Урок окружающего мира на тему: "Что растет на подоконнике?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Мария Бугреева Николаевна

Урок окружающего мира на тему "Что растет на подоконнике?" для обучающихся 1-х классов составлен согласно  всем требованиями. Ребята получают не только теоретические знания, но и становятся исследоватеями, что позволяет изучить данный материал особенно глубоко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_rastet_na_podokonnike.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по предмету «Окружающий мир» для 1-го класса

Тема: «Что растёт на подоконнике?»

Цель урока:

  • Познакомить детей с растениями, которые можно выращивать на подоконнике;
  • Научить замечать отличия растений (листья, стебель, цветы, плоды);
  • Воспитывать заботливое отношение к растениям.

Оборудование и материалы:

  • Карточки с изображениями растений (описания ниже — картинки заменить на реальные распечатки или показать на экране);
  • Настоящие растения на подоконнике (например, горшечная петуния, фиалка, базилик, кинза, алоэ);
  • Лупы (по возможности);
  • Лист бумаги или тетрадь, карандаши, цветные карандаши;
  • Наклейки для отметки в конце урока.

Структура урока (35–40 минут)

  1. Организационный момент (2 минуты)
  2. Приветствие. Короткая зарядка для глаз: «сморщи носик — раз, улыбнись — два, поморгай быстро — три».
  3. Актуализация знаний (5 минут)
  4. Вопросы детям: «Что вы видите на подоконнике в школе или дома?», «Какие растения растут у вас дома?»

Краткая беседа: где обычно растут комнатные растения (подоконник, стол, шкаф).

  1. Основная часть
  2. a) Рассказ учителя с показом карточек (8 минут)
    Покажите карточки (или изображения на экране) четырёх-пяти растений. Под каждой карточкой — подпись (название) и короткая характеристика.

Примеры карточек (замените текст картинками при печати/на экране):

  • Карточка 1: Фиалка

Коротко: мягкие пушистые листья, небольшие яркие цветы, любит рассеянный свет и умеренный полив.

Вопросы к детям: какого цвета цветы? Почему их не ставят на очень солнечный подоконник?

  • Карточка 2: Базилик (или другая зелень: петрушка, кинза)
    Коротко: съедобное растение, ароматное, листья используют в еде, любит светлый подоконник и регулярный полив.

Вопросы: чем отличается базилик от фиалки? Что мы можем с ним сделать (добавить в суп, салат)?

  • Карточка 3: Алоэ

Коротко: мясистые сочные листья, содержит сок, которым иногда смазывают небольшие порезы; любит солнечное место и редко нуждается в поливе.

Вопросы: какие листья — мягкие или толстые и колючие?

  • Карточка 4: Петуния (или герань)

Коротко: яркие крупные цветы, любит солнце, полив по мере подсыхания земли.
Вопросы: какие цветы вам нравятся больше? Почему?

b) Наблюдение за живым растением (5–7 минут)

  • Подойдите к одному из школьных растений на подоконнике. Посмотрите вместе с детьми: листья, стебель, цветы (если есть), почва. Предложите рассмотреть через лупу (если есть).
  • Проводим мини-опрос: «Что у растения наверху? (листья, цветы), что внизу? (корни в земле), какого цвета листья?»

c) Простая практическая работа — «Нарисуй своё растение» (8–10 минут)

  • Раздать листы и карандаши. Попросить детей нарисовать одно из показанных растений или растение, которое у них дома. Можно раскрасить.
  • Задать простой план: сначала нарисуй горшок, затем стебель, листья, цветы. Подпиши название (если умеешь).
  1. Итог урока (3 минуты)
  2. Повторить: какие растения мы сегодня рассматривали, где их ставят, как ухаживать (поливать, давать свет, не трогать грязными руками).

Вопросы детям: «Что нужно растениям для жизни?» Ожидаемые ответы: вода, свет, земля, уход.

  1. Домашнее задание (устно, 1 пункт)

1. Спросить родителей и принести на следующий урок маленькую фотографию или рисунок растения, которое растёт у вас дома на подоконнике, или нарвать пару листочков базилика (если разрешат родители) — показать в классе и рассказать 1 предложение о нём.

  1. Оценивание

Похвала каждого ребёнка за рисунок и участие. В конце можно наклеить маленькую наклейку «Молодец!» на рисунок.

Дополнения и методические подсказки для учителя:

  • Темп и сложность вопросов регулируйте в зависимости от класса. Для более тихих детей задавайте наводящие вопросы.
  • Если в классе нет живых растений — подготовьте большие картинки и попросите принести из дома одно листочек.
  • Можно провести эксперимент: два одинаковых ростка, один поставить на свет, другой в тёмное место, и наблюдать несколько дней; обсудить результаты позже. Для записи наблюдений младшим школьникам подойдет простая таблица «День 1, День 3, День 7» с кружками для отметок «листов стало больше/меньше».

Описание изображений (чтобы при печати или показе заменить на картинки):

  • Изображение 1: Фиалка в маленьком горшочке с фиолетовыми цветками.
  • Изображение 2: Горшок с базиликом — зелёные блестящие листья.
  • Изображение 3: Горшок с алоэ — мясистые длинные листья.
  • Изображение 4: Петуния на подоконнике — яркие большие цветы.
  • Изображение 5: Схематический рисунок: горшок, стебель, листья, корни (корни можно показать пунктиром в земле).

Небольшая карточка для вывешивания у подоконника (текст для плаката):

«Что нужно растениям?

1) Свет

         2) Вода

         3) Земля (питательные вещества)

4) Наш уход и забота

Формула для подсчёта числа растений на подоконнике (игровая, введите при желании): если на подоконнике было C:\Users\home\AppData\Local\Temp\ksohtml5792\wps1.jpgрастений, и принесли ещё C:\Users\home\AppData\Local\Temp\ksohtml5792\wps2.jpg, то стало C:\Users\home\AppData\Local\Temp\ksohtml5792\wps3.jpgрастений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Презентация по окружающему миру на тему "Что растет в городе?" (1 класс).

Презентация по окружающему миру на тему "Что растет в городе?" (1 класс)....

Презентация по окружающему миру на тему "Что растет на клумбе?" для 1 класса

Данная презентация помогает ученикам легче усвоить материал урока, красочные картинки вызывают интерес к растениям, ко всему живому....

Технологическая карта урока окружающий мир по теме «Что растет на клумбе?»

Цель урока: формирование представления, о распространенных декоративных растениях, растущих в клумбе.Задачи урока:Дидактические:1. Раскрывать значение понятий «клумба», «растение&raq...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме: «Что растет на клумбе?» (1 класс, УМК "Школа России").

Методическая разработка урока окружающего мира по теме: «Что растет на клумбе?» (1 класс, УМК "Школа России")....