Технологическая карта по теме "Из книжной сокровищницы Древней Руси"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Овчинникова Елена Алексеевна

Данный материал поможет в разработке собственных конспектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_om_4-a.docx568.19 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ РО «ВПК им. М.А. Шолохова»

специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Технологическая карта

урока окружающего мира,

проводимого в 4-А классе

МБОУ «Вёшенская СОШ»

 

Разработала студентка 3-н группы

Овчинникова Елена Алексеевна

                                       ФИО

Руководитель практики

от колледжа: ___________ Кудинова Е.А.

                                                 подпись                    ФИО

Оценка___________  _______________

                                                                  (подпись рук.пр.)

Оценка за самоанализ___________  _______________

                                                                    (подпись рук.пр.)

ст. Вёшенская

2025 г

Технологическая карта урока

Урок окружающий мир

                             (предмет)

Тема: Из книжной сокровищницы Древней Руси

Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с историей книжной сокровищницы   Древней Руси. 

Задачи

  1. Образовательная познакомить со славянской азбукой, берестяными грамотами и рукописными книгами;

     2.Развивающая развивать речь, память, внимание, творческую активность, умение делать выводы, обобщать; формировать навыки самоподготовки; пополнять словарный запас; работать в группе;

  1. Воспитательная воспитывать любовь к культуре Древней Руси, любовь к книге и чтению, расширять кругозор.

Оборудование учебник, презентация, раздаточный материал

Ход урока:

 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг. момент.

«Вот опять звенит звонок -

Приглашает на урок.

Начинаем мы опять

По истории шагать»

- Здравствуйте, дети. Меня зовут Елена Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к уроку?

- У вас на столах должны лежать учебник, тетрадь, ручка и дневник.

-Хорошо.

- Правильно ли вы сидите?

- Кто напомнит мне правила посадки?

-Молодцы.

Дети здороваются.

Проверяют свою готовность к уроку.

Напоминают правила посадки.

  1.  Проверка домашнего задания.

- Прежде, чем начать наше путешествие в прошлое, я предлагаю вам проверить уже имеющиеся знания. У вас на столах у каждого лежат тесты, в них 10 вопросов. На каждый вопрос есть только один правильный ответ. На выполнение теста у вас 5 минут. Начинаем работать.

- А теперь проверим, как вы усвоили прошлую тему.

Обменяйтесь тестами с соседом по парте.

Критерии отметки:

9-10 – «5»  7-8 – «4» 5-6 – «3»

Пишут тест.

  1. Актуализация знаний.

- А чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока отгадайте загадку:

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться. (книга)

- Так о чём мы будем говорить?

- А какой раздел вы сейчас изучаете?

- Так о каких книгах мы с вами будем говорить?

Правильно! А тема нашего урока будет звучать так: «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (СЛАЙД 2)

-Сегодня на уроке, мы попробуем создать свою книгу, но для этого вы должны активно выполнять задания и внимательно слушать материал.

-Каковы цели этого урока, вы определите, восстановив предложения: СЛАЙД 3

СЛАЙД 4
А) письменность Кто Руси славянскую на создал?
Б) на чем Руси На писали и чём?

СЛАЙД 5


4. Открытие новых знаний.

1. Кто создал на Руси славянскую письменность? (поиск ответа на вопрос)- Ребята, а знаете ли вы, что книги появились очень давно. Первые книги стоили очень дорого и обращались с ними как с произведением искусств.

А когда это было, давайте посмотрим на ленте времени

Сегодня мы с вами на уроке перенесемся в 9 век, давайте найдем и отметим на ленте времени этот век.

- Что для начала мы должны отметить на ленте? (Р.Х.)

-А в каком веке сейчас живем мы?

-Отметим его на ленте времени.

Письменность на Руси стала широко распространяться после принятия христианства. О развитии просвещения заботились многие князья. Постепенно   грамотными становились не только знать и служители церкви, но и простой люд. Но грамота давалась нелегко.

- Впрочем, давайте начнем по порядку.

- Ответ на первый вопрос вы найдете, прочитав текст, который лежит у вас на столах

Возьмите лист 1,2.

- Перед вами два текста, выберите тот, который можете прочитать.

- Почему вы выбрали текст на листе № 2?

1.Источник: www.logol.info

2.В IX веке жили в Византии монахи – Кирилл и его брат Мефодий. Братья были родом из города Салуни (Салоники). Кирилл славился своей учёностью, он знал несколько иностранных языков. Правитель Византии поручил Кириллу и Мефодию познакомить с христианством славянские народы. А для этого надо было перевести на славянский язык христианские книги. Но как это сделать? Ведь у славян не было своей письменности. Тогда Кирилл в 863 году создал азбуку-глаголицу (от слова «глаголить» - говорить). Кирилл и Мефодий перевели на старославянский язык христианские книги. Позднее азбуку упростили их ученики. Так славянские народы получили свою письменность-азбуку, которая называлась кириллицей, в память о её создателе.

