Технологическая карта по теме "Из книжной сокровищницы Древней Руси"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Данный материал поможет в разработке собственных конспектов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 568.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ РО «ВПК им. М.А. Шолохова»
специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Технологическая карта
урока окружающего мира,
проводимого в 4-А классе
МБОУ «Вёшенская СОШ»
Разработала студентка 3-н группы
Овчинникова Елена Алексеевна
ФИО
Руководитель практики
от колледжа: ___________ Кудинова Е.А.
подпись ФИО
Оценка___________ _______________
(подпись рук.пр.)
Оценка за самоанализ___________ _______________
(подпись рук.пр.)
ст. Вёшенская
2025 г
Технологическая карта урока
Урок окружающий мир
(предмет)
Тема: Из книжной сокровищницы Древней Руси
Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с историей книжной сокровищницы Древней Руси.
Задачи
- Образовательная познакомить со славянской азбукой, берестяными грамотами и рукописными книгами;
2.Развивающая развивать речь, память, внимание, творческую активность, умение делать выводы, обобщать; формировать навыки самоподготовки; пополнять словарный запас; работать в группе;
- Воспитательная воспитывать любовь к культуре Древней Руси, любовь к книге и чтению, расширять кругозор.
Оборудование учебник, презентация, раздаточный материал
Ход урока:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Орг. момент. | «Вот опять звенит звонок - Приглашает на урок. Начинаем мы опять По истории шагать» - Здравствуйте, дети. Меня зовут Елена Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. - Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к уроку? - У вас на столах должны лежать учебник, тетрадь, ручка и дневник. -Хорошо. - Правильно ли вы сидите? - Кто напомнит мне правила посадки? -Молодцы. | Дети здороваются. Проверяют свою готовность к уроку. Напоминают правила посадки. |
| - Прежде, чем начать наше путешествие в прошлое, я предлагаю вам проверить уже имеющиеся знания. У вас на столах у каждого лежат тесты, в них 10 вопросов. На каждый вопрос есть только один правильный ответ. На выполнение теста у вас 5 минут. Начинаем работать. - А теперь проверим, как вы усвоили прошлую тему. Обменяйтесь тестами с соседом по парте. Критерии отметки: 9-10 – «5» 7-8 – «4» 5-6 – «3» | Пишут тест. |
| - А чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока отгадайте загадку: Я всё знаю, всех учу, А сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться, Нужно грамоте учиться. (книга) - Так о чём мы будем говорить? - А какой раздел вы сейчас изучаете? - Так о каких книгах мы с вами будем говорить? Правильно! А тема нашего урока будет звучать так: «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (СЛАЙД 2) -Сегодня на уроке, мы попробуем создать свою книгу, но для этого вы должны активно выполнять задания и внимательно слушать материал. -Каковы цели этого урока, вы определите, восстановив предложения: СЛАЙД 3 СЛАЙД 4 СЛАЙД 5 | |
4. Открытие новых знаний. | 1. Кто создал на Руси славянскую письменность? (поиск ответа на вопрос)- Ребята, а знаете ли вы, что книги появились очень давно. Первые книги стоили очень дорого и обращались с ними как с произведением искусств. А когда это было, давайте посмотрим на ленте времени Сегодня мы с вами на уроке перенесемся в 9 век, давайте найдем и отметим на ленте времени этот век. - Что для начала мы должны отметить на ленте? (Р.