Урок с презентацией "Десять заповедей"
план-конспект занятия (3, 4 класс)

Голутвина Людмила Степановна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ 2

Десять Заповедей

Методическая разработка занятия 2

Тема: «Десять заповедей»

Цель: способствовать приобщению учащихся к христианским ценностям

Задачи занятия:

Образовательные:

  • научить школьников читать Священное Писание, ориентироваться в его содержании;
  • формировать у учащихся представление о жизни людей в ветхозаветные времена;
  • подвести школьников к осознанию того, что Десять Заповедей – это духовная Конституция, основа общежития землян, нравственный закон, без которого мир погрузился бы в хаос.

Развивающие:

  • развивать самостоятельное мышление, умение формулировать мысли и чувства, способствовать осознанному выбору системы нравственных ценностей;
  • ознакомить детей с репродукциями картин художников, использовавших тему Десяти Заповедей в своём творчестве;
  • ознакомить учащихся с духовной музыкой, творчеством Шекспира.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся почтительное, бережное отношение к родителям;
  • воспитывать любовь и уважение к ближнему, умение прислушиваться к своеобразию другого человека, ценить его индивидуальность;
  • задуматься о причине страданий людей.

Оснащение (оборудование) занятия:

  • Библия. Изд. Московской Патриархии, 1956 (у каждого ученика);
  • рабочая тетрадь по предмету у каждого ученика. Фломастеры, карандаши;
  • презентация на тему урока;
  • музыкальная кассета «Аве Мария», проигрыватель;
  • маленькие карточки для блиц-опроса.

Тип занятия: открытие новых знаний.

Ведущие технологии: игра, работа в группах, рассказ учителя, интерактивная коллективная беседа, рассказы – монологи учащихся.


ХОД ЗАНЯТИЯ

«…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всей крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27).

Учитель: Тема нашего занятия обозначена на доске. Давайте начнём его игрой и назовём её: «Мы – законодатели».

Итак, вы плывёте на океанском лайнере. Начинается шторм. Вы со своими семьями и друзьями оказываетесь выброшенными на необитаемый остров. Изо дня в день вы смотрите на безбрежный океан в надежде, что появится какое-то судно.

Наконец, вы начинаете осознавать, что, возможно, здесь предстоит прожить долгие годы. Приходит к вам и понимание того, что необходимы законы, по которым вы будете жить на этом самом острове. Законы – это правила, которые люди должны выполнять. Они есть в каждой стране.

Учитель: как называется свод законов, по которым живут россияне?

Правильно, Конституция. А кто может сказать, от чего зависит будущее общества, его сила?

Ученик: «Во главе государства должен стоять умный человек».

Учитель: «Умный человек может быть одновременно тираном (жестоким)».

Ученик: «Государство должно иметь хорошо обученную армию, чтобы с ним считались. В стране должен быть большой золотой запас».

Учитель: у нас хорошо обученная армия, но в ней иногда оскорбляют честь и достоинство новобранцев. А золотой запас, как показывает исторический опыт, может быть разворован.

Будущее любого общества – и нашей страны тоже - зависит от нравственного облика подрастающего поколения. Из вашей среды вскоре выдвинутся духовные и политические лидеры. Вы пополните ряды общественных деятелей, рабочих, создадите свои семьи. Какими будете вы – таким будет и общество, в котором вы живете; такими будут и армия, и президент, и благосостояние народа.

Итак, делимся на три команды. Каждая команда обитает на своём острове. Каждой команде после двадцатиминутных рассуждений – размышлений предстоит сформулировать основной принцип, или девиз, под которым будут создаваться законы на её острове. Результаты обсуждений будут докладывать капитаны команд.

_______________________________________________________________

Ученик: «На нашем острове будет действовать принцип – «Наивысшее благо для наибольшего числа людей».

Учитель: а кто из твоих островитян знает, что есть наивысшее благо для человека? Апостол Павел, например, некогда почитал за благо «жестоко гнать Церковь Божию и опустошать её» (Гал. 1:13,23). Он говорит о себе: «Я даже до смерти гнал последователей сего учения, связывая и предавая в темницу мужчин и женщин» (Деян. 22:4).

