Публичный отчёт о реализации комплексного учебного курса "Основы религиозной культуры и светской этики"
статья по орксэ (4 класс) по теме

Веденеева Ирина Юрьевна

Публичный отчёт о реализации комплексного учебного курса  "Основы религиозной культуры и светской этики"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичный отчёт о реализации комплексного учебного курса 

«Основы религиозной культуры и светской этики»   

 

Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и светских  традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    В ряду общих задач образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к Родине, природе, семейным ценностям сегодня выступают как первоочередные. Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии  с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством,  так и нормами международного права. Данный курс  -  просветительский и информационный (воспитательный, мотивационный), и главный педагогический подход в обучении – светский, неконфессиональный .

Цели и задачи изучения учебного предмета.

  • целенаправленно формировать мотивацию на следование моральным нормам, выбор способов и форм деятельности в рамках моральных норм.
  • дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления  о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;
  • формировать общественно – значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;
  • изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и другое.

Задачи курса:

  • развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;
  • формирование качеств  гражданина и патриота России;
  • воспитание духовно – нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты

Школьный курс «Основы светской этики» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом адресован  младшим школьникам и предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

Дети младшего школьного возраста начинают приспосабливаться к миру, осваивать его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Это годы подражания старшим и усвоения социальных навыков, традиций. Происходит преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах и формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил.         В начальной школе продолжается процесс социально-личностного развития ребенка. Появляется система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Особую роль играет духовно-нравственное воспитание. Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:

•    Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

•    Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.

•    Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге.

 Распределение  часов, отведенных на темы

№ темы

Тема

Количество часов

Внеурочная работа

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

Россия  - наша Родина.

1

Поход по любимым местам

II.

Основы религиозных культур и светской этики. Часть I.

16

Что такое светская этика?

1

Мораль и культура.

1

Особенности морали.

1

Добро и зло.

1

Проект по теме.

Добро и зло.

1

Добродетели и пороки.

1

Добродетели и пороки.

1

Свобода и моральный выбор человека.

1

Свобода и ответственность.

4

Моральный долг.

1

Протяни руку помощи…

Справедливость.

1

Альтруизм и эгоизм.

1

Дружба.

1

Протяни руку дружбы…

Что значит быть моральным?

1

Творческие работы учащихся.

1

Подведение итогов.

1

Праздник для родителей.

III.

Основы религиозных культур и светской этики. Часть II.

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

1

Встреча за круглым столом.

Нравственный поступок.

1

Золотое правило нравственности.

1

Стыд, вина и извинение.

1

Честь и достоинство.

1

Совесть.

1

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.

1

Рыцарский турнир

Джентльмен и леди.

1

Образцы нравственности в культуре Отечества.

1

Этикет.

1

Я умею…

Праздники.

1

Праздничная программа «Приглашаю в гости…»

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

1

IV.

Духовные традиции многонационального народа России

5

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

1

Подготовка творческих проектов.

1

Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

1

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

1

4 ноября – День народного Единства.

Творческое мероприятие с выходом на школу, село.

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

1

Всего

34

      В 2012 – 2013 учебном году в МБОУ  СОШ№23 г. Мурманска  осуществлялась реализация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы светской этики» учителями начальных классов Веденеевой И.Ю. и  Лазаревой И. Ю.

1.      22.05. 2012 г. проведено родительское собрание по вопросу введения и выбора модуля комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». 

2.      Составлен план мероприятий по введению в школе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». 

3.      Издан приказ по школе № 12 от 17. 02. 2012 г.  «Об определении порядка подготовки к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». 

4.      Назначен ответственный за введение и реализацию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (учителя начальных классов Веденеева И.Ю. и  Лазарева  И. Ю.). 

5.      Создан банк нормативно-правовых документов по введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». 

6. Учителями начальных классов Веденеевой И.Ю. и  Лазаревой И. Ю. в институте усовершенствования учителей г.Мурманска пройдены курсы по дополнительной профессиональной образовательной программе «Основы религиозных культур и светской этики». 

7.      Создан раздел сайта «ОРКСЭ», в котором размещена следующая информация: нормативно-правовая база введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», план мероприятий по введению в школе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», вопросы и ответы, материалы педагогического совещания, программа курса «Основы светской этики», актуальные вопросы преподавания курса «Основы светской этики», дан перечень сайтов по вопросам преподавания ОРКСЭ, для родителей учащихся – памятка, анкеты, текст брошюры А. Я. Данилюка «ОРКСЭ».  

Всего приобретено учебных пособий, ЭОР, методической и дополнительной литературы для введения ОРКСЭ 60 экземпляров . 

