Фрагмент урока по курсу "Истоки" тема:"Священные слова. Заповеди и Заветы Божьи"
методическая разработка (4 класс) по теме

На  данном уроке учащиеся знакомятся с тайнами Священных слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Священные слова. Заповеди и ЗаветыМолитвы»                                                                Задачи:                                                                                Раскрытие тайны Священных слов                

  1. Развитие внутреннего, духовного мира нравственных качеств
  2. Повышение воспитательного потенциала
  3. Воспитание уважительного отношения к родителям и старшему поколению
  4. Приобщение и привитие любви к книге, чтобы в  ней дети видели привлекательность, общения с мыслью, красотой.

1 Подготовительный этап (присоединение)

2Сообщение темы занятия.

Священные слова.

К священным словам, прежде всего, относятся ЗАПОВЕДИ.

Во 2и3 классах мы обращались на занятиях к заповедям.

3 Основной этап

ЗАПОВЕДИ – это основные правила христианской жизни. Все они перечислены в Библии - книге, написанной много тысяч лет тому назад.

Наши предки их выучивали наизусть.

Вот некоторые из них:

  1. «Почитай отца твоего и мать»
  2. «Не кради»
  3. «Мир имейте между собой»
  4. «Будьте милосердны»
  5. «Не произноси ложного свидетельства»

-А какие заповеди знаете вы?  (тетрадь стр.25)

  1. Не завидуй
  2. Не сотвори себе кумира
  3. Не осуждай другого
  4.  Всякому просящему у тебя подавай

Но важно заповеди не только знать, но и следовать с ними по жизни. Старые люди говорили молодым:                                                                

 скажешь один раз неправду – всю жизнь, доверять не будут

возьмёшь что- либо без спроса – скажут, что совесть потерял

Одним словом, держись правила: Береги платье, снову, а честь смолоду.

Вспомните народную мудрость и восстановите пословицу.

Многие заповеди разъяснялись в пословицах и поговорках, вот некоторые разъяснения:

  1. Не ищи красоты, а ищи доброты
  2. Слабого обижать - себе добра не желать
  3. Согласному стаду и волк не страшен
  4. Согласие да лад – для общего дела клад

Как вы думаете, какими пословицами можно разъяснить последнюю заповедь «Мир имейте между собою» выберите их.

Разъяснялись заповеди в поучениях, в родительских наставлениях жизненных советах. ВСЕ ВМЕСТЕ ОНИ СОСТАВИЛИ ЗАВЕТЫ ПРЕДКОВ

4 Активное занятие

Тренинг работа в четвёрках «Заповеди и Заветы»

Прочитать и соотнести заповеди Божии и заветами предков, соединяя их по смыслу.

Заповеди божьи

Заветы предков

Почитай отца твоего и мать

Согласие да лад -для общего дела клад

Будьте милосердны

Лучше мало, да честно

Не произноси ложного свидетельства

Ближнему поможешь – радость узнаешь

Не осуждай другого

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает

Не кради

Бедного обижать – себе добра не желать

Всякому просящему у тебя подай

Правда светлее солнца и дороже золота

Мир имейте между собой

На соседа смотри, Опустивши веки, а на себя во все глаза

5Экспертная оценка

Заповеди и заветы лежат в основе жизни, помогают сохранить связь между поколениями. Благодаря им, мы осознаём всё единство, с тысячелетним, духовным, нравственным наследием нашего народа.

Давайте подведём итог разъяснениям заповедей Божьих и заветов предков, соединив, цветовую гамму.

6 Ресурсный круг

  1. Я вижу…
  2. Я слышу…
  3. Я чувствую…

Мы сегодня говорим о священных словах, к ним относятся и слова МОЛИТВЫ.

МОЛИТВА - дыхание жизни, мысль, обращение к Богу, сердце и воля, обращённые к Богу.  

ОБЩЕСТВЕННЫЕ – когда все вместе в храме или ином месте молятся вместе со священником.

ЧАСТНЫЕ – когда молится один человек наедине с Богом.

МОЛИТВА

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненья далеко –

И верится, и плачется,                                              

И так легко, легко…    

М.Ю. Лермантов

6 Рефлексия

Обьединение дополнительного образования «Истоки»

Методика занятий «Истоки» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода. В основе методики лежат технологии Эффективного обучения: приобретение социокультурного опыта.

Учебный курс «Воспитание на социокультурном опыте» реализует идею активного воспитания, обучения и развития ребёнка на основе социокультурного системного подхода к истокам в образовании.

Цель курса «Истоки», развитие системы духовно нравственных ценностей внутреннего и внешнего мира ребёнка.

Задачи:Приобщение учащихся к истокам родной культуры.                Подведение к истокам духовности, нравственности и знакомство с истоками русских традиций.

Период младшего школьного возраста, является наиболее благоприятным, для формирования нравственных понятий. В этом возрасте происходит интенсивное накопление поведенческого опыта. В основе социокультурного системного подхода лежит идея активного воспитания. На практике реализация идеи активного воспитания осуществляется посредствам активных форм обучения  -социокультурных тренингов.

Индивидуальный этап - учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Работа в паре (четвёрках) - предлагается сообщить друг другу своё решение, прийти к единому мнению и заполнить таблицу в соответствии с общим решением.(делегировать лидера)

Экспертная оценка - после работы в парах (четвёрках) учитель подводит учащихся к правильному выбору, сообщает экспертную оценку.

Ресурсный круг – первый, начинает фразу и передаёт слово сидящему слева взглядом и прикосновением. Высказываются все желающие.

Правила работы в ресурсном круге:

  1. Внимательно слушать говорящего.
  2. Поддерживать говорящего взглядом.
  3. Будь доброжелательным, уважайте мнение других.
  4. Старайтесь говорить ясно, чётко и кратко.
  5. Любое мнение может быть воспринято.
  6. Относись к собеседнику так, как хочешь, чтобы относились к тебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 1 класс. Презентация фрагмента урока по русскому языку. Составление из слов предложений.

Презентация фрагмента урока по русскому языку.Составление из слов предложений....

Презентация урока по теме:"Священные слова.Заповеди и Заветы Божьи"

Презентация содержит творческий материал для групповой работы....

Фрагмент урока по теме "Слова- подсказки, какие они?"

Фрагмент урока по русскому языку (УМК "Гармония") 2 классТема: "Слова-подсказки"...

Основы мировых религиозных культур.Проектная работа "Священные сооружения.Церковь Грузинской иконы Божией Матери. с.Осиново ЗМР РТ"

О священных сооружениях ислама, христианства, иудаизма, буддизма. Конспект урока-экскурсии по теме: "Церковь Грузинской иконы Божией Матери в с. Осиново Зеленодольского района РТ". Материал будет поле...

Изучение нового словарного слова на уроке русского языка (фрагмент урока)

В предложенном фрагменте урока русского языка раскрывается один из методических вариантов введения нового словарного слова (на примере слова "газета")....

Фрагмент урока по русскому языку в 1 классе по теме "Слово и слог. Как определить, сколько в слове слогов"

Во фрагменте урока представлен материал помогающий уточнить представление о слоге как части слова,  слогообразующей роли гласных, обучить учащихся выделению слогов и обозначению их в слове, класс...