Когда же к нему пришло духовное прозрение, он понял, что то, что он принимал за благо, было страшным заблуждением, ошибкой. Апостол Павел глубоко раскаивался в содеянном и позже писал, что он, некогда гнавший христиан, «ныне благовествует веру, которую прежде истреблял» (Гал. 1:23). Видите – даже Апостол Павел ошибался в определении, что есть благо.

Ученик: А наша группа провозгласила принцип: «Всё решает большинство».

Учитель: воплощая свой принцип на практике, вы, возможно, столкнетесь с такими проблемами:

1. Обладает ли меньшинство какими-либо правами?

2. Что делать, если голоса разделились поровну?

3. Ваня, а что если большинство решит, что именно ты должен нырять в кишащий акулами океан, чтобы добыть пищу? Смех.

Ученик: а наш девиз такой: «Делай то, что тебе нравится, что доставляет удовольствие».

Оживление в классе.

Ваня: «Я, пожалуй, переберусь на твой остров». Дружный смех детей.

Учитель: а задумывались ли вы над тем, что то, что сегодня доставляет удовольствие, завтра может обернуться страданием? Курильщику доставляет удовольствие процесс курения, возможная расплата за это – рак легких.

Состояние опьянения, вызывающее эйфорию (приподнятое настроение), оборачивается на следующий день тяжким похмельем (болезнью).

Употребление наркотиков, создающих кратковременную иллюзию счастья, приводит к полному разрушению организма и ранней смерти.

Любители много и вкусно поесть расплачиваются утратой стройности, ожирением, болезнями.

Ученик: «Ну и как же тогда нам жить на этих островах? По каким законам»?

Учитель: чтобы ответить на этот вопрос, я расскажу вам историю об Александре Смите, вынужденном поселиться, как и вы, на одном из островов Тихого океана.

28 апреля 1798 года вспыхнул мятеж на военном британском корабле «Баунти» (Слайд 1). Причиной мятежа (восстания) явилось жестокое обращение капитана с матросами. Мятежники в количестве 9 человек были высажены на острове Питкэрн. (Слайды 2-6).

8 человек умерли от употребления самодельного спирта. В живых остался только один моряк, и это был Александр Смит. На острове, кроме него, жили аборигены – шестеро мужчин, десять женщин, и девочка пятнадцати лет.

Смит случайно наткнулся на Библию и прочитал её. Я думаю, на Смита произвели сильное впечатление слова из книги пророка Исайи: «Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти» (Ис. 48:17). Бывший мятежник воспринял эти слова как обращение Бога лично к нему и принял Божие водительство.

В результате началось моральное и духовное перерождение этого человека. По вечерам он собирал вокруг себя аборигенов и читал им Библию.

Смит решил создать с аборигенами общество, которое жило бы по законам, изложенным в библейском учении. Каждое сообщество людей выбирает эталон (образец), в соответствии с которым строит свои нравственные и духовные основы.

Через 20 лет остров Питкэрн случайно обнаружили два военных британских корабля. Экипажи кораблей нашли на острове христианскую общину в полном смысле этого слова. (Слайд 7).

На Питкэрне не было тюрьмы, потому что там не было правонарушений; не было больницы, потому что там не было больных; не было сумасшедшего дома, потому что там не было сумасшедших. Не было там и неграмотных, и нигде в мире жизнь и собственность человека не были в такой безопасности, как там. Отличительными чертами населения острова являлись миролюбие, высокая нравственность и благочестие.

Ученица: «А какой принцип лежал в основе тех законов, по которым жило население этого острова»?

Учитель: прочтите стих из Евангелия от Луки, написанный на доске, и сами ответьте на этот вопрос.

Ученик: эти принципы - «Любовь к Богу и ближнему».

Учитель: да. Любовь к Богу и ближнему - основа Десяти Заповедей, по которым жило население острова.

Ученица: «А что такое «Заповедь»?

Учитель: слово «заповедь» означает «правило, служащее руководством для кого-нибудь или чего-нибудь». Десять Заповедей – это нравственный закон, духовная «конституция» для всего человечества.        

Ученица: «А как они появились»?

Учитель: На прошлом уроке мы узнали о том, что евреи, наконец, совершили исход из Египта, где пробыли в рабстве четыреста лет. В стране пирамид они постоянно видели грубое идолопоклонство. Не только видели, но и сами иногда принимали в нём участие.

