Природное сообщество пресных вод 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
На уроке "Прирожное сообщество пресных вод" ученики познакомятся с разнообразием жизни в пресных водоемах, таких как реки, озера и пруды. Мы обсудим, какие организмы обитают в этих экосистемах, включая рыбы, лягушки, насекомые и водоросли.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.26 КБ | |
| 28.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс:4
Тип урока: открытие нового знания.
Тема урока: Природное сообщество пресных вод.
Цель: создание условия для формирования представлений у обучающихся о пресном водоёме, как о природном сообществе.
Задачи:
Дидактические:
- обеспечить усвоение знаний о жизни пресного водоёма и его связи между растительным и животным миром;
- формировать представления о растениях и животных, которые обитают в пресном водоёме.
Развивающие:
- обеспечить развитие познаний и совершенствование процесса естественно – научного образования обучающихся;
- обеспечить формирование научных знаний о природе.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе и водоёмам.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | — Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь. — Давайте проверим вашу посадку. Сядьте так, чтобы спина была прямой, а между животиком и партой помещался кулачок. | Приветствуют учителя. Садятся. Правильно садятся за партой. |
Актуализация знаний | — Слышите, что-то льётся, да так быстро. Звук льющийся реки. — Как вы думаете, что это? — Верно, но это не похоже на воду, которая льётся из крана. Тогда что это может быть, как вы думаете? — Хм, да, наверное, вы правы. Но также это может быть шум моря, океана или озера. Давайте я дам вам ответ, но он будет зашифрован. Вы же не думали, что будет так просто? Какой корень в слове «подводный»? А какая соединительная гласная в слове «паровоз»? Теперь выделите корень в слове «подъём». И какое окончание в слове «слоны»? — Какое слово у вас получилось? — Но это ещё не всё. — Какое слово получилось? — Если к полученному слову добавить слово, которое мы получили первым, то получится… — Вы отлично разгадали мои загадки, они должны были подсказать вам тему нашего сегодняшнего рука. Так как она звучит? — Верно, мы познакомимся с жизнью пресного водоёма, а также с его обитателями. А ещё узнаем роль растений для водоёма. | Прислушиваются — Это вода. — Это река бежит. — Водоёмы. Разгадывают ребус. — Пресные. — Водоёмы. — Пресные водоёмы. — Пресные водоёмы. |
Проверка домашнего задания | — Давайте для начала проверим ваше домашнее задание. — Чем луг сходен с лесом? — Чем отличается? — Какие организмы составляют луговое сообщество? — Как нужно вести себя на лугу? — Молодцы! Вы отлично усвоили прошлую тему. Надеюсь, что сегодня вам также все будет понятно. | — На лугу, как и в лесу могут расти грибы и ягоды, там есть живые организмы. Жизнь леса и луга невозможна без без неживой природы и почвы. Отличаются тем, что на лугу всё-таки травы главные растения, крупные животные не водятся. — Пчелы, цветочные мухи, бабочки, шмели, гусеницы, жабы, ящерицы, перепели и коростели, трясогузки, полёвки, мыши, грибы, черви, травы, бактерии. — Нужно оберегать природу луга. Ненужно ловить бабочек, уничтожать гнезда шмелей, губить цветы, насекомых. Нельзя поджигать сухую прошлогоднюю траву, т.к. вместе с ней сгорают молодые ростки. В огне погибают божьи коровки, гнезда шмелей, птиц. Почва становится менее плодородной. |
Открытие нового знания | — Что такое водоём? — Какие водоёмы относятся к пресным? — Верно. — Я предлагаю познакомиться лучше с темой урока. Поэтому, поднимите глазки на экран и давайте посмотрим видеосюжет. Учитель включает видеосюжет. — Мы поверхностно познакомились с обитателями пресных водоемов, растениями. Я предлагаю узнать немного поподробнее. Внимание на экран. — Растения водоема делятся на две группы: на берегу и в водоёме. Ко второй группе относят те, что полностью в воде, на её поверхности, а также в воду погружена только нижняя часть, поэтому их относят ещё и к тем, что на берегу. — На низких берегах водоёмов почва очень увлажнённая, так как во время дождей и таяния снега здесь долго задерживается вода. Поэтому, здесь растут высокие травянистые