Х.) -А в каком веке сейчас живем мы? -Отметим его на ленте времени. Письменность на Руси стала широко распространяться после принятия христианства. О развитии просвещения заботились многие князья. Постепенно грамотными становились не только знать и служители церкви, но и простой люд. Но грамота давалась нелегко. - Впрочем, давайте начнем по порядку. - Ответ на первый вопрос вы найдете, прочитав текст, который лежит у вас на столах Возьмите лист 1,2. - Перед вами два текста, выберите тот, который можете прочитать. - Почему вы выбрали текст на листе № 2? 1. 2.В IX веке жили в Византии монахи – Кирилл и его брат Мефодий. Братья были родом из города Салуни (Салоники). Кирилл славился своей учёностью, он знал несколько иностранных языков. Правитель Византии поручил Кириллу и Мефодию познакомить с христианством славянские народы. А для этого надо было перевести на славянский язык христианские книги. Но как это сделать? Ведь у славян не было своей письменности. Тогда Кирилл в 863 году создал азбуку-глаголицу (от слова «глаголить» - говорить). Кирилл и Мефодий перевели на старославянский язык христианские книги. Позднее азбуку упростили их ученики. Так славянские народы получили свою письменность-азбуку, которая называлась кириллицей, в память о её создателе. - О ком вы прочитали? - Что поручил правитель Византии двум братьям? СЛАЙД 6 Кирилл и Мефодий - В чем возникла трудность? (У славян не было своей письменности) -Что они создали? Какую азбуку? - Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. СЛАЙД 7 - Буквы глаголицы имеют замысловатую форму, со множеством завитков и петель. По одному из объяснений, начертание букв основано на фигурах, имеющих значение, относящееся к христианству: крест, круг и треугольник. В глаголице не было отдельных знаков для цифр. Их обозначали буквами: аз — один, буки — два и так далее. Кириллица — старославянская азбука Кириллица появилась благодаря смешению глаголицы и греческого алфавита в IX-X века.. Кириллицу составил Климент Охридский, который был учеником Кирилла. В старославянской азбуке объединены 43 буквы. Со временем кириллица заменила глаголицу. В кириллице уже присутствовали привычные нам числовые символы. Она же дала начало и современному русскому алфавиту - Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них
Первые две буквы этой азбуки назывались… Карточка № 3 - Буки СЛАЙД 8 (СЛАЙД 9) -Итак, чтобы записать слово нужно было знать названия всех букв и по первым буквам записывать его. Давайте мы с вами попробуем прочитать и записать слова. (пробуем написать еще слова) (Работаете каждый на своем листе, но можете помогать друг другу) Возьмите лист № 3. Запишите слова, по названиям славянской азбуки. Добро Онъ Мыслите __________ Мыслите Азъ Мыслите Азъ _____________ Рцы Онъ Добро Иже Нашь Азъ______________ -Ребята, с какой азбукой было проще работать? -Да, действительно с глаголицей очень сложно работать, именно поэтому азбуки упрощали. Дом, мама, Родина – это важные слова для любых поколений. СЛАЙД 10 -Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой?
Мы благодарны братьям Кириллу и Мефодию созданием азбуки. В России 24 мая отмечается праздник - День славянской письменности. СЛАЙД 11 Именно в этот день 24мая 1992 года равноапостольным святым Кириллу и Мефодию в Москве был установлен памятник, который представляет собой статуи двух братьев Кирилла и Мефодия, держащих в руках крест и Святое Писание. На массивном постаменте написано: "Святым равноапостольным первоучителям славянским Мефодию и Кириллу. Благодарная Россия". СЛАЙД 12 -Почему не смогли прочитать текст на листе № 1? Молодцы. Положите листы на край стола. - Какой цели мы сейчас достигли? | |
Физминутка | - Дети, представьте, что мы находимся в Древней Руси и ищем сокровища! Давайте разомнём наши тела, чтобы быть готовыми к этому приключению. Будем представлять, что нам нужно искать разные сокровища."
