конспект нтегрированного урока биологии и физкультуры по теме "Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения. Осанка. Причины возникновения плоскостопия"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Лещенко Инна Васильевна

Цель: - повторить знания об опорно-двигательной системе, дать понятие о плоскостопии, искривлении позвоночника;

          - развивать умения выполнять правильно физ. упражнения на восстановление осанки, исправление плоскостопия;

          - осуществлять патриотическое и нравственное воспитание школьников;

          - коррекция осанку, плоскостопия, мышления, памяти, речи.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема интегрированного урока:

Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения.

Цель: - повторить знания об опорно-двигательной системе, дать понятие о плоскостопии, искривлении позвоночника;

          - развивать умения выполнять правильно физ. упражнения на восстановление осанки, исправление плоскостопия;

          - осуществлять патриотическое и нравственное воспитание школьников;

          - коррекция осанку, плоскостопия, мышления, памяти, речи.    

1 слайд.

Построение. Приветствие.

Ф. - Зарядку делай каждый день,
Прочь отгони подальше лень,
Скажи привычкам вредным "Нет"!
Спаси себя от страшных бед.
Таким пусть будет твой маршрут.
Науку эту как зовут:.?
(Физкультура)

Б. - Наук так множество вокруг,
Но эту надо знать, мой друг.
Здоровым, бодрым, ты, расти.
И от беды себя спаси.
Она сегодня с вами тут.
Скажите, как ее зовут:.?
(Биология)

Б.   -  Да, сегодня мы проведём необычный урок, мы совместим физкультуру и биологию. Мы думаем, что всё у нас получится, и будет интересно! Итак, начнём.

Ф. -   1  слайд Тема нашего урока «Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения». Задачи урока: … ,   …  ,   …   ,    …   ,    …   .

Б.   -  Что является опорой для нашего организма? (скелет)

          2Слайд  Покажите части скелета.

-3-4 слайд -  Упр. для головы.  - Назовите отдел позвоночника .

Упр. повороты туловища.  – Покажите отдел позвоночника, который был задействован в этом упражнении.

Упр. вдох-выдох. -  Покажите отдел позвоночника, который был задействован в этом упражнении.

Упр. приседание.-  Какой отдел позвоночника, словно чаша, поддерживает все внутренние органы снизу?

Упр.  …              -  Какой отдел позвоночника является остатками от хвоста наших предков, многие его называют хвостом.

     - Что приводит в движение скелет ? (мышцы)

5  слайд – Даже Аристотель говорил: « Ничто так не истощает и разрушает человека,
как продолжительное физическое
бездействие.»  Да,  главное действие, движение и тогда человек будет красивым, сильным, здоровым!

Ф.  – Проверку домашнего задания проведём в виде экзамена. Вопросы будут как по биологии, так и по физкультуре.

  1. Назовите внешние признаки нарушения осанки.   6 слайд   
  2. 7 слайд Как влияет правильная осанка на жизнедеятельность человека?
  3. 8 слайд. Причины искривления.
  4. 9 слайд. Развитие плоскостопия и способы его предупреждения – Новая тема урока.

Б.  – Молодцы, с домашним заданием вы справились все.

Ф.  -  Разминка: разновидности  ходьбы для профилактики плоскостопия, бег.

Б.   -  10-24 слайды  В теме урока звучат основные слова ОПОРА и ДВИЖЕНИЕ. - Как вы знаете, наше тело способно выполнять огромное количество разнообразных движений. Мы можем (10 слайд) танцевать,(11 слайд) бегать и прыгать, (12 слайд)делать взмахи руками, поднимать тяжести. Все эти перемещения в пространстве,(13 слайд) сокращаясь или напрягаясь, обеспечивают мышцы.

14 слайд  Сокращаясь, мышцы приводят в движение кости, действуя на них как рычаги.

 Учитель: 15 слайд постоянные занятия спортом, физическим трудом способствуют увеличению объёма мышц, возрастанию их силы и работоспособности. Без работы мышцы быстро атрофируются. Но если они работают без перерыва, наступает утомление.16 слайд.  17 слайд После отдыха работоспособность восстанавливается. Утомление связано с процессами, происходящими в нервной системе и накоплением в мышцах продуктов обмена веществ. Во время отдыха кровь уносит эти вещества, восстанавливается работоспособность нервных клеток. Скорость работы зависит от тренированности организма.

