Как животные приспособились к условиям Арктики
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Данный материал подхолдит для занятий по внеурочной деятельности, а также может быть использован на уроках окружзающего мира и подготовке к ВПР. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

________________________________Марова Дарья Петровна_____________________________________________

______________________ГБОУСОШ №385 Красносельского района______________________________

____________________________________ВНД «Наша Родина от края до края»_________________________________________

________________________________________4 ж_____________________________________

Тема: Как животные приспособились к условиям в Арктике

Тип: занятие закрепления знаний

Цель занятия: создание условий для знакомства с особенностями приспособления животных, обитающих в воде, к условиям Арктики

Планируемые результаты

Предметные:

  • Познакомится с морскими животными Арктики
  • Узнать способы приспособления морских животных в условиях Арктики

Метапредметные:

-понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания)

-формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы

-формулировать факты и подкреплять их доказательствами на основе текста

- фиксировать полученные результаты в текстовой форме

Личностные:

Проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности в расширении знаний

Умение работать в команде

Ресурсы урока: конверты с карточками, рабочие листы, электронная доска

Ход занятия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

  • Ребята, предлагаю вам сыграть в игру “Верю - не верю”. Перед каждым из вас лежат рабочие листы. Обратите внимание на первую табличку. Я задаю вопрос (выдвигаю предположение), а вы отмечаете в табличке галочкой верите или не верит:
  • Верите ли вы, что бивень нарвала помогает ему определять температуру воды?
  • Верите ли вы, что у моржей есть “дозорный”, который сообщает сородичам об опасности?
  • Верите ли вы, что у тюленя под кожей есть воздушный мешок, в котором скапливается кислород?
  • Верите ли вы, что гренландский кит, может находиться под водой до 40 минут?
  • Верите ли вы, что у косатки два ряда зубов?
  • Верите ли вы, что зрение у белух низкое?

Ученики отмечают в табличке ответ на предположение: верят или не верят.

Актуализация необходимых знаний

Что ж продолжим наше путешествие по арктической зоне России. О каких животных мы с вами говорили на прошлом занятии? Давайте посмотрим на плакат, который мы с вами составили на прошлом занятии.

- Где обитают перечисленные вами животные?

- Попробуйте с помощью звука, который я сейчас включу, определить, в какой части Арктики обитают животные, о которых мы сегодня будем говорить? (включаю звук океана)

- Как называется океан, омывающий берега арктической зоны России?

- Что вы знаете об особенностях климата Арктической пустыни?

(учитель вывешивает на доску опорные слова: животные, Арктика, приспособились)

-Давайте попробуем назвать тему занятия с помощью опорных слов.

Тема занятия: Как животные приспособились к условиям в Арктике

Попробуем назвать цель занятия.

Цель занятия: узнать, как морские животные приспосабливаются к жизни в Арктике.

Ученики отвечают на вопрос, ориентируясь на картинку (овцебык, северный олень, белый медведь, песец, снежный баран, арктический заяц-беляк)

Дают ответ: на суше.

Предполагаемый ответ учеников: в воде.

Северный Ледовитый океан

Называют особенности климата.

Называют тему занятия. В случае затруднений учитель помогает.

Пробуют назвать цель занятия. Учитель при необходимости помогает.

Организация познавательной деятельности

-Сегодня вы работаете по группам. У каждого в группе своя роль. Выдаю капитанам карточки-льдинки с ролями. Задача капитана распределить роли в группе: капитан (организует работу группы, распределяет роли), «ищу» (тот, кто ищет конверт), «читаю» (читает текст), «записываю» (записывает результат работы группы), «озвучиваю ответ» (озвучивает выполненное задание). Прошу капитанов распределить роли в команде.

- Вас ждут загадки, благодаря ответам на которые, вы сможете узнать, где спрятан конверт с заданием. (учитель раздает по загадке на группу для одновременной работы) Кстати, за правильные ответы вы будете получать льдинки.

Загадка для 1 группы:

Сидят за ней ученики

Лежат на ней учебники,

Тетради, ручки, карта-

Не просто стол, а (парта)

Загадка для 2 группы:

По зеленому белым

Пишут то и дело.

