Проект "Золотая осень"
проект по окружающему миру
Данный проект позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период, и применения приобретённых знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 800.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ №124
Экологический проект
«Золотая осень»
в подготовительной группе №5
Воспитатель: Олейник Э.Р
Г. Калининград 2024г
Экологический проект «Золотая осень»
Тип проекта: информационно – творческий, познавательный, краткосрочный.
По времени проведения: 2 недели.
Срок реализации: 2 недели октября.
Состав участников: групповой.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель,
родители.
Осень - это удивительная пора, это возможность общаться
с живой природой, познание её тайн. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в значительной степени зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности.
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.
Наблюдение за осенней природой обогащает внутренний мир, раскрывается красота окружающего мира, хочется активно двигаться (бегать по осеннему ковру из листьев, слушать шелест), осваивать новое и неизвестное, насладиться прекрасными мгновениями общения с матушкой – природой
Проблема:
-Недостаточные представления об осени как времени года. Знания детей носят отрывчатый, бессистемный характер.
- Недостаточное умение высказываться по данной теме. Через данную тему совершенствовать все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связную речь, интонационную выразительность.
-Недостаточное умение детей отразить свои впечатления о дарах осени в художественно- эстетической и театрализованной деятельности.
Актуальность:
Данный проект позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период, и применения приобретённых знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.
Цель проекта:
Расширение представлений детей об осени как времени года;
создание условий для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.
Задачи:
Образовательные:
- формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
- осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы;
- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;
- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.
Развивающие:
- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни
- привлечение внимания к окружающим природным объектам,
развитие умений
видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Методы и приемы.
наглядные:
- наблюдение, рассматривание книжных иллюстраций, альбомов;
словесные:
- беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов,
слушание музыкальных произведение, просмотр м/ф., отгадывание загадок;
- дидактические игры; сюжетно – ролевые игры; подвижные игры;
развлечения.
практические:
- продуктивная деятельность.
Предполагаемый результат:
1. Закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках;
2. Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
3. Применение сформированных навыков связной речи в
различных ситуациях общения;
4. Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
5. Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Работа с родителями:
1. «Осенние месяцы» - выучить с детьми осенние месяцы (папка-передвижка);
2. Консультация «Как сохранить здоровье детей осенью»;
3. Сбор природного материала.
4. Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы
по теме.
5. Рекомендовать экскурсию с детьми на огород, в сад, лес.
4. Привлечение родителей к изготовлению поделок
5. Привлечь родителей к изготовлению костюмов и атрибутов
для утренника
6. «Золотая осень» (папка – передвижка).
Продукт проекта:
1. Утренник;
2. Участие родителей и детей в выставке «Осень золотая»;
3. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды «Осеннее настроение» (уголок природы);
4. Спортивный досуг «Осенние забавы».
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап:
Постановка темы, цели и задач педагогического проекта. Работа с методическим материалом, художественной литературой по данной теме. Составление комплексно-тематического плана, подбор дидактических игр, иллюстративного материала.
2. Основной этап:
Реализация проекта «Золотая осень».
3. Результат проекта:
1. Утренник «Так давайте осень славить»;
2. Участие родителей и детей в выставке «Золотая Осень»;
3. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды «Осеннее настроение» (уголок природы);
4. Спортивный досуг «Осенние забавы».
Комплексно – тематическое планирование
Социально-коммуникативное развитие
- Беседы: «Почему деревья сбрасывают листья», «Что нам осень принесла»; «Осень. Что ты о ней знаешь?»; «Могут ли овощи принести вред нашему здоровью?»
-Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
- Ситуативные беседы: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»; «Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»; «Почему я люблю (не люблю) осень?»
Настольно – печатные игры: «Времена года», «Что где растет?», лото «Осень».
Трудовая деятельность: сбор осенних листьев для гербария. Сбор природного материала на прогулке, уборка опавшей листвы. Подготовка клумбы группового участка к зиме, укрывание корней деревьев опавшей листовою.
Познавательное развитие
Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.
Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы осени»;
экскурсия по территории ДОУ;
экспериментальная деятельность с осенними листьями;
Цикл наблюдений:
«Что было сначала, что будет потом?» (красота и богатство осенних красок на примере деревьев, растущих на территории детского сада),
«Соберем семена садовых цветов»,
«Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?»,
«Чем отличается ель от других деревьев осенью?»,
«Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?»,
«Куда летят перелётные птицы?»,
«Почему исчезли насекомые?»
Знакомство с картиной И. И. Левитана «Золотая осень», И.
