Урок с презентацией "Десять заповедей"
план-конспект занятия (3, 4 класс)
в цeлoм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_zapovedey.pptx | 1.79 МБ |
Дети узнают, что десять заповедей - это духовная "конституция" человечества | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ 2
Десять Заповедей
Методическая разработка занятия 2
Тема: «Десять заповедей»
Цель: способствовать приобщению учащихся к христианским ценностям
Задачи занятия:
Образовательные:
- научить школьников читать Священное Писание, ориентироваться в его содержании;
- формировать у учащихся представление о жизни людей в ветхозаветные времена;
- подвести школьников к осознанию того, что Десять Заповедей – это духовная Конституция, основа общежития землян, нравственный закон, без которого мир погрузился бы в хаос.
Развивающие:
- развивать самостоятельное мышление, умение формулировать мысли и чувства, способствовать осознанному выбору системы нравственных ценностей;
- ознакомить детей с репродукциями картин художников, использовавших тему Десяти Заповедей в своём творчестве;
- ознакомить учащихся с духовной музыкой, творчеством Шекспира.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся почтительное, бережное отношение к родителям;
- воспитывать любовь и уважение к ближнему, умение прислушиваться к своеобразию другого человека, ценить его индивидуальность;
- задуматься о причине страданий людей.
Оснащение (оборудование) занятия:
- Библия. Изд. Московской Патриархии, 1956 (у каждого ученика);
- рабочая тетрадь по предмету у каждого ученика. Фломастеры, карандаши;
- презентация на тему урока;
- музыкальная кассета «Аве Мария», проигрыватель;
- маленькие карточки для блиц-опроса.
Тип занятия: открытие новых знаний.
Ведущие технологии: игра, работа в группах, рассказ учителя, интерактивная коллективная беседа, рассказы – монологи учащихся.
ХОД ЗАНЯТИЯ
«…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всей крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27).
Учитель: Тема нашего занятия обозначена на доске. Давайте начнём его игрой и назовём её: «Мы – законодатели».
Итак, вы плывёте на океанском лайнере. Начинается шторм. Вы со своими семьями и друзьями оказываетесь выброшенными на необитаемый остров. Изо дня в день вы смотрите на безбрежный океан в надежде, что появится какое-то судно.
Наконец, вы начинаете осознавать, что, возможно, здесь предстоит прожить долгие годы. Приходит к вам и понимание того, что необходимы законы, по которым вы будете жить на этом самом острове. Законы – это правила, которые люди должны выполнять. Они есть в каждой стране.
Учитель: как называется свод законов, по которым живут россияне?
Правильно, Конституция. А кто может сказать, от чего зависит будущее общества, его сила?
Ученик: «Во главе государства должен стоять умный человек».
Учитель: «Умный человек может быть одновременно тираном (жестоким)».
Ученик: «Государство должно иметь хорошо обученную армию, чтобы с ним считались. В стране должен быть большой золотой запас».
Учитель: у нас хорошо обученная армия, но в ней иногда оскорбляют честь и достоинство новобранцев. А золотой запас, как показывает исторический опыт, может быть разворован.
Будущее любого общества – и нашей страны тоже - зависит от нравственного облика подрастающего поколения. Из вашей среды вскоре выдвинутся духовные и политические лидеры. Вы пополните ряды общественных деятелей, рабочих, создадите свои семьи. Какими будете вы – таким будет и общество, в котором вы живете; такими будут и армия, и президент, и благосостояние народа.
Итак, делимся на три команды. Каждая команда обитает на своём острове. Каждой команде после двадцатиминутных рассуждений – размышлений предстоит сформулировать основной принцип, или девиз, под которым будут создаваться законы на её острове. Результаты обсуждений будут докладывать капитаны команд.
_______________________________________________________________
Ученик: «На нашем острове будет действовать принцип – «Наивысшее благо для наибольшего числа людей».
Учитель: а кто из твоих островитян знает, что есть наивысшее благо для человека? Апостол Павел, например, некогда почитал за благо «жестоко гнать Церковь Божию и опустошать её» (Гал. 1:13,23). Он говорит о себе: «Я даже до смерти гнал последователей сего учения, связывая и предавая в темницу мужчин и женщин» (Деян. 22:4).