18 слайд. В древности человек не мог не двигаться по той простой причине, что он не смог бы добыть себе пищи.19 слайд.  Дикарю необходимы были крепкие мышцы и выносливое сердце. Самой природой организм человека настроен на физическую активность. 20 слайд. Но с развитием производства, с совершенствованием индустрии питания, возникновении механизации труда и развитием транспорта движение перестало быть необходимым для жизни.   21 слайд. ХХI век ознаменован бурным развитием науки и техники, широким внедрением их достижений в быт и во все области производства, интенсивным использованием механизированных видов транспорта, освоением новых сфер жизнедеятельности. Что и говорить, достижения научно- технического прогресса значительно облегчили нам жизнь: на заводе или фабрике многие операции выполняют машины, да и дома мы не обходимся без техники:22 слайд лифт, пылесос, полотёр и многое другое. Да, облегчив жизнь, они её и… усложнили. Мы стали болеть.

23 слайд. Причина многих заболеваний — реакция на современные условия существования и образ жизни.  24 слайд. Человек в значительной степени сам виноват в развитии болезней. 25 слайд. Многим знакомо выражение: “Мы молоды, пока гибок позвоночник”. А почему? 26 слайд. Дело в том, что внутри позвоночного сочленения проходит тоненькая “косичка” спинного мозга, осуществляющего большинство рефлексов. Корешки спинномозговых нервов, иннервирующие внутренние органы, выходят из межпозвонковых промежутков. И тогда … радикулит,  головные боли, падает зрение, отнимаются ноги, ну и т.д..

-  А как определить в каком состоянии у нас сейчас позвоночник? А что нужно делать?

Б.   -  А что у вас на  данный момент  с вашим позвоночником проверит следующая практическая работа.

- Разделитесь на пары.

-На столе возьмите сантиметровую ленту.

- Измерьте расстояние между крайними костными точками спереди и сзади, выступающими над правым и левым плечевым суставами.

- Внесите данные в таблицу.

Ф.И. учащегося

Ширина плеч

Величина дуги спины

Показатель состояния осанки

Показатели осанки рассчитываются по формуле:

А = (Ширина плеч / Величина дуги спины) х 100%,
где А – показатель состояния осанки.

Полученные результаты сравниваются со среднестатистическими. Учащиеся делают вывод о состоянии своей осанки. [7]

Оценка полученных результатов: в норме показатель состояния осанки колеблется в пределах 100–110%. Если он менее 90 или более 125%, то это свидетельствует о выраженном нарушении осанки. Соотношение между окружностью талии и ростом в норме составляет 45%.

-  Вы выполнили практическую работу по биологии. Результаты и анализ работы разберём чуть по позже.  (пока ребята выполняют комплекс упражнений учитель биологии подсчитывает результаты практической работы ).

Ф.  -  Какие упражнения необходимо выполнять для поддержки  хорошей осанки  …

  1. И.п. – скакалка, сложенная в четверо, внизу.1 – подняться на носки, скакалка вверху, 2 – скакалка за головой,3- положение счета1; 4 – и.п.
  2. И.п. – скакалка, сложенная вчетверо, за головой, стойка ноги врозь. 1 – полуприсед на обеих, поворот туловища вправо, скакалка вверх; 2 – и.п.; 3 – то же, что на счет 1, но поворот в другую сторону; 4 – и.п.
  3. И.п. – скакалка вверху, сложенная вчетверо. 1 – наклон вниз, скакалкой коснуться пола; 2 – приподнимая носки, продеть скакалку под пятки; 3 – подняться на носки и продеть скакалку под пятками назад; 4 – выпрямиться, скакалка внизу за спиной; 5 – наклон вниз; 6 – приподнимая пятки, скакалку перевести под ступни; 7 – передавая вес тела на пятки и поднимая носки, перевести скакалку под носками вперед; 8 – и.п. При переводах скакалки ноги не сгибать.
  4. И.п. – стойка ноги врозь, скакалка сложена вдвое, над головой.1. – присесть, левую руку со скакалкой согнуть к плечу, правую в сторону –вниз; 2- и.п. ; 3 – то же, что на счет 1; 4 – и.п.
  5. И.п. – скакалка, сложена вчетверо впереди, разноименные махи. При взмахах ноги в коленях не сгибать. [4]
  6. Прыжки на месте на обеих ногах с вращением скакалки вперед.  
  7. Б.  -  Итак, раздаю  результаты практической работы. Анализируем результаты.