- Готово, теперь мы можем смело отправляться в наше историческое приключение и узнавать больше о сокровищах Древней Руси! Готовы? Тогда начнем! | Дети делают физкультминутку. |
Открытие нового знания (продолжение) | 2. На чём и чем писали в Древней Руси? - Рассказ: В Древней Руси создавались летописи. - Что такое летопись? Летопись-описание событий по годам. (Славянское слово «лето» -переводится год) Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло, то летописец записывал: «В лето … не бысть ничего», «В лето … бысть тишина». СЛАЙД 13 В конце 11 в. - начале 12 в. в Киево-Печорском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись– «Повесть временных лет». О содержании своего труда сам Нестор писал так: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть» (перевод: «Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство». СЛАЙД 14 - Работа с учебником. (стр. 56-57). (Чтение статьи по цепочке - РУКОПИСНЫЕ КНИГИ) СЛАЙД 15-20 Вопросы после текста: 1.Кто трудился над созданием книги в Древней Руси? 2.Какие чернила использовали для письма? 3.Что такое киноварь? Охра? 4. Какими были книги в Древней Руси? -А вы бы хотели узнать, что писали в летописях? -Перед вами лежит карточка, в которой попущены слова, ваша задача внимательно слушать текст, который я буду читать и заполнять пропущенные графы! «О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами удивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, - всего ты исполнена, земля Русская.» Карточка №4. «О светло светлая и красно украшенная земля ! Многими красотами удивишь ты: озерами многими, ты реками и источниками , горами крутыми, холмами высокими, частыми, полями дивными, зверьми различными, бесчисленными, городами великими, селами дивными, - всего ты исполнена, земля Русская.» - О чем текст? - Как относится автор к земле русской? - Как вы догадались? - В каких словах передается любовь к родине? Любовь к родине передается через нашу речь, наш русский язык. Какое значение для вас обозначают слова Родина и русский язык? (Любить родину, любить язык) Давайте беречь русский язык, как свою родину. От наших предков мы получили красивый, певучий язык, который мы должны сохранить и передать будущим поколениям. -А теперь я предлагаю вам собрать свою книгу. Начнем с обложки или с оклада, ведь так называется переплет книги, который оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями. -Возьмите обложку и приклеим драгоценный камень. -Вложите страницы в той последовательности, в которой мы работали. Дома вы можете продолжить наполнение данной книги. | Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики Черные или коричневые Краска оранже-красного цвета Краска желтого цвета |
7. Закрепление изученного | Блиц – опрос (соревнование между рядами). (ФИШКИ)
| Кирилл и Мефодий Глаголица Кириллица Летопись - писание событий по годам Монахами в монастырях Нестор На бересте и пергаменте Писчий материал из телячьей кожи Стоил очень дорого. Ненужные записи соскабливали и снова писали на очищенном месте Кора березы Перьями и писалами Выдавливали и Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики Черные или коричневые Краска оранжево-красного цвета Краска желтого цвета В 1992 году |
8. Домашнее задание. | - Ребята, откройте свои дневники и запишите домашнее задание. - Учебник с. 55 – 57 пересказ, 58 вопросы. Дополнительное задание, кто желает: подготовить сообщение на тему «Как рождается книга в наши дни» | Записывают домашнее задание. |
9.Итог урока | – Давайте вспомним, на какие вопросы мы должны были получить ответы во время урока. СЛАЙД 21 – Прочитайте предложения, вставляя пропущенные слова, на основе знаний, полученных на уроке. Славянскую письменность создали X и Y. На Руси писали на «?» и «?», используя для этого «?» и «?». | |
10.Рефлексия. | - Ну, а теперь я предлагаю Вам оценить свою деятельность на уроке. - Ребята, предлагаю вам использовать для этого перья. (белое и черное перо) Кто считает, что узнал на уроке много нового и интересного, думает, что полученные сегодня знания ему пригодятся в дальнейшем, поднимите белое перо. -Кто сегодня ничего нового не узнал, считает, что эта информация ему не пригодится, поднимите черное. -Ребята, спасибо за урок, до свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира, 4 класс "Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени. Из книжной сокровищницы Древней Руси."
Главной целью урока было познакомить с историей появления письменности, создания первых книг, с первопечатником Иваном Федоровым, расширять представления учащихся об источнике знаний – книге. Исполдь...
Урок окружающего мира. 4 класс Тема « Из книжной сокровищницы Древней Руси
Урок окружающего мира в 4 классе по теме:« Из книжной сокровищницы Древней Руси » знакомит учащихся с возникновением письменности на Руси, создателями старославянской азбуки, расскрывает з...

Разработка урока "Из книжной сокровищницы Древней Руси" (предметная область "Окружающий мир", 4 класс)
Учитель на уроке подводит учащихся к пониманию необходимости возникновения образования в Древней Руси, открытия первых школ для детей; формирует представления о возникновении славянс...

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (4 класс)
Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру 4 класс «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (Программа "Школа России".)Цель: - формировать представление о возникновении сла...

