- О ком вы прочитали?

- Что поручил правитель Византии двум братьям?

СЛАЙД 6

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/67/Kyrill&Method.jpg Кирилл и Мефодий

- В чем возникла трудность? (У славян не было своей письменности)

-Что они создали? Какую азбуку?

- Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица.

СЛАЙД 7

- Буквы глаголицы имеют замысловатую форму, со множеством завитков и петель. По одному из объяснений, начертание букв основано на фигурах, имеющих значение, относящееся к христианству: крест, круг и треугольник. В глаголице не было отдельных знаков для цифр. Их обозначали буквами: аз — один, буки — два и так далее.

Кириллица — старославянская азбука

Кириллица появилась благодаря смешению глаголицы и греческого алфавита в IX-X века.. Кириллицу составил Климент Охридский, который был учеником Кирилла. В старославянской азбуке объединены 43 буквы. Со временем кириллица заменила глаголицу. В кириллице уже присутствовали привычные нам числовые символы. Она же дала начало и современному русскому алфавиту

- Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них

Picture background
Рассмотрите иллюстрацию.

Первые две буквы этой азбуки назывались…

Карточка № 3
 -  Аз 

 -  Буки 

https://urok.1sept.ru/articles/615720/img1.gif СЛАЙД 8 (СЛАЙД 9)

-Итак, чтобы записать слово нужно было знать названия всех букв и по первым буквам записывать его.

Давайте мы с вами попробуем прочитать и записать слова. (пробуем написать еще слова)

(Работаете каждый на своем листе, но можете помогать друг другу)

Возьмите лист № 3.

    Запишите слова, по названиям славянской азбуки.

Добро Онъ Мыслите __________

Мыслите Азъ Мыслите Азъ _____________

Рцы Онъ Добро Иже Нашь Азъ______________

-Ребята, с какой азбукой было проще работать?

-Да, действительно с глаголицей очень сложно работать, именно поэтому азбуки упрощали.

Дом, мама, Родина – это важные слова для любых поколений.

СЛАЙД 10

-Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой?

 

 Мы благодарны братьям Кириллу и Мефодию созданием азбуки. В России 24 мая отмечается праздник - День славянской письменности.

 СЛАЙД 11

Именно в этот день 24мая 1992 года равноапостольным святым Кириллу и Мефодию в Москве был установлен памятник, который представляет собой статуи двух братьев Кирилла и Мефодия, держащих в руках крест и Святое Писание. На массивном постаменте написано: "Святым равноапостольным первоучителям славянским Мефодию и Кириллу. Благодарная Россия".

СЛАЙД 12

-Почему не смогли прочитать текст на листе № 1?

Молодцы. Положите листы на край стола.

- Какой цели мы сейчас достигли?

Физминутка

- Дети, представьте, что мы находимся в Древней Руси и ищем сокровища! Давайте разомнём наши тела, чтобы быть готовыми к этому приключению. Будем представлять, что нам нужно искать разные сокровища."

  1. Деревянные мечи: Поднимите руки вверх и сделайте несколько оборотов, как будто замахиваетесь мечом. (10 раз)
  2. Кладоискатели: Согните ноги в коленях и сделайте несколько прыжков на месте, как будто ищете клады в земле. (5 раз)
  3. Красные драгоценности: Потяните руки в стороны и поразмахивайте ими, словно рассматриваете красные драгоценности. (10 раз)
  4. Старинные монеты: Согнитесь вперед и сделайте несколько круговых движений корпусом, как будто собираете старинные монеты с земли. (10 раз)
  5. Поклон великим князьям: Сделайте поклон, наклонившись вперед и поднимая руки, как будто уважаете великих князей Древней Руси. (3 раза)

- Готово, теперь мы можем смело отправляться в наше историческое приключение и узнавать больше о сокровищах Древней Руси! Готовы? Тогда начнем!

Дети делают физкультминутку.

Открытие нового знания (продолжение)

2. На чём и чем писали в Древней Руси?

- Рассказ:

В Древней Руси создавались летописи.

- Что такое летопись? Летопись-описание событий по годам. (Славянское слово «лето» -переводится год)

Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло, то летописец записывал: «В лето … не бысть ничего», «В лето … бысть тишина».

СЛАЙД 13

В конце 11 в. - начале 12 в. в Киево-Печорском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись– «Повесть временных лет».

О содержании своего труда сам Нестор писал так:

«Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть»

(перевод: «Каково      начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как    образовалось Русское государство».

СЛАЙД 14

Работа с учебником. (стр. 56-57).

(Чтение статьи по цепочке - РУКОПИСНЫЕ КНИГИ)

СЛАЙД 15-20

Вопросы после текста:

1.Кто трудился над созданием книги в Древней Руси?

2.Какие чернила использовали для письма?

3.Что такое киноварь?

Охра?

4. Какими были книги в Древней Руси?

-А вы бы хотели узнать, что писали в летописях?