Бог повел их на юг, к горе Синай, чтобы там обучить Свой народ, подготовить его к высшей ступени религиозной жизни. Он дал израильтянам заповеди, религию, благодаря которым нация рабов стала светом в духовном отношении для народов древнего мира. Бог даровал Синайское законодательство народу через Моисея.

Учитель: Лиза, кто такой Моисей?

Ученица: «Моисей – вождь еврейского народа. Он провёл израильтян посуху через Красное море к горе Синай».

Учитель: да. Десять Заповедей размещались на двух каменных скрижалях. «Скрижали было дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии» (Исх. 32:6) (Слайды 8, 9). Бог Ветхого Завета предстаёт Богом страшным и, в Его святости, недоступным.

Ученик: «Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошёл на неё в огне; и восходил от неё дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом» (Исх. 19:18,19). (Слайды 10, 11).

«И проведи для народа черту со всех сторон, и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве её; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти» (Исх. 19:12).

«И сказал Господь Моисею: сойди и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть Его, и чтобы не пали многие из него» (Исх. 19:21).

«Весь народ видел громы и пламя и звук трубный, и гору дымящуюся; и, увидев то, народ отступил, и стал вдали» (Исх. 20:18).

Учитель: на слайдах 12- 15 вы видите гору Синай на фотоснимках. Я сделала их в одной из своих поездок  специально для вас, для нашего урока.

В Евангелии раскрывается Бог уже доступный и простой, но какой ценой! Он стал Человеком и через это отдал Себя во власть злобы и неправды земной. Он отдал Себя на распятие.

Слова, из которых состоят Заповеди, просты и общедоступны, но исполнены такого глубокого значения, что составили основу нравственности для всего человечества. Давайте последовательно ознакомимся с ними.

Ученики поочередно читают текст из книги «Исход», глава 20, стихи 1 – 17.

  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других Богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения. Не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; А день седьмый – суббота Господу Богу твоему.

  1. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
  2. Не убивай.
  3. Не прелюбодействуй.
  4. Не кради.
  5. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Учитель: первые четыре заповеди учат, каким должно быть отношение человека к Богу.

Первая заповедь гласит: «Я Господь, Бог твой».

Создатель говорит нам: «это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю; и никто не избавит от руки Моей» (Втор. 32:39). Надо понять и принять всеобъемлющую невидимую основу жизни. Отвержение невидимого Бога - результат духовного невежества.

Заповедь, предостерегающая от поклонения кумирам (идолам), я думаю, вам тоже понятна. Бог вечности не может быть ограничен образом из дерева, камня.

Пророк Иеремия говорит о том, как изготовляются идолы - «боги», которым поклоняются язычники: «Вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому, что ходить не могут.  Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра сделать не в силах». «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников» (Иер. 10:3-5, 2).

Заповедь, призывающая нас не произносить имя Господа напрасно, означает, что мы не должны произносить имя Господа механически, поверхностно, без чувства благоговения, почитания. «Свято и страшно имя Его!», - восклицает царь Давид (Пс.110:9).

Соблюдение субботы прекращением всякой работы в седьмой день было древним обычаем, но теперь этот обычай был подтвержден законодательно. Бог установил в истории Израиля для народа день отдыха.

День покоя был задуман не только для того, чтобы человек мог расслабиться физически. Это было время для единения с Богом. Свободное время для единения с Богом. Человек не должен пренебрегать духовной стороной своей жизни. В первом столетии христианской эры возникло празднование не субботнего, но воскресного дня.

Почтение к родителям (пятая заповедь) издавна считалось нравственной обязанностью детей. «Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные!» (Притч. 30:17). Моисей наставляет свой народ: «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их… Тогда   все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя» (Втор. 21:18,21).

Дети: «Ого, ничего себе»!

Учитель: да, - это грозные ветхозаветные предостережения детям, пренебрегающим послушанием родителям. Новый Завет также призывает к повиновению отцу и матери, и почитанию их: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» (Еф. 6:1).

