Природное сообщество пресных вод 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Сагитова Мария Евгеньевна

На уроке "Прирожное сообщество пресных вод" ученики познакомятся с разнообразием жизни в пресных водоемах, таких как реки, озера и пруды. Мы обсудим, какие организмы обитают в этих экосистемах, включая рыбы, лягушки, насекомые и водоросли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс:4

Тип урока: открытие нового знания.

Тема урока: Природное сообщество пресных вод.

Цель: создание условия для формирования представлений у обучающихся о пресном водоёме, как о природном сообществе.

Задачи:

Дидактические:

  • обеспечить усвоение знаний о жизни пресного водоёма и его связи между растительным и животным миром;
  • формировать представления о растениях и животных, которые обитают в пресном водоёме.

Развивающие:

  • обеспечить развитие познаний и совершенствование процесса естественно – научного образования  обучающихся;
  • обеспечить  формирование научных знаний о природе.  

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию бережного отношения к природе и водоёмам.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь.

— Давайте проверим вашу посадку. Сядьте так, чтобы спина была прямой, а между животиком и партой помещался кулачок.

Приветствуют учителя. Садятся.

Правильно садятся за партой.

Актуализация знаний

— Слышите, что-то льётся, да так быстро.

Звук льющийся реки.

— Как вы думаете, что это?

— Верно, но это не похоже на воду, которая льётся из крана. Тогда что это может быть, как вы думаете?

— Хм, да, наверное, вы правы. Но также это может быть шум моря, океана или озера. Давайте я дам вам ответ, но он будет зашифрован. Вы же не думали, что будет так просто? Какой корень в слове «подводный»? А какая соединительная гласная в слове «паровоз»? Теперь выделите корень в слове «подъём». И какое окончание в слове «слоны»?

— Какое слово у вас получилось?

— Но это ещё не всё.

— Какое слово получилось?

— Если к полученному слову добавить слово, которое мы получили первым, то получится…

— Вы отлично разгадали мои загадки, они должны были подсказать вам тему нашего сегодняшнего рука. Так как она звучит?

— Верно, мы познакомимся с жизнью пресного водоёма, а также с его обитателями. А ещё узнаем роль растений для водоёма.

Прислушиваются

— Это вода.

— Это река бежит.

— Водоёмы.

Разгадывают ребус.

— Пресные.

— Водоёмы.

— Пресные водоёмы.

— Пресные водоёмы.

Проверка домашнего задания

— Давайте для начала проверим ваше домашнее задание.

— Чем луг сходен с лесом?

— Чем отличается?

— Какие организмы составляют луговое сообщество?

— Как нужно вести себя на лугу?

— Молодцы! Вы отлично усвоили прошлую тему. Надеюсь, что сегодня вам также все будет понятно.

— На лугу, как и в лесу могут расти грибы и ягоды, там есть живые организмы. Жизнь леса и луга невозможна без без неживой природы и почвы. Отличаются тем, что на лугу всё-таки травы главные растения, крупные животные не водятся.

— Пчелы, цветочные мухи, бабочки, шмели, гусеницы, жабы, ящерицы, перепели и коростели, трясогузки, полёвки, мыши, грибы, черви, травы, бактерии.

— Нужно оберегать природу луга. Ненужно ловить бабочек, уничтожать гнезда шмелей, губить цветы, насекомых. Нельзя поджигать сухую прошлогоднюю траву, т.к. вместе с ней сгорают молодые ростки. В огне погибают божьи коровки, гнезда шмелей, птиц. Почва становится менее плодородной.

Открытие нового знания

— Что такое водоём?

— Какие водоёмы относятся к пресным?

— Верно.

— Я предлагаю познакомиться лучше с темой урока. Поэтому, поднимите глазки на экран и давайте посмотрим видеосюжет.

Учитель включает видеосюжет.

— Мы поверхностно познакомились с обитателями пресных водоемов, растениями. Я предлагаю узнать немного поподробнее. Внимание на экран.

— Растения водоема делятся на две группы: на берегу и в водоёме. Ко второй группе относят те, что полностью в воде, на её поверхности, а также в воду погружена только нижняя часть, поэтому их относят ещё и к тем, что на берегу.

— На низких берегах водоёмов почва очень увлажнённая, так как во  время дождей и таяния снега здесь долго задерживается вода. Поэтому,  здесь растут высокие травянистые растения.

— Среди растений, которые на поверхности воды – это ряска, водокрас, кубышка и кувшинка.