И. Шишкина «Золотая осень»
Речевое развитие
Словесные игры: «Опиши словами осень!»,
«Вспомни – назови», «Один – много», «Осенние деревья»;
Чтение художественной литературы: Пословицы, поговорки, приметы, загадки об осени, рассказы об осени;
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»,
А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье», А. Плещеев «Скучная картина», К. Бальмонт «Осень», Н. Сладков «Осень на пороге», Е. Благинина «Улетают, улетели», Л.Толстой «Дуб и орешник», К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»;
А. Введенский «Песенка о дожде»;
Чтение загадок о природных явлениях осени, чтение осенних рассказов;
Составление рассказов по сюжетным картинкам «Осень».
Художественно-эстетическое развитие
Рисование: «Осенний натюрморт, «Грибов», «Желудей», « Листьев»
Лепка: « Осеннее дерево», « Паук»
Аппликация : Ёжик в лесу», « Мухомор»
Конструирование « Яблоко», « Груша»
Коллективная работа : плакат « Осень золотая»
Выставка-конкурс поделок из природного материала «Осенние фантазии», «Дары осени» Родители,дети.
Физическое развитие
Подвижные игры: «Съедобное - несъедобное!», «Собери урожай», «Осенние листочки»,
Беседы: «Как одеваться осенью?», «Если хочешь быть здоров»;
Пальчиковые игры «Листья»; «Собираем грибы»
Фотоотчёт о проведении проекта: «Золотая осень».
Игры детей с осенними листьями Рассматривание осенних листочков
Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы осени»;
- Беседы: «Почему деревья сбрасывают листья», «Что нам осень принесла»; «Осень. Что ты о ней знаешь?»; «Могут ли овощи принести вред нашему здоровью?»
Настольно – печатные игры: «Времена года», «Что где растет?», лото «Осень».
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование: «Осенний натюрморт, «Грибов», «Желудей», « Листьев»
Лепка: « Осеннее дерево
Аппликация : Ёжик в лесу», « Мухомор»
Конструирование « Яблоко», « Груша»
Коллективна я работа : плакат « Осень золотая»
Выставка-конкурс поделок из природного материала «Осенние фантазии»,
«Дары осени» Родиели, дети.
Приложение 1
Подвижные игры
Подвижная игра «Съедобное – несъедобное».ь: развивать внимание, быстроту мышления, координацию движений.
Атрибуты: мяч
Ход игры: Дети становятся в шеренгу, а ведущий по очереди кидает им мяч.
В момент кидания, ведущий произносит одно слово, являющееся предметом, например: (ручка, молоко, стакан и т. д.). Если слово означает съедобный предмет, то ребенок должен поймать мяч, если несъедобный, то должен оттолкнуть мяч. Если ребенок ловит мяч или просто прикасается руками к мячу при несъедобном предмете, то он проиграл и меняется с ведущим местами.
Подвижная игра «Собери урожай».
Цель: развивать быстроту и скорость бега.
Атрибуты: муляжи овощей и фруктов, корзина.
Ход игры: По сигналу воспитателя дети разбегаются по участку и находя муляжи овощей и фруктов складывают их в корзину.
Подвижная игра «Перелет птиц»
Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании.
Описание игры: дети стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». На другом конце – вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают. Продолжительность 5-7 минут.
Физкультминутки
«Осень»
Березы косы расплели,
Руками клены хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.
Все присмирело.
Съежилось,
Лишь елочка пригожая
К зиме похорошела.
«Гриб»
Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)
«Солнце вышло из-за тучки»
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
Пальчиковые игры
«Осень»
Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)
Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)
Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)
Дождик стал по ним стучать
Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)
Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)
Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)
Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)
«Собираем грибочки»
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
Приложение 2
Пословицы, поговорки, приметы, загадки об осени
Пословицы, поговорки, приметы про осень
Как лето со снопами, так и осень - с пирогами.
От осени к лету назад поворота нету.
Весна и осень - всё на дню погод восемь.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Сырое лето да теплая осень - к долгой зиме.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Если осенью паутина стелется по растениям - это к теплу.
Если в октябре листья с березы и дуба опадает не чисто - готовься к суровой зиме.
Как в лесу много рябины - осень будет дождливая, если ж мало - сухая.
Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.
Осень прикажет, а весна свое скажет.
Много желудей на дубу уродилось - к лютой зиме.
Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы.
Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.
Осень - запасиха, зима - подбериха.
Осень-то матка: кисель да блины; а весна - мачеха: сиди да гляди.
Осень хвастлива, а весна справедлива.
Осенью и воробей богат.
Отложил бы на осень, а там бы и бросил.
Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
Придет осень, да за всё спросит.