Когда же к нему пришло духовное прозрение, он понял, что то, что он принимал за благо, было страшным заблуждением, ошибкой. Апостол Павел глубоко раскаивался в содеянном и позже писал, что он, некогда гнавший христиан, «ныне благовествует веру, которую прежде истреблял» (Гал. 1:23). Видите – даже Апостол Павел ошибался в определении, что есть благо.
Ученик: А наша группа провозгласила принцип: «Всё решает большинство».
Учитель: воплощая свой принцип на практике, вы, возможно, столкнетесь с такими проблемами:
1. Обладает ли меньшинство какими-либо правами?
2. Что делать, если голоса разделились поровну?
3. Ваня, а что если большинство решит, что именно ты должен нырять в кишащий акулами океан, чтобы добыть пищу? Смех.
Ученик: а наш девиз такой: «Делай то, что тебе нравится, что доставляет удовольствие».
Оживление в классе.
Ваня: «Я, пожалуй, переберусь на твой остров». Дружный смех детей.
Учитель: а задумывались ли вы над тем, что то, что сегодня доставляет удовольствие, завтра может обернуться страданием? Курильщику доставляет удовольствие процесс курения, возможная расплата за это – рак легких.
Состояние опьянения, вызывающее эйфорию (приподнятое настроение), оборачивается на следующий день тяжким похмельем (болезнью).
Употребление наркотиков, создающих кратковременную иллюзию счастья, приводит к полному разрушению организма и ранней смерти.
Любители много и вкусно поесть расплачиваются утратой стройности, ожирением, болезнями.
Ученик: «Ну и как же тогда нам жить на этих островах? По каким законам»?
Учитель: чтобы ответить на этот вопрос, я расскажу вам историю об Александре Смите, вынужденном поселиться, как и вы, на одном из островов Тихого океана.
28 апреля 1798 года вспыхнул мятеж на военном британском корабле «Баунти» (Слайд 1). Причиной мятежа (восстания) явилось жестокое обращение капитана с матросами. Мятежники в количестве 9 человек были высажены на острове Питкэрн. (Слайды 2-6).
8 человек умерли от употребления самодельного спирта. В живых остался только один моряк, и это был Александр Смит. На острове, кроме него, жили аборигены – шестеро мужчин, десять женщин, и девочка пятнадцати лет.
Смит случайно наткнулся на Библию и прочитал её. Я думаю, на Смита произвели сильное впечатление слова из книги пророка Исайи: «Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти» (Ис. 48:17). Бывший мятежник воспринял эти слова как обращение Бога лично к нему и принял Божие водительство.
В результате началось моральное и духовное перерождение этого человека. По вечерам он собирал вокруг себя аборигенов и читал им Библию.
Смит решил создать с аборигенами общество, которое жило бы по законам, изложенным в библейском учении. Каждое сообщество людей выбирает эталон (образец), в соответствии с которым строит свои нравственные и духовные основы.
Через 20 лет остров Питкэрн случайно обнаружили два военных британских корабля. Экипажи кораблей нашли на острове христианскую общину в полном смысле этого слова. (Слайд 7).
На Питкэрне не было тюрьмы, потому что там не было правонарушений; не было больницы, потому что там не было больных; не было сумасшедшего дома, потому что там не было сумасшедших. Не было там и неграмотных, и нигде в мире жизнь и собственность человека не были в такой безопасности, как там. Отличительными чертами населения острова являлись миролюбие, высокая нравственность и благочестие.
Ученица: «А какой принцип лежал в основе тех законов, по которым жило население этого острова»?
Учитель: прочтите стих из Евангелия от Луки, написанный на доске, и сами ответьте на этот вопрос.
Ученик: эти принципы - «Любовь к Богу и ближнему».
Учитель: да. Любовь к Богу и ближнему - основа Десяти Заповедей, по которым жило население острова.
Ученица: «А что такое «Заповедь»?
Учитель: слово «заповедь» означает «правило, служащее руководством для кого-нибудь или чего-нибудь». Десять Заповедей – это нравственный закон, духовная «конституция» для всего человечества.
Ученица: «А как они появились»?