— Заросли ряски состоят из множества отдельных плоских лепешек овальной формы размером меньше ногтя. Ряска относится к цветковым растениям. Но цветет она чрезвычайно редко. Цветки ее настолько малы, что их трудно увидеть невооруженным глазом.

— Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Листья крупные, плотные, округло-сердцевидной формы с глянцевой поверхностью.

Белая кувшинка имеет толстое корневище на дне водоема. Цветки – чисто-белые с приятным тонким ароматом. Они всплывают на поверхность рано утром и раскрываются. К вечеру они снова закрываются и прячутся под воду. А если приближается ненастье, то цветки либо вовсе не показываются из воды, либо прячутся раньше времени.

— Водоросли плавают в толще воды. Растения получают кислород для дыхания и углекислый газ для создания органических веществ из воды.

— К растениям, у которых в воду погружена только нижняя часть относятся: рогоз, камыш и стрелолист.

— Стрелолист можно узнать по листьям, которые похожи на стрелы с большими широкими наконечниками. В высоту достигает 1 метр.

— Так чем же полезны растения для природных водоёмов? Они дают кислород, пищу для животных и являются домом.

— Теперь давайте поговорим о животном мире пресной воды.

— Раки обитают только в чистой воде, они устраивают себе на дне под корягами или камнями норки. К вечеру выползают из убежищ в поисках пищи- малоподвижных животных, погибших рыб, червей, улиток.

— Жук-плавунец - самый большой жук, обитающий в пресных водоёмах.

— Водомерки скользят по поверхности водоёма.

— Рыбы пресного водоема: карась, сом, карп, щука (показать каждую).

— Птицы пресного водоема: утки, гуси, аисты, цапли и выдры (показать).

— Звери пресного водоема: бобры, нутрии, ондатры, выдры (показать).

ФИЗМИНУТКА

Водоём – это углубление на поверхности земли, заполненное водой.

— Озера, реки, болота, ручьи.

Смотрят видеосюжет.

Слушают.

Закрепление пройденного материала

— Откройте рабочие тетради на странице 74 и 76. Вам нужно выполнить самостоятельно №2 и 5. Вам в помощь картинка в учебнике на страницах 136-137. Ваша задача, опираясь на рисунок в учебнике, в №2 соотнести растения с названиями, а в №5  определить каждое животное и подписать их названия. Затем мы проверим. Пользуйтесь простым карандашом, чтобы можно было при проверке исправить ошибку.

— Давайте сначала проверим №2.

— Теперь проверим №5.

— В рабочей тетради посмотрите на страницу 75. Кто хочет прочитать задание №4?

— Хорошо. Давайте вместе выполним задание. Нам понадобится учебник на страницах 136-137. Нам нужно найти ошибки в тексте и исправить.

— Кто хочет начать читать?

— Проверьте желтые точно кувшинки?

— Хорошо, кувшинки зачёркивайте и подписывайте кубышки. Читаем дальше, кто хочет продолжить?

— Читай.

               

— Проверьте, точно ли ряска имеет форму стрелы?

— Хорошо, ряска зачёркивайте и подписывайте стрелолист. Читаем дальше Кто продолжит?

— По поверхности бегают жуки- плавунцы?

— Верно, исправляем и подписываем правильно. Читаем дальше, кто продолжит?

— Давайте тут остановимся. Найдите в тексте на 138 странице учебника, что говорилось о моллюсках.

— Верно, поэтому исправляем хищные на растительноядные.  

— Молодцы, мы отлично поработали с этим заданием.

— Выполняют задание в рабочей тетради.

Проверка заданий.

Ученик читает.

— Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие жёлтые кувшинки (кубышки).

— Нет, жёлтые кубышки.

Ученица читает:

— Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска (стрелолист).

— Нет, это стрелолист.

— По поверхности воды стремительно бегают жуки-плавунцы (клопы-водомерки).

— Нет,  клопы-водомерки.

— А по водным растениям медленно ползают хищные (растительноядные) моллюски – прудовики и катушки.

— Они растительноядные.

Рефлексия

— Закончите фразы

  • Теперь я знаю, что…
  • После урока мне захотелось...
  • Сегодня я сумел...

Итог урока

— Какие водоёмы являются пресными?

— Какие растения растут в пресных водоемах?

— Какие животные обитают в пресных водоемах?

— Спасибо за урок. Мне очень приятно было с вами работать. До свидания.

— Озера, ручьи, болота, реки.

Перечисляют.

— До свидания!



Предварительный просмотр:

Класс:4

Тип урока: открытие нового знания.

Тема урока: Природное сообщество пресных вод.