-Перед вами лежит карточка, в которой попущены слова, ваша задача внимательно слушать текст, который я буду читать и заполнять пропущенные графы!  

«О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами удивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, - всего ты исполнена, земля Русская.»

Карточка №4.

«О светло светлая и красно украшенная земля                 ! Многими красотами удивишь ты: озерами многими,                 ты реками и источниками                       , горами крутыми, холмами высокими,                    частыми, полями дивными, зверьми различными,                   бесчисленными, городами великими, селами дивными, - всего ты исполнена, земля Русская.»

- О чем текст?

- Как относится автор к земле русской?

- Как вы догадались?

- В каких словах передается любовь к родине?

Любовь к родине передается через нашу речь, наш русский язык.

Какое значение для вас обозначают слова Родина и русский язык?

(Любить родину, любить язык)

Давайте беречь русский язык, как свою родину. От наших предков мы получили красивый, певучий язык, который мы должны сохранить и передать будущим поколениям.

-А теперь я предлагаю вам собрать свою книгу. Начнем с обложки или с оклада, ведь так называется переплет книги, который оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями.

-Возьмите обложку и приклеим драгоценный камень.

-Вложите страницы в той последовательности, в которой мы работали.

Дома вы можете продолжить наполнение данной книги.

Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики

Черные или коричневые

Краска оранже-красного цвета

Краска желтого цвета

7. Закрепление изученного

Блиц – опрос (соревнование между рядами).

(ФИШКИ)

  1. Кто создал славянскую письменность?
  2. Как называлась 1 азбука?
  3. Как называется азбука, которой мы пользуемся до сих?
  4. Что такое летопись?

  1. Где и кем велись летописи?

  1. Как звали монаха, который написал «Повесть временных лет»?
  2. На чем писали в Древней Руси?

  1. Что такое пергамент?

  1. Почему его ценили?

  1. Что такое береста?

 

  1. Чем писали?

  1. Каким способом написания на бересте пользовались?

  1. Кто трудился над созданием книги в Древней Руси?

  1. Какие чернила использовали для письма?
  2. Что такое киноварь?

  1.  Охра?

  1. Когда в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры?

  1.  (Описание книги учащимися)

Кирилл и Мефодий

Глаголица

Кириллица

Летопись - писание событий по годам

Монахами в монастырях

Нестор

На бересте и пергаменте

Писчий материал из телячьей кожи

Стоил очень дорого. Ненужные записи соскабливали и снова писали на очищенном месте

Кора березы

Перьями и писалами

Выдавливали и
выцарапывали буквы

Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики

Черные или коричневые

Краска оранжево-красного цвета

Краска желтого цвета

         В 1992 году

8. Домашнее задание.

- Ребята, откройте свои дневники и запишите домашнее задание.

- Учебник с. 55 – 57 пересказ, 58 вопросы.

Дополнительное задание, кто желает: подготовить сообщение на тему «Как рождается книга в наши дни»

Записывают домашнее задание.

9.Итог урока

– Давайте вспомним, на какие вопросы мы должны были получить ответы во время урока.

СЛАЙД 21

– Прочитайте предложения, вставляя пропущенные слова, на основе знаний, полученных на уроке.

Славянскую письменность создали X и Y.
(Славянскую письменность создали Кирилл и Мефодий)

На Руси писали на «?» и «?», используя для этого «?» и «?».
(На Руси писали на бересте и пергаменте, используя для этого писало и перья)

10.Рефлексия.

- Ну, а теперь я предлагаю Вам оценить свою деятельность на уроке.

- Ребята, предлагаю вам использовать для этого перья. (белое и черное перо)

Кто считает, что узнал на уроке много нового и интересного, думает, что полученные сегодня знания ему пригодятся в дальнейшем, поднимите белое перо.

-Кто сегодня ничего нового не узнал, считает, что эта информация ему не пригодится, поднимите черное.

-Ребята, спасибо за урок, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира, 4 класс "Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени. Из книжной сокровищницы Древней Руси."

Главной целью урока было познакомить  с историей появления письменности, создания первых книг, с первопечатником Иваном Федоровым, расширять представления учащихся об источнике знаний – книге. Исполдь...

Урок окружающего мира. 4 класс Тема « Из книжной сокровищницы Древней Руси

Урок окружающего мира в 4 классе по теме:« Из  книжной сокровищницы  Древней Руси » знакомит учащихся с возникновением письменности на Руси, создателями старославянской азбуки, расскрывает з...

Разработка урока "Из книжной сокровищницы Древней Руси" (предметная область "Окружающий мир", 4 класс)

Учитель на уроке подводит  учащихся к пониманию необходимости возникновения  образования в Древней Руси, открытия первых школ для детей; формирует  представления о возникновении славянс...

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Урок окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России"...

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (4 класс)

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру 4 класс «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (Программа "Школа России".)Цель: - формировать представление о возникновении сла...

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Урок окружающего мира в 4 классе по учебнику Плешакова А.А....

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Урок по окружающему миру в 4 классе....