Конспект урока окружающего мира "Почему мы любим кошек и собак?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Тимченко Наталья Сергеевна

Урок знакомит учащихся с разнообразием мира домашних животных, правилами ухода за ними.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение

«Учхозская средняя общеобразовательная школа»

Краснослободского муниципального района

Республики Мордовия

Декада начальных классов

Открытый урок окружающего мира в 1 классе по теме

«Почему мы любим кошек и собак?»

                                                                                                           Подготовила и провела: Тимченко Наталья Сергеевна,

                                                                                                                                                      учитель начальных классов,

                                                                                                                                                      высшая категория

п. Преображенский – 2025 год

Конспект урока

Окружающий мир1 класс. «Школа России»

Тема урока:"Почему мы любим кошек и собак?"

Цели:

познакомить учащихся  с  разнообразием мира домашних животных;

условиями жизни домашних животных (кошка, собака) и особенностями ухода за ними, с различными породами собак, кошек и их многообразием;

воспитывать бережное отношение к кошкам и собакам, ответственность за наших четвероногих друзей.

Планируемые результаты:

Предметные:

Ученик научится:

Описывать своего домашнего питомца по плану; рассказывать об уходе за кошкой и собакой.

Метапредметные:

Познавательные умения:

Ученик научится:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные умения:

Ученик научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

планировать свои действия на отдельных этапах урока;

выделять из темы урока известные знания и умения; фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке;

осуществлять оценку результатов своей деятельности, используя смайлики.

Коммуникативные умения:

Ученик научится:

слушать партнера по общению;

договариваться и приходить к общему решению;

проявлять стремление ладить с собеседником;

готовить небольшое сообщение с помощью взрослого по теме.

Личностные:

У ученика будут сформированы:

положительное отношение к школе и учебной деятельности;

представление о личной ответственности за свои поступки на основе бережного отношения к природе, животным;

потребность сотрудничества с учителем в ходе работы;

доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение;

первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру.

        

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор,  презентация PowerPoint, картинки с изображением кошек и собак.

Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент.

Настрой на  работу.

Психологический настрой на положительный результат в учебной деятельности.

Проверка готовности урока.

- Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

- Здравствуйте, ребята!

Сегодняшний урок будет немного необычным, потому что, как Вы уже успели заметить, у нас присутствуют гости.

Давайте их поприветствуем. (Здороваются).

2

Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

Повторение изученного материалы.

Фиксирование затруднений в индивидуальной деятельности.

- Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?

- Отгадайте загадку.

Разноцветные ворота

На лугу построил кто – то.

Но пройти в них нелегко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри!

Как ворота эти звать?

Можешь их нарисовать?

(Ответы детей)

- Правильно ребята, это радуга.

- Какая фраза-подсказка помогает запомнить цвета радуги?

(произносим вместе)

- Кто назовет цвета радуги по порядку?

-А, как образуется радуга?

 «Молодцы»!

3

Самоопределение к деятельности.

Сообщение цели предстоящей работы.

Постановка учебной задачи.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая.

Часто умывается,

А с водой не знается.

- Правильно! Молодцы!

Послушайте следующую загадку.

В будке спит,

Дом сторожит.

Кто к хозяину идёт,

Она знать даёт.

- Правильно! Молодцы!

- Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Ответы детей)

(О кошках и собаках.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о любимцах, живущих рядом с нами, о кошках и собаках.

- Откройте учебник на стр. 42, прочитайте тему урока.

Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

- Кто уже умеет ухаживать за кошками и собаками? (Ответы детей)

4

Работа по теме урока.

Работа по теме урока, использованы методы: беседа, рассказ, методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации.

- Каких животных вы знаете?

- На какие две группы можно разделить животных? (Дикие и домашние)

- Чем отличаются домашние животные от диких?

(Ответы детей)

- Каких домашних животных вы знаете?

Физминутка

Мы гуляли, мы гуляли

И корову повстречали,

Поздоровались:

Му-му!

Мы гуляли, мы гуляли

И лошадку повстречали,

Поздоровались:

Иго-го!

Мы гуляли, мы гуляли

И котенка  повстречали,

Поздоровались:

Мяу-мяу!

Мы гуляли, мы гуляли

И собачку повстречали,

Поздоровались:

Гав-гав!

- У кого из вас есть кошка или собака?

- Расскажите о них. Для своего рассказа используйте план на стр. 42 учебника.

(Ответы детей)

- Подумайте, почему же мы любим кошек и собак? (Ответы детей)

- Отгадайте загадку Муравьишки Вопросика.

Даже по железной крыше

Ходит тихо, тише мыши.

На охоту ночью выйдет

И, как днем, все видит.

Часто спит, а после сна

Умывается она?

(Кошка.)

- Что вы знаете о кошках?

- Кошки, самые распространённые домашние животные. На свете живёт более 400  миллионов кошек. А приручили их 6 тысяч лет назад в Древнем Египте. Все они похожи друг на друга, хотя люди и вывели различные породы. Предками кошек являются тигры , львы, леопарды, гепарды, ягуары.