Потрут тряпицей –

Чиста страница. (доска)

Загадка для 3 группы:

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком. (книга)

  • Загадки отгаданы, капитаны озвучивают ответы. Ну что ж теперь вы знаете, где находится конверт для вашей группы. Попрошу учеников, которые выполняет роль “искателя” найти конверт.
  • Конверты найдены. Вскрываем. Итак, перед каждой группой свой текст. Ваша задача, ознакомится с текстом, занести коротко, опорными словами, данные о том, как ваше животное приспосабливается к жизни в арктической зоне в таблицу по трем пунктам: приспособление к питанию, приспособление к передвижению и к нахождению в воде. Работаем по плану:
  • 1. Читаем
  • 2. Обсуждаем
  • 3. Записываем
  • Попрошу ученика с ролью «озвучиваю ответ» озвучить, какие же особенности приспособления к жизни в Арктики вы внесли в таблицу. А пока ученик озвучивает ответы, каждый из вас фиксирует услышанную информацию в своем рабочем листе.
  • Проверим по презентации.

Физминутка

Что там чудится в тумане?

Волны плещут в океане.

Это мачты кораблей.

Пусть плывут сюда скорей!

Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем,
Ищем ракушки в песке
И сжимаем в кулаке.
Чтоб побольше их собрать, —
Надо чаще приседать.

  • Что ж, ребята, у меня есть друг, путешественник-исследователь, который как раз находится в экспедиции в зоне арктической пустыни, проводит наблюдения за животными. И я попросила его для вас записать, что же он увидел, наблюдая за животными, обитающими в воде. Сейчас я буду включать аудиозаписи, ваша задача очень внимательно слушать и подмечать, какие факты о приспособлении животных вы услышали, отметить среди предложенных только те, которые саответсвуют описанию животного.

Далее учитель дает минуту на обсуждение в группе, какие факты они отметили. Затем проверка с ориентацией на презентацию. (задание выполняется следующим образом: одна группа озвучивает один столбик с приспособленями, причем порядок выступления группы меняется, чтобы группам попадался не один и тот же столбик)

Капитаны, прошу вас оценить работу группы и подвести итог, сколько льдинок удалось вам заработать. (озвучивают результат)

Слушают разъяснения учителя.

Капитан распределяет роли.

Группы получают загадки, по команде учителя знакомятся с загадкой, отгадывают.

Капитаны озвучивают отгадки. “Искатели” находят конверты.

Группы знакомятся с текстом, обсуждают и фиксируют результат в рабочем листе (каждый в своем).

Ученик с ролью «озвучиваю ответ» представляет работу группы.

Ученики выполняют физминутку.

Слушают аудиозаписи.

Ученики выполняют задание.

Рефлексия деятельности

- Ребята, предлагаю подвести итог и вспомнить, какая цель занятия у нас была?

- Давайте вернемся к табличке “Верю - не верю” и вы проверите правильно ли ответили на выдвигаемые предположения.

(учитель вновь читает вопросы, а ученики отмечают красным цветом те ответы, которые были верны). Посчитайте количество верных ответов. У кого все предположения оказались верны? Кто сделал 1-2 ошибки? А кто везде ответил “не верю”?

Во время проверки таблички “Верю - не верю” по каждому животному, о котором шла речь на занятии, учитель вывешивает на плакат нужное животное.

- Вот такой небольшой плакат, продукт вашей работы получился к концу нашего занятия, молодцы.

- Если вы заметили, ваши роли написаны на льдинках. И сейчас я попрошу каждого, прикрепить свою льдинку в соответствующий столбик. Кто узнал что-то новое, крепит свою льдинку слева, а если так случилось, что вы ничего не запомнили и все уже итак знали, в правый столбик. Ребята, благодарю вас за занятие!

Ученики называют цель занятия.

Работают с таблицей, проводят самооценку.