Учитель: На прошлом уроке мы узнали о том, что евреи, наконец, совершили исход из Египта, где пробыли в рабстве четыреста лет. В стране пирамид они постоянно видели грубое идолопоклонство. Не только видели, но и сами иногда принимали в нём участие.
Бог повел их на юг, к горе Синай, чтобы там обучить Свой народ, подготовить его к высшей ступени религиозной жизни. Он дал израильтянам заповеди, религию, благодаря которым нация рабов стала светом в духовном отношении для народов древнего мира. Бог даровал Синайское законодательство народу через Моисея.
Учитель: Лиза, кто такой Моисей?
Ученица: «Моисей – вождь еврейского народа. Он провёл израильтян посуху через Красное море к горе Синай».
Учитель: да. Десять Заповедей размещались на двух каменных скрижалях. «Скрижали было дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии» (Исх. 32:6) (Слайды 8, 9). Бог Ветхого Завета предстаёт Богом страшным и, в Его святости, недоступным.
Ученик: «Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошёл на неё в огне; и восходил от неё дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом» (Исх. 19:18,19). (Слайды 10, 11).
«И проведи для народа черту со всех сторон, и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве её; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти» (Исх. 19:12).
«И сказал Господь Моисею: сойди и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть Его, и чтобы не пали многие из него» (Исх. 19:21).
«Весь народ видел громы и пламя и звук трубный, и гору дымящуюся; и, увидев то, народ отступил, и стал вдали» (Исх. 20:18).
Учитель: на слайдах 12- 15 вы видите гору Синай на фотоснимках. Я сделала их в одной из своих поездок специально для вас, для нашего урока.
В Евангелии раскрывается Бог уже доступный и простой, но какой ценой! Он стал Человеком и через это отдал Себя во власть злобы и неправды земной. Он отдал Себя на распятие.
Слова, из которых состоят Заповеди, просты и общедоступны, но исполнены такого глубокого значения, что составили основу нравственности для всего человечества. Давайте последовательно ознакомимся с ними.
Ученики поочередно читают текст из книги «Исход», глава 20, стихи 1 – 17.
- Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других Богов пред лицем Моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения. Не поклоняйся им и не служи им.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
- Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; А день седьмый – суббота Господу Богу твоему.
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Учитель: первые четыре заповеди учат, каким должно быть отношение человека к Богу.
Первая заповедь гласит: «Я Господь, Бог твой».
Создатель говорит нам: «это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю; и никто не избавит от руки Моей» (Втор. 32:39). Надо понять и принять всеобъемлющую невидимую основу жизни. Отвержение невидимого Бога - результат духовного невежества.
Заповедь, предостерегающая от поклонения кумирам (идолам), я думаю, вам тоже понятна. Бог вечности не может быть ограничен образом из дерева, камня.
Пророк Иеремия говорит о том, как изготовляются идолы - «боги», которым поклоняются язычники: «Вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому, что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра сделать не в силах». «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников» (Иер. 10:3-5, 2).
Заповедь, призывающая нас не произносить имя Господа напрасно, означает, что мы не должны произносить имя Господа механически, поверхностно, без чувства благоговения, почитания. «Свято и страшно имя Его!», - восклицает царь Давид (Пс.110:9).
Соблюдение субботы прекращением всякой работы в седьмой день было древним обычаем, но теперь этот обычай был подтвержден законодательно. Бог установил в истории Израиля для народа день отдыха.
День покоя был задуман не только для того, чтобы человек мог расслабиться физически. Это было время для единения с Богом. Свободное время для единения с Богом. Человек не должен пренебрегать духовной стороной своей жизни. В первом столетии христианской эры возникло празднование не субботнего, но воскресного дня.
Почтение к родителям (пятая заповедь) издавна считалось нравственной обязанностью детей. «Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные!» (Притч. 30:17). Моисей наставляет свой народ: «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их… Тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя» (Втор. 21:18,21).
Дети: «Ого, ничего себе»!
Учитель: да, - это грозные ветхозаветные предостережения детям, пренебрегающим послушанием родителям. Новый Завет также призывает к повиновению отцу и матери, и почитанию их: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» (Еф. 6:1).