растения. — Среди растений, которые на поверхности воды – это ряска, водокрас, кубышка и кувшинка. — Заросли ряски состоят из множества отдельных плоских лепешек овальной формы размером меньше ногтя. Ряска относится к цветковым растениям. Но цветет она чрезвычайно редко. Цветки ее настолько малы, что их трудно увидеть невооруженным глазом. — Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Листья крупные, плотные, округло-сердцевидной формы с глянцевой поверхностью. — Белая кувшинка имеет толстое корневище на дне водоема. Цветки – чисто-белые с приятным тонким ароматом. Они всплывают на поверхность рано утром и раскрываются. К вечеру они снова закрываются и прячутся под воду. А если приближается ненастье, то цветки либо вовсе не показываются из воды, либо прячутся раньше времени. — Водоросли плавают в толще воды. Растения получают кислород для дыхания и углекислый газ для создания органических веществ из воды. — К растениям, у которых в воду погружена только нижняя часть относятся: рогоз, камыш и стрелолист. — Стрелолист можно узнать по листьям, которые похожи на стрелы с большими широкими наконечниками. В высоту достигает 1 метр. — Так чем же полезны растения для природных водоёмов? Они дают кислород, пищу для животных и являются домом. — Теперь давайте поговорим о животном мире пресной воды. — Раки обитают только в чистой воде, они устраивают себе на дне под корягами или камнями норки. К вечеру выползают из убежищ в поисках пищи- малоподвижных животных, погибших рыб, червей, улиток. — Жук-плавунец - самый большой жук, обитающий в пресных водоёмах. — Водомерки скользят по поверхности водоёма. — Рыбы пресного водоема: карась, сом, карп, щука (показать каждую). — Птицы пресного водоема: утки, гуси, аисты, цапли и выдры (показать). — Звери пресного водоема: бобры, нутрии, ондатры, выдры (показать). ФИЗМИНУТКА | — Водоём – это углубление на поверхности земли, заполненное водой. — Озера, реки, болота, ручьи. Смотрят видеосюжет. Слушают. |
Закрепление пройденного материала | — Откройте рабочие тетради на странице 74 и 76. Вам нужно выполнить самостоятельно №2 и 5. Вам в помощь картинка в учебнике на страницах 136-137. Ваша задача, опираясь на рисунок в учебнике, в №2 соотнести растения с названиями, а в №5 определить каждое животное и подписать их названия. Затем мы проверим. Пользуйтесь простым карандашом, чтобы можно было при проверке исправить ошибку. — Давайте сначала проверим №2. — Теперь проверим №5. — В рабочей тетради посмотрите на страницу 75. Кто хочет прочитать задание №4? — Хорошо. Давайте вместе выполним задание. Нам понадобится учебник на страницах 136-137. Нам нужно найти ошибки в тексте и исправить. — Кто хочет начать читать? — Проверьте желтые точно кувшинки? — Хорошо, кувшинки зачёркивайте и подписывайте кубышки. Читаем дальше, кто хочет продолжить? — Читай.
— Проверьте, точно ли ряска имеет форму стрелы? — Хорошо, ряска зачёркивайте и подписывайте стрелолист. Читаем дальше Кто продолжит? — По поверхности бегают жуки- плавунцы? — Верно, исправляем и подписываем правильно. Читаем дальше, кто продолжит? — Давайте тут остановимся. Найдите в тексте на 138 странице учебника, что говорилось о моллюсках. — Верно, поэтому исправляем хищные на растительноядные. — Молодцы, мы отлично поработали с этим заданием. | — Выполняют задание в рабочей тетради. Проверка заданий. Ученик читает. — Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие жёлтые кувшинки (кубышки). — Нет, жёлтые кубышки. Ученица читает: — Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска (стрелолист). — Нет, это стрелолист. — По поверхности воды стремительно бегают жуки-плавунцы (клопы-водомерки). — Нет, клопы-водомерки. — А по водным растениям медленно ползают хищные (растительноядные) моллюски – прудовики и катушки. — Они растительноядные. |
Рефлексия | — Закончите фразы
| |
Итог урока | — Какие водоёмы являются пресными? — Какие растения растут в пресных водоемах? — Какие животные обитают в пресных водоемах? — Спасибо за урок. Мне очень приятно было с вами работать. До свидания. | — Озера, ручьи, болота, реки. Перечисляют. — До свидания! |
Предварительный просмотр:
Класс:4
Тип урока: открытие нового знания.
Тема урока: Природное сообщество пресных вод.