Тексты для работы в группах:

Нарвалы — это очень интересное млекопитающее, которое еще называют арктический единорог. Они могу находиться на глубине без воздуха, до 25 минут, что позволяет дольше охотиться за добычей. Отличительной чертой нарвала является его рог (бивень), благодаря которому животное определяет температуру воды, предупреждает сородичей об опасности, а также есть версия, что рог помогает охотиться на добычу, а также помогает разбивать лед.

Имеют очень подвижную шею, которая также помогает охотиться за потенциальной едой. Нарвал чувствует себя комфортно в холодном климате Арктики, благодаря большому слою подкожного жира.

Морж — это млекопитающее, обитающее на территории Арктики. Большую часть дня они проводят в холодных подах Северного Ледовитого океана. И чтобы выжить в таких условиях им помогает толстый слой подкожного жира (до 15 см). Особую ценность представляют бивни моржа. Они помогают в борьбе за территорию с другими самцами. А также играют большую роль в добычи пищи. Своими бивнями они делают борозду на дне океана, поднимая тем самым моллюсков, которыми любят питаться, затем мощными ластами очищают их от раковин. Большие клыки помогают моржам взбираться на льдины, на которых они отдыхают. В стае обязательно на период отдыха выставляют «дозорного», который сообщает об опасности, и моржи уходят обратно в воду.

Тюлень — это млекопитающее, которое большую часть жизни проводит в воде. Именно поэтому у тюленя нет ушных раковин, а вместо них клапаны, которые защищают от попадания воды, такие же клапаны есть и в ноздрях млекопитающего. Масса подкожного жира, который согревает животное, составляет до 25% от обще массы тела. На суше животное выглядит тяжелым и неповоротливым, но в воде, очень гибкое и может нырять на глубину до 600 м, развивая при этом хорошую скорость. Конечно. все это помогает добыть пропитание в воде — рыбу. Под водой тюлень может пробыть до 10 минут, благодаря тому, что у него под кожей находится воздушный мешок, где скапливается кислород. Тюлень поднимается на поверхность на несколько секунд пополнить запасы кислорода и продолжает подводное плавание. Кстати, это млекопитающее спит тоже в воде, т.к. может стать легкой добычей на суше. При этом спит на спине и двигает ластами, но спит достаточно глубоко. Как раз-таки толстый слой подкожного жира помогает легко держаться на воде и спать.

Тексты для аудиозаписи:

Гренландский кит. Вес гренландского кита, может быть от 75 до 150 т. Имеет способность глубоко нырять под воду на 200 м, и не подниматься на поверхность до 40 минут.

Подкожная жировая прослойка у млекопитающего очень толстая – до 70 см, такой слой помогает хорошо справляться с давлением при глубоком погружении, сохраняет нормальную температуру, которая у гренландского кита одинаковая с температурой человеческого тела. Хвост и боковые плавники очень хорошо развиты, что позволяет ему развивать скорость до 20 км/ч. Ушных раковин нет, но при этом слух очень развит, кит улавливает звуковые волны на большом расстоянии, что позволяет киту хорошо ориентироваться под водой и на большой глубине.

Косатка — это млекопитающее, которое относится к семейству дельфинов. Является одним из самых опасных хищников. Два ряда массивных зубов позволяют косатке с легкостью раздирать добычу. Чтобы добыть себе пропитание они нападают стаей на акул. Любят плавать вдоль берегов, нападая на тюленей и морских котиков. Толстый слой подкожного жира помогает с легкостью справляться с холодной температурой воды и перепадами давления под водой, ведь косатки очень быстро перемещаются под водой. Массивный спинной плавник также помогает косатке при перемещении под водой.

Белуха хорошо приспособлена к жизни в Арктике. Она может проламывать тонкий лёд (до 8 см) при всплытии, создавая воздушные лунки. Более толстые слои льда могут поддаваться плотному гребню на спине. Обычная скорость взрослой особи достигает 3-9 км/ч, когда испугана – до 22 км/ч. Способность оставаться под водой без воздуха приблизительно 15 минут. Каждые полторы минут виртуозно выныривают, дабы вдохнуть.

Зрение у белух низкое, потому информацию о ближних предметах они получают с помощью эхо локации. Издают щелчко образные ультразвуки (есть специальные воздушные мешочки). Улавливать звуковые волны и ориентироваться в пространстве бехухам помогает акстическая линза на лбу (жировой бугор).