Изучаемый модуль «Основы светской этики» является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его темы согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.  

          Рабочая программа реализуется в общеобразовательных классах в соответствии с учебным планом на 2012 – 2013 учебный год и рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году). В базисном учебном плане на изучение  ОРКСЭ отведено 34 часа в год в 4 классах  (1 час в неделю).  

Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утвержденным приказом по МБОУ СОШ №23. Список  учебников, используемых в 2012 – 2013 учебном году:

  1. «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2012
  2.  «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2012
  3. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»  М. Просвещение. 2012.

        По завершению преподавания курса был проведен мониторинг процесса реализации курса среди учащихся и родителей, который показал положительное отношение учащихся и родителей к данному модулю.  

 

Среди учащихся было проведено анкетирование.  

 

Анкетирование «Я и курс ОРКСЭ». 

1. Твое отношение к занятиям модуля «Основы светской этики»: 

а) было интересно, узнал много нового;  

б) было неинтересно, ничего нового не узнал;  

в) мне всё равно.  

2. Как ты оцениваешь свое участие в занятиях по курсу ОРКСЭ: 

а) я доволен собой;  

б) я собой недоволен;  

в) никак не оцениваю.  

3. Если спецкурс будет преподаваться в 5 классе…  

а) я буду заниматься;  

б) не буду заниматься;  

в) мне всё равно.  

4. Оцени свое участие в занятиях ОРКСЭ (в баллах): 

а) 5 – высший балл;  

б) 3 – средний балл;  

в) 2 – низший балл.  

Учащиеся 4 класса ответили, что им было интересно, они узнали много нового, они собой довольны, оценили своё участие в занятиях средним баллом, хотели бы продолжить изучение курса и дальше в 5 классе.  

 

 

Анкетирование «Итоги изучения модуля «Основы православной культуры» в 4 классе. 

1. Понравился ли тебе курс ОРКСЭ (модуль, который ты изучал)?

    Да – 100%.

2. Какие темы тебе особенно понравились (перечисли)

3. Кто тебе помогал при выполнении домашнего задания?

Родители. Мама.

4. Что произвело на тебя самое большое впечатление при изучении ОРКСЭ?

5. Чему ты научился при изучении курса?

 

Для родителей обучающихся  также предлагались анкеты. 

 

Анкетирование «Родители и ОРКСЭ».  

1. В нашем селе существуют проблемы межнациональных, межрелигиозных отношений?  

а) да;  

б) нет.  

2. Как ваш ребёнок относится к людям другой национальности, другого вероисповедания?  

а) хорошо;  

б) безразлично;  

в) ненавидит.  

3.Что нужно сделать, чтобы остановить насилие на национальной, религиозной почве?  

а) развивать культуру межнационального общения;  

б) изучать обычаи и традиции представителей другой национальности, других религий; 

в) ужесточить наказание за разжигание национальной, религиозной вражды.  

4. Отношение вашего ребёнка к занятиям ОРКСЭ: 

а) нравились;  

б) не нравились;  

в) был безразличен.  

5. Ваше отношение к курсу ОРКСЭ: 

а) было интересно, так как изучаемый материал важен для моего ребёнка; 

б) было неинтересно, ничего нового не узнал;  

в) мне всё равно.  

6. Если бы вам предложили сейчас выбрать модуль курса «Основы религиозных культур и светской этики», какой бы выбрали?  

а) Основы православной культуры;  

б) Основы исламской культуры; 

в) Основы иудейской культуры; 

г) Основы буддийской культуры;  

д) Основы мировых религиозных культур; 

е) Основы светской этики.  

Из анкет родителей можно сделать следующие выводы: родители учащихся 4 класса положительно относятся к изучению их ребёнком модуля «Основы православной культуры». Отвечая на шестой вопрос, оба родителя подтвердили правильность своего выбора. 

 

Анкетирование «Введение ОРКСЭ». 

1. Вы узнали о введении курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) из:  

а) СМИ;  

б) Интернет-источников;  

в) на родительском собрании;  

г) другое.  

2. Вам понятны цели и задачи курса ОРКСЭ:  

а) да;  

б) нет;  

в) другое.  

3. Вы разделяете цели и задачи курса ОРКСЭ?  

а) да;  

б) нет;  

в) другое.  

4. Какие результаты личностного развития Вашего ребёнка Вы ожидаете по итогам освоения курса ОРКСЭ? 

а) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;  

б) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;  

в) осознание своей этнической и национальной принадлежности;  

г) формирование основ российской гражданской идентичности;  

д) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.  