- Различают такие породы:

Персидская и ангорские кошкипроисходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы. Персы терпеть не могут, когда их дразнят, тогда они пускают в ход когти.

Сибирские кошки – обладают длинной и водоотталкивающей шерстью. Кисточки предохраняют кончики ушей от обморожения, да и сами уши короткие, чтобы не отмёрзнуть. Такие кошки похожи на маленьких рысей.

Характер британцев подходит для большинства семей. Это дружелюбные, преданные кошки. Они спокойны и самостоятельны.

Русские голубые – это элегантные зеленоглазые кошки с серебристо-голубой плюшевой шёрсткой.

Сфинксы только кажутся голыми. Точнее будет сказать что они бесшерстные, потому что их кожа покрыта очень тонким слоем шерсти.

Тело на ощупь теплое и мягкое, напоминающее кожицу персика.

Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Окрашена неравномерно. Признак породы – тёмная "маска" на мордочке и голубые глаза. Сиамы — одни из самых добрых и преданных хозяину кошек, они прекрасно ладят с детьми.

По поведению кошки можно предсказывать погоду. Кошки предугадывают землятресение, извержение вулкана.

- Кто знает, сколько лет живет кошка? (Ответы детей)

Кошки живут примерно 20 лет.

- Какие породы кошек вы запомнили?

- А кошку какой породы вам захотелось завести у себя дома? Почему?

- Рассмотрите на стр. 42 рисунки. Расскажите, как правильно ухаживать за кошкой?

(Ответы детей.Работа по учебнику.)

В домашней обстановке за кошкой надо ухаживать. В лоток для еды кладут корм и наливают воду. Туалетный лоток надо чистить каждый день. Кошку даже иногда купают со специальнымизоо-шампунями. Шерстку надо расчесывать жесткой щеточкой. Чтобы когти у кошки оставались всегда острыми, но при этом зверь не портил мебель, в доме должна быть специальная дощечка – когтеточка. Кошка нуждается в ежедневном общении, играх, ласке. Чтобы кошка оставалась здоровой, ее систематически показывают ветеринару, делают прививки.

5.

Физ. минутка

Оздоровительные физические упражнения.

Шли по крыше три кота.

Три кота Василия.

(ходьба на месте)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее.

(поднимание и опускание рук)

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз.

(приседания)

И сказали три кота:

- Красота! Красота!

(хлопки в ладоши)

6.

Продолжение работы по теме урока.

На данном этапе урока применялись) методы передачи информации с помощью практической деятельности: практическая деятельность, работа с книгой. Практическая работа в парах, создание ситуации взаимопомощи, беседа.

- Отгадайте следующую загадку Муравьишки Вопросика.

Белый хвост

Черный нос,

Наши тапочки унес

В уголок под кровать

И не хочет отдавать.

(Собака)

- Что вы знаете о собаках?

Собака – верный друг и помощник человека с давних времен. Она первой пришла к человеку из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень давно 15 тыс. лет назад.

Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрался ли враг. А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию.

Особенно чутка она ночью, ведь далекие предки собак – волки.

Постепенно человек приучил собаку сторожить дом, она стала помогать на охоте отыскивать дичь и приносить ее хозяину. Собаки бывают разных пород.

– Какие породы собак вы знаете?

(Лайка, пудель, доберман, такса, пудель, боксер.)

Все породы собак делятся на три группы:

– служебные

– охотничьи

– декоративные.

 – Что вы знаете об охотничьих собаках?

Охотничьи собаки используются для различных видов охоты. Их общим признаком является охотничий инстинкт. К охотничьим породам собак относятся борзые, гончие, лайки, хаски, таксы.

– Почему этих собак называют служебными?

Большинство служебных собак должны быть физически крепкими, здоровыми и выносливыми, обладать острым слухом и чутьем. Сторожевых собак применяют для защиты от нападения или для преследования и задержания людей, проникших на территорию охраняемого объекта. Их используют при проведении поисково-спасательных работ по ликвидации последствий катастроф, землетрясений, стихийных бедствий. К ним относятся немецкая, кавказская, среднеазиатская овчарки, ротвейлер, лабрадор.

– Что вы можете сказать о декоративных собаках?

Декоративных собак заводят для красоты. Для одинокого человека они могут быть единственным близким другом. К ним относят пуделей, пекинесов, чау-чау, йоршикский терьер.

- А как собака может служить человеку еще?

Есть собаки-поводыри, они помогают слепым людям передвигаться по улице. На севере используют собачьи упряжки как средство передвижения. Такие упряжки остаются важным видом транспорта.

Во время войны собаки доставляли важные сведения, выносили раненых с поля боя. Первыми в космосе побывали собаки – Белка и Стрелка. Все это было увековечено в памятниках собакам:

– памятник Белому Биму Черное Ухо (г. Воронеж).