Рабочий лист «Как животные приспособились к жизни в Арктике»

Игра «Верю – не верю»

Верю

Не верю

Посчитай сколько совпавших предположений

Верите ли вы, что бивень нарвала помогает ему определять температуру воды?

Верите ли вы, что у моржей есть “дозорный”, который сообщает сородичам об опасности?

Верите ли вы, что у тюленя под кожей есть воздушный мешок, в котором скапливается кислород?

Верите ли вы, что гренландский кит, может находиться под водой до 40 минут?

Верите ли вы, что у косатки два ряда зубов?

Верите ли вы, что зрение у белух низкое?

Приспособление для нахождения в воде

Приспособление для питания

Приспособления для защиты

Нарвал

Морж

Тюлень

Гренландский кит

-большой слой подкожного жира

-способность долго находиться под водой

-хорошо развитые плавники и хвост

- способность улавливать звуковые волны, хороший слух

- два ряда массивных зубов

-массивный спинной плавник

- акустическая линза на лбу

-большой слой подкожного жира

-способность долго находиться под водой

-хорошо развитые плавники и хвост

- способность улавливать звуковые волны, хороший слух

- два ряда массивных зубов

-массивный спинной плавник

- акустическая линза на лбу

-большой слой подкожного жира

-способность долго находиться под водой

-хорошо развитые плавники и хвост

- способность улавливать звуковые волны, хороший слух

- два ряда массивных зубов

-массивный спинной плавник

- акустическая линза на лбу

Косатка

-большой слой подкожного жира

-способность долго находиться под водой

-хорошо развитые плавники и хвост

- способность улавливать звуковые волны, хороший слух

- два ряда массивных зубов

-массивный спинной плавник

- акустическая линза на лбу

-большой слой подкожного жира

-способность долго находиться под водой

-хорошо развитые плавники и хвост

- способность улавливать звуковые волны, хороший слух

- два ряда массивных зубов

-массивный спинной плавник

- акустическая линза на лбу

-большой слой подкожного жира

-способность долго находиться под водой

-хорошо развитые плавники и хвост

- способность улавливать звуковые волны, хороший слух

- два ряда массивных зубов

-массивный спинной плавник

- акустическая линза на лбу

Белуха

-большой слой подкожного жира

-способность долго находиться под водой

-хорошо развитые плавники и хвост

- способность улавливать звуковые волны, хороший слух

- два ряда массивных зубов

-массивный спинной плавник

- акустическая линза на лбу

-большой слой подкожного жира

-способность долго находиться под водой

-хорошо развитые плавники и хвост

- способность улавливать звуковые волны, хороший слух

- два ряда массивных зубов

-массивный спинной плавник

- акустическая линза на лбу

-большой слой подкожного жира

-способность долго находиться под водой

-хорошо развитые плавники и хвост

- способность улавливать звуковые волны, хороший слух

- два ряда массивных зубов

-массивный спинной плавник

- акустическая линза на лбу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как животные приспособились к добыванию пищи.

Знакомство с животными по типу пищи, приспособленность животных к добыванию пищи....

Презентация: Животные Арктики

Животные Арктики живут в сложных природных условиях....

Занятие по курсу внеурочной деятельности «Учимся создавать проекты» Тема: Животные Арктики в опасности

Цель урока: Создание условий для самореализации и формирования целостного представления о зоне Арктики, ее характерных особенностях. Воспитание экологической культуры младших школьников путем овладени...

Исследовательская работа «Млекопитающие. Животные Арктики»

Что такое Арктика? Это вечные льды, суровый климат, невозможность хозяйственного использования в промышленных масштабах.Арктическое побережье России тянется от границы с Норвегией на...

Технологическая карта дефектологического занятия по теме: Арктика. Животные Арктики.

Задачи:Коррекционно-образовательные:- расширять и уточнять знания о природной зоне – Арктика;- закреплять названия животных, обитающих в Арктике.Коррекционно-развивающие:- развивать логическое м...