Конспект урока с использованием ИКТ по окружающему миру во 2 классе Тема: «Формы земной поверхности»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Тема урока: «Формы земной поверхности»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока:  формирование представлений о формах земной поверхности.

Задачи: познакомить детей с основными формами земной поверхности; со строением холмов и гор; различать формы земной поверхности; моделировать земную поверхность; составлять схему строения холма и горы; развивать наблюдательность, внимание

 

Оборудование: мультимедийные средства: компьютер, проектор, экран.

Раздаточный материал: фотографии с изображением поверхности Ставропольского края, карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы, цветные  восковые мелки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №10 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

Конспект урока

с использованием ИКТ

по окружающему миру во 2 классе

Тема: «Формы земной поверхности»

Самарина  Татьяна Тимофеевна

учитель начальных классов

МБОУ лицей №10

Ставрополь, 2021-2022

Тема урока: «Формы земной поверхности»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока:  формирование представлений о формах земной поверхности.

Задачи: познакомить детей с основными формами земной поверхности; со строением холмов и гор; различать формы земной поверхности; моделировать земную поверхность; составлять схему строения холма и горы; развивать наблюдательность, внимание

Оборудование: мультимедийные средства: компьютер, проектор, экран.

Раздаточный материал: фотографии с изображением поверхности Ставропольского края, карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы, цветные  восковые мелки.

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

  • усвоение представлений о формах земной поверхности;
  • владение базовым понятийным аппаратом по теме «Человек и природа»;
  • умение наблюдать, исследовать (сравнивать, получать информацию), выделять характер, особенности земной поверхности;
  • формирование навыка выявлять причинно-следственные связи  по теме «Образование оврагов».
  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы;
  • умение систематизировать информацию;
  • способность работать с моделями (предметными, рисованными);
  • умение задавать вопросы, адекватные данной ситуации, строить монологическое высказывание.

воспитывать аккуратность, интерес к предмету и взаимопонимание с другими участниками образовательного процесса

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Мотивация,  настрой на урок

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Интересные вопросы

Ожидают смельчаков.

Пожелаем всем удачи!

Выходите!

 Кто готов?

Слушают, настраиваются на  работу.

II.Актуализация опорных знаний.

  • Наблюдение за  погодой.

 2.Проверка    домашнего задания

3.Практическая (графическая работа)

Организует наблюдение учащихся за погодой и проверку домашнего задания.

В начале урока я попрошу дежурного синоптика рассказать о состоянии погоды на сегодняшний день.

 

А сейчас мы проверим домашнее задание

                     Карточка 1

Задание: на доске рисунок

Объясни, что такое горизонт?

Что такое линия горизонта? Покажи на рисунке линию горизонта. Слайд 2. ( Линия становится пунктирной)

Допиши на рисунке-схеме названия сторон горизонта. Объясни, как стороны горизонта располагаются относительно друг друга. Слайд 2.(Появляются названия сторон горизонта.)

Карточка 2

К карточке прилагается компас. Как называется прибор для определения сторон горизонта?

Назови и покажи, из каких частей он состоит. Объясни и покажи, как им пользоваться. Слайд 3. (Рисунок компаса, предохранитель, магнитная стрелка, корпус).

Карточка 3

Расскажи, как можно определить стороны горизонта без компаса по местным признакам "Ориентирования на местности". Слайд 4. (Природные признаки ориентирования на местности.)

Пока учащиеся готовятся по индивидуальным карточкам, организует графическую работу с остальными учащимися. Остальные дети выполняют задания учителя на листочках. Начертите маршрут путешественника, если 1 клетка - это путь, который путешественник проходит за 1 час:

"Путешественник вышел из точки А и два часа шел на север, затем 2 часа - на запад, 2 часа на север и 2 часа на восток. Затем он сделал привал (точка В на схеме) и отправился дальше: 1 час шел на север, 1 час - на восток, 2 часа на юг и 3 часа на восток. Здесь он переночевал (точка С). Утром отправился дальше: 1 час шел на север, 1 час - на восток, 4 часа на юг и 2 часа на запад. Путешественник устал и сделал привал (точка D). Затем он отправился дальше: 2 часа шел на север, 1 час - на запад, 2 часа на юг, 2 часа на запад... И вернулся домой.

Ученик-синоптик использует

знаково-символические средства (карточки с условными обозначениями) для определения погоды и выставляет их в таблице.

Используя компьютер, выполняют задание по карточкам, осуществляют самоконтроль.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций

III. Самоопределение к деятельности

Организует погружение в проблему.

Я буду зачитывать определения из толкового словаря С.И.Ожегова, а вы догадайтесь, о чём идёт речь.

1.Значительная возвышенность, поднимающая над окружающей местностью.

2.Ровная земная поверхность

Предположите, о чём мы будем говорить на уроке.

  • Кто видел горы? А равнины?
  • Как можно назвать горы и равнины?

Какова же тема сегодняшнего урока. Откройте учебник и прочитайте тему на с.78

  • Какие задачи мы поставим перед собой?
  • Прочитайте, какие задачи предлагает нам выполнить Муравьишка.

Открываются на доске карточки с темой урока

Пытаются отгадать слова, доказывают своё мнение, определяют тему урока, ставят учебные задачи.

( Гора, холм)

(Равнина)

Ответы детей

Предположения детей

IV.  Подходы к открытию новых знаний

Организует устный коллективный анализ учебной задачи.

Фиксирует  выдвинутые учениками гипотезы(вопросы), организует их обсуждение. Самоопределение к деятельности.

Беседа

Рассмотрите фотографии в учебнике. Объясните, чем различаются формы земной поверхности.