В отчем доме отец и мать обучают своих детей повиновению. Не научившийся повиновению дома, будет пренебрегать дисциплиной в школе, на работе, в государстве. Обзаведётся семьей, но и к супруге будет относиться неуважительно. Он не будет почитать Бога. Иисус Христос «был в повиновении» у земных родителей, и поэтому позже Он смог обратиться к Богу со словами: «Отче наш, Сущий на Небесах, да святится имя Твое…».

Учитель: А что означает «почтение» к родителям?

Ученик: «Надо быть вежливыми с ними. Слушаться их»

Учитель: это правильно. Но надо понимать, что почтение – это не холодная вежливость, но сердечное отношение. Родителям нужна душевная теплота. Делитесь с ними своими радостями и печалями. Чем старше будут становиться ваши родители, тем более они будут нуждаться в вас. Именно в вас, в вашем внимании. Это так просто – прикоснуться к человеку, погладить его, спросить, как у него дела, как настроение, сказать ему: «Я люблю тебя». Рассказать о какой-то проблеме, попросить совета. Эти ваши действия улучшат физическое и духовное состояние ваших родителей.

Родителей не выбирают. Их надо воспринимать такими, какие они есть. Господь сказал Израилю: «Проклят злословящий отца или матерь свою» (Втор. 27:16). Бывает так, что человек конфликтует с матерью, обижает её, а потом сокрушается: «И почему у меня в жизни так много неприятностей, неудач»? И не понимает, что это – результат того, что он нарушил духовный закон, запрещающий злословить мать. С посторонними о родителях тоже надо говорить уважительно. Почтение должно выражаться и в словах, и в делах.

Иосиф, будучи наместником Египта, не только позаботился о пропитании своего отца в голодное время, но при встрече «поклонился ему лицем своим до земли» (Быт. 48:12).

Царь Соломон при встрече с матерью «встал перед нею, и поклонился ей, и сел на престоле своём. Поставили престол и для матери царя, и она села по правую руку его» (3Цар. 2:19).

Иисус Христос в последние мучительные мгновения своей земной жизни, будучи на кресте, заботился о Той, Которая родила Его: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:25-27).

Только тогда, когда у вас появятся свои дети, вы поймёте, какой огромной любовью полны к вам сердца ваших родителей. Не отплатите неблагодарностью.

Английский драматург Вильям Шекспир вкладывает в уста своего героя короля Лира, отвергнутого своими двумя дочерьми, такие слова:

«Дуй, зимний ветер, дуй,

Ты не так жесток, как человеческая неблагодарность.

Насколько больней, чем быть укушенным змеёй,

иметь неблагодарного ребенка».

А укус змеи, как вы знаете, иногда может быть смертелен.

И не забывайте о существовании духовного «закона жатвы»: «Что посеешь – то и пожнешь».

Вот вам пример. Сын ведёт отца, по щекам которого струятся слезы, в дом престарелых, при этом утешая его: «Тебе там будет лучше». Отец отвечает: «Я плачу не о себе, но о тебе. По этой же дороге я вёл отца в дом престарелых. Настанет момент, и твой сын поведёт тебя по этой же дороге».

Учитель: Ребята, а встречались ли вы в своей жизни с проявлениями неблагодарности? Расскажите.

Шестая заповедь - «не убивай». Эта заповедь направлена на защиту жизни человека в обществе. Лишить жизни себя или другого – значит попытаться занять место Бога. Человека можно убить не только оружием, но и клеветой, раздражением, гневом. Причиной многих несчастий и пожаров, приведших к человеческим жертвам, явились небрежность и халатность. Будем помнить, что наша небрежность, клевета, несправедливый поступок могут превратить нас в убийц.

Заповедь «не прелюбодействуй» (не совершай действие против любви) провозглашает защиту семьи, утверждает святость брачных уз. Господь сотворил мужчину и женщину. Приготовил для них прекрасный дом – Эдемский сад. Там было всё необходимое для человеческой пары. Благословил их. Весь мир был храмом Господа, а Священником был Он Сам.  

Господь установил правила брака, от исполнения которых зависит счастье супругов, будущее детей, благосостояние каждого поколения. Человек, разрушающий семью, разрушает будущее общества.

