ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира "Что такое деньги?" (3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира "Что такое деньги?" (3 класс) по ФГОС
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Заветинская средняя общеобразовательная школа №1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока окружающего мира
3 класс
Тема: Что такое деньги?
Учитель: Дмитриенко К.Е.
МБОУ Заветинская СОШ №1
Технологическая карта урока
Тема: Что такое деньги?
Класс: 3
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Цель: создание условий для формирования первоначальных представлений детей о роли денег в экономике.
Задачи:
Учить анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы, объяснять схему, работать в группах, с учебником.
Развивать познавательный интерес, логическое мышление, кругозор детей, наблюдательность, любознательность.
Воспитывать уважение к людям, трудолюбие, чувство взаимопомощи, любовь к жизни, бережное отношение к окружающей среде, школьному имуществу
Планируемые результаты
Предметные:
- понимать роль денег в экономике;
- объяснять, что такое деньги;
- различать денежные единицы некоторых стран;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Метапредметные:
- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- слушать собеседника и вести диалог;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- формировать умения договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль;
Личностные:
- проявлять целостное восприятие окружающего мира;
- формировать личностный смысл учения;
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран,
- монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей (по количеству учеников);
- советские и зарубежные монеты и банкноты.
Ресурсы урока: Плешаков А.А. учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска, электронное приложение.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |
I этап. Самоопределение к деятельности | |||
Прозвенел звонок, Начинается урок. Вы за парты дружно сели, На меня все посмотрели. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок. Все ль на месте, все ль в порядке? Книги, ручка и тетрадки? | Позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность. | ||
II этап. Актуализация знаний | |||
Разгадайте кроссворд, работая в парах.
- Какое общее понятие объединяет кроссворд? Вот как много вы уже знаете об экономике. Но сегодня нас интересует новое понятие, но известное всем, без этого не может ни один человек прожить в обществе. Это понятие спрятано в кроссворде. Попробуйте его отыскать. Слайд 1 • ДЕНЬГИ. Предположите, какие вопросы могут нас интересовать, связанные с этим понятием? – что такое деньги? – как появились деньги? – какими были первые деньги? Готовы ли вы принять участие в нашем исследовании, чтобы найти ответы на вопросы? Каков же главный вопрос? ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ. Это и есть тема урока. | Разгадывают кроссворд. 1. Один из трех китов экономики. На нем основывается добыча природных богатств, производство товаров 2. Распространенное природное богатство, твердое полезное ископаемое, используемое в строительстве, из особого его вида производят стекло. 3. Продукт растениеводства, прядильная культура, из которой производят ткани. 4. Отрасль экономики, отвечающая за добычу природных богатств, производство товаров. 5. Работа, выполняемая людьми для удовлетворения тех или иных потребностей других людей. 6. Отрасль сельского хозяйства, отвечающая за разведение домашних животных. - Экономика | Овладение логическим действием обобщения, построение рассуждений на основе известных понятий. | |
III этап. Изучение новой темы | |||
- Попробуйте ответить на главный вопрос урока, предположить, что такое деньги? Каково их значение? - Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Чтобы узнать побольше, нам предстоит совершить виртуальное путешествие в далекое прошлое и найти ответы на поставленные вопросы. Готовы? Тогда отправляемся. Слайд 2 - Итак, мы попали в далекое прошлое. - Кто же это? - Как вы думаете, существовали ли деньги во времена первобытных людей? - Конечно, нет. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа. Слайд 3 - Двигаемся во времени дальше на тысячи лет. Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотится, другие – выращивать домашних животных, третьи – заниматься земледелием, четвертые – ковать железо и т.д. Что же получалось в таком обществе? Появились излишки своего труда и необходимость владения продуктами труда других людей. - Как же стали поступать люди? - Верно, они стали обмениваться различными изделиями и товарами. Ведь денег тогда тоже не было. Они осуществляли ОБМЕН. (торговые сделки) Например, лошадь меняли на 2 мешка зерна, телегу – на барана. - Приведите свои примеры такого обмена. - Как вы думаете, существуют ли такие торговые сделки в современной экономике? - Как же выглядит и называется торговый обмен сегодня, вы найдете в учебнике. Учебник Стр. 68. Прочитайте. - Что это такое? Тетрадь Стр. 38 № 1. Впишите определение в тетрадь. Выгоден ли бартер сегодня? Выгоден ли он был в далекие времена? Слайд 4 Да, но с обменом постоянно возникали проблемы. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась. С ценами тоже была чехарда. Сегодня мешок муки можно обменять на 2 топора, а завтра голодный купец даст вам за мешок муки 3 топора. Разве это справедливо? Люди страдали от неудобства бартера. И чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга. - Что же придумали люди? - Не спешите, это еще не деньги, а товаро – деньги. Первые деньги не были похожи на современные. Что же стало деньгами? Удобны ли были такие деньги? Слайд 5 Такие товаро-деньги были неудобны, и они уступили место “деньгам” другим, более удобным. Таким, как, например, ракушки морского моллюска каури, которые были в ходу у туземцев Мальдивских островов. Блестящие, легкие, прочные, они были распространены во многих странах. - Чем же были они удобны? - В раковинах просверливались отверстия и нанизывались на шнурок, как бусы, по 40 раковин. - За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин. - Удобно? Слайд 6 Прошли многие десятилетия, прежде чем появились металлические деньги. Но и они отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков. Каковы преимущества металлических денег? | Ответы детей. - Да! - Первобытные люди. - Нет. - Они стали обмениваться своими изделиями на чужие. Ответы детей. - Бартер. - Обмен одних товаров на другие. Выписывают определения в тетрадь. Ответы детей. Ответы детей. Деньги. - Деньгами стали считать птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу. - Не портились, не теряли вида, легко носить с собой. Ответы детей. - Не портятся, ими можно расплачиваться за любой товар | установление причинно-следственных связей между строением, образом жизни животных и природными условиями и на основе этого построение рассуждения. | |
Физминутка | |||
IV этап. Первичное закрепление | |||
Слайд 7 - На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна. - Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок. - Что же получалось? Слайд 8 - При Иване IV были выпущены деньги, на которых изображался всадник с копьем в руках. - Что же появилось? Слайд 9 Итак, появились монеты. Чтобы их нельзя было подделать, слитки стали клеймить. Клеймо означало количество чистого железа в слитке. Затем стали отражать в слитке место изготовления и символы власти – гербы. Удобными ли стали металлические деньги? Но и у них все же оказался важный недостаток. Попробуйте его определить. Слайд 10 Что же изобрели люди? Почему так много разных денег существует? Тетрадь Стр. 38 № 2. Рассмотрите денежные купюры. Определите соответствие между купюрами и странами. Практическая работа (в парах) - Откройте конверты. Рассмотрите монету. (1 рубль) К какой стране она принадлежит? Как догадались? | - Брусок. - Рубль. - Копейка. - Да. - Они были тяжелы и занимали много места. Богатым купцам, торгующим в других далеких странах, было опасно и неудобно возить с собой такой груз. - Бумажные деньги – КУПЮРЫ. - Каждая страна имеет свои монеты и бумажные купюры. Работа детей в парах. Ответы детей. | формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью; умение работать с раздаточным материалом как средством передачи иллюстративной и текстовой информации. | |
V этап. Обобщение и закрепление (контроль, игровая ситуация) | |||
Вам предстоит исследовательская работа, после которой вы сможете больше рассказать о монете, лежащей перед вами. Вам поможет план исследования Выполните задание № 3 в тетради на странице 39. Подведем итог нашего исследования. - Что же вы можете рассказать еще о монете? Ответили ли мы в ходе урока на поставленные вопросы? Что такое деньги? Учебник Стр. 71. Сверим наши выводы – прочитаем научное определение денег Тетрадь Стр. 38 № 1. Внесите определение в наш научный журнал. Блиц-турнир.
| План исследования. 1. Рассмотрите монету. Найдите сторону, на которой указан ее НОМИНАЛ, то есть ее достоинство – 1 рубль, 5 рублей, … Это оборотная сторона монеты – “РЕВЕРС” или “решка”. 2. Найдите сторону, на которой изображен герб, портрет или другой рисунок. Это лицевая сторона монеты – “АВЕРС” или “орел”. 3. Рассмотрите внимательно надписи на монете. Все надписи на монете называются ЛЕГЕНДА. 4. Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется “ГУРТ”. Ответы детей. - Да. Ответы детей. Зарплата Бартер Рубль Реверс Аверс Легенда Деньги Сбережения Ответы детей. | Становление познавательных процессов (внимания, памяти, мышления), а также мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения); решение проблемных вопросов на основе имеющихся знаний; сравнение собственных выводов с выводом в учебнике. | |
VI этап. Рефлексия | |||
Что же нового вы узнали на уроке? Что повторили? С чем работали? Какие открытия сделали? Домашнее задание: Найдите материал о денежных единицах разных стран мира. | Дети оценивают свою деятельность на уроке. Записывают домашнее задание. | Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе. Тема "Что такое экономика?"
Технологическая карта может быть использована при подготовке к уроку окружающего мира по теме "Что такое экономика?"...

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе "Что такое погода?"
УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме "Что такое деньги?"
Главные задачи урока - это содействие усвоению понятия "деньги", развитие представлений учащихся о товарно-денежных отношениях, зависимости между ценой, стоимостью и коли...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Кто такие рыбы?"
Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие рыбы?"...

Технологическая карта урока окружающего мира "Такие разные праздники" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: формирование знаний о праздниках в России, их различиях и особенностях у обучающихся.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с праздниками, которые отмечают в России.2. Учить...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Особенности хвойных растений: узнавание, краткое описание. Хвойные растения нашего края. Что такое хвоинки?"
Данный урок был разработан по УМК "Школа России" и представлен на городской конкурс для учителей начальной школы "Новое качество урока. Работаем по ФГОС" в Санкт-Петербурге.По резу...