– памятник преданности собаки (г. Тольятти)

– памятник собаке-космонавту (г. Ижевск)

– памятник служебным собакам МВД России (г. Новосибирск)

В наше время собаки выполняют много важных функций: служат в полиции (ищут наркотики и взрывчатку), охраняют границу России.

- Рассмотрите рисунки в учебнике на стр. 43.

- Расскажите, как нужно ухаживать за собаками? (Ответы детей)

- Часто при содержании собак их хозяева допускают ошибки. Запомните!

Собака нужен сбалансированный корм, сюда относятся мясо, кости, овсяные хлопья, овощи. Ни в коем случае нельзя давать собакам печенье и шоколад. Собак нельзя перекармливать. Они ежедневно нуждаются в движении. Домашних собачек требуется выгуливать несколько раз в день, по их требованию. Выгуливать собаку нужно в наморднике, с повадком.

Практическая работа в парах.

- Рассмотрите на стр. 43 учебника предметы, необходимые для ухода за кошкой и собакой. А, что означает этот знак? (Работайте в паре, один будет рассказывать о предметах, необходимых для ухода за кошкой, другой – за собакой.)

- Подумайте и объясните, для чего  предназначены эти предметы?

(Ответы детей)

- Прочитайте правило, выделенное черным шрифтом. Запомните его!

7.

Закрепление.

Метод контроля и самоконтроля, выполнение заданий в рабочей тетради.

Выполнение заданий в рабочей тетради (стр. 27)

- Рассмотри рисунок, кто из ребят правильно гуляет с собакой?

- Какое правило забыл один из мальчиков?

- Почему опасно гулять с собакой без поводка и намордника? (Ответы детей)

- Выполните задание.

8.

Рефлексия учебной деятельности.

Самооценка детьми собственной деятельности.

Использован метод стимулирования, мотивации, поощрения.

- Оцените свои достижения на уроке. Нарисуйте в рабочей тетраде смайлик.

Если вы все поняли по сегодняшней теме урока, то нарисуйте смайлик  с улыбкой. Если что – то у вас вызвало затруднение то смайлик без улыбки, а если вы многое не поняли, то нарисуйте грустный смайлик.

 - Послушайте стихотворение Г. Мельникова.

Все мяукал котенок

Во дворе под кустом,

Все хотелось котенку,

Чтоб позвал кто – то в дом.

Вдруг с куста одинокий

Прошуршал желтый лист –

Показалось котенку,

Что позвали: «кис – кис».

Замирая от счастья,

Он помчался на зов,

Только дверь оказалась

Заперта на засов.

 - О чем это стихотворение? (Ответы детей)

- Какое настроение передает нам это стихотворение? (Ответы детей)

- Чему учит это стихотворение?

- Кошка и собака – живые существа, которые нуждаются в нашей заботе. Ухаживать за ними нужно так, чтобы обеспечить им хорошие условия жизни. Не забывайте кормить, поить своего маленького друга. Пусть не случится так, чтобы ваш друг потерял свой дом.

9.

Итог урока.

Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Ответы на вопросы, подведение итога урока.

Методы контроля и самоконтроля: выполнение теста.

- Подошел к концу наш урок.

- Какие учебные задачи мы поставили перед собой в начале урока?

-Как вы думаете, мы выполнили все поставленные задачи?

- Почему же мы любим кошек и собак?

- Как нужно ухаживать за кошкой?

- Как нужно ухаживать за собакой?

(Ответы детей)

(Выполнение теста с 46)

Я очень довольна вашей работой на уроке и  надеюсь, что вы запомните все правила по уходу за кошками и собаками и будете добрыми и заботливыми хозяевами для своих домашних питомцев.

Урок окончен!Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира "Знай и люби свой край" 4 класс

Данный конспект урока поможет учителю провести урок обобщения знаний по разделу. Использование различных форм работы позволяет развивать познавательную и творческую деятельность учащихся....

Конспект урока во 2 классе "Про кошек и собак"

Цель: создать условия для повышения познавательной и творческо-поисковой активности детей, развития их личностно-мотивационной сферы.Планируемые результаты:Предметные:- ученики познакомятся с породами...

Конспект урока английского языка "Мы любим спорт" во 2 классе

Одной из задач данного урокаявляется содействие формированию  познавательности мира, формирование позитивного отношения к физической культуре и спорту как важнейшему элементу здорового образа жиз...

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Про кошек и собак"

Данный урок входит в программу Окружающего мира (УМК "Школа России"). Может также использоваться на уроке Окружающего мира в 1 классе (УМК "Перспектива"). Целью урока является...

Конспект урока- проекта "Почему мы любим кошек и собак" Окружающий мир 1 класс

Работа в группах над созданием книжки- малышки "Наши друзья" ......

Конспект урока окружающего мира «Почему мы любим кошек и собак?» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя:  формирование представлений о разнообразие мира домашних животных их условиями жизни домашних животных (кошка, собака)Планируемые результатыПредметные:- знать особеннос...