Брак взят Господом под защиту. В Израиле прелюбодеяние (нарушение верности супругу, супруге) каралось смертной казнью. «Да будут преданы смерти прелюбодей и прелюбодейка» (Лев. 20:10).

Прелюбодеев забивали камнями. Брак – это пожизненная связь между одним мужчиной и одной женщиной. Оправданием для развода может послужить только неверность одного из супругов.

«Не кради»! Кража – это воровство, хищение чьей-либо собственности (частной или государственной). Господь говорит: «Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга» (Лев. 19:11).

«Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему» (Притч. 11:1). Воровство в Синайском законодательстве заклеймено как преступление: «Всякий, кто крадёт, истреблён будет» (Зах. 5:3).

«Приобретающий богатство неправдою: он оставит его на половине дней своих, и глупцом останется в конце дней своих» (Иер. 17:11).

Кража – это не только ограбление банка, инкассатора, но и уклонение от уплаты налогов, воровство яблока из чужого сада и просто бесплатный проезд. След на совести остается один и тот же.

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего». Чем совершеннее наша духовная жизнь, тем меньше мы судим других, а больше себя.

Новый закон не только осуждал внешнее злое дело, он проникал глубже и осуждал саму мысль злую, заповедав «не пожелай» ничего такого, что противоречит основным законам нравственности.

Ученик: «А если не жить по заповедям -  тогда что?».

Учитель: Прочти нам стихи из Второзакония, главы 11, стихи 26-28.

Ученик: «Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие:

Благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня,

А проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня».

Учитель: Подробно о последствиях исполнения заповедей Божиих или отвержения их мы будем говорить на следующем уроке. В конце урока школьники делают рисунки в своих тетрадях на пройденную тему. В это время приглушенно звучит духовная музыка.

Домашнее задание – для желающих: на выданных вам маленьких карточках напишите краткий, в одно – два предложения - ответ на вопрос: «Зачем нам даны десять заповедей»?

Примеры ответов учащихся:

Родион: «Общество без заповедей — это как дом без стен, как ручка без чернил».

Егор: «Первые четыре заповеди для мира духовного, а остальные — для мира внешнего».

Костя: «Заповеди даны для того, чтобы человек понял суть жизни. Они даны для того, чтобы человек понимал, что такое любовь к Богу и ближнему».

Миша: «Без заповедей в мире воцарился бы хаос».

Дуся: «Если бы я попала в то место, где заповеди исполнялись бы, мне кажется, я была бы под сильной защитой и в безопасности».

Анфиса: «Заповеди даны для того, чтобы мы были добрыми и честными людьми. Чтобы мир был прекрасным и добрым».

Вероника: «Если бы везде исполняли 10 заповедей, то мир был бы самым прекрасным; было бы как будто в раю. Все бы долго жили, и было бы так хорошо, что ни в сказке сказать, ни пером описать».

Коля: «Без заповедей мир был бы ужасен»!

Мансур: «если бы не было заповедей, все люди бы распоясались».

Даша: «Чтобы человек стремился к лучшему».

Спасибо, друзья, до встречи!

Стр.  из


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока по курсу "Истоки" тема:"Священные слова. Заповеди и Заветы Божьи"

На  данном уроке учащиеся знакомятся с тайнами Священных слов....

Презентация урока по теме:"Священные слова.Заповеди и Заветы Божьи"

Презентация содержит творческий материал для групповой работы....

Конспект урока по ОРКСЭ "Заповеди" 4 класс Кураева

Конспект урока по ОРКСЭ модулю "Основы православной культуры" по теме "Заповеди" 4 класс Кураева...

Разработка занятия по курсу "Социокультурные истоки" для учащихся 2 класса по теме "Десять заповедей-основа жизни.Заповедь пятая."

В конспекте  отражено содержание занятия по данной теме. Тема "Семья в моей жизни" была мною рассмотрена с точки зрения 10 божьих заповедей, в частности, пятой  заповеди "Почитай отца твоего...

Урок по ОПК "Заповеди" (4 класс)

Урок по ОПК "Заповеди" (4 класс)...

Открытый урок по ОРКСЭ "Заповеди"

Материалы к уроку очень обширны, интересны....

Урок по ОРКиСЭ "Заповеди"

Представлены конспекты по ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики) в 4 классе....