Технологическая карта урока окружающего мира по теме «В поисках подземных кладовых»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Петренко Светлана Евгеньевна

Технологическая карта урока

окружающего мира по теме

«В поисках подземных кладовых»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_poleznye_iskopaemye.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа №10 г.Павлово

Технологическая карта урока

окружающего мира по теме

«В поисках подземных кладовых»

Выполнил:

 учитель начальных классов

Петренко С.Е.

Стаж работы: 11лет и 7 месяцев

Контактный телефон: 89200268368

Павлово

2025

Учебный предмет: окружающий мир.

Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2-х частях/ А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – 14-е изд. - М. :  Просвещение, 2018 г.

Тема урока: «В поисках подземных кладовых».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: ознакомление с полезными ископаемыми, их свойствами, применением, способами добычи.

Задачи урока:

1. Образовательные: познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи; сформировать представление о важности их вторичного использования.

2. Развивающие: развивать речь, логическое мышление учащихся, умение работать с информацией, представленной в разной форме, умение работать в паре и группе.

3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся определять свойства полезных ископаемых; описывать полезное ископаемое по плану; пользоваться картой для определения месторасположения разных видов полезных ископаемых, осознают важность и необходимость вторичной переработки материалов.

Оборудование: учебник, интерактивная доска, карточки, фотографии земной поверхности нашего края, коллекция образцов полезных ископаемых.

Характеристика этапов урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент (3 мин)

- Ребята, я рада приветствовать вас на уроке окружающего мира.

- Проверьте наличие необходимых принадлежностей к уроку. Если у вас всё готово, дайте мне об этом знать.

- Сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.

- Тихонечко садимся за парты.

- Я бы хотела начать урок с такого девиза «С малой удачи начинается большой успех».

- Давайте хором прочитаем девиз нашего урока.

«С малой удачи начинается большой успех»

- Как вы понимаете эти слова? Как это относится к нашему уроку?

- Каждое задание, выполненное на уроке – это маленькая удача, а из них складывается большой успех. А из успехов каждого из вас складывается успех всего класса.

-  Пусть эти слова помогут вам и всему классу добиться успеха на уроке.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Чтение девиза хором.

Ответы учащихся.

Фронтальная работа

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать.

2.Актуализация знаний (7 мин)

1. Проверка домашнего задания.

Графический диктант

- Подпишите листочек сверху.

- Если вы согласны с высказыванием, ставьте знак «+», не согласны - «-».

- Сверка ответов по образцу. Оцените свои ответы, если у вас ответ неправильный - зачеркните.

- Если у вас 9-10 правильных ответов, поставьте оценку «5».

- Если у вас 7-8 правильных ответов, поставьте оценку «4».

- Если у вас 5-6 правильных ответов, поставьте оценку «3».

- Если у вас меньше 5 правильных ответов, поставьте оценку «2».

- Также на дом было задано:

  1. Найти или сделать фотографии, показывающие формы земной поверхности своего края и прислать мне. На основании всех присланных фотографий я сделала коллаж.

- Посмотрите, какой необыкновенный и красивый наш родной край.

- Какие же формы земной поверхности характерны для нашего края?

  1. Подготовить сообщение об Уральских горах.

- Мы с удовольствием послушаем сообщение.

- Ребята, слушайте внимательно, по окончанию сообщения я задам вопрос.

- Чем же богаты Уральские горы?

Индивидуальная работа.

Регулятивные: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, самооценка.

Личностные: Умение организовать самостоятельную работу.

Просмотр коллажа.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Один учащийся выступает с сообщением об Уральских горах. Остальные учащиеся внимательно слушают.

3.Самоопределение к деятельности (5 мин)

- Послушайте стихотворные строчки и попробуйте определить, о каком литературном герое в них говорится:

В краю горном, заповедном

Я горой владею Медной,

И тому, кто любит труд

Помогаю сразу:

Пусть найдёт он изумруд,

Золото, алмазы!

- Кому принадлежат эти слова?

- О каком крае она говорит? Какие это горы?

- О каких полезных ископаемых говорит Хозяйка?

- О чём будем говорить на уроке?

- Откройте учебник на стр. 60. Прочитайте тему урока.

- Какие задачи перед собой поставим?

- Подведём итоги услышанного.

Фронтальная работа.

Регулятивные: умение анализировать информацию. Познавательные: умение обработать полученную информацию.

Межпредметная связь.

Регулятивные: целеполагание и прогнозирование.

4.Работа по теме урока (14 мин)

  1. Работа по учебнику.

- А почему полезные ископаемые так называются? (Из каких корней состоят эти слова?)

- Да, полезные ископаемые – настоящий клад, который дарит нам природа.

- Откройте карту в учебнике на стр. 50-51. Какие полезные ископаемые добывают в России?

- Как же богата наша страна.

- Вот сейчас мы и отправимся на поиски подземных кладовых.

- Я вам предлагаю провести исследование и побывать в роли геологов.

- Работать будем в группах, для этого вспомним правила работы.

- Прежде, чем приступить к работе, выполним физкультминутку.

- Командиры выходят к доске и пробуют откопать полезные ископаемые.

- А теперь я расскажу план выполнения работы и выдам командирам конверты.

- Внимательно слушаем.

  1. Группа, используя информацию на стр. 58-59 учебника, определяет название полезного ископаемого.
  2. Капитан распределяет обязанности в группе ( назначает пару,
  • ответственную за свойства,
  • ответственную за способ добычи,
  • ответственную за значение и применение полезного ископаемого).

3. Капитан работает с информацией на стр. 50-51, зарисовывает условный знак, которым полезное ископаемое изображается на карте.

4. Остальные в парах работают с текстом на стр.132-136 и выписывает главную информацию на листочек.

5. По окончанию работы группа заполняем лист полученными сведениями.

6. По окончанию работы капитан выходит к доске и рассказывают составленную информацию.

- Время работы – 4 минуты. Можете приступать.

- Кому будет нужна помощь, обращайтесь.

- По окончанию своей работы покажите сигнал готовности.

Выступления учащихся.

- Оцените свою работу в группе на листочке.

Фронтальная работа

Познавательные: развитие умения работать с информацией.

Здоровьесбережение.

Групповая работа.

Парная работа внутри группы.

Личностные: саморегуляция как способности к мобилизации сил и энергии, формирование мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности.

Регулятивные: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные: умение слушать другого ученика при работе в паре и группе, сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: логические, работа с информацией.

5. Закрепление изученного материала (5 мин)

Посмотрите, как широко человек использует полезные ископаемые. (Учитель демонстрирует образцы изделий.)

(Работа с картой.)

- Давай заглянем к хозяйке медной горы. Есть ли в её царстве ваши полезные ископаемые?

- Какие ещё полезные ископаемые есть в ее кладовой?

- Человек получил в дар подземные богатства и использует их. Как вы думаете, может ли человек опустошить все подземные кладовые?

- Конечно, такое может случиться. Ведь для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно.

- Как мы можем помочь сберечь их?

Фронтальная работа.

Познавательные: работа с информацией.

Формирование умения работать с картой и читать условные знаки

Личностные: формирование экологической культуры, умения выделять нравственный аспект поведения.

6. Подведение итогов урока (3 мин)

- Подземные кладовые хранят ещё много видов полезных ископаемых, с которыми будем знакомиться на уроках.

- Прочитайте вывод на стр. 61.

- Какое место занимает в мире наша страна по запасам полезных ископаемых?

- Как нужно относиться к использованию этих природных ресурсов?

- Наше исследование подошло к концу.

- Достигли ли мы цели урока? Все задачи выполнили?

- Что на уроке было самым интересным?

- Что на уроке было самым трудным?

Домашнее задание: стр. 60-61 пересказ, узнать, какие полезные ископаемые добывают в нашем крае. По желанию подготовьте сообщение об одном из них.

Регулятивные: оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями.

Личностные: самоопределение

7. Рефлексия (3 мин)

- Заполните таблицу «Знаю. Умею. Хочу узнать.

- Кто хочет поделиться тем, что написали в «Знаю»? Что в «Умею? Что в «Хочу узнать»?

- Листочки кладём на середину парты.

- Удалось вам лично и нам с вами вместе добиться успеха?

Спасибо за работу.

Регулятивные: умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, причины неудач.

Коммуникативные умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по окружающему миру на тему «В поисках подземных кладовых», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)

Проверочная работа по окружающему миру на тему «В поисках подземных кладовых», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)...

Технологическая карта урока окружающего мира "В поисках подземных кладовых" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: расширение знаний обучающихся о полезных ископаемых.Задачи урока:Дидактические:1. расширить знания обучающихся о ПИ;2. познакомить обучающихся с историей добычи и использования ПИ в своём ...

Конспект урока окружающего мира, 4 класс, Умк "Перспектива", тема " В поисках подземных кладовых"

Дата: 17.10.2023Школа: МАОУ «СОШ №104»Класс: 4ВУрок: 3Время: 9:40-10:20 Кабинет: 212 Студент: Дятлова Вероника ОлеговнаГруппа: 41Учитель: Расчектаева Светлана ВасильевнаМетодист: Горячёва ...

Технологическая карта урока окружающего мира "В поисках подземных кладовых" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель деятельности учителя: расширение знаний учащихся о полезных ископаемых, их свойствах и применении.Задачи урока: Дидактические:1. Расширить знания о полезных ископаемых;2. Познакомить с ...

Технологическая карта окружающего мира на тему «Опора тела и движение» УМК: «Школа России» 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся общих представлений о строении и работе опорно-двигательной системы, формирование понятий «осанка», &l...

Технологическая карта окружающего мира на тему «Что общего у разных растений?» УМК: «Школа России» 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений об общих для всех растений частях.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать пон...