Брюзжит, как худая муха в осень.
Весна и осень на пегой кобыле ездят.
Клевала ворона хлеб в осень, а зимой и сама попала в осил.
Ты корми меня в весну, а осенью я и сам сыт буду.
Летом поём, осенью воем.
На будущую осень, годков через восемь.
Не плачь, овес, что осенью продавать повез, - втридорога заплачу да весной ворочу.
Осенние приметы
- Теплая осень — к долгой зиме.
- Осенью серенько утро, так жди красного денька.
- Много желудей на дубу в сентябре — к лютой зиме.
- Высоко птицы перелетные летят осенью, так снега много будет, а низко — мало снега будет.
- Гром в сентябре предвещает теплую осень.
- Много паутины на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.
- Паутина стелется по растениям — к теплу.
- С Семена дня (14 сентября) начало бабьего лета.
- Если первый день бабьего лета ясный и теплый, то и вся осень ясная и теплая, и наоборот.
- Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.
- Если с дерева лист не чисто спадет — будет холодная зима.
- Пока лист с вишни чисто не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
- Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если с низу — то поздняя.
- В октябре гром — зима бесснежная.
- Осенний иней — к сухой и солнечной погоде, к вёдру, к теплу.
- Дмитриев день (8 ноября) — зима уж лезет на плетень. Если в этот день холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель — зима и весна теплые. Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая (Пасха) по снегу, коли по голу, то и Святая по тому.
- В лесу много рябины — осень будет дождливая, если мало — сухая.
- Если много кизила — будет холодная зима.
- Если паутинки летают осенью — пришло бабье лето.
- Если птицы перелётные высоко летят по осени , так и снегу много будет, а низко — мало снегу будет.
- Осиновые листья ложатся лицом вверх — к студенной зиме, навыворот — зима будет мягкая, а если на обе стороны — и зима средняя будет.
Загадки про осень.
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(Осенью)
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
(Осень)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я — …
(Осень)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)
Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно …
(Листопад)
Приложение 3
Тема: «Осень, осень в гости просим» (подготовительная группа)
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, и подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).
Закрепить и конкретизировать знания о перелетных и зимующих птицах, насекомых осенью.
Обогащение словаря: живописная, багряный, моросящие, листопад, перелетные, зимующие и т.д.Воспитывать гуманные отношения к обитателям природы, желание любоваться красотой осенних пейзажей, окружающего мира.
Предварительная работа:
· Наблюдения за живой и неживой природой.
· Экскурсии по экологической тропинке детского сада.
· Рассматривание картин и репродукций об осени.
· Чтение художественной литературы.
· Заучивание стихов, отгадывание загадок.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение (звучит аудиозапись)
Лес, точно терем расписной
Лиловый золотой багряный
Веселой, пестрою стеной
Стоит над сонною поляной
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой
И.Бунин
· О каком времени года стихотворение?
· А какие еще времена года вы знаете?
· Сколько месяцев длится осень?
· Назовите осенние месяцы
· Давайте посмотрим, чем осень отличается от других времен года?
· В этом нам поможет наш волшебный экран. (на экране картина Левитана «Осень»)
· Какое время года мы видим на картине?
· А какой период осени?
· Какое настроение вызывает у вас картина? Как бы вы ее назвали?
(Высказывания детей)
Игра: «Координация речи с движением»
К нам на длинной тонкой ножке(прыжки на одной ноге по кругу)
Скачет дождик по дорожке
В лужице - смотри, смотри!-(дети стоят лицом в круг ритмичные приседания)
Он пускает пузыри.
Стали мокрыми кусты,(наклон, руки к полу, потряхивание кистями)
Стали мокрыми цветы.
Мокрый серый воробей(встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями)
Сушит перышки скорей
Внимательно послушайте еще стихотворение:
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад,
желтые, красные листья,
по ветру вьются, летят.
· О каком времени осени говорится в этом стихотворении?
- Верно, это средина осени. Мы называем ее золотой, почему?
· А вы помните, как однажды на прогулке подул сильный ветер, и на нас полил золотой дождь? Мы все засмеялись от радости, запрыгали, замахали руками. Что это был за дождь? Чему мы радовались?
· А теперь представьте, что вы осенние листочки, выберите из корзинки любой листочек и определите с какого он дерева.
Игра «Лист лети ко мне»
(дети кружатся пока воспитатель скажет к примеру: «кленовый лист лети ко мне» или «найди свое дерево»)
· Кто знает, Почему осенью опадают листья с деревьев?
(высказывания детей)
-верно, осенью прекращается сокодвижение.