5. Какую форму представления результатов освоения курса Вы бы поддержали? 

а) творческий проект;  

б) эссе;  

в) другое.  

6. Что является для Вас главным основанием при выборе  того или иного модуля для изучения Вашим ребёнком? 

а) возможность достижения Вашим ребёнком личностных образовательных результатов;  

б) повышение нравственности, развитие способностей младших школьников к общению в многоконфессиональной (многорелигиозной) среде;  

в) другое.  

7. Как, по вашему мнению, повлияет изучение этого предмета на ситуацию в обществе – увеличится ли согласие, понимание и уважение к ценностям других?  

а) да;  

б) всё останется без изменений;  

в) другое мнение.  

8. Имеете ли Вы особое мнение по вопросу введения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»? Какое? 

 

Анкетирование «Значение курса ОРКСЭ». 

  

№ 

Вопросы 

Предлагаемые ответы 

1. 

Как Вы относитесь к введению в учебный процесс школ нового курса «ОРКСЭ»? 

1. Положительно – 100%. 

2. Скорее положительно. 

3. Безразлично. 

4. Скорее отрицательно. 

5. Отрицательно. 

6. Затрудняюсь ответить. 

2. 

В чём Вы видите положительное значение введения курса? 

1. Расширение кругозора детей. 

2. Формирование уважительного отношения к различным мировоззрениям и религиям.  

3. Формирование патриотизма и гражданской солидарности. 

4. Формирование ценности здорового образа жизни. 

5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. 

6. Воспитание культуры межнационального общения, уважения к культурным, религиозным традициям народов России. 

7. Духовное и культурное развитие детей – 100%. 

8. Повышение нравственности детей. 

9. Формирование уважительного отношения к старшим. 

10. Приобретение знаний о различных культурах, вероисповеданиях. 

11. Снижение уровня преступности, наркомании в подростковой среде. 

12. Приобщение молодёжи к вере. 

13. Другое. 

14. Затрудняюсь ответить 

3. 

В чем Вы видите риски, связанные с введение курса? 

1. Обособление школьников по мировоззрению или национальной принадлежности. 

2. Дополнительная нагрузка на школьника. 

3. Формирование формального отношения к религии, вере. 

4. Снижение уровня терпимого отношения к культурным, конфессиональным и религиозным различиям. 

5. Принудительное навязывание веры, религии. 

6. Принудительное навязывание одного из модулей. 

7. Не вижу риска – 100%. 

8. Затрудняюсь ответить. 

4. 

Какой модуль курса Вы выбрали для своего ребёнка? 

1. Основы светской этики. 

2. Основы мировых религиозных культур. 

3. Основы православной культуры – 100%. 

4. Основы исламской культуры. 

5. Основы буддийской культуры. 

6. Основы иудейской культуры. 

7. Не участвовал(а).  

5. 

Если Вы участвовали в выборе модуля курса, испытывали ли трудности с выбором? 

1.Да. 

2.Нет – 100%. 

6. 

С чем были связаны трудности выбора? 

1. С различным мировоззрением членов семьи. 

2. С настороженностью к новому курсу, недоверием к нововведениям. 

3. С недостаточностью  информации о содержании модулей курса. 

4. С нежеланием участвовать в апробации курса. 

5. Другое. 

7. 

Что повлияло на Ваш выбор именно этого модуля курса? 

1. Интерес ребёнка к изучению именно этого модуля курса. 

2. Мнение классного руководителя или других педагогов. 

3. Рекомендации родителей школьников. 

4. Пожелание руководства школы. 

5. Разъяснительные беседы представителей религиозных организаций. 

6. Уклад жизни семьи, семейные традиции – 100%. 

7. Районное родительское собрание. 

8. Затрудняюсь ответить. 

8. 

В какой форме Вы хотели бы, чтобы преподавался учебный курс «ОРКСЭ»? 

1. В качестве обязательного для всех учащихся – 100%. 

2. В качестве факультативного для всех желающих. 

3. Этот курс не должен преподаваться в школах. 

4. Затрудняюсь ответить. 

9. 

По Вашему мнению, носит ли воспитательный, нравственно-развивающий характер учебное пособие по выбранному Вами модулю курса? 

1. Да – 100%. 

2. Скорее да, чем нет. 

3. Скорее нет, чем да. 

4. Нет. 

5. Затрудняюсь ответить. 

10. 

Имеете ли Вы представление о содержании учебных пособий по остальным модулям курса? 

1. Да, всех – 50%. 

2. Да, некоторых – 50%. 

3. Нет. 

11. 