В отчем доме отец и мать обучают своих детей повиновению. Не научившийся повиновению дома, будет пренебрегать дисциплиной в школе, на работе, в государстве. Обзаведётся семьей, но и к супруге будет относиться неуважительно. Он не будет почитать Бога. Иисус Христос «был в повиновении» у земных родителей, и поэтому позже Он смог обратиться к Богу со словами: «Отче наш, Сущий на Небесах, да святится имя Твое…».
Учитель: А что означает «почтение» к родителям?
Ученик: «Надо быть вежливыми с ними. Слушаться их»
Учитель: это правильно. Но надо понимать, что почтение – это не холодная вежливость, но сердечное отношение. Родителям нужна душевная теплота. Делитесь с ними своими радостями и печалями. Чем старше будут становиться ваши родители, тем более они будут нуждаться в вас. Именно в вас, в вашем внимании. Это так просто – прикоснуться к человеку, погладить его, спросить, как у него дела, как настроение, сказать ему: «Я люблю тебя». Рассказать о какой-то проблеме, попросить совета. Эти ваши действия улучшат физическое и духовное состояние ваших родителей.
Родителей не выбирают. Их надо воспринимать такими, какие они есть. Господь сказал Израилю: «Проклят злословящий отца или матерь свою» (Втор. 27:16). Бывает так, что человек конфликтует с матерью, обижает её, а потом сокрушается: «И почему у меня в жизни так много неприятностей, неудач»? И не понимает, что это – результат того, что он нарушил духовный закон, запрещающий злословить мать. С посторонними о родителях тоже надо говорить уважительно. Почтение должно выражаться и в словах, и в делах.
Иосиф, будучи наместником Египта, не только позаботился о пропитании своего отца в голодное время, но при встрече «поклонился ему лицем своим до земли» (Быт. 48:12).
Царь Соломон при встрече с матерью «встал перед нею, и поклонился ей, и сел на престоле своём. Поставили престол и для матери царя, и она села по правую руку его» (3Цар. 2:19).
Иисус Христос в последние мучительные мгновения своей земной жизни, будучи на кресте, заботился о Той, Которая родила Его: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:25-27).
Только тогда, когда у вас появятся свои дети, вы поймёте, какой огромной любовью полны к вам сердца ваших родителей. Не отплатите неблагодарностью.
Английский драматург Вильям Шекспир вкладывает в уста своего героя короля Лира, отвергнутого своими двумя дочерьми, такие слова:
«Дуй, зимний ветер, дуй,
Ты не так жесток, как человеческая неблагодарность.
Насколько больней, чем быть укушенным змеёй,
иметь неблагодарного ребенка».
А укус змеи, как вы знаете, иногда может быть смертелен.
И не забывайте о существовании духовного «закона жатвы»: «Что посеешь – то и пожнешь».
Вот вам пример. Сын ведёт отца, по щекам которого струятся слезы, в дом престарелых, при этом утешая его: «Тебе там будет лучше». Отец отвечает: «Я плачу не о себе, но о тебе. По этой же дороге я вёл отца в дом престарелых. Настанет момент, и твой сын поведёт тебя по этой же дороге».
Учитель: Ребята, а встречались ли вы в своей жизни с проявлениями неблагодарности? Расскажите.
Шестая заповедь - «не убивай». Эта заповедь направлена на защиту жизни человека в обществе. Лишить жизни себя или другого – значит попытаться занять место Бога. Человека можно убить не только оружием, но и клеветой, раздражением, гневом. Причиной многих несчастий и пожаров, приведших к человеческим жертвам, явились небрежность и халатность. Будем помнить, что наша небрежность, клевета, несправедливый поступок могут превратить нас в убийц.
Заповедь «не прелюбодействуй» (не совершай действие против любви) провозглашает защиту семьи, утверждает святость брачных уз. Господь сотворил мужчину и женщину. Приготовил для них прекрасный дом – Эдемский сад. Там было всё необходимое для человеческой пары. Благословил их. Весь мир был храмом Господа, а Священником был Он Сам.
Господь установил правила брака, от исполнения которых зависит счастье супругов, будущее детей, благосостояние каждого поколения. Человек, разрушающий семью, разрушает будущее общества.