Да ребята, в пору золотой осени природа необыкновенно красива, многие поэты посвятили свои стихи этой красоте.
(стихотворение «Лист качается узорный» Благининой)
· Давайте вспомним другие приметы.
(дети перечисляют приметы).
- Верно, птицы улетают на юг. Почему они улетают?
· Назовите птиц, которые улетают от нас?
· Каким, одним словом их можно назвать?
· А как назовем птиц, которые остаются с нами зимовать?
· Назовите зимующих птиц.
· Зимой птицам жить тяжело, они летают стайками. Так легче прокормиться.
· По внешнему виду воробьев, например, можно угадать погоду.
Если воробьи гладенькие и поджарые, значит на улице тепло.
А если пухлые и взъерошенные – значит мороз трещит.
· Что для птиц страшнее, холод или голод?
· Как мы можем помочь птицам зимой?
Физминутка.
Гуси серые летели,
(Плавно машут руками)
На лужайке тихо сели. (Приседают)
Походили, поклевали, (Ходят, наклоняя голову)
Потом быстро побежали. (Прыгают на подскоке)
Мы были у бабуси («Лепить пирожки»)
Прилетели гуси
(Помахать крыльями-ладошками.)
Первый гусь испек пирог,
А второй ему помог,
(Поочередно массировать каждый палец,
начиная с большого)
Третий гусь накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог у них склевал. (Постучать пальцами по коленям)
Раз, два, три, четыре, пять, (Поочередно загибать пальчики)
Выходи гусей считать!
· Посмотрите на эти две картины. Которую из них нарисовал Левитан?
(показ слайда)
· Какие чувства вызывает у вас эта картина?
· Почему становится грустно?
· Наступила поздняя осень. Природа уже не так красива, она приготовилась к встрече зимы.
· Но люди любят осень не только за красоту, как вы думаете, за что еще?
- Верно, осень щедра дарами: и сады, и лес, и огороды дарят людям много вкусного и полезного.
· Хотите посмотреть, что происходит в осеннем лесу?
(Показ слайдов. По ходу показа - высказывания детей).
· Кого мы увидели первого в лесу?
Подвижная игра «Ёжик»
Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу.
Любит рыться в мокрых листьях колется, колется.
Уж я ёжику-ежу в поле тропку покажу
где катают мышки еловые шишки.
· А вот кто встретится в лесу после ежика, вы узнаете, если разгадаете ребус:
Правильно, значит потом мы встретим лису.
· (продолжается просмотр слайдов)
Загадка
В руки ты его возьмёшь – и тебе не страшен дождь!
Дождь пойдёт – его ты сложишь!
И гулять под солнцем сможешь.
Если ясен горизонт, что оставим дома?
(Зонт)
· Вот такая красивая отгадка есть у нас.
Этот зонтик не только красивый, а еще и волшебный
Кто встанет под ним и покрутит его, сразу вспоминает какую то примету осени или стихотворение. (Воспитатель встает под зонт и говорит: «Осенью часто идут затяжные моросящие дожди»)
Дети по желанию встают под зонтик и вспоминают признаки осени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок А. С. Пушкин " Осень", М. Ю.Лермонтов " Осень"А. Н. Толстой " Осень"
Урок чтения 3 класс УМК « Гармония» Тема: А. С. Пушкин « Осень» (отрывок), М. Ю. Лермонтов « Осень», А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. » Н. А.Нек...
Урок А. С. Пушкин " Осень", М. Ю.Лермонтов " Осень"А. Н. Толстой " Осень"
Урок чтения 3 класс УМК « Гармония» Тема: А. С. Пушкин « Осень» (отрывок), М. Ю. Лермонтов « Осень», А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. » Н. А.Нек...
Осень.Осень?Осень!
Внеклассное мероприятие для учеников начальной школы и дошкольной группы...

конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила...».
Конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила...» по программе "Школа России" 2 класс. К конспекту урока прилагается презен...

Сценарий осеннего праздника "Осень, осень, в гости просим!"
Этот сценарий осеннего праздника подойдёт и для учителей начальной школы, и для воспитателей....

Презентация песни "Осень, осень, осень - снова к нам пришла"
Презентация песни "Осень снова к нам пришла" с текстом....

Урок развития речи "Экскурсия в осенний лес" Осень, осень...
Осень – это самое загадочное время года. Она подкрадывается тихо и незаметно. Осеннее дуновение ветра и лёгкая прохлада окутывает землю ещё с конца августа. А с первым сентябрьским днём всё стан...


