Какую систему оценивания достижений вашего ребёнка по данному курсу Вы считаете подходящей? 

1. С выставлением отметок – 50%. 

2. Без отметок – 50%. 

3. Другую. 

4. Затрудняюсь ответить. 

 

  

Учащимся 4 класса было предложено написать сочинение-размышление на тему «Моё отношение к курсу «Основы православной культуры».

 

Блындеску Денис: «Курс «ОПК» мне очень понравился. Я узнал, что надо любить врага своего, Бога, родителей, не воровать, не лгать, не убивать, ходить в храм, молиться, не обижать маленьких, уважать старших. Я понял, зачем Иисус Христос стал Человеком. Меня удивило то, что надо любить врага своего. Такой курс нужен обязательно и детям,  и взрослым».

Киреева Виктория: «Мне нравится, что в нашу программу ввели курс «Основы православной культуры. Я узнала об этом предмете в марте. Я долго готовилась, но он начался только в апреле. Мне было очень интересно, чему нас будут учить. Я думаю, что этот курс очень пригодится в жизни. В крайнем случае, я так считаю. Сегодня я много знаю о православной культуре. Курс «ОПК» во многом помог мне разобраться. Я не знала, что такое Евангелие. Я поняла, что делать зло плохо, а надо делать только добро».

 

Период обучения ребёнка в школе – это не только время, когда он усваивает материал учебника, но и когда открывает для себя подлинные духовно-нравственные ценности: любовь к Родине, уважение к старшим, сострадание ближним, благоговение к жизни и другие. Во многом этому способствует изучение модуля «Основы православной культуры».

На уроках ОПК ученики не только слушают рассказ учителя, рассматривают иллюстрации, но и являются активными участниками урока, рассказывают о личном опыте знакомства с Православием, делятся своими жизненными историями, советуются, удивляются, высказывают свою точку зрения по тому или иному вопросу. Дети знакомятся с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви. Программой предусмотрено изучение заповедей, главных православных молитв, золотого правила этики, знакомство с Библией и Евангелием. Ребята рассмотрели такие  важные понятия, как совесть и раскаяние, милость и сострадание.  

На занятиях православной культуры учащиеся впервые задумываются над мировоззренческими проблемами, ищут ответы на вопросы о смысле жизни, о смысле своего существования. Каждая тема курса находит у них живой отклик, выявляет неподдельный интерес. В ходе занятий у ребят возникаем множество вопросов, иногда выходящих за рамки темы или раздвигающие эти самые рамки. Четвероклассники делятся своими впечатлениями, приводят примеры из собственной жизни, пересказывают библейские притчи, увлечённо выполняют разнообразные тестовые, творческие, интерактивные задания с использованием электронного приложения к учебнику.

На занятиях ребята приобретают те представления о мире, о добре и зле, которые позволяют точно ориентироваться в конкретной жизни и принимать правильные решения. Важно, чтобы ребёнок увидел в жизни, наполненной самым различным содержанием, её нравственную и духовную основы, почувствовал движения своей души, а себя причастным и ответственным за добро или зло вокруг. Урок ОПК – это маленький дискуссионный клуб, где дети учатся понимать себя и всё происходящее.

Основная цель  образовательного учреждения – духовно-нравственное развитие и воспитание  обучающихся, овладение духовными ценностями и культурой народов России. Данный предмет способствует достижению  этой цели. 

 

Предложения. 

 

1.      Продолжить работу по реализации плана мероприятий по введению в школе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

 

2.      При организации занятий комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» включать в тематическое планирование экскурсии в храмы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Выбор модуля комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Собрание проводится с родителями 3 класса во втором полугодии. В кабинете стоит компьютер с интерактивной доской для показа презентации....

План внутришкольного контроля преподавания комплексного курса "Основы религиозной культуры и светской этики"

План внутришкольного контроля преподавания комплексного курса "Основы религиозной культуры и светской этики"...

О модуле «Светская этика» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Сообщение для родителей 3 класса о модуле "Светская этика" комплексного курса "Основы религиозных культур и  светской этики"....

Рабочая программа комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», К...

Рабочая программа по комплексному учебному курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика", 4 класс

Данный материал будет полезен учителям, преподающим в 4 классе комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Светская этика". Рабочая программа разработана на основ...

КОМПЛЕКСНЫЙ КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

C 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации был введен курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ) в соответствии с поручением П...

Открытый урок по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль: «Основы буддийской культуры» Тема: «Буддизм в России»

Данную разработку можно использовать при проведении классных часов и занятий по комплексному курсу "«Основы религиозных культур и светской этики» Учебный  модуль: «Основы б...