Брак взят Господом под защиту. В Израиле прелюбодеяние (нарушение верности супругу, супруге) каралось смертной казнью. «Да будут преданы смерти прелюбодей и прелюбодейка» (Лев. 20:10).
Прелюбодеев забивали камнями. Брак – это пожизненная связь между одним мужчиной и одной женщиной. Оправданием для развода может послужить только неверность одного из супругов.
«Не кради»! Кража – это воровство, хищение чьей-либо собственности (частной или государственной). Господь говорит: «Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга» (Лев. 19:11).
«Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему» (Притч. 11:1). Воровство в Синайском законодательстве заклеймено как преступление: «Всякий, кто крадёт, истреблён будет» (Зах. 5:3).
«Приобретающий богатство неправдою: он оставит его на половине дней своих, и глупцом останется в конце дней своих» (Иер. 17:11).
Кража – это не только ограбление банка, инкассатора, но и уклонение от уплаты налогов, воровство яблока из чужого сада и просто бесплатный проезд. След на совести остается один и тот же.
«Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего». Чем совершеннее наша духовная жизнь, тем меньше мы судим других, а больше себя.
Новый закон не только осуждал внешнее злое дело, он проникал глубже и осуждал саму мысль злую, заповедав «не пожелай» ничего такого, что противоречит основным законам нравственности.
Ученик: «А если не жить по заповедям - тогда что?».
Учитель: Прочти нам стихи из Второзакония, главы 11, стихи 26-28.
Ученик: «Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие:
Благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня,
А проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня».
Учитель: Подробно о последствиях исполнения заповедей Божиих или отвержения их мы будем говорить на следующем уроке. В конце урока школьники делают рисунки в своих тетрадях на пройденную тему. В это время приглушенно звучит духовная музыка.
Домашнее задание – для желающих: на выданных вам маленьких карточках напишите краткий, в одно – два предложения - ответ на вопрос: «Зачем нам даны десять заповедей»?
Примеры ответов учащихся:
Родион: «Общество без заповедей — это как дом без стен, как ручка без чернил».
Егор: «Первые четыре заповеди для мира духовного, а остальные — для мира внешнего».
Костя: «Заповеди даны для того, чтобы человек понял суть жизни. Они даны для того, чтобы человек понимал, что такое любовь к Богу и ближнему».
Миша: «Без заповедей в мире воцарился бы хаос».
Дуся: «Если бы я попала в то место, где заповеди исполнялись бы, мне кажется, я была бы под сильной защитой и в безопасности».
Анфиса: «Заповеди даны для того, чтобы мы были добрыми и честными людьми. Чтобы мир был прекрасным и добрым».
Вероника: «Если бы везде исполняли 10 заповедей, то мир был бы самым прекрасным; было бы как будто в раю. Все бы долго жили, и было бы так хорошо, что ни в сказке сказать, ни пером описать».
Коля: «Без заповедей мир был бы ужасен»!
Мансур: «если бы не было заповедей, все люди бы распоясались».
Даша: «Чтобы человек стремился к лучшему».
Спасибо, друзья, до встречи!
Стр. из
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока по курсу "Истоки" тема:"Священные слова. Заповеди и Заветы Божьи"
На данном уроке учащиеся знакомятся с тайнами Священных слов....
Презентация урока по теме:"Священные слова.Заповеди и Заветы Божьи"
Презентация содержит творческий материал для групповой работы....
Конспект урока по ОРКСЭ "Заповеди" 4 класс Кураева
Конспект урока по ОРКСЭ модулю "Основы православной культуры" по теме "Заповеди" 4 класс Кураева...
Разработка занятия по курсу "Социокультурные истоки" для учащихся 2 класса по теме "Десять заповедей-основа жизни.Заповедь пятая."
В конспекте отражено содержание занятия по данной теме. Тема "Семья в моей жизни" была мною рассмотрена с точки зрения 10 божьих заповедей, в частности, пятой заповеди "Почитай отца твоего...
Урок по ОПК "Заповеди" (4 класс)
Урок по ОПК "Заповеди" (4 класс)...
Открытый урок по ОРКСЭ "Заповеди"
Материалы к уроку очень обширны, интересны....
Урок по ОРКиСЭ "Заповеди"
Представлены конспекты по ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики) в 4 классе....