Цель: создание условия для формирования представлений у обучающихся о пресном водоёме, как о природном сообществе.
Задачи:
Дидактические:
- обеспечить усвоение знаний о жизни пресного водоёма и его связи между растительным и животным миром;
- формировать представления о растениях и животных, которые обитают в пресном водоёме.
Развивающие:
- обеспечить развитие познаний и совершенствование процесса естественно – научного образования обучающихся;
- обеспечить формирование научных знаний о природе.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе и водоёмам.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | — Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь. — Давайте проверим вашу посадку. Сядьте так, чтобы спина была прямой, а между животиком и партой помещался кулачок. | Приветствуют учителя. Садятся. Правильно садятся за партой. |
Актуализация знаний | — Слышите, что-то льётся, да так быстро. Звук льющийся реки. — Как вы думаете, что это? — Верно, но это не похоже на воду, которая льётся из крана. Тогда что это может быть, как вы думаете? — Хм, да, наверное, вы правы. Но также это может быть шум моря, океана или озера. Давайте я дам вам ответ, но он будет зашифрован. Вы же не думали, что будет так просто? Какой корень в слове «подводный»? А какая соединительная гласная в слове «паровоз»? Теперь выделите корень в слове «подъём». И какое окончание в слове «слоны»? — Какое слово у вас получилось? — Но это ещё не всё. — Какое слово получилось? — Если к полученному слову добавить слово, которое мы получили первым, то получится… — Вы отлично разгадали мои загадки, они должны были подсказать вам тему нашего сегодняшнего рука. Так как она звучит? — Верно, мы познакомимся с жизнью пресного водоёма, а также с его обитателями. А ещё узнаем роль растений для водоёма. | Прислушиваются — Это вода. — Это река бежит. — Водоёмы. Разгадывают ребус. — Пресные. — Водоёмы. — Пресные водоёмы. — Пресные водоёмы. |
Проверка домашнего задания | — Давайте для начала проверим ваше домашнее задание. — Чем луг сходен с лесом? — Чем отличается? — Какие организмы составляют луговое сообщество? — Как нужно вести себя на лугу? — Молодцы! Вы отлично усвоили прошлую тему. Надеюсь, что сегодня вам также все будет понятно. | — На лугу, как и в лесу могут расти грибы и ягоды, там есть живые организмы. Жизнь леса и луга невозможна без без неживой природы и почвы. Отличаются тем, что на лугу всё-таки травы главные растения, крупные животные не водятся. — Пчелы, цветочные мухи, бабочки, шмели, гусеницы, жабы, ящерицы, перепели и коростели, трясогузки, полёвки, мыши, грибы, черви, травы, бактерии. — Нужно оберегать природу луга. Ненужно ловить бабочек, уничтожать гнезда шмелей, губить цветы, насекомых. Нельзя поджигать сухую прошлогоднюю траву, т.к. вместе с ней сгорают молодые ростки. В огне погибают божьи коровки, гнезда шмелей, птиц. Почва становится менее плодородной. |
Открытие нового знания | — Что такое водоём? — Какие водоёмы относятся к пресным? — Верно. — Я предлагаю познакомиться лучше с темой урока. Поэтому, поднимите глазки на экран и давайте посмотрим видеосюжет. Учитель включает видеосюжет. — Мы поверхностно познакомились с обитателями пресных водоемов, растениями. Я предлагаю узнать немного поподробнее. Внимание на экран. — Растения водоема делятся на две группы: на берегу и в водоёме. Ко второй группе относят те, что полностью в воде, на её поверхности, а также в воду погружена только нижняя часть, поэтому их относят ещё и к тем, что на берегу. — На низких берегах водоёмов почва очень увлажнённая, так как во время дождей и таяния снега здесь долго задерживается вода. Поэтому, здесь растут высокие травянистые растения. — Среди растений, которые на поверхности воды – это ряска, водокрас, кубышка и кувшинка. — Заросли ряски состоят из множества отдельных плоских лепешек овальной формы размером меньше ногтя. Ряска относится к цветковым растениям. Но цветет она чрезвычайно редко. Цветки ее настолько малы, что их трудно увидеть невооруженным глазом. — Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Листья крупные, плотные, округло-сердцевидной формы с глянцевой поверхностью. — Белая кувшинка имеет толстое корневище на дне водоема. Цветки – чисто-белые с приятным тонким ароматом. Они всплывают на