Цель: создание условия для формирования представлений у обучающихся о пресном водоёме, как о природном сообществе.

Задачи:

Дидактические:

  • обеспечить усвоение знаний о жизни пресного водоёма и его связи между растительным и животным миром;
  • формировать представления о растениях и животных, которые обитают в пресном водоёме.

Развивающие:

  • обеспечить развитие познаний и совершенствование процесса естественно – научного образования  обучающихся;
  • обеспечить  формирование научных знаний о природе.  

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию бережного отношения к природе и водоёмам.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь.

— Давайте проверим вашу посадку. Сядьте так, чтобы спина была прямой, а между животиком и партой помещался кулачок.

Приветствуют учителя. Садятся.

Правильно садятся за партой.

Актуализация знаний

— Слышите, что-то льётся, да так быстро.

Звук льющийся реки.

— Как вы думаете, что это?

— Верно, но это не похоже на воду, которая льётся из крана. Тогда что это может быть, как вы думаете?

— Хм, да, наверное, вы правы. Но также это может быть шум моря, океана или озера. Давайте я дам вам ответ, но он будет зашифрован. Вы же не думали, что будет так просто? Какой корень в слове «подводный»? А какая соединительная гласная в слове «паровоз»? Теперь выделите корень в слове «подъём». И какое окончание в слове «слоны»?

— Какое слово у вас получилось?

— Но это ещё не всё.

— Какое слово получилось?

— Если к полученному слову добавить слово, которое мы получили первым, то получится…

— Вы отлично разгадали мои загадки, они должны были подсказать вам тему нашего сегодняшнего рука. Так как она звучит?

— Верно, мы познакомимся с жизнью пресного водоёма, а также с его обитателями. А ещё узнаем роль растений для водоёма.

Прислушиваются

— Это вода.

— Это река бежит.

— Водоёмы.

Разгадывают ребус.

— Пресные.

— Водоёмы.

— Пресные водоёмы.

— Пресные водоёмы.

Проверка домашнего задания

— Давайте для начала проверим ваше домашнее задание.

— Чем луг сходен с лесом?

— Чем отличается?

— Какие организмы составляют луговое сообщество?

— Как нужно вести себя на лугу?

— Молодцы! Вы отлично усвоили прошлую тему. Надеюсь, что сегодня вам также все будет понятно.

— На лугу, как и в лесу могут расти грибы и ягоды, там есть живые организмы. Жизнь леса и луга невозможна без без неживой природы и почвы. Отличаются тем, что на лугу всё-таки травы главные растения, крупные животные не водятся.

— Пчелы, цветочные мухи, бабочки, шмели, гусеницы, жабы, ящерицы, перепели и коростели, трясогузки, полёвки, мыши, грибы, черви, травы, бактерии.

— Нужно оберегать природу луга. Ненужно ловить бабочек, уничтожать гнезда шмелей, губить цветы, насекомых. Нельзя поджигать сухую прошлогоднюю траву, т.к. вместе с ней сгорают молодые ростки. В огне погибают божьи коровки, гнезда шмелей, птиц. Почва становится менее плодородной.

Открытие нового знания

— Что такое водоём?

— Какие водоёмы относятся к пресным?

— Верно.

— Я предлагаю познакомиться лучше с темой урока. Поэтому, поднимите глазки на экран и давайте посмотрим видеосюжет.

Учитель включает видеосюжет.

— Мы поверхностно познакомились с обитателями пресных водоемов, растениями. Я предлагаю узнать немного поподробнее. Внимание на экран.

— Растения водоема делятся на две группы: на берегу и в водоёме. Ко второй группе относят те, что полностью в воде, на её поверхности, а также в воду погружена только нижняя часть, поэтому их относят ещё и к тем, что на берегу.

— На низких берегах водоёмов почва очень увлажнённая, так как во  время дождей и таяния снега здесь долго задерживается вода. Поэтому,  здесь растут высокие травянистые растения.

— Среди растений, которые на поверхности воды – это ряска, водокрас, кубышка и кувшинка.

— Заросли ряски состоят из множества отдельных плоских лепешек овальной формы размером меньше ногтя. Ряска относится к цветковым растениям. Но цветет она чрезвычайно редко. Цветки ее настолько малы, что их трудно увидеть невооруженным глазом.

— Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Листья крупные, плотные, округло-сердцевидной формы с глянцевой поверхностью.

Белая кувшинка имеет толстое корневище на дне водоема. Цветки – чисто-белые с приятным тонким ароматом. Они всплывают на поверхность рано утром и раскрываются. К вечеру они снова закрываются и прячутся под воду. А если приближается ненастье, то цветки либо вовсе не показываются из воды, либо прячутся раньше времени.