 Проверьте свои ответы. Прочитайте текст под фотографиями.

  - Сформулируйте вопросы к выделенным словам. Задайте их классу.

Работают с учебником. Рассматривают фотографии из учебника. Строят свои предположения о формах земной поверхности, различают их вид. Задают вопросы своим одноклассникам.

V.  Физминутка

Организует деятельность обучающихся.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнём мы на привале…        

Вправо, влево повернись!

Руки вверх и руки вниз,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Участвуют в разминке

VI. Совместное исследование проблемы

Организация работы групп по исследованию учебных задач.

   Работа в группах.

   1 группа - «Аналитики»:

 - Сравнение по схеме строения холма и горы. Рассмотреть схему и  сделать вывод.

   2 группа - «Исследователи»:

  - По фотографиям и тексту указать причинно - следственные связи образования оврагов (схемы оврагов, фото)

 3 группа   «Краеведы»:

  - По фотографиям  дать характеристику поверхности Ставропольского края.

1 группа работает со схемой в рабочей тетради, сравнивают строение холма и горы и делают вывод.

2 группа по фотографиям и тексту исследует причину образования оврагов.

Образование оврага начинается с маленькой рытвины. Талые и дождевые воды размывают ее, и овраг постепенно увеличивается. Овраги могут быть мелкими, в несколько метров глубиной, и глубокими - в несколько десятков метров. Дно оврага всегда уже его верхней части. По дну оврага часто течет речка или ручей. Если по краям оврага разрастается много трав и кустарников, то он превращается в болото.

Овраги приносят человеку вред, так как разрушают верхний, плодородный слой почвы. Чтобы бороться с разрастанием оврагов, люди высаживают по их краям деревья и кустарники. Корни растений не дают разрушаться почве".

3 группа по фотографиям Ставропольского края пытается дать характеристику поверхности  Ставропольского края

VII.  Работа по физической карте России

Мой край - моя земля,

 Родимые просторы!

 Мой край, как ты велик!

 С границы до границы.

 И скорый поезд напрямик

 В неделю не домчится.

О чём говорится в этом стихотворении? (слайд 6)

Рассмотрите карту России. Какие цвета преобладают на ней?

Что обозначает синий , зелёный, коричневый цвета на карте?

Показывает на физической карте России равнины и горы. Слайд 7

Загадывает загадку:

«В жарком лете я стою,

Шапкой зиму достаю.»

Показ презентации «Горы» (слайды 8-19)

Подготовленный ученик читает стихотворение.

Отгадывают загадку.

Находят на карте Кавказ, Уральские горы, Восточно-Европейскую равнину, Западно-Сибирскую равнину.

Ответы детей

VIII. Моделирование  земной поверхности (Закрепление изученного материала)

А сейчас выполним творческое задание.  Используя мелки  трёх цветов нанести на  картон  земную поверхность и  выложить в определённом порядке.

Организует учебное взаимодействие учеников и следующее обсуждение составленной модели.

Работают в паре и индивидуально

IX. Подведение  итогов урока  

С какими формами земной поверхности вы познакомились сегодня на уроке?

 Какие бывают равнины?

 Какая форма земной поверхности называется холмом? Какая форма земной поверхности называется оврагом? Какие горы нашей страны вы можете назвать? Какие равнины вы знаете?

Организует контрольно-оценивающую деятельность

Слушают учителя, отвечают на вопросы .

(Горы и равнины)

(Плоские и холмистые).

Ответы детей

X. Рефлексия

Благодарит обучающихся за хорошую работу на уроке и просит составить панно  своего настроения.

-Оцените свою работу на уроке.

На доске солнце и облако.

Если вам всё понятно  и комфортно было на уроке, то прикрепите лучик к солнцу. Если что-то было не понятно, то прикрепите капельку воды к облачку. Если было трудно – прикрепите снежинку.

Луч

Капля воды

Снежинка

Осуществляют оценку своей собственной учебной деятельности на уроке.

XI. Домашнее задание

Задание и  комментарии д/з

  • Творческое: составить свой фоторепортаж «Красота гор»
  • Конструктивное: задание в РТ
  • Репродуктивное; ответы на вопросы темы из учебника

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир. Презентация по теме "Формы земной поверхности"

Презентация для изучения новой темы по окружающему миру во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Формы земной поверхности". Презентация состоит из двух частей: 1 часть - изучение нового материала, 2 ча...

конспект урока и лист самооценки по окружающему миру, 2 класс, тема "Транспорт" (УМК "Школа России")

Тема: Транспорт.Класс 2Предмет окр.мир.Этап урока,Учебная ситуацияУправляющая деятельность педагога (педагогические действия)Учебная деятельность уч-ся,Учебные действияРезультат...

Конспект урока "Когда появилась одежда" по окружающему миру 1 класс

Конспект урока "Когда появилась одежда" по окружающему миру 1 класс...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Формы земной поверхности" УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по окружающему мируТема: «Формы земной поверхности» Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с формами земной поверхности (равнины, горы, холмы и овраги)....

Технологическая карта урока окружающего мира по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Формы земной поверхности»

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование знаний о формах земной поверхности.Задачи урокаДидактические:познакомить с понятием «формы земной поверхности» и их видами;научить...

Конспект урока с использованием ИКТ по окружающему миру во 2 классе Тема: «Наше питание»

Конспект урока с использованием ИКТ по окружающему миру во 2 классе Тема: «Наше питание»...

2 класс. Тема: "Формы земной поверхности"

Урок окружающего мира во 2-ом классе. Тема:"Формы земной поверхности"....