поверхность рано утром и раскрываются. К вечеру они снова закрываются и прячутся под воду. А если приближается ненастье, то цветки либо вовсе не показываются из воды, либо прячутся раньше времени. — Водоросли плавают в толще воды. Растения получают кислород для дыхания и углекислый газ для создания органических веществ из воды. — К растениям, у которых в воду погружена только нижняя часть относятся: рогоз, камыш и стрелолист. — Стрелолист можно узнать по листьям, которые похожи на стрелы с большими широкими наконечниками. В высоту достигает 1 метр. — Так чем же полезны растения для природных водоёмов? Они дают кислород, пищу для животных и являются домом. — Теперь давайте поговорим о животном мире пресной воды. — Раки обитают только в чистой воде, они устраивают себе на дне под корягами или камнями норки. К вечеру выползают из убежищ в поисках пищи- малоподвижных животных, погибших рыб, червей, улиток. — Жук-плавунец - самый большой жук, обитающий в пресных водоёмах. — Водомерки скользят по поверхности водоёма. — Рыбы пресного водоема: карась, сом, карп, щука (показать каждую). — Птицы пресного водоема: утки, гуси, аисты, цапли и выдры (показать). — Звери пресного водоема: бобры, нутрии, ондатры, выдры (показать). ФИЗМИНУТКА | — Водоём – это углубление на поверхности земли, заполненное водой. — Озера, реки, болота, ручьи. Смотрят видеосюжет. Слушают. |
Закрепление пройденного материала | — Откройте рабочие тетради на странице 74 и 76. Вам нужно выполнить самостоятельно №2 и 5. Вам в помощь картинка в учебнике на страницах 136-137. Ваша задача, опираясь на рисунок в учебнике, в №2 соотнести растения с названиями, а в №5 определить каждое животное и подписать их названия. Затем мы проверим. Пользуйтесь простым карандашом, чтобы можно было при проверке исправить ошибку. — Давайте сначала проверим №2. — Теперь проверим №5. — В рабочей тетради посмотрите на страницу 75. Кто хочет прочитать задание №4? — Хорошо. Давайте вместе выполним задание. Нам понадобится учебник на страницах 136-137. Нам нужно найти ошибки в тексте и исправить. — Кто хочет начать читать? — Проверьте желтые точно кувшинки? — Хорошо, кувшинки зачёркивайте и подписывайте кубышки. Читаем дальше, кто хочет продолжить? — Читай.
— Проверьте, точно ли ряска имеет форму стрелы? — Хорошо, ряска зачёркивайте и подписывайте стрелолист. Читаем дальше Кто продолжит? — По поверхности бегают жуки- плавунцы? — Верно, исправляем и подписываем правильно. Читаем дальше, кто продолжит? — Давайте тут остановимся. Найдите в тексте на 138 странице учебника, что говорилось о моллюсках. — Верно, поэтому исправляем хищные на растительноядные. — Молодцы, мы отлично поработали с этим заданием. | — Выполняют задание в рабочей тетради. Проверка заданий. Ученик читает. — Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие жёлтые кувшинки (кубышки). — Нет, жёлтые кубышки. Ученица читает: — Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска (стрелолист). — Нет, это стрелолист. — По поверхности воды стремительно бегают жуки-плавунцы (клопы-водомерки). — Нет, клопы-водомерки. — А по водным растениям медленно ползают хищные (растительноядные) моллюски – прудовики и катушки. — Они растительноядные. |
Рефлексия | — Закончите фразы
| |
Итог урока | — Какие водоёмы являются пресными? — Какие растения растут в пресных водоемах? — Какие животные обитают в пресных водоемах? — Спасибо за урок. Мне очень приятно было с вами работать. До свидания. | — Озера, ручьи, болота, реки. Перечисляют. — До свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природное сообщество пресного водоёма
Урок «Природоведение» по учебнику А.А.Плешакова, 4 классЦели урока: Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма; познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов, с ...

Природное сообщество пресного водоема.
Цель: познакомить детей с природным сообществом – пресным водоёмом. Задачи: обучающая - сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма, познакомить с растительным и животным миром пр...
Презентация "Природное сообщество пресного водоема"
К уроку окружающего мира в 4 классе....
Окружающий мир "Природное сообщество пресных вод". 4 класс "Школа России"
ПРоверочная работа по окружающему миру в 4 классе. УМК "Школа России", Плешаков А.А....