— Водоросли плавают в толще воды. Растения получают кислород для дыхания и углекислый газ для создания органических веществ из воды.

— К растениям, у которых в воду погружена только нижняя часть относятся: рогоз, камыш и стрелолист.

— Стрелолист можно узнать по листьям, которые похожи на стрелы с большими широкими наконечниками. В высоту достигает 1 метр.

— Так чем же полезны растения для природных водоёмов? Они дают кислород, пищу для животных и являются домом.

— Теперь давайте поговорим о животном мире пресной воды.

— Раки обитают только в чистой воде, они устраивают себе на дне под корягами или камнями норки. К вечеру выползают из убежищ в поисках пищи- малоподвижных животных, погибших рыб, червей, улиток.

— Жук-плавунец - самый большой жук, обитающий в пресных водоёмах.

— Водомерки скользят по поверхности водоёма.

— Рыбы пресного водоема: карась, сом, карп, щука (показать каждую).

— Птицы пресного водоема: утки, гуси, аисты, цапли и выдры (показать).

— Звери пресного водоема: бобры, нутрии, ондатры, выдры (показать).

ФИЗМИНУТКА

Водоём – это углубление на поверхности земли, заполненное водой.

— Озера, реки, болота, ручьи.

Смотрят видеосюжет.

Слушают.

Закрепление пройденного материала

— Откройте рабочие тетради на странице 74 и 76. Вам нужно выполнить самостоятельно №2 и 5. Вам в помощь картинка в учебнике на страницах 136-137. Ваша задача, опираясь на рисунок в учебнике, в №2 соотнести растения с названиями, а в №5  определить каждое животное и подписать их названия. Затем мы проверим. Пользуйтесь простым карандашом, чтобы можно было при проверке исправить ошибку.

— Давайте сначала проверим №2.

— Теперь проверим №5.

— В рабочей тетради посмотрите на страницу 75. Кто хочет прочитать задание №4?

— Хорошо. Давайте вместе выполним задание. Нам понадобится учебник на страницах 136-137. Нам нужно найти ошибки в тексте и исправить.

— Кто хочет начать читать?

— Проверьте желтые точно кувшинки?

— Хорошо, кувшинки зачёркивайте и подписывайте кубышки. Читаем дальше, кто хочет продолжить?

— Читай.

               

— Проверьте, точно ли ряска имеет форму стрелы?

— Хорошо, ряска зачёркивайте и подписывайте стрелолист. Читаем дальше Кто продолжит?

— По поверхности бегают жуки- плавунцы?

— Верно, исправляем и подписываем правильно. Читаем дальше, кто продолжит?

— Давайте тут остановимся. Найдите в тексте на 138 странице учебника, что говорилось о моллюсках.

— Верно, поэтому исправляем хищные на растительноядные.  

— Молодцы, мы отлично поработали с этим заданием.

— Выполняют задание в рабочей тетради.

Проверка заданий.

Ученик читает.

— Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие жёлтые кувшинки (кубышки).

— Нет, жёлтые кубышки.

Ученица читает:

— Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска (стрелолист).

— Нет, это стрелолист.

— По поверхности воды стремительно бегают жуки-плавунцы (клопы-водомерки).

— Нет,  клопы-водомерки.

— А по водным растениям медленно ползают хищные (растительноядные) моллюски – прудовики и катушки.

— Они растительноядные.

Рефлексия

— Закончите фразы

  • Теперь я знаю, что…
  • После урока мне захотелось...
  • Сегодня я сумел...

Итог урока

— Какие водоёмы являются пресными?

— Какие растения растут в пресных водоемах?

— Какие животные обитают в пресных водоемах?

— Спасибо за урок. Мне очень приятно было с вами работать. До свидания.

— Озера, ручьи, болота, реки.

Перечисляют.

— До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природное сообщество пресного водоёма

Урок «Природоведение» по учебнику А.А.Плешакова, 4 классЦели урока: Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма; познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов, с ...

Природное сообщество пресного водоема.

Цель: познакомить детей с природным сообществом – пресным водоёмом. Задачи: обучающая - сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма, познакомить с растительным и животным миром пр...

Презентация "Природное сообщество пресного водоема"

К уроку окружающего мира в 4 классе....

Окружающий мир "Природное сообщество пресных вод". 4 класс "Школа России"

ПРоверочная работа по окружающему миру в 4 классе. УМК "Школа России", Плешаков А.А....