёт увлажнения и образования защитной плёнки на их поверхности. Для быстрой ориентации в пространстве глаз снабжён глазодвигательными мышцами. Их слаженная работа обеспечивает возможность получать единое трёхмерное изображение.

Глазное яблоко воспринимает окружающий мир и передаёт зрительный образ через зрительный нерв в мозг, где он обрабатывается и запоминается. К нарушению зрения может привести повреждение любого звена этой цепочки.

1.2. Нарушения зрения.

Нарушение зрения может быть полным и частичным. Травма, воспаление слизистой глазного яблока, сахарный диабет, заболевание сосудов глаза – всё это возможные причины снижения зрения. Частичное нарушение зрения может корректироваться разными способами: лекарственными средствами, гимнастикой, очками или операцией.

Абсолютное нарушение зрения -это слепота. Она бывает врожденной, когда ребенок уже рождается слепым, и приобретенной, возникшей в течение жизни.

В моем случае нарушение зрения было частичным и связано с сильным отеком век после травмы. Этот отек затруднял видение на один глаз и мне приходилось поворачивать голову в сторону поврежденного глаза.

  1. Офтальмология – наука об органе зрения.

Врач, который занимается нашими глазами, – это окулист или офтальмолог. В арсенале доктора теперь множество инструментов, аппаратов и лекарственных средств. А вот в глубокой древности было иначе…

Для лечения заболеваний глаз с давних времён применялись разнообразные средства и методы. Некоторые из них были очень необычны.¹

 Свинцовые шлаки, белила, оксид сурьмы, медные соли уксусной кислоты, сушёные розы и дождевая вода. Это далеко не полный состав мази, которой в Древнем Египте лечили воспаления глаз. Методы египетских окулистов и их рецепты описаны в папирусе Эберса – одном из древнейших медицинских трактатов в истории. 

Судя по расшифровкам папируса, мази из тяжелых металлов и кислот помогали пациентам далеко не всегда. Сомнительными по эффективности были и лекарства из крови, мозгов и экскрементов животных. Поэтому лечение обязательно сопровождалось молитвами, изгоняющими духов болезни.

Знаменитый древнегреческий врач и учёный, Гиппократ, рекомендовал исцелять от глазных болезней с помощью горячих ванн и кровопускания – пациентам надрезали на голове кожу, якобы чтобы выпустить плохую кровь. (Приложение №3)

В допетровской Руси в арсенале лечебных средств первое место занимали растения: рябина, чистотел, шиповник, земляника и другие. Из средств животного происхождения больше всего ценилась рыбья печень – «печень осетра очи уздравливает от всех болезней и светлы творит». Полезным для глаз считался рыбий жир и яичный белок.

Когда появились очки в России – точно не известно. Но в конце XVII века продажа, подбор и починка очков были обычным явлением.

¹Викторов О.Н., Корсакова Н. КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ОФТАЛЬМОЛОГИИ: конспект лекций.

В моем случае после травмы обошлось применением геля и глазных капель.

1.4. Из жизни слепых людей.

Слепому человеку приходится заново учиться жить в новых условиях. Нужно освоиться в своем доме, научиться готовить и вести хозяйство, читать и ходить гулять. В этом ему будут помогать различные устройства (в том числе «говорящего типа»), специальный шрифт в виде выпуклых точек, собаки-поводыри и другое. Обучение и новые навыки нужно будет получить и родным инвалида. Для того, чтобы сильнее прочувствовать ощущения слепого, можно походить в плотной повязке целый день или сходить в специальный ресторан «В темноте» в Москве, где даже официанты слепые.

  1. Опыт.

Добровольцу завязывают глаза и дают предметы на выбор, просят описать их, просят сесть или встать, человек пробует сложить пенал, завязать шнурки. Спрашиваем у испытуемого: какие ощущения он испытал, трудно ли ему было?

IV.  Заключение.

Сегодня очки, контактные линзы, лазерная коррекция зрения никого не удивляет. Арсенал современной медицины очень широк и эффективен. Но все же лучше беречь здоровье смолоду, в том числе глаза! Об этом нужно помнить при просмотре телевизора, игре в компьютерные игры, обращении с петардами и пиротехникой.

V. Список использованной литературы

  1. Викторов О.Н., Корсакова Н. КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ОФТАЛЬМОЛОГИИ: конспект лекций.
  2. От лечения глаз ударами до линз: как человечество улучшало зрение — 31.01.2023 — Статьи на РЕН ТВ https://ren.tv/longread/1071132-ot-lecheniia-glaz-udarami-do-linz-kak-chelovechestvo-uluchshalo-zrenie
  3. Материал сайта: https://mgkl.ru/patient/stroenie-glaza/
  4. Материал сайта: https://www.rmj.ru/articles/istoriya_meditsiny/Stranicy_istorii_razvitiya_oftalymologii_v_Rossii/

VI.Приложения

Приложение №1

Приложение №2

        

Приложение №3. Гиппократ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к исследовательской работе "Море и его богатства"

Слайд-шоу к защите исследовательской работы о море и его богатствах....

Печатная работа "Безопасность глазами детей" ( методическая статья)

Наша работа состояла из двух частей.Первая часть, теоретическая, требовала большой поисковой работы.Вторую часть, практическую, мы показывали в виде устного журнала....

Исследовательская работа "Береги глаза смолоду"

Посмотрите вокруг. Как много всего интересного: синее небо, яркое солнце, радужные цветы.А теперь давайте закроем глаза руками… И мы, практически, не можем рассказать о том, что происходит за окн...

Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности  использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...

Проектная работа «Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»

Конкурсная проектная работа«Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»....

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...