Итог урока:

Ф. – Вспомнить и закрепить приобретенные знания нам поможет кроссворд:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

   

7.

8.

Делимся на 2 команды. Какая команда быстрее отгадает кроссворд прочитает ключевое слово .  28слайд. 

 

  1. Основа всего скелета - …   (позвоночник)
  2. Залог здоровья - …   . (движение)
  3. Заболевание стопы, развивающиеся при неправильном подборе обуви, при раннем использовании каблуков, при искривлении позвоночника. (плоскостопие)
  4. Вид упражнений на уроках физкультуры.     …   со скакалкой. (прыжки)
  5. Положение тела при ходьбе, стоянии, сидении.  Держи   …   правильно. (осанка)
  6. Сколиоз ещё называется  -   …     позвоночника.    (искривление)
  7. Школьный предмет,  урок, развивающий мускулатуру, силу, оправляющий сколиоз.  (физкультура)
  8. Упражнение, которое можно делать на месте и в движении. (бег)

Проверяем. 29-36 слайды. Победителям наклейка на майку. 

Ф. - Так нужны ли  физические упражнения  для формирования  хорошей осанки (системы опоры и движения)? А если нужны, то какие?

Рефлексия.

   Б. - Вам почти всем уже исполнилось 18. А могут ли вас взять в армию???

Сейчас мы это и проверим.

У учителей в руках цветные листы бумаги А4. Они обозначают:

Красный –  я урок не понял, было скучно.

Жёлтый –  обычный урок,  хороший.

Голубой –  я всё понял, было очень интересно, познавательно.

Снимите обувь, намажьте  ногу кремом, и наступите стопой на лист бумаги. Обведите свою стопу. Теперь видно, кто из вас может попасть в армию.

 Итог урока.

  Ф. – Поработали хорошо.

          Биология – выполнили практическую работу .

          Физкультура - …..    .  За этот урок вы получили отличные оценки и по биологии,  и    по Физкультуре.  До свидание!

Ф.И. учащегося

Ширина плеч

Величина дуги спины

Показатель состояния осанки

 

Ф.И. учащегося

Ширина плеч

Величина дуги спины

Показатель состояния осанки

Ф.И. учащегося

Ширина плеч

Величина дуги спины

Показатель состояния осанки

Ф.И. учащегося

Ширина плеч

Величина дуги спины

Показатель состояния осанки

Ф.И. учащегося

Ширина плеч

Величина дуги спины

Показатель состояния осанки

Ф.И. учащегося

Ширина плеч

Величина дуги спины

Показатель состояния осанки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Физические упражнения в профилактике нарушений осанки и плоскостопия детей младшего школьного возраста"

Результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%), которая становится причиной роста...

конспект нтегрированного урока по литературному чтению и технологии

Вашему вниманию представлен конспект интегрированного урока по литературному чтению и технологии....

Физические упражнения, способствующие формированию графических навыков учащихся 1-го класса.

В статье представлены специально разработанные физические упражнения, способствующие развитию качеств, необходимых для успешного овладения графикой письма учениками первого класса....

Конспект открытого урока русского языка 1 класс по теме"Упражнение в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Урок поможет закрепить знания учащихся о написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу...

Конспект открытого урока по логопедии во 2 классе. Тема: Упражнения на развитие фонематического восприятия.

Конспект открытого урока по логопедии во 2 классе.Тема: Упражнения на развитие фонематического восприятия.Цель: развивать фонематическое восприятие, фонематический слух, умение дифференцировать звуки....

Конспект интегрированного урока математики и физкультуры 2 класс

Интегрированный урок математики и физкультуры